Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Саратовской области от 19.09.1995 № 18-224

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      Саратовской областной Думы

от 19.09.95 г.                                                N 18-224

         О проекте Закона "О референдуме Саратовской области"

     Рассмотрев проект  Закона  "О  референдуме  Саратовской  области"
Саратовская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять  проект  Закона  "О референдуме Саратовской области" в
первом чтении.

     Председатель
     Саратовской областной Думы                          А.П.Харитонов


                    ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН О РЕФЕРЕНДУМЕ
                               (проект)

     ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Понятие референдума Саратовской области

     Референдум Саратовской области - народное голосование по наиболее
важным вопросам государственной и общественной жизни области. Решения,
принятые референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо
утверждении  не  нуждаются  и  обязательны  для  применения  на   всей
территории Саратовской области.
     На референдум не могут выноситься  вопросы  о  налогах,  бюджете,
финансах   области,   чрезвычайных  и  срочных  мерах  по  обеспечению
общественного порядка, здоровья и безопасности населения.

     Статья 2. Право граждан Российской Федерации
               на участие в референдуме

     В референдуме   имеют   право   участвовать  граждане  Российской
Федерации,  достигшие 18 лет и  постоянно  проживающие  на  территории
Саратовской  области.  В  референдуме  не участвуют психически больные
граждане, призванные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся
в местах лишения свободы по приговору суда.
     Какие-либо прямые  или  косвенные  ограничения  прав  граждан  на
участие  в  референдуме в зависимости от происхождения,  социального и
имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола,
образования,   языка,  отношения  к  религии,  политических  или  иных
взглядов, рода и характера занятий запрещаются.

     Статья 3. Общие принципы проведения референдума

     Граждане участвуют в референдуме непосредственно лично. Участие в
референдуме является свободным.
     Голосование на  референдуме  осуществляется  тайно,  контроль  за
волеизъявлением граждан не допускается.
     Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме  на  равных
основаниях  по  месту  своего  постоянного  или временного проживания.
Каждый гражданин имеет один голос.

     Статья 4. Законодательство о референдуме
               и контроль за его соблюдением

     В соответствии с Уставом Саратовской области вопросы подготовки и
проведения   референдума   регулируются   настоящим   Законом,   иными
законодательными актами Саратовской области.
     Контроль за   соблюдением    законодательства    о    референдуме
осуществляют  государственные  органы  и  организации,  на  которые он
возложен Уставом Саратовской  области.  В  осуществлении  контроля  за
соблюдением  законодательства  о  референдуме  имеют право участвовать
представители  средств  массовой  информации,   политических   партий,
общественных организаций и движений.

     Статья 5. Агитация по поводу референдума

     Саратовская область     гарантирует     политическим     партиям,
общественным организациям и  движениям  граждан  Российской  Федерации
право  беспрепятственной агитации за и против предложений референдума,
за и против проектов закона или решения, выносимого на референдум.
     Для проведения   агитации  указанные  лица  и  организации  могут
использовать собственные средства.
     В день голосования агитация запрещена.

     Статья 6. Гласность при подготовке и проведении референдума

     Деятельность государственных и общественных органов,  участвующих
в организации  и  проведении  референдума,  осуществляется  открыто  и
гласно.
     Все решения,  касающиеся референдума, а также проекты законов или
иных  решений,  выносимых  на  референдум,  подлежат  опубликованию  в
средствах массовой  информации  в  течении  семи  дней  с  момента  их
принятия соответствующими органами.
     Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения
референдума,  их представителям гарантируется беспрепятственный доступ
на все собрания и заседания,  связанные с  референдумом,  и  получение
соответствующей информации.
     Комиссии областного    референдума    своевременно    информирует
население  о  своем  составе,  месте  нахождения и времени работы,  об
образовании участков для голосования и списках граждан,  имеющих право
участвовать в референдуме.
     На заседании комиссий референдума, а также во время голосования и
при  подсчете  голосов  на  участках для голосования,  при определении
результатов   референдума    вправе    присутствовать    представители
политических  и  иных  общественных  организаций  и массовых движений,
собраний  граждан,  а  также  средств   массовой   информации.   Лица,
присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования,
должны иметь заверенную выписку из протокола собрания  направивших  их
организации   или   иной   документ,   удостоверяющий  их  полномочия.
Предварительное  уведомление  комиссий  референдума  о  предполагаемом
присутствии указанных представителей не требуется.

     Статья 7. Материальное обеспечение референдума

     Расходы, связанные  с  подготовкой  и проведением референдума,  с
момента принятия решения о его назначении производится за счет бюджета
Саратовской области.
     Предприятия, учреждения   и   организации,   государственные    и
общественные  органы  предоставляют  бесплатно в распоряжение комиссий
референдума помещения и оборудование,  необходимое  для  подготовки  и
проведения    референдума.   Аренда   помещений   и   оборудования   у
негосударственных организаций оплачивается комиссиями референдума.

     ГЛАВА II. ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 8. Право назначения референдума

     Право принятия  решения  о  референдуме  принадлежит  Саратовской
областной   Думе.   Решение   о   проведении  референдума  принимается
Саратовской областной Думой по собственной инициативе,  по предложению
Главы   администрации  Саратовской  области,  а  также  по  требованию
субъектов, указанных в статье 9 настоящего Закона.

     Статья 9. Обязательное проведение референдума Саратовской области

     Саратовская областная  Дума  обязана  назначить   референдум   по
требованию   не   менее  100  тысяч  проживающих  в  области  граждан,
обладающих избирательным правом,  одной трети представительных органов
местного  самоуправления  районов и городов республиканского значения,
двух третей от установленного численного состава депутатов Саратовской
областной Думы.

     Статья 10. Реализация права требования референдума
                депутатами Саратовской областной Думы

     Решение о проведении референдума  по  требованию  не  менее  двух
третей  от установленного численного состава депутатов принимать путем
поименного голосования на заседании Саратовской областной Думы.

     Статья 11. Реализация права требования референдума
                гражданами Российской Федерации

     Право инициативы  в  сборе  подписей под требованием о проведении
референдума принадлежит каждому гражданину  Российской  Федерации  или
группе  граждан,  имеющим  право  на  участие в референдуме.  Граждане
Российской Федерации реализуют свое право на сбор подписей добровольно
и самостоятельно.
     Сбор подписей  организуют  и  осуществляют  инициативные   группы
референдума, образуемые из граждан Российской Федерации в соответствии
с требованием настоящего закона.

     Статья 12. Реализация права требования референдума
                субъектов местного самоуправления Саратовской области

     По инициативе  не  менее  одной  трети  представительных  органов
районов,  городов  областного  значения  Саратовская  областная   Дума
обязана назначить референдум.
     Предложения о проведении референдума,  принятые в течение  одного
месяца, направляются в Саратовскую областную Думу.

     Статья 13. Образование инициативной группы референдума

     В целях решения вопроса о необходимости проведения референдума по
инициативе граждан проводятся собрания граждан  Российской  Федерации,
проживающих постоянно в Саратовской области.
     Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее, чем за 10 дней
уведомить  администрацию  района,  города о месте и времени проведения
собрания.
     Собрание правомочно,  если  на  нем  присутствуют  не  менее  300
граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме.
     Перед собранием  проводится регистрация его участников,  собрание
избирает  президиум  собрания,  обсуждает   необходимость   проведения
референдума,   а   также   текст  проекта  решения,  предлагаемого  на
референдуме.
     В случае   принятия  о  необходимости  проведения  референдума  и
утверждения текста,  выносимого на референдум,  собрание открытым  или
тайным голосованием избирает инициативную группу референдума в составе
10 человек и поручает ей организацию сбора подписей.

     Статья 14. Регистрация инициативной группы

     Надлежаще оформленный протокол собрания с данными  о  регистрации
его  участников и списком избранной инициативной группы передается для
регистрации инициативной группы  в  администрацию  города,  района  по
месту  проведения  собрания.  К  протоколу  прилагается  текст проекта
решения,  предлагаемого для  вынесения  на  референдум,  и  письменное
обязательство  членов инициативной группы соблюдать законодательство о
референдуме и нести ответственность за правильность сбора подписей.
     Решение администрации   района,   города  областного  значения  о
регистрации должно быть вынесено не  позднее  двух  недель  с  момента
получения им протокола и соответствующих приложений к нему.
     Отказ от регистрации инициативной  группы  не  допускается,  если
собрание было проведено с соблюдением требованием настоящего Закона.
     Администрация района,  города областного значения после  проверки
правильности  проведения  собрания  выдает представителям инициативной
группы  свидетельство   о   регистрации   группы   и   соответствующие
удостоверения   ее  членам.  Свидетельство  и  удостоверения  выдаются
администрацией района,  города областного значения в течение трех дней
с момента вынесения ими решения о регистрации инициативной группы.
     При отсутствии решения администрации района,  города по вопросу о
регистрации  инициативной  группы  по  истечении двух недель с момента
предоставления  материалов  об  избрании   инициативной   группы   она
считается    зарегистрированной.   В   этом   случае   регистрационное
свидетельство и удостоверения членам инициативной группы оформляются и
выдаются  нотариусом  на  основании  копий документов,  направленных в
соответствующую  администрацию.  Государственная  пошлина  за   выдачу
свидетельства   и  удостоверений  взимается  с  администрации  района,
города.
     Отказ в регистрации может быть обжалован заинтересованными лицами
в районных (городской) народный суд на месту нахождения  администрации
района, города отказавшему в регистрации.
     При регистрации  инициативных  групп  им  должны  быть  присвоены
порядковые   номера   и  наименования,  соответствующие  наименованиям
районов, городов областного значения по месту образования инициативной
группы. Эти данные в обязательном порядке указываются на каждом листе,
предназначенном для сбора подписей по референдуму,  а также на  других
документах, исходящих от инициативной группы.
     Общее количество инициативных групп  по  каждому  референдуму  не
ограничивается. По решению трех и более инициативных групп допускается
создание координационной инициативной группы референдума.
     Данные о зарегистрированных инициативных группах передаются Главе
администрации  Саратовской  области,  соответствующим   администрациям
районов и городов по месту образования инициативных групп.

     Статья 15. Порядок и сроки сбора подписей
                инициативными группами референдума

     С момента  получения  свидетельства  о  регистрации  инициативная
группа     референдума     вправе    организовать    и    осуществлять
беспрепятственный сбор подписей на подписных листах  с  требованием  о
проведении референдума.
     Общий период сбора подписей по вопросу о  данном  референдуме  не
должен   превышать   двух   месяцев  со  дня  выдачи  свидетельства  о
регистрации первой из созданных по  данному  референдуму  инициативных
групп.
     В случае, если в течении этого срока не было собрано необходимого
количества  подписей  граждан  Российской  Федерации,  проживающих  на
территории Саратовской области, дальнейший сбор подписей прекращается.
С  требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается
выступать не ранее, тем по истечении одного года.

     Статья 16. Подписной лист референдума

     Листы для  сбора  подписей  граждан  Российской   Федерации   под
требованием   о  проведении  референдума  (подписанные  листы)  должны
содержать  формулировку  вопросов,  предлагаемых  на  референдум,  или
изложение  существа  предлагаемого  проекта закона,  или иного решения
(при условии обеспечения возможности  ознакомления  с  полным  текстом
проекта  закона  или  иного  решения),  а  также  полное  наименование
соответствующей инициативной группы.
     Гражданин Российской   Федерации,   поддерживающий  требование  о
проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом:
фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию
своего паспорта или заменяющего его документа и дату подписания.
     Подписные листы  должны  быть  заверены  председателем и одним из
членов инициативной группы.
     На каждом   подписном   листе   наряду  с  заверяющими  подписями
председателя  и  одного  из  членов  инициативной  группы  референдума
производится  запись  об  общем числе заверенных подписей.  Заверяющие
подписи членов  инициативной  группы  удостоверяются  печатью  местной
администрации по месту сбора подписей.

     Статья 17. Оформление права требования референдума

     По окончанию   сбора   подписей  инициативная  группа  составляет
итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной
группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей и
наименование администраций  районов  и  городов  областного  значения,
которым  переданы  на  хранение  подписные  листы.  Итоговый протокол,
заверенный  администрацией   района,   города   областного   значения,
направляется   в  трехдневный  срок  Главе  администрации  Саратовской
области.
     Подписные листы  по  акту  передаются  на хранение администрациям
районов,  городов областного значения, зарегистрировавшим инициативную
группу,  и хранятся в течение двух месяцев после опубликования решения
референдума.
     Заключение Главы  администрации  Саратовской  области  и итоговые
документы  в  недельный   срок   направляются   Главой   администрации
Саратовской области в Саратовскую областную Думу.
     При необходимости Глава администрации Саратовской  области  может
назначить  досрочную  или  полную  проверку  достоверности  полученных
документов.  Результаты проверки передаются  в  Саратовскую  областную
Думу.
     При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного
гражданина  его  подписи  не учитываются.  В случае,  если в подписных
листах,  заверенных одним и тем же уполномоченным инициативной  группы
обнаружится  две  или более подписей одного гражданина,  все подписные
листы,  заверенные  этим   уполномоченным   аннулируются   Саратовской
областной Думой.
     Саратовская областная Дума  извещает  руководителей  инициативных
групп  или  представительных  органов местного самоуправления районов,
городов  областного  значения  о  времени   рассмотрения   вопроса   о
назначении референдума.

     Статья 18. Принятие решения по требованию
                о проведении референдума

     Саратовская областная Дума по требованию о проведении референдума
вправе принять одно из следующих решений:
     а) о назначении референдума,  дате его проведения и мерах по  его
обеспечению;
     б) об отклонении требований о  назначении  референдума  в  случае
нарушения настоящего Закона инициаторами референдума;
     в) о разработке законопроекта или иного решения,  предлагаемого в
требованиях  о  проведении  референдума,  без  последующего проведения
референдума.
     Саратовская областная Дума рассматривает представленные материалы
и принимает по  ним  решение  в  течение  месяца  со  дня  поступления
требования о проведении референдума.
     Принятое решение  в  трехдневный  срок  публикуется  в  средствах
массовой    информации.   Не   позднее   десяти   дней   обнародования
постановления о назначении референдума публикуется  проект  выносимого
на референдум закона или иного решения.

     Статья 19. Срок проведения референдума

     Референдум не  может  проводиться  ранее  одного месяца и позднее
четырех месяцев со дня принятия постановления о его  проведении.  Этот
срок может быть продлен назначившим референдум органом, если в течение
ближайших двух месяцев предусмотрено  проведение  другого  референдума
или выборов депутатов Саратовской областной Думы.

     ГЛАВА III. ПОДГОТОВКА К РЕФЕРЕНДУМУ

     Статья 20. Комиссии по проведению референдума Саратовской области

     Для проведения   референдума   Саратовской   области   образуются
следующие комиссии:
     1) областная  комиссия  референдума Саратовской области.  Функции
областной комиссии  референдума  Саратовской  области  возлагаются  на
Саратовскую областную избирательную комиссию;
     2) окружные комиссии референдума Саратовской области;
     3) участковые комиссии референдума Саратовской области;
     Полномочия комиссий   референдума   возникают   с   момента    их
образования  и  прекращаются  по  истечению  одного  месяца  с момента
опубликования результатов референдума.

     Статья 21. Образование комиссий референдума

     Окружные комиссии должны быть образованы в течении недели со  дня
опубликования постановления о назначении референдума.
     Участковые комиссии референдума образуются главами  администраций
районов,  городов  областного  значения  в  течение трех недель со дня
опубликования  постановления  о  назначении   референдума   с   учетом
предложений,   расположенных   на   их   территории  органов  местного
самоуправления,   общественных   организаций,    инициативных    групп
референдума,  а  также  собраний  граждан  численностью  не  менее 150
человек.
     Областная и    окружные    комиссии    референдума   обеспечивают
своевременное  информирование  населения   через   средства   массовой
информации и иными способами о составе комиссий референдума,  на месте
и времени их работы,  телефонах, расположения участков для голосования
и  других обстоятельств,  имеющих значение для надлежащей подготовке и
проведению референдума.

     Статья 22. Полномочия областной комиссии
                референдума Саратовской области

     Областная комиссия референдума:
     обеспечивает на  всей  территории  Саратовской  области   строгое
соблюдение   Закона,   обращается   в  Саратовскую  областную  Думу  с
предложениями о необходимости его толкования;
     образует округа референдума;
     организует деятельность окружных комиссий референдума;
     распределяет денежные средства по окружным комиссиям референдума;
     контролирует обеспечение   комиссий   референдума    помещениями,
транспортом,     связью     и     рассматривает     другие     вопросы
материально-технического обеспечения референдума;
     устанавливает формы  бюллетеней  референдума,  списков участников
референдума,  протоколов  заседаний   комиссий   референдума,   других
документов  референдума,  образцы  ящиков  для  голосования  и печатей
комиссий референдума, порядок хранения документации референдума;
     заслушивает сообщения  администрации Саратовской области,  других
государственных  и  общественных  органов  по  вопросам  подготовки  и
проведения референдума;
     подводит итоги проведения референдума,  устанавливает  результаты
референдума;  публикует  в  печати,  по  телевидению,  радио и другими
способами о своей работе и о результатах референдума;
     рассматривает заявления,  жалобы  на  решения и действия комиссий
референдума;
     осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и
другими законами Саратовской области.

     Статья 23. Полномочия окружной комиссии референдума

     Окружная комиссия референдума Саратовской области:
     организует деятельность участковых комиссий референдума;
     заслушивает сообщения   местных   администраций,    руководителей
предприятий,   учреждений   и   организаций   по  вопросам  подготовки
референдума;
     контролирует своевременность  и  правильность составления списков
участников референдума и представления их для всеобщего ознакомления;
     обеспечивает своевременное издание материалов референдума;
     содействует организации  встреч,  лекций  и  других  мероприятий,
направленных  на  разъяснение  сути  проекта закона или иного решения,
вынесенного на референдум;
     обеспечивает изготовление  бюллетеней  и снабжение ими участковых
комиссий референдума;
     устанавливает результаты  референдума  в  округе,  передает  их в
Центральную комиссию референдума;
     рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых
комиссий референдума и принимает по ним решения;
     обеспечивает строгое  соблюдение  настоящего Закона на территории
округа;
     осуществляет другие   полномочия   в   соответствии  с  настоящим
Законом.

     Статья 24. Полномочия участковой комиссии референдума

     Участковая комиссия референдума Саратовской области:
     составляет списки участников референдума по участку;
     проводит ознакомление граждан со списками участников референдума,
принимает  и  рассматривает  заявления о источниках в списках и решает
вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
     оповещает население о дне проведения референдума;
     обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее
оборудование;
     организует на участке голосование в день проведения референдума;
     производит подсчет голосов и передает результаты голосования;
     рассматривает заявления  и  жалобы  по  вопросам   подготовки   и
проведения референдума и принимает по ним необходимые решения;
     осуществляет другие   полномочия,    предусмотренные    настоящим
Законом.

     Статья 25. Округа и участки референдума

     На территории Саратовской области образуются округа референдума в
границах  четырех  мандатных   территорий   округой   по   выборам   в
Государственную Думы РФ.
     Территория округа  делится  на   участки.   Участки   референдума
образуются администрациями районов, городов областного значения.
     Территории участков референдума могут  совпадать  с  территориями
избирательных   участков,   сформированных  для  выборов  депутатов  в
Государственную Думу РФ.
     Каждый участок  для  референдума  должен  иметь помещение,  где в
момент  опечатывания  ящиков  для  голосования,  вскрытия  ящиков  для
голосования  и  подсчета  голосов  должны  свободно  размещаться члены
участковой комиссии,  представители политических и  иных  общественных
организаций  и  массовых движений,  собраний граждан,  а также средств
массовой информации.  Помещение должно  быть  оборудовано  сейфом  для
хранения   документации,   мебелью,   стендами  со  списками  граждан,
голосующими на данном участке,  и другой информацией  по  референдуму,
кабанами  и  ящиками для тайного голосования.  Каждый участок не может
иметь более одного переносного ящика для голосования.
     Вход и  выход из помещения для голосования должны быть отдельными
и расположены таким образом,  чтобы каждый голосующий проходил  только
через кабину для тайного голосования.
     Кабины для тайного голосования  оснащаются  столиками,  щитами  с
текстом   проекта   решения,   вынесенного   на  референдум,  а  также
авторучками. Применение карандашей не допускается.

     Статья 26. Организация работы комиссий референдума

     Комиссии областного  референдума  должны  провести  свои   первые
заседания не позднее чем в течение трех дней с момента их образования.
Заседания комиссий  референдума  являются  правомочными,  если  в  них
принимают  участие  не  менее  двух  третей состава комиссий.  Решения
комиссий принимаются открытым  голосованием  большинством  голосов  от
общего  числа  членов  комиссии.  Члены  комиссии,  не  согласные с ее
решением,  вправе выразить особое мнение,  которое в письменной  форме
прилагается к протоколу заседания комиссии. Надлежаще заверенные копии
указанных документов выдаются по первому  требованию  заинтересованных
лиц.
     Решения комиссии,  принятые в пределах ее полномочий, обязательны
для   исполнения  всеми  государственными  и  общественными  органами,
организациями и должностными лицами.
     Решения и  действия  участковой  или окружной комиссии могут быть
обжалованы  в  вышестоящую  комиссию   референдума   или   по   выбору
заинтересованного   лица,   в   народный   суд   по  месту  нахождения
соответствующей комиссии, который принимает решение в течение недели с
момента поступления жалобы.
     Член комиссии  референдума,  включая  председателя,   заместителя
председателя,  секретаря,  по  ее решению может освобождаться в период
подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или
служебных  обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет
средств, выделяемых на проведение референдума.
     Государственные и общественные органы и организации,  должностные
лица обязаны содействовать комиссиям референдума в  осуществлении  ими
своих  полномочий,  предоставлять необходимые для из работы сведения и
материалы.
     Комиссии референдума вправе обращаться по вопросам ,  связанным с
подготовкой   и   проведением   референдума,   в   государственные   и
общественные органы и организации к должностным лицам, которые обязаны
рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в
трехдневный срок.
     Председатель, заместитель  председателя,   секретарь   или   член
комиссии  референдума  может  быть  освобожден от своих обязанностей в
комиссии образовавшим  его  органом  по  личному  заявлению,  либо  по
представлению    органа    местного    самоуправления,    общественной
организации,  инициативной  группы  референдума,  органа  общественной
самодеятельности,    собрание    граждан   по   месту   жительства   и
военнослужащих по воинским частям.  Выдвижение  и  утверждение  нового
председателя  в  состав  комиссии  референдума  производится в порядке
установленном настоящим Законом.

     Статья 27. Списки граждан, имеющих право
                участвовать в референдуме

     Списки граждан,   имеющих   право   участвовать   в  референдуме,
составляются  по  каждому  участку  референдума  участковой  комиссией
референдума и подписываются ее председателем и секретарем.
     Списки составляются  на  основе  данных,  представляемых  местной
администрацией.
     В списки включаются все граждане,  имеющие  право  участвовать  в
референдуме  не  момент составления списков,  постоянно проживающие на
территории данного участка, военнослужащие - на общих основаниях.
     Гражданин, имеющий  право  участвовать в референдуме,  может быть
включен не более чем в один список.
     Списки вывешиваются   для   всеобщего  ознакомления  в  помещении
участковой  комиссии  референдума  не  позднее  чем  за  20  дней   до
референдума, а также доводятся до сведения граждан другими способами.
     Каждый гражданин  вправе  обжаловать  невключение,   неправильное
включение  в  список  или  исключение из списка,  а также допущенные в
списках   неточности.   Заявление   о   неправильностях    в    списке
рассматриваются  участковой комиссией референдума,  которая обязана не
позднее чем в двухнедельный срок,  а накануне и в день  референдума  -
немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления, любо
выдать заявителю  копию  мотивированного  решения  об  отклонении  его
заявления.  Это  решение  может быть обжаловано в районный (городской)
народный суд не позднее,  чем за пять  дней  до  референдума,  который
обязан  рассмотреть  жалобу  в  трехдневный  срок,  решение  районного
(городского) народного  суда  окончательно.  Исправление  в  списке  в
соответствии   с   решением  суда  производится  участковой  комиссией
референдума немедленно.

     Статья 28. Бюллетени для голосования

     В бюллетене для голосования воспроизводится текст постановленного
на  референдуме  вопроса или проекта решения и варианты волеизъявления
голосующего "за" или "против".
     В случае  постановки  на  референдуме  нескольких  альтернативных
проектов решений, все они включаются в один бюллетень, последовательно
нумеруются,   отделяются  друг  от  друга  горизонтальными  линиями  и
голосуются отдельно.
     В случае проведения референдума по проектам различных решений,  а
также в случае проведения референдума Российской Федерации в один день
с  областным  референдумом,  все  проекты  предложенных  на референдум
решений  печатаются  на  различных  по  цвету  бюллетенях,  голосуются
отдельно и независимо друг от друга.
     Форма и текст бюллетеней для голосования  утверждаются  областной
комиссией референдума не позднее, чем за 25 дней до дня референдума.
     Окружные комиссии  обеспечивают   бюллетенями   для   голосования
участковые комиссии не позднее, чем за 10 дней до дня референдума.

     ГЛАВА VI. ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

     Статья 29. Время проведения референдума

     На всех  участках  референдума  голосование  проводится с 7 до 22
часов по местному времени.  О времени и месте  голосования  участковая
комиссия  оповещает  граждан  не  позднее,  чем  за  15  дней  до  дня
референдума.
     Голосование может  быть  закончено  ранее  22 часов на отдаленных
участках, когда проголосовали все внесенные в список граждане.
     Досрочное голосование не допускается.
     ВАРИАНТ. Статья 29 "а". Досрочное голосование.
     В случае, если менее чем за 10 дней до дня референдума гражданин,
включенный в списки и имеющий право участвовать в референдуме, изъявит
желание  проголосовать  досрочно,  он  вправе  получить  в  участковой
комиссии  референдума  бюллетень  для   голосования.   При   получении
бюллетеня   гражданин   расписывается  в  списке  лиц,  имеющих  право
участвовать в референдуме.
     После заполнения бюллетеня для голосования,  гражданин вкладывает
его  в  конверт  ,  который   для   обеспечения   тайны   голосования,
заклеивается,  скрепляется печатью комиссии. Данный конверт хранится в
запечатанном виде до дня референдума.
     Бюллетени для голосования,  заполненные досрочно проголосовавшими
гражданами и хранящиеся на участках, опускаются в ящик для голосования
в  день  проведения  референдума  председателем  участковой комиссии в
присутствии других ее членов и общественных наблюдателей перед началом
общего голосования. При этом проверяется целостность конверта, наличие
на не печати и соответствие количества конвертов  отметками  в  списке
для голосования.

     Статья 30. Голосование в день референдума

     В день проведения референдума председатель участковой комиссии за
поласа  до  начала  голосования  в   присутствии   членов   комиссии,
представителей   политических   и   иных  общественных  организаций  и
движений,  трудовых коллективов,  собраний граждан,  а  также  средств
массовой информации,  проверяет,  освобождены ли ящики для голосования
от каких-либо вложений, а затем опечатывает их.
     Бюллетени для   голосования   выдаются   гражданам   по   спискам
участников референдума по предъявлению паспорта или другого документа,
удостоверяющего личность гражданина.  При получении бюллетеня граждане
расписываются против своей фамилии в списке.
     В тех  случаях,  когда  граждане,  имеющие  право  участвовать  в
референдуме,  не могут по уважительным причинам прибыть на участок для
голосования,  участковая комиссия при наличии их письменного заявления
поручает  двум  членам  комиссии  организовать  голосование  по  месту
нахождения этих граждан в присутствии общественных наблюдателей.
     Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для  тайного
голосования.  Гражданин,  который не может это сделать сам,  вправе по
своему выбору пригласить в кабину другое лицо,  не  являющееся  членом
участковой комиссии или общественным наблюдателем.
     Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на
голосование  вопроса,  вычеркивает  один  из  записанных  в бюллетенях
ответов - "за" или " против".
     Если одновременно  проводится несколько референдумов,  голосующие
заполняют бюллетени по каждому из них.

     Статья 31. Подсчет голосов

     После объявления   председателя   об    окончании    голосования,
участковая  комиссия вскрывает ящики для голосования.  Перед вскрытием
ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все
неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол.
     На основании  списков  граждан  для  голосования,  в  том   числе
дополнительных,  с  учетом  поданных  заявлений  граждан  о  досрочном
голосовании (вариант) и заявлении  о  голосовании  на  дому,  комиссия
подсчитывает  общее  число  получивших бюллетени.  Подсчет бюллетеней,
находящихся в переносном ящике для голосования, производится отдельно.
При  этом  количество  бюллетеней  сверяется  с  количеством  поданных
письменных заявлений о голосовании на дому.  По  числу  находящихся  в
ящиках бюллетеней комиссия устанавливает:
     число граждан, принявших участие в голосовании;
     число голосов,   поданных  за  вынесенный  на  референдум  проект
решения;
     число голосов, поданных против;
     число бюллетеней, признанных недействительными.
     Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни
один их вариантов ответа,  либо  вычеркнуты  оба,  а  также  бюллетени
неутвержденного   образца.   В   случае  сомнений  в  действительности
бюллетеня решение принимает участковая комиссия,  фиксируя  количество
таких случаев в протоколе.
     Результаты голосования  подсчитываются  на  каждом  участке   для
голосования.  Если  на  голосование  выносилось одновременно несколько
вопросов,  либо проводилось более одного референдума,  подсчет голосов
по каждому из них осуществляется отдельно.

     Статья 32. Протокол по итогам голосования

     Итоги подсчета  голосов  проверяются,  обсуждаются  на  заседании
участковой комиссии  и  заносятся  в  протокол,  составляемый  в  двух
экземплярах.
     Протоколы заполняются   чернилами   или    шариковыми    ручками,
подписываются  всеми членами участковой комиссии и заверяются печатью.
Если  проводилось  несколько   референдумов,   по   каждому   из   них
составляется отдельный протокол.
     Первый экземпляр протокола доставляется в окружную  избирательную
комиссию, второй - остается на хранение в участковой комиссии.
     Окружная комиссия на  основании  протоколов  участковых  комиссий
суммирует   полученные   данные,   проверяет  их  и  после  обсуждения
составляет  и  подписывает  готовый  протокол  в   двух   экземплярах,
заверенный  печатью,  первый  из  которых  немедленно  отсылается  или
передается другим способом в областную комиссии референдума.
     Окружные и участковые комиссии референдума после подсчета голосов
сдают копии протоколов и бюллетеней в опечатанном виде,  в том числе и
погашенные,  в соответствующие районные и городские администрации, где
они хранятся в течении двух месяцев, а затем уничтожаются, если за это
время результаты референдума не были опротестованы.

     ГЛАВА V. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 33. Подведение итогов референдума Саратовской области

     Областная комиссия   референдума  на  основании  протоколов  всех
окружных комиссий референдума определяет:
     число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
     число граждан, получавших бюллетени;
     число граждан, принявших участие в голосовании;
     число голосов,  поданных  за  вынесенный  на  референдум   проект
решения;
     число голосов, поданных против;
     число бюллетеней, признанных недействительными.
     Референдум признается несостоявшимся,  если в голосовании приняло
участие  менее  половины граждан Российской Федерации,  проживающих на
территории  Саратовской  области,   имеющих   право   на   участие   в
референдуме.  В  этом  случае референдум по тому же вопросу может быть
проведен не ранее, чем через два года.
     Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми,
если за них проголосовало более половины граждан,  принявших участие в
референдуме.
     При проведении  референдума  по  вопросам  принятия  изменения  и
дополнения   Конституции   Саратовской   области,  а  также  изменения
правового статуса Саратовской области, ее разъединению или объединению
с   другими   субъектами   Российской   Федерации,  решения  считаются
принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, внесенных
в списки для участия в референдуме.
     Если на референдум выносились альтернативные варианты  решения  и
ни  один  из  них  не получил необходимого количества голосов,  то все
варианты считаются отклоненными и повторное  вынесение  на  референдум
может состоятся не ранее, чем через год.
     Результаты референдума  могут  быть  признаны   недействительными
из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений
данного  Закона,  повлиявших  на  результаты  голосования.  В   случае
обнаружения   таких   нарушений,  результаты  референдума  могут  быть
обжалованы в суд в течение месяца.

     Статья 34. Опубликование и вступление в силу решения,
                принятого на референдуме

     Итоги референдума  доводятся  до  сведения  населения Саратовской
области  через  средства  массовой  информации  Центральной  комиссией
референдума не позднее десяти дней со дня окончания голосования.
     В случае признания результатов голосования по какому-либо  округу
или  участку недействительными,  областная комиссия референдума вправе
поручить соответствующей комиссии референдума провести в течение  двух
недель и в данном округе или на участке повторное голосование. Решение
областной комиссии референдума могут быть обжалованы в суде в  течение
недели со дня их принятия.
     Принятое на референдуме решение публикуется не позднее семи  дней
даты  последнего  голосования по вопросу,  вынесенному на референдум и
вступает в  силу  в  день  опубликования,  если  в  самом  решении  не
предусмотрен другой срок.

     Статья 35. Изменение или отмена решения, принятого референдумом

     Изменение либо    отмена    решения,    принятого    референдумом
производится только референдумом.

     ГЛАВА VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
               О РЕФЕРЕНДУМЕ

     Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства
                о референдуме

     Лица, препятствующие путем насилия,  обмана,  угроз  или  подкупа
свободному  осуществлению гражданином Российской Федерации или группой
граждан Российской Федерации их права участвовать в референдуме, вести
агитацию,  а  также  члены  инициативных групп и комиссий референдума,
должностные   лица   государственных   или    общественных    органов,
организаций,  совершавшие  подлог  документов  референдума,  фиктивные
записи в подписных  листах,  заведомо  неправильный  подсчет  голосов,
нарушившие   тайну   голосования,   привлекаются   к   уголовной   или
административной  ответственности   в   соответствии   с   действующим
законодательством.

     Статья 37. Сроки вступления настоящего Закона в силу

     Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.

                              ОГЛАВЛЕНИЕ

     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья  1. Понятие референдума Саратовской области
     Статья  2. Право граждан Российской Федерации
                на участие в референдуме
     Статья  3. Общие принципы проведения референдума
     Статья  4. Законодательство о референдуме и контроль
                за его соблюдением
     Статья  5. Агитация по поводу референдума
     Статья  6. Гласность при подготовке и проведении референдума
     Статья  7. Материальное обеспечение референдума

     ГЛАВА II. ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья  8. Право назначения референдума
     Статья  9. Обязательное проведение референдума Саратовской области
     Статья 10. Реализация права требования референдума
                депутатами Саратовской областной Думы
     Статья 11. Реализация права требования референдума
                гражданами Российской Федерации
     Статья 12. Реализация права требования референдума
     Статья 13. Образование инициативной группы референдума
     Статья 14. Регистрация инициативной группы
     Статья 15. Порядок и сроки сбора подписей
                инициативными группами референдума
     Статья 16. Подписной лист референдума
     Статья 17. Оформление права требования референдума
     Статья 18. Принятие решения по требованию
                о проведении референдума
     Статья 19. Срок проведения референдума

     ГЛАВА III. ПОДГОТОВКА К РЕФЕРЕНДУМУ

     Статья 20. Комиссии по проведению референдума Саратовской области
     Статья 21. Образование комиссий референдума
     Статья 22. Полномочия областной комиссии референдума
                Саратовской области
     Статья 23. Полномочия окружной комиссии референдума
     Статья 24. Полномочия участковой комиссии референдума
     Статья 25. Округа и участки референдума
     Статья 26. Организация работы комиссий референдума
     Статья 27. Списки граждан, имеющих право
                участвовать в референдуме
     Статья 28. Бюллетени для голосования

     ГЛАВА IV. ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

     Статья 29. Время проведения референдума
     Статья 30. Голосование в день референдума
     Статья 31. Подсчет голосов
     Статья 32. Протокол по итогам голосования

     ГЛАВА V. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 33. Подведение итогов референдума Саратовской области
     Статья 34. Опубликование и вступление в силу решения,
                принятого на референдуме
     Статья 35. Изменение или отмена решения, принятого референдумом

     ГЛАВА VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
               О РЕФЕРЕНДУМЕ

     Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства
                о референдуме
     Статья 37. Сроки вступления настоящего закона в силу


Информация по документу
Читайте также