Расширенный поиск
Постановление Областной Думы Саратовской области от 16.02.1996 № 24-297ПОСТАНОВЛЕНИЕ Саратовской областной Думы от 16.02.96 г. N 24-297 О Законе Саратовской области "О правах пациентов" Саратовская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять в первом чтении Закон Саратовской области "О правах пациентов". 2. Направить указанный законопроект Главе администрации области, в комитеты областной Думы и организации, принимавшие участие в его разработке для внесения возможных дополнений и замечаний. Дополнения и замечания представляются в комитет по охране здоровья и экологии в двухнедельный срок. 3. Комитету по охране здоровья и экологии доработать законопроект с учетом поступивших замечаний и представить его на рассмотрение областной Думы во втором чтении. Председатель Саратовской областной Думы А.П.Харитонов ЗАКОН Саратовской области О правах пациента Принят Саратовской областной Думой в первом чтении 16 февраля 1996 года Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящий закон регулирует отношения граждан, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области обеспечения и зашиты прав пациента. Статья 1. Основные понятия Пациент - потребитель медицинских и связанных с ними услуг независимо от того здоров он или болен. Права пациента - специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека и реализуемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан. Гарантия прав - предусмотренное законом, иным правовым актом или договором обязательство по выполнению содержащихся в них норм и положений, обеспечивающих реализацию прав пациента при предоставлении медицинских, сервисных и фармацевтических услуг. Участники медицинского обеспечения - медицинские предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, частнопрактикующие врачи, фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации и другие субъекты, являющиеся физическими и юридическими лицами, занятые организацией, финансированием и предоставлением пациентам медицинских и сервисных услуг. Медицинские учреждения - это лечебно-профилактические, научно-исследовательские медицинские институты и другие коммерческие и некоммерческие предприятия, учреждения и организации всех форм собственности оказывающие медицинскую помощь и имеющие лицензию. Аптека - предприятие, обеспечивающая население и медицинские учреждения медикаментами (лекарственными средствами), предметами медицинского назначения и ухода за больными. Частнопрактикующий врач - гражданин, занимающийся предпринимательской медицинской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Частнопрактикующие врачи могут осуществлять деятельность по предоставлению лечебно-профилактической помощи как индивидуально, так и на основании договоров о совместной деятельности. Медицинское вмешательство - любое обследование, лечение и иное действие, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность, выполняемую врачом либо другим медицинским работником. Информированное согласие - согласие пациента на медицинское вмешательство, данное им на основе полученной от лечащего врача полной и всесторонней информации в доступной для него форме о цели, характере, способах медицинского вмешательства, вероятном риске, о возможных медико-социальных, психологических и экономических последствиях, которые могут иметь место вследствие медицинского вмешательства. Медицинская услуга - это непосредственное выполнение осмотров, консультаций, операций, манипуляций, процедур, исследований и ухода за пациентом. Сервисная услуга - обеспечение условий для пребывания пациента в медицинском учреждении. Фармацевтическая услуга - производство, транспортировка и реализация лекарственных средств. Конфиденциальность информации - секретность и доверительность информации, составляющей врачебную тайну и сообщаемой пациентом медицинскому и фармацевтическому работнику. Врачебная тайна - не подлежащие разглашению сведения о пациенте, факте обращения за медицинской помощью, диагнозе и иные сведения о состоянии здоровья и частной жизни, полученные в результате обследования и лечения. Стандарт медицинских услуг - это нормы, правила и характеристики, определяющие оказание медицинских услуг в целях обеспечения их качества. Сертификация медицинских услуг, медицинских и фармацевтических учреждений, лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, - определение их соответствия установленным стандартам, требованиям и нормам. Лицензирование - это выдача государственного разрешения (лицензии) медицинским учреждениям, врачам и другим лицам на осуществление ими определенных видов медицинской деятельности и услуг. Статья 2. Законодательство о правах пациента Законодательство Саратовской области правах пациента состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закона Российской Федерации "0 медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "0 правах потребителей" и других действующих законодательных актов, настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ними других законодательных актов Саратовской области. Задачами законодательства Саратовской области о правах пациента являются: - закрепление прав пациента при получении медико-социальной и лекарственной помощи; - установление основных гарантий и механизмов обеспечения прав пациента; - определение ограничений прав пациента; - разграничение компетенции органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, участников медицинского обслуживания, общественных организаций (объединений) по обеспечению и защите прав пациентов; - определение оснований ответственности за нарушение прав пациента и способов защиты; Статья 3. Основные принципы регулирования прав пациента Основными принципами регулирования прав пациента являются: - установление правового паритета пациента с другими участниками медицинского обслуживания, признание пациента в качестве равноправного субъекта права; - персонификация прав пациента, ориентация законодательных норм на конкретного пациента; - законодательное регулирование прав и обязанностей пациента, его отношений с другими участниками медицинского обеспечения; - оперативное и объективное рассмотрение фактов нарушения прав пациентов и ответственности за нарушение прав; - ограничение прав пациента на основании федеральных законов в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц; - контроль и независимая экспертиза качества медицинской и лекарственной помощи. Раздел 2. ПРАВА ПАЦИЕНТА Глава 2.1. Общие права пациента Статья 4. Общие права пациента-человека и гражданина В соответствии с Конституцией Российской Федерации, с Декларацией прав человека, Гражданским Кодексом Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации пациент имеет все права человека и гражданина. Статья 5. Право пациента на соблюдение норм медицинской этики Соблюдение медицинским и обслуживающим персоналом норм медицинской этики включает в себя: - уважительное и гуманное отношение медицинского и обслуживающего персонала; - облегчение боли и страданий, в соответствии с состоянием здоровья пациента; - индивидуальный подход в процессе оказания медицинской помощи; - сохранение физической и психической целостности личности пациента, это право не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые необходимы в интересах пациента для спасения его жизни, а также предусмотренных в статье 16 настоящего закона; - право пациента умереть достойно. Эти права обеспечиваются медицинским персоналом и руководством медицинского учреждения, в которое обратился пациент, независимо от факта необходимости и ведомственной принадлежности. Глава 2.2. Права пациента при оказании медико-социальной и лекарственной помощи, при проведении профилактических мер Статья 6. Общие положения При обращении за медико-социальной и лекарственной помощью, при проведении профилактических мер пациент имеет право: - на гарантированный государством объем и качество медицинской помощи; - на получение скорой медицинской помощи; - на свободный выбор врача или медицинского учреждения; - на получение медицинской информации, касающейся его лично; - на информированное согласие и отказ от медицинского вмешательства; - на конфиденциальность информации, составляющей медицинскую тайну; - на духовную и(или) моральную поддержку (или отклонить ее); - на участие в проведении биомедицинского исследования или отказ от него на любом этапе. Обеспечение прав пациента должно происходить не в ущерб здоровью других граждан и не нарушать их права и свободы как человека и гражданина. Статья 7. Право на духовную и моральную поддержку Пациент имеет права на духовную и моральную поддержку со стороны родственников, медицинских работников, священнослужителей различных конфессий и иных лиц по желанию пациента. Это право реализуется путем доступа в медицинское учреждение родственников и иных лиц по желанию пациента, а также священнослужителя с обеспечением условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает внутренний распорядок медицинского учреждения. Духовная и моральная поддержка гражданам, признанным в установленном законом порядке недееспособными, и детям в возрасте от 14 до 18 лет оказывается по просьбе их законных представителей. Пациент или его представители имеют право на отказ от духовной и моральной поддержки. Статья 8. Право выбора врача, медицинского учреждения и страховой медицинской организации Пациент имеет право на информированный свободный выбор врача или медицинского учреждения. Пациент имеет право на перевод из одного стационарного медицинского учреждения в другие в соответствии с заключением консилиума при его личном согласии. Это право обеспечивается в государственной, муниципальной и частной системах здравоохранения в соответствии с действующим законодательством. В системе обязательного медицинского страхования пациент имеет право на выбор врача, медицинского учреждения и страховой медицинской организации. В системе добровольного медицинского страхования это реализуется в соответствии с договором медицинского страхования. Статья 9. Право пациента на уход по состоянию здоровья Пациент, временно не способный по состоянию здоровья самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности и лишенный ухода и поддержки родственников или иных представителей, должен быть помещен в медицинское или социальное учреждение до восстановления способности ухода за собой. Пациент, утративший вследствие болезни способность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности или признанный в установленном Законом порядке недееспособным и лишенный ухода и поддержки со стороны родственников или иных представителей, должен быть помещен в стационарное учреждение социального обслуживания, исключая случаи, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. Пациенту, лишенному поддержки со стороны родственников или иных представителей, нуждающемуся в уходе при наличии у него психического заболевания (в стадии ремиссии), туберкулеза (исключая активную форму), иных тяжелых заболеваний, в том числе онкологических, на поздних стадиях заболевания, обеспечивается медико-социальное обслуживание на дому или в специализированных учреждениях (хосписах, центрах полиативной помощи и других). Пациенту, находящемуся в медицинском учреждении, обеспечивается, в случае его желания, право на уход родственников и иных представителей, за исключением случаен, когда пребывание родственников или иных представителей наносит вред состоянию здоровья пациента. Дети-пациенты медицинских учреждений в период лечения имеют безусловное право на пребывание, совместно с ними одного из родителей или липа его заменяющего, за исключением установленных законодательством случаев, когда такое присутствие противоречит интересам ребенка. Статья 10. Право на экспертизу качества медицинской и лекарственной помощи Пациент имеет право на экспертизу качества медицинской и лекарственной помощи. В случае несоответствия объемов и условий оказания медицинской и лекарственной помощи действующим стандартам, санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности и нанесении вреда здоровью или возникновении угрозы жизни пациент вправе предъявить иск медицинскому учреждению, частнопрактикующему врачу, страховой медицинской организации, органам здравоохранения исполнительной власти в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Статья 11. Право на конфиденциальность информации Пациент имеет право на конфиденциальность информации, составляющей врачебную тайну. С согласия пациента или его представителя сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть переданы должностным и иным лицам для дальнейшего его обследования и лечения, а также проведения научных исследований, использования их в учебном процессе. Публикация сведений, составляющих медицинскую тайну, использование их при статистическом учете и анализе, осуществляется без идентификации личности пациента. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия пациента или его представителей, допускается: - при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; - по запросу органов дознания, следствия, прокуратуры и суда; - при необходимости оказания экстренной медицинской помощи, если пациент по состоянию здоровья не способен выразить свою волю; - для информирования родителей или других представителей ребенка в возрасте от 14 до 18 лет при оказании ему неотложной медицинской помощи без предварительного согласия родителей или других представителей; - в целях проведения экспертизы качества медицинской и лекарственной помощи, а также при осуществлении финансовых расчетов за оказанную медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования; - при оказании медицинской помощи пациенту, пострадавшему от противоправных действий. Наряду с медицинскими и фармацевтическими работниками, лица, разгласившие медицинскую тайну, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 12. Право на получение информации Пациент имеет право на получение полной и достоверной информации о своих правах и обязанностях, о медицинских и сервисных услугах, условиях их предоставления с указанием сведений о сертификатах и лицензиях. Пациент имеет право на информацию о профессиональном статусе лечащего врача и других лиц, осуществляющих его лечение. Пациент имеет право на получение от лечащего врача информации, касающейся его заболевания, лечения и возможного прогноза, а также о существующих альтернативных методах лечения. Пациент имеет право на получение информации о предлагаемых методах диагностики и лечения, включая информацию о возможности побочных эффектов, болезненных ощущениях, о риске смерти в ходе процедуры. Информация должна быть представлена в доступной для понимания пациента форме. Статья 13. Право на проведение консилиума и консультации других специалистов Пациент имеет право на проведение консультаций и консилиумов. В случае несогласия с заключением и рекомендациями проведенных консилиумов и консультаций пациент имеет право на проведение дополнительных консилиумов и консультаций, с привлечением специалистов, в том числе из других медицинских учреждений. Приглашенные для проведения консилиума или консультации специалисты имеют право с согласия пациента на ознакомление с данными проведенного обследования и лечения. В случае недееспособности пациента или, если пациент - ребенок, это право передается его родственникам (родителям) или иным представителям. Статья 14. Право на медико-социальную реабилитацию При заболевании, частичной или полной утрате трудоспособности пациент имеет право на медико-социальную реабилитацию. Это право обеспечивается путем реализации комплекса мер, направленных на поддержание здоровья, восстановление трудоспособности, предупреждение инвалидности, а также достижение физической, психической и социальной полноценности в рамках существующего заболевания. Медико-социальная реабилитация осуществляется медицинскими и санаторно-курортными учреждениями, органами социальной зашиты и образования с участием администрации организаций независимо от форм собственности. Статья 15. Обязанности пациента Пациент обязан: - заботиться о своем здоровье; - не предпринимать действий, наносящих ущерб здоровью граждан; - соблюдать меры предосторожности при контактах с другими лицами, включая медицинских работников, в случае информированности о наличии у него заболевания, представляющего опасность для окружающих, в целях исключения распространения этого заболевания; - предоставлять информацию медицинскому работнику о наличии у него заболевания, представляющего опасность для окружающих, при использовании крови, биологических жидкостей, органов и тканей пациента как донора; - предоставлять информацию лечащему врачу о своих жалобах, перенесенных заболеваниях, обращениях за медицинской помощью, об изменениях в состоянии здоровья; - соблюдать правила поведения больных в медицинском учреждении; - уважать права других больных и персонала медицинского учреждения; - учитывать свои финансовые возможности по оплате за оказание медицинской помощи сверх объемов гарантированных государством. Пациент несет ответственность за несоблюдение плана лечения, за отказ от медицинского вмешательства при полном информировании его о возможных последствиях такого отказа. Глава 2.3. Ограничение прав пациента при оказании медицинской и лекарственной помощи, осуществлении мер профилактики Статья 16. Условия и порядок ограничения прав пациента при оказании медицинской и лекарственной помощи, осуществлении мер профилактики Права пациента при оказании медицинской и лекарственной помощи, осуществлении мер профилактики не могут быть объектом никаких ограничений кроме тех, которые установлены законодательством Российской Федерации, в том числе настоящим Законом, и необходимы в интересах пациента, охраны здоровья населения и основных прав и свобод других лиц. Медицинские меры ограничительного характера включают меры обязательного, недобровольного и принудительного характера, осуществляемые по медицинским показаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Меры обязательного, недобровольного и принудительного характера, связанные с проведением профилактических, диагностических и лечебных мероприятий, могут быть применены в отношении пациента без его согласия или согласия его представителей в случае, если состояние его здоровья и интересы охраны здоровья других лиц не позволяют использовать добровольные формы оказания ему медицинской помощи и (или) требуют обязательного медицинского вмешательства. Меры обязательного характера допускают отказ пациента. В этом случае пациент лишается возможности получения необходимого ему разрешения или допуска. Профилактические мероприятия могут проводиться в обязательном порядке при проведении всех видов карантинных мероприятий и профилактических медицинских осмотров в целях предупреждения возникновения или распространения инфекционных заболеваний. Перечень обязательных профилактических прививок, видов карантинных мероприятий и профилактических медицинских осмотров устанавливается органами здравоохранения области и центром Государственного санитарно-эпидемиологическому надзору области в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Меры недобровольного и принудительного характера допускаются в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих психическими расстройствами или лиц, совершивших общественно опасное деяние, и применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. К диагностическим мероприятиям обязательного и недобровольного характера относятся медицинская экспертиза профессиональной пригодности, а также недобровольное освидетельствование по санитарно-эпидемиологическим показаниям и психиатрическое освидетельствование. Экспертиза профессиональной пригодности включает военно-врачебную, иные виды профессиональной деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Условия и порядок освидетельствования по санитарно-эпидемиологическим показаниям и психиатрическое освидетельствование без согласия пациента или его представителей определяются законодательством Российской Федерации. Лечебные мероприятия обязательного и недобровольного характера предусматривают установление за пациентом обязательного диспансерного наблюдения или недобровольную госпитализацию. Условия и порядок обязательного диспансерного наблюдения определяются Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. Недобровольная госпитализация лиц, представляющих непосредственную опасность для себя и других лиц в связи с наличием у них психического расстройства или страдающих инфекционными заболеваниями, представляющими опасность массового распространения, допускается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 17. Права пациента, госпитализированного без его согласия Пациент, госпитализированный без его согласия или согласия его представителей, имеет право на лечение, на уход и условия пребывания, аналогичные тем, которые предусмотрены для пациентов, госпитализированных добровольно. Лечение недобровольно госпитализированного пациента проводится без его согласия только на основании решения комиссии врачей-специалистов (консилиума). В случаях, связанных с оказанием экстренной медицинской помощи при угрозе жизни пациента и невозможности собрать консилиум, лечащий (дежурный) врач принимает решение о лечении недобровольно госпитализированного пациента с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и представителей пациента. Перевод недобровольно госпитализированного пациента из одного медицинского учреждения в другое допускается только в целях его дополнительного обследования и дальнейшего лечения на основании решения консилиума. Пребывание пациента в стационарном медицинском учреждении без его согласия продолжается до исчезновения оснований госпитализации, предусмотренных в статье 16 настоящего Закона. Недобровольная госпитализация может быть прекращена по решению консилиума врачей или суда, которое принимается по инициативе лечащего врача или консилиума врачей либо на основании просьбы пациента или ходатайства его представителя. Раздел 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ПАЦИЕНТА Глава 3.1 Основные гарантии обеспечения прав пациента Статья 18. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, участников медицинского обслуживания по обеспечению и защите прав пациента Органы исполнительной власти Саратовской области осуществляют государственную политику по защите прав пациентов; координируют деятельность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, в области защиты прав пациентов. Органы законодательной и исполнительной власти Саратовской области разрабатывают и принимают законодательные и иные правовые акты по вопросам защиты прав пациентов, социальные программы по защите прав отдельных категорий пациентов в пределах предусмотренных законодательством; осуществляют федеральную государственную политику в области защиты прав пациентов; определяют основы государственной политики в Саратовской области по защите прав пациентов, обеспечивают гарантированный объем и условия, качество и доступность медицинской помощи пациентам, правовую и социальную защищенность пациентов, контроль лицензирования и сертификации; координируют деятельность органов государственной власти и управления, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области защиты прав пациентов. Органы местного самоуправления осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области зашиты прав пациентов, требований, норм и стандартов качества, оказываемых медицинских и фармацевтических услуг на подведомственной территории; обеспечивают доступность медицинской и лекарственной помощи пациентам; координацию и контроль деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности в области зашиты прав пациентов, в пределах своих полномочий. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает защиту прав пациентов в соответствии с действующим нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Страховые медицинские организации обеспечивают досудебное разрешение споров; осуществляют сбор информации о причинении вреда жизни и здоровью пациента, вызванного опасными и некачественными медицинскими услугами; рассматривают жалобы и заявления пациента; выявляют условия, ущемляющие права пациента при получении медицинской и лекарственной помощи; возмещают убытки, компенсируют моральный вред и ущерб здоровью пациента в досудебном порядке; защищают права застрахованных в суде. Статья 19. Права общественных организаций (объединений) по защите прав пациентов В защите прав пациентов принимают участие общественные объединения пациентов, ассоциации врачей, профсоюзные организации, Союз потребителей России, его территориальные организации и другие общественные организации (объединения). Общественные организации (объединения) реализуют защиту прав пациентов через соглашения с органами законодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления, участниками системы медицинского обслуживания, через свое представительство в правлении территориальных фондов обязательного медицинского страхования, в Лицензионных и других комиссиях. Общественные организации (объединения) имеют право представлять интересы пациентов в суде и органах внесудебного рассмотрения жалоб и претензий пациентов. Общественные организации (объединения) пациентов вправе: - получать необходимую информацию, относящуюся к защите прав пациентов; - вносить в органы законодательной и исполнительной власти области, лицензионные комиссии, медицинские учреждения и аптеки предложения о мерах по повышению качества медицинских и фармацевтических услуг. Статья 20. Гарантии по объему и качеству медицинской и лекарственной помощи Гарантии по объему и качеству медицинской и лекарственной помощи обеспечиваются: - бюджетными средствами государственной и муниципальной систем здравоохранения и средствами обязательного медицинского страхования; - федеральными и (или) территориальными и целевыми программами; - системой стандартизации, сертификации и лицензирования; - системой контроля за объемом и качеством медицинских услуг и ответственности за их нарушение. Пациентам предоставляется государством право на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. В соответствии с законодательством Российской Федерации, определенным группам пациентов предоставляются на льготных условиях лекарственная и зубопротезная помощь, изделия медицинского назначения. Гарантии по объему и качеству медицинской и лекарственной помощи обеспечиваются законом, иными правовыми актами и договорами. Гарантии предусматривают возмещение убытков, компенсацию морального вреда и ущерба, причиненного здоровью пациента, замену некачественного изделия и медицинского назначения. Нарушение гарантий влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава 3.2. Механизмы обеспечения прав пациента Статья 21. Стандартизация медицинских и фармацевтических услуг Система стандартизации предусматривает следующие виды стандартов: государственные (ГОСТы), отраслевые (ОСТы), которые в свою очередь подразделяются на федеральные, территориальные и стандарты предприятий,учреждений и организаций. Объектами государственной стандартизации на региональном уровне являются: - медицинские и фармацевтические услуги (технология их оказания); - программы и критерии подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников; - квалификационные требования к персоналу медицинских учреждений и аптек; - материально-техническое и фармацевтическое обеспечение медицинских учреждений; - медицинская статистика и информатика; - медицинское оборудование, инструментарий, лекарственные формы, имплантанты, трансплантаты, трансфузионные среды, иммунобиологические препараты. Разработка отраслевых территориальных стандартов осуществляется органами здравоохранения области совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования, ассоциациями страховых медицинских организаций, профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями и другими организациями. Разработанные и утвержденные отраслевые территориальные стандарты не должны противоречить и (или) уменьшать объем Государственных и отраслевых федеральных стандартов. Объектами стандартизации на уровне медицинских предприятий, учреждений, организаций и аптек являются нормы, правила и характеристики, не включенные в перечень объектов стандартизации на федеральном и региональном уровнях. Разработку стандартов медицинских предприятий, учреждений, организаций и аптек осуществляет администрация названных предприятий, учреждений, организаций и аптек. Разработанные и утвержденные стандарты медицинских предприятий, учреждений, организаций и аптек не должны противоречить и (или) уменьшать объем Государственных и отраслевых федеральных и территориальных стандартов. Статья 22. Сертификация, лицензирование и аккредитация Сертификация медицинских услуг осуществляется в соответствии с Законом "О сертификации". Сертификация медицинских предприятий, учреждений, организаций, аптек и лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, проводится в соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Система сертификации включает объекты сертификации, участников сертификации, включая органы сертификации и процедуру сертификации. Объектами сертификации являются медицинские услуги, медицинские предприятия,учреждения,организации,аптеки и лица, осуществляющие медицинскую деятельность. Органы по сертификации, включая лицензионные комиссии, действуют на основании Положения об органах по сертификации, утверждаемого Государственным Комитетом по стандартом Российской Федерации на федеральном и территориальном уровне. В состав территориального органа по сертификации входят представители органа здравоохранения области, профессиональной медицинской ассоциации, фонда обязательного медицинского страхования, ассоциации страховых медицинских организаций, представители общественных объединений пациентов и работников здравоохранения. Орган по сертификации выдает документ - сертификат, подтверждающий соответствие медицинской услуги, медицинского предприятия,учреждения, организации и аптеки медицинским стандартам и другим нормативным документам. Лицам, осуществляющим медицинскую деятельность, сертификат специалиста выдается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Сертификат действителен на территории Российской Федерации, а также на других территориях при наличии соответствующих межправительственных соглашений. Лицензированию подлежат все медицинские предприятия,учреждения, организации и аптеки всех форм собственности, а также все лица, занимающиеся частной медицинской практикой. Лицензия на медицинскую и фармацевтическую деятельность на территории области выдается сроком до 5 лет. Положение о лицензировании, устанавливающее условия выдачи лицензии, а также перечень оснований для отказа в выдаче лицензии, лишения лицензии, приостановления ее действия, утверждается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Лицензирование проводится лицензионными комиссиями, создаваемыми при органах исполнительной власти области или по их поручению при органах местного самоуправления на основании соответствующих сертификатов. Решение лицензионной комиссии может быть обжаловано в соответствующих органах государственной власти и(или) в арбитражном суде. Аккредитация лицензионных комиссий проводится Государственным комитетом по стандартом Российской Федерации в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Регистрация лицензии для использования ее на территории субъектов Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти области. Статья 23. Контроль и надзор за качеством медицинской помощи, независимая экспертиза качества медицинской помощи Государственный контроль и надзор за качеством медицинской и лекарственной помощи осуществляется органами здравоохранения и Центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора области в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Страховые медицинские организации осуществляют контроль за качеством медицинской помощи, оказываемой лечебно-профилактическими учреждениями, входящими в систему обязательного медицинского страхования. При выявлении нарушений санитарных правил и норм, требований к качеству медицинской и лекарственной помощи органы здравоохранения, Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора области, страховые медицинские организации используют свои права и применяют санкции в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Статья 24. Независимая экспертиза качества медицинской и лекарственной помощи При несогласии пациента с заключением органов здравоохранения, госсанэпиднадзора, страховых медицинских организаций о качестве и безопасности медицинской и лекарственной помощи по его заявлению производится независимая экспертиза. Независимую экспертизу осуществляют Межведомственные экспертные комиссии при органах исполнительной власти Саратовской области. Порядок создания и деятельности межведомственных экспертных комиссий регламентируется Положением о межведомственной экспертной комиссии, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Статья 25. Информационное обеспечение пациента при оказании медицинской и лекарственной помощи, проведении биомедицинских исследований Пациент имеет право на получение медицинской информации о состоянии своего здоровья в соответствии с действующим законодательством. Пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях как пациента в данном медицинском учреждении, об оказываемых услугах, их стоимости (при условии оказания платных услуг), о порядке их предоставления, об официальном статусе медицинских работников, оказывающих ему медицинскую помощь, о медико-социальных, экономических и психологических последствиях медицинского вмешательства или отказа от него. При проведении биомедицинского исследования с участием пациента ему должна предоставляться информация о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности и ожидаемых результатах исследования. Пациент имеет право отказаться от участия в исследовании на любой стадии. Право пациента-ребенка, недееспособного пациента на получение необходимой информации передается родителям или иным его законным представителям. Несовершеннолетнему пациенту в возрасте от 14 по 18 лет, наряду с его законными представителями, представляется необходимая информация. Статья 26. Защита пациентов от недоброкачественной рекламы медицинских услуг и лекарственных средств Защита пациентов от недоброкачественной рекламы медицинских услуг и лекарственных средств, контроль за рекламой, ответственность редакций средств массовой информации, рекламораспространителей, рекламодателей, рекламопроизводителей за недоброкачественную рекламу, нарушающую установленные требования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Саратовской области. Раздел 4. ЗАЩИТА ПРАВ ПАЦИЕНТА Глава 4.1. Основания ответственности и способы защиты прав пациента Статья 27. Основания ответственности за нарушение прав пациента Основанием ответственности за нарушение прав пациента является действие или бездействие (умышленное или неосторожное) органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, участников медицинского обслуживания и (или) медицинских и фармацевтических работников, связанное с нарушением положений, предусмотренных настоящим Законом. Ответственность за нарушение прав пациента наступает за: - нарушение гарантий, предусмотренных законом, иным правовым актом или договором; - нарушение стандартов медицинских, фармацевтических и иных услуг; - оказание медицинской и лекарственной помощи при отсутствии сертификатов и лицензий или нарушении условий лицензирования и сертификации. Статья 28. Способы защиты прав пациента Пациент имеет право на защиту путем: 1) самозащиты прав; 2) обжалования действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения; 3) обращения о привлечении нарушителей прав к ответственности; 4) возмещения убытков; 5) компенсации морального вреда; 6) возмещения вреда, причиненного здоровью пациента; 7) иными способами, предусмотренными действующим законодательством. Выбор способа защиты и процесс зашиты нарушенных прав осуществляется пациентом самостоятельно либо с помощью представителей, которым действующим законодательством предоставлено это право. Самозащита прав допускается только пациентом. Статья 29. Финансовое обеспечение ответственности за вред, причиненный здоровью пациента, моральный вред и убытки Финансовое обеспечение ответственности за вред, причиненный здоровью пациента, моральный вред и убытки. реализуется за счет средств, полученных при страховании профессиональной ответственности, либо за счет средств лиц, ответственных за причинение вреда здоровью, моральный вред и убытки. Лицами, ответственными за причинение вреда здоровью, моральный вред и убытки, могут быть медицинские учреждения, аптеки независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, медицинские и фармацевтические работники, частнопрактикующие врачи, а также страховые медицинские организации. Глава 4.2. Внесудебная защита пациента Статья 30. Органы и организации внесудебного рассмотрения жалоб и заявлений пациентов Органами и организациями, рассматривающими жалобы и заявления пациентов, определяющими их обоснованность и организующими экспертизу качества медицинских и иных услуг, являются: - органы здравоохранения Саратовской области, органы местного самоуправления; - администрация медицинского учреждения или аптеки; - комиссия по защите прав потребителей при органах исполнительной власти Саратовской области и органах местного самоуправления; - страховая медицинская организация; - комитет (комиссия) по вопросам этики в области охраны здоровья; - общество защиты прав потребителей; - межведомственная экспертная (согласительная) комиссия при органах исполнительной власти Саратовской области; - профессиональные медицинские ассоциации. Органы рассмотрения жалоб и заявлений пациентов при обоснованности поступившей жалобы и заявления обязаны принять необходимые меры к устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц. Статья 31. Обжалование действий, нарушающих права пациента Выбор внесудебного органа рассмотрения жалоб и заявлений осуществляется пациентом самостоятельно. Жалобы и заявления подаются в письменной форме в 6-ти месячный срок, исчисляемый со дня, когда пациенту стало известно о совершении действий, нарушающих его права. Пропущенный по уважительной причине срок для подачи жалобы и заявления может быть восстановлен органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу и заявление. Рассмотрение жалобы и заявления и принятие по ним решения производится не позднее 30 дней с момента поступления жалобы и заявления. 0 результатах рассмотрения жалобы и заявления заинтересованные стороны уведомляются в 10-ти дневный срок. Вынесенное решение может быть обжаловано в суд в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Статья 32. Виды ответственности за нарушение прав пациента Лица, нарушившие права пациента, привлекаются к дисциплинарной, административной, либо уголовной ответственности, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, к материальной и гражданско-правовой ответственности. Дисциплинарная и материальная ответственность применяется в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации. Руководители организаций привлекают к дисциплинарной и материальной ответственности работников, нарушивших права пациента, по собственной инициативе или по представлению органов внесудебного рассмотрения жалоб и заявлений. Гражданско-правовая ответственность допускает возмещение пациенту убытков, компенсацию морального вреда и возмещение вреда, причиненного здоровью пациента. Статья 33. Административная ответственность Порядок и условия привлечения к административной ответственности определяются административным законодательством Российской Федерации. Нарушениями прав пациентов, не содержащими признаков преступления и влекущими административную ответственность, являются: - отказ в оказании гарантированной государством бесплатной медицинской помощи; - нарушение стандартов, требований и норм медицинских, фармацевтических и иных услуг; - незаконная реклама в сфере здоровья; - проведение массовых сеансов лечения и целительства. - отказ в праве на получение информации; - разглашение медицинской тайны. Статья 34. Гражданско-правовая ответственность Пациент, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, если Законом или договором не предусмотрено иное. В случае причинения пациенту морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его права, лицо, ответственное за причинение вреда, обязано компенсировать указанный вред в денежной форме. При определении размера компенсации морального вреда, должна учитываться форма вины причинителя вреда, характер содеянного, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями пациента, которому причинен вред. Заявление о возмещении убытков и компенсации морального вреда подлежат рассмотрению в порядке, установленном ст.35 настоящего Закона. Статья 35. Возмещение вреда, причиненного здоровью пациента Вред, причиненный здоровью пациента в результате нарушения его прав, предусмотренных Законом подлежит возмещению в размере утраченного им заработка вследствие потери трудоспособности или ее уменьшения, а также расходы, вызванные восстановлением здоровья. В случае смерти пациента право на возмещение вреда реализуется в порядке, установленном действующим законодательством. В случае смерти пациента в результате нарушения его прав расходы на погребение возмещаются лицу, понесшему эти расходы. Заявление о возмещении вреда подается лицу, ответственному за причинение вреда. Поступившее заявление должно быть рассмотрено и разрешено в 30-ти дневный срок. Решение о возмещении вреда оформляется приказом, распоряжением, которыми устанавливаются факт и порядок возмещения вреда, размер платежа на каждого члена семьи. О результатах рассмотрения заявления заинтересованные уведомляются в 10-ти дневный срок. Задержка рассмотрения заявления рассматривается как отказ в добровольном возмещении ущерба. Статья 36. Платежи по возмещению вреда Возмещение вреда, связанного со снижением трудоспособности пациента, а также вреда, связанного с его смертью, производится в виде ежемесячных платежей, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Платежи подлежат индексации в связи с повышением стоимости жизни в установленном законом порядке. Глава 4.3. Судебная защита пациентов Статья 37. Обжалование нарушений прав пациентов в суде Обжалование нарушений прав пациентов в суде осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и настоящей статьей. Участие в рассмотрении жалобы пациента, если позволяет его физическое и психическое здоровье, или его представителя, а также лица, чьи действия обжалуются или его представителя является обязательным. Расходы, связанные с рассмотрением жалобы в суде, несет государство. Статья 38. Представительство в спорах по возмещению вреда Исковое заявление о защите прав может быть подано пациентом или его представителем, а также органом или организацией из числа перечисленных в статьях 19 и 30 настоящего Закона. Статья 39. Судебное рассмотрение споров о возмещении вреда При несогласии с решением о возмещении вреда или при отсутствии уведомления о результатах рассмотрения заявления в установленный срок. пациент вправе обратиться в суд. Исковое заявление о возмещении вреда подается в суд по месту нахождения причинителя вреда, по месту жительства пациента, либо по месту причинения вреда. Статья 40. Судебное рассмотрение исковых заявлений в отношении неопределенного круга пациентов Саратовское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, комиссии по защите прав потребителей при органах исполнительной власти Саратовской области и органах местного самоуправления, общественные организации (объединения) по защите прав пациентов, страховые медицинские организации вправе предъявлять иски в интересах неопределенного круга пациентов в случае нарушения их прав. Статья 41. Удовлетворение требований пациента в добровольном порядке Обоснованные требования о возмещении убытков, компенсации морального вреда, возмещении вреда, причиненного здоровью пациента, подлежат удовлетворению в добровольном порядке. В случае неправомерного отказа от добровольного удовлетворения обоснованных требований пациента, суд, вынося решение в его пользу, вправе взыскать с нарушителя прав пациента штраф, перечисляемый в доход соответствующего бюджета, в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований пациента. Раздел 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 42. Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц Настоящий закон не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникающим после введения его в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. К длящимся отношениям, возникшим до введения закона в действие, он применяется по отношению к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Действие закона распространяется на отношения по оказанию медико-социальной и лекарственной помощи, возникшие на территории Саратовской области. Настоящий закон регулирует отношения по оказанию медико-социальной и лекарственной помощи пациентам, в качестве которых могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами. Статья 43. Международные договоры, соглашения, конвенции В случае установления международными договорами, соглашениями, конвенциями, к которым присоединилась Российская Федерация, иных правил и норм по защите прав пациентов, применяются правила и нормы международного договора, соглашения, конвенции. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|