Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Саратовской области от 18.04.1995 № 12-138

 



                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      Саратовской областной Думы


от 18.04.95 г.                                                N 12-138


                            Об информации
   заместителя Председателя Саратовской областной Думы В.Ф.Рашкина
    "Анализ социально-экономического развития Саратовской области
            в 1994 году и основные приоритеты на 1995 год"


     Заслушав и  обсудив информацию заместителя Председателя областной
Думы  В.Ф.Рашкина  "О  социально-экономическом  развитии   Саратовской
области в 1994 году", областная Дума отмечает, что работа, проведенная
областной администрацией в 1994 году  по  реформированию  экономики  и
управлению  социально-экономическими  процессами области не обеспечила
стабилизацию экономики.  Не  остановила  спад  производства,  снижение
уровня жизни населения, не сняла социальную напряженность в области.
     Несмотря на высокий экономический и научно-технический  потенциал
Саратовской области - 1,9 процента в общем объеме ВВП и 1,2 процента в
объеме  промышленного  производства  России,  наличие  НИИ  и  КБ,  61
коллектива   ВУЗов   и   техникумов,   богатейшие  природные  ресурсы,
современную техническую и  технологическую  оснащенность  предприятий,
особенно оборонных отраслей промышленности, областная администрация не
сумела эффективно использовать его в интересах жителей области.
     Падение промышленного производства в области в 1994 году достигло
31,9 процента к уровню 1993 года (против 22,8 процента  в  среднем  по
РФ),  количество  убыточных  предприятий  -  616 - самое большое среди
12-ти регионов  Поволжья.  Резко  уменьшилось  производство  продукции
сельского  хозяйства к уровню 1993 года - мяса - 77 процентов,  яйца -
79 процентов, молока - 79 процентов.
     Спад производства  в  области  носит  не структурный,  а всеобщий
характер.  Он поразил  все  отрасли  экономики  (промышленность,  АПК,
строительство,   транспорт)   и   в   первую  очередь  высокотехничные
производства.
     Не преодолен  один  из главных недостатков экономики - высочайшая
себестоимость продукции.  В 1994 году затраты на 1 рубль произведенной
продукции возросли к 1993 году на 11 процентов.
     Не произошло  ожидаемого  оживления  в  строительном   комплексе.
Наиболее   глубоким   и   опасным   по  своим  социально-экономическим
последствиям является спад инвестиционной активности.
     Износ основных фондов на предприятиях области достиг критического
уровня- более 50 процентов. Капитальные вложения в области в 1994 году
по сравнению с 1993 годом уменьшились на 31 процент.
     Приватизация проводилась   в   отрыве    от    общей    стратегии
реформирования   экономики   области,   не   стала  методом  повышения
эффективности  реформ,  в  результате  чего   утрачена   управляемость
предприятиями государственной собственности,  находящейся в управлении
федеральных органов.  Контрольные пакеты акций (например,  Балаковской
ГЭС, Саратовэнерго, Югтрансгаза, НПЗ) находятся в управлении различных
АО и не  контролируются  областью,  отсутствует  программа  управления
госсобственностью на областном уровне.
     Основным методом приватизации стал выкуп арендованного имущества,
практически по остаточной стоимости.
     В целом положение в экономике области в 1994 году сложилось хуже,
чем  в среднем по РФ и значительно хуже,  чем в областях и республиках
Поволжья.
     На грани     прекращения     своего    существования    находятся
потребкооперация,  бытовое обслуживание населения, особенно в сельской
местности.
     Эффективной работе предприятий и организаций Саратовской  области
существенно   мешает   нерациональная  налоговая  политика  и  система
налоговых освобождений.
     Отсутствие стратегии    реструктуризации    экономики    области,
поэтапного   реформирования   народного   хозяйства,   не    позволяют
рационально использовать бюджетные и внебюджетные ресурсы,  банковские
кредиты.
     При реформировании бюджета области 1994 года,  который был принят
и контролировался администрацией области без участия  представительной
власти,  были  допущены  грубейшие  ошибки,  как  в  прогнозировании и
исполнении доходной части, так и при исполнении статей расходов.
     Невыполнение доходов,  по  местным  источникам  более  чем  на 30
процентов,  повлекло  за  собой  нарушение   бюджетных   обязательств.
Наиболее  пострадали  от ошибочного прогноза инвестиционные программы,
аграрный  сектор  экономики,  не  завершенные   объекты   капитального
строительства.
     Невыполненные обязательства    областного    бюджета     породили
дополнительные   долги   и   усугубили  кризис  неплатежей.  Бюджетная
необязательность  1994  года  поставила  в  тяжелое   положение   АПК,
энергетический  комплекс,  предприятия  оборонных отраслей,  привела к
угрозе развала фермерское движение.
     При недостатке  средств  бюджета  администрация области не сумела
обеспечить  эффективный  контроль  за  своевременным  и   по   прямому
назначению  использованием  бюджетных  ресурсов,  особенно районными и
городскими администрациями,  слабо использовала для решения  областных
задач средства внебюджетных фондов,  объем финансовых ресурсов которых
почти равен областному бюджету.
     Отсутствует программа  поэтапной  помощи  наиболее  перспективным
производителям товаров и услуг.  Бюджетная помощь  и  централизованные
кредиты  субъектам  хозяйствования распыляются и не дают экономических
результатов.
     При острой нужде в дополнительных доходах бюджета,  администрация
области не только не предпринимает усилий к  изысканию  дополнительных
финансовых  ресурсов,  но  и  не использует предложения,  определенные
Постановлением областной Думы от 6.09.94 года N  5-33  "Об  исполнении
бюджета Саратовской области за 1-е полугодие 1994 г.
     Работа администрации     области      характеризуется      низкой
исполнительской дисциплиной,  как по отношению к законодательным актам
представительных органов власти, так по собственным решениям.
     В связи  с  отсутствием продуманной экономической политики,  сама
структура областной администрации носит случайный характер.  В  период
экономических  реформ,  комитет  по экономике администрации области не
является основополагающим звеном управления.  Автономно от комитета по
экономике работает информационно-аналитическое звено; не имеют единого
руководителя комитет по экономике и финансовое управление.
     В результате    -   неэффективное,   бессистемное   осуществление
экономических реформ  существенно  понижает  уровень  жизни  населения
области.  При  стоимости потребительской корзинки на 1.01.95 г.  146,3
тыс.руб.,  ниже прожиточного уровня зарплата  у  работников  сельского
хозяйства,  здравоохранения и народного образования, науки и культуры,
социального   обеспечения   и   общественного   питания.   Проявляются
неблагоприятные  тенденции в здравоохранении и образовании,  снижаются
реальные  доходы  населения,  растут   безработица   и   преступность,
деградируют  культура и нравственность,  отсутствует авторитет закона,
возрастает   социальная   напряженность,   недовольство    большинства
населения    области,    что   свидетельствует   о   несостоятельности
экономической политики администрации области.
     Депутаты областной Думы считают,  что основную ответственность за
кризис в экономике области  должна  нести  областная  администрация  и
лично  Глава администрации Белых Ю.В.,  который не использует в полной
мере конституционные права для решения экономических проблем  области,
не   сумел  обеспечить  эффективное  управление  народно-хозяйственным
комплексом,  смягчить падение производства  в  условиях  экономических
реформ.
     В связи с вышеизложенным областная Дума 

                            ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Информацию принять к сведению.
     2. Отметить  неудовлетворительные  итоги социально-экономического
развития Саратовской области в 1994 году.
     3. Рекомендовать Главе администрации области Белых Ю.В.:
     3.1. В месячный срок разработать и представить в  областную  Думу
программу   вывода   экономики   области  из  кризиса,  обеспечивающую
достижение областью в 1995 г.  по основным  экономическим  показателям
уровня не ниже среднероссийского.
     Основополагающими принципами и  задачами  этой  программы  должны
стать:
     - определение целей,  границ и  пределов  социально-экономической
реформы в области, гарантированный прожиточный минимум, низкий уровень
безработицы;
     - корректировка   программы  приватизации,  смещение  акцента  на
эффективное  управление  госсобственностью,  поддержку   материального
производства, стимулирование инвестиционной активности;
     - определение четких параметров потребности  области  в  товарном
обеспечении, прогнозирование и регулирование ситуации на рынке;
     - оздоровление  экономической  среды,  в  которой  осуществляется
деятельность   предприятий   и  организаций  (  налоговая,  бюджетная,
финансово-кредитная,      антимонопольная      политика,       система
ценообразования);
     - прекращение  сырьевой  направленности  экспорта,  осуществление
протекционистской   импортной   политики  в  интересах  производителей
области;
     - обеспечение    развития   многоукладности   аграрного   сектора
экономики;
     - усовершенствование   финансовых   взаимоотношений   области   с
федеральным центром, более настойчивое отстаивание интересов области;
     - исключение  субъективного  подхода  в  распределении  бюджетных
средств;
     - закрепить за каждым экономическим направлением программы вывода
экономики области из кризиса конкретных высокопоставленных должностных
лиц областной администрации,  имея в виду,  что невыполнение в 1995 г.
задач,  определенных  программой,  должно  привести   к   обязательной
отставке этих должностных лиц.
     3.2. Предусмотреть в проекте Закона о бюджете Саратовской области
на  1995 год стратегические направления развития экономики области - в
качестве приоритетных для финансирования из бюджета области.
     3.3. Разработать   предложения   по   эффективному  использованию
средств внебюджетных  фондов,  в  соответствии  с  положениями  об  их
деятельности и представить в областную Думу вместе с проектом Закона о
бюджете Саратовской области на 1995 год.
     3.4. В  приложении к проекту Закона о бюджете области на 1995 год
определить дополнительные источники  финансовых  средств,  позволяющих
довести доходную часть бюджета не менее, чем до 3 триллионов рублей.
     3.5. В месячный срок разработать проект новой структуры областной
администрации, соответствующей стратегии экономических реформ и внести
в областную Думу для утверждения.
     3.6. Совместно  с  областной  налоговой инспекцией в двухмесячный
срок представить в областную Думу проект Закона  о  налогообложении  в
Саратовской области, включающий раздел о налоговых освобождениях.
     3.7. В  месячный  срок  представить  в  областную   Думу   проект
программы  II-го  этапа  приватизации  в Саратовской области,  обратив
особое  внимание   на   повышение   эффективности   управления   долей
госсобственности, принадлежащей Саратовской области.
     4. В июле 1995 года заслушать Главу  областной  администрации  "О
социально-экономическом состоянии области за 1 полугодие 1995 года и о
ходе выполнения настоящего постановления на заседании областной Думы.
     5. Опубликовать  настоящее постановление областной Думы в газетах
"Саратовские вести" и "Саратов".
     6. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
Председателя областной Думы Харитонова А.П.


     Председатель 
     областной Думы                                      А.П.Харитонов


Информация по документу
Читайте также