Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Саратовской области от 05.09.1996 № 30-486

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      Саратовской областной Думы

от 05.09.96 г.                                                N 30-486

                    О проекте Федерального Закона
       "О принятии поправок к Конституции Российской Федерации"

     Саратовская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Одобрить  проект  Федерального  Закона  "О принятии поправок к
Конституции Российской Федерации" (прилагается).

     2. Предложить   Государственной   Думе   Федерального    Собрания
Российской  Федерации рассмотреть указанный проект Федерального Закона
в первоочередном порядке.

     Председатель Саратовской
     областной Думы                                      А.П.Харитонов


                                                             5.06.1996
                      Проект
                      вносится депутатами Государственной Думы -
                      членами Комитета по законодательству и
                      судебно-правовой реформе Ивановым Ю.П.,
                      Киселевым В.В., Лукьяновым А.И., Мизулиной Е.В.,
                      Мироновым О.О., Поповым С.А., Шейнисом В.Л.


                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

       О принятии поправок к Конституции Российской Федерации

                       ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона

     1. Настоящий  федеральный  закон  устанавливает в соответствии со
статьями 108,  134,  136 Конституции Российской  Федерации  порядок  и
условия  внесения,  принятия,  одобрения  и  вступления  в силу закона
Российской Федерации о поправках к главам 3-8  Конституции  Российской
Федерации.
     2. Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре  глав  1,
2,  9  Конституции  Российской  Федерации  устанавливается федеральным
конституционным  законом  о  Конституционном  Собрании  и  федеральным
конституционным законом о референдуме Российской Федерации.

     Статья 2. Форма нормативно-правового акта о поправке к
               Конституции Российской Федерации

     1. Поправка  к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (далее
- поправка к Конституции Российской  Федерации)  принимается  в  форме
закона  Российской  Федерации  о  поправке  к  Конституции  Российской
Федерации.
     2. Под  поправкой  к Конституции Российской Федерации в настоящем
Федеральном законе понимается изменение и (или)  дополнение  положений
глав  3-8 Конституции Российской Федерации,  осуществляемое в порядке,
установленном   Конституцией   Российской   Федерации   и    настоящим
Федеральным законом.


                ГЛАВА II. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
            О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Статья 3. Требования к предложению о поправке к Конституции
               Российской Федерации

     1. Предложение о  поправке  к  Конституции  Российской  Федерации
вносится  в  Государственную  Думу  в  виде  проекта закона Российской
Федерации   о   поправке   к   Конституции    Российской    Федерации,
предполагающего  внесение  изменения  (изменений)  и  (или) дополнения
(дополнений) в главы 3-8 Конституции Российской Федерации.
     2. Предложение  о  поправке  к  Конституции  Российской Федерации
должно содержать:
     а) текст  новой  статьи  (части  или  пункта  статьи)  главы  3-8
Конституции Российской Федерации;
     б) текст  новой  редакции  отдельной  статьи  (части  или  пункта
статьи) главы 3-8 Конституции Российской Федерации;
     в) текст  статьи,  предлагаемой  к  исключению   из   главы   3-8
Конституции Российской Федерации.
     3. Если поправка  требует  внесения  изменений  в  другие  статьи
Конституции  Российской  Федерации,  то  предложение о поправке должно
содержать новую редакцию или  изменение  совокупности  статей  (частей
статей) Конституции Российской Федерации, необходимость изменения либо
дополнения которых вытекает из их внутренней взаимосвязи.
     4. Предложение  о  поправке  к  Конституции  Российской Федерации
вносится  в  Государственную  Думу  Федерального  Собрания  Российской
Федерации.
     5. Вместе с проектом закона Российской  Федерации  о  поправке  к
Конституции    Российской    Федерации    представляются   обоснование
необходимости принятия поправки, а также перечень федеральных законов,
отмены,  изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие
данной поправки.

     Статья 4. Принятие предложения о поправке к Конституции
               Российской Федерации к рассмотрению
               в Государственной Думе

     1. Поступившее  в  Государственную  Думу  предложение  о поправке
направляется  в  комитет  Государственной  Думы,  к  ведению  которого
отнесены   вопросы  конституционного  законодательства,  для  проверки
соблюдения требований Конституции Российской  Федерации  и  настоящего
Федерального  закона  об  условиях  и  порядке  внесения предложения о
поправке.
     2. По результатам проверки указанный комитет Государственной Думы
вносит  предложение  Государственной  Думе  о  принятии  предложения о
поправке к рассмотрению  либо  возвращении  его  инициатору  в  случае
несоблюдения  требований Конституции Российской Федерации и настоящего
федерального закона об  условиях  и  порядке  внесения  предложения  о
поправке к Конституции Российской Федерации.


            ГЛАВА III. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ
       ФЕДЕРАЦИИ О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Статья 5. Рассмотрение проекта закона Российской Федерации
               о поправке к Конституции Российской Федерации
               в Государственной Думе

     1. Рассмотрение в Государственной Думе проекта закона  Российской
Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляется
в трех чтениях.
     2. Проект  закона  Российской  Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации считается принятым Государственной Думой, если за
его  принятие  проголосовало  не  менее  двух  третей  от общего числа
депутатов Государственной Думы.
     3. Принятый   Государственной   Думой  проект  закона  Российской
Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в течение пяти
дней со дня принятия направляется в Совет Федерации.

     Статья 6. Рассмотрение проекта закона Российской Федерации
               о поправке к Конституции Российской Федерации
               в Совете Федерации

     1. Принятый Государственной Думой закон  Российской  Федерации  о
поправке  к  Конституции  Российской  Федерации должен быть рассмотрен
Советом Федерации не позднее четырнадцати дней со дня его получения из
Государственной Думы.
     2. Закон о поправке к Конституции Российской Федерации  считается
принятым Федеральным Собранием, если за его одобрение проголосовало не
менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

     Статья 7. Подписание и обнародование закона Российской Федерации
               о поправке к Конституции Российской Федерации

     1. Принятый  Федеральным  Собранием  закон Российской Федерации о
поправке  к  Конституции  Российской  Федерации   передается   Советом
Федерации   в  течение  пяти  дней  со  дня  его  принятия  Президенту
Российской Федерации для подписания.
     2. Президент  Российской  Федерации  в  течение  14  дней  со дня
принятия Федеральным Собранием закона Российской Федерации о  поправке
к  Конституции  Российской  Федерации подписывает его и обнародует для
всеобщего сведения.
     3. Обнародование    принятого    Федеральным   Собранием   закона
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации  до
его  одобрения  в  установленном  Конституцией Российской Федерацией и
настоящим Федеральным законом порядке субъектами Российской  Федерации
не влечет за собой вступления этого закона в силу.

     Статья 8. Направление закона Российской Федерации о поправке
               к Конституции Российской Федерации
               в субъекты Российской Федерации

     1. Принятый Федеральным Собранием закон  Российской  Федерации  о
поправке  к Конституции Российской Федерации в течение пяти дней после
подписания Президентом Российской Федерации  направляется  Президентом
Российской Федерации в органы законодательной (представительной) влас-
ти субъектов Российской Федерации для одобрения.
     2. В  случае неподписания Президентом Российской Федерации закона
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Со-
вет  Федерации направляет его в органы законодательной (представитель-
ной) власти субъектов Российской Федерации в срок,  установленный нас-
тоящей статьей.


       ГЛАВА IV. ПОРЯДОК ОДОБРЕНИЯ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
            О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                   СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Статья 9. Рассмотрение закона Российской Федерации о поправке
               к Конституции Российской Федерации
               в субъектах Российской Федерации

     1. Орган законодательной (представительной) власти субъекта  Рос-
сийской  Федерации рассматривает закон Российской Федерации о поправке
к Конституции Российской Федерации в трехмесячный срок со дня его при-
нятия Федеральным Собранием.
     2. Решение  по  закону  Российской   Федерации   о   поправке   к
Конституции  Российской  Федерации принимается большинством голосов от
общего  числа  депутатов  органа  законодательной   (представительной)
власти  данного субъекта Российской Федерации.  В двухпалатных органах
законодательной (представительной) власти решение по закону Российской
Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации принимается на
совместном либо на раздельном заседании палат большинством голосов  от
общего числа депутатов каждой из палат.
     3. Если орган законодательной (представительной) власти  субъекта
Российской   Федерации   не   примет   решения  по  поправке  в  срок,
установленный настоящей статьей, закон Российской Федерации о поправке
к Конституции Российской Федерации считается одобренным.
     (ВАРИАНТ Исключить  данный  пункт.   На   отдельное   голосование
палатой).
     4. Не  допускается  пересмотр  решения  по  поправке,   принятого
органом  законодательной (представительной) власти субъекта Российской
Федерации,  в  течение  срока,  установленного  настоящим  Федеральным
законом  для  рассмотрения  закона  Российской  Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

     Статья 16. Направление решения по поправке к Конституции
                Российской Федерации в Совет Федерации

     Орган законодательной    (представительной)    власти    субъекта
Российской Федерации в  течение  четырнадцати  дней  со  дня  принятия
решения  по  поправке  к  Конституции  Российской Федерации направляет
принятое решение в Совет Федерации.

        ГЛАВА V. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
            О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Статья 11. Установление результатов рассмотрении субъектами
                Российской Федерации закона Российской Федерации
                о поправке к Конституции Российской Федерации

     1. Совет  Федерации  ведет  учет  данных  о  рассмотрении  закона
Российской  Федерации  о  поправке  к Конституции Российской Федерации
органами   законодательной   (представительной)    власти    субъектов
Российской  Федерации  со  дня  его  подписания Президентом Российской
Федерации.
     2. Совет Федерации в течение четырнадцати дней со дня, следующего
за днем истечения срока рассмотрения принятого  Федеральным  Собранием
закона  Российской  Федерации  о  поправке  к  Конституции  Российской
Федерации в субъектах Российской Федерации,  устанавливает  результаты
этого рассмотрения.
     3. Установление результатов  рассмотрения  поправки  в  субъектах
Российской  Федерации  оформляется  постановлением  Совета  Федерации,
которое не требует голосования палатой.
     4. Споры  по  вопросам  о соблюдении порядка одобрения поправки к
Конституции Российской  Федерации  в  субъектах  Российской  Федерации
разрешаются Верховным Судом Российской Федерации.

     Статья 12. Дата вступления в силу закона Российской Федерации
                о поправке и Конституции Российской Федерации

     1. Президент   Российской   Федерации   осуществляет  официальное
опубликование закона Российской Федерации  о  поправке  к  Конституции
Российской  Федерации не позднее дня,  следующего за днем установления
факта его одобрения органами законодательной (представительной) власти
не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации,.
     2. Одобренный субъектами Российской  Федерации  закон  Российской
Федерации  о  поправке  к  Конституции Российской Федерации вступает в
силу з день его официального опубликования.

     Статья 13. Включение одобренной поправки в текст Конституции
                Российской Федерации

     1. Вступившая  в силу поправка к Конституции Российской Федерации
подлежит  включению   Президентом   Российской   Федерации   в   текст
Конституции Российской Федерации.
     2. Президент  Российской  Федерации  в  месячный  срок   со   дня
вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской   Федерации    осуществляет    официальное    опубликование
Конституции  Российской  Федерации  с  включенными в нее изменениями и
дополнениями,  с указанием даты вступления соответствующих изменений и
дополнений в силу.


                  ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 14. Возможность повторного внесения предложения
                о поправке к Конституции Российской Федерации

     В случае,   если   закон   Российской   Федерации  о  поправке  к
Конституции  Российской  Федерации  не  получит   одобрения   органами
законодательной   (представительной)   власти  двух  третей  субъектов
Российской Федерации,  повторное его внесение в  Государственную  Думу
допускается   не  ранее,  чем  через  один  год  со  дня  установления
результатов рассмотрения поправки субъектами Российской Федерации.

     Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона

     Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10  дней
со дня его официального опубликования.

     Президент
     Российской Федерации



                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                    к проекту Федерального Закона

                        "О принятии поправок к
                  Конституции Российской Федерации"

     Первоначальный проект Федерального  закона  "О  порядке  принятия
поправок  к  главам  3-8  Конституции Российской Федерации" был внесен
депутатами  Государственной  Думы   первого   созыва   Г.С.Бондаревым,
О.О.Мироновым, В.Л.Шейнисом, Л.Н.Завадской.
     Совет Государственной Думы,  рассмотрев указанный законопроект  5
февраля  1996  года принял решение направить его в комитеты,  комиссию
палаты,  Правовое  управление  Аппарата   Государственной   Думы   для
подготовки замечаний и предложений.
     В соответствии с решением  Совета  Государственной  Думы  Комитет
Государственной  Думы  по  законодательству и судебно-правовой реформе
подготовил  указанный  проект  федерального  закона   к   рассмотрению
палатой.
     Практически все положения первоначального законопроекта  включены
Комитетом в новый,  расширенный проект федерального закона, названного
несколько  иначе:  "О  принятии  поправок  к  Конституции   Российской
Федерации".
     Необходимость данного закона  обусловлена  тем,  что  Конституция
Российской Федерации различает:
     а) принятие конституционной поправки.  осуществляемое в  порядке,
предусмотренном для принятия федерального конституционного закона:
     б) ее  одобрение  органами   законодательной   (представительной)
власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации;
     в) вступление поправки в силу.
     При этом  Конституция  Российской Федерации не содержит ответы на
вопросы:  как должен именоваться нормативно-правовой акт о поправке  к
Конституции Российской Федерации?; должен ли его подписывать Президент
Российской Федерации?;  если да,  то в какой  момент  законодательного
процесса?;  кто  и  каким  образом  обязан  фиксировать факт одобрения
поправки в субъектах Российской Федерации?;  является ли опубликование
поправки обязательным условием ее вступления в силу?; ряд других,
     Запрос Государственной Думы первого созыва в Конституционный  Суд
Российской  Федерации  о  толковании  положений статьи 136 Конституции
Российской Федерации позволил прояснить  только  одно  обстоятельство.
Постановлением  Конституционного  Суда  Российской Федерации по делу о
толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации от  31  октября
1995 года определено, что поправки к главам 3-8 Конституции Российской
Федерации принимаются в форме особого нормативного  правового  акта  -
закона  Российской  Федераций  о  поправках  к  Конституции Российской
Федерации.
     Представляемый законопроект   дает  ответы  на  все  поставленные
вопросы.  Он  устанавливает  порядок  и  условия  внесения,  принятия,
одобрения и вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к
главам 3-8 Конституции Российской Федерации.
     При этом  авторы  законопроекта  исходили  из  того,  что процесс
принятия  поправок  к  главам  3-8  Конституции  Российской  Федерации
включает в себя 3 этапа:
     l) принятие  Федеральным  Собранием  Закона  РФ  о   поправке   к
Конституции   Российской   Федерации   и  его  подписание  Президентом
Российской Федерации;
     2) рассмотрение   принятого   Закона   органами   законодательной
(представительной)   власти   субъектов   Российской    Федерации    и
установление факта его одобрения (отклонения);
     3) вступление  в  силу  Закона  РФ  о  поправке   к   Конституции
Российской Федерации.
     Поскольку Конституция  Российской  Федерации  связывает  принятие
конституционных    поправок    с    порядком   принятия   федерального
конституционного    закона,    авторы     законопроекта     предлагают
регламентировать  участие  Президента Российской Федерации в процедуре
принятия поправок на этапе,  когда Закон РФ о поправке  к  Конституции
Российской  Федерации  уже  принят  Федеральным  Собранием,  но еще не
рассмотрен   органами   законодательной   (представительной)    власти
субъектов Российской Федерации.
     Конституция РФ устанавливает, что поправка вступает в силу только
если  ее  одобрили органы законодательной (представительной) власти не
менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации.  Поэтому в законопроекте
предусмотрено,  что  результаты рассмотрения субъектами РФ закона РФ о
поправке  к  Конституции   Российской   Федерации   аккумулируются   и
устанавливаются Советом Федерации.
     Применительно к   вопросу   о   целесообразности    опубликования
принятого  и  одобренного  закона РФ о поправке,  авторы законопроекта
исходили  из  смысла  ч.3  ст.15  Конституции  РФ.  согласно   которой
неопубликованные законы применяться не могут.
     Комитет предлагает принять законопроект в первом чтении.


Информация по документу
Читайте также