Расширенный поиск
Постановление Областной Думы Саратовской области от 25.04.2000 № 41-1673САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ От 25.04.2000 г. N 41-1673 г.Саратов О целевой программе "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000 - 2002 годы" В целях реализации целевой программы развития земельной реформы и осуществления земельной политики на территории Саратовской области в 2000 - 2002 годах Саратовская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить целевую программу "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000 - 2002 годы" (прилагается). 2. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и утвердить местные программы развития земельной реформы на 2000 - 2002 годы с учетом настоящей областной программы. Председатель Саратовской областной Думы А.П.Харитонов Приложение к постановлению Саратовской областной Думы от 25.04.2000 г. N 41-1673 ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000-2002 годы" ПАСПОРТ целевой программы "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000-2002 годы" Наименование - целевая программа "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000-2002 годы" (далее - Программа) Основания для - постановление Правительства Российской разработки Программы Федерации от 26 июня 1999 года N 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" Государственный - комитет по земельным ресурсам и заказчик Программы землеустройству области Основной разработчик - комитет по земельным ресурсам и Программы землеустройству области Исполнители - комитет по земельным ресурсам и землеустройству Программы области, министерство сельского хозяйства и продовольствия области, министерство финансов области, управление лесами области, администрации муниципальных образований области Цели и задачи - повышение эффективности использования Программы земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста Сроки и этапы - 2000-2002 годы: реализации Программы I этап - 2000 год; II этап - 2001-2002 годы. Перечень основных - разработка и совершенствование нормативной мероприятий базы регулирования земельных отношений; Программы создание механизма, реализующего права собственников земельных долей; создание механизма, обеспечивающего приватизацию городских земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, и развитие оборота земель в городах и поселениях; разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности области и муниципальной собственности; создание инфраструктуры рынка земли; развитие механизма ипотечного кредитования; ведение государственного земельного кадастра; совершенствование системы земельных платежей; зонирование территорий; проведение массовой оценки земель; картографическое, геодезическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы; ведение мониторинга земель; техническое оснащение службы государственного контроля за использованием и охраной земель; проведение информационно-разъяснительной работы среди населения; создание специализированного информационно-консультационного центра; организация в высших и средних специальных учебных заведениях лабораторий современных геоинформационных технологий; подготовка и переподготовка кадров (млн. рублей) ________________________________________________________________ Объемы и источники финансирования 2000-2002 годы 2000 год Программы Всего: 130,9 38,2 в том числе: федеральный бюджет 29,9 10,2 областной бюджет 23,43 6,50 местные бюджеты 77,57 21,50 ________________________________________________________________ Ожидаемые конечные - закрепление конституционных прав граждан результаты свободно распоряжаться участком земли реализации и земельной долей под контролем государства; Программы разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности области и муниципальной собственности; создание рынка земли и недвижимости как единого имущественного комплекса; развитие ипотеки земли и создание благоприятных условий для инвестиций; эффективное и рациональное использование земельных ресурсов на всех уровнях управления ими; повышение поступлений от платежей за землю в доходную часть соответствующего бюджета Сводный расчет прямой экономической эффективности проведения земельной реформы в Саратовской области (2000-2002 гг.) ___________________________________________________________________ Наименование мероприятий Экономический эффект (млн. рублей) ___________________________________________________________________ 1. Дальнейшая приватизация земель государственных и муниципальных предприятий 161,75 2. Обеспечение гражданам - собственникам свободы права распоряжения земельными 8,2 долями 3. Переход на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков 8,4 4. Дифференциация ставок земельного налога в 142,12 городских поселениях 5. Существенное сокращение льгот за 54,6 пользование земельными участками в городских поселениях 6. Развитие ипотеки земель (рассматривается 6,06 как источник инвестиций) ____________________________________________________________________ Итого: 381,13 Система организации - устанавливается в соответствии с контроля за действующим порядком исполнением Программы Введение Саратовская область располагает огромными земельными ресурсами - 10124,1 тыс. га, в том числе 8572,4 тыс. га сельхозугодий, однако часть земель используется неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не завершена, осуществленные земельные преобразования проводились форсированно с нарушением их последовательности, комплексности по объективным, а нередко и субъективным причинам. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу. Накопленный практический опыт показывает, что дальнейшие земельные преобразования должны носить регулируемый характер и проводиться более углубленно, с правовым, экономическим и экологическим обоснованием. Выходом из такого положения является определение основных направлений областной политики в области земельных правоотношений и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в области. Перед областью стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли. I. Основные положения Программы 1. Основные итоги земельных преобразований в Саратовской области в 1991-1999 годах Завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность тысячи гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств. В ходе земельной реформы, к январю 1999 года, в области произошли значительные преобразования. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлена приватизация около 6,8 млн. га их земель. В итоге 322 тыс. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (8,2 тыс. хозяйств), в распоряжение которых передано более 1 млн. га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади около 982 тыс. га. Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено 300 земельных участков. Органам местного самоуправления передано в ведение 563,3 тыс. га земель. Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками. 999,5 тыс. граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится около 108,9 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,12 до 0,2 га, а для садоводства - с 0,06 до 0,08 га. Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 838 тыс. граждан и 9,3 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств. Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков. Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 50,1 млн. рублей, в 1996 году - 78,4 млн. рублей, в 1997 - 165,4 млн. рублей, в 1998 году - 158,1 млн. рублей. Из них комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области и его территориальными подразделениями использовано соответственно по годам 27, 13, 8, 6 процентов. Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает и в настоящее время достигло более 30 тыс. в год. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. Проводится массовая оценка земель и ценовое зонирование территорий. Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно. Не создана стройная система земельного законодательства на уровне Российской Федерации, и область была вынуждена создавать собственную законодательную базу. С ноября 1997 года действует Закон Саратовской области "О земле". Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения. Принятые в 1992 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению. До настоящего времени не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности области и в муниципальной собственности. В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не работает система ипотечного кредитования. Медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов. Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ (особенно в 1997 и 1998 годах) осуществляется крайне плохо: в 1997 году финансирование земельной реформы из федерального бюджета составило менее 20 процентов, из областного и местных бюджетов - менее 15 процентов от бюджетных назначений. В итоге в 1997-1998 годах были практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ. 2. Цели и задачи Программы Целями Программы являются: повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста; обеспечение выполнения комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в основном завершить осуществление земельной реформы и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами. Задачами Программы являются: осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством государственной регистрации; вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры; перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам; повышение плодородия почв и охрана земель; создание реальных условий для реализации конституционных прав на владение, пользование и распоряжение землей; разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, собственности области и муниципальной собственности; создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли на большей части территории области. Выделяются два этапа реализации Программы. На I этапе (2000 год) в основном должны быть осуществлены меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требующим значительных финансовых затрат, и обеспечить экономическую базу проведения II этапа. На II этапе (2001-2002 годы) должны быть проведены ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель. 3. Взаимосвязь Программы с другими областными программами Программа является составной частью системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития области. В настоящей Программе определены направления реализации Программы ведения государственного земельного кадастра в Саратовской области на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением администрации Саратовской области от 15 февраля 1996 года N 98, ориентированной на обеспечение взаимосвязи ведения государственного земельного кадастра с кадастровым учетом объектов недвижимости в целях создания и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также Программы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Саратовской области на 1997-2000 годы, утвержденной распоряжением Губернатора Саратовской области от 20 января 1997 года N 73-р. II. Система мероприятий по реализации Программы 4. Стабилизация отношений собственности на землю Основными направлениями в области развития и стабилизации отношений собственности на землю являются: передача земель фонда перераспределения и свободных муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота); установление принципов, порядка, согласительных процедур и сроков разграничения земель на земли федеральной собственности, собственности области и муниципальной собственности; дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях; инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц; установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности; реализация принципов и порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд; создание системы правового зонирования земель. 5. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает: обеспечение всем жителям области возможности получить земельный участок в собственность, владение, пользование; обеспечение права жителям приватизировать в установленном законодательством Российской Федерации и области порядке законно используемую ими землю; обеспечение всем жителям области - собственникам земельных участков и земельных долей свободы в распоряжении этими участками и земельными долями (в той мере, в какой их оборот допускается федеральным и областным законодательством); проведение информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и земельных долей. 6. Развитие рынка земли и недвижимости Становление и развитие рынка земли, отвечающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике области, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли. Основные направления развития рынка земли включают в себя: развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью; информационное обеспечение земельного рынка. Политика по развитию оборота земли в области направлена на: установление категорий земель, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота; введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков; стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс"; повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях; переход на аукционный и конкурсный принципы предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; развитие ипотечного кредитования участников рынка, инвестирующих свои средства в приобретение либо воспроизводство недвижимости, повышение плодородия почв; обеспечение государственного контроля за рынком земельных закладных; расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности; обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг; законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городах и поселках, а также процедур правового зонирования территорий населенных пунктов. Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости будет осуществлено путем: совершенствования механизма формирования земельных участков, а также развития рынка землеустроительных услуг; создания системы ведения государственного земельного кадастра и на его основе государственного кадастра недвижимости; проведения рыночной оценки земли в целях налогообложения; ведения специальной регистрации прав на землю и сделок с ней; создания системы добровольного страхования различных рисков участников рынка земли и другой недвижимости. В рамках информационного обеспечения рынка земли осуществляются: создание баз данных государственной системы специальной регистрации прав на землю и сделок с ней; внедрение и обязательное использование всеми участниками рынка земли и другой недвижимости и государственными органами единых общероссийских стандартов и параметров программно-технических комплексов, форматов обмена данными, классификаторов, технологических процедур; создание информационной базы о земельных участках с использованием современных технологий, а также организация защиты информации и баз данных. 7. Земельные преобразования в сельской местности. Государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения В ходе проведения земельной реформы и перераспределения земель в границах бывших колхозов и совхозов области появились новые организационно-правовые формирования, земля все больше вовлекается в гражданский оборот. Однако ранее не решались проблемы развития производства, повышения эффективности использования и охраны земель, обустройства территории. В результате перераспределения земель практически во всех сельскохозяйственных предприятиях нарушены границы производственных подразделений, севооборотов и полей в них, нарушена ранее сложившаяся организация территории сельскохозяйственных угодий. Большая площадь приватизированных земель сельскохозяйственного назначения перешла в собственность лиц, не обрабатывающих землю (пенсионеры, работники социальной сферы и др.). Поэтому в целях рационального использования земель необходимо на I этапе реализации Программы: обеспечить через разъяснительную работу повышение роли и значимости землеустроительного обеспечения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; организовать работу по перерегистрации договоров аренды земельных долей на новый срок и осуществить контроль за движением земельных долей, составить списки лиц, не распорядившихся своими долями; уточнить списки сельскохозяйственных организаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации; уточнить число сельскохозяйственных организаций, находящихся в государственной собственности, приватизация которых запрещена; разработать и внедрить необходимую проектно-сметную документацию по коренному улучшению земель, защите почв от эрозии, другим мероприятиям, касающимся сохранения и повышения плодородия почв и рационального использования земель; создать в результате рационального перераспределения земель сельскохозяйственного назначения условия для сокращения миграции сельских жителей; осуществлять контроль за перераспределением созданного земельного фонда для расселения в сельской местности беженцев, вынужденных переселенцев, семей бывших военнослужащих, лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, других категорий мигрирующих граждан, а также для предоставления земельных участков казачьим обществам; содействовать процессу концентрации земельных долей у эффективно хозяйствующих субъектов; принять меры по систематическому составлению и представлению списков лиц, не получивших свидетельства о праве собственности на земельные доли и не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их. На II этапе реализации Программы должен быть осуществлен комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей, в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. 8. Развитие ипотечного кредитования Развитие системы ипотечного кредитования затруднено по нескольким причинам. Федеральное законодательство и экономическая ситуация не способствуют заключению долгосрочных кредитных договоров, обязательства по которым, как правило, обеспечиваются залогом недвижимости, в том числе земли. Система подтверждения права на заложенное имущество посредством его государственной регистрации недостаточно развита и не может на данном этапе обеспечить должного уровня гарантий для залогодержателя (кредитора). Для большинства граждан ипотечный кредит недоступен в связи с большими процентами по кредиту, отсутствием дохода, позволяющего вернуть заложенную землю. В целях использования потенциала земельной ипотеки на I этапе реализации Программы необходимо: внести в установленном порядке предложения об изменении федерального законодательства в части разрешения залога земель сельскохозяйственного назначения, государственных и муниципальных земель; обеспечить защиту прав залогодателей; обеспечить использование ипотеки в качестве обеспечения обязательств по договорам купли-продажи, аренды, подряда, иным договорам, налоговым обязательствам. Необходимо при этом учитывать специфику залога земель сельскохозяйственного назначения. Целесообразно ограничить случаи залога земель сельскохозяйственного назначения предоставлением кредита, непосредственно связанного с сельскохозяйственным производством и развитием социальной инфраструктуры в сельской местности. Преимущественное право покупки на публичных торгах заложенных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения при их реализации следует предоставлять гражданам и организациям, владеющим соседним участком. Для развития ипотечных отношений целесообразно использовать возможности инструментов фондового рынка, в частности, закладных ценных бумаг. На этапе становления рынка закладных необходимо предусмотреть запрет на выпуск закладных, удостоверяющих право залога на уже заложенное по иному договору об ипотеке имущество. 9. Совершенствование системы земельных платежей Действующая система земельных платежей в области регулируется Законом Российской Федерации "О плате за землю", по которому формами платежей за землю является земельный налог и арендная плата. Существующая система несовершенна с точки зрения фискальной политики и рационального землепользования. Слабым местом системы является ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников: земельный налог сегодня уплачивается только с 25 процентов всех земель, а в городах - с 15 процентов. От уплаты земельных платежей освобождены целые отрасли. При проведении реформы следует исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования. Совершенствование земельных платежей в рамках реализации Программы предполагает: установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременении правами иных лиц; расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель; введение единого налога на землю сельскохозяйственного назначения. Наиболее полное использование налогового потенциала земли на I этапе реализации Программы предполагает: ужесточение контроля за сбором земельных платежей, их зачислением в бюджеты различных уровней; завершение инвентаризации земель (в первую очередь - земель городов и других поселений), проведение их оценки, учета специальной и государственной регистрации; существенное сокращение льгот по земельному налогу и арендной плате. На II этапе реализации Программы с созданием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель необходимо увеличить дифференциацию максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли. 10. Ведение государственного земельного кадастра Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли, государственного контроля за использованием и охраной земель, специальной и государственной регистрации прав на землю и сделок с ней, а также поддержки гражданского оборота земли и другой недвижимости. На I этапе реализации настоящей Программы к основным мероприятиям в этой области относятся: разработка и внедрение на областном уровне отвечающей современным требованиям законодательной и нормативно-технической базы системы ведения государственного земельного кадастра; проведение кадастрового зонирования территории области; обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра в муниципальных образованиях области; формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных и областных землях и землях муниципальных образований области; обеспечение доступа граждан и юридических лиц к земельно-кадастровой информации, совершенствование принципов оплаты за ее получение; внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра; разработка и опытная эксплуатация системы передачи кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов обмена данными, классификаторов и технологических процедур; организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, правовым, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур; разработка и организация системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных на основе обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения. На II этапе реализации Программы предусматриваются следующие мероприятия: введение в городах и других поселениях единой системы идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости; завершение создания системы передачи кадастровых данных и обеспечение на этой основе периодического уточнения данных государственного земельного кадастра; создание государственного кадастра недвижимости области путем интеграции в базу данных государственного земельного кадастра других отраслевых баз данных о недвижимости. 11. Оценка земель Платное землепользование и реформирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка в области, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости. Основными направлениями в этой области на I этапе реализации Программы являются: освоение единого для всех муниципальных образований области порядка проведения территориального оценочного зонирования с целью последующего определения нормативной стоимости земель, разработанного на областном уровне; освоение методик массовой оценки земель различных категорий для целей налогообложения и их апробация в ряде городов и поселений, районах развития минерально-сырьевой базы и добычи полезных ископаемых; подготовка частных земельных оценщиков для обслуживания формирующегося рынка земли, организация государственного регулирования их деятельности (лицензирование, сертификация и т.д.), законодательное определение их ответственности за достоверность результатов оценки. Результаты оценки земель являются составной частью государственного земельного кадастра. На II этапе реализации Программы организуется массовая оценка земли для целей налогообложения на всей территории области. 12. Земельные преобразования в городах и других поселениях Земельная реформа в городах и других поселениях в основном осуществлялась без учета социально-экономической значимости этих земель в формировании благоустроенной среды проживания. Не способствовала земельным преобразованиям в поселениях и медленная реформа в градостроительстве. Градостроительная документация до сих пор не учитывает в достаточной степени экономическую ценность земли, не дает необходимых вариантов определения градостроительных условий использования земельных участков. Отсутствие зонирования земель создает правовую неопределенность для инвесторов при приобретении и обустройстве земельных участков, лишая их возможности выбрать рациональный вид использования земли. Инвестиционная активность владельцев недвижимости снижается, органы местного самоуправления теряют эффективный инструмент регулирования социально-экономического развития городов. Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках настоящей Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально-экономических и градостроительных решений. Проводимую реформу в градостроительстве (пересмотр концепции градостроительного планирования, разработку градостроительной документации, нормативов и т.д.) надлежит проводить одновременно с земельными преобразованиями. На I этапе реализации Программы планируется проведение следующих мероприятий: реализация проектов зонирования земель в отдельных городах; завершение основных работ по инвентаризации земель поселений; разработка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих застройке земель с выполнением работ по уточнению и вынесению на местность черты поселений, выявлению территориальных резервов с созданием резервных земельных фондов поселений; приватизация земель на территории поселений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, прежде всего под приватизированными и приватизируемыми предприятиями; предоставление (продажа) на конкурсной или аукционной основах земель, не предназначенных для обеспечения государственных или муниципальных функций, а также общественных нужд, и в первую очередь под индивидуальное жилищное строительство и для реализации инвестиционных проектов; осуществление продажи земли в поселениях при соблюдении градостроительных требований, в том числе по функционированию инженерной и транспортной инфраструктуры; введение публичных и частных обременений земельных участков (сервитутов) при предоставлении земель и их продаже. II этап реализации Программы должен основываться на системе зонального регулирования землепользования, что означает: разработку долгосрочных планов использования земель городов (как составных частей стратегических планов их развития) и на этой основе схем городского землепользования; внедрение в соответствии с градостроительной документацией правил землепользования в поселениях; обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках и их участие в принятии решений по зональному регулированию в городах. 13. Информационно-консультационное обеспечение реализации Программы В ходе реализации Программы в средствах массовой информации необходимо проводить систематическую работу по информированию населения о сущности, направлениях и ходе земельной реформы, федеральном и областном законодательстве по вопросам земельных отношений, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли, механизмах защиты прав на землю. Создать самостоятельный специализированный информационно-консультационный центр с частичным финансированием его деятельности за счет средств федерального и областного бюджетов. Задачей центра должно стать проведение консультаций и оказание практической организационной и правовой помощи гражданам в реализации их прав на земельные участки и земельные доли, выборе наиболее целесообразного варианта распоряжения земельной собственностью, юридическом оформлении совершаемых сделок, документальном оформлении договорных отношений между пользователями и собственниками земельных участков и долей, а также осуществление других операций. 14. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается: выявлять неиспользуемые земли с нанесением их на дежурные карты; уточнить схемы перераспределения земель с целью компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования для создания условий кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи сельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц; определить границы земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по распоряжению ими; составить дежурные карты ограничений использования земель и обременений (сервитутов) земель; разработать программы (схемы) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановления; устанавливать (восстанавливать) в натуре границы вновь предоставленных и перерегистрируемых земельных участков, а также границ городских и сельских поселений; составлять текстовое описание границы области и муниципальных образований области; установить границы территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель. Эти мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ (внедрением полевых портативных компьютеров, навигационных приборов и мобильных автоматизированных комплексов). 15. Мониторинг земель Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде мест превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют: эрозия почв (эрозионно-опасны 46 процентов всех земель сельскохозяйственного назначения области), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется от 0,2 тонны гумуса на 1 га, на черноземных почвах - до 0,9 тонны), засоление земель (около 4 процентов сельскохозяйственных угодий и 16 процентов с солонцовыми комплексами), деградация пастбищ и сенокосов (до 50 процентов их площади), массовое подтопление земель в городах и поселениях, закисление почв, техногенное загрязнение земель. В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле Программой предусматривается обеспечить: своевременное выявление изменения состояния земель, оценку этих изменений; выработку рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов; совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель. 16. Усиление контроля за использованием и охраной земель В процессе осуществления земельной реформы отмечены факты нарушения земельного законодательства. Сохраняется уровень самовольного занятия земель, получили распространение случаи уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы. На I этапе Программы предусматривается: принять участие в разработке мероприятий, направленных на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защиту земель от негативных последствий производственной деятельности, а также разработать меры по усилению прав и государственной защите государственных инспекторов по использованию и охране земель и материальному стимулированию их деятельности; совершенствовать механизм определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства; проводить профилактическую работу по предотвращению нарушений земельного законодательства и информировать население о деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель; укрепить взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, и органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных целевых проверок соблюдения земельного законодательства. На II этапе реализации Программы необходимо создать специальный денежный фонд охраны земель для использования его в целях экономического стимулирования охраны земель, материально-технического обеспечения органов государственного контроля за использованием и охраной земель и материального стимулирования деятельности государственных и общественных инспекторов по использованию и охране земель. 17. Совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами Одним из основных условий осуществления намеченных мероприятий является наличие рациональной и эффективно функционирующей системы органов государственного управления, на которые возлагаются полномочия и ответственность за проведение земельной реформы. Государственное управление земельными ресурсами области осуществляет комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, а также нижестоящие органы по земельным ресурсам и землеустройству. В целях усиления государственного регулирования земельных отношений Программой предусматривается осуществить следующие организационные меры: укрепить материально-техническую базу органов по земельным ресурсам и землеустройству, сохранив за ними основные функции государственного управления: государственный контроль за охраной и использованием земель, организацию проведения землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель; создать в области кадастровые бюро и передать им исполнительские функции по оказанию услуг при проведении землеустроительных и кадастровых работ, а также функции по оценке земель для государственных и иных нужд; финансирование кадастровых бюро осуществлять за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих от юридических лиц и граждан за произведенные работы и оказанные услуги. III. Правовое обеспечение реализации Программы Действующее законодательство не отражает социальную и экономическую направленность преобразования земельных отношений и нуждается в существенном обновлении. Проведение реформы на основе только нормативных актов области не обеспечивает полных гарантий прав собственников, пользователей земли, инвесторов и иных участников рынка земли. Реформа должна проводиться, опираясь на хорошо сформированную вертикаль законодательной базы, в первую очередь на новый Земельный кодекс Российской Федерации, без принятия которого не может быть сформирована полноценная система земельного законодательства. Реализация Программы осуществляется на основе правовых актов Российской Федерации и Саратовской области. Учитывая пробелы в законодательстве, регулирующем земельные отношения, в 1996-1999 годах в области приняты правовые акты: Законы Саратовской области "О земле", "О прекращении прав на землю на территории Саратовской области". Постановлением Саратовской областной Думы от 24 февраля 1999 года N 24-722 утвержден и направлен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Разработаны и утверждены Программа ведения государственного земельного кадастра в Саратовской области на 1996-2000 годы и Программа мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Саратовской области на 1997-2000 годы. В целях правового обеспечения Программы предусматривается осуществить меры по внесению предложений для совершенствования нормативно-правовой базы по реализации Закона Саратовской области "О земле". IV. Научное обеспечение реализации Программы Реализация мероприятий Программы базируется на оперативном внедрении в ходе земельных преобразований результатов работ, выполняемых Поволжским научно-исследовательским институтом экономики и организации агропромышленного комплекса, научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Юго-Востока, Саратовским государственным аграрным университетом им.Н.И.Вавилова, Институтом аграрных проблем Российской академии наук и другими институтами, ведущими работы по исследованию закономерностей развития земельных отношений, многообразия форм хозяйствования на земле, принципов и методов платности землевладения и землепользования и др. V. Международное сотрудничество Предусматривается продолжить международное сотрудничество, направленное на решение задач в области создания системы государственного земельного кадастра, реформирования земельных отношений. В связи с дефицитом бюджета и политикой жесткой финансовой стабилизации для реализации Программы предполагается использовать кредиты и гранты иностранных государств и международных организаций, привлекаемых комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области. Будет продолжено сотрудничество с Национальной земельной службой Швеции и ее международным агентством: производство цифровых регистровых карт, использование спутниковых приборов для сбора данных по земельным объектам, использование аэрофотоснимков для инвентаризации земельных объектов и другим вопросам на базе муниципальных образований. VI. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы Финансовое и ресурсное обеспечение мероприятий Программы, включая финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предполагается осуществлять за счет различных источников финансирования. Затраты на мероприятия, связанные непосредственно с земельной реформой, составляют 130,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 29,9 млн. рублей, за счет средств областного бюджета 23,43 млн. рублей и за счет средств местных бюджетов 77,57 млн. рублей. Средства, выделяемые на выполнение научно-исследовательских работ, будут направлены на подготовку проектов нормативных актов, разработку необходимых методических и других материалов. Капитальные вложения в основном направляются на оснащение образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, готовящих специалистов в сфере земельного кадастра, землеустроителей и геодезистов, спутниковыми приборами, электронными тахеометрами и средствами вычислительной техники, а также на оснащение современными техническими средствами органов государственного контроля за использованием и охраной земель. Планируется создать учебно-консультативный пункт, содержание которого будет осуществляться за счет средств областного и федерального бюджетов. Средства из федерального бюджета направляются на финансирование следующих мероприятий: картографическое и землеустроительное обеспечение учета использования федеральных земель - 29,5 млн. рублей; оценка земель и зонирование территорий - 0,4 млн. рублей; Средства из бюджета области в общей сумме 101 млн. рублей предполагается направлять на: областной бюджет местные бюджеты ___________________________________________________________________ картографическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы 2,99 59,01 мониторинг земель - 3,10 оценку земель 0,56 1,84 контроль за охраной и использованием земель, приобретение технических средств 3,48 11,52 градостроительное обеспечение - 0,65 правовое обеспечение 0,17 - кадровое обеспечение 2,70 - информационно-консультационную деятельность 13,09 - организацию управления и 0,44 1,45 контроль за ходом реализации мероприятий Программы ___________________________________________________________________ На финансирование мероприятий Программы, выполняемых за счет федерального бюджета, на I этапе будет направлено 10,2 млн. рублей и на II этапе - 19,7 млн. рублей. Затраты на реализацию мероприятий Программы приведены в таблице: ___________________________________________________________________ 2000-2002 годы В том числе: 2000 год 2001-2002 годы Средств - всего (млн. 130,9 38,2 92,7 рублей) Из них за счет: федерального бюджета 29,9 10,2 19,7 областного бюджета 23,43 6,50 16,93 местных бюджетов 77,57 21,50 56,07 ___________________________________________________________________ Финансирование мероприятий, предусмотренных разделом 10 Программы, осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 932 и Программой ведения государственного земельного кадастра в Саратовской области на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением администрации Саратовской области от 15 февраля 1996 года N 98. VII. Организация управления и контроля за ходом реализации мероприятий Программы Государственным заказчиком - координатором Программы является комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, государственным заказчиком по соответствующему направлению - министерство сельского хозяйства области. Мероприятия Программы реализуются комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области и его подразделениями, министерством сельского хозяйства и продовольствия области, министерством строительства и архитектуры области, министерством финансов области, управлением леса области, государственным комитетом по охране окружающей среды области, другими заинтересованными органами исполнительной власти области, администрациями муниципальных образований области. План основных мероприятий по реализации Программы, проводимых в 2000-2002 годах, прилагается. Государственный заказчик - координатор Программы ежегодно направляет в министерство финансов области и министерство экономики области согласованные предложения по объемам финансирования конкретных мероприятий. Согласованные объемы финансирования мероприятий включаются в проект областного бюджета. Реализация Программы осуществляется на основе договоров (государственных контрактов) между государственными заказчиками и исполнителями мероприятий. Мероприятия Программы реализуются государственными заказчиками путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств из соответствующих бюджетов и внебюджетных источников и осуществления контроля за их целевым использованием. Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству области представляет ежегодно: в министерство экономики области, в министерство финансов области отчет о ходе работы по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств - до 1 февраля; в министерство экономики области статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы. Государственный заказчик - координатор Программы участвует в подготовке министерством экономики области ежегодного доклада о ходе реализации Программы, представляемого в Правительство области. При необходимости государственные заказчики вносят в министерство экономики области, министерство финансов области предложения о продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий или о нецелесообразности дальнейшей реализации ее в целом или отдельных мероприятий. VIII. Социальная, экономическая и экологическая эффективность реализации мероприятий Программы Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться приобретенным (предоставленным) участком земли и земельной долей. Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать становлению и развитию системы специальной и государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним. Государственное регулирование рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит: обеспечить целевое использование этих земель; решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки и земельные доли, а также защиты первоочередного права сельских товаропроизводителей и особенно права соседа в процессе купли-продажи земельных участков; создать экономический механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения эффективно хозяйствующим субъектам, обеспечивающим рациональное использование земель и материально-технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемов продукции, товарности и эффективности производства. Рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в крупных и средних товарных частных хозяйствах позволит обеспечивать в значительной мере за счет собственных доходов при определенной помощи со стороны государства поддержание и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Создание необходимых условий для введения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство, приобретение активных средств производства и т.д. Развитие рынка земли и другой недвижимости в городах и других поселениях будет способствовать наращиванию жилищного строительства, даст импульс развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест. Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков и земельных долей к использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от земельных платежей в доходные части бюджетов. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит получить экономический эффект в размере более 381 млн. рублей в основном за счет дальнейшей приватизации земель, находящихся в пользовании государственных и муниципальных предприятий; обеспечения гражданам свободы права распоряжения своими земельными долями, развития вторичного рынка земли, развития ипотеки земельных участков, включая земли сельскохозяйственного назначения; полного перехода на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков; дифференциации ставок земельного налога в городах и других поселениях; проведения массовой оценки земель, совершенствования системы платы за землю и сокращения льгот за пользование земельными участками в городских поселениях. Приложение к целевой программе "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000-2002 годы" План основных мероприятий по реализации целевой программы "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000-2002 годы" +------------------------------------+----------------------------+----------------------------+-------------+ ¦ Мероприятие ¦ Исполнитель ¦ Бюджет финансирования ¦ Срок ¦ ¦ ¦ ¦ (млн. руб.) ¦ реализации ¦ ¦ ¦ +------+-------+------+------+ мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ мест.¦област.¦федер.¦всего ¦ ¦ +------------------------------------+----------------------------+------+-------+------+------+-------------+ ¦ Внесение предложений по совершенст-¦Комитет по земельным ¦ - ¦ 0,17 ¦ - ¦ 0,17 ¦по мере ¦ ¦ вованию нормативно-правовой ¦ресурсам и землеустройству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦необходимости¦ ¦ базы по реализации Закона ¦области; министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Саратовской области "О земле" ¦сельского хозяйства области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+----------------------------+------+-------+------+------+-------------+ ¦ Проведение территориального ¦Комитет по земельным ¦ 3,10 ¦ - ¦ - ¦ 3,10 ¦2000 год ¦ ¦ оценочного зонирования ¦ресурсам и землеустройству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+----------------------------+------+-------+------+------+-------------+ ¦ Проведение массовой оценки земель ¦Комитет по земельным ¦ 4,50 ¦ 0,96 ¦ 1,65 ¦ 7,11 ¦ежегодно ¦ ¦ различных категорий, а также ¦ресурсам и землеустройству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рыночной оценки отдельных земельных¦области с участием заинтере-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ участков, изымаемых для государст- ¦сованных органов исполни- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ венных и муниципальных нужд ¦тельной власти области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+----------------------------+------+-------+------+------+-------------+ ¦ Внедрение и совершенствование ¦Комитет по земельным ¦23,68 ¦ 4,12 ¦25,00 ¦52,80 ¦ежегодно ¦ ¦ государственного земельного ¦ресурсам и землеустройству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадастра области ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+----------------------------+------+-------+------+------+-------------+ ¦ Проведение межевания земель ¦Комитет по земельным ¦ 7,20 ¦ - ¦ - ¦ 7,20 ¦ежегодно ¦ ¦ ¦ресурсам и землеустройству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области с участием земле- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦устроительных предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+----------------------------+------+-------+------+------+-------------+ ¦ Проведение инвентаризации земель ¦Комитет по земельным ¦ 8,32 ¦ - ¦ - ¦ 8,32 ¦ежегодно ¦ ¦ поселений и уточнение списков ¦ресурсам и землеустройству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ плательщиков земельного налога и ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ арендной платы за землю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+----------------------------+------+-------+------+------+-------------+ ¦ Установление зон обременения ¦Комитет по земельным ¦ 1,46 ¦ - ¦ 1,14 ¦ 2,60 ¦ежегодно ¦ ¦ земельных участков ¦ресурсам и землеустройству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+----------------------------+------+-------+------+------+-------------+ ¦ Создание специализированного ¦Комитет по земельным ¦ - ¦ 13,09 ¦ - ¦13,09 ¦2000 год ¦ ¦ информационно-консультационного ¦ресурсам и землеустройству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ центра по разъяснению гражданам ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вопросов земельных отношений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+----------------------------+------+-------+------+------+-------------+ ¦ Осуществление земельных ¦Комитет по земельным ¦ 4,97 ¦ 1,07 ¦ 0,92 ¦ 6,96 ¦ежегодно ¦ ¦ преобразований в сельской местности¦ресурсам и землеустройству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+----------------------------+------+-------+------+------+-------------+ ¦ Проведение комплекса работ по ¦Комитет по земельным ¦24,34 ¦ 4,02 ¦ 1,19 ¦29,55 ¦ежегодно ¦ ¦ землеустроительному обеспечению ¦ресурсам и землеустройству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ земельных преобразований ¦области с участием земле- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦устроительных предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+----------------------------+------+-------+------+------+-------------+ ¦ Итого: ¦ ¦77,57 ¦ 23,43 ¦29,90 ¦130,90¦ ¦ +------------------------------------+----------------------------+------+-------+------+------+-------------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|