Расширенный поиск
Постановление Правительства Саратовской области от 26.10.1998 № 81-ПУтратилo силу - Постановление Правительства Саратовской области от 01.04.2004 г. N 81-П ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26.10.98 N 81-П г.Саратов Об областной программе на 1998-2010 годы "Минеральные воды Саратовской области" В целях наиболее полного использования минеральных ресурсов Саратовской области, обеспечения населения высококачественными, экологически чистыми минеральными питьевыми и бальнеологическими водами, стимулирования местных товаропроизводителей Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую областную программу на 1998-2010 годы "Минеральные воды Саратовской области". 2. Информационно-аналитическому управлению при Правительстве области (Фомин О.Н.) обеспечить пропаганду потребления местных минеральных вод в средствах массовой информации в течение всего периода реализации Программы. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Дурнова А.В. Губернатор, Председатель Правительства области Д.Ф.Аяцков ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА на 1998-2010 годы "МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" СОДЕРЖАНИЕ Паспорт: 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом (введение). 2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации. 3. Система программных мероприятий. 3.1. Увеличение добычи и производства минеральных вод Саратовской области. 3.2. Реализация минеральных питьевых лечебно-столовых вод через торговую сеть. З.З. Реализация минеральных питьевых лечебно-столовых и увеличение использования бальнеологических вод через систему лечебно-профилактических учреждений. 3.4. Изучение и оценка ресурсов минеральных вод Саратовской области для прироста запасов. 4. Ресурсное обеспечение Программы. 4.1. Финансовое обеспечение. 4.2. Mатериально-технические pecуpcы. 5. Механизм реализации Программы. 6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации. 7. Оценка эффективности, социально-экономических последствий реализации Программы. Список приложений: 1. Характеристика месторождений минеральных вод Саратовской области. 2. Объем добычи минеральных вод месторождений Саратовской области на первом, втором, и третьем этапах. 3. Перечень мероприятий и затрат по увеличению добычи минеральных вод месторождений Саратовской области. 4. Механизм реализации по увеличению использования минеральных вод через систему лечебно-профилактических мероприятий. 5. Перечень мероприятий и затрат по мониторингу, разведке и доразведке месторождений минеральных вод Саратовской области. 6. Прогноз увеличения поступлений ресурсных платежей в результате реализации областной программы "Минеральные воды Саратовской области. 7. Потребность в финансовых ресурсах по этапам реализации Программы. 8. Экономическая эффективность увеличения добычи, производства и реализации минеральных лечебно-столовых вод. 9. Бюджетная эффективность увеличения добычи, производства и реализации минеральных лечебно-столовых вод. 10. Капитальные вложения и их источники при увеличении добычи, производства н реализации минеральных лечебно-столовых вод. 11. Экономическая эффективность увеличения добычи и использования минеральных бальнеологических вод. 12. Динамика добычи и производства минеральных лечебно-столовых вод по области. 13. Показатели потребления минеральных питьевых лечебно-столовых вод в литрах на человека в год. 14. Карта распространения минеральных вод в Саратовской области. В разработке областной программы "Минеральные воды Саратовской облает" (далее - Программа) принимали участие: Константинов В.Д., Еремин В.Н" Чекалев 0.10., Хрулев М.Ю., Гаврилов С.В., Тимохина С.К., Морозов В.Ю., Шуваткин К.Н., Летвинов И.А., Манаенков B.C., Лшювенко И.В., Солдаткяиа О.В., Хохлова Т.М., Феношенкова Е.10., Якунин И.В., Беляев А.Г., Воробьев Н.Ю., Трофимов В.А., Кузьмин В.П., Лобода М.И., Мамонов В.Н., Невзоров Н.В., Трашеиок Ю.П., Украинцев С.М., Данчук С.А. Программа разработана министерством нефти, газа и недропользования Саратовской области при участии министерства здравоохранения Саратовской области, министерства торговли Саратовской области, комитета природных ресурсов по Саратовской области, с учетом предложений министерства труда и социального развития Саратовской области. Саратовского центра стандартизации метрологии и сертификации, санатория "Светлана", ОАО "Горпищекомбинат "Балашовский", Балашовского ТОО "Сельхозтехника", курорта им. Чапаева, ОАО "Райпищекомбинат "Ершовский", филиала Балашовский ОАО "Ликсар", центра медицинской реабилитации г. Балаково, фермерского хозяйства "Виктория-2" г. Энгельса, поликлиники управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Саратовской области, АОЗТ "Саратовпромпроект". При разработке Программы учитывался анализ существующего положения по добыче, реализации и использованию минеральных вод месторождений Саратовской области и необходимость решения программным методом вопроса насыщения потребительского рынка области местными минеральными водами. ПАСПОРТ 1. Наименование Программы: "Минеральные воды Саратовской области" 2. Государственный заказчик: Правительство Саратовской области 3. Разработчики Программы: Министерство нефти, газа и недропользования Саратовской области, министерство торговли Саратовской области, министерство здравоохранения Саратовской области, комитет природных ресурсов но Саратовской области 4.Цели Программы: Освоение минерально-сырьевой базы Саратовской области, вовлечение минеральных ресурсов в хозяйственный оборот, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, повышение занятости населения, оздоровление населения Саратовской области за счет местной санаторно-курортной базы. 5.Задачи Программы: Для достижения целей в Программе предусматривается: увеличение добычи, розлива, реализации и использования минеральных вод на действующих месторождениях; увеличение добычи, розлива, реализации и использования минеральных вод за счет ввода в эксплуатацию законсервированных месторождений; увеличение реализации местных минеральных вод через магазины, оптовые склады, аптеки; вывод местных минеральных вод на российский и мировой рынки; привлечение отдыхающих из других регионов на местные курорты; защита интересов предприятий, добывающих и разливающих местную минеральную воду; создание новых рабочих мест за счет увеличения объема производства минеральных вод; регулярное информирование населения через средства массовой информации и сеть лечебно-профилактических учреждений об эффективности использования местных минеральных вод; поиск новых месторождений минеральных вод; изучение и оценка ресурсов минеральных вод Саратовской области для прироста запасов 6.Сроки и этапы реализации Программы: I этап - 1999-2000 год; II этап - 2001-2002 год; III этап - 2003-2010 гол 7.Перечень мероприятий: реконструкция водозаборных сооружений, разливочных линий, лечебных корпусов; приобретение и установка новых линий по разливу минеральной питьевой воды; строительство новых лечебных корпусов; включение в план геологоразведочных работ анализ самоизливающихся скважин и водопроявлений повышенной минерализации на территории Саратовской области; выделение перспективных участков под разведочные работы для оценки запасов на новых месторождениях; монигоринг подземных вод на месторождениях минеральных вод; обустройство санитарных зон m водозаборах; организация реклам через средства массовой информации и лечебно-профилактические учреждения об эффективности использования местных минеральных вод. 8.Исполнтели Программы: министерство нефти, газа и недропользования Саратовской области, министерство здравоохранения Саратовской области, министерство торговли Саратовской области, комитет природных ресурсов по Саратовской области, предприятия, добывающие, разливающие и использующие минеральные воды. 9. Объемы и источники финансирования: областной бюджет и внебюджетные средства 10. Ожидаемые конечные результаты: В результате реализации Программы будет достигнуто: увеличение добычи, розлива и реализации местных минеральных питьевых вод с 0,3 бутылки на 1 жителя области до 70 бутылок в год; увеличение добычи и использования минеральных бальнеологических вод с 22770 тонн в год до 1300000 тонн; увеличение занятости населения на 210 рабочих мест; увеличение ресурсных платежей и пользование недрами и на воспроизводство минерально - сырьевой базы до 30228 тыс. рублей; увеличение объемов всех видов налоговых платежей от увеличения объемов производства и реализации до 118844 тыс. рублей в год; оздоровление населения области. 11.Организация контроля за исполнением Программы: министерство нефти, газа и недропользования Саратовской области 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ (ВВЕДЕНИЕ) В системе экономического возрождения Саратовской области особое место отводится областным программам, связывающим разнопрофильные предприятия области в единый производственный цикл. В реализации настоящей Программы будут задействованы предприятия добывающие и разливающие минеральные воды, торгующие организации, лечебно-профилактические учреждения, предприятия по производству евробутылок, а также организации, выполняющие геологоразведочные работы Программа направлена не только на повышение экономических показателей (увеличение платежей в бюджеты, аккумуляция собственных и привлечение денежных средств из других регионов), но и достижение социального эффекта - оздоровления населения области. Программа разработана на основании фондовых геологических материалов, информации, представленной министерством торговли Саратовской области, министерством здравоохранения Саратовской области, комитетом природных ресурсов по Саратовской области, при участии предприятий, добывающих и использующих минеральные воды, в соответствии с требованиями "Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1995 года N 594 и постановления Губернатора Саратовской области от 14 июля 1998 года N 418 "О разработке областных программ". Основополагающими документами, используемыми при работе над Программой "Минеральные воды Саратовской области" являлись: 1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ "Порядок во власти - порядок в стране". 2. Послание Губернатора Саратовской области Д.Ф.Аяцкова жителям Саратовской области "Диктатура закона - во имя достойной жизни". 3. Законы: Федеральный Закон от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах"; Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 года N 167-ФЗ; Закон Российской Федерации от 30 декабря 1995 года N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы". 4. Нормативные правовые акты: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 года N 597 "О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений"; Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1992 года N 828 "Положение о порядке и условиях взимания платежей на право пользования недрами, акваторией и участками морского дна". Минеральные воды, оказывающие на организм человека профилактическое и лечебное воздействие, имеют большое значение в развитии санитарно-курортных и оздоровительных учреждений на территории Саратовской области. Проблема обеспечения населения местными минеральными водами особенно актуальна сейчас, когда лечение в санитарно-оздоровительных учреждениях за пределами области недоступно для основной массы населения. Употребление природной минеральной воды во всем мире ежегодно увеличивается. Европейская статистика показывает, что лидируют в потреблении минеральной воды итальянцы, выпивающие 136 литров в год, и французы - 112 литров. Немцы занимают третье место - 95 литров, на четвёртом, испанцы - 77 литров, па пятом португальцы - 51 литр, на шестом греки - 36 литров, на седьмом англичане -11 литров. Российские жители довольствуются всего двумя литрами минеральной воды отечественного производства в год, а ведь это дневная норма потребления жидкости для человека. В Саратовской области потребление минеральной воды составляет 0,75 литра, а потребление местной минеральной воды на одного жителя области 0,14 литра в год. В послании Губернатора жителям Саратовской области "Диктатура закона - во имя достойной жизни" поставлены задачи по увеличению производства важнейших видов продукции на территории области. Экологически чистая природная минеральная вода имеет непосредственное отношение к этой продукции. Важнее воды ничего нет, но, к сожалению, ей уделяется очень мало внимания. Освоение минерально-сырьевой базы области, вовлечение минеральных ресурсов в хозяйственный оборот - основная задача настоящей Программы. Саратовская область богата минеральными ресурсами, в том числе и природной минеральной водой. На сегодняшний день в Саратовской области есть возможность добывать 95 тыс. куб. м в год питьевых минеральных лечебно-столовых вод, что составляет 34 литра (68 полулитров) на каждого жителя области. На территории Саратовской области разведано 13 месторождений минеральных вод, 10 из них подготовлены к промышленному освоению, по ним утверждены эксплуатационные запасы в количестве 2,0691 тыс. куб. м/сут. Из числа вышеуказанных месторождений на 6 (Балашовском-1, Балашовском-2, Девичьегорском, Ершовском, Репнинском и Грязнухинском) разведаны минеральные питьевые лечебно-столовые воды с общими эксплуатационными запасами 0,359 тыс. куб. м/сут, или 950 тыс. куб. м/год. Добыча, розлив и реализация минеральных вод осуществляются только на трёх месторождениях (Балашовском-1, Ершовском, Девичьегорском). По проведённому анализу и сведениям министерства торговли Саратовской области выяснено, что в 1997 году: объём добытой, розлитой и реализованной минеральной воды на месторождениях Балашовское-1, Ершовское и Девичьегорское составил 770 тыс. полулитров (387 куб. м/год), выручка от её реализации 1619 тыс. рублей; объём ввезённой из других регионов и реализованной в Саратовской области минеральной воды составил 3968 тыс. полулитров (1984 куб. м/год), выручка от её реализации 8332 тыс. рублей; суммарное количество добытой в Саратовской области и ввезённой минеральной воды, реализованное через торговую сеть, составило 4738 тыс. полулитров (2371 куб. м/год); объём добытой в Саратовской области минеральной воды в 5,1 раза меньше привезённой из других регионов; объём минеральной воды, добытой на Балашовском-1, Ершовском и Девичьегорском месторождениях, составляет 1,7 % от утверждённых на этих месторождениях эксплуатационных запасов; суммарное количество добытой и ввезённой минеральной воды составляет 10 % от возможной добычи только на трёх действующих на сегодняшний день месторождениях. В 1998 году планируется увеличение добычи, розлива и реализации минеральных вод за счёт ввода в эксплуатацию ещё двух месторождений: Балашовского-2 и Репнинского. Планируемая добыча минеральных вод в 1998 году по 5 месторождениям составит 0,6 тыс. куб. м (1200 тыс. полулитров). Минеральная вода местных месторождений разнообразна по химическому составу и вкусовым качествам: от слабосолоноватых с минерализацией 1,5 г/куб. дм (Репнинская) и 2,5 - 3,0 г/куб. дм (Балашовская-1, Саратовская) без специфических компонентов до среднеминерализованной с минерализацией 7-8 г/куб. дм (Светлановская, Балашовская-2) с повышенным содержанием брома; показа на для лечения хронических гастритов, колитов, не осложнённой язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических заболеваний печени и болезней обмена веществ. На пяти месторождениях (Соколовогорском, Балаковском, Чапаевском, Девичьегорском, Шумейском) разведаны минеральные бальнеологические воды с общими эксплуатационными запасами 1,71 тыс. куб. м/сут, в том числе подготовленными к промышленному освоению 1,17 тыс. куб. м/сут. В настоящее время эксплуатируются Соколовогорское, Чапаевское и Девичьегорское месторождения. В 1997 году на месторождениях добывалось и использовалось не более 15 куб. м/сут (3,7 тыс. куб. м/год), что составляет около 3-5 % от реальной возможности добычи минеральных вод на этих месторождениях. По химическому составу бальнеологические воды хлоридные, натриевые, сероводородные, бромные, боросодержащие с минерализацией 19,5 - 33,0 г/куб. дм, показаны для наружного применения в виде ванн при лечении болезней опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, нервной систем, гинекологических, кожных и других заболеваний. Кроме месторождений, подготовленных к промышленному освоению с утверждёнными запасами, на месторождениях Октябрьское, Черемшанское, Балашовское-Пады были апробированы запасы минеральных лечебно-столовых и бальнеологических вод. Общее количество запасов по этим трём месторождениям составляет 2,556 тыс. куб. м/сут. Разведаны месторождения были в 1979-1981 году. После этого никаких работ на них не проводилось. Для утверждения запасов по промышленным категориям необходима доразведка месторождений. Саратовская область обладает достаточно большими эксплуатационными запасами природных минеральных питьевых и бальнеологических вод, способными полностью удовлетворить потребность в них населения Саратовской области. Однако в области сложилась парадоксальная ситуация: при наличии больших запасов и высокой потребности населения в природных минеральных водах, налицо практически полное отсутствие местной питьевой лечебно-столовой воды в продаже и низкое использование бальнеологических вод на курортах области. Основными причинами сложившейся ситуации, как показывает анализ существующего состояния, являются: практически полное отсутствие на потребительском рынке области саратовских минеральных вод; недостаточная информированность населения области о наличии, качественном составе, бальнеологических свойствах местных минеральных вод; проблема обеспечения разливающих предприятий тарой; отсутствие на предприятиях маркетинговой службы; ограничение мощности на предприятиях, эксплуатирующих месторождения, существующих линий по розливу воды; отсутствие рекламы местных минеральных вод в средствах массовой ин формации; отсутствие инвестиций в развитие существующего и открытие нового производства; высокая себестоимость лечения в бальнеологических учреждениях. До настоящего времени в области нет скоординированного по срокам, исполнителям и ресурсам плана действий различных министерств и ведомств, который позволит исправить данную ситуацию. Увеличение добычи минеральных вод невозможно без решения вопроса увеличения их реализации через торговые предприятия и увеличение использования бальнеологических вод для оздоровления населения на местных санаторно-курортных учреждениях. Увеличение реализации и использования, в свою очередь, невозможно без рекламы и просветительской работы среди населения. Для решения вопроса насыщения потребительского рынка области местными минеральными водами, рационального использования бальнеологических вод необходимо объединить усилия министерства торговли Саратовской области, министерства здравоохранения Саратовской области, министерства нефти и газа и недропользования Саратовской области, комитета природных ресурсов по Саратовской области, управления курортами федерации профсоюзных организаций Саратовской области, добывающих предприятий, организаций торговли и средств массовой информации, путём разработки комплексной программы действий. Увеличение добычи минеральных питьевых и бальнеологических вод повлечёт за собой увеличение бюджетных платежей, уменьшится переток средств в другие регионы на закупку минеральной питьевой воды, появится возможность привлечения средств из других регионов за счёт вывоза местной минеральной питьевой воды за пределы Саратовской области и привлечения населения близлежащих регионов в санатории Саратовской области. А это, в свою очередь, обеспечит организацию новых рабочих мест, улучшит материально-техническое состояние добывающих предприятий. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ Основными целями Программы "Минеральные воды Саратовской области" являются: освоение минерально-сырьевой базы области, вовлечение минеральных ресурсов в хозяйственный оборот; оздоровление населения Саратовской области за счёт применения местной минеральной воды и использования местной санаторно-курортной базы; увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и повышение занятости населения. Для достижения намеченных целей необходимо решение конкретных задач: увеличение добычи, розлива и использования минеральных вод на действующих месторождениях; увеличение добычи, розлива и использования минеральных вод за счёт ввода в эксплуатацию законсервированных месторождений; проведение широкой рекламной кампании в средствах массовой информации; увеличение реализации местных минеральных вод через магазины, оптовые склады, аптеки; вывод местных минеральных вод на российский и мировой рынки; привлечение отдыхающих из других регионов на курорты Саратовской области; защита интересов предприятий, добывающих и разливающих местные минеральные воды; создание новых рабочих мест за счёт увеличения объёма производства и реализации минеральных вод; усиление разъяснительной работы органами здравоохранения городов и муниципальных образований области по использованию местной минеральной воды; регулярное информирование населения области медицинским персоналом лечебных учреждений о показаниях к применению и эффективности местных минеральных вод; использование средств массовой информации для популяризации минеральных вод Саратовской области как на территории области, так и за её пределами; изучение и оценка ресурсов минеральных вод Саратовской области для прироста эксплуатационных запасов минеральных вод; увеличение добычи и расширение ассортимента минеральных вод за счёт поиска новых месторождений минеральных вод; Для выполнения задач Программы предусмотрено поэтапное (в 3 этапа) осуществление мероприятий по обеспечению населения области местными минеральными питьевыми лечебно-столовыми и бальнеологическими водами (приложение 2). I этап (1999-2000 годы) На этом этапе предприятия, действующие на базе месторождений питьевых минеральных вод - Балашовское-1, Девичьегорское, Ершовское, увеличивают добычу и розлив минеральных вод до технически возможных объёмов (без дополнительных капитальных вложений в производство). Служит этапом накопления средств для последующего развития производства. Объёмы производства питьевых минеральных вод на I этапе планируется увеличить в 3 раза по сравнению с 1997 годом. Это позволит достичь 1 января 2001 года производительности 2 млн. полулитров в год, что соответствует 0,8 полулитра на одного жителя области. На месторождениях бальнеологических вод - Девичьегорском. Соколовогогорском, Чапаевском планируется увеличить добычу минеральных бальнеологических вод до объёмов, позволяющих использовать лечебные корпуса на 100 % загруженности. Общий объём использования бальнеологических вод увеличивается в 10 раз по сравнению с 1997 годом и составит к 2001 году 49 тыс. куб. м, что обеспечит облечивание 24 тыс. человек в год. II этап (2001-2002 годы) На этом этапе увеличение добычи минеральных питьевых вод и расширение ассортимента предполагается за счёт ввода в эксплуатацию Балашовского-2, Грязнухинского и Репнинского месторождений минеральных вод и выхода на технически возможную производительность разливающих линий на ОАО "Горпищекомбинат "Балашовский" и Балашовском ТОО "Сельхозтехника", минеральную воду "Заволжская" Грязнухинского месторождения планируется разливать на существующих, но незагруженных линиях пищевых производств городов Саратова и Энгельса (ОАО "Родник", ОАО "Горпищекомбинат "Энгельсский" и других). Объёмы производства питьевых минеральных вод на II этапе планируется увеличить в 8,5 раза относительно I этапа. Это позволит разливать в 2002 году 20 млн. полулитров, что соответствует 7,6 полулитрам местной минеральной воды на одного жителя области в год. Увеличение добычи бальнеологических вод предполагается за счёт ввода в эксплуатацию Балаковского и Шумейского месторождений. Общий объём испытания бальнеологических вод планируется увеличить на 12 тыс. куб. м и в 2002 году он должен составить 61 тыс. куб. м, что позволит облечить 30 тыс. человек на базе существующих санаторно-курортных учреждений. Ill этап (2003-2010 годы) На этом этапе увеличение добычи и розлива минеральных питьевых лечебно-столовых вод планируется за счёт технического перевооружения производства с заменой устаревшего малопроизводительного оборудования на новое высокопроизводительное с объёмом розлива, приближающимся к объёму утверждённых эксплуатационных запасов. Объём производства питьевых минеральных вод на III этапе планируется увеличить в 8 раз относительно II этапа. Это позволит разливать в 2010 году 190 млн. полулитров, что соответствует 70 полулитрам минеральной воды на одного жителя области в год. Увеличение добычи бальнеологических вод до объёмов, приближающихся к объёму утверждённых запасов, зависит от развития санаторно-курортных учреждений. Общий объём использования бальнеологических вод планируется увеличить до 453 тыс. куб. м в год за счёт строительства и ввода в эксплуатацию новых лечебных корпусов, это позволит обслуживать до 226 тыс. человек в год. Сроки реализации II и III этапов Программы целиком зависят от финансового обеспечения и могут корректироваться. 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Для выполнения целей Программы "Минеральные воды Саратовской области" намечается целостная взаимоувязанная система мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. В составе Программы выделяются четыре подпрограммы: увеличение добычи и производства минеральной воды; реализация минеральных пищевых лечебно-столовых вод через торговую сеть; реализация минеральных питьевых лечебно-столовых и увеличение использования бальнеологических вод через систему лечебно-профилактических учреждений; изучение и оценка ресурсов минеральных вод Саратовский области для прироста запасов. 3.1. Увеличение добычи и производства минеральных вод Саратовской области Программная цель - освоение минерально-сырьевой базы области, вовлечение минеральных ресурсов в хозяйственный оборот достигается путём полного освоения эксплуатационных запасов разведанных месторождений, разведки и освоения новых месторождений минеральных вод для увеличения ассортимента и максимального приближения к потребителю. Максимальные объёмы добычи, производства и использования определяются рыночным спросом на данный товар и услуги. Программой предусматривается в 2010 году приблизиться к среднеевропейскому уровню потребления минеральной воды - 70 полулитров в год на каждого жителя Саратовской области. Дальнейшее увеличение объёмов добычи и производства определяется конкретной ситуацией по развитию спроса, реализации и экономической целесообразностью. Первый этап реализации комплекса мероприятий Программы самый важный, так как на этом этапе закладывается механизм дальнейшего развития. На первом этапе увеличение добычи минеральных питьевых вод происходит за счёт использования имеющегося технического потенциала предприятий, разливающих местные минеральные воды ("Балашовского" филиала ОАО "Ликсар", АООТ "Пищекомбината ("Ершовский", санатория "Светлана"). Увеличение добычи минеральных бальнеологических вод планируется за счёт 100 %-ного использования лечебных корпусов санатория "Светлана", курорта им. Чапаева, поликлиники управления федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Саратовской области. Для реализации первого этапа не требуется дополнительных капитальных вложений в производство. Необходима организация рекламы местных минеральных питьевых лечебно-столовых вод "Светлановская", "Саратовская", "Балашовская" и бальнеологических вод Девичьегорского, Соколовогорского, Чапаевского месторождений в средствах массовой информации, рекомендации врачей по применению местных минеральных питьевых и бальнеологических, вод, проведение просветительской работы среди населения о пользе местных минеральных вод, размещение рекламных плакатов и проспектов в магазинах, установка щитовой рекламы в местах массового скопления людей. Общие затраты предприятий по обеспечению планируемых объёмов складываются из текущих оборотных затрат. Учитывая сравнительно короткий срок реализации лечебно-столовых минеральных вод (в расчёте принят один месяц), общий объём текущих оборачиваемых средств для всех предприятий определён в размере 2356 тыс. руб. Финансовое обеспечение роста производства осуществляется за счёт собственных средств предприятий при условии гарантий реализации продукции со стороны торговых и медицинских учреждений. На втором этапе предусматривается ввод в эксплуатацию месторождений Балашовское-2, Грязнухинское, Репнинское, Балаковское, Шумейское с утверждёнными запасами, но до настоящего времени не разрабатываемыми. ОАО "Горпищекомбинат "Балашовский" начинает добывать и разливать минеральные питьевые лечебно-столовые воды после реконструкции водозаборного сооружения и подключения его к разливочной линии. К 2002 году объём добычи должен соответствовать максимальным техническим возможностям разливающей линии. Балашовское ТОО "Сельхозтехника" начинает добывать и разливать минеральную питьевую лечебно-столовую воду "Репнинская" после проведения работ по реконструкции производства в соответствии с требованиями строительных и санитарно-гигиенических нормативов. К 2002 году объём добычи должен соответствовать максимальным техническим возможностям разливающей линии. Розлив минеральной воды "Заволжская" Грязнухинского месторождения предполагается за счёт использования существующих, но не загруженных, разливочных линий пищевых производств городов Саратова и Энгельса (ОАО "Родник", ОАО "Горпищекомбинат "Энгельсский" и других). К 2002 году объём добычи минеральных вод Грязнухинского месторождения предполагается довести до 10 % от эксплуатационных запасов. Балаковское месторождение минеральных бальнеологических вод вводится в эксплуатацию центром медицинской реабилитации города Балаково после завершения работ по подаче бальнеологической воды в лечебный корпус; при полной загруженности центра объём добычи минеральных вод составит 2021 куб. м/год. Шумейское месторождение минеральных бальнеологических вод вводится в эксплуатацию после завершения реконструкции лечебного корпуса и открытия центра медицинской реабилитации военнослужащих пострадавших в вооруженных конфликтах; при полной загруженности центра добыча минеральных бальнеологических вод составит 12 000 куб. м в год. Затраты на увеличение добычи минеральных вод на каждом конкретном месторождении приведены в приложении 3. Для реализации минеральных питьевых лечебно-столовых и рационального использования бальнеологических вод необходима организация рекламы не только в пределах Саратовской области, но и в других регионах, для вывода местных минеральных вод на российский рынок. На третьем этапе увеличение добычи и розлива минеральных питьевых лечебно-столовых вод планируется за счёт технического перевооружения производства на Балашовском филиале ОАО "Ликсар", ОАО "Горпищекомбинат "Балашовский", ОАО "Райпищекомбинат "Ершовский", санатории "Светлана", Балашовском ТОО "Сельхозтехника". Перевооружение подразумевает замену устаревшего малопроизводительного оборудования на новое высокопроизводительное с объёмом розлива, приближающимся к объёму утверждённых запасов. Кроме этого возможно использование свободных площадей и незагруженного оборудования по розливу на пищевых предприятиях области. Увеличение добычи бальнеологических вод до объёмов, приближающихся к объёму утверждённых запасов, предполагается за счёт строительства новых лечебных корпусов в санатории "Светлана", курорте им. Чапаева, центре медицинской реабилитации города Балакова, поликлинике управления федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Саратовской области, центре медицинской реабилитации военнослужащих, пострадавших в вооружённых конфликтах (Шумейское месторождение), а также организации лечебных кабинетов по использованию бальнеологических вод и иловых грязей в лечебно-профилактических учреждениях каждого района области. Для реализации третьего этапа необходимы капитальные вложения в строительство новых лечебных корпусов, оборудование и переоборудование лечебных кабинетов по использованию бальнеологических вод и иловых грязей, организацию широкой рекламы для вывода минеральных вод на российский и мировой рынки и привлечения отдыхающих из других регионов на курорты Саратовской области. 3.2. Реализация минеральных питьевых лечебно-столовых вод через торговую сеть В настоящее время добываемую в Саратовской области минеральную воду разливают несколько предприятий: филиал "Балашовский" ОАО "Ликсар"; ОАО "Райпищекомбинат" "Ершовский"; ОАО "Родник", г.Саратов; АО "Горпищекомбинат "Энгельсский"; санаторий "Светлана". Выпускаемая предприятиями минеральная вода соответствует требованиям ГОСТ 13273-88 "Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые". Объём производства местной минеральной воды в последние годы постепенно сокращается. Производственные мощности по розливу минеральной воды составляют 6000 тыс. штук бутылок (емкостью 0,5 л) в год, в том числе: Балашовский филиал ОАО "Ликсар" - 4000 тыс.шт./год, ОАО "Райпищекомбинат "Ершовский" 200 тыс. шт./год. Использование производственных мощностей по предприятиям составляет: ------------------------------------------------------------------- Наименование Ед. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997г. 1998 г. предприятия изм. (6 мес.) ------------------------------------------------------------------- Балашовский филиал % 14,5 9,4 4.3 7,5 5,1 ОАО "Ликсар" ------------------------------------------------------------------- ОАО "Горпищекомбинат % 44,6 42,8 25,5 20 17 "Ершовский" ------------------------------------------------------------------- Как видно из приведённых данных, предприятия имеют большой потенциал для увеличения производства местной минеральной воды. Кроме этого для розлива местной минеральной воды можно использовать практически не загруженные линии по розливу безалкогольных напитков на действующих предприятиях Саратовской области, это позволит дополнительно разливать 69160 тыс. шт. бутылок (ёмкостью 0,5 л) в год, в том числе по предприятиям: ОАО "Горпищекомбинат "Энгельсский" - 11 800 тыс. шт./год ОАО "Пивкомбинат "Балаковский" - 14 800 тыс. шт./год ОАО "Пивзавод "Марксовский" - 6 400 тыс. шт./год ОАО "Родник" - 32 260 тыс. шт./год ОАО "Горпищекомбинат "Балашовский" - 3 900 тыс. шт./год. Дальнейшее увеличение производства на действующих предприятиях возможно только после проведения реконструкции с заменой оборудования на более высокопроизводительное или строительства новых цехов по розливу минеральной воды. На поддержку предприятий - производителей направлено постановление Губернатора Саратовской области от 1 июня 1998 года N 330 "О поддержке предприятий пищевой и пищеперерабатывающей промышленности области". Проблему увеличения реализации местной минеральной воды может помочь решить проведение соответствующей рекламы, просветительской работы о значении и необходимости употребления минеральных вод Саратовской области. Готовится материал для широкого информирования населения области, в средствах массовой информации, о местных минеральных водах, местах расположения магазинов оптовой и розничной торговли. В фирменных магазинах предприятий установлены информационные стенды с рекламой минеральной воды. Совместно с администрациями муниципальных образований области рассмотрен вопрос реализации минеральной воды через торговую сеть всех форм собственности в стационарной и мелкорозничной торговле. Планируется расширить сеть по продаже минеральной воды местных источников за счёт открытия 200 отделов и расширения ассортимента минеральных вод не менее чем в 1600 магазинах области. Предполагается расширить ассортимент минеральных питьевых лечебно-столовых вод предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности области до 7 наименований, организовать выпуск продукции в различной расфасовке (1л, 0,5л; 0,33л). Для реализации мероприятий Программы, в части увеличения реализации минеральной питьевой воды через торговую сеть, намечается: расширить торговую сеть за счёт дополнительного открытия специализированных магазинов, отделов, секций по реализации минеральной воды месторождений области; организовать рекламу местных минеральных вод каждым предприятием, производящим и реализующим данную продукцию; проводить два раза в год (ноябре-декабре, апреле-мае); ярмарки по заключению договоров на поставку местной минеральной воды торговым предприятиям области; ежеквартально проводить выставки-продажи, покупательские конференции с дегустацией минеральных вод Саратовской области; 3.3. Реализация минеральных питьевых лечебно-столовых вод и увеличение использования бальнеологических вод через систему лечебно-профилактических учреждений Программная цель - оздоровление населения Саратовской области за счёт местной санитарно-курортной базы достигается путём создания товаропроизводящей системы от предприятий, добывающих и разливающих местные минеральные воды, до аптечных предприятий и организации широкого использования минеральных бальнеологических вод в лечебно-профилактическом процессе. Начиная с первого этапа реализации Программой предусматривается ряд мероприятий: налаживание работы по распространению минеральных лечебно-столовых вод через аптечные предприятия. Предполагается, во-первых, создание дистрибьюторской сети, организующей поставки минеральной воды в стационарные лечебно-профилактические учреждения и аптеки, во-вторых, организация договорной системы прямых поставок между добывающими предприятиями и аптеками; разработка проектов нормативных правовых актов органов государственной власти области, о включении минеральных питьевых лечебно-столовых вод месторождений Саратовской области в обязательный ассортимент лекарствен ных средств для аптечных учреждений; о программе по увеличению использо вания местных минеральных бальнеологических под в лечебно-профилактичес ком процессе; о просветительской работе среди медицинских работников по применению в лечебной практике местных минеральных питьевых и бальнеологических вод; о контроле за качеством минеральных вод, реализуемых через торговые учреждения и аптеки; проработка вопроса об открытии лечебно-профилактических кабинетов по использованию минеральных питьевых и бальнеологических вод и лечебных грязей в каждой районной больнице области; разработка и распространение рекламных проспектов и плакатов о лечебных свойствах местной минеральной воды через лечебно-профилактические учреждения и аптеки области; регулярное информирование населения области врачами гастрологами, дерматологами, гинекологами, ортопедами, кардиоревматологами, невропатологами о показаниях к применению и эффективности местных минеральных питьевых и бальнеологических вод; информирование аптечных и медицинских работников о свойствах местных минеральных вод и показаниях по их применению через печатные органы министерства здравоохранения Саратовской области; регулярное ведение статистической отчётности о реализации минеральных питьевых вод через аптечные предприятия и использовании минеральных бальнеологических вод в лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждениях. Все мероприятия, направленные на оздоровление населения области с помощью местных минеральных вод, выполняются систематически в течение всех этапов программы, с более детальной и глубокой проработкой путей реализации на каждом последующем шаге Программы. 3.4. Изучение и оценка ресурсов минеральных вод Саратовской области для прироста запасов Территория Саратовской области богата минеральными водами разнообразных бальнеологических групп: сульфидных, бромных, йодных, железистых, без специфических компонентов. Последние имеют повсеместное распространение и приурочены к отложениям от четвертичных до девонских. Сульфидные воды наиболее широко встречаются в пермских и каменноугольных отложениях. Почти повсеместное распространение имеют бромные и йодные воды, насыщающие водоносные горизонты палеозойских, реже мезозойских отложений. Железистые воды встречены на междуречье Хопра и Медведицы в неогеновых и меловых отложениях. Из этого многообразия групп используются в незначительном количестве сульфидные воды, еще меньше бромные и йодные. Конкретные данные о типах минеральных вод отражены на прогнозной карте перспектив использования минеральных вод Нижнего Поволжья. На территории области по ландшафтно-климатическим условиям наиболее благоприятными для санаторно-курортного строительства является Правобережье. Перспективными участками для проведения геологоразведочных работ, где сочетаются ландшафтно-климатические условия, наличие минеральных вод, близость населённых пунктов, являются Черемшанский (Хвалынский район), Октябрьский (г.Саратов) и Балашовский-Пады (Балашовский район). Поисково-оценочные работы на минеральные воды целесообразно проводить на участках, территориально приуроченных к существующим цехам по розливу напитков. Постановка этих работ возможна только после проведения инвентаризации самоизливающихся скважин и родников на территории Саратовской области с выделением перспективных участков. Проведение исследований на самоизливающихся скважинах, являющихся, в основном, бесхозными, приведёт к удешевлению поисково-разведочных работ на минеральные воды. В случае положительных результатов скважины, подлежащие ликвидации как источники загрязнения окружающей среды и истощения водоносных горизонтов, можно будет использовать для добычи минеральных вод. Наиболее перспективными участками для постановки поисково-оценочных работ на минеральные воды, как бальнеологических, так и питьевых, по существующему фонду самоизливающихся скважин, являются территории Пугачёвского, Ершовского, Татищевского, Балашёвского, Хвалынского, Марксовского, Энгельсского и Аркадакского районов. Так, в долине р. Аркадак у с. Шептаки из скважины получены сульфидные воды с содержанием сероводорода в количестве 41 мг/куб. дм. В долине р. Большой Иргиз из близ районного центра Ивантеевка из неогеновых отложений изливаются сульфидные воды с содержанием сероводорода 49 мг/куб. дм В Марксовском и Энгельсском районах встречены сульфидные воды, ближайшими аналогами которых являются Чапаевские, Менджи и Чингартышские минеральные бальнеологические воды, успешно используемые при лечении ряда заболеваний. В настоящее время с целью расширения ассортимента минеральных вод проводятся поисково-разведочные работы в Татищевском районе за счёт средств недропользователя - ЗАО "Георесурс". Финансирование поисково-разведочных работ необходимо проводить за счёт отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. На каждом разрабатываемом месторождении минеральных вод, независимо от их ведомственной подчинённости, организуется проведение мониторинга подземных вод, то есть замер уровня, дебита, температуры и качества добываемых подземных вод и глубин скважин. Ведение мониторинга осуществляется на территориальном и локальном уровнях. На территориальном уровне работы проводятся территориальным центром государственного мониторинга геологической среды на государственных предприятиях области, эксплуатирующих месторождения минеральных вод. При чём, финансирование этих работ осуществляется за счёт бюджетных средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в соответствии с ежегодными планами геологоразведочных работ области. Для предприятий других форм собственности мониторинг проводится самим предприятием или по договору со специализированной организацией за счёт средств предприятия-недропользователи (с привлечением отчислений предприятия на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Если мониторинг ведёт предприятие - недропользователь, то результаты мониторинга в обязательном порядке представляются в территориальный центр государственного мониторинга геологической среды. Проведение мониторинга подземных вод является обязательным условием недропольэования при оформлении лицензий на право пользования недрами, о чём указывается в соглашении к лицензии. 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Ресурсы на областную Программу "Минеральные воды Саратовской области" определены исходя из условий её полной реализации в течение установленного срока исполнения, поэтапно. Выделяются следующие основные виды ресурсов: финансовые, материально-технические, трудовые. 4.1. Финансовое обеспечение программных мероприятий включает ассигнования из: областного бюджета; внебюджетных средств Средства областного бюджета Финансирование из областного бюджета обеспечивает проведение следующих мероприятий: ведение мониторинга состояния использования и охраны месторождений минеральных вод, поиски и разведка месторождений минеральных вод в пределах сумм платы на воспроизводство минерально-сырьевой базы по минеральным водам. Вопросы финансового обеспечения расширения лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений частично решаются за счёт средств министерства здравоохранения Саратовской области и министерства труда и социального развития Саратовской области. Объём финансирования с разбивкой по этапам составляет (в тысячах рублей): первый этап - 523, второй этап - 1765, третий этап - 50 235 (приложение 7). Порядок финансирования устанавливается и уточняется Правительством Саратовской области на каждом этапе реализации Программы. Внебюджетные средства Основным источником финансирования увеличения добычи и производства минеральных вод области являются средства предприятий. Анализ экономической эффективности производств минеральной воды показывает высокую их рентабельность и доходность. Для расширения производства предполагается использование повышенной нормы амортизационных отчислений и всей прибыли предприятий. Предусматривается создание льгот по налогу на прибыль тех предприятий, которые направляют её на расширение производства. Намечается создать условия для использования предприятиями финансового лизинга и лизинга оборудования, льготного кредитования. Возможно использование средств акционерных предприятий от эмиссии акций, направляемых на расширение производства, учитывая комплекс мероприятий по рекламе продукции. Возможно привлечение средств частного капитала, средств фондов, иностранных инвестиций. Реализация планов инвестиций основывается на экономической эффективности конкретных производств, бизнес-планов предприятий. Предполагаемая потребность в финансировании за счёт собственных средств предприятий составляет (в тысячах рублей) на первом этапе - 3715, на втором этапе - 40 614, на третьем этапе - 1 161 018. На втором и третьем этапах потребуется привлечение инвестиций для приобретения линий по розливу и организации производства тары. Общий объём инвестиционных средств составит - 62 100 тысяч рублей. 4.2. Материально-технические ресурсы Основными материально-техническими ресурсами, необходимыми для осуществления программных мероприятий, являются оборудование по розливу питьевых минеральных вод и оснащение медицинских кабинетов по лечению минеральными бальнеологическими водами, тара и упаковка для доставки товара потребителю, общестроительные конструкции и материалы для строительства и реконструкции бальнеологических учреждений. В Саратовской области нет действующих производств по выпуску стеклотары, пригодной для розлива питьевой минеральной воды. В соответствии с Программой потребность в стеклотаре к 2010 году должна составить не менее 50 млн. евробутылок в год. Для реализации первого этапа Программы закупку стеклотары предполагается осуществлять в сопредельных территориях, в частности на Камышинском стекольном заводе. Дальнейшее удовлетворение потребности разливающих предприятий в стеклотаре (на втором и третьем этапах) целесообразно осуществлять за счёт организации производства стеклотары на предприятиях Саратовской области. Данные рекомендации взаимоувязаны с Программой развития промышленности Саратовской области на 1998-2000 годы, которой предусматривается реализация ряда перспективных инвестиционных проектов промышленных предприятий Саратовской области. Так, проект 35 предусматривает организацию на ОАО "Саратовстекло" производство стеклянной бутылки европейского стандарта, срок реализации проекта 18 месяцев. На ОАО "Хватовский стеклозавод" (проект 36) предполагается "Расширение производства 10-литровых пищевых стеклобанок, синтетического гранита и евробутылки объёмом 0,5 литра", срок реализации проекта 10 месяцев. Потребность в таре разливающих предприятий частично решается за счёт ПЭТ-бутылок. Предприятий по выпуску полиэтиленовой тары в Саратовской области пет Программой предусматривается организация производства ПЭТ-бутылок на одном из предприятий города Саратова. Государственным унитарным предприятием "Радиоприборный завод" разработан бизнес-план по производству 95 мил лионов ПЭТ-бутылок в год. Общая стоимость проекта - 70 миллионов рублей. Общий объём инвестиций на организацию производства тары составляет 185 миллионов рублей. В Программе учтён объём инвестиций на долю производства тары для минеральной воды - 59 миллионов рублей. Расширение производства минеральных лечебно-столовых вод осуществляет и путем замены устаревшего оборудования на более современное, производительное. В основу расчётов положено применение типового проекта 414-2-44.85. "Цех производства безалкогольных напитков мощностью 2 млн. дкл. в год. Оборудование производства минеральных вод размещается в унифицированном здании (модуле) типа "Орск". Наращивание выпуска минеральных вод производится путём увеличения модульной установки. Объём инвестиций определен пропорционально объёму увеличения производства, учитывая стоимость строительства по типовому проекту Потребность в трудовых ресурсах принята по типовому проекту. Исходные данные представлены АОЗТ "Саратовпромпроект". Увеличение использования минеральных бальнеологических вод осуществляется на основе расширения сети курортных и лечебно-профилактических учреждений за счёт строительства новых и реконструкции старых помещений и оборудования. Объём требуемых инвестиций в расширение лечебно-профилактических и курортных учреждений определён пропорционально объёму использованной минеральной воды по удельным показателям и проектам-аналогам. Исходные данные представлены АОЗТ "Саратовпромпроект". 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основным двигателем программных мероприятий является рыночный спрос, определяемый естественным стремлением человека к здоровому образу жизни, употреблению природных минеральных вод. Местные минеральные воды в части оказываемого эффекта оздоровления и сравнительно низкой себестоимости несравнимы с другими аналогами минеральных вод. Изучение Европейского потребительского рынка подтверждает огромные потенциальные возможности нашего рынка минеральных вод. По статистическим, данным максимальный объём потребления минеральных питьевых лечебно-столовых вод приходится на Италию - 136 литров на одного человека в год. Среди стран Европы по этому показателю Россия находится на последнем месте (2,5 литра на человека в год). Данное состояние дел не может быть объяснено только "национальными" особенностями, а говорит о слабом использовании природных богатств и невнимании к данной отрасли производства. Законы потребительского рынка в нашей стране ещё слабо изучены, однако уже можно сделать однозначный вывод: если предприятия области не удовлетворят потребность населения в минеральной воде, то эта ниша будет заполнена за счёт минеральной воды, завозимой из других регионов, а также искусственно приготовленной. Для успешного осуществления намеченных мероприятий Программы используются такие рычаги экономической политики, как кредитно-денежный механизм, государственная контрактная система, налоговое законодательство, лизинг, платежи за природные ресурсы, ассигнования государственного бюджета, льготы по налоговым платежам. Механизм реализации Программы предусматривает широкий спектр экономических, организационных и нормативно-правовых мер: установление налоговых льгот для предприятий и предпринимателей, расширяющих добычу, производство и реализацию, осуществляющих инвестирование производства саратовских минеральных вод, путем введения льготных налоговых ставок, временного освобождения от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки уплаты налогов в областной бюджет в соответствии с Законами Саратовской области "О гарантиях частных инвестиций в Саратовской области" и "О стимулировании инвестиционной деятельности в Саратовской области"; создание структуры информационной поддержки всех заинтересованных участников Программы о научно-технических разработках, касающихся производства минеральных вод, осуществление маркетинговых проработок возможностей предприятий по реализации научно-технических разработок, обеспечение внедрения инновационных проектов в производство; создание эффективной системы обмена информацией между всеми участниками Программы (министерством нефти, газа и недропользования Саратовской области, министерством торговли Саратовской области, министерством здравоохранения Саратовской области, комитетом природных ресурсов по Саратовской области, инвесторами, добывающими предприятиями); разработка и утверждение правил применения финансового лизинга и лизинга оборудования; обеспечение предприятий информацией о лизинговых кампаниях, поставляющих оборудование или финансирующих производство; разработка методов ускоренной амортизации оборудования по производству минеральной воды; введение системы контроля: за деятельностью естественных монополистов, производящих и реализующих минеральные воды, не допуская необоснованного увеличения цен; за целевым использованием средств областного бюджета, направляемых на осуществление программных мероприятий; за выполнением договорных условий между предприятиями, производящими и реализующими минеральные воды; за выполнением лицензионных соглашений по пользованию недрами; разработка и утверждение нормативных правовых актов, устанавливающих правила и порядок финансирования мероприятий Программы из областного бюджета, инвестирования, регулирующих взаимоотношения всех участников Программы; создание дистрибьюторской сети, организующей поставки минеральной воды в стационарные лечебно-профилактические учреждения и аптеки; организация на долговременной договорной основе прямых поставок минеральных вод в аптеки, лечебные учреждения и торговые предприятия; создание действующей системы разработки и распространения рекламной продукции саратовских минеральных вод. 6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ Система управления Программой включает: организационные структуры управления; информационное обеспечение; экономические рычаги воздействия; правовые рычаги воздействия. Организационные структуры управления. Основными организационными структурами управления, призванными обеспечить реализацию Программы, являются координационный совет и исполнительная дирекция Программы. Координационный совет обеспечивает общее руководство исполнением Программы, в его состав входят представители заинтересованных областных министерств и ведомств, а также добывающих, перерабатывающих, реализующих минеральные воды предприятий. Исполнительная дирекция Программы создаётся при министерстве нефти, газа и недропользования Саратовской области и осуществляет текущее управление ходом реализации мероприятий Программы. Реализация мероприятий Программы осуществляется в результате деятельности всех её участников на основе контрактов (договоров) между государственным заказчиком и исполнителями. Исполнительная дирекция обеспечивает все заинтересованные стороны информацией о ходе реализации мероприятий Программы, ведёт ежеквартальную отчетность, в зависимости от изменения текущей ситуации корректирует план действий участников, обеспечивает целевое финансирование из федерального и областного бюджетов мероприятий Программы, осуществляет контроль за использованием средств. Обеспечивает функционирование механизма реализации Программы, осуществление экономических, организационных и нормативно-правовых мероприятий. Информационное обеспечение. Для осуществления управления Программой необходима информация об объёмах добычи, реализации и использовании минеральных вод, ходе её выполнения всеми участниками. Участники Программы предоставляют регулярно отчетную информацию в исполнительную дирекцию Программы. Информация используется для ежегодного планирования бюджетного финансирования мероприятий Программы, организации взаимодействия участников, корректировки текущих организационных мероприятий. Экономические рычаги воздействия. Программа включает ряд экономических мероприятий, создающих условия для развития добычи, производства и реализации минеральных вод. Лицензирование недропользования является основным рычагом регулирования отношений между пользователями месторождений минеральных вод и государством. Налоговые поступления на воспроизводство минеральных вод и предоставляемые льготы по бюджетным платежам стимулируют расширение производства. Правовые рычаги воздействия. Существующая законодательная база, разрабатываемые программные мероприятия по нормативно-правовому обеспечению создают реальные возможности по регулированию отношений между добывающими, перерабатывающими и реализующими продукцию предприятиями. Обеспечение качества минеральных вод путём выполнения требований нормативов и стандартов, введённых в действие на территории Саратовской области, позволит расширить область применения местных минеральных вод. Контроль за выполнением Программы возлагается на министерство нефти, газа и недропользования Саратовской области, которое по итогам каждого года информирует Правительство Саратовской области о ходе реализации Программы. Министерство нефти, газа и недропользования Саратовской области совместно с министерством здравоохранения Саратовской области, министерством торговли Саратовской области и комитетом природных ресурсов по Саратовской области координирует работу исполнителей, ресурсное обеспечение Программы, контролирует целевое использование и эффективность вложения бюджетных средств, направляемых на выполнение мероприятий Программы. 7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Эффективность областной Программы "Минеральные воды Саратовской области" подтверждает сравнительная оценка экономических показателей и социального эффекта, достигнутых в 1997 году с прогнозными показателями 2010 года. Экономический эффект увеличения добычи и производства "саратовских" минеральных вод проявляется в производственной и бюджетной сферах, на потребительском рынке. Каждое производственное предприятие, как показывают расчёты, имеет реальные возможности увеличить доходность и прибыльность производства (см. приложение 8). Потребительский рынок получает возможность расширить ассортимент и увеличить объёмы торговли за счёт "саратовских" минеральных вод. Сравнительно низкая себестоимость продукции и её отпускная цена позволят реально увеличить прибыльность торговли, устранить монополию производителя. Ощутимую выгоду от реализации Программы получит областной бюджет. Практически не привлекая средства областного бюджета на реализацию программных мероприятий, поступления в доходную статью областного бюджета к 2010 году составят 57 млн. руб. в год только от 10 предприятий области (см. приложения 8, 11). Анализ показателей эффективности Программы (см. приложение 8) показывает реальность обеспечения темпов роста выпуска питьевых лечебно-столовых минеральных вод за счёт собственных средств предприятий - прибыли и амортизационных отчислений. Бюджетные платежи за пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог с прибыли предприятий, налог на имущество, налог на добавленную стоимость к 2010 году должны дать ощутимую прибавку областному бюджету. Ожидаемый социальный эффект от реализации программных мероприятий трудно переоценить, так как он касается укрепления здоровья населения области. "Саратовские" минеральные воды являются средством предупреждения и лечения многих заболеваний, используются в профилактических целях. Увеличение объёма производства минеральных питьевых лечебно-столовых и бальнеологических вод позволит полностью удовлетворит потребности населения, а сравнительно низкая цена реализации обеспечит их доступность для всех слоев населения. Каждый житель Саратовской области получит возможность укрепить или поправить своё здоровье, используя природные целебные свойства местных минеральных вод, не прибегая к дорогостоящим лекарственным препаратам. Основными прогнозными показателями эффективности Программы являются: увеличение добычи, выпуска и реализации минеральных питьевых лечебно-столовых вод в 240 раз и использования минеральных бальнеологических вод в 100 раз по сравнению с 1997 годом; оздоровление населения области за счёт широкого применения местных минеральных вод; обеспечение доступности минеральных вод, как одного из лечебных и профилактических препаратов, для всех слоев населения области; увеличение ассортимента минеральных питьевых лечебно-столовых вод в 2 раза, минеральных бальнеологических вод, в 1,5 раза; увеличение объёма чистой прибыли добывающих, перерабатывающих, реализующих предприятий до 63 млн. руб. в год; увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней до 119 млн. руб. в год; ввод новых фондов на 60 млн. руб. и повышение уровня освоения действующего оборудования; вовлечение в хозяйственный оборот новых минерально-сырьевых ресурсов, резкое увеличение объёмов использования природных ресурсов области; увеличение занятости населения в производстве минеральных вод на 210 человек; снижение оттока денежных ресурсов за пределы области в размере 284 млн. руб. в год. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|