Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Саратовской области от 21.09.2005 № 43-1721

                                                                                  


                    САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                       21.09.2005 N 43-1721

                             г.Саратов
                                                                                 

                   О законодательной инициативе
   Саратовской областной Думы по внесению в Государственную Думу
  Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального
      закона "О внесении изменения в статью 339 части первой
            Гражданского кодекса Российской Федерации"

    Саратовская областная Дума                                                   

                           ПОСТАНОВЛЯЕТ:

    1. В   соответствии   со  статьей  104  Конституции  Российской  
Федерации  внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального 
Собрания  Российской Федерации в порядке законодательной инициативы 
проект федерального закона "О внесении изменения в статью 339 части 
первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
    2. Направить   проект   вышеназванного  федерального  закона  в  
Правительство Российской Федерации для заключения.
    3. Назначить    Сухого    Николая    Авксентьевича,    депутата   
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по 
согласованию),  официальным  представителем  Саратовской  областной  
Думы  при рассмотрении законодательной инициативы в Государственной 
Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
    4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.              
                                                                                 
                                                                                 
    Председатель                                                     
    Саратовской областной Думы          П.В.Большеданов                                               
                                                                                 
    Секретарь                                                       
    Саратовской областной Думы          Л.Н.Савочкина                                                 
                                                                                 

                               Вносится Саратовской областной Думой
 
                                                             Проект
                                                                             
                         Федеральный закон
                                                                             
                       О внесении изменения
          в статью 339 части первой Гражданского кодекса
                       Российской Федерации
                                                                             
    Статья 1                                   
    Внести  в  пункт 2 статьи 339 части первой Гражданского кодекса 
Российской    Федерации   (Собрание   законодательства   Российской   
Федерации,  1994,  N  32,  ст.3301;  2005,  N 1, ст. 39) изменение, 
дополнив его абзацем следующего содержания:
    "Договор о залоге транспортного средства подлежит регистрации в 
реестрах,     которые     ведутся     государственными    органами,    
осуществляющими   регистрацию  соответствующего  вида  транспортных  
средств.".
                                                                                 
    Статья 2                                                                     
    Настоящий   Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня  его  
официального опубликования.
                                                                                 
                                                                                 
    Президент                                                                    
    Российской Федерации          В.Путин                                                 


                       Пояснительная записка
        к проекту федерального закона "О внесении изменения
          в статью 339 части первой Гражданского кодекса
                       Российской Федерации"
                                                                             
    Одной  из  основных  проблем,  стоящих  в настоящее время перед 
субъектами  предпринимательства,  является  проблема  ограниченного  
доступа  предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам. Для малых 
предприятий  в  отличие  от  крупных большее значение имеют внешние 
источники  финансирования,  поскольку  малый бизнес характеризуется 
низкой  долей  собственного капитала. Российская банковская система 
не  ориентирована  на  работу  с малым бизнесом, количество банков, 
кредитующих  малый  бизнес, недостаточно. Банкам проще иметь дело с 
несколькими  крупными  клиентами,  чем  с  сотней мелких, у которых 
традиционные проблемы с залогом.
    На  сегодняшний день одним из удобных для предпринимателя видов 
залога  является  залог  транспортного  средства.  При  этом  залог  
автомототранспортных  и иных транспортных средств остается одним из 
наиболее  оптимальных  видов  залога  и  для  банка. Данный предмет 
залога  может  быть быстро реализован для удовлетворения требований 
банка  в  случае  невозврата  кредита. Однако в связи с отсутствием 
регистрации  данного  вида  залога  у  банков  возникает  проблема,  
связанная  с  невозможностью  достоверно  выяснить,  было  ли ранее 
заложено принимаемое в залог транспортное средство и на какую часть 
его  стоимости  может  рассчитывать банк при обращении взыскания на 
данный предмет залога.
    До  2000  года обременения прав на автотранспортные средства, в 
том  числе  залог,  регистрировались  в  МРЭО  ГАИ.  Действующий  в  
настоящее  время  приказ  Министерства  внутренних  дел  Российской  
Федерации  от  27  января  2003  года  N  59 "О порядке регистрации 
транспортных  средств"  не  закрепляет  обязанность  по регистрации 
залога   транспортных   средств   за  органами  внутренних  дел.  В  
соответствии  с  пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О залоге" 
от  29  мая  1992 года N 2872-1 залог транспортных средств подлежит 
регистрации    в   реестрах,   которые   ведутся   государственными   
организациями,  осуществляющими  регистрацию  транспортных средств. 
Гражданский  Кодекс Российской Федерации, принятый после вступления 
в   силу   Федерального   закона  "О  залоге",  не  предусматривает  
регистрацию  залога  транспортных  средств.  В связи с этим пункт 2 
статьи   40   Федерального  закона  "О  залоге",  предусматривающий  
регистрацию  залога  транспортных средств, применяться не может как 
противоречащий  нормам о залоге, содержащимся в Гражданском кодексе 
Российской  Федерации  (статья  4 Федерального закона "О введении в 
действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
    Таким   образом,  в  настоящее  время  в  Российской  Федерации  
отсутствует  порядок  регистрации  обременения прав на транспортные 
средства.  Кроме того, государство теряет серьезный источник дохода 
в  виде  государственной  пошлины  за регистрацию договора о залоге 
транспортных средств.
    Внесение  в  Гражданский Кодекс Российской Федерации изменений, 
касающихся   введения   регистрации  залога  транспортных  средств,  
позволит  банкам  более  активно использовать данный вид залога при 
выдаче кредитов.
                                                                                 
                Финансово-экономическое обоснование
                   к проекту федерального закона
          "О внесении изменения в статью 339 части первой
            Гражданского кодекса Российской Федерации"
                                                                                 
    В  соответствии  с  подпунктом  18 пункта 1 статьи 333.33 части 
второй  Налогового  Кодекса  Российской  Федерации  государственная  
пошлина   за   государственную   регистрацию   договора   о  залоге  
транспортных  средств составляет 0,1 процента суммы договора, но не 
более  1  тыс.  руб.  Таким  образом,  для договоров, сумма которых 
превышает  1 млн. руб., размер государственной пошлины составляет 1 
тыс. руб.
                                                                             
                        Выборочные сведения
    о количестве договоров залога автомототранспортных средств
на территории Саратовской области за период с 2003 года по 2005 год
                                                                             
------------------------------------------------------------------------------------------
|   Период    |         По договорам залога        |  По договорам залога   |   Размер   |
|             |   автомототранспортных средств,    | автомототранспортных   | государст- |  
|             |    сумма которых не превышает      | средств, сумма которых |   венной   |
|             |           1 млн. руб.              | превышает 1 млн. руб.  |   пошлины  |
|             |-————————————————————————————————————————————————————————————|    (тыс.   |
|             |количество|   сумма,   |   размер   |количество|   размер    |    руб.)   |
|             |          |  тыс. руб. | государст- |          | государст-  |            |
|             |          |            |  венной    |          |   венной    |            |
|             |          |            |  пошлины   |          |  пошлины    |            |
|             |          |            | (0,1% от   |          |  (1 тыс.    |            |
|             |          |            |   суммы    |          |   руб.)     |            |
|             |          |            |  договора) |          | (тыс. руб.) |            |
|             |          |            | (тыс.руб.) |          |             |            |
-————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
| 2003 год    |   1690   |  338662,3  |    338,7   |    161   |   161,0     |    499,7   |
-—————————————|——————————|————————————|————————————|——————————|—————————————|————————————-
| 2004 год    |   5270   | 1283721,6  |   1283,7   |    390   |   390,0     |   1673,7   |
-—————————————|——————————|————————————|————————————|——————————|—————————————|————————————-
| 7 месяцев   |   4670   | 1091497,6  |   1091,5   |    154   |   154,0     |   1245,5   |
| 2005 года   |          |            |            |          |             |            |
-—————————————|——————————|————————————|————————————|——————————|—————————————|————————————-
| прогноз     |   8006   | 1871205,5  |   1871,2   |    264   |   264,0     |   2135,2   |
| 2005 года   |          |            |            |          |             |            |
-—————————————|——————————|————————————|————————————|——————————|—————————————|————————————-
| Итого       |          |            |            |          |             |   5 554,1  |
-————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
                                                                                 
    Таким   образом,   сумма  средств,  недополученных  федеральным  
бюджетом в 2003 году, составляет порядка 500 тыс. руб., в 2004 году 
– более 1,6 млн. руб., за 7 месяцев 2005 года – более 1,2 млн. руб. 
С  учетом сложившейся положительной динамики прогноз по итогам 2005 
года – 1,9 млн. руб.
    Обязанности органов внутренних дел по ведению реестра потребуют 
дополнительных   трудовых   затрат  (по  одному  оператору  в  пяти  
крупнейших районах области), приобретения компьютеров и оргтехники, 
программного обеспечения.
                                                                                 
-———————————————————————————————————————————————————————————————————-
|             Статьи расходов           | Коли- |  Цена   |  Сумма  |
|                                       | чество|  (тыс.  |  (тыс.  |
|                                       |       |  руб.)  |  руб.)  |
-———————————————————————————————————————|———————|—————————|—————————-
| Приобретение компьютера, монитора,    |   5   |  20,0   |  100,0  |
| принтера                              |       |         |         |
-———————————————————————————————————————|———————|—————————|—————————-
| Приобретение программного обеспечения |   1   |  60,0   |  60,0   |
-———————————————————————————————————————|———————|—————————|—————————-
| Оплата труда оператора                |   5   |  150,0  |  750,0  |
|                                       |       | (в год) |         |
-———————————————————————————————————————|———————|—————————|—————————-
| Итого                                 |       |         |  910,0  |
-———————————————————————————————————————————————————————————————————-
                                                                                 
    Учитывая  выборочный характер информации о количестве договоров 
залога   транспортных   средств   по   Саратовской  области,  можно  
прогнозировать   увеличение  поступлений  в  федеральный  бюджет  в  
размере  более  1 млн. руб.  Так  как  Саратовская область занимает 
среднестатистическое     положение    по    основным    показателям    
социально-экономического развития, можно прогнозировать аналогичное 
соотношение  доходов  и  расходов,  связанных  с  принятием данного 
законопроекта, по всем регионам Российской Федерации.
    Кроме   того,  принятие  представленного  проекта  федерального  
закона   расширит  доступ  предпринимателей  к  финансово-кредитным  
ресурсам,   будет  способствовать  активизации  предпринимательской  
деятельности  и, как следствие, приведет к дополнительным налоговым 
поступлениям в бюджеты всех уровней.

                                                                                 
           Перечень актов федерального законодательства,
      подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
        изменению или принятию в связи с принятием проекта
федерального закона "О внесении изменения в статью 339 части первой
            Гражданского кодекса Российской Федерации"
                                                                             
    Принятие   данного   законопроекта   не   потребует   признания   
утратившими  силу,  приостановления,  изменения или принятия других 
актов федерального законодательства.

Информация по документу
Читайте также