Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Саратовской области от 29.04.1998 № 12-248

 



                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      Саратовской областной Думы


от 29.04.98 г.                                                N 12-248


                       Об обращении с запросом
             в Конституционный Суд Российской Федерации
           о соответствии Конституции Российской Федерации
             Федерального закона "Об основных гарантиях
         избирательных прав и права на участие в референдуме
                    граждан Российской Федерации"


     Руководствуясь частью   2   статьи   125  Конституции  Российской
Федерации, статьями 22, 36, 84 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Обратиться  в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации   с
прилагаемым  запросом  о соответствии Конституции Российской Федерации
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
     2. Поручить  Харитонову  Александру  Петровичу   -   Председателю
Саратовской   областной   Думы   и   Лукашову   Леониду  Антоновичу  -
консультанту государственно-правового управления Саратовской  области,
кандидату юридических наук представлять Саратовскую областную Думу при
рассмотрении настоящего  запроса  в  Конституционном  Суде  Российской
Федерации.

     Председатель 
     Саратовской областной Думы          А.П.Харитонов



                                                 Председателю
                                                 Конституционного Суда
                                                 Российского Федерации
                                                 Баглаю М.В.


                                ЗАПРОС
           о соответствии Конституции Российской Федерации
                         Федерального закона
              "Об основных гарантиях избирательных прав
    и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

     Саратовская областная   Дума   (410031,  г.Саратов,  ул.Радищева,
д.24а)  на  основании  пункта  2  статьи  125  Конституции  Российской
Федерации,  статей 22,  36, 84 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации"  обращается  с  запросом  о
соответствии  Конституции  Российской Федерации,  ее статьям 3,5,  11,
30,32,71,72,  77,131  Федерального  закона  "Об   основных   гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" N124-ФЗ от 19 сентября 1997 года, принятого Государственной
Думой Федерального Собрания 5 сентября 1997 года (103009,  г.  Москва,
Охотный  ряд,  дом  1)  опубликованного  в  Собрании  законодательства
Российской Федерации (1997г., N38, ст.4339).
     Представителями заявителя при рассмотрении настоящего  запроса  в
Конституционном   Суде   Российской  Федерации  являются  Председатель
Саратовской     областной     Думы     Харитонов А.П.,     консультант
государственно-правового   управления  Саратовской  области,  кандидат
юридических наук Лукашов Л.А.
     Основанием   к  рассмотрению    запроса   Конституционным   Судом
Российской   Федерации    являются    обнаружившиеся    неясность    и
несоответствие   Конституции  Российской  Федерации  многих  положений
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
     Статьями 5  и  11  Конституция  Российской  Федерации  определила
статус Российской Федерации и ее субъектов, установила право субъектов
Российской Федерации образовывать свои органы государственной  власти,
а статья 77 Конституции Российской Федерации закрепила право субъектов
устанавливать самостоятельно  систему  своих  органов  государственной
власти.
     Система, порядок организации и формирования  федеральных  органов
государственной  власти  пунктом  "г" статьи 71 Конституции Российской
Федерации отнесены к ведению Российской Федерации,  поэтому по  смыслу
конституционных положений порядок формирования органов государственной
власти субъектов Российской  Федерации  осуществляется  с  соблюдением
требований глав первой и второй Федеральной Конституции.
     В перечне предметов совместного ведения,  установленного  статьей
72  Конституции  Российской Федерации,  в пункте "н" речь идет лишь об
установлении   общих    принципов    организации    системы    органов
государственной  власти  и  местного  самоуправления,  но  нет порядка
формирования  органов  государственной  власти  и   органов   местного
самоуправления.
     Таким образом,  исходя из содержания статей 71 и  72  Конституции
Российской  Федерации,  избирательное  законодательство  находится вне
пределов ведения  Российской  Федерации  и  вне  пределов  совместного
ведения  Российской  Федерации и ее субъектов.  Следовательно,  в этом
случае действует статья 73 Конституции Российской  Федерации  о  праве
субъектов   Российской   Федерации  самим  регулировать  избирательные
отношения с соблюдением конституционных положений о правах и  свободах
человека и гражданина.
     Принимая Федеральный закон "Об основных  гарантиях  избирательных
прав  и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
Государственная Дума вышла за  пределы  предметов  ведения  Российской
Федерации,  фактически урегулировав порядок выборов представительных и
исполнительных  органов  субъектов   Российской   Федерации,   органов
местного  самоуправления,  порядок проведения референдумов в субъектах
Российской федерации. Так, статья 11 оспариваемого Федерального закона
устанавливает   (при   определенных   случаях),   что  выборы  "органа
государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного
самоуправления  проводятся  на основе настоящего Федерального закона",
т.е.  устанавливается прямое,  непосредственное действие  Федерального
закона,  что исключает фактически право субъектов Российской Федерации
самим регулировать избирательные отношения, не отнесенные ни к ведению
Российской Федерации,  ни к совместному ведению Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.
     Пунктом 6  статьи  18  оспариваемый  Федеральный закон фактически
лишил военнослужащих конституционного права избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления,  что противоречит пункту 3 статьи 32
Конституции Российской Федерации расширением перечня лиц,  не  имеющих
права участвовать в выборах.
     Противоречит конституционному статусу субъектов и запрет в пункте
3  статьи  13  указанного  Федерального закона на решение референдумом
вопросов досрочного  прекращения  полномочий  органов  государственной
власти   и   органов   местного  самоуправления  субъектов  Российской
Федерации,  что  одновременно  противоречит  и  статье  3  Конституции
Российской  Федерации,  так  как  ограничивает  власть  народа в форме
референдума,  а  также  снижается  гарантия  граждан  на   участие   в
референдуме.  Не  соответствует  Конституции  Российской  Федерации  и
противоречит Федеральному  Закону  "Об  общественных  объединениях"  и
установление  ограничения  на  участие  в  избирательном  процессе для
неполитических общественных объединений (абзац 11 статьи 2,  пункт  10
статьи  32  оспариваемого  Закона),  требование к уставам общественных
объединений среди целей деятельности иметь  участие  в  организации  и
деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
     В статье  23  оспариваемого  Федерального  закона   необоснованно
созданы  привилегии  при формировании избирательных комиссий субъектов
Российской  Федерации,  муниципальных  образований  для   общественных
объединений,  представленных  во фракциях Государственной Думы - какое
они имеют отношение к органам  местного  самоуправления?  Здесь  явное
противоречие  не  только указанным выше статьям Конституции Российской
Федерации, но и статьям 30, 131 Конституции Российской Федерации.
     Пунктом 5    статьи    32   оспариваемого   Федерального   закона
необоснованно  ограничены  права  граждан,  когда   только   кандидат,
выдвигаемый   по   спискам   избирательных   объединений,  может  быть
зарегистрирован одновременно и в списках избирательного объединения, и
в одномандатном округе.
     Таким образом,   Государственная   Дума   Федерального   Собрания
изменила цель Закона,  приняв вместо норм, гарантирующих избирательные
права граждан, нормы непосредственного регулирования этих прав, приняв
фактически избирательный закон.
     На основании  изложенного  и  в  силу  статьи   79   Федерального
конституционного  закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
просим:
     Признать Федеральный  закон  "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме  граждан  Российской  Федерации"
как в целом, так и конкретные его статьи, а именно: часть 10 статьи 2,
статью 4,  статью 11, пункт 3 статьи 13, пункт 6 статьи 18, статью 23,
пункт  5  статьи  31,  пункт  10 статьи 32 не соответствующими статьям
3,5,11,30,32,71,72,77,131 Конституции Российской Федерации.
     В соответствии со статьей 38 Федерального конституционного Закона
"О Конституционном Суде Российской  Федерации"  к  настоящему  запросу
прилагаются:
     1. Текст Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав  и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" -
30 копий.
     2. Постановление  Саратовской областной Думы по данному вопросу -
30 копий.
     3. Доверенность,    подтверждающая    полномочия   представителей
Саратовской  областной  Думы   в   Конституционном   Суде   Российской
Федерации.
     4. Квитанции об уплате государственной пошлины - 30 копий.
     5. Копия документа, подтверждающая ученую степень.


     Председатель 
     Саратовской областной Думы          А.П.Харитонов


Информация по документу
Читайте также