Расширенный поиск
Постановление Правительства Ульяновской области от 15.10.2015 № 511-П
г. Ульяновск Об утверждении Концепции обращения с отходами производства и
потребления в Ульяновской области на период 2015-2020
годов В целях реализации комплексной стратегии обращения с твёрдыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 № 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твёрдыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации», Правительство Ульяновской области п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию обращения с отходами производства и потребления в Ульяновской области на период 2015-2020 годов (далее – Концепция). 2. Исполнительным органам государственной власти Ульяновской области в своей деятельности руководствоваться положениями Концепции. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в рамках своей компетенции, а также физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами производства и потребления на территории Ульяновской области, учитывать положения Концепции. Губернатор – Председатель Правительства области С.И.Морозов УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Ульяновской области от 15 октября 2015 г. № 511-П КОНЦЕПЦИЯ обращения с отходами производства и
потребления в Ульяновской области на период 2015-2020
годов 1. Общие положения 1.1. Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ульяновской области на период 2015-2020
годов (далее – Концепция) представляет собой совокупность принципов
деятельности и систему взглядов на перспективы развития в области обращения с
отходами производства и потребления
(далее – отходы) на указанный период. Концепция основывается на требованиях
международного, российского и областного законодательства и направлена на реализацию государственной
политики в области обращения с отходами
производства и потребления на территории Ульяновской
области. 1.2. Концепция предназначена для
государственных органов законодательной и исполнительной власти Ульяновской
области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской
области, физических и юридических лиц,
осуществляющих деятельность по обращению
с отходами на территории Ульяновской области. 1.3. Для целей Концепции
используются следующие термины и
определения: вторичные материальные ресурсы (далее – BMP) – отходы, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки; наилучшая доступная технология – технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности её применения; строительные отходы – отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта и строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных коммуникаций. 2. Проблемы обращения с отходами 2.1. Краткая характеристика
Ульяновской области. Ульяновская область расположена в самом центре Среднего Поволжья, по обе стороны Куйбышевского водохранилища. На западе область граничит с Пензенской областью и Республикой Мордовия, на севере – с Чувашской Республикой и Республикой Татарстан, на востоке – с Самарской областью, на юге – с Саратовской областью. Площадь территории региона составляет 3718,1 тыс. га. В состав Ульяновской области входят 21 сельский район и 3 города, 31 городское поселение и 112 сельских поселений. Общая численность населения области составляет 1262,55 тыс. человек, из них 74,44% – городское население. В регионе имеется тенденция к снижению численности населения. Численность экономически активного населения региона в 2013 году составила 682,3 тыс. человек (67,9%). Плотность населения – 28,9 человек на 1 квадратный километр территории. Ключевыми отраслями экономики региона являются машиностроение, пищевая промышленность, электроэнергетика, производство строительных материалов, сельское хозяйство. Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года являются: создание транспортно-логистического кластера; развитие авиастроительного кластера; создание ядерно-инновационного кластера; развитие кластера строительных материалов. 2.2. Состояние сферы деятельности в области обращения с отходами. Обращение с отходами – один из наиболее острых вопросов в области состояния окружающей среды и охраны окружающей среды. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (далее – Управление Росприроднадзора), ежегодно в регионе образуется около 700 тыс. тонн отходов (в 2012 году образовано 749 тыс. тонн, в 2013 году – 873 тыс. тонн, в 2014 году – 782,9 тыс. тонн). В общем объёме образующихся отходов 96,58% составили отходы IV-V класса опасности (малоопасные и практически не опасные). В отчётность Управления Росприроднадзора входят сведения об отходах, представленные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании учёта образованных и переданных отходов по формам статистической отчётности 2-ТП (отходы). Учёт отходов от населения, размещаемых на поселковых и большинстве районных свалок, не ведётся. Подавляющее большинство отходов образуется на территории города Ульяновска.
По данным Федеральной службы государственной статистики, среднегодовой прирост объёмов образования отходов составляет в целом не менее 3%. В регионе прослеживается тенденция к увеличению образования отходов. По состоянию на 01 июля 2015 года в государственный реестр объектов размещения отходов внесены 12 объектов размещения отходов, расположенных на территории Ульяновской области: ООО «Центр Экологических Технологий» (г. Ульяновск), ООО «Приор» (г. Ульяновск), ООО «Контракт плюс» и ООО «Универсал» (с. Большие Ключищи Ульяновского района), ОАО «Волжская ТГК» (шлам), ОАО «УАЗ» (с. Баратаевка), ООО «Управляющая компания «Экостандарт» (пос. Колхозный), ООО «СЭТ» (с. Русский Мелекесс Мелекесского района), ООО «Сурскжилкомхоз» (р.п. Сурское Сурского района), МКП «Комбытсервис» (с. Богородская Репьёвка), ООО «Уют» (р.п. Кузоватово), ООО «Гео-Сервис» (г. Инза), среди них имеются два объекта размещения отходов производства. Подавляющее большинство объектов размещения отходов в Ульяновской области не отвечают санитарным требованиям, строительным и экологическим нормативам и не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов. Экологический мониторинг состояния атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и грунтовых вод осуществляется на единичных объектах размещения отходов. На территории области практически нет объектов индустриальной переработки отходов. Основным способом удаления отходов из производственной и социальной сферы является их захоронение. Значительное количество отходов от небольших предприятий промышленности и сельского хозяйства хранится на территории этих предприятий и удаляется на несанкционированные свалки. Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение по видам (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарно-эпидемиологическим и технологическим нормам и правилам, но фактически сбор отходов по видам не осуществляется, вся масса отходов поступает на объекты размещения отходов, в том числе на несанкционированные свалки. При захоронении отходов их ценные фракции утрачиваются. На сегодняшний день достоверная и объективная информация по объёму образования, накопления и движения отходов по видам, по потребности и возможности использования отходов в качестве вторичного сырья на территории области отсутствует. Отсутствие надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов и недостаточное количество объектов размещения отходов способствует захламлению территории области. Разработка и реализация региональных
программ в области обращения с отходами
и территориальных схем в области обращения с отходами предусмотрена Федеральным законом от
24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». 2.3. Проблемами, влияющими на
качество управления потоками отходов, являются: 1) рост объёмов отходов,
направляемых на захоронение, вследствие экономического развития и
увеличения уровня потребления населением благ
и услуг, а также увеличение количества
отходов от упаковки товаров; 2) несовершенство нормативной
правовой базы и отсутствие методической базы в области обращения с отходами; 3) отсутствие единой
информационной системы в области обращения
с отходами; 4) отсутствие региональной
программы в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее –
ТКО); 5) отсутствие территориальной
схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО; 6) отсутствие государственной и
муниципальной поддержки и
стимулирования предприятий, осуществляющих сортировку и переработку ВМР, и, как
следствие, отсутствие профильных предприятий по переработке отходов; 7) отсутствие системы раздельного
сбора, утилизации (использования) и
обезвреживания образовавшихся отходов, сбора и утилизации вторичного сырья от
населения; 8) недостаточное финансирование
мероприятий в области обращения с
отходами; 9) низкий уровень экологической
культуры населения региона. 3. Цель и приоритетные задачи развития Концепции 3.1. Основной целью Концепции
является создание эффективной областной системы обращения с отходами и ВМР,
обеспечивающей: 1) уменьшение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения; 2) увеличение объёмов отходов,
вовлекаемых в хозяйственный оборот в
качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов; 3) безопасное захоронение
отходов, не подлежащих дальнейшему использованию. 3.2. Приоритетными задачами
развития системы обращения с отходами являются: 1) реализация комплекса мер,
направленных на выявление и ликвидацию мест несанкционированного размещения
отходов на территории области; 2) привлечение в сферу сортировки
и переработки отходов частных инвестиций; 3) увеличение в два раза объёма ТКО, возвращаемых в хозяйственный оборот; 4) доведение уровня переработки
отходов производства до 80%; 5) внедрение наилучших доступных
технологий в области обращения с
отходами; 6) повышение уровня экологической
культуры населения региона. 4. ТКО 4.1. ТКО по источнику образования делятся на две группы: отходы от физических лиц, образованные в жилой сфере; отходы, образованные в производственной сфере, подобные по составу отходам от физических лиц, образованным в жилой сфере. По сведениям администраций муниципальных образований Ульяновской области, на полигонах, свалках и площадках временного размещения отходов на территории Ульяновской области накоплено 4805,6 тыс. тонн отходов, в том числе на приостановленных и законсервированных объектах размещения отходов размещено около 1772,4 тыс. тонн отходов. Общая площадь земли, находящейся под полигонами и свалками, составляет 583,7 га. Наличие установленных в каждом муниципальном образовании Ульяновской области норм накопления ТКО от жилых домов разной степени благоустроенности является обязательным фактором регулирования в области обращения с отходами. По данным администраций муниципальных образований Ульяновской области, нормы накопления отходов в 2013 году составляли от 226,8 кг на человека в год до 415,8 кг на человека в год. Нормы накопления отходов в муниципальных образованиях рассчитывались по разным методикам и утверждены не везде. В связи с вышеизложенным подсчёт количества отходов, образуемых населением, произвести крайне сложно, а также невозможно определить ресурсную ёмкость ТКО и ВМР для развития бизнеса. Транспортирование ТКО в Ульяновской области осуществляется без определённой транспортно-логистической схемы. Отходы, образующиеся в городе Ульяновске, размещаются на 4 объектах размещения отходов, а на территории города Новоульяновска объекты размещения отходов отсутствуют, в связи с чем отходы должны транспортироваться на полигон города Ульяновска. На территории большинства районов Ульяновской области нет санкционированных объектов размещения отходов: отходы из Сенгилеевского, Чердаклинского и Старомайнского районов должны транспортироваться на объекты размещения отходов города Ульяновска; отходы из Павловского, Старокулаткинского, Радищевского, Николаевского и Новоспасского районов должны транспортироваться на ближайший полигон р.п. Кузоватово. На практике ТКО не всегда размещаются на санкционированных объектах размещения отходов, а сбрасываются на несанкционированных свалках, в лесополосах, оврагах и т.п. Борьба с несанкционированным размещением отходов является приоритетной в области обращения с отходами. 4.2. Основными проблемами обращения с ТКО являются: 1) отсутствие территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО; 2) отсутствие региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО; 3) отсутствие межмуниципальных полигонов; 4) отсутствие инвестиционных площадок под объекты обработки, обезвреживания и захоронения отходов; 5) отсутствие раздельного сбора и учёта отходов, поступающих от населения; 6) отсутствие (недостаточное количество) в населённых пунктах контейнерных площадок или площадок для сбора отходов, соответствующих санитарным и градостроительным нормам; 7) отсутствие утверждённых норм накопления отходов ТКО и учёта движения отходов. 4.3. Решение проблемы. Во исполнение законодательных норм уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации необходимо разработать и утвердить территориальную схему обращения с отходами и региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (с учётом строительства объектов обработки, обезвреживания, размещения, хранения и захоронения отходов). На основании конкурсного отбора юридическому лицу (или нескольким юридическим лицам) необходимо присвоить статус регионального оператора по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) и определить сферу ответственности регионального оператора. Региональному оператору необходимо разработать производственную и инвестиционную программы в области обращения с ТКО, утверждаемые уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и согласующиеся с территориальной схемой обращения с отходами Ульяновской области и региональной программой в области обращения с отходами. Уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации необходимо установить региональные тарифы в области обращения с ТКО. 4.4. Организация раздельного сбора отходов от населения. 4.4.1. Сложная процедура раздельного сбора отходов от населения, их сортировки и переработки сегодня подменена простым удалением ТКО из мест образования в силу ряда причин: низкие тарифы на сбор, транспортирование и размещение отходов, эксплуатация объектов размещения отходов с минимальным уровнем затрат. В муниципальных образованиях Ульяновской области отсутствует система сбора и использования BMP. 4.4.2. В соответствии с законодательством Российской Федерации с 01 января 2016 года полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО возлагаются на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления только принимают участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов. 4.4.3. Существующую систему сбора отходов от населения необходимо оптимизировать в следующих направлениях: 1) поэтапное внедрение раздельного сбора отходов (начиная с установки отдельных контейнеров для «сухих» и «мокрых» отходов); 2) создание сети сортировки и обработки ТКО; 3) развитие сети пунктов приёма ВМР, в первую очередь отходов, содержащих ядовитые (токсичные) вещества и соединения; 4) уменьшение объёма захораниваемых отходов путём прессования отходов в уплотняющих устройствах. 4.5. Существует проблема сбора и транспортирования отходов потребления с территории, на которой расположены жилые дома частного жилого сектора, садоводческие (дачные) общества, и из удалённых населённых пунктов. Каждое садовое (дачное) объединение должно разработать, утвердить и разместить в открытом доступе информацию о порядке (инструкции) обращения с отходами на подведомственной территории. Во избежание захламления земель частного жилого сектора и садоводческих (дачных) объединений отходами необходимо заключить с организациями, имеющими соответствующую лицензию, договоры на передачу отходов с целью транспортирования, утилизации или захоронения отходов, а также производить отплату за услуги, оказываемые в соответствии с договорами. На территории частного жилого сектора и садоводческих (дачных) объединений должны быть оборудованы контейнерные площадки, отвечающие требованиям законодательства. Законодательством запрещена организация несанкционированных свалок и кострищ, но быстроразлагающиеся органические отходы можно утилизировать путём компостирования, отходы от обрезки кустарников, деревьев и высушенную ботву – путём сжигания в стационарных печах и мангалах на территории частного домовладения или садового (дачного) объединения. 4.6. Строительство (реконструкция) сети канализации и объектов обезвреживания канализационных стоков. 4.6.1. Необходимость строительства (реконструкции) сети канализации и объектов обезвреживания канализационных стоков в Ульяновской области давно назрела. Сброс неочищенных стоков наносит огромный вред Волжскому водному бассейну, поэтому проблему обезвреживания канализационных и промышленных стоков необходимо решать. Во всех населённых пунктах Ульяновской области, за исключением муниципальных образований «город Ульяновск» и «город Димитровград», в системе водоотведения обезвреживание канализационных стоков не производится. 4.6.2. Работу по восстановлению и строительству сети
канализации и объектов обезвреживания
канализационных стоков необходимо начинать
одновременно по двум направлениям: 1) капитальный ремонт или
реконструкция системы водоотведения и
очистки стоков; 2) строительство новых объектов
коммунальной инфраструктуры с
применением наилучших доступных технологий. 4.6.3. Установка и обслуживание локальных систем водоотведения и очистки канализационных стоков должна быть предусмотрена как программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, так и региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО. 5. Отходы производства 5.1. Управлением Росприроднадзора на территории Ульяновской области учитывается образование отходов по классам опасности вредных веществ:
Из общего количества отходов объём использованных и обезвреженных отходов производства составляет более 75%. Основная масса отходов производства, подлежащих захоронению, размещается на полигонах и свалках вместе с отходами потребления. 5.2. Главными проблемами в области обращения с отходами производства являются следующие: 1) несовершенство законодательной базы, способствующей рациональному управлению охраной окружающей среды, в том числе управлению обращением с отходами; 2) недостаточное развитие инфраструктуры по обезвреживанию и утилизации образовавшихся отходов; 3) отсутствие полигона отходов производства на территории области; 4) отсутствие пунктов приёма ВМР, в первую очередь отходов, содержащих ядовитые (токсичные) вещества и соединения, а также отходов, образующихся после использования сложной бытовой, офисной и компьютерной техники; 5) отсутствие экономического стимулирования создания производств утилизации отходов и стимулирования действующих предприятий, перерабатывающих ВМР. 5.3. Отходы эксплуатации автотранспортных средств. 5.3.1. Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года является создание транспортно-логистического кластера. Уже сегодня количество автомототранспортных средств и прицепов к ним, стоящих на учёте в УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, достигло 427 тысяч, и это диктует необходимость сбора и переработки следующих видов отходов: 1) отработанных автомобильных покрышек с последующей их переработкой в резиновую крошку; 2) отработанных автомобильных масел с последующей фильтрацией; 3) отработанных свинцовых аккумуляторов с последующей первичной переработкой. 5.3.2. Создание комплексных пунктов приёма вторичного сырья и опасных отходов целесообразно с одновременной организацией перерабатывающих производств на территории области. 5.4. Строительные отходы. 5.4.1. К строительным отходам относятся отходы от сноса объектов капитального строительства, разборки, реконструкции, ремонта или строительства зданий, сооружений, дорог, инженерных коммуникаций. Значительную часть объёма отходов при ведении строительных работ составляет избыточный грунт, образовавшийся в процессе ведения землеройных работ. Частично строительные отходы отправляются на переработку в целях дальнейшего использования в качестве щебёночной смеси на объектах строительства и благоустройства. Большая часть строительных отходов и грунтов размещается на муниципальных контейнерных площадках или сбрасывается в лесопосадки и овраги. 5.4.2. В связи с прогнозируемым увеличением объёмов образования строительных отходов необходимо: 1) в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО, предусмотреть участки по переработке строительных отходов (например, для последующего их использования в дорожном строительстве); 2) разработать и реализовать подпрограмму по утилизации строительных отходов в рамках региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО; 3) вместе с региональным порядком сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора) определить порядок сбора строительных отходов, при этом предусмотреть обязательность раздельного сбора видов отходов, которые могут быть востребованы в строительной, дорожной отрасли и в иной деятельности, и установить требования к местам временного хранения строительных отходов на объектах их образования; 4) обеспечить учёт образующихся строительных отходов; 5) организовать контроль за выполнением строительными организациями мероприятий по удалению строительных отходов, предусмотренных проектами строительства и сноса. 5.5. Отходы агропромышленного комплекса. Программой социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года намечено создание агропромышленного кластера. Агропромышленный комплекс региона представлен многочисленными сельскохозяйственными организациями, производителями пищевой продукции, фермерскими и личными подсобными хозяйствами. Основой агропромышленного комплекса является молочно-мясное животноводство, производство зерновых и масличных культур и их переработка. Наибольшая часть отходов агропромышленного комплекса приходится на отрасль животноводства и растениеводства. В целях минимизации негативного воздействия на окружающую среду отходов агропромышленного комплекса необходимо начать использование или реализацию на сторону ранее накопленных отходов и предусмотреть площадки накопления образующихся отходов агропромышленного комплекса. Уже сегодня необходимо обустройство помёто- и навозохранилищ, соответствующих требованиям законодательства, на действующих предприятиях, а при создании новых животноводческих комплексов агропромышленного кластера – планировать строительство объектов размещения отходов с применением наилучших доступных технологий. 5.6. Отходы электротехники и электроники. 5.6.1. В регионе существует проблема утилизации отходов электротехники и электроники, к которым относятся не подлежащие использованию холодильники, стиральные и швейные машины, кухонные плиты, телевизоры, магнитофоны, музыкальные центры, компьютеры, телефоны и т.п. Электронные приборы содержат большое количество материалов, пригодных для вторичного использования, однако демонтаж электрических и электронных приборов является трудоёмкой и дорогостоящей операцией, поэтому распространён наиболее простой способ обращения с этими отходами – захоронение на свалках. Предприятий, утилизирующих данный вид отходов, на территории Ульяновской области нет. 5.6.2. Работу по обращению с отходами электротехники и электроники необходимо организовать следующим образом: 1) повторно использовать приборы электротехники и электроники после замены некоторых комплектующих (например, реализовать отремонтированную технику (отдельные узлы) или передавать её при проведении благотворительных акций другим пользователям); 2) использовать отдельные пригодные для использования комплектующие путём продажи или обмена через социальные сети и единый информационный центр; 3) направлять на переработку и вторичное использование полезные компоненты. 5.6.3. Одним из малозатратных вариантов организации сбора и накопления отходов электротехники и электроники является выделение площадки для складирования сданного оборудования и техники до тех пор, пока не будет объявлен спрос на них, с условием внесения записи о месте складирования в региональный кадастр отходов производства и потребления. 6. Создание системы обращения с отходами 6.1. Для решения задач развития системы обращения с отходами предусматривается реализация следующих мер: 1) совершенствование региональной нормативной правовой базы и инструктивно-методической базы в области обращения с отходами; 2) проведение анализа существующих генеральных схем очистки территорий муниципальных образований Ульяновской области и разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО; 3) разработка региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО; 4) строительство объектов,
используемых для обработки, утилизации,
обезвреживания, размещения
отходов; 5) организация раздельного сбора ТКО от населения; 6) создание областной системы сбора BMP, в том числе от населения, путём организации сети стационарных сборных пунктов, мобильных пунктов сбора BMP; 7) привлечение частных инвесторов в сферу переработки ВМР; 8) совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения в области обращения с отходами; 9) создание единой информационной среды в области обращения с отходами. 6.2. Совершенствовать нормативную правовую и инструктивно-методическую базы в области обращения с отходами необходимо на региональном и муниципальном уровнях. 6.2.1. На региональном уровне
необходимо: 1) разработать и утвердить территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО, с учётом
перспективных направлений экономического развития Ульяновской области; 2) разработать и утвердить региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с ТКО; 3) установить нормативы накопления ТКО и выстроить тарифную политику в сфере обращения с отходами; 4) утвердить порядок сбора ТКО. 6.2.2.
На муниципальном уровне необходимо: 1) провести инвентаризацию существующих объектов обращения с отходами и определить необходимость рекультивации или реконструкции выявленных объектов; 2) скорректировать документы территориального планирования и программные документы муниципального образования с учётом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО. 6.3. Разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО. Содержание территориальной схемы обращения с отходами регламентируется федеральным исполнительным органом власти. Территориальная схема обращения с отходами формируется на основе данных, предоставленных администрациями муниципальных образований Ульяновской области. Территориальная схема обращения с отходами должна быть основана на анализе локальных схем очистки территорий муниципальных образований Ульяновской области, мониторинге программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и с учётом инвестиционных проектов, реализуемых на территории Ульяновской области. Если юридические лица или индивидуальные предприниматели планируют принимать на обработку, утилизацию или обезвреживание отходы сторонних предприятий, территориальная схема обращения с отходами может включать в себя объекты конкретных предприятий, осуществляющих деятельность по обращению с отходами на территории Ульяновской области. Территориальная схема обращения с отходами может учитывать перемещение отходов и ВМР по видам на объекты переработки и захоронения отходов других регионов. Территориальную схему обращения с отходами необходимо разместить в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предусмотреть интерактивную карту пунктов приёма отходов по видам, в том числе от населения. При формировании и при утверждении территориальной схемы обращения с отходами процедура прохождения общественных слушаний обязательна. 6.4. Разработка региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО. Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами определены федеральным законодательством. Также определено, что в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации вводятся прогнозные показатели и мероприятия по сокращению количества ТКО, предназначенных для захоронения. Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, должна основываться на территориальной схеме обращения с отходами. В региональной программе в области обращения с отходами необходимо учесть циклы обращения групп однородных отходов I-V классов опасности, отдельно выделив ТКО. 6.5. Строительство объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов. Полигонов, построенных и
эксплуатируемых в соответствии с
действующими санитарными правилами и нормами, на территории региона недостаточно. На территории Ульяновской области
действует одна линия по переработке
отходов. Требования, предъявляемые к объектам размещения отходов (за исключением ТКО) и к объектам захоронения ТКО, различные, это означает, что отходы разных видов следует размещать на специализированных объектах. Целесообразность размещения объектов, используемых для обработки,
утилизации, обезвреживания или размещения отходов, определяется территориальной
схемой обращения с отходами. Этапы подготовки
документации и строительства конкретных объектов, источники финансирования
определяются региональной программой в области обращения с отходами, в
том числе с ТКО. 6.6. Организация раздельного сбора ТКО от населения и раздельного сбора ВМР. 6.6.1. С 01 января 2016 года Правительством Российской Федерации устанавливается перечень видов отходов, захоронение которых запрещается. Для обеспечения отбора видов отходов, захоронение которых запрещается, необходимо утвердить тарифы, стимулирующие население осуществлять раздельный сбор отходов по видам, а также принять меры по стимулированию организаций и предприятий для организации ими сбора и утилизации запрещённых к захоронению отходов. 6.6.2. Необходимо организовать сеть стационарных и передвижных пунктов приёма отходов по видам на всей территории Ульяновской области. В качестве стационарных объектов сбора и накопления отходов можно использовать сборные пункты (утилизационные дворы) различной площади, на которых должны приниматься отходы, подлежащие переработке, в том числе ценные материалы и отходы электротехники, в отдельных боксах или контейнерах ядовитые (токсичные) отходы. 6.7. Формирование рынка вторичного сырья и энергоресурсов. 6.7.1. В целях формирования рынка вторичного сырья и энергоресурсов федеральным законодательством предусматривается поэтапное внедрение новых перечней и требований, таких как: перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств; перечень готовых товаров (продукции) и видов упаковки, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, представленные биоразлагаемыми материалами; перечень видов отходов, захоронение которых запрещается; требования при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности. 6.7.2. Для реализации новых требований федерального законодательства на региональном уровне необходимо: организовать систему раздельного сбора отходов и BMP от населения и предприятий; осуществлять контроль за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, требований законодательства в указанной области; разработать и внедрить систему государственных заказов на производство изделий из ВМР в целях использования для государственных и муниципальных нужд. 6.7.3. На муниципальном
уровне необходимо: принимать участие в организации системы раздельного сбора отходов и BMP от населения и предприятий и первичной обработки отходов; разработать и внедрить систему муниципальных заказов на производство изделий из ВМР для использования в муниципальном хозяйстве. 6.8. Совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения в области обращения с отходами. 6.8.1. Для улучшения ситуации в
природоохранной сфере необходимо вести целенаправленную просветительскую
деятельность по формированию у
населения ответственного подхода к обращению с отходами. 6.8.2. Структура системы
областного экологического воспитания и
образования включает многоэтапный процесс, состоящий из следующих
взаимосвязанных уровней: 1) общее образование в дошкольных
учреждениях и в общеобразовательных
организациях (школах); 2) экологическое образование в
профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях
высшего образования; 3) дополнительное образование по
экологии (включая дополнительные часы в общеобразовательных организациях и
профессиональную переподготовку); 4) экологическое воспитание,
образование населения через публикации
в средствах массовой информации, при помощи мероприятий, проводимых на базе музеев и библиотек, и посредством
участия граждан в работе общественных объединений, действующих в целях охраны
окружающей среды. 6.8.3. Для обучения населения
цивилизованному подходу к обращению с
отходами необходимо создание научно-популярных фильмов, телевизионных передач,
издание и распространение листовок, буклетов
и других информационных материалов, рассказывающих об экологических и экономических аспектах обращения с отходами,
формирующих у населения интерес к проблемам охраны окружающей среды от
негативного воздействия отходов, проведение показательных акций по раздельному
сбору отходов. 6.9. Создание единой информационной среды в области обращения с отходами. 6.9.1. Создание единой информационной среды в области
обращения с отходами предполагает создание информационного центра и базы
данных для обеспечения органов государственной власти Ульяновской области,
органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области,
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения информацией о
состоянии окружающей среды, в том числе при чрезвычайных ситуациях. 6.9.2. Информационный центр и база
данных в области обращения с
отходами должны учитывать стандарты раскрытия информации в области обращения с
отходами. Информационный центр и база данных в
области обращения с отходами должны содержать в
себе: 1) данные государственного экологического мониторинга, государственного экологического надзора, производственного контроля и общественного контроля в области обращения с отходами; 2) информацию о проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности; 3) нормативную и инструктивно-методическую базу в области обращения с отходами; 4) агитационные и просветительские материалы для населения области. 6.9.3. Функционирование информационного
центра и базы данных в области обращения с отходами должно обеспечиваться
исполнительным органам государственной власти Ульяновской области,
уполномоченным участвовать в организации обеспечения населения информацией в
области обращения с отходами, с использованием современных методик и геоинформационных систем. 7. Механизмы реализации Концепции 7.1. Правовые механизмы
реализации Концепции. Нормативная правовая база
в области обращения с отходами должна обеспечить условия для достижения целей и
решения задач, поставленных в настоящей
Концепции. Система изданных нормативных актов регионального и муниципального уровней должна быть
доработана с учётом новаций федерального законодательства в области обращения с
отходами. 7.2. Программно-целевой метод
реализации Концепции. 7.2.1. Программно-целевой метод реализует единый подход к решению задачи формирования и функционирования эффективной областной системы обращения с отходами и ВМР, обеспечивает возможность выбора лучших путей, способов и средств для решения стоящих задач, подбора исполнителей, оптимального распределения работ и имеющихся ресурсов и эффективного контроля. 7.2.2. Необходимость применения программно-целевого метода обоснована следующими условиями: социальной значимостью накопившихся проблем в области обращения с отходами; межотраслевым характером проблем в области обращения с отходами; невозможностью решения проблем в области обращения с отходами в короткие сроки; необходимостью концентрации усилий и ресурсов на главных направлениях; необходимостью внедрения наилучших доступных технологий; возможностью финансирования (софинансирования) региональных программных мероприятий в сфере обращения с отходами из федерального бюджета. 7.3. Экономическое стимулирование предпринимательских инициатив и привлечение частных инвестиций в сферу обработки, утилизации, обезвреживания отходов. 7.3.1. В соответствии с законодательством федеральными органами исполнительной власти должны быть приняты нормативные акты, направленные на экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами, которыми должны быть предусмотрены: основы ценообразования в области обращения с ТКО; порядок предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам Российской Федерации из средств, поступивших в счёт уплаты экологического сбора, на финансирование работ по обращению с отходами; размер ставки сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортёрами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологический сбор); порядок проведения торгов по установлению для регионального оператора цен на услуги по сбору и транспортированию ТКО и т.д. 7.3.2. Кроме того, орган исполнительной власти, осуществляющий надзор за субъектом хозяйственной деятельности, вправе понизить размер платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов, и вправе согласовать применение субъектами малого предпринимательства ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами. 7.3.3. В целях экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами необходимо реализовать следующие меры: 1) использование установленных федеральным законодательством преференций для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами; 2) установление налоговых ставок региональных и местных налогов с учётом снижения налогового бремени на организации, оказывающие услуги в области обращения с отходами. 7.4. Научно-методические механизмы реализации Концепции. Научно-методические механизмы реализации
Концепции подразумевают разработку и внедрение прогрессивных технологий и оборудования для сбора, транспортирования,
обработки и утилизации отходов, а также применение методов эффективного учёта и
анализа образования и движения отходов. Кроме того, федеральным законодательством предусматривается государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, при реализации природоохранных мероприятий. 7.5. Социальные механизмы. Использование социальных
механизмов реализации Концепции обеспечивает возможность вовлечения в процесс
принятия решений в области обращения с
отходами всех заинтересованных сторон, в том числе населения, а также
открытость и доступность информационной среды в области обращения с
отходами и подразумевает введение в систему
образования программ повышения уровня экологической культуры населения. 8. Ресурсное
обеспечение и источники финансирования деятельности в области обращения с отходами 8.1. Меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами осуществляются в соответствии с федеральным законодательством. Порядок применения мер экономического стимулирования в области обращения с отходами утверждается государством. В соответствии с федеральным законодательством финансирование деятельности в области обращения с отходами предполагается путём предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам Российской Федерации из средств, поступивших в счёт уплаты экологического сбора, средств бюджетов разных уровней. 8.2. Инвестиционные и производственные программы в области обращения с ТКО на объектах, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, инвестиционные и производственные программы операторов по обращению с ТКО, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, также могут идти в счёт ресурсного обеспечения указанного вида деятельности. 8.3. Дополнительными внебюджетными ресурсными источниками деятельности в области обращения с отходами является благотворительная деятельность, в том числе выполнение природоохранных работ в рамках экологических акций и добровольных частных инициатив. 8.4. Способами привлечения инвестиций на объекты хозяйственной
деятельности, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание и
размещение ТКО, являются следующие: применение института
государственно-частного партнёрства и муниципально-частного партнёрства; реализация стимулирующей тарифной политики (например, раздельные
тарифы для сортированных и несортированных отходов); субсидирование из областного бюджета Ульяновской области части процентной ставки по банковским кредитам, полученным на строительство объектов в рамках мероприятий региональной программы по обращению с отходами. 9. Ожидаемые
результаты реализации Концепции В результате поэтапной реализации
Концепции планируется достижение следующих результатов: улучшение экологической и
санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе; улучшение
социально-экономического положения региона, создание дополнительных рабочих мест; увеличение объёма использования
отходов в качестве вторичного сырья и энергетических ресурсов; уменьшение объёма захораниваемых
отходов; сокращение площади деградированных и загрязнённых земель; возврат в хозяйственный оборот
ценных сельскохозяйственных и
рекреационных земель, занятых свалками; получение дополнительных
источников энергии (газ, тепло) и
органических удобрений; минимизация бюджетных затрат на
устранение последствий загрязнения окружающей среды продуктами человеческой
деятельности; повышение уровня ответственности
органов власти, хозяйствующих субъектов и гражданского общества за состояние
окружающей среды на территории региона. _____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|