Расширенный поиск
Постановление Правительства Саратовской области от 06.10.1997 № 66-ПУтратило силу - Постановление Правительства Саратовской области от 23.03.2004 г. N 66-П ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ От 06.10.97 N 66-П г.Саратов О Программе развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы В целях обеспечения дальнейшего развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области и повышения их роли в развитии экономики, социальной сферы и культуры Правительство области постановляет: 1. Утвердить Программу развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы (Приложение N 1). 2. Утвердить состав комиссии при Правительстве области по контролю за исполнением Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы (Приложение N 2). 3. Министерству образования области (Шевашкевич Г.М.) обеспечить оперативную корректировку Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы в соответствии с особенностями социально-экономической ситуации в области. 4. Областным министерствам и ведомствам: установить постоянный контроль за выполнением намеченных программой объемных и финансовых показателей; ежегодно в срок до 1 апреля представлять в комиссию при Правительстве области по контролю за исполнением Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы информацию о ходе выполнения программы и предложения по ее корректировке. 5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства, министра здравоохранения области Марона В.М. Губернатор, Председатель Правительства области Д.Ф.Аяцков Приложение N 1 к Постановлению Правительства области от 6 октября 1997 г. N 66-П ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2000 ГОДЫ Саратов 1997 В разработке Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы принимали участие: Чуриков В.М. - заместитель Председателя Правительства области; Шевашкевич Г.М. - министр образования области, кандидат экономических наук, профессор; Кузнецов Н.И. - заместитель министра образования области, начальник управления высших и средних специальных учебных заведений; Уханов А.И. - заместитель начальника управления высших и средних специальных учебных заведений министерства образования области; Митрофанов Ю.И. - заместитель начальника управления высших и средних специальных учебных заведений министерства образования области, начальник отдела высших учебных заведений и науки, доктор технических наук, профессор; Кобченко Ю.И - заместитель начальника отдела высших учебных заведений и науки управления высших и средних специальных учебных заведений министерства образования области; Баженов А.И. - консультант управления высших и средних специальных учебных заведений министерства образования области, кандидат технических наук; Попкова Н.В. - консультант управления высших и средних специальных учебных заведений, кандидат философских наук; Усанов Д.А. - проректор по научной работе Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, доктор физико-математических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, член-корреспондент Академии естественных наук; Муштакова С.П. - проректор по учебной работе Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, доктор химических наук, профессор; Мартынович С.Ф. - заведующий кафедрой философии Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, доктор философских наук, профессор; Дудов С.И. - доцент кафедры дифференциальных уравнений и прикладной математики Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, кандидат физико-математических наук; Дмитриев Б.С. - заместитель декана по научной работе физического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, кандидат физико-математических наук, профессор; Землянухина С.Г. - заведующая кафедрой экономических учений Саратовского государственного технического университета, доктор экономических наук, профессор; Дружкин А.В. - первый проректор Саратовского государственного агроинженерного университета, кандидат технических наук, профессор; Гасилин В.Н. - проректор по учебной работе Поволжской академии государственной службы, доктор философских наук, профессор; Бондаренко Г.В. - ректор Саратовского государственного педагогического института им. К.А.Федина, кандидат биологических наук, доцент; Воробьев В.И. - ректор Саратовской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии, доктор биологических наук, профессор, Геворкян Е.Н. - главный специалист Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации; Герман И.М. - ректор Саратовской государственной экономической академии, кандидат экономических наук, профессор; Григорьев Ф.А. - ректор Саратовской академии права, кандидат юридических наук, профессор; Кабанин В.К. - ректор Балашовского государственного педагогического института, кандидат физико-математических наук, доцент; Кияненко И.Ф. - министр культуры области; Малетин В.В. - председатель комитета по науке, культуре, образованию и работе с молодежью Саратовской областной Думы; Петров В.В. - ректор Саратовского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор; Першин А.И. - ректор Саратовского коммерческого института Московского государственного университета коммерции, кандидат физико-математических наук, профессор, Прохоров А.А. - ректор Саратовской государственной сельскохозяйственной академии им. Н.И.Вавилова, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор; Россошанский А.В. - министр по делам молодежи, спорту и туризму Саратовской области; Рыбалко А.Г. - ректор Саратовского государственного агроинженерного университета, доктор технических наук, профессор; Седелкин В.М. - директор Энгельсского технологического института Саратовского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор; Скрипай А.А. - ректор Саратовской государственной консерватории, заслуженный артист Российской Федерации, профессор; Трубецков Д.И. - ректор Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАН; Фадеев О.В. - заместитель главы администрации г.Саратова, начальник департамента социальной сферы; Южаков В.Н. - ректор Поволжской академии государственной службы, доктор философских наук, профессор. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Правовая база Программы Фундаментальной правовой основой современной государственной региональной политики Российской Федерации в области образования служат Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральные законы "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О науке и государственной научно-технической политике", Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 884 "О доктрине развития российской науки", федеральная целевая Программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 г. N 1062, Положение о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. N 395). Регионализация систем высшего и среднего профессионального образования в соответствии с этими документами осуществляется на основе принципов цивилизованного федерализма. Согласно подпункту "е" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации "общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта" относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 2. Основные задачи системы образования Основными задачами системы образования являются: 1. Обеспечение сохранения и приумножения интеллектуального потенциала общества. 2. Обеспечение сохранения и развития единого образовательного пространства в области и России. Для решения первой задачи необходимо: создать условия для поддержания высокого уровня массовой обязательной и бесплатной общеобразовательной подготовки (наиболее важная задача образования); обеспечить воспроизводство интеллектуальной элиты общества; создать необходимые условия для социализации детей и подростков, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии и поведении; способствовать тому, чтобы они стали полноценными членами общества. Единое образовательное пространство обеспечивает: возможность перехода обучающегося в другое образовательное учреждение аналогичного типа и успешного продолжения его обучения (горизонтальная эквивалентность образования); возможность при успешном освоении определенной образовательной программы продолжить образование на более высоком уровне без существенной дополнительной подготовки. Такую возможность может обеспечить четкая преемственность между программами и требованиями различных уровней образования (вертикальная эквивалентность образования). Основой для создания, сохранения и развития единого образовательного пространства являются государственные образовательные стандарты и государственные органы, обеспечивающие контроль за их исполнением. Таким образом, министерство образования области и органы управления образованием решают сегодня две основные взаимосвязанные задачи: обеспечение развития образования как области интересов личности, пропаганда новой политики в области образования, создание необходимых условий для ее реализации, инициирование и поддержание педагогических новаций, оказание помощи по анализу, оформлению и распространению опыта в сфере образовательной деятельности; обеспечение развития образования как необходимого условия устойчивого развития общества, осуществление контроля и надзора за выполнением образовательных стандартов, защита системы образования и участников образовательного процесса от воздействия неблагоприятных социально-экономических факторов. 3. Направления развития образования Из системы, обеспечивающей в первую очередь интересы государства, образование должно стать системой, удовлетворяющей, прежде всего, интересы обучающихся, интересы личности. Для достижения этой цели необходимо: обеспечение гарантий прав граждан на получение образования; обеспечение возможности получения образования в соответствии со способностями, интересами личности и состоянием здоровья; сохранение единого образовательного пространства; изменение содержания образования, его гуманизация и гуманитаризация; обеспечение высокого качества образования. Российское образование тесно связано с изменениями, происходящими в обществе и стране. При этом образование выступает, с одной стороны, как средство воспроизводства кадрового потенциала регионов и страны в целом и типа социальных отношений, а с другой - как движущая сила развития общества. Направления развития образования формируются с учетом: требований общества, государства, региона к образованию; ориентации на удовлетворение образовательных потребностей личности, которые, в свою очередь, тесно связаны с требованиями социальных слоев, различных общностей людей, конфессий; национально-региональными и другими особенностями; влияния, оказываемого на образование общественно-экономическими трансформациями; тенденций и процессов внутри самой системы образования: с одной стороны - это традиции российского образования; с другой - общемировые тенденции, степень их влияния и наша ориентация на них. Одно из главных направлений развития образования - создание условий для перехода от унифицированного образования к образованию по выбору. Содержательными и организационными аспектами этого перехода являются: 1) вариативность: дифференциация сети образовательных учреждений; изменение содержания образования посредством использования возможности выбора программ, курсов и профилей обучения, уровней освоения материала, формы проведения итоговых экзаменов; выбор форм получения образования; 2) создание организационно-правовых условий для осуществления регионализации и муниципализации образования; 3) обеспечение развития национальной, в том числе русской, школы. 4. Задачи высшего профессионального образования Приоритетными задачами высшего профессионального образования являются следующие задачи, решение которых направленно, в частности, на повышение роли фундаментального знания и знаний, обеспечивающих общее интеллектуальное развитие выпускников высших профессиональных учебных заведений: обеспечение целостности и динамики процессов междисциплинарной интеграции знаний; повышение доли нового знания при формировании содержания образования за счет развития интеграции образования с наукой, технологией, производством, хозяйственной и социальной практикой, активного участия преподавателей и студентов в НИОКР; достижение высокого уровня профессиональной компетентности кадров, их готовности для профессионально-творческой, научно-исследовательской и инновационной деятельности, экономической и экологической компетентности выпускников вузов; усиление естественнонаучной и гуманитарной составляющих образования; повышение его целостности и фундаментальности; введение новых направлений и специальностей обучения, новых курсов и дисциплин, создание междисциплинарных программ, совершенствование процедур набора обучающихся, методов и приемов обучения; переориентация системы высшего и среднего профессионального образования на личностные и региональные запросы; содействие становлению рынка образовательных услуг; развитие гуманитарного, экономического и экологического образования в связи с тенденцией возрастания роли указанных направлений в национальном и мировом социально - экономическом развитии; увеличение доли выпускаемых специалистов по экологии, природопользованию и экономике; реализация программ подготовки специалистов по межотраслевым и интегральным специальностям, сдвоенным специализациям, дополнительным специальностям с высоким рыночным спросом; введение новых направлений и специальностей подготовки кадров, связанных с обеспечением безопасности производства, экологической безопасности и защиты окружающей среды. 5. Цели реализации Программы Планируемые результаты реализации Программы: реализация государственной политики в области высшего профессионального образования; расширение доступа населения к высшему профессиональному образованию; гарантии на получение бесплатного высшего профессионального образования на конкурсной основе в пределах государственных образовательных стандартов; разработка и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов и программ различного уровня и направленности; разработка учебников нового поколения, реализующих уровень образования, адекватный национальным и мировым достижениям науки, общей и профессиональной культуры; создание единой информационно-телекоммуникационной сети образования, науки и культуры; создание системы дистанционного образования; обеспечение объективности оценки уровня подготовки выпускников; повышение значимости государственных документов о высшем профессиональном образовании; разработка и внедрение механизма социальной защиты от некачественного образования студентов и аспирантов; увеличение доли финансирования высших профессиональных образовательных учреждений из областного и местных бюджетов и внебюджетных источников; повышение эффективности использования финансовых ресурсов, в том числе за счет внесения изменений в налоговое законодательство в части предоставления льгот для инвесторов и спонсоров учреждений и организаций системы высшего профессионального образования, а также образовательных и профессиональных программ; осуществление и развитие взаимовыгодных международных связей, включая совместную научную деятельность и обмен студентами, аспирантами, научно - педагогическими кадрами с учреждениями высшего профессионального образования различных стран; развитие сети высших профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов; ориентация системы высшего профессионального образования на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. 6. Концепции развития высшего образования и науки в Саратовской области 6.1. Высшее образование Сохранение качества российского высшего образования, по праву считающегося одним из самых высоких в мире. Стандартизация высшего образования в целях сохранения единого образовательного пространства. Многоуровневая система подготовки кадров с высшим образованием. Фундаментализация высшего образования. Интеграция начального, среднего и высшего профессионального образования. Два приоритетных направления интеграции: 1) согласование учебных планов и образовательных программ для обеспечения их преемственности; 2) вхождение лицеев и колледжей в состав родственных высших учебных заведений. Выполнение высшей школой нравственно-образовательных функций, формирование новых нравственных ориентиров, воспитание гражданственности, патриотизма, правовой культуры. Расширение международного сотрудничества в области образования с целями: интеграции высшей школы в мировую образовательную систему и обеспечения участия вузов России на международном рынке научно-профессионального образования и образовательных услуг; создания условий, в силу которых каждое высшее учебное заведение могло бы стать самостоятельным субъектом международного сотрудничества; создания источников финансирования от зарубежных партнеров. 6.2. Научная деятельность Одной из основных целей современного этапа государственной научно-технической политики является структурное реформирование всего научного сообщества в нашей стране и коренная реорганизация научной сферы. Ее смысл - создание механизмов защиты интересов науки, культуры, защиты свободы научного творчества. Основными составными частями региональной научно-технической политики являются, прежде всего, сохранение и развитие единого пространства Российской Федерации в области научных, в частности, фундаментальных исследований на основе долгосрочных исследовательских программ, формирование и укрепление региональных центров науки и высшей школы во главе с ведущими вузами, развитие и упорядочение системы научно-исследовательских организаций и учреждений. Необходимо формирование единой и согласованной научно - технической политики Саратовской области, нужно преодолеть разобщенность академической, вузовской и отраслевой науки, научных учреждений промышленности и оборонного комплекса. Важным направлением региональной научно - технической политики является объединение потенциала Минобразования Российской Федерации, Миннауки Российской Федерации, РАН, научных организаций и вузов с органами государственной власти области и органами местного самоуправления в разработке и финансировании научно-технических программ. Широкое использование научно-технического потенциала высшей профессиональной школы и научно-исследовательских учреждений и организаций для создания региональной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в сфере науки и научного обслуживания, а также в сфере выпуска наукоемкой и малотоннажной продукции. Одним из важных положений региональной научно-технической политики является создание совместно с зарубежными странами международных научных учреждений, технопарков и высших учебных заведений. 6.3. Управление высшим образованием Необходимо структурное реформирование системы высшего образования и управления ее функционированием и развитием на основе принципов цивилизованного федерализма и новой региональной политики в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами. Государственные органы управления высшим профессиональным образованием Российской Федерации и Саратовской области в своей деятельности опираются на коллективы высших образовательных учреждений, тесно сотрудничая с региональными советами ректоров вузов. Оптимизация сети высших учебных заведений в условиях перехода к рыночной экономике. Совместное выполнение функций учредителей государственных высших профессиональных образовательных учреждений органами исполнительной государственной власти Российской Федерации и области и органами местного самоуправления. В порядке реализации соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий по управлению региональными системами высшего профессионального образования разрабатываются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы развития высшего профессионального образования на территории области, которые утверждаются совместными решениями Минобразования Российской Федерации и Правительства Саратовской области. Экономический механизм функционирования системы высшего образования области должен соответствовать основным принципам функционирования рыночной экономики; прежде всего это касается регионального рынка труда специалистов с высшим образованием. Предпочтительно развитие крупных образовательных структур, так как рынок труда формирует рынок образовательных услуг, и крупные образовательные структуры могут предложить более широкий спектр таких услуг. 6.4. Финансирование высшей школы и науки В условиях рыночной экономики не ставится задача самостоятельного выживания системы высшего образования; государство берет на себя основные функции защиты системы высшего образования от негативных последствий явлений, присущих рыночной организации труда. Многоуровневое, многоканальное финансирование высшей школы. Многоуровневое финансирование открывает дорогу к многоуровневому заказу на подготовку специалистов в учреждениях образования - территории дают целевые заказы на подготовку кадров за счет областного и местных бюджетов; многоканальное финансирование - прием студентов сверх установленных заказов на подготовку кадров и их обучение на договорной основе. Переход на многоуровневое бюджетное финансирование деятельности высших профессиональных образовательных учреждений и привлечение внебюджетных средств для обеспечения функционирования и развития вузов является важным механизмом федерализации управления. В условиях рыночной экономики главное назначение бюджетных расходов на науку - поддержка приоритетных направлений развития науки и технологий. Увеличение доли финансирования исследований, выполняемых на конкурсной основе по программам, проектам, грантам по сравнению с долей бюджетного финансирования НИР, проводимыми по тематическим планам высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций и учреждений области. С учетом прикладного характера региональных научно-технических программ для конкретных территорий их финансирование должно осуществляться прежде всего из региональных источников. Естественно ожидать финансирования из федерального бюджета только тех разделов и проектов региональных программ, которые имеют общефедеральное, а также межрегиональное значение. Обеспечение концентрации внимания студентов на учебных занятиях, ослабление влияния на студенческую молодежь политиков и политических партий. Для этого необходимо своевременно и эффективно решать их социальные проблемы - это и размер стипендии, и обеспеченность общежитием, и плата за общежития, оздоровление, питание. Широкое использование мер социальной защиты вузов: в первую очередь, студенчества и профессорско-преподавательского состава. Планирование выделения из областного и муниципальных бюджетов средств на повышение стипендий студентам, бесплатный проезд к месту жительства и т.п.; введение в регионе для вузов льготных тарифов оплаты коммунальных услуг. II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В этом разделе и далее будут использоваться следующие сокращения названий высших учебных заведений Саратовской области: 1. СГУ - Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. 2. СГТУ - Саратовский государственный технический университет. 3. СГМУ - Саратовский государственный медицинский университет. 4. СГАУ - Саратовский государственный агроинженерный университет. 5. СГСА - Саратовская государственная сельскохозяйственная академия им. Н.И. Вавилова. 6. СГАВМБ - Саратовская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии. 7. СГАП - Саратовская государственная академия права. 8. СГЭА - Саратовская государственная экономическая академия. 9. ПАГС - Поволжская академия государственной службы. 10. СГК - Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова. 11. СГПИ - Саратовский государственный педагогический институт им. К.А. Федина. 12. БГПИ - Балашовский государственный педагогический институт. 13. ЭТИ - Энгельсский технологический институт Саратовского государственного технического университета. 14. БИТТУ - Балаковский институт техники, технологии и управления Саратовского государственного технического университета. 15. СКИ - Саратовский коммерческий институт Московского государственного университета коммерции. 16. ПКИ - Поволжский кооперативный институт Московского университета потребительской кооперации. 17. СФ - Саратовский факультет Российского государственного открытого технического университета путей сообщений. 1. Некоторые тенденции развития высшего образования в Российской Федерации Содержащиеся в Табл. 1-3 данные позволяют сформировать общее представление о развитии высшего образования в Российской Федерации. Из Табл. 1 непосредственно видно, что в развитии высшего образования в России в течение рассматриваемого периода имеют место как позитивные, так и негативные явления. Безусловно, позитивными явлениями являются: 1) рост числа высших учебных заведений, 2) рост численности принятых в высшие учебные заведения, 3) рост числа студентов в вузах России после не очень значительного его уменьшения в 1993-1994 гг. Вместе с тем необходимо отметить существенное сокращение в 1994-1995 гг. числа выпускаемых специалистов. Таблица 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА) --------------------------+-------+-------+-------+-------+------- ¦1990/91¦1992/93¦1993/94¦1994/95¦1995/96 --------------------------+-------+-------+-------+-------+------- Число высших учебных заведений 514 535 548 553 569 В них студентов, тыс. человек 2824 2638 2543 2534 2655 На 10 000 человек населения приходилось студентов 190 178 171 172 179 Численность принятых в высшие учебные заведения, тыс. человек - 521 543 568 630 Выпущено специалистов, тыс. человек 401,1 425 443 407 396 Выпущено специалистов на 10000 человек населения 27 29 30 28 27 ------------------------------------------------------------------ Из приведенных в Табл. 2 результатов переписей населения 1989 г. и 1994 г. видно, что за пятилетний период с 1989 г. по 1994 г. произошел заметный рост уровня образования всего населения Российской Федерации (см. графу "Все население в возрасте 15 лет и старше") и населения всех возрастных групп, начиная от 25 лет и старше. Содержащиеся в таблице данные по возрастной группе 15-19 лет свидетельствуют о значительном снижении за период с 1989 г. по 1994 г. уровня образования населения этой возрастной группы по всем видам образования. Особенно это проявилось для данной возрастной группы в существенном росте числа граждан с начальным образованием и снижением числа граждан со средним общим образованием. Из данных Табл. 2 по этой группе населения непосредственно следует, что у молодежи за период 1989-1994 гг. заметно ослабло стремление к получению среднего общего образования, в связи с чем повысилась доля учащихся средней школы, прекращающих учебу, не получив даже неполного среднего образования. Изменения, произошедшие в России в период 1989-1994 гг., негативно отразились и на уровне образования населения в возрастной группе 20 - 24 года. Из содержания Табл. 2 следует, что в этой возрастной группе за пятилетний период значительно увеличились доли молодежи с неполным средним образованием и незаконченным высшим образованием. Последнее свидетельствует о падении в эти годы в обществе престижа высшего образования. Уменьшение в этой возрастной группе доли населения с полным средним общим образованием лишь частично объясняется прерыванием среднего образования, так как уменьшение этой доли является также следствием, в частности, увеличения доли молодежи этой возрастной группы с незаконченным высшим образованием. Для полноты понимания этого явления необходимо отметить, что число учащихся в учебных заведениях начального профессионального образования и число студентов средних специальных учебных заведений в 1992, 1993 и 1994 годах уменьшались и соответственно составили (тыс. человек): учащихся: 1773, 1742, 1699; студентов: 2090, 1994, 1871. Таблица 2. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ( ПО ДАННЫМ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1989 Г. И МИКРО ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1994 Г.) ---------------+----+--------------------------------------------- ¦Годы¦На 1000 человек соответствующего возраста ¦ ¦ имеют образование +----+----+-------+------+-----+--------+---------- ¦ ¦выс-¦неза- ¦сред- ¦сред-¦неполное¦начальное ¦ ¦шее ¦кончен-¦нее ¦нее ¦среднее ¦ ¦ ¦ ¦ное ¦спе- ¦общее¦ ¦ ¦ ¦ ¦высшее ¦циаль-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ное ¦ ¦ ¦ ---------------+----+----+-------+------+-----+--------+---------- Все население 1989 113 17 192 274 210 129 в возрасте 15 лет и старше 1994 133 18 219 285 202 100 в том числе в 1989 0 10 49 364 531 39 возрасте 15 - 19 лет 1994 0 8 45 333 524 85 20 - 24 года 1989 64 78 277 491 80 6 1994 65 95 282 456 94 5 25 - 29 лет 1989 153 28 283 452 74 5 1994 182 32 311 410 59 3 30 - 34 года 1989 165 14 271 423 113 10 1994 193 16 299 421 64 4 35 - 39 лет 1989 170 11 265 359 174 17 1994 188 11 292 400 100 6 40 - 44 года 1989 199 12 254 284 210 36 1994 191 10 289 346 150 11 45 - 49 лет 1989 154 7 202 207 294 122 1994 219 11 277 282 187 20 50 - 54 года 1989 134 6 185 141 295 207 1994 168 8 216 213 299 85 55 - 59 лет 1989 88 5 118 75 254 377 1994 143 6 197 148 316 164 60 - 64 года 1989 71 6 117 78 290 362 1994 94 4 126 80 270 348 65 - 69 лет 1989 75 11 124 88 232 332 1994 76 5 126 78 308 337 70 лет и старше 1989 39 6 55 43 88 290 1994 58 6 94 57 164 292 ------------------------------------------------------------------ Данные о конкурсе на вступительных экзаменах в высших учебных заведениях России, содержащиеся в Табл. 3, свидетельствуют об имевшем место в 1993 году некотором кризисе высшей школы России, вызванном как коренными преобразованиями в социально - экономической сфере нашего общества, так и реформой системы высшего образования страны. Эти данные полностью согласуются с данными из Табл. 1 о числе студентов, приходящихся на 10000 населения. Таблица 3. КОНКУРС НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА 100 МЕСТ ПОДАНО ЗАЯВЛЕНИЙ О ПРИЕМЕ) --------------------------------------+-------+-----+------+------ Показатель ¦ 1992 ¦1993 ¦ 1994 ¦ 1995 --------------------------------------+-------+-----+------+------ Число заявлений, поданных на 100 мест ¦ 185 ¦ 175 ¦ 179 ¦ 184 --------------------------------------+-------+-----+------+------ 2. Динамика развития системы высшего образования Саратовской области На основе содержащихся в Табл. 4 данных о динамике развития системы высшего образования в Саратовской области можно сделать следующие выводы: 1. Кризис системы высшего образования в России в 1993-1994 гг. (см. Табл. 1), естественно, отразился и на развитии высшего образования в Саратовской области, что выразилось как в уменьшении числа студентов в вузах Саратовской области, так и в численности принятых в эти годы в вузы. 2. На начало 1996 г. системе высшего образования Саратовской области не удалось достичь показателей предкризисных лет (1990-1991 гг.), что, безусловно, является весьма негативным фактом. Таблица 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА) -----------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------ ¦1990/¦1991/¦1992/¦1993/¦1994/¦1995/¦1996/ ¦ 91 ¦ 92 ¦ 93 ¦ 94 ¦ 95 ¦ 96 ¦ 97 -----------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------ Число высших учебных заведений 12 12 12 12 12 12 12 В них студентов, тыс. человек 57,7 56,6 54,3 51,7 51,9 53,3 55,3 На 10000 населения приходится студентов 213 209 200 190 189 195 202 Численность принятых в высшие учебные заведения, тыс. человек 12,2 11,5 10,3 10,1 10,7 11,7 12,5 Выпущено специалистов, тыс. человек 8,4 8,7 8,6 9,4 8,5 8,5 8,9 Выпущено специалистов на 10000 населения 31 32 31 35 31 31 32 ------------------------------------------------------------------ 3. Число студентов на 10000 человек населения Саратовской области примерно на 10 % больше числа студентов на 10000 населения Российской Федерации, что, несомненно, нужно отметить как положительное явление. 4. На начало 1996/97 учебного года на 10000 человек населения Саратовской области приходилось 202 студента. Принимая во внимание статью 2 (пункт 3) Федерального Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", определяющей размер финансирования из федерального бюджета обучения в государственных вузах не менее 170 студентов на каждые 10000 человек, проживающих в Российской Федерации, для дальнейшего развития высшего образования в Саратовской области особую актуальность приобретает решение вопросов финансирования развития высшего образования из областного и муниципальных бюджетов. Представленные в Табл. 5 данные позволяют сделать два вывода об уровне образования населения Саратовской области: 1. Уровень образования населения Саратовской области в период 1959-1989 гг. имел значительный рост по всем показателям. 2. Достигнутый в 1989 году уровень образования населения Саратовской области (все население области в возрасте 15 лет и старше) был ниже уровня образования в 1989 году населения Российской Федерации (см. Табл. 2) по всем показателям, за исключением числа лиц, имеющих незаконченное высшее образование. Таблица 5. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ---------------+----+--------------------------------------------- ¦Годы¦На 1000 человек соответствующего возраста ¦ ¦ имеют образование +----+----+-------+------+-----+--------+---------- ¦ ¦выс-¦неза- ¦сред- ¦сред-¦неполное¦начальное ¦ ¦шее ¦кончен-¦нее ¦нее ¦среднее ¦ ¦ ¦ ¦ное ¦спе- ¦общее¦ ¦ ¦ ¦ ¦высшее ¦циаль-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ное ¦ ¦ ¦ ---------------+----+----+-------+------+-----+--------+---------- Все население 1959 29 14 66 75 228 290 в возрасте 15 1970 48 16 82 136 272 242 лет и старше 1979 74 20 123 199 271 193 1989 110 21 187 258 222 135 ------------------------------------------------------------------ Распределение населения Саратовской области по уровню образования и возрасту в 1989 году представлено в Табл. 6. Из сравнения таблиц 6 и 2 непосредственно видно, что, несмотря на более низкий уровень образования в 1989 году населения Саратовской области по сравнению с уровнем образования населения Российской Федерации (см. графу "Все население в возрасте 15 лет и старше"), уровень образования населения Саратовской области возрастной группы 15-19 лет значительно выше уровня образования населения этой возрастной группы Российской Федерации по всем показателям. Относительно возрастных групп населения 20-24 года и 25-29 лет нужно отметить, что в целом уровень образования этих групп населения Саратовской области превосходит уровень образования соответствующих групп населения Российской Федерации, но настораживает увеличение (по сравнению с аналогичными группами Российской Федерации) в этих группах населения области лиц с неполным средним образованием. Таблица 6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗРАСТУ В 1989 ГОДУ ---------------+-------------------------------------------------- ¦На 1000 человек соответствующего возраста ¦ имеют образование +---------+-------+------+-----+--------+---------- ¦ высшее ¦неза- ¦сред- ¦сред-¦неполное¦начальное ¦ ¦кончен-¦нее ¦нее ¦среднее ¦ ¦ ¦ное ¦спе- ¦общее¦ ¦ ¦ ¦высшее ¦циаль-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ное ¦ ¦ ¦ ---------------+---------+-------+------+-----+--------+---------- Все население в возрасте 15 лет и старше 110 21 187 258 222 135 в том числе в возрасте 15-19 лет 0 43 129 237 486 40 20-24 года 66 105 275 451 93 6 25-29 лет 163 31 284 414 97 6 ------------------------------------------------------------------ 3. Текущее состояние системы высшего образования Саратовской области Представленные в Табл. 7-9 данные достаточно полно характеризуют текущее состояние системы высшего образования Саратовской области. Эти таблицы содержат основные данные о всех высших учебных заведениях области. Основной вывод, который можно сделать на основании содержащихся в Табл. 7 данных - это заметный рост как числа студентов в 1996/97 учебном году практически во всех вузах области, так и числа принятых в вузы в 1996 году студентов по сравнению с 1995/96 учебным годом. В связи с этим хотелось бы отметить следующее: 1) несомненно, положительным фактом является существенное увеличение в 1996 году приема студентов в СГУ и СГТУ - ведущие высшие учебные заведения области; 2) весьма позитивным явлением, может быть несколько неожиданным и еще требующим объяснения, является значительный рост числа принятых в 1996 году студентов в СГАВМБ; 3) сохраняется и становится уже устойчивым интерес молодежи области к получению высшего экономического образования, что следует из данных об увеличении числа студентов в СГЭА в 1996/97 учебном году и числа принятых студентов в 1996 году по сравнению с 1995/96 учебным годом. Представляет значительный интерес содержащиеся в Табл. 7 данные о числе студентов в вузах Саратовской области, обучающихся в 1996/97 учебном году по очной и заочной формам обучения. По относительному числу студентов этих двух категорий все вузы области можно разделить на три группы, включая в первую группу вузы, в которых доминирующей является очная форма обучения, во вторую группу - вузы, в которых число студентов очной формы сравнимо с числом студентов заочной формы обучения, и в третью группу - вузы, в которых доминирующей является заочная форма обучения. В соответствии с данными Табл. 7 в состав этих групп входят следующие вузы: 1-я группа: СГУ, СГТУ, СГМУ, СГАУ, СГАВМБ, СГАП, СГК, ЭТИ, БИТТУ, СКИ, ПКИ, СФ; 2-я группа: ПАГС, СГПИ, БГПИ; 3-я группа: СГСА, СГЭА. Нужно отметить, что во всех университетах области очная форма обучения, безусловно, доминирует над заочной. Таблица 7. ЧИСЛЕННОСТЬ, ПРИЕМ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА НАЧАЛО 1996/97 УЧЕБНОГО ГОДА (ЧЕЛОВЕК) --+---------+-------+---------+--------+---------+--------+------- ¦ ¦Число ¦1996/97 ¦ Прием ¦1996/97 ¦Выпуск ¦1996/97 ¦ ¦студен-¦учебный ¦ студен-¦учебный ¦специа- ¦учебный ¦ ¦тов на ¦год в % ¦ тов ¦год в % ¦листов ¦год ¦ ¦начало ¦к 1995/96¦ ¦к 1995/96¦ ¦в % к ¦ ¦1996/97¦учебному ¦ ¦учебному ¦ ¦1995/96 ¦ ¦учебно-¦году ¦ ¦году ¦ ¦учебно- ¦ ¦го года¦ ¦ ¦ ¦ ¦му году --+---------+-------+---------+--------+---------+--------+------- По всем учебным заведе- ниям: всего 55300 103,7 12544 107,6 8900 104,3 очное 36324 104,1 8402 106,6 5859 102,4 очн.- заочн. 2751 99,7 707 121,1 505 100,6 заочное 16225 103,6 3435 107,6 2536 109,7 1. СГУ: всего 6451 98,8 1517 114,3 1436 99,5 очное 4931 101,3 1174 114,5 1023 104,9 очн.- заочн. 551 83,2 119 117,8 193 95,1 заочное 969 96,8 224 111,4 220 83,0 2. СГТУ: всего 8611 101,5 2004 110,7 1411 93,5 очное 5441 100,2 1271 103,2 987 87,1 очн.- заочн. 576 90,7 165 141,0 146 128,1 заочное 2594 107,4 568 123,2 278 106,1 3. СГМУ: всего 3889 94,3 554 94,9 703 109,3 очное 3889 94,3 554 94,9 703 109,3 очн.- заочн. 0 - - - - - заочное 0 - - - - - 4. СГАУ: всего 3930 104,2 841 100,2 454 81,7 очное 3111 108,5 706 99,4 384 81,4 очн.- заочн. 0 - - - - - заочное 819 90,8 135 104,7 70 83,3 5. СГСА: всего 4482 103,5 810 92,9 494 109,5 очное 2050 102,8 514 108,0 279 125,7 очн.- заочн. 0 - - - - - заочное 2432 104,1 296 74,7 215 93,9 6. СГАВМБ: всего 2544 106,5 639 129,4 318 133,6 очное 1987 111,7 562 128,3 230 136,9 очн.- заочн. 0 - - - - - заочное 557 91,3 77 137,5 88 125,7 7. СГАП: всего 6180 104,6 1472 104,1 1102 124,0 очное 3521 110,4 835 103,3 576 122,8 очн.- заочн. 774 112,8 225 120,3 73 76,8 заочное 1885 92,7 412 98,3 453 139,4 8. СГЭА: всего 4435 108,2 1160 127,9 833 102,3 очное 2079 102,5 499 119,7 387 85,4 очн.- заочн. 0 - - - - - заочное 2356 113,8 661 134,9 446 123,5 9. ПАГС: всего 1942 115,1 309 55,7 - - очное 1095 110,4 134 44,2 - - очн.- заочн. 13 108,3 - - - - заочное 834 122,1 175 69,4 - - 10. СГК: всего 714 102,1 164 103,8 129 89,6 очное 606 98,7 134 96,4 106 93,0 очн.- заочн. 96 145,5 30 157,9 15 250,0 заочное 12 158,3 0 - 8 33,0 11. СГПИ: всего 5234 103,9 1250 106,3 941 100,4 очное 2832 102,7 697 103,3 511 98,6 очн.- заочн. 0 - - - - - заочное 2402 105,3 553 110,4 430 102,6 12. БГПИ: всего 3312 106,8 863 118,1 633 132,4 очное 1929 108,4 529 118,9 305 148,8 очн.- заочн. 18 100,0 0 - - - заочное 1365 104,7 334 116,8 328 120,1 13. ЭТИ: всего 1093 112,7 293 123,6 140 71,4 очное 965 112,6 249 128,4 126 69,6 очн.- заочн. 128 105,8 44 102,3 14 93,3 заочное 0 - - - - - 14. БИТТУ: всего 1805 105,6 410 107,6 249 105,6 очное 1210 105,2 286 108,3 185 110,8 очн.- заочн. 595 106,3 124 106,0 64 92,8 заочное - - - - - - 15. СКИ: всего 309 109,6 90 113,9 57 - очное 309 109,6 90 113,9 57 - очн.- заочн. 0 - - - - - заочное 0 - - - - - 16. ПКИ: всего 310 171,9 119 116,7 - - очное 310 171,9 119 116,7 - - очн.- заочн. 0 - - - - - заочное 0 - - - - - 17. СФ: всего 59 - 59 - - - очное 59 - 59 - - - очн.- заочн. 0 - - - - - заочное 0 - - - - - ------------------------------------------------------------------ Данные в Табл. 8 характеризуют научно-педагогическую квалификацию профессорско-преподавательского персонала вузов Саратовской области на начало 1996/97 учебного года и косвенно научно-педагогический уровень образовательного процесса в вузах. Определяя в качестве критерия для оценки этого уровня число студентов, приходящихся на одного преподавателя вуза с ученой степенью доктора или кандидата наук, все вузы Саратовской области можно условно разделить на четыре группы: 1) СГМУ, СГУ; 2) ЭТИ, СГТУ, СГАВМБ, СГАУ; 3) СГЭА, ПАГС, СГСА, СГПИ, СГК; 4) БИТТУ, СГАП, БГПИ. Другим часто используемым показателем для оценки квалификации профессорско-преподавательского состава вуза является доля преподавателей, имеющих ученые степени, от их общего числа. Как видно из табл. 8, значения этого показателя для большинства вузов достаточно хорошо согласуются со значениями рассмотренного выше критерия. Таблица 8. ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ ПЕРСОНАЛ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА НАЧАЛО 1996/97 УЧЕБНОГО ГОДА --------+-----------------------------+---------+------------------ ¦ Основной (штатный) персонал ¦Среднее ¦Среднее --------+-----+-----------+-----------+число ¦число студентов на ¦Всего¦ Из общего ¦ Из общего ¦студентов¦одного преподава- ¦ ¦числа имеют¦числа имеют¦на одного¦теля с ученой ¦ ¦ ученую ¦ ученое ¦препода- ¦степенью ¦ ¦ степень ¦ звание ¦вателя +--------+--------- ¦ +-----+-----+-----+-----+ ¦доктора ¦кандидата ¦ ¦докт.¦канд.¦проф.¦доц. ¦ ¦ наук ¦ наук ¦ ¦наук ¦наук ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --------+-----+-----+-----+-----+-----+---------+--------+--------- 1. СГУ 816 119 424 100 344 7,9 54,2 15,2 2. СГТУ 798 59 482 56 383 10,8 146,0 17,9 3. СГМУ 779 98 485 96 181 5,0 39,7 8,0 4. СГАУ 423 21 197 44 135 9,3 187,1 20,0 5. СГСА 265 18 141 29 100 16,9 249,0 31,8 6. СГАВМБ 190 18 124 17 95 13,4 141,3 20,5 7. СГАП 279 26 124 30 85 22,2 237,7 49,8 8. СГЭА 266 28 142 23 114 16,7 158,4 31,2 9. ПАГС 111 8 61 10 54 17,5 242,8 31,8 10. СГК 140 1 23 15 53 5,1 714 31,0 11. СГПИ 383 12 191 10 143 13,7 436,2 27,4 12. БГПИ 184 3 67 3 44 18,0 1104 49,4 13. ЭТИ 125 11 78 11 67 8,7 99,4 14,0 14.БИТТУ 133 5 53 4 45 13,6 361,0 34,1 15. СКИ 50 1 32 3 30 6,2 309,0 9,7 16. ПКИ 45 0 18 1 16 6,9 - 17,2 17. СФ - - - - - - - - По всем учебным заведе- ниям 4987 428 2642 452 1889 - - - ------------------------------------------------------------------ В связи с тем, что в большинстве вузов Саратовской области доминирующей является очная форма обучения, в Табл. 9 представлены более детальные данные о студентах этой категории. Особый интерес представляет распределение вузов по доле студентов очной формы обучения, которые учатся по договорам с полным возмещением затрат на обучение. По этому показателю каждый вуз можно отнести к одному из следующих пяти разрядов, определяемых величиной этой доли: 1 разряд (от 30 до 100 процентов) - ПКИ, СКИ, БИТТУ; 2 разряд (от 20 до 30 процентов) - ПАГС, СГЭА; 3 разряд (от 10 до 20 процентов) - СГАП, СФ, СГПИ; 4 разряд (от 5 до 10 процентов) - БГПИ, ЭТИ, СГМУ, СГТУ; 5 разряд (от 0 до 5 процентов) - СГК, СГСА, СГУ, СГАВМБ, СГАУ; Таблица 9. ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА НАЧАЛО 1996/97 УЧЕБНОГО ГОДА -------------+-------+-----------+--------+----------------------- ¦Число ¦Из них ¦Среднее ¦Среднее число студентов ¦студен-¦учатся по ¦число ¦очной формы на одного ¦тов ¦договорам с¦студен- +-----+----+----+------- ¦очной ¦полным ¦тов ¦док- ¦кан-¦про-¦доцен- ¦формы ¦возмещением¦очной ¦тора ¦ди- ¦фес-¦та ¦на ¦затрат на ¦формы ¦наук ¦дата¦сора¦ ¦начало ¦обучение ¦на ¦ ¦наук¦ ¦ ¦1996/97+-----+-----+одного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учебно-¦Число¦ % ¦препода-¦ ¦ ¦ ¦ ¦го года¦ ¦ ¦вателя ¦ ¦ ¦ ¦ -------------+-------+-----+-----+--------+-----+----+----+------- 1. СГУ 4931 164 3,3 6,0 41,4 11,6 49,3 14,3 2. СГТУ 5441 301 5,5 6,8 92,2 11,3 97,2 14,2 3. СГМУ 3889 263 6,8 5,0 39,7 8,0 40,5 21,5 4. СГАУ 3111 - - 7,4 148,1 15,8 70,7 23,0 5. СГСА 2050 70 3,4 7,7 113,9 14,5 70,7 20,5 6. СГАВМБ 1987 7 0,35 10,5 110,4 16,0 116,9 20,9 7. СГАП 3521 628 17,8 12,6 135,4 28,4 117,4 41,4 8. СГЭА 2079 422 20,3 7,8 74,3 14,6 90,4 18,2 9. ПАГС 1095 314 28,7 9,9 136,9 17,9 109,5 20,3 10. СГК 606 22 3,6 4,3 606 26,3 40,4 11,4 11. СГПИ 2832 286 10,1 7,4 236 14,8 283,2 19,8 12. БГПИ 1929 153 7,9 10,5 643 28,8 643 43,8 13. ЭТИ 965 73 7,6 7,7 87,7 12,4 87,7 14,4 14. БИТТУ 1210 449 37,1 9,1 242 22,8 302,5 26,9 15. СКИ 309 132 42,7 6,2 309 9,7 103 10,3 16. ПКИ 310 310 100 6,9 - 17,2 310 19,4 17. СФ 59 9 15,3 - - - - - По всем учебным заведе- ниям 36324 3606 9,9 ------------------------------------------------------------------ Приведенные в Табл. 10 данные о конкурсе на вступительных экзаменах в некоторых высших учебных заведениях Саратовской области в определенной мере отражают как формирующиеся в стране в последнее время интересы населения к получению высшего образования по конкретным специальностям и направлениям, так и динамику этих интересов. Например, как видно из Табл. 10, если достаточно высокий в 1992 году интерес к получению высшего юридического образования в 1993 году значительно возрос, оставаясь последующие годы неизменно высоким, то весьма высокий в 1992 году интерес к получению высшего экономического образования в последующие годы уменьшался, пока не достиг некоторого устойчивого уровня. Интерес к получению высшего технического образования устойчиво падал, начиная с 1993 года, что, безусловно, связано с кризисным состоянием отечественной промышленности. Таблица 10. КОНКУРС НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ В НЕКОТОРЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (НА 100 МЕСТ ПОДАНО ЗАЯВЛЕНИЙ О ПРИЕМЕ) ----------------------------+-------+------+------+-----+--------- ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦1995 ¦1996 ----------------------------+-------+------+------+-----+--------- СГУ 220 160 194 187 210 СГТУ 250 270 190 190 180 СГАП 300 400 400 450 400 СГЭА 340 280 210 190 210 СГПИ - - - 170 190 БГПИ - - - 182 162 ------------------------------------------------------------------ Характер изменения уровня конкурса в Саратовский государственный университет в 1992-1996 годах позволяет сделать вывод о том, что осуществляемые в стране мероприятия по оптимизации организации, объемов и направлений научно - исследовательской деятельности и высшего образования, а также изменение принципов, механизмов и объемов финансирования из федерального бюджета этих видов деятельности имели, в частности, следствием возникновение в обществе искаженного представления о ценностях университетского образования, значения для личности и общества получения высшего образования по естественнонаучным и некоторым типичным для классических университетов гуманитарным специальностям, что, в конечном итоге, и послужило основной причиной уменьшения в 1993 году числа желающих поступить в Саратовский государственный университет. В следующие годы рост величины конкурса в СГУ свидетельствует о постепенном восстановлении в обществе понимания истинного значения университетского образования. Сравнивая данные, приведенные в таблицах 3 и 10, отметим, что конкурс в вузы Саратовской области, о которых содержатся данные в Табл. 10, в среднем выше конкурса в высшие учебные заведения Российской Федерации. Это, безусловно, свидетельствует о глубоком понимании значения высшего образования населением Саратовской области, а также планомерной результативной работе, проводимой вузами области и областными и муниципальными государственными органами по развитию и поддержке системы высшего образования Саратовской области. III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Высшее профессиональное образование 1. Мероприятия 2. Сроки исполнения Разработать дополнение к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Саратовской области о разграничении полномочий в области начального, среднего и высшего профессионального образования с целью отражения в данном Соглашении положений, содержащихся в Федеральных законах "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и "О науке и государственной научно-технической политике". IV кв. 1997 Разработать принципы организации системы государственно-общественного управления и самоуправления системой высшего образования Саратовской области. II кв. 1998 Разработать и внедрить в Министерстве образования автоматизированную базу данных для анализа деятельности областной системы высшего образования и науки. IV кв. 1999 Разработать принципы и механизмы практической реализации вертикальной и горизонтальной интеграции начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждений в областные университетские и академические системы. IV кв. 1997 Оценить научно-педагогический потенциал сотрудников высших учебных заведений Саратовской области на основе анализа основных данных о профессорско-преподавательском составе и научных работниках (наличие ученых степеней и званий, количество опубликованных научных и учебно-методических работ за период 1992-1996 гг. и вид публикаций, читаемые курсы лекций и лекционную учебную нагрузку в 1992-1996 гг.). IV кв. 1998 Определить потребность Саратовской области в специалистах с высшим образованием различных специальностей и уровней подготовки (бакалавров, дипломированных специалистов и магистров) с прогнозом динамики изменения потребностей на среднесрочный и долгосрочный периоды. II кв. 1998 Провести перестройку отраслевой сети учреждений высшего образования, расположенных на территории Саратовской области, в регионально-отраслевую систему высшего профессионального образования, способную готовить специалистов для всех жизненно важных сфер деятельности региона с учетом потребности промышленности и других сфер экономики. Предусмотреть при подготовке специалистов организацию стажировок в зарубежных фирмах. Проработать взаимосвязь с отраслевыми министерствами и ведомствами в части прохождения студентами и учащимися производственной практики, а также вопросы их трудоустройства. IV кв. 2000 В силу ограничения числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета развить: 1) обучение студентов в высших учебных заведениях области на договорной (платной) основе; 2) сеть муниципальных высших учебных заведений; 3) сеть негосударственных высших учебных заведений. IV кв. 2000 Создать межвузовский областной центр повышения квалификации и переподготовки специалистов научных учреждений промышленности и научно-технических подразделений промышленных предприятий Саратовской области. IV кв. 1999 Создать межвузовский центр повышения квалификации преподавателей высшей школы, средних специальных учебных заведений и колледжей на базе Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и ИПКРО по циклам дисциплин ЕН и ГСЭ государственных образовательных стандартов. IV кв. 1999 Образовать областной межвузовский научно-методический Совет по формированию нового содержания высшего образования в регионе и корректировке учебных планов и программ циклов дисциплин ЕН и ГСЭ государственных образовательных стандартов. II кв. 1998 Высшим учебным заведениям области расширить набор и повысить уровень образовательных услуг, предоставляемых на договорной основе: учащимся образовательных учреждений среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования; студентам высших учебных заведений; гражданам России и стран СНГ в рамках послевузовского профессионального образования. II кв. 1999 Образовать ассоциацию высших учебных заведений Саратовской области, при этой ассоциации создать межвузовский факультет новых информационных технологий, межвузовские кафедры по специальностям, представляющим особое значение для развития региона, и экспертный совет по рейтинговой оценке вузов. IV кв. 1999 Регулярно проводить областные научно-практические конференции по проблемам развития высшего и среднего профессионального образования в области. IV кв. Один раз в 2 года Разработать областную составляющую государственного образовательного стандарта; в первую очередь, по специальностям и направлениям гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин. В содержании областной составляющей ГОСов выразить специфику, потребности, интересы, культурные особенности национального состава населения области. Предусмотреть изучение национально-культурной специфики региона, сравнение культур этнических групп региона. В содержании областной составляющей ГОСов предусмотреть изучение не только русского и западноевропейского языков, но и языков этнических групп региона. II кв. 1998 В соответствии с содержанием областной составляющей ГОСов по гуманитарным и социально-экономическим направлениям и специальностям внести изменения в учебные планы, программы, лекционные курсы, в планы семинарских и практических занятий. III кв. 1998 Разработать и внедрить пакет программ рубежной аттестации для оценки усвоения базовых учебных программ и итоговой аттестации студентов различных специальностей применительно к требованиям ГОС; разработать систему оценки индивидуальных качеств студентов и показателей качества получаемого образования. II кв. 1999 Ежегодно проводить межвузовские олимпиады по математическим дисциплинам и дисциплинам циклов ЕН И ГСЭ государственных образовательных стандартов. II кв. ежегодно Развить систему дистанционного образования до уровня, обеспечивающего удовлетворение потребностей жителей Саратовской области в такой форме получения высшего образования. IV кв. 2005 Создать областной центр тестирования выпускников общеобразовательных школ для объективной оценки их знаний с позиций требований к поступающим в вузы; внедрить новейшие технологии в процедуры проведения тестирования и обработки результатов. IV кв. 2000 2. Научно-исследовательская деятельность Разработать перечень приоритетных направлений развития науки и техники в Саратовской области и перечень критических технологий областного уровня. I кв. 1998 Разработать перечень научно-технических проблем, первоочередное решение которых необходимо для развития экономики, социальной сферы и культуры Саратовской области. I кв. 1998 Разработать областную комплексную программу фундаментальных и прикладных научных исследований, проводимых, в частности, в интересах Саратовской области и финансируемых из областного бюджета. II кв. 1998 Разработать концепции региональной научно-технической политики, определяющие, в частности, принципы и практические механизмы преодоления разобщенности вузовской, академической и отраслевой науки, научных учреждений промышленности и оборонного комплекса, научно-технических подразделений промышленных предприятий области, а также формирование и укрепление областных центров науки и высшей школы во главе с ведущими вузами, развитие и упорядочение системы научно-исследовательских организаций и учреждений. II кв. 1998 Разработать и внедрить новые формы организации вузовской науки, адекватные рыночной экономике, провести соответствующие структурные преобразования научно-технической сферы высшей школы. II кв. 1999 Разработать комплекс мероприятий по сохранению высокого уровня научно-технического потенциала организаций, выпускающих продукцию оборонного назначения, а также организационной, экономической и социальной поддержке их научно-технических коллективов. II кв. 1998 Разработать и внедрить механизм, обеспечивающий повышение эффективности деятельности совета ректоров высших учебных заведений Саратовской области в качестве общественного органа, участвующего в координации научной деятельности в области. II кв. 1998 Разработать систему мер по развитию и стимулированию научно-технического творчества школьников и студентов. II кв. 1998 Ввести регулярное проведение областных конкурсов научно-технических и социальных проектов. Создать постоянные организационно-экономические условия реализации проектов, обеспечивающие развитие и интенсивное использование системы высшего образования и науки области для подъема экономики и решения социальных задач. I кв. 1998 Проработать вопрос создания при министерстве образования Саратовской области, на базе областных вузов, академических институтов и предприятий, имеющих высокий технический уровень, головного государственного производственного научно-учебного объединения по разработке и реализации наукоемких социальных и технологических решений, обладающих качественно новыми социальными свойствами и представляющих интерес не только для области, но и для других регионов России и развитых стран. II кв. 1998 Проработать вопрос придания Саратовской области статуса демонстрационной зоны федерального значения по отработке новой региональной модели развития системы высшего образования и науки. II кв. 1998 Провести Всероссийский научный форум молодых ученых и студентов, посвященный 90-летию Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. II кв. 1999 3. Материальное, техническое и информационное обеспечение образовательной и научной деятельности Создать центр информационного обеспечения образовательной и научной деятельности высших учебных заведений области, научно-исследовательских учреждений и организаций, научных учреждений промышленности и научно-технических подразделений промышленных предприятий области. IV кв. 1999 Создать центр обслуживания научно-технической деятельности вузов, научно-исследовательских учреждений и организаций, научных учреждений промышленности и научно-технических подразделений промышленных предприятий области для решений задач по стандартизации, метрологии, сертификации, патентно-лицензионной работе, коллективному использованию парка научных приборов. IV кв. 1999 Разработать и внедрить систему многоканального бюджетного и внебюджетного финансирования высших учебных заведений в соответствии с федеральной структурой содержания образования и запросами регионального рынка труда. IV кв. 1998 Разработать и утвердить положение, регламентирующее порядок финансовой поддержки из областного бюджета приоритетных направлений развития науки и технологий. IV кв. 1997 Разработать и внедрить систему финансирования научных исследований из областного бюджета на конкурсной основе по грантам Правительства Саратовской области. IV кв. 1998 Создать областной фонд поддержки научной деятельности и технологического развития для финансирования научно-технической деятельности, проводимой в интересах Саратовской области. IV кв. 1998 Разработать и внедрить методику определения объемов финансирования реализации областных компонентов государственных образовательных стандартов из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области. IV кв. 1998 Создать фонд развития высшего образования в Саратовской области на базе средств, полученных за счет средств, поступающих из внебюджетных источников финансирования. IV кв. 1998 Обеспечить доступ высших учебных заведений, научно - исследовательских учреждений и организаций, научных учреждений промышленности и научно-технических подразделений предприятий Саратовской области к глобальной компьютерной сети "ИНТЕРНЕТ" для обеспечения возможности использования в образовательной и научной деятельности международных баз данных и знаний. IV кв. 1999 Создать областной Центр, координирующий подготовку и издание преподавателями вузов учебников и учебных пособий по гуманитарным, социально-экономическим, математическим, естественнонаучным и другим дисциплинам. IV кв. 1998 Разработать областную программу поддержки научных школ, ведущих ученых и изобретателей. Учредить звание "Ученый года", "Изобретатель года", ежегодно присваиваемые премии Правительства Саратовской области за достижения в области науки и техники. II кв. 1998 4. Социальная сфера высшего образования и науки Разработать программу реализации статьи 30 (пункт 7) Федерального Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части обеспечения размера средних должностных окладов работников высших учебных заведений на основе расширения подготовки специалистов на договорной основе и повышения качества и расширения номенклатуры платных образовательных услуг. II кв. 1998 Разработать положение об обеспечении жилой площадью научно-педагогических работников высших учебных заведений и механизм его практической реализации на длительные сроки для строительства или приобретения жилой площади. II кв. 1998 Учредить для поощрения и поддержки талантливых студентов высших учебных заведений Саратовской области тысячу губернаторских стипендий. IV кв. 1997 Разработать программу по обеспечению бытовых условий проживания в студенческих общежитиях, соответствующих общепринятым санитарно-гигиеническим, бытовым и культурным нормам. II кв. 1998 Разработать программу обеспечения преподавателей и студентов в учебных корпусах и общежитиях качественным питанием, включающую расширение сети столовых, буфетов, пунктов продажи горячих напитков, расширение ассортимента реализуемых изделий, повышение уровня и культуры обслуживания. I кв. 1998 Повысить уровень медицинского обслуживания студентов и сотрудников высших учебных заведений, обратив особое внимание на профилактику кожно-венерических заболеваний, лечение капельных инфекций, организацию стоматологических кабинетов. IV кв. 1999 Обеспечить восстановление здоровья и организацию отдыха студентов и сотрудников высших учебных заведений, в частности, обеспечив работу существующих оздоровительных и спортивных лагерей вузов на должном бытовом и культурном уровне, а также обеспечить удовлетворение потребностей студентов и сотрудников в необходимом лечении в санаториях и домах отдыха. IV кв. 1999 5. Культура и нравственное воспитание Разработать программу сохранения и приумножения культурных и духовных ценностей, этнокультурной самобытности области, включающей создание научной базы для осуществления этнографических исследований, изучения истории и культуры народов, населяющих Саратовскую область, сбор и сохранение фольклора, возрождение национальных традиций, праздников и обрядов, организацию коллективов художественной самодеятельности, пропагандирующих национальную культуру и искусство. II кв. 1999 Разработать областную программу развития библиотек высших учебных заведений, направленную на повышение значения библиотек в образовательной и научной деятельности вузов, сохранение и развитие библиотечных фондов. II кв. 1998 Разработать программу создания и развития при высших учебных заведениях музеев, экспозиции которых могут быть направлены как на отражение истории и процесса развития вуза, так и отражение образовательной и научной деятельности в конкретных областях и направлениях (биология, медицина, археология, геология, география, краеведение, экология, техника и т.д.). IV кв. 1998 Ввести в состав социально-экономического и гуманитарного цикла дисциплин ГОС в качестве обязательных дисциплины художественно-эстетической направленности: мировая художественная культура (литература, живопись, скульптура, музыка, архитектура), русский язык и культура речи, отечественная культура: с древнейших времен до наших дней. II кв. 1999 В состав социально-экономического и гуманитарного цикла дисциплин ГОС ввести в качестве обязательных дисциплины: этика семейных отношений, культура поведения, человек и живая природа. II кв. 1999 Разработать региональную программу существенного повышения уровня изучения русского языка в высших учебных заведениях Саратовской области. II кв. 1998 Содействовать открытию в Саратове театрального института на базе театрального факультета Саратовской государственной консерватории. IV кв. 1998 Ежегодно проводить областной смотр-конкурс кружков и коллективов самодеятельного художественного творчества при высших учебных заведениях. IV кв. Ежегодно Разработать комплексный план выступлений студенческих творческих коллективов перед населением (особенно в сельской местности) и в учреждениях социальной защиты и поддержки населения. II кв. 1998 Регулярно проводить смотры-конкурсы художественно-эстетического оформления учебных корпусов, общежитий и территорий высших учебных заведений. II кв. Один раз в 2 года Разработать программу нравственно-полового воспитания студенческой молодежи. I кв. 1998 Регулярно проводить областные научно-практические конференции по теме "Студенчество - глазами социологов". IV кв. Один раз в 2 года Осуществить программу включения библиотек высших учебных заведений в региональную библиотечную компьютерную сеть для формирования единой системы каталогизации, обеспечения взаимного доступа к информационным ресурсам. I кв. 2000 Предусмотреть бесплатное обеспечение студентов учебниками и учебными пособиями нового поколения, увеличив соответственно потребностям книгофонд библиотек. III кв. 2000 Разработать программу международного и межнационального культурного сотрудничества, развития международных связей и обменов. I кв. 2000 Предусмотреть при проведении мероприятий в сфере физической культуры и спорта, а также оздоровления студенчества и научных кадров, активизацию деятельности ассоциации студенческого спорта "Буревестник" и создание единого оздоровительного пространства с учетом интересов всех учреждений высшего профессионального образования, имеющих кафедры физического воспитания. I кв. 1999 IV. МИНИСТЕРСТВА И ВЕДОМСТВА ОБЛАСТИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ В выполнении программы участвуют следующие министерства и ведомства области: министерство образования, министерство экономики и инвестиционной политики, министерство финансов, министерство промышленности, министерство сельского хозяйства, министерство труда и социального развития, министерство здравоохранения, министерство культуры, министерство по делам молодежи, спорта и туризму, комитет по международным отношениям и внешнеэкономическим связям. Приложение N 2 к Постановлению Правительства Саратовской области от 6 октября 1997 г. N 66-П СОСТАВ КОМИССИИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2000 ГОДЫ Марон В.М. - первый заместитель Председателя Правительства, министр здравоохранения области, председатель комиссии; Шевашкевич Г.М. - министр образования области, заместитель председателя комиссии. Члены комиссии: Степанов А.А. - заместитель Председателя Правительства, министр экономики и инвестиционной политики области; Большеданов П.В. - заместитель Председателя Правительства, министр финансов области; Крюков Н.П. - министр труда и социального развития области; Мельников В.Ф. - первый заместитель министра промышленности области; Ратачков А.С. - первый заместитель министра сельского хозяйства области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|