Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Саратовской области от 21.11.2008 № 387-Пр

 



                  ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ                   

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ                             

                    от 21 ноября 2008 г. N 387-Пр                     

                              г.Саратов                               





О  реализации  концепции развития семейной
медицины на территории Саратовской области
на 2009-2011 годы


     1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития семейной медицины  на
территории Саратовской области на 2009-2011 годы (далее - Концепция).
     2. Министерству   здравоохранения  области  во  взаимодействии  с
заинтересованными органами исполнительной власти области до 25 декабря
разработать и утвердить План мероприятий по  реализации  Концепции  на
2009-2011 годы.
     3. Предложить  органам  местного   самоуправления   муниципальных
районов   и   городских   округов  развивать  общеврачебную  практику,
руководствуясь настоящей Концепцией.
     4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения  возложить  на
заместителя Председателя Правительства области Старшову Н.И.


Губернатор области                                        П.Л.Ипатов





                                          Приложение к распоряжению
                                          Правительства области от
                                          21 ноября 2008 г. N 387-Пр


                              КОНЦЕПЦИЯ                               
               развития семейной медицины на территории               
                 Саратовской области на 2009-2011 годы

                          I. Общие положения                          

     Первичная медико-санитарная помощь,  являясь  центральным  звеном
всей  системы  здравоохранения  и  наиболее  доступным  видом массовой
медицинской помощи,  играет  большую  роль  в  социально-экономическом
развитии  общества.  В  современных условиях основная цель российского
здравоохранения - повышение доступности и качества медицинской  помощи
для  широких  слоев  населения  -  может быть реализована только путем
развития  и  совершенствования  первичной  медико-санитарной   помощи.
Развитие     амбулаторно-поликлинического     звена    здравоохранения
обеспечивает не только качество и доступность медицинской помощи, но и
эффективность       расходования       бюджетных       средств.      В
амбулаторно-поликлинических учреждениях должны начинать и  заканчивать
обследование  и  лечение  до  80  процентов пациентов, обратившихся за
медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения. В настоящее
время  показания  к госпитализации в круглосуточный стационар завышены
в среднем на 30 процентов. Престиж участковой  службы  не  повышается,
даже  несмотря  на  повышение заработной платы специалистам первичного
звена. Узкоспециализированный  подход  в  организации  здравоохранения
удлиняет  сроки оказания медицинской помощи, делает ее более затратной
и,  самое  главное,  отсутствует  специалист,  который   отвечает   за
состояние здоровья пациента в целом. Именно эти функции выполняет врач
общей  практики.  Врач  общей  практики  оказывает   профилактическую,
плановую  и  неотложную лечебную, реабилитационную и медико-социальную
помощь населению, рассматривает проблемы здоровья с учетом  не  только
медицинских,   но   и   социальных,   психологических,  экологических,
медико-педагогических   и   иных   факторов,   несет    всю    полноту
ответственности, как за здоровье отдельного человека, так и за уровень
здоровья обслуживаемого населения.
     Врач общей практики или семейный врач может оказывать медицинскую
помощь  в  среднем по 12 специальностям, это особенно важно в сельской
местности в условиях не укомплектованности и дефицита кадров.
     На территории области поэтапный переход на общеврачебную практику
реализуется   областной  целевой  программой  "Семейная  медицина"  на
2006-2008 годы. В 2006 году  Губернатором  Саратовской  области  также
утвержден  Перспективный  план-график  открытия  отделений (кабинетов)
врача общей практики на 2006-2008 годы.
     В рамках данной программы на сегодняшний день открыт  91  кабинет
(90   процентов   от   запланированных)  в  36  районах  области  и  в
г.Саратове.
     На базе 61 сельских лечебных учреждений (врачебные амбулатории  -
30  и  участковые  больницы  -  31) организованы кабинеты врачей общей
практики, что  позволило  сделать  более  доступной  врачебную  помощь
сельскому   населению.  Общая  численность  населения,  обслуживаемого
врачами общей практики, увеличилась более чем в 2  раза  и  составляет
215 тысяч человек. До конца года планируется открытие еще 10 кабинетов
врача общей практики.
     В  рамках  областной  целевой  программы  "Семейная  медицина" на
2006-2008  годы  профессиональную  подготовку  медицинского  персонала
прошли  204  специалиста.  Обеспеченность  врачами   общей   врачебной
практики  возросла  с  2005  года в 2 раза и составляет 1,1 на 10 тыс.
населения. Врачи общей практики обеспечены методическими  материалами,
информационными  письмами.  Изготовлены  плакаты, памятки, брошюры для
санитарно-просветительной работы.
     За   период   реализации   программы    значительно    улучшилась
материально-техническая   база   лечебно-профилактических  учреждений.
Кабинеты  (отделения)  врачей  общей  практики  оснащены   современным
лечебно-диагностическим   оборудованием,   санитарным   транспортом  и
персональной компьютерной техникой.  В  рамках  программы  из  средств
областного  бюджета  муниципальным районам области выделены субсидии в
объеме 300 миллионов рублей для  проведения  текущего  и  капитального
ремонта  лечебных учреждений, полностью решены вопросы противопожарной
безопасности.
     За  время  реализации  программы  достигнуты  целевые  показатели
эффективности  общеврачебных  практик.  За 2 года в 3 раза увеличилось
количество посещений к врачам общей практики, из которых 40  процентов
-  с  профилактической  целью;  на  12  процентов снизилось количество
посещений  к  специалистам  узкого  профиля  поликлиник  ЦРБ;  на   13
процентов   увеличился   уровень   диспансеризации  населения;  на  12
процентов уменьшился первичный выход на инвалидность.
     Однако ряд проблем остался нерешенным.
     Обеспеченность врачами общей врачебной практики в области  на  60
процентов  ниже,  чем в среднем по Приволжскому федеральному округу, и
на 30 процентов ниже, чем по России в целом. В  экономически  развитых
странах  в  первичном  звене  здравоохранения  врачами  общей практики
работают 50 - 55 процентов специалистов от общей численности врачей.
     Не  решен  вопрос   кадрового   обеспечения   сельских   лечебных
учреждений.  По  сравнению  с  2006  годом  обеспеченность  врачебными
кадрами и средними медицинскими работниками на  селе  снизилась  более
чем на 5 процентов.
     Текучесть кадров, особенно в сельских районах, находится в прямой
зависимости  от жилищно-бытовых условий жизни медработников. В течение
ряда    лет    не    выделено    ни    одной    квартиры    работникам
лечебно-профилактических        учреждений        в       Аркадакском,
Базарно-Карабулакском,  Екатериновском,   Лысогорском,   Новоузенском,
Самойловском, Советском, Саратовском районах.
     В настоящее время в сельской местности около половины  учреждений
здравоохранения  располагается  в  приспособленных  зданиях  постройки
начала прошлого века, которые требуют проведения капитального  ремонта
и реконструкции.
     Для обеспечения  работы  вновь  создаваемых  отделений  кабинетов
врача    общей   практики   необходимо   дополнительное   приобретение
медицинского оборудования и техники, санитарного автотранспорта.
     Таким образом, данное  направление  модернизации  здравоохранения
является перспективным и должно продолжаться.

      II. Цель, принципы, задачи и основные направления развития      
         семейной медицины на территории Саратовской области          
                      на период 2009-2011 годов                      

     Целью развития семейной медицины является  повышение  качества  и
доступности   первичной   медико-санитарной   помощи   для  населения,
преимущественно проживающего в сельской местности, за счет максимально
возможной    структурной    реорганизации    медицинских   учреждений,
оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, и  усиление  ее  путем
внедрения общей врачебной практики.
     Основными задачами до 2012 года являются:
     дальнейшая  ориентация   системы   здравоохранения   области   на
ресурсосберегающие технологии;
     оптимизация  сети   и   развитие   материально-технической   базы
учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по принципу
врача общей практики;
     повышение объемов первичной медико-санитарной и медико-социальной
помощи, эффективности ее оказания в системе врача общей практики;
     повышение объемов профилактической помощи населению;
     создание условий  для  улучшения  основных  показателей  здоровья
населения  (снижение  первичного  выхода на инвалидность у работающих,
сокращение уровня госпитализации и длительности  госпитального  этапа,
снижение   обращаемости   на  скорую  медицинскую  помощь  и  к  узким
специалистам).
     В  сельской  местности,  где  имеющиеся  лечебно-профилактические
учреждения   располагаются   в   ветхих  зданиях,  не  соответствующих
санитарным нормам и правилам, и в районах городов, районных  поселках,
отдаленных   от   территориальных   поликлиник,  наиболее  оптимальным
является  строительство  новых  центров  общей  врачебной   (семейной)
практики    с    последующим    оснащением   современным   медицинским
оборудованием  согласно  табелю  оснащения,   утвержденному   приказом
Министерства   здравоохранения   и   социального  развития  Российской
Федерации от 1 декабря 2005 г. N  753  "Об  оснащении  диагностическим
оборудованием               амбулаторно-поликлинических              и
стационарно-поликлинических учреждений муниципальных  образований",  и
санитарным  транспортом.  Положение об организации деятельности Центра
общей врачебной (семейной) практики утверждено  приказом  Министерства
здравоохранения  Российской  Федерации  от  20 ноября 2002 г. N 350 "О
совершенствовании   амбулаторно-поликлинической    помощи    населению
Российской  Федерации".  При  строительстве  центров  общей  врачебной
(семейной) практики возможно использование "Пособия по  проектированию
отдельно  стоящих  и встроенных офисов врача общей практики (семейного
врача)  с  программами  проектирования  для  разных  градостроительных
ситуаций",   разработанного   научно-проектным   центром  по  объектам
здравоохранения  и  отдыха   в   2000   году,   утвержденного   первым
заместителем  Министра  здравоохранения Российской Федерации 6 октября
2000 года.
     Создание  кабинетов  врача  общей  практики  на  базе   имеющихся
структурных  подразделений центральных районных больниц возможно после
проведения  капитального  ремонта   помещений,   оснащения   кабинетов
современным медицинским оборудованием и санитарным транспортом.

                 III. Механизмы реализации Концепции                  

     Реализацию Концепции развития  семейной  медицины  на  территории
области предполагается осуществлять путем:
     методического   обеспечения   органов   местного   самоуправления
области, направленного на развитие семейной медицины;
     мониторинга ситуации по внедрению  семейной  медицины  в  разрезе
муниципальных образований области;
     постоянного анализа ситуации  по  развитию  семейной  медицины  в
области.

              IV. Основные этапы и ожидаемые результаты               
                         реализации Концепции                         

     Реализация   Концепции   развития   семейной    медицины    будет
осуществляться  в  один  этап  в  течение  трех лет. По согласованию с
муниципальными  образованиями  области  за  три  года (2009-2011 годы)
планируется   строительство  42  центров  общей  врачебной  (семейной)
практики и организация 49  кабинетов  врача  общей  практики  на  базе
имеющихся структурных подразделений медицинских учреждений.
     Реализация  мероприятий,  предусмотренных  указанной  Концепцией,
позволит  удовлетворить  спрос  населения на доступную и своевременную
первичную медико-санитарную и медико-социальную  помощь,  повысить  ее
качество на до- и послегоспитальном этапе:
     увеличить численность  населения,  обслуживаемого  врачами  общей
практики,  в  2  раза (до 420 тысяч), процент обслуживаемого сельского
населения - до 35;
     повысить  объемы  профилактической  помощи  населению,  увеличить
диспансерную группу взрослого населения на 15 процентов;
     увеличить выявляемость хронической неинфекционной патологии на 10
процентов   и  снизить  запущенность  онкологической  патологии  на  5
процентов;
     снизить обращаемость за  скорой  медицинской  помощью  населения,
обслуживаемого врачами общей практики, на 10 процентов;
     снизить уровень госпитализации  на  круглосуточную  койку  на  10
процентов;
     снизить число посещений пациентов,  обслуживаемых  врачами  общей
практики,  к  узким  врачам-специалистам  поликлиник  на  15 процентов
(врачи-отоларингологи, врачи-офтальмологи, врачи-неврологи);
     улучшить медико-демографические  показатели:  снизить  смертность
трудоспособного  населения,  обслуживаемого врачами общей практики, не
менее чем на 10 процентов.




Информация по документу
Читайте также