Расширенный поиск
Постановление Правительства Ульяновской области от 14.09.2010 № 33/302-П ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 14 сентября 2010 г. N 33/302-П
г. Ульяновск
Утратило силу - Постановление Правительства Ульяновской области
от 06.10.2015 № 493-П
Об утверждении областной целевой программы
энергосбережения и повышения энергетической
эффективности в Ульяновской области на период
2010-2020 годов
(В редакции Постановления Правительства Ульяновской области
от 11.05.2011 г. N 21/205-П; от 23.12.2011 № 637-П;
от 21.03.2012 № 13/124-П; от 21.03.2012 № 13/127-П;
от 24.12.2012 № 620-П; от 11.03.2013 № 9/75-П;
от 22.07.2013 № 31/308-П)
В целях реализации государственной политики в энергетике и создания стимулирующих условий для энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Ульяновской области, в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановлением Правительства Ульяновской области от 28.06.2007 N 219 "Об утверждении положения о порядке разработки и реализации в Ульяновской области областных целевых программ"
Правительство Ульяновской области постановляет: 1. Утвердить областную целевую программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области на период 2010-2020 годов (прилагается). 2. Министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Правительство Ульяновской области сводную информацию о реализации областной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области на период 2010-2020 годов. (В редакции Постановления Правительства Ульяновской
области от 11.05.2011 г. N 21/205-П)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области информацию о ходе
реализации на территории соответствующего муниципального образования Ульяновской области целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. (В редакции Постановления
Правительства Ульяновской области от 11.05.2011 г. N 21/205-П)
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Якунина А.И. Исполняющий обязанности Губернатора - Председателя Правительства Ульяновской области А.И.Якунин
Утверждена
постановлением
Правительства
Ульяновской области
от 14 сентября 2010 г. N 33/302-П
Действие приостановлено до 1 января 2013 года – Постановление
Правительства Ульяновской области от 23.12.2011 № 637-П
Областная целевая программа энергосбережения и повышения энергетической
эффективности в Ульяновской области на период
2010-2020 годов
(В редакции Постановления Правительства Ульяновской области
от 11.05.2011 г. N 21/205-П; от 21.03.2012 № 13/124-П)
Паспорт Программы
Наименование Программы - областная целевая программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области на период 2010 - 2020 годов (далее - Программа).
Дата принятия решения - 19 января 2010 года.
о разработке Программы Основание для - распоряжение Правительства Ульяновской области от разработки Программы 23.08.2010 N 30/589-пр "Об утверждении Концепции областной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области на период 2010 - 2020 годов".
Государственный - Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса заказчик Программы Ульяновской области (В редакции Постановления Правительства Ульяновской области
от 11.05.2011 г. N 21/205-П)
Разработчики Программы - Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса
Ульяновской области;
федеральное государственное учреждение "Российское
энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации.
(В редакции Постановления Правительства Ульяновской области
от 11.05.2011 г. N 21/205-П)
Цели и задачи - цели Программы:
Программы повышение качества жизни населения и переход Ульяновской области на энергосберегающий путь развития на основе обеспечения рационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении и создание условий для повышения энергетической эффективности
региональной экономики и бюджетной сферы.
Основные задачи Программы:
создание условий для повышения эффективности производства, передачи и потребления энергетических ресурсов за счет совершенствования нормативной правовой и методической базы в области
энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
реализация требований федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в том числе проведение обязательных энергетических обследований и паспортизации потребителей энергетических ресурсов;
развитие энергосервисных услуг, стимулирование производства энергосберегающего оборудования и материалов, а также внедрение энергосберегающих технологий на территории Ульяновской области;
стимулирование внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий в процессе производства, передачи, распределения и потребления энергетических ресурсов;
обучение и развитие кадрового потенциала в области
энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Ульяновской области;
внедрение энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в организациях с государственным и муниципальным участием Ульяновской области, жилищно-коммунальном
хозяйстве, в энергетике и наружном освещении, в строительстве, промышленности и на транспорте;
создание резервных энергетических мощностей и запасов энергетических ресурсов за счет реализации
мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при их производстве и
передаче;
оснащение и осуществление расчетов за потребленные, переданные, производимые энергетические ресурсы с использованием приборов учета, автоматизация в сфере контроля и учета расхода энергетических ресурсов; улучшение экологических показателей среды обитания
за счет создания новых генерирующих мощностей с использованием возобновляемых источников энергии, развитие альтернативных видов топлива;
развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение энергетически эффективных технологий в сфере производства, передачи и потребления энергетических ресурсов;
пропаганда и воспитание энергосберегающего поведения граждан, активное вовлечение всех групп потребителей в решение проблем энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Важнейшие целевые - снижение энергоемкости валового регионального индикаторы и продукта Ульяновской области к 2020 году не менее показатели Программы чем на 40%;
доля органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, организаций с участием государства и муниципальных
образований Ульяновской области, прошедших обязательные энергетические обследования и энергетическую паспортизацию к 31 декабря 2012 года, - 100%;
доля энергетических ресурсов (электрическая энергия, тепловая энергия, вода, газ) централизованного энергоснабжения, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета, к 31 декабря 2012 года - 100%;
улучшение экологической обстановки в Ульяновской области к 2020 году за счет сокращения выбросов "парниковых" газов и иных вредных выбросов в атмосферу на 10%.
Сроки и этапы - Программа рассчитана на 2010 - 2020 годы и реализации Программы осуществляется в три этапа:
I этап - 2010 год;
II этап - 2011 - 1012 годы;
III этап - 2013 - 2020 годы.
Перечень подпрограмм - подпрограмма "Энергосбережение и повышение Программы энергетической эффективности в бюджетных учреждениях и иных организациях с участием государства и муниципальных образований Ульяновской области";
подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно- коммунальном комплексе";
подпрограмма "Оснащение и осуществление расчетов за потребленные, переданные, производимые энергетические ресурсы с использованием приборов учета";
подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электро- энергетике";
подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельском хозяйстве"; подпрограмма "Развитие возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива";
подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системе наружного освещения";
подпрограмма "Развитие организационно-правового обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; подпрограмма "Популяризация энергосбережения в Ульяновской области".
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы составляет финансирования с 5992360 тыс. рублей, в том числе:
разбивкой по этапам средства областного бюджета Ульяновской области - реализации Программы 975700 тыс. рублей (2010 год - 40000 тыс. рублей; 2011 - 2012 годы - 366640 тыс. рублей; 2013 - 2020
годы - 569060 тыс. рублей);
средства местных бюджетов - 648830 тыс. рублей (2010 год - 0,0 тыс. рублей; 2011 - 2012 годы - 153330 тыс. рублей; 2013 - 2020 годы - 495500 тыс. рублей);
внебюджетные источники - 4368200 тыс. рублей (2010
год - 0,0 тыс. рублей; 2011 - 2012 годы - 936100 тыс. рублей; 2013 - 2020 годы - 3432100 тыс. рублей).
Основные исполнители - исполнительные органы государственной власти мероприятий Программы Ульяновской области;
органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (по согласованию);
организации с участием государства и муниципальных
образований Ульяновской области (по согласованию);
энергосервисные компании и иные исполнители мероприятий Программы, выбираемые в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
организации, реализующие мероприятия Программы и не получающие денежных средств из областного бюджета Ульяновской области (по согласованию).
Система управления - организацию управления Программой и текущий Программой контроль за ходом ее реализации осуществляет Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области и
ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, представляет в Правительство Ульяновской области сводную информацию о реализации Программы.
(В редакции Постановления Правительства Ульяновской области
от 11.05.2011 г. N 21/205-П)
Ожидаемые конечные - за период реализации Программы к 2020 году результаты реализации планируется экономия энергетических ресурсов от Программы и показатели внедрения энергосберегающих мероприятий в оценки эффективности натуральном выражении - 2000 тонн условного мероприятий топлива (далее - т у. т.) и в стоимостном выражении - 13,1 млрд. рублей, в том числе;
электрической энергии в натуральном и стоимостном выражении - 2,9 млн. МВт ч (6,7 млрд. рублей);
тепловой энергии в натуральном и стоимостном выражении - 6335 тыс. Гкал (4,5 млрд. рублей);
воды в натуральном и стоимостном выражении - 177 млн. куб. м (1,1 млрд. рублей);
природного газа в натуральном и стоимостном выражении - 228,1 млн. куб. м (0,8 млрд. рублей).
Основные индикаторы - снижение энергоемкости валового регионального оценки эффективности продукта Ульяновской области к 2020 году не менее Программы чем на 40%;
увеличение объемов производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии:
в 2015 году - до 2,5%, или 44,77 млн. кВт·ч;
в 2020 году - до 4,5%, или 69,19 млн. кВт·ч;
улучшение экологической обстановки в Ульяновской области к 2020 году за счет сокращения выбросов "парниковых" газов и иных вредных выбросов в атмосферу на 10%.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
В настоящей Программе используются следующие основные понятия:
энергетический ресурс - носитель энергии, которая используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная или другой вид энергии); вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса; энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу,
юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю; класс энергетической эффективности - обозначение установленного нормативным документом уровня энергоэффективности, характеризуемого интервалом значений показателей экономичности энергопотребления для групп однородной продукции; энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте; энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком; энергоноситель - вещество в различных агрегатных состояниях (твердое, жидкое, газообразное) либо иные формы материи, запасенная энергия которых может быть использована для целей энергоснабжения; организации с участием государства или муниципального образования
- юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации,
муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям; лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, - лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом. 2. ВВЕДЕНИЕ
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" (далее - Закон N 261-ФЗ), постановлением Правительства
Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", постановлением Правительства
Ульяновской области от 28.06.2007 N 219 "Об утверждении положения о порядке разработки и реализации в Ульяновской области областных целевых программ", распоряжением Правительства Ульяновской области от
23.08.2010 N 30/589-пр "Об утверждении Концепции областной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в
Ульяновской области на период 2010-2020 годов". Основные цели Программы согласованы с обозначенными в Концепции стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года основными стратегическими целями, которые предусматривают повышение темпов экономического роста до уровня, превышающего среднероссийские показатели, рост благосостояния жителей региона и улучшение качества жизни. При этом Программа призвана создать дополнительные условия для решения основных задач, определенных в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, направленных на развитие промышленного комплекса, на формирование и развитие территориально-отраслевых кластеров в экономике Ульяновской области. 2.1. Общие положения
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определено снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (далее - ВВП) к 2020 году
не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года. Согласно Энергетической стратегии России, до 2030 года планируется сокращение удельной энергоемкости ВВП более чем в 2 раза, удельной электроемкости ВВП - не менее чем в 1,6 раза. Достижение данных показателей невозможно без комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одним из основных интегральных показателей (индикаторов) эффективности использования энергетических ресурсов в субъектах Российской Федерации является энергоемкость валового регионального продукта (далее - ВРП) как составляющая энергоемкости ВВП Российской Федерации, определяемая в сопоставимых ценах отношением объемов потребляемых первичных энергоносителей в т у. т. к объему ВРП. ВРП Ульяновской области за 2007-2009 годы представлен в следующей
таблице: ----------------------------------------------------------------------------------- | Показатель | 2007 год | 2008 год | 2009 год |
|------------------------------------------------+----------+----------+----------| | ВРП, млн. рублей | 126797,4 | 147889,5 | 128748,6 |
|------------------------------------------------+----------+----------+----------| | Доля энергетики в ВРП, % | 4,4 | 4,8 | 5,2 | |------------------------------------------------+----------+----------+----------| | Объем производства энергетических ресурсов, | 11206,3 | 13710,1 | 16471,5 | | млн. рублей | | | | |------------------------------------------------+----------+----------+----------| | Объем потребляемых первичных энергоносителей, | 5980,1 | 6169,1 | 6282,2 | | тыс. т у. т. | | | | |------------------------------------------------+----------+----------+----------| | Энергоемкость ВРП, т у. т./млн. рублей | 47,2 | 41,7 | 48,8 | ----------------------------------------------------------------------------------- Из-за последствий мирового финансово-экономического кризиса спад производства ВРП Ульяновской области в 2009 году составил 13%. Вопреки наметившейся в 2008 году тенденции к снижению энергоемкости ВРП, в 2009 году она составила 48,8 т у. т./млн. рублей и даже превысила показатели 2007 года. Согласно Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года предусмотрено два сценария развития Ульяновской области - промышленный и инновационный. В промышленном сценарии предполагается, что темпы прироста ВРП останутся на существующем уровне и суммарный ВРП к 2020 году будет составлять 150011,6 млн. рублей. В этом случае при сокращении объема потребляемых энергоносителей к 2020 году за счет мероприятий по энергосбережению и
повышению энергетической эффективности и снижению расхода энергетических ресурсов на 40% при расчете в сопоставимых условиях энергоемкость ВРП Ульяновской области составит 39,8 т у. т./млн. рублей. В случае реализации инновационного сценария развития Ульяновской области рост ВРП будет происходить согласно данным, приведенным в следующей таблице: ------------------------------------------------------------------------------------ | Показатели | Первый этап | Второй этап | Показатели | | стратегического развития | | | по России | | Ульяновской области |-------------+-------------------------+-------------|
| | 2008-2012 | 2013-2017 | 2018-2020 | 2008-2020 | | | гг. | гг. | гг. | гг. | |----------------------------------------------------------------------------------| | ВРП | |----------------------------------------------------------------------------------| | В % к предыдущему году (в | 121,2 - | 111,3 - | 110,9 - | | | текущих ценах) | 111,2 | 115,2 | 114,7 | | |----------------------------+-------------+------------+------------+-------------| | В % к предыдущему году (в | 101,6 - | 104,7 - | 104,1-108 | | | сопоставимой оценке) | 104,3 | 107,9 | | | ------------------------------------------------------------------------------------ В этом случае энергоемкость ВРП при расчете в сопоставимых условиях составит в 2020 году 28,7 т у. т./млн. рублей. 2.2. Состояние топливно-энергетического комплекса
Ульяновской области
Ульяновская область характеризуется устойчивой тенденцией к энергодефициту электрической энергии. Доля обеспечения региона вырабатываемой собственной электроэнергией в 2009 году составила 51,2% (в 2007 году - 52,2%, в 2008 году - 50,8%). Связано это как с ростом потребления, обусловленным промышленным, сельскохозяйственным, строительным и социальным развитием, так и с износом основных фондов генерации и недостатком финансирования их модернизации и реконструкции. Установленная электрическая мощность электростанций Ульяновской области - около 945 МВт. Объем вырабатываемой в регионе электроэнергии, по данным 2009 года, составляет 3364,1 млн. кВт·ч; 3283,3 млн. кВт·ч Ульяновская область получает от энергосистем Республики Татарстан, Пензенской, Самарской, Саратовской и Нижегородской областей. Недостающая электроэнергия поступает в Ульяновскую область по сетям федерального оптового рынка энергетических мощностей. Электрические и тепловые сети характеризуются высоким процентом износа, при котором более 4 тыс. км линий электропередач требуют восстановления, а около 85% энергообразующих источников выработали свой эксплуатационный ресурс. При этом общая пропускная способность энергосистемы области не соответствует актуальным потребностям и не способна удовлетворить растущее число заявок на технологическое присоединение. Система централизованного теплоснабжения в Ульяновской области обеспечивает производство и распределение около 8700 тыс. Гкал тепла в год. Тепловые сети в двухтрубном исчислении составляют 1350 км. Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка при сохранении на переходный период обеспечения населения электроэнергией по регулируемым ценам (тарифам). Объем электрической энергии, поставляемой по нерегулируемым (свободным) ценам, увеличивается каждые полгода. С 01.01.2011 электрическая энергия в полном объеме должна поставляться по нерегулируемым (свободным) ценам как на оптовый рынок
электроэнергии, так и на розничный. Переход на нерегулируемые цены болезненно скажется на наиболее энергоемких отраслях, прежде всего промышленности и сельском хозяйстве. В связи с этим необходимо продолжить реализацию областных целевых программ по газификации области, реконструкции и модернизации
жилищно-коммунального комплекса и в дальнейшем увеличивать их финансирование, в том числе за счет средств областного бюджета Ульяновской области. Все эти меры с учетом разработки и принятия Программы и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности позволят нивелировать макроэкономический эффект от роста цен (тарифов) за счет снижения общей энергоемкости производств и жилищно-коммунальных услуг. 2.3. Потенциал энергосбережения и повышения
энергетической эффективности в Ульяновской области
Ульяновская область характеризуется повышенной по сравнению со средними показателями Российской Федерации энергоемкостью региональной экономики. Этому, в частности, способствует развитое промышленное производство, объемы которого в 2009 году составили 96,9 млрд. рублей, или 75,2% ВРП. Большая часть применяемых технологических процессов характеризуется высокой энергоемкостью. Создание условий для повышения эффективности производства, передачи и потребления энергетических ресурсов становится одной из приоритетных задач устойчивого развития Ульяновской области. Суммарное потребление электрической и тепловой энергии на территории Ульяновской области в топливном эквиваленте составило более 2464,6 тыс. т у. т в 2009 году. Общий объем потребления воды питьевого качества по итогам 2009 года составил 186,4 млн. куб. м, объем водоотведения - 158,9 млн. куб. м. Примерная структура и объемы передачи и потребления основных видов энергетических ресурсов (для электрической энергии, тепловой энергии и воды в системах централизованного энергоснабжения), а также
в целом по энергетическим ресурсам, в том числе топлива, на территории Ульяновской области выглядят следующим образом: --------------------------------------------------------------------------------- | Направление потребления | Доля в суммарном объеме потребления, % | | |-------------------------------------------------|
| | Электрической | Тепла | Воды | В целом по | | | энергии | | | энергетическим | | | | | | ресурсам | |-----------------------------+----------------+-------+------+-----------------| | Промышленность и энергетика | 35 | 4 | 29 | 22,8 | |-----------------------------+----------------+-------+------+-----------------| | Жилищно-коммунальная сфера | 33 | 51 | 36 | 40 | |-----------------------------+----------------+-------+------+-----------------| | Непромышленные предприятия | 12 | 32 | 15 | 19,6 | |-----------------------------+----------------+-------+------+-----------------| | Транспорт | 6 | - | - | 2 | |-----------------------------+----------------+-------+------+-----------------| | Бюджетные учреждения | 9 | 13 | 18 | 13,3 | |-----------------------------+----------------+-------+------+-----------------| | Сельское хозяйство | 2 | - | 2 | 1,3 | |-----------------------------+----------------+-------+------+-----------------| | Строительство | 3 | - | - | 1 | |-----------------------------+----------------+-------+------+-----------------| | Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | --------------------------------------------------------------------------------- Суммарный потенциал энергосбережения в Ульяновской области по всем видам энергетических ресурсов оценивается в 600-700 тыс. т у. т.
в год, включая: промышленность - 250-300 тыс. т у. т.;
жилищно-коммунальная сфера - 80-100 тыс. т у. т.;
непромышленные предприятия - 20-40 тыс. т у. т.;
топливно-энергетический комплекс - 130-150 тыс. т. у. т.;
сельское хозяйство - 30-50 тыс. т у. т.;
бюджетные учреждения - 50-70 тыс. т у. т.;
транспорт - 10-20 тыс. т у. т.;
строительство - 10-20 тыс. т у. т.
Прогноз развития Ульяновской области при существующей энергоемкости ВРП: дефицит энергетических ресурсов без ввода дополнительных генерирующих мощностей возрастет к 2020 году на 20-40%; рост тарифов для всех групп потребителей составит от 15 до 30% ежегодно; дефицит пропускной способности электрических и тепловых сетей без
ввода новых трансформаторных подстанций и тепловых пунктов возникнет в некоторых районах области уже к 2011 году; затраты бюджетов всех уровней на покрытие расходов бюджетных учреждений на энергетические ресурсы, а также субсидируемых социальных групп граждан возрастут к 2020 году на 30-40%. Прогноз развития после проведения мероприятий по энергосбережению
можно оценить следующим образом: ежегодный рост тарифа на тепловую и электрическую энергию при проведении энергосберегающих мероприятий за счет снижения себестоимости производства и передачи энергетических ресурсов, а также общего снижения темпов прироста их потребления составит не более 7- 15%; снижение затрат бюджетов всех уровней на покрытие расходов бюджетных учреждений, а также субсидируемых социальных групп граждан составит к 2020 году не менее 20%; удастся избежать дефицита пропускной способности электрических и тепловых сетей и обеспечить возрастающие потребности в присоединенной
мощности за счет ввода новых трансформаторных подстанций, тепловых пунктов, а также модернизации существующих. 2.4. Обоснование необходимости решения проблемы
энергосбережения и повышения энергетической
эффективности в Ульяновской области программными
методами
Увеличение расходов областного бюджета Ульяновской области, населения и хозяйствующих субъектов Ульяновской области на оплату энергетических ресурсов, увеличение тарифов и цен на энергоносители приводят к недопустимости расточительного и неэффективного их использования и определяют высокую значимость проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Решение проблемы связано с осуществлением комплекса мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов на территории Ульяновской области и, прежде всего, в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, организациях с участием государства и муниципальных образований Ульяновской области. Комплексный подход к энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит создать условия для повышения уровня жизни населения, роста экономического потенциала Ульяновской области, экологической безопасности территории, повышения эффективности функционирования инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства и уровня благоустройства населенных пунктов, повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом. Приоритетным инструментом управления энергосбережением и повышением энергетической
эффективности в Ульяновской области является программный метод, предусматривающий разработку, утверждение и реализацию областных целевых программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иных целевых программ, в том числе программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности отдельных муниципальных образований и хозяйствующих субъектов. Необходимость решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности программным методом обусловлена следующими причинами: 1) комплексным характером проблемы, обуславливающим необходимость
координации совместных усилий и ресурсов не только органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, но также хозяйствующих субъектов и населения; 2) необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и снижения рисков социально-экономического развития области; 3) необходимостью согласованного проведения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на федеральном и областном уровнях; 4) недостатком средств областного бюджета Ульяновской области для
финансирования всего комплекса энергосберегающих мероприятий и необходимостью софинансирования из местных бюджетов муниципальных образований Ульяновской области и внебюджетных источников, а также привлечения средств из федерального бюджета. Основными вариантами решения проблемы являются:
реализация высокоэффективных и быстроокупающихся мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной
сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, наружном освещении и других направлениях, не требующих значительных финансовых затрат и позволяющих быстро достигнуть временного улучшения отдельных показателей энергетической эффективности; комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере области, предполагающее реализацию высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергетической эффективности в долгосрочной перспективе. Второй вариант является оптимальным и отражает комплексный подход
к решению проблемы, провозглашенный на федеральном уровне. Планируемая реализация Программы в три этапа (первый этап - первоочередные меры, второй этап - формирование нормативной, технической, финансовой и организационной базы для обеспечения реализации Программы и третий этап - комплексное внедрение высокозатратных энергосберегающих технологий в экономике и социальной
сфере области) позволит совместить оба варианта и даст возможность корректировать Программу в зависимости от развития социально- экономической ситуации как в Российской Федерации, так и в мировой экономике. Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами: ограниченностью источников финансирования и неразвитостью механизмов ресурсного обеспечения энергосберегающих мероприятий; неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью рынка энергосервисных услуг; зависимостью от состояния и конъюнктуры российского и мирового рынка энергетических ресурсов. 3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ЦЕЛЕВЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
3.1. Цели Программы
Реализация в полном объеме мероприятий Программы позволит снизить
энергоемкость ВРП Ульяновской области к 2020 году не менее чем на 40%
по отношению к уровню 2007 года и обеспечит достижение следующих целей: повышение качества жизни населения Ульяновской области;
обеспечить на основе эффективного и рационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении энергосберегающий путь развития Ульяновской области; создание условий для повышения энергетической эффективности региональной экономики и бюджетной сферы; создание условий для привлечения инвестиций и современных технологий в сферу энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 3.2. Задачи Программы
Задачами Программы по достижению поставленных целей являются:
создание условий для повышения эффективности производства, передачи и потребления энергетических ресурсов за счет совершенствования нормативной правовой и методической базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; реализация требований федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в том числе проведение обязательных энергетических обследований и паспортизации потребителей энергетических ресурсов; развитие энергосервисных услуг, стимулирование производства энергосберегающего оборудования и материалов на территории Ульяновской области; обучение и развитие кадрового потенциала в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Ульяновской области; внедрение энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в организациях с государственным и муниципальным участием Ульяновской области, жилищно-коммунальном хозяйстве, в энергетике и наружном освещении, в строительстве, промышленности и на транспорте; создание резервных энергетических мощностей и запасов энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при их производстве и передаче; оснащение и осуществление расчетов за потребленные, переданные, производимые энергетические ресурсы с использованием приборов учета, автоматизация в сфере контроля и учета расхода энергетических ресурсов; улучшение экологических показателей среды обитания за счет создания новых генерирующих мощностей с использованием возобновляемых
источников энергии, развитие альтернативных видов топлива; развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение энергетически эффективных технологий в сфере производства, передачи и потребления энергетических ресурсов; пропаганда и воспитание энергосберегающего поведения граждан, активное вовлечение всех групп потребителей в энергосбережение и повышение энергетической эффективности. 3.3. Целевые индикаторы и целевые показатели Программы Основные целевые индикаторы и целевые показатели реализации Программы представлены в Приложении N 1. 3.4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период 2010-2020 годов. Реализация Программы осуществляется в три этапа. На первом этапе (2010 год) основными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть: разработка проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы; внедрение современных методов тарифного стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности; проведение организационных мероприятий, направленных на формирование структуры управления Программы; завершение оснащения органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области приборами учета энергетических ресурсов. На втором этапе (2011-2012 годы) основными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть: проведение первых обязательных и добровольных энергетических обследований и паспортизация объектов, разработка и реализация пообъектных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности; оснащение зданий, строений и сооружений, находящихся в собственности Ульяновской области и муниципальных образований Ульяновской области, приборами учета энергетических ресурсов; реализация высокоэффективных и быстроокупающихся мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной
сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, наружном освещении и других направлениях, не требующих значительных финансовых затрат; проведение первоочередных мероприятий в области популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности, формирования методических основ и информационного сопровождения реализации Программы. На третьем этапе (2013-2020 годы) основными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть: проведение последующих обязательных и добровольных энергетических
обследований и паспортизация объектов, разработка и реализация пообъектных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности с учетом предшествующего опыта реализации энергосберегающих мероприятий; комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере области, предполагающее реализацию высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергетической эффективности в долгосрочной перспективе; организация и освоение производства энергосберегающего оборудования и материалов на территории Ульяновской области; создание новых генерирующих мощностей на основе использования возобновляемых источников энергии; разработка и внедрение автоматизированных систем контроля и учета
расхода энергетических ресурсов, а также специализированных информационных систем. 4. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Система мероприятий по реализации Программы состоит из следующих подпрограмм, отражающих актуальные направления энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области и соответствующих требованиям Закона N 261-ФЗ: подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетных учреждениях и иных организациях с участием государства и муниципальных образований Ульяновской области"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном комплексе"; подпрограмма "Оснащение и осуществление расчетов за потребленные,
переданные, производимые энергетические ресурсы с использованием приборов учета"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроэнергетике"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельском хозяйстве"; подпрограмма "Развитие возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системе наружного освещения"; подпрограмма "Энергосбережение и повышение эффективности в муниципальных образованиях Ульяновской области"; подпрограмма "Популяризация энергосбережения в Ульяновской области". Перечень мероприятий Программы с указанием источников финансирования, основных исполнителей, объемов финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации, представлен в Приложении N 2. Основные мероприятия Программы по обеспечению решения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области следующие: участие Ульяновской области и муниципальных образований Ульяновской области в установленном законодательством порядке в реализации федеральных целевых программ и проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса, иных федеральных целевых программах; содействие в установленном законодательством порядке получению потребителями энергетических ресурсов и производителями энергосберегающего оборудования субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической
эффективности, организацию производства энергосберегающего оборудования; повышение осведомленности и улучшение подготовки специалистов финансово-кредитных организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; формирование благоприятного инвестиционного климата, при котором энергосбережение и повышение энергетической эффективности являются интегральной частью законодательства об инвестиционной деятельности Ульяновской области и муниципальных образований Ульяновской области; развитие организационных форм инновационной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; укрепление инвестиционной основы топливно-энергетического комплекса Ульяновской области, разработка финансовых схем реализации инвестиционных проектов; содействие саморегулированию, формированию и регулярному обновлению стандартов и правил саморегулируемых организаций в области
энергетического обследования и целевых показателей энергосбережения и
повышения энергетической эффективности; использование системы субсидий и грантов российских и международных организаций для ускорения внедрения новых технологий в области энергетической эффективности и энергосбережения; создание условий для эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и международными организациями в области энергетической эффективности и энергосбережения; формирование устойчивого спроса на товары, работы и услуги, закупаемые для государственных нужд, в отношении которых установлены требования по их энергетической эффективности; развитие проектов в области энергетической эффективности и энергосбережения, прежде всего в сфере использования возобновляемых источников энергии; развитие энергосервисных компаний, фондов возобновляемых кредитов, лизинга, оплаты в рассрочку, совместных предприятий, венчурного капитала и иных форм финансирования проектов в области энергетической эффективности и энергосбережения третьими лицами; внедрение экономических основ стимулирования инвестиционной активности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, использования энергетически эффективного оборудования; разработка методик оценки и мониторинга инвестиционного потенциала проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; оценка внедрения инвестиционных проектов, отбор наиболее Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|