Расширенный поиск
Постановление Правительства Ульяновской области от 26.07.2006 № 240ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 26 июля 2006 г. N 240 г. Ульяновск Об утверждении Правил организации мероприятий по предупрезкдению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области (В редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2009 г. N 328-П) Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" и от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Ульяновской области п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области (прилагаются). 2. В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти, защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия разливов нефтепродуктов рекомендовать: (В редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2009 г. N 328-П) 2.1. Органам местного самоуправления, органам, осуществляющим надзор, и организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, независимо от форм собственности, при разработке планов мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов строго руководствоваться постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613, от 15.04.2002 N 240, от 30.12.2003 N 794, приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 и Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области, утвержденными настоящим постановлением. 2.2. Организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортиров хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, независимо от форм собственности, привести в соответствие с настоящим постановлением планы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министра строительства Ульяновской области Никитина С.В. (В редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2009 г. N 328-П) Исполняющий обязанноcти Губернатора - Председателя Правительства области В.П.Козин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Ульяновской области от 26 июля 2006 г. N 240 ПРАВИЛА организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области (В редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2009 г. N 328-П) 1. Основные термины и понятия, используемые в Правилах Водный объект - поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта). (Водный кодекс Российской Федерации, ст. 7). ГСМ - горюче-смазочные материалы. ГУ МЧС России по Ульяновской области - Главное управление МЧС России по Ульяновской области. Постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций. ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба. Зоны особой значимости - объекты повышенного риска; объекты систем жизнеобеспечения населения, объекты, представляющие культурную и историческую ценность, особо охраняемые природные территории, объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов. ЛРН - локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов. Координатор работ по ЛРН - полномочный представитель владельца объекта, назначаемый заранее, способный и обязанный руководить работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций. КЧС и ОПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Постоянно действующий орган, координирующий мероприятия по защите, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (имеет три уровня - территориальный, местный, объектовый). Ликвидация последствий разлива - действия, обеспечивающие восстановление аварийного объекта и объектов жизнеобеспечения населения до рабочего состояния; восстановление окружающей среды до состояния, исключающего неблагоприятное воздействие на здоровье граждан, животный и растительный мир. (В редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2009 г. N 328-П) Ликвидация разлива - действия, обеспечивающие сбор и утилизацию разлившейся нефти и нефтепродуктов. Локализация разлива - действия, обеспечивающие предотвращение дальнейшего растекания нефти и нефтепродуктов по земле и (или) водной поверхности. Нефтесодержащая смесь - смесь с любым содержанием нефти. Нефть - любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в частности сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочное масло. Объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов - экологически чувствительные территории к воздействию нефтяных разливов, которые будут испытывать долговременные значительные негативные последствия при разливе нефти; территории и акватории обитания редких и охраняемых видов млекопитающих и птиц, занесенных в Международную Красную книгу и Красные книги Российской Федерации и Ульяновской области; водоохранные зоны; водные объекты высшей и первой рыбохозяйственной ценности; леса I и II группы защитности и особо защитных участков, санитарно-защитные зоны источников водоснабжения; территории традиционного природопользования; места рыбного промысла; другие места по согласованию с соответствующими органами власти территории. Объекты повышенного риска - взрывоопасные, пожароопасные; химически опасные, радиационно опасные объекты, объекты гидродинамической опасности. Объекты систем жизнеобеспечения населения - объекты водоснабжения и канализации, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, медицинского обслуживания, транспортных систем, связи, продовольственного обеспечения (фермы и объекты пищевой промышленности; рыборазводные хозяйства; сельскохозяйственные угодья). Объекты, представляющие культурную и историческую ценность - археологические объекты, объекты религиозного значения, зоны отдыха и пешеходного туризма, пляжи, курортные зоны и термальные источники, районы, населяемые малыми этническими группами. Организации, осуществляющие операции с нефтью - организации, имеющие опасные объекты, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Профессиональные аварийно-спасательные формирования (организации)-организации (формирования), аттестованные в соответствии с нормативными актами Российской Федерации для ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и имеющие необходимые лицензии природоохранных органов. Разлив нефти - сброс нефти и нефтепродуктов в водный объект, на земли или подземные воды, независимо от причин и обстоятельств, вызвавших такой сброс. РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. РЦ ГО ЧС - Региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сельскохозяйственные угодья - земли, используемые для воспроизводства сельхозпродукции или пригодные для этого. Территориальная подсистема РСЧС - подсистема, объединяющая органы управления, силы и средства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций Ульяновской области в части ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В подсистему входят все профессиональные формирования как существующие, так и вновь создаваемые, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие соответствующие лицензии и аттестованные в установленном порядке. УГМС - территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу Ульяновской области. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. 2. Общие положения Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте 14.04.2005 N 6514). Целью данных Правил является выработка единых подходов к организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и создание единой системы реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов. Разлив нефти - сброс нефти и нефтепродуктов в водный объект, на земли или подземные воды, независимо от причин и обстоятельств, вызвавших такой сброс. РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. РЦ ГО ЧС - Региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сельскохозяйственные угодья - земли, используемые для воспроизводства сельхозпродукции или пригодные для этого. Территориальная подсистема РСЧС - подсистема, объединяющая органы управления, силы и средства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций Ульяновской области в части ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В подсистему входят все профессиональные формирования как существующие, так и вновь создаваемые, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие соответствующие лицензии и аттестованные в установленном порядке. УГМС - территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу Ульяновской области. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. 2. Общие положения Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте 14.04.2005 N 6514). Целью данных Правил является выработка единых подходов к организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и создание единой системы реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов. Правила определяют классификацию разливов нефти и нефтепродуктов, основные требования к системе управления, организации работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН), а также требования к технологиям и программам выполнения этих работ. В Правилах изложены требования к планам ЛРН и организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов - ответственным за предупреждение, локализацию и ликвидацию разливов нефти. Действие данных Правил распространяется на территорию Ульяновской области. 3. Классификация разливов нефти и нефтепродуктов, уровней реагирования на разлив Разливы нефти и нефтепродуктов, повлекшие за собой негативное воздействие на окружающую среду и нарушение условий жизнедеятельности населения, рассматриваются как чрезвычайные ситуации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации". 3.1. Классификация разливов нефти и нефтепродуктов Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий: локального значения - разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта; муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта; территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования; регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации; федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения). 3.2. Классификация уровней реагирования на разлив нефти Уровневый подход позволяет обеспечить управление мероприятиями по ЛРН наиболее экономичным и эффективным способом. Уровень 1. Локальный. Первый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации локального значения на местности, при попадании нефти в водные объекты Ульяновской области. На первом уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводится силами и техническими средствами организации, на объекте которой произошел разлив. При недостатке указанных сил и специальных технических средств к работам по ЛРН на договорной основе привлекаются профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы), а также силы подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии. Разлив нефти, соответствующий первому уровню реагирования, может быть признан руководителем работ и (или) органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую среду и население. В этом случае руководство работами по ЛРН переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств. (В редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2009 г. N 328-П) Уровень 2. Муниципальный. Второй уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации муниципального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах. На втором уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводится силами и техническими средствами организации, на объекте которой произошел разлив, с привлечением профессиональных аварийноспасательных формирований (служб) муниципального образования, сил подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии. Разлив нефти, соответствующий второму уровню реагирования, может быть признан руководителем работ и (или) органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую среду и население. В этом случае руководство работами по ЛРН переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств. (В редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2009 г. N 328-П) Уровень 3. Территориальный. Третий уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации территориального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах. На третьем уровне реагирования для локализации и ликвидации разливов нефти, кроме сил и средств второго уровня, в установленном порядке привлекаются силы и средства территориальной подсистемы РСЧС, силы и средства организации, имеющих аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие лицензии. Уровень 4. Региональный. Четвертый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации регионального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах Ульяновской области. На четвертом уровне реагирования для локализации и ликвидации разливов нефти, кроме сил и средств третьего уровня, в установленном порядке привлекаются силы и средства региональной подсистемы РСЧС, силы и средства организаций, имеющих аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие лицензии. Уровень 5. Федеральный. Пятый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации федерального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах Ульяновской области. На пятом уровне реагирования, кроме сил и средств, указанных выше, для локализации и ликвидации разливов нефти привлекаются силы и средства РСЧС, силы и средства МЧС России, а также ресурсы зарубежных компаний по согласованию с уполномоченными органами Правительства Российской Федерации. 4. Порядок представления информации о разливе нефти и нефтепродуктов 4.1. Порядок оповещения при разливе нефти и нефтепродуктов Информация о разливе нефти и нефтепродуктов доводится до руководителя объекта, организации, в ведении которой находится объект, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований объекта (организации), органов местного самоуправления, территориальных контролирующих органов. Организация передает информацию о разливе нефти и нефтепродуктов (при попадании в водные объекты, независимо от количества - немедленно; при разливе на местности: до 0,2 т - один раз в месяц, свыше 0,2 т - немедленно) Главному управлению МЧС России по Ульяновской области. Главное управление МЧС России по Ульяновской области оповещает следующие контролирующие и надзорные органы: управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области; управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ульяновской области; государственное учреждение "Ульяновский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"; территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области; Государственную инспекцию по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (при разливах нефти на водных объектах и водоохранных зонах) по Ульяновской области. При разливах, способных оказать вредное воздействие на население, производится оповещение населения службами МЧС России и муниципальными органами власти. Информация о разливах передается по установленной форме 1-ЛРН (таблица 1). Схема оповещения при разливе любого значения показана на рис. 1. 4.2. Информация о разливе нефти и нефтепродуктов В информации о разливе нефти и нефтепродуктов по формам ЧС-1-ЧС-4 указываются: дата и время (местное); местонахождение разлива, источник и причина разлива (выброс из скважины, столкновение транспортных средств, порыв трубопровода, разрыв емкости и т.п.); предполагаемый объем разлива и состояние источника (перекрыт или истечение продолжается); возможный тип и характеристики продукта (плотность, вязкость и температура потери текучести); описание площади разлива, включая направление его движения, длину, ширину и предполагаемое значение разлива нефти и нефтепродуктов по установленной классификации (пункты 3.1, 3.2 настоящих Правил); гидрометеорологические условия в районе разлива нефти и нефтепродуктов; для промышленных площадок: попадание или угроза попадания на сопредельные территории; для акваторий: скорость распространения и направление дрейфа пятна нефти и нефтепродуктов, вероятность загрязнения береговой линии; попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды; действия, предпринятые для устранения источника и локализации разлива нефти и нефтепродуктов; наличие пострадавших и вероятность загрязнения населенных пунктов, береговой линии, объектов жизнеобеспечения населения, окружающих природных и промышленных объектов; необходимость в дополнительных средствах для ликвидации разливов; установочные данные источника первичной информации о разливе нефти и нефтепродуктов; дополнительная информация о разливе, его локализации и ликвидации. Таблица 1 Информация о разливе нефти и нефтепродуктов на суше и внутренних водоемах (форма 1-ЛРН) Местонахождение разлива: ______________________________________________________________________ Установочные данные владельца объекта: ______________________________________________________________________ Дата разлива:____________________ Время разлива:______________________ Дата составления отчета:_________ Время составления отчета:___________ Причина разлива:______________________________________________________ ______________________________________________________________________ Данные о разливе Источник разлива:_____________________________________________________ Тип и характеристика продукта:________________________________________ Предполагаемый объем:_________________________________________________ Описание площади разлива:_____________________________________________ Направление и скорость распространения пятна:_________________________ Состояние источника разлива (перекрыт или истечение продолжается), скорость истечения, возможности возгорания:___________________________ ______________________________________________________________________ Наличие пострадавших и вероятность загрязнения населенных пунктов, береговой линии, объектов жизнеобеспечения населения, окружающих природных и промышленных объектов:____________________________________ ______________________________________________________________________ Метеоусловия Скорость ветра:_________________ Направление:_________________________ Состояние водоема:____________________________________________________ Приливные течения:____________________________________________________ Действия, предпринятые для устранения источника и локализации разлива: ______________________________________________________________________ Дополнительная информация: Составитель отчета____________________________________________________ (должность, Ф.И.О.) Передать по связи в соответствии со схемой оповещения. |————————————||—————————————————————————————| |——————————————| | МЧС России || КЧС и ОПБ | | Обнаружение | | г. Москва || Ульяновской области | | разлива | |—————|——————||————————|—————————|——————————| |——————|———————| |—————|—————||—————————|—————————|——————————| |——————|———————| |—————————| | Пурц || Главное управление | | Руководитель | | ЕДДС | | МЧС России|| МЧС России ||| объекта ||——| города, | |———————————|| Ульяновской области ||| || | района | |——————————————————————————————|||——————————————|| |—————————| |——————————————————————————————||| || | Управление по ||| Аварийные || | технологическому и ||| формирования || | экологическому надзору ||| объекта || | Ростехнадзора по ||| || | Ульяновской области ||| || |——————————————————————————————|||——————————————|| |——————————————————————————————||| || | Территориальное ||| Специальные || | управление Федеральной ||| формирования || | службы по надзору в ||| | | сфере защиты прав |||——————————————| | потребителей и || | благополучия человека || | по Ульяновской области || |——————————————————————————————|| |——————————————————————————————|| | Управление Федеральной || | службы по надзору в сфере || | природопользования по || | Ульяновской области || |——————————————————————————————|| |——————————————————————————————|| | Государственная инспекция || | по охране, воспроизводству || | рыбных запасов и || | регулированию рыболовства || | по Ульяновской области || |——————————————————————————————|| |——————————————————————————————|| | Государственное учреждение || | "Ульяновский областной || | центр по гидрометеорологии || | и монитозингу окружающей | | среды" | |——————————————————————————————| Рис. 1. Схема оповещения при разливе нефти и нефтепродуктов. 5. Основные требования к организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, обязаны: 1) создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240); 2) оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации; 3) иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Иметь резервы финансовых средств, обеспечивающих возможность полного и своевременного возмещения вреда, причиненного окружающей среде ее загрязнением в результате аварийного разлива нефтепродуктов. Осуществлять обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта организацией, определенное статьей 15 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ); 4) обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов; 5) содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий; 6) принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов; 7) создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения. 6. Система управления мероприятиями по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Особенности организации работ по ЛРН предъявляют к системе управления следующие основные требования: оперативность, устойчивость, непрерывность, эффективность, достоверность передаваемой информации. Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются: максимальным приближением органов управления к местам чрезвычайной ситуации; заблаговременным созданием запасных (подвижных) пунктов управления и резервных каналов связи; оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения; сопряжением задействованных систем (средств) связи и оповещения всех участников работ по ЛРН. Эффективность управления определяется оперативностью и целесообразностью принимаемых решений на локализацию и ликвидацию разлива нефти и нефтепродуктов, достаточным и своевременным обеспечением сил и средств, привлекаемых для работ по ЛРН. Достоверность передаваемой информации достигается точностью ее передачи, ответственностью лиц, на которых возложена обязанность по сбору и передаче информации. Меры воздействия за сокрытие либо передачу ложной информации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Схемы управления мероприятиями по ЛРН приведены на рис.2, 3,4. |——————————————————————| | Контролирующие и | | надзорные органы | | (согласно п. 3.1.) | ||—————————————————————| | |—————————|——————————| |————————————————————————————| | Руководитель | |——————————————| | КЧС и ОПБ | | организации |——| |——| Ульяновской области | |————|———————|———————|——| КЧС и ОПБ | |————————————————————————————| |————|———————|———————| | района | | Координатор работ |——| | | по ЛРН | |——————————————| |————|———————|———————| |————|———————|———————| | Специальные | | формирования | | (дежурный персонал | | 1-го уровня) | |————————————————————| Рис. 2. Схема организации управления работами по ЛРН на местности, при попадании в водные объекты (локальный уровень до 100 т) |——————————————————————| | Контролирующие и | | надзорные органы | | (согласно п. 3.1.) | ||—————————————————————| | |—————————|——————————| |————————————————————————————| | Руководитель | |——————————————|——| КЧС и ОПБ | | организации |——| |——| Ульяновской области | |————|———————|———————|——| КЧС и ОПБ | |————————————————————————————| |————|———————|———————| | района | | Координатор работ |——| | | по ЛРН | |——————————————| |————|———————|———————|——|——————————————| |————|———————|———————| | | | Специальные | | АСФ района | | формирования | | | | (дежурный персонал | |——————————————| | 2-го уровня) | |————————————————————| Рис.3. Схема организации управления работами по ЛРН на местности, при попадании в водные объекты (муниципальный от 100 т до 500 т) |——————————————————————| | Контролирующие и | | надзорные органы | | (согласно п. 3.1.) | ||—————————————————————| | |—————————|——————————| |————————————————————————————| | Руководитель | |——————————————|——| КЧС и ОПБ | | организации |——| |——| Ульяновской области | |————|———————|———————|——| КЧС и ОПБ | |—————————————|——————————————| |————|———————|———————| | района | | | Координатор работ |——| | | | по ЛРН | |——————————————| | |————|———————|———————||—|——————————————| | |————|———————|———————|| | | | | Специальные || | АСФ района | | | формирования || | | | | (дежурный персонал || |——————————————| | | 3-го уровня) || |—————————————————| | |————————————————————||—| АСФ Ульяновской |—————————————| | области | |—————————————————| Рис.4. Схема организации управления работами по ЛРН на местности, при попадании в водные объекты (территориальный уровень от 500 т до 1000 т) На региональном и федеральном уровнях организация управления работами по ЛРН осуществляется в соответствии с региональным и федеральным планами ЛРН. 7. Планирование действий сил и средств 7.1. Прогнозирование сценариев возможных разливов нефти и нефтепродуктов Прогнозирование сценариев возможных разливов нефти и нефтепродуктов проводится на стадии разработки плана ЛРН для конкретного объекта и (или) предприятия на основе анализа рисков с учетом максимально возможного объема разлившейся нефти, установленного постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 и от 15.04.2002 N 240. Прогнозирование осуществляется на основе исходных данных, в состав которых входят: описание объекта, тип и характеристики продукта, гидрометеорологические и гидрогеологические условия, наличие экологически уязвимых зон в районе возможного загрязнения, I, II, III пояса зон санитарной охраны подземных и поверхностных источников водоснабжения и объектов водопроводных сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения вне зависимости от ведомственной принадлежности. Целью прогнозирования разливов нефти и нефтепродуктов является: определение возможных последствий разливов нефти и нефтепродуктов, их значение и влияние на население, объекты жизнеобеспечения и окружающую среду. (В редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2009 г. N 328-П) 7.2. Планирование действий сил, привлекаемых к работам по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Планирование действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей среде до допустимого уровня, отвечающего соответствующим природно-климатическим и иным особенностям территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательных формированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов. (В редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2009 г. N 328-П) Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является определение необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации разливов в нормативные сроки (4 часа - при разливе нефти в акватории, 6 часов - при разливе нефти на почве), а также для организации последующих работ по их ликвидации. На водоемах планирование действий по ликвидации разливов проводится исходя из невозможности их локализации при неблагоприятных гидрометеорологических и гидрологических явлениях. 7.3. Порядок привлечения сил и специальных технических средств к работам по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов При возникновении разливов нефти и нефтепродуктов локального значения для работ по локализации этих разливов привлекаются дежурные смены, силы и средства аварийно-спасательных формирований объектов и организаций. При необходимости, по запросу руководителя организации, могут привлекаться территориальные профессиональные аварийноспасательные формирования (службы). При возникновении разливов нефти и нефтепродуктов местного значения для работ по ЛРН, кроме вышеперечисленных сил и средств, могут привлекаться профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы) регионального базирования. При возникновении разливов нефти и нефтепродуктов территориального значения для работ по ЛРН, кроме вышеперечисленных сил и средств, привлекаются профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы) регионального базирования. Для ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов регионального значения для работ по ЛРН, кроме вышеперечисленных сил и средств, привлекаются силы и средства сопредельных субъектов Российской Федерации, силы и средства МЧС России. Привлечение сил и средств формирований вне зависимости от формы их собственности осуществляется с ведома владельца аварийного объекта, на основании письменного согласия, по предложению руководителя работ. Договоры на привлечение указанных сил и средств заключает владелец объекта. 7.4. Порядок привлечения сил и специальных технических средств зарубежных компаний к работам по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Силы и средства зарубежных аварийно-спасательных формирований привлекаются на основании договоров, заключенных организациями, по согласованию с уполномоченными органами Правительства Российской Федерации для работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов федерального (трансграничного) и, как исключение, регионального значения. 7.5. Порядок привлечения гражданского населения для работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Решение о привлечении гражданского населения и отдельных граждан, не являющихся спасателями, может быть принято в случае крайней необходимости КЧС и ОПБ Ульяновской области по согласованию с руководителем организации, с его письменного согласия и в соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". В этом случае с добровольного согласия отдельных граждан и населения, хши могутиспользоваться исключительно на неотложных вспомогательных работах под руководством профессиональных спасателей и после прохождения инструктажа по безопасности ведения работ. 8. Организация работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Организацию работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов условно можно разделить на три этапа: первый этап - принятие экстренных мер по ЛРН и передача информации согласно схеме оповещения; второй этап - принятие решения на ЛРН и оперативное планирование действий; третий этап - организация проведения мероприятий по ЛРН. На первом этапе: дежурная смена и (или) аварийно-спасательные формирования организации (объекта) немедленно приступают к перекрытию источника разлива нефти и нефтепродуктов (по возможности), локализации разлива средствами объекта и оказанию помощи пострадавшим; проводится сбор КЧС и ОПБ; определяются задачи предстоящих действий и предварительная оценка обстановки, сложившейся в результате разлива нефти и нефтепродуктов; готовится информация и передается в соответствии со схемой оповещения; председатель КЧС и ОПБ ставит задачи противопожарным, медицинским, природоохранным, коммунально-техническим службам, аварийноспасательным формированиям и другим органам (службам); организуется круглосуточное оперативное дежурство и связь с подчиненными и взаимодействующими органами управления, а также с территориями и объектами, которые могут быть подвержены загрязнению. При предварительной оценке обстановки уточняются: местонахождение разлива, источник и причина разлива (выброс из скважины, столкновение транспортных средств, порыв трубопровода, разрыв емкости и т.п.); приблизительный объем разлива и состояние источника (перекрыт или истечение продолжается); тип и характеристики продукта (плотность, вязкость и температура потери текучести); площадь разлива, включая направление разлива, длину, ширину пятна; гидрометеорологические условия в районе разлива нефти и нефтепродуктов; меры, предпринятые для локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов; наличие пострадавших и вероятность загрязнения природных объектов и объектов жизнеобеспечения населения; оценивается опасность разлива нефти и нефтепродуктов для населения. Выполнение мероприятий начинается дежурными силами и средствами. По мере приведения в готовность привлекаются остальные имеющиеся силы и специальные технические средства в соответствии с планом ЛРН. На втором этапе: проводится уточнение характера и значения (масштабов) разлива нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирование развития ситуации; разрабатывается план-график проведения работ по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов; определяется достаточность привлекаемых к ЛРН сил и специальных технических средств; продолжаются начатые на первом этапе мероприятия. Для уточнения масштабов последствий разлива нефти и нефтепродуктов, а также складывающейся обстановки и прогнозирования ее развития используются группы обследования. В состав этих групп включаются специалисты организации-виновника разлива нефти и нефтепродуктов, представители органов управления МЧС России Ульяновской области, представители природоохранных, медицинских и других органов. Группы обследования допускаются в район аварийного объекта только при отсутствии угрозы для их жизни и при условии соблюдения ими правил техники безопасности. На основе полученных данных уточняется сложившаяся обстановка и значение чрезвычайной ситуации, определяются работы по ЛРН, устанавливаются их объемы, порядок проведения, потребность в силах и специальных технических средствах для их выполнения. Осуществляется дальнейший прогноз развития чрезвычайной ситуации на основании получаемых, данных. Работы по ЛРН организуются и проводятся в соответствии с оперативным планом действий, который готовится КЧС и ОПБ на необходимый срок в зависимости от развития ситуации и является обязательным для всех участников аварийно-спасательных работ. Руководитель организации несет персональную ответственность за эффективность принимаемых решений, безопасное и рациональное привлечение сил и средств, а также за конечные результаты выполненных работ. В решении руководителя (председателя КЧС и ОПБ) указываются: краткие выводы из оценки масштабов и характера разлива нефти и нефтепродуктов, опасность для населения, объектов жизнеобеспечения и окружающей среды; (В редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2009 г. N 328-П) необходимый объём работ по устранению источника утечки нефти и нефтепродуктов, локализации разлива, рубежи и способы локализации, очередность, последовательность и сроки выполнения работ; состав имеющихся сил и специальных технических средств и распределение их по участкам и объектам работ; задачи создаваемой группировке собственных и взаимодействующих сил и средств; задачи силам и средствам, задействованным для проведения постоянного мониторинга района разлива нефти и нефтепродуктов; порядок материального, технического, противопожарного, финансового и иных видов обеспечения проводимых мероприятий; вопросы организации взаимодействия по целям, задачам, месту, времени и способам действий органов управления на всех этапах работ; организация непрерывного управления мероприятиями и действиями при ЛРН. На третьем этапе: проводятся мероприятия по ликвидации разлива нефти; координатор работ (штаб руководства операциями) готовит отчёт о проведении операций по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, программу по реабилитации территории (акватории) и других загрязненных объектов. Работы по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов организуются и проводятся на основе единого плана с предоставлением руководителям профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб) инициативы на закрепленных участках работ в выборе конкретных методов и технологий ведения работ в соответствии с реальной обстановкой. При этом строго соблюдается принцип централизации управления и персональной ответственности за выполненные работы. Развертывание органов управления и наращивание группировки сил и специальных технических средств для организации и ведения работ по ЛРН осуществляются по мере приведения их в готовность и выдвижения в район разлива нефти и нефтепродуктов. Работы по ЛРН организуются в две - три смены и ведутся, как правило, непрерывно, днём и ночью, в зависимости от возможности выполнять эти работы (продолжительность рабочего дня нормируется в соответствии с пунктом 1 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации). Смена личного состава формирований (подразделений) проводится непосредственно на рабочих местах. Решение о завершении работ (сокращении интенсивности) по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, переходе соответствующих подсистем и звеньев РСЧС на режим повседневной деятельности принимает руководитель работ или председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, осуществляющий непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации, по согласованию с природоохранными органами. После завершения работ по ЛРН готовится отчёт и предложения по реабилитации территории и объектов. 9. Оценка воздействия разливов нефти и нефтепродуктов на людей и окружающую среду (В редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2009 г. N 328-П) 9.1. Оценка угрозы жизни и здоровью людей Организация мероприятий по защите населения и территорий, охране здоровья населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, возлагается на территориальные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с законом о защите населения и территорий от ЧС. Обеспечение безопасности персонала объекта и аварийно-восстановительных бригад, оказание первой медицинской помощи и эвакуация персонала, в случае необходимости, возлагается на руководителей организаций, владельца объекта. Степень опасности и механизм оценки угрозы жизни и здоровью людей определяются медицинскими службами соответствующих органов исполнительной власти. 9.2. Порядок оценки и возмещения эколого-экономического ущерба Эколого-экономический ущерб от загрязнения окружающей среды нефтью складывается преимущественно из ущерба от: загрязнения воздушного бассейна от испарения летучих фракций; загрязнения почвенного покрова; загрязнения поверхностных вод; загрязнения подземных вод; ущерба водным биологическим ресурсам; ущерба лесной растительности; ущерба животному миру. Порядок оценки и возмещения вреда за экологическое правонарушение при разливах нефти и нефтепродуктов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Начисление платы за загрязнение окружающей среды производится в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение среды (в ред. приказа Госкомэкологии Российской Федерации от 15.02.2000, зарегистрированного в Минюсте России 24.03.1993 N 190). (В редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2009 г. N 328-П) Возмещение вреда, причиненного в результате загрязнения окружающей среды здоровью и имуществу физических и юридических лиц, производится в полном объеме виновными в этом организациями согласно статье 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". (В редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2009 г. N 328-П) Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, Государственная инспекция по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (при разливах нефти на водных объектах и водоохранных зонах) по Ульяновской области; территориальное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ульяновской области совместно с другими федеральными органами исполнительной власти определяют ущерб, причиненный окружающей природной среде в результате загрязнения, предъявляют иски на его возмещение и привлекают виновных к установленной законодательством ответственности. 9.3. Возмещение расходов на локализацию и ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов Все затраты по возмещению расходов на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и их последствий возлагаются на виновника загрязнения независимо от форм собственности объекта и принадлежности какой-либо стране. При невозможности установления виновника загрязнения все затраты на проведение работ возмещаются решением КЧС и ОПБ из резервных фондов. В этом случае руководство работами осуществляется КЧС и ОПБ Ульяновской области. 10. Требования к технологиям, применяемым для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов 10.1. Требования к технологиям, применяемым для локализации разлива нефти и нефтепродуктов Технологии и специальные технические средства, применяемые для локализации разливов нефти и нефтепродуктов, должны обеспечивать надежное удержание нефтяного пятна в минимально возможных границах. Технологии локализации не должны увеличивать объем загрязненного грунта и, по возможности, не нарушать поверхностный растительный слой почвы. При осуществлении локализации разлива нефти и нефтепродуктов на грунте следует ограничивать движение тяжелой техники по загрязненному участку и исключать засыпку свободной нефти и нефтепродуктов грунтом. При устройстве траншей и обваловки следует учитывать возможность повышения уровня грунтовых вод и интенсивных осадков в виде дождя в период проведения работ. Удерживающие, сорбирующие и направляющие боковые заграждения должны быть выполнены из материалов, стойких к воздействию нефти, нефтепродуктов и воды, выдерживать нагрузки, соответствующие тем поверхностным водотокам, для которых они предназначены. Технология установки боковых заграждений для локализации нефтяного разлива на водотоке должна быть отработана таким образом, чтобы надежное удержание нефти и нефтепродуктов осуществлялось минимальным количеством рубежей постановки бонов и позволяло удерживать нефтяное пятно такое количество времени, которое необходимо для механического сбора нефти и нефтепродуктов. Применение сорбирующих материалов проводить только при наличии' гигиенического заключения органов Госсанэпиднадзора Российской Федерации и сертификата органов Госстандарта Российской Федерации на сорбирующие материалы. Диспергенты, микробиологические, биологические препараты применять только при наличии гигиенического заключения органов Госсанэпиднадзора Российской Федерации, сертификата органов Госстандарта Российской Федерации, по согласованию с органами управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, Государственной инспекцией по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (при разливах нефти на водных объектах и водоохранных зонах) по Ульяновской области и территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области и на основании положительного заключения Государственной экологической экспертизы федерального уровня при планировании операций на водных объектах и федеральных землях, регионального уровня - в прочих случаях. 10.2. Требования к технологиям, применяемым при механическом сборе нефти и нефтепродуктов Технологии и специальные технические средства, применяемые для механического сбора нефти и нефтепродуктов с поверхности грунта и воды, должны обеспечивать максимально быстрый сбор нефтяного пятна. Технологии и специальные технические средства для сбора разлитой нефти не должны увеличивать объем нефтезагрязненных отходов. Специальные технические средства должны быть пожаробезопасны и просты в эксплуатации. Технологии механического сбора нефти должны быть применяемы в диапазоне температур окружающей среды от -40°С до +40°С. 10.3. Требования к микробиологическим, биохимическим и иным препаратам, разрешенным к применению на территории Ульяновской области для деструкции нефтяного загрязнения грунтов и водных объектов В части разрешительной документации биологический препарат-деструктор углеводородов должен иметь: санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений Госсанэпиднадзора Российской Федерации; разрешительные документы Российского регистра потенциально опасных химических и биологических веществ; методику аналитического контроля при использовании на грунте и воде; технические условия; инструкцию по применению. Для обеспечения экологически допустимой, эффективной и экономически приемлемой очистки окружающей среды от нефтепродуктов препарат должен соответствовать следующим критериям: препарат должен быть изготовлен на основе непатогенных штаммов, выделенных из природных экосистем; препарат технически легко применим; препарат обеспечивает эффективное снижение загрязнения, не обуславливая при этом экологически неблагоприятных последствий. Технические условия на микробиологические и биохимические препараты должны иметь в своем составе следующие разделы: технические требования (характеристики препарата, требования к упаковке и маркировке); правила приемки; методы испытаний (отбор проб, определение органолептических показателей, определение оксидазной активности); транспортировка и хранение; требования безопасности; требования по охране окружающей среды; гарантии изготовителя; оптимальные условия эффективной работы препарата. Инструкция к микробиологическим и биохимическим препаратам должна содержать: исчерпывающую информацию по приготовлению рабочей формы препарата к применению; описание технических приемов и агрохимических мероприятий, способствующих процессу очистки; описание процесса обработки, нормы внесения препарата для различных целей и условий применения; перечень необходимых для проведения работ технических средств; информацию по соответствующим правовым и техническим нормам и правилам; мероприятия по технике безопасности при подготовке и применении рабочей формы препарата; рекомендации по проведению контроля за процессом деструкции углеводородов. 10.4. Требования к технологии сжигания нефти и нефтепродуктов в месте разлива Сжигание нефти и нефтепродуктов в месте разлива производится по решению КЧС и ОПБ после его согласования с управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области; управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ульяновской области, территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской- области, Государственной инспекцией по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (при разливах нефти на водных объектах и водоохранных зонах) по Ульяновской области и Главным управлением МЧС России по Ульяновской области и на основании положительного заключения Государственной экологической экспертизы федерального уровня при планировании операций на водных объектах и федеральных землях, регионального уровня - в прочих случаях. Прежде чем принять решение в пользу сжигания нефти и нефтепродуктов при работах по ЛРН, следует тщательным образом взвесить все вопросы безопасности персонала и имущества. 10.5. Требования к мероприятиям по утилизации собранной нефти, нефтепродуктов и отработанных расходных материалов Все работы по временному хранению и утилизации собранной нефти, нефтепродуктов и отработанных расходных материалов осуществляются организацией, владельцем объекта или профессиональными аварийноспасательными формированиями (службами), обслуживающими данную организацию. Полигоны (оборудованные сооружения) временного хранения и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов определяются заранее (при разработке планов ЛРН) по согласованию с госнадзорными и контролирующими органами. Кроме этого, определяются способы утилизации собранной нефти, нефтепродуктов и отработанных расходных материалов, применяемые для этих работ технологии и специальные технические средства, устанавливаются примерные сроки выполнения этих работ с учетом объемов собранной нефти, нефтепродуктов и отработанных расходных материалов. После проведения работ по утилизации составляется акт утилизации собранной нефти, нефтепродуктов и отработанных расходных материалов. 11. Требования, предъявляемые к отчёту о проведении работ по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать следующие сведения: причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов; описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов; оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории; расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам; уровень остаточного загрязнения нефтепродуктами атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; сведения о размерах границ загрязненных территорий нефтепродуктами и размеры границ территории с остаточным загрязнением нефтепродуктов (атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод после ликвидации аварии; состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности; предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб). Отчеты о проведении работ по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов представляются муниципальному органу власти, на территории которого проводились работы по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, Главному управлению МЧС России по Ульяновской области, управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, управлению по технологическому и экологическому надзору по Ульяновской области, Государственной инспекции по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (при разливах нефти на водных объектах и водоохранных зонах) по Ульяновской области и государственному учреждению "Ульяновский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды". Документы, разрабатываемые в ходе выполнения работ по ЛРН, оформляются в текстовом виде с приложением карт (планов) границ загрязнения территорий и акваторий, необходимых расчетов, графиков и других справочных материалов. 12. Порядок разработки, согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и календарных планов оперативных мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти 12.1. Порядок разработки, согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план ЛРН) и календарных планов оперативных мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти (далее - календарный план) подготовлен в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.02.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 14.04.2005 N 6514) в целях установления единого для ведомств, предприятий и организаций, независимо от форм собственности (далее - организации), порядка формирования и введения в действие планов ЛРН в пределах Ульяновской области. 12.2. Планы ЛРН а календарные планы разрабатываются организациями, эксплуатирующими следующие потенциально опасные объекты (потенциальные источники разливов нефти и нефтепродуктов): нефтепромыслы на суше; стационарные и плавучие добывающие установки (в том числе при бурении) и нефтяные терминалы; терминалы по приемке ГСМ и бункеровке судов; стационарные и подвижные объекты хранения и сбыта нефти и нефтепродуктов (нефтепарки, хранилища ГСМ, АЗС, автоцистерны, железнодорожные цистерны); магистральные, межпромысловые и внутрипромысловые нефтепроводы. 12.3. Органы местного самоуправления разрабатывают муниципальный план ЛРН. Порядок согласования и утверждения планов приведен в таблицах 2, 3. Структура и порядок разработки календарного плана определены в приказе МЧС России от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации". Планы ЛРН и календарные планы автозаправочных станций согласовываются с территориальным управлением по технологическому и экологическому надзору и утверждаются Главным управлением МЧС России по Ульяновской области. Таблица 2 Порядок-утверждения и согласования планов ЛРН и календарных планов (при разливах на местности и во внутренних пресноводных водоемах) |——————————————————————————|——————————————————————|——————————————————————————————————————| | Уровни | Утверждают | Согласовывают | | разлива нефти | | | |——————————————————————————|——————————————————————|——————————————————————————————————————| | 1. Локального | Руководитель | Управление по технологическому | | значения (до 100 т) | организации, | и экологическому надзору | |——————————————————————————| | Ростехнадзора по Ульяновской | | 2. Местного значения | Главное | области, управление Федеральной | | (от 100 т до 500 т) | управление МЧС | службы по надзору в сфере | |——————————————————————————| России по | природопользования по Ульяновской | | 3. Территориального | Ульяновской | области, Государственная инспекция | | значения (от 500 т | области | по охране, воспроизводству рыбных | | до 1000 т) | | запасов и регулированию рыболовства | | | | (при разливах нефти на водных | | | | объектах и водоохранных зонах) по | | | | Ульяновской области, территориальное | | | | управление Федеральной службы по | | | | надзору в сфере защиты прав | | | | потребителей и благополучия человека | | | | по Ульяновской области | |——————————————————————————|——————————————————————|——————————————————————————————————————| | 4. Регионального | Руководитель | Кроме того, федеральные органы | | значения | организации; | исполнительной власти, Приволжско - | | (от 1000 т до 5000 т) | федеральный | Уральский региональный центр по | |——————————————————————————| орган | делам гражданской обороны, | | 5. Федерального значения | исполнительной | чрезвычайным ситуациям и ликвидации | | (более 5000 т) | власти по | последствий стихийных бедствий | | | ведомственной | | | | принадлежности | | | | Минтранс России; | | | | МЧС России | | |——————————————————————————|——————————————————————|——————————————————————————————————————| Таблица 3 ПОРЯДОК утверждения и согласования планов ЛРН и календарных планов, разрабатываемых органами местного самоуправления |—————————————————————|——————————————————————|———————————————————————————————————————————| | Уровни разлива | Утверждают | Согласовывают | | нефти | | | |—————————————————————|——————————————————————|———————————————————————————————————————————| | Местного значения | КЧС и ОПБ | Управление по технологическому | | (от 100 т до 500 т) | органа местного | и экологическому надзору | | | самоуправления, | Ростехнадзора по Ульяновскойобласти, | | | Главное управление | управление Федеральной службы по | | | МЧС России по | надзору в сфере природопользования | | | Ульяновской области | по Ульяновской области, Государственная | | | | инспекция по охране, воспроизводству | | | | рыбных запасов и регулированию | | | | рыболовства (при разливах нефти на | | | | водных объектах и водоохранных зонах) | | | | по Ульяновской области, территориальное | | | | управление Федеральной службы по надзору | | | | в сфере защиты прав потребителей и | | | | благополучия человека по Ульяновской | | | | области | |—————————————————————|——————————————————————|———————————————————————————————————————————| 13. Методические рекомендации по разработке планов на территории Ульяновской области 13.1. Основные положения Методические рекомендации разработаны в соответствии с Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 14.04.2005 N-6514). Настоящие Правила предназначены для обеспечения единого подхода при разработке планов предупреждения и ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов) (далее - планы ЛРН) в Ульяновской области. Объекты, на которых разрабатываются планы ЛРН, порядок их согласованиями утверждения указаны в разделе 12 настоящих Правил. Количество экземпляров проекта плана ЛРН и календарных планов определяет разработчик с учетом количества согласующих органов, организаций, проводящих экспертизу. Копии утвержденных планов ЛРН (бумажные и электронные) в обязательном порядке представляются в утверждающую организацию, Главное управление МЧС России по Ульяновской области, организации, взаимодействующие с владельцем объекта в части исполнения плана ЛРН и календарных планов. Представление копий утвержденных планов ЛРН (бумажных и (или) электронных) в согласующие органы и экспертную организацию определяется в заключении. 13.2. Рекомендации по структуре, содержанию и оформлению плана ЛРН Оформление плана ЛРН должно соответствовать ГОСТ 7.32-2001 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления План ЛРН должен содержать следующие разделы: 1) Список исполнителей; 2) Определения, обозначения и сокращения; 3) Общая часть; 4) Оперативная часть; 5) Ликвидация последствий ЧС(Н); 6) Нормативная, правовая и методическая база по ЛРН; 7) Приложения (обязательные); 8) Приложения (справочные). При описании целей и задач плана указывается основание для разработки плана ЛРН, определяются основные цели разработки плана, его правовой статус (уровень плана), порядок применения в практической деятельности, срок действия. Готовность организации к действиям по локализации и ликвидации последствий ЧС(Н) оценивается (самооценивается) по трехбалльной системе - "соответствует" (собственное АСФ(Н) организации, аттестовано, укомплектовано и оснащено средствами ЛРН не менее 80% от плановых или есть договор на обслуживание с аттестованным АСФ(Н), постоянное руководство и контроль КЧС и ОПБ планирования и выполнения мероприятий плана ЛРН - осуществляется реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) - ведется в полном объеме или загрязненные территории (акваторий) отсутствуют; перечень опасных (пожароопасных) объектов - имеется в полном объеме; промышленная, экологическая и пожарная безопасность - обеспечивается в полной мере; декларация промышленной безопасности - разработана или не предусмотрена; паспорт безопасности объекта - разработан); "ограниченно соответствует" (собственные АСФ(Н) - имеются - и аттестованы или созданы и готовятся (проходят) аттестацию, средства ЛРН не менее 60% плановых, постоянное руководство и контроль КЧС и ОПБ планирования и выполнения мероприятий плана ЛРН - не осуществляется; реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) - ведется не в полном объеме; перечень опасных (пожароопасных) объектов - имеется не в полном объеме; промышленная, экологическая и пожарная безопасность - обеспечивается не в полной мере; декларация промышленной безопасности - разработана или не предусмотрена; паспорт безопасности объекта - не разработан); "не соответствует" (средства ЛРН менее 60% плановых, КЧС и ОПБ отсутствует; реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) - не ведется; перечень опасных (пожароопасных) объектов - отсутствует; промышленная, экологическая и пожарная безопасность - не обеспечивается). В заключении экспертной организации, кроме того, должны быть оценены: мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) - спланированы или не спланированы; уровень плана соответствует уровню ЧС(Н) или занижен; достаточный состав сил и средств локализации и ликвидации ЧС(Н) - определен или не определен; обеспечение требований промышленной, экологической и пожарной безопасности описано - подробно или с недостатками, которые могут привести к ЧС(Н), или не описано; организация взаимодействия собственных и привлекаемых АСФ(Н) - отработана или не отработана. При описании характеристики объекта, оценке обстановки при возможном максимальном разливе нефти и нефтепродуктов указываются: местонахождение опасного объекта и его владельца; наибольшая (наименьшая) работающая смена; природные условия в районе объекта (географические и гидрогеологические особенности района, наличие водных объектов, характеристика почв и грунтов, геоморфология водоохранных зон, гидрометеорологические условия, зоны особой чувствительности); социально-экономические условия, пути сообщения и транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов; наиболее уязвимые участки путей сообщения; максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте; расчетный максимально возможный объем разлива нефти и нефтепродуктов; характеристика нефти и нефтепродуктов; прогнозируемая площадь разлива, направления его движения в зависимости от времени года и метеоусловий, возможности попадания нефти и нефтепродуктов в водные объекты; наличие аварийно-спасательных формирований и специальных технических средств и материалов, предназначенных для проведения работ по ЛРН. При описании мероприятий по подготовке организации к ликвидации: возможных разливов нефти и нефтепродуктов указываются: расчет количества сил и средств, достаточных для ликвидации прогнозируемого разлива нефти и нефтепродуктов; соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации разлива; необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований; наличие договоров с профессиональными формированиями на абонентское обслуживание (при недостаточности собственных сил и средств); порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств; сроки подготовки и аттестации специалистов аварийно-спасательных формирований в области ЛРН; наличие резерва финансовых и материальных ресурсов, договоров обязательного экологического страхования или страхования риска ответственности за причинение вреда; порядок материально-технического, инженерного и финансового обеспечения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; график проведения комплексных учений и командно-штабных тренировок. При разработке действий сил и средств по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов указываются: первоочередные действия по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов; порядок оповещения органов управления силами и средствами по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов; порядок уведомления органов исполнительной власти и органов госконтроля; организационная структура управления работами по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов (организация взаимодействия сил и средств, их дислокация, связь); выдвижение сил и средств в зону чрезвычайной ситуации (разлива нефти и нефтепродуктов); последующие действия в случае, если разлив выходит за пределы территории объекта; порядок применения диспергентов на конкретной территории, в зависимости от сезона года; мероприятия по защите населения (при необходимости) и оказание медицинской помощи населению и персоналу по ликвидации разлива; мероприятия по спасению водных млекопитающих, животных и птиц; наблюдение и слежение за зоной разлива нефти и нефтепродуктов; организация и проведение контроля за состоянием окружающей среды (почва, атмосферный воздух, водные объекты) в месте разлива нефти и нефтепродуктов и на прилегающей территории (акватории). При разработке мероприятий по сбору нефти и нефтепродуктов, реабилитации территорий (акваторий) и объектов, загрязненных в результате разлива нефти и нефтепродуктов, отражаются: последовательность работ по сбору разлитой нефти и нефтепродуктов, реабилитации территорий и объектов; технологии защиты берега, входов в заливы, устьев рек и водоемов в зависимости от времени года; технологии очистки береговой полосы в зависимости от времени года; технологии очистки водных объектов; технологии очистки болотистых территорий; технологии очистки участков суши (сельскохозяйственных угодий, песчаных и глинистых грунтов); порядок привлечения организаций и наличие договора с организациями, имеющими соответствующие лицензии, на проведение работ по реабилитации территорий (акваторий) и объектов; программа долгосрочного мониторинга за состоянием окружающей среды на объекте и прилегающей территории; (В редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2009 г. N 328-П) порядок финансирования мероприятий по реабилитации территорий (акваторий) и объектов. При разработке мероприятий по временному хранению и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов отражается: организация работ по временному хранению и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов; способы утилизации нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов, наличие договоров со специализированными организациями имеющими лицензии, привлекаемыми для этих работ, специальные технические средства и технологии; сроки выполнения этих работ с учетом объемов собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов; места и способы очистки технических средств, применяемых при ликвидации разлива и реабилитации территорий (акваторий). 13.3. Рекомендации по разработке приложений к планам по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Каждое приложение к плану ЛРН должно разрабатываться как отдельный документ и подписываться (визироваться) соответствующей службой (организацией) в том случае, если оно не было согласовано в составе иной документации. Приложения разрабатываются в графическом или текстовом виде в зависимости от характера содержащейся в них информации. Формат документов, масштабы карт (планов) определяются разработчиком и должны обеспечивать удобство работы с ними в любых условиях. Схема управления, связи и оповещения при разливах нефти и нефтепродуктов разрабатывается графически. На ней отображаются органы управления и силы, привлекаемые к работам по ЛРН, порядок подчиненности, места привязки к проводным линиям связи (при необходимости), схема вызова абонентов и их номера телефонов, сигналы оповещения и т.д. Необходимое и достаточное количество сил и специальных технических средств (включая обеспеченность работников и населения средствами защиты с указанием видов средств защиты, их количества, сроков годности и порядка выдачи) определяется расчетом и представляется в табличном виде. В нем указываются наименования подразделений и формирований, привлекаемых к работам по ЛРН, места их дислокации, количество личного состава и техники, время приведения в готовность к выполнению работ (с учетом прибытия на место ЧС(Н)). Схема размещения мест временного хранения и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов, отработанных расходных материалов разрабатывается на карте (плане) с указанием мест временного хранения и утилизации, возможный объем емкостей для временного хранения, маршруты движения к ним и другие данные. Копии договоров с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами) на абонентское обслуживание, прилагаемых к плану, должны быть заверены нотариально или печатью АСФ. 13.4. Календарный план оперативных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти (в соответствии с приказом МЧС России от 28.12.2004 N-621) Приложение "Организации, взаимодействующие при локализации и ликвидации аварий и Ч(СН)" выполняется в табличной форме с указанием организаций, участвующих в ликвидации разливов различного уровня (сценария) на основании договоров о взаимопомощи (указать номер и дату подписания). В приложении "Зона действия плана и схема расположения опасного объекта (объектов) организаций с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты" помещаются "карты экологической чувствительности", отражающие чувствительность ресурсов данной территории к нефтяному загрязнению (карты экологической чувствительности). Карты экологической чувствительности составляются на основании траекторий разливов по наихудшему из сценариев. Карты экологической чувствительности используются при прогнозировании последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных условий реагирования по локализации разлива нефти и нефтепродуктов - гидрометеорологических, гидрологических, времени то да, суток, рельефа местности, экологическихособенностей и характера использования территорий (акваторий) и т.п. При составлении карт экологической чувствительности в первую очередь выделяются особо охраняемые территории согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ, отдельным постановлениям Правительства Российской Федерации органов местного самоуправления, расположенных на территории Ульяновской области, объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов, места, населяемые малыми этническими группами, сельскохозяйственные угодья, места традиционных промыслов. Определение зон особой экологической значимости проводится в пределах зоны действия плана ЛРН. При составлении карт экологической чувствительности следует руководствоваться ГОСТ Р 22.0.10-96 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях. Условные обозначения". Возможно использование ГОСТ Р 12.4.026-2001. "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики". Методы испытаний и руководства IРIЕСА "Создание карт особо чувствительных зон при ликвидации разливов нефти". Характеристики зон особой значимости (местоположение, границы) должны представляться в составе плана ЛРН в форме карт соответствующего масштаба и описательной части. 14. Правила создания неснижаемого запаса сорбентов и сорбирующих изделий в организациях, работающих с нефтью и нефтепродуктами В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" организации обязаны иметь запасы материалов для ликвидации чрезвычайной ситуации. Для ликвидации аварийной ситуации, связанной с разливом нефти и нефтепродуктов, и профилактической очистки территории организации независимо от форм собственности должны иметь постоянный запас нефтесорбирующих материалов для нейтрализации следующих объемов нефти и нефтепродуктов: стационарные хранилища нефти и нефтепродуктов, имеющие обваловки, выполненные в соответствии со СНиП 2.11.03-93 - 1% от объема максимального резервуара в нефтехранилище; нефтебазы (расходные склады ГСМ предприятия и стационарные хранилища ГСМ), не имеющие обваловки по СНиП 2.11.03-93, в соответствии с ВППБ 01-01-94 "Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения"; АЗС - в соответствии с ВППБ 01-01-94 "Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения"; территории., на которых отмечено интенсивное движение (присутствие) автотранспорта (автогаражи, автостоянки, АЗС с заглубленными резервуарами, территории портов; территории, прилегающие к организациям, для стоянки служебного автотранспорта; территории, прилегающие к торговым центрам и т.п.), в соответствии со справочным пособием к СНиП "Проектирование сооружений для очистки сточных вод" - 240 л на 1 га территории в год; авторемонтные станции; станции разборки автомобилей; станции замены масел - 500 л на 1 га территории в год, включая подъездные стояночные площадки. Количество нефтесорбента рассчитывают делением объемов нефти и (или) нефтепродуктов на поглощающую способность нефтесорбента: G н.с.= V н/Q, где: G н.с. - вес непреходящего запаса нефтесорбента, кг; V н - нормативный разлив нефти и (или) нефтепродукта, литры; Q - поглощающая способность нефтесорбента, л/кг нефтесорбента. Нефтесорбирующие материалы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области либо других центров Российской Федерации и сертификат Госстандарта Российской Федерации. Организации, применяющие нефтесорбирующие материалы, обязаны иметь договор со специальными формированиями или с поставщиком на прием (сдачу) насыщенных (отработанных) нефтесорбирующих материалов. Сброс нефтенасыщенных материалов в приемники бытового мусора и сдача на полигоны ТБО категорически запрещается. Запрещается применение для ликвидации разлива нефти (нефтепродуктов) не сертифицированных в Российской Федерации синтетических и органических материалов, грунта (почвы, земли), а также природных материалов, не рекомендуемых (запрещенных) к применению отраслевыми руководящими документами. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|