Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Саратовской области от 15.12.1996 № 35-573

 



                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      Саратовской областной Думы

от 15.12.96 г.                                                N 35-573

             Об отчете Счетной палаты Саратовской области


     Заслушав и обсудив отчет председателя Счетной палаты  Саратовской
области Давыдова В.Н., Саратовская областная Дума

                             ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     Отчет о  работе  Счетной  палаты  Саратовской  области  принять к
сведению.


     Председатель
     Саратовской областной Думы          А.П.Харитонов




                                ОТЧЕТ
             о работе Счетной палаты Саратовской области
                 за период с 09.1995 г. по 11.1996 г.

     Период деятельности Счетной палаты -  с  сентября  1995  года.  В
штате  Счетной  палаты  насчитывалось  четыре (вместе с председателем)
сотрудника,  с мая т.г.  штат увеличился еще на одного  сотрудника,  с
ноября  1996 года в штат приняты еще четыре работника.  За этот период
силами Счетной палаты  было  осуществлено  22  проверки  учреждений  и
организаций,   использующих   бюджетные   средства,  и  неплательщиков
налогов.
     Материалы проверок    представлялись   в   комитеты   Саратовской
областной   Думы,   Правительство   Саратовской   области   и   другим
заинтересованным лицам.
     Были проведены  две  проверки  исполнения   бюджета   Саратовской
области  за  9  месяцев  1995  года и 6 месяцев 1996 года.  Результаты
проверок обсуждались на заседаниях областной Думы.
     При проверке  управления  социальной  защиты выявлено:  допущение
перерасходования бюджетных  средств  на  выплату  премиального  фонда,
проведение   капитального  ремонта,  обслуживание  автотранспорта.  Не
осуществлялся  должный  контроль  за  деятельностью   подведомственных
учреждений.    Обнаружены   нарушения   при   распределении   квартир,
автомобилей, установки телефонов, оказании материальной помощи.
     Осуществлена проверка  деятельности Дирекции областного дорожного
фонда за период  с  1.01.94  г.  по  15.07.95  г.  В  результате  было
установлено,  что  в  фонде  имеются  нарушения  не  только  в ведении
бухгалтерского учета,  но и в организации  работ,  к.т.  отсутствовали
экспертные  советы  по  определению  объектов  ремонта и коэффициентов
удорожания  дорожных  работ,  не  существовало  пообъектных   программ
ремонта  дорожных работ и т.д.  Уже в ходе проверки Дирекции некоторые
недостатки были устранены .  В  настоящее  время  работниками  Счетной
палаты проверяется деятельность Дирекции Фонда за текущий год.
     В процессе проведения проверки учреждений  народного  образования
выявлено,  что  одно  из учреждений этого управления - ДЮШОР по хоккею
"Кристалл" -  не  имеет  лицензии  на  право  ведения  образовательной
деятельности,  имелись  нарушения  в ведении бухгалтерского учета.  Во
время проверки учреждение стало заниматься получением лицензии.
     При проверке управления культуры областной администрации объектом
проверки   была   определена   финансово-хозяйственная    деятельность
академического  театра оперы и балета,  в результате чего установлено,
что  бухгалтерский  учет  театра  находится  в  запущенном  состоянии,
отсутствовал  учет  товарно-материальных  ценностей  на  складе с 1992
года.  В процессе проверки учет был восстановлен. Администрация театра
самовольно   израсходовала   бюджетные   средства   на   строительство
кооперативных квартир,  на эти же цели пошли и средства, полученные за
аренду   зрительного   зала,   хотя  здание  является  государственной
собственностью и ремонт его осуществляется за счет бюджета.
     При проверке  использования средств областного бюджета финансовым
отделом администрации г.Петровска  и  Петровского  района  Саратовской
области   было   выявлено   несоблюдение  исполнения  статей  расходов
городского бюджета,  была задолженность в  расчетах  по  заимствованию
бюджетных средств. В процессе работы была проведена встречная проверка
отдела образования г.Петровска и Петровского района.
     В июне  т.г.  Счетной  палатой  получена информация об устранении
недостатков,  отмеченных в акте проверки. Так, заимствованные средства
возвращены   в   бюджет,   составлен  отчет  об  исполнении  сметы  по
внебюджетному фонду администрации г.Петровска.
     Счетной палатой   представлялась,  наряду  с  вышеперечисленными,
справка-отчет  проверки  использования  средств   областного   бюджета
Управлением  делами  администрации Саратовской области.  В ходе работы
были проведены встречные проверки в Управлении по эксплуатации  зданий
и  сооружений,  в  транспортном  Управлении  и  пансионате  с лечением
"Пугачевский". В результате проверки выявлено, что во всех проверенных
учреждениях  не  соблюдается  исполнение сметы расходов,  неэффективно
используются денежные средства.
     При проверке  использования  бюджетных  средств и государственной
собственности  администрации  г.  Красноармейска  и   Красноармейского
района  за  9  месяцев  1995 года были выявлены нарушения в исполнении
сметы расходов.
     Также были проверены отдел культуры,  отдел образования и комитет
по управлению имуществом.  В ходе проверки выявлены  грубые  нарушения
при  проведении  капитального ремонта в отделе культуры,  комитетом по
имуществу   завышались   цены   на   продаваемые   объекты,    продажа
осуществлялась без проведения аукционов.
     Материалы проверки Центра по приему беженцев  г.Красноармейска  и
Красноармейского  района  переданы  для  принятия  по  ним  решения  в
правоохранительные органы.  (В настоящее время  назначен  новый  Глава
администрации г.Красноармейска и Красноармейского района).
     При проверке Фонда обязательного  медицинского  страхования  было
установлено,  что руководство Фонда оказывает безвозмездную финансовую
помощь лечебным  учреждениям,  не  входящим  в  систему  обязательного
медицинского   страхования.   Штрафы,  пени,  предъявленные  налоговой
инспекцией по деятельности исполнительной дирекции Фонда, оплачиваются
за счет средств областного Фонда.
     Необоснованной, экономически неэффективной операцией  руководства
ТФОМС  является  приобретение  векселей  КБ  "Хард" и их использование
вместо денежных средств в лечебных учреждениях.
     В администрациях  Воскресенского и Ровенского районов имели место
нарушения исполнения смет расходов и отвлечения от целевого назначения
средств районных бюджетов.
     При проверке  АО  "Саратовавтотранс"   кроме   других   нарушений
выяснилось,  что  расходы  на содержание социальной сферы относятся на
себестоимость перевозок и,  по сути  дела,  дотируются  из  областного
бюджета. Из областного бюджета также дотируется и прибыль предприятия,
позволяющая содержать структуры управления.
     Кроме того  аудиторами  Счетной  палаты  проведены  проверки в АО
"Югтрансгаз", в отдельных ЖСК, в Союзе журналистов. Проведена проверка
использования  областной  продовольственной  Корпорацией  векселей РАО
"Россия"  и  отдельные  вопросы  по   деятельности   продовольственной
Корпорации.
     В настоящее время готовится план комплексной проверки  управления
сельского хозяйства.
     Основными задачами Счетной палаты являются:
     - организация   и   осуществление   контроля   за   своевременным
исполнением доходных и расходных статей  бюджета  области  и  бюджетов
областных внебюджетных фондов;
     - оценка обоснованности  доходных  и  расходных  статей  проектов
вышеперечисленных бюджетов;
     - финансовая  экспертиза  нормативных  правовых   актов   органов
исполнительной власти области,  предусматривающих расходы, покрываемые
за счет средств  бюджета  области,  или  влияющих  на  формирование  и
исполнение бюджета области и бюджетов областных внебюджетных фондов;
     - определение   эффективности   и    целесообразности    расходов
государственных средств;
     - регулярное представление депутатам Саратовской  областной  Думы
информации   о   ходе  исполнения  областного  бюджета  и  результатах
проводимых контрольных мероприятий.
     На решении этих задач и основывалась работа Счетной палаты.
     В результате контрольно-ревизионной и аналитической  деятельности
Счетной  палаты  были устранены нарушения,  связанные с использованием
средств  не  по  прямому  назначению   (Петровская,   Красноармейская,
Воскресенская  администрации,  управление культуры,  управление делами
областной администрации) и проведены профилактические  мероприятия  по
недопущению  подобных  нарушений в дальнейшем:  подготовлена программа
мероприятий по контролю за исполнением местных бюджетов в Министерстве
финансов  области,  внесена  в  закон  об  областном  бюджете статья о
сокращении дотаций местным бюджетам в случае  допущения  отвлечений  в
расходовании   средств,   что  позволяет  сократить  потери  бюджетных
ресурсов по причине нецелевого использования средств бюджета.
     Итогом проверки       управлений      народного      образования,
здравоохранения,   социальной   защиты,   дорожного    Фонда,    Фонда
обязательного  медицинского  страхования явились не только предложения
Счетной палаты по  устранению  допущенных  нарушений  в  использовании
бюджетных  средств (наведение порядка в бухгалтерском учете,  введение
дополнительных регламентных документов, позволяющих установить порядок
в   выдаче   материальной  помощи,  распределении  автомашин,  квартир
инвалидам и т.д.),  но и была подана записка  в  адрес  Губернатора  с
предложением  изменить  порядок  работы  с посредниками и подрядчиками
получателей средств областного бюджета.  К бюджету 1997 года областным
Правительством  подготавливается для внесения в Думу проект Закона "Об
областном заказе" и постановление об обязательном конкурсе подрядчиков
бюджетных  организаций и внебюджетных фондов,  что позволит обеспечить
экономию бюджетных средств, направляемых на эти цели, не менее, чем на
30 процентов (более 150 млрд. в бюджете 1997 года).
     Нарушения, обнаруженные Счетной палатой в использовании бюджетных
ресурсов,    направленных    АООТ   "Саратовавтотранс"   и   областной
продовольственной  Корпорации,  учтены  областным   Правительством   в
формировании бюджета области на 1997 год.
     Проверки областного финансового управления в 1995 и 1996  году  и
выводы  этих  проверок  легли  в основу Закона об областном бюджете на
1996  год  (ст.15,  ст.17,  ст.31,  ст.34,  ст.36)   и   постановления
Губернатора  Саратовской  области  о  запрещении с ноября т.г.  выдачи
казначейских налоговых освобождений.  Министерством финансов области с
октября т.г. прекращена эмиссия векселей областного Правительства.
     В настоящее время в Счетной палате Саратовской области  готовится
информация   для   депутатов   областной   Думы   о  сделке  областной
продкорпорации по заимствованию у РАО ЕС "Россия"  векселей  на  сумму
200 млрд. рублей.
     Активное участие в деятельности Счетной палаты принимают депутаты
областной  Думы,  по  предложению  которых палата проводит внеплановые
проверки и мероприятия.
     По предложению  депутатов  В.М.Павлова  и А.М.Тимошка работниками
Счетной палаты была  проведена  проверка  эффективности  использования
КНО,  выданных  АЭС для приобретения лекарственных препаратов на сумму
3,5 и 7  млрд.  рублей.  В  результате  проверки  выявлены  не  только
организационные  нарушения  (к  участию  в  приобретении,  определении
целесообразности и  использования  медпрепаратов  не  было  привлечено
областное    управление   здравоохранения),   но   и   было   допущено
неэффективное использование выданных КНО (дисконт до 30%).  В процессе
проверки был назначен новый руководитель департамента здравоохранения,
которому доложены результаты проверки.
     По неэффективному  использованию КНО (по результатам проверки КНО
АЭС) Губернатором даны поручения Министерствам экономики  и  финансов,
КРУ  о  проверке  выданных КНО.  Готовится постановление Правительства
области о замене КНО  денежными  зачетами,  позволяющими  осуществлять
абсолютный  контроль  за  их  прохождением  и  избежать  использования
средств бюджета посредниками в своих интересах.  Это позволит избежать
утечки  бюджетных  ресурсов при осуществлении взаимозачетов с бюджетом
(при 40%  использовании КНО в 1996 году -  экономия  более  160  млрд.
рублей).  По предложению депутата Солдатова Н.С.  было включено в план
проверки  АО  "Саратовавтотранс".  По  результатам  проверки   внесены
предложения   об  упорядочении  расчетов  с  бюджетом,  Правительством
рассматриваются предложения о сокращении и  полной  отмене  льгот  для
различных   категорий   жителей  области,  что  позволит  предприятиям
"Автотранс"  работать  менее  убыточно  и  сократит   централизованную
дотацию из бюджета.
     По обращениям  председателя  комитета  по  законности,  борьбе  с
преступностью,  безопасности и защите прав личности Макаревича Н.С.  и
председателя комитета по  науке,  культуре,  образованию  и  работе  с
молодежью  Малетина В.В.  аудиторы  Счетной палаты выезжали на объекты
народного  хозяйства  и  готовили  материалы  для   принятия   решений
депутатами Думы.
     Практику совместной работы с депутатами,  выполнение  контрольных
мероприятий  по  поручениям  депутатов  Счетная  палата  считает очень
полезной,  т.к. депутаты в повседневной работе с избирателями наиболее
чутко   улавливают   актуальные  проблемы  и  недостатки  в  бюджетных
отношениях   и   могут   указать   самые   перспективные   направления
контрольно-ревизионной работы.
     Самым существенным результатом своей деятельности Счетная  палата
считает  раскрытие  для  депутатов  и граждан процессов формирования и
исполнения законов Саратовской области об областном  бюджете,  о  ходе
бюджетного процесса.  Перед принятием Закона о бюджете 1997 года можно
констатировать,  что  Счетная  палата  Саратовской  области  полностью
владеет  информацией  о  внутрибюджетных  отношениях  как по ходу 1996
года,  так и по планируемому 1997 году, о чем свидетельствует активное
участие  работников  Счетной  палаты как в контрольных мероприятиях по
расходованию  средств  резидентами  бюджета  в  1996  году,  так  и  в
обсуждении контрольных цифр бюджета 1997 года.
     В то же время в связи с малочисленностью (до  15  ноября  т.г.  в
палате  работало  вместе  с  председателем только 5 человек) работники
Счетной палаты еще мало информируют депутатов Думы о вопросах бюджета,
результатах   своих   контрольных  мероприятий.  Недостаточно  готовят
аналитических записок,  предложений к проектам  законодательных  актов
Думы, заключений по принимаемым законам.
     Осуществлению деятельности Счетной палаты Саратовской  области  в
значительной   мере   мешает   несовершенство   законодательной  базы,
определяющей полномочия палаты (до сих пор Счетная палата  работает  в
соответствии   с   Временным   положением).   В  связи  с  отсутствием
определенных законом отношений к Правительству области  и  Губернатору
нередки   случаи   отказа  руководителей  предприятий  и  организаций,
руководителей администраций в  праве  проводить  проверку  работниками
Счетной   палаты.   В   результате   возникает  необходимость  просить
вмешательства Председателя Думы, Губернатора области, и время проверок
значительно  затягивается.  Существующее  Временное  положение  сильно
ограничивает права и возможности Счетной палаты в решении поставленных
перед ней задач.
     Серьезно затрудняет  деятельность   Счетной   палаты   нерешенная
проблема  размещения  сотрудников (8 сотрудников сидят в одной комнате
16 кв. м!).
     В настоящее  время  Счетная  палата  формирует  план  работы на 1
квартал 1997 года и были бы полезны предложения депутатов Думы.
     Для повышения    эффективности    деятельности   Счетной   палаты
необходимо решение двух принципиальных вопросов:
     - принятие закона о Счетной палате;
     - выделение помещения для размещения сотрудников.

     Председатель
     Счетной палаты                                        В.Н.Давыдов


Информация по документу
Читайте также