Расширенный поиск
Постановление Областной Думы Саратовской области от 24.05.2006 № 55-2173САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ 24.05.2006 N 55-2173 г.Саратов О запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Руководствуясь пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Феде рации, Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Саратовская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", абзаца второго пункта 2 статьи 26-14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государ ственной власти субъектов Российской Федерации". 2. Утвердить текст запроса (прилагается). 3. Поручить Председателю Саратовской областной Думы П.В.Большеданову представлять Саратовскую областную Думу при рассмотрении указанного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Саратовской областной Думы П.В.Большеданов Секретарь Саратовской областной Думы С.П.Аржанов Приложение к постановлению Саратовской областной Думы от 24.05.2006 N 55-2173 Запрос о соответствии части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", абзаца второго пункта 2 статьи 26-14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" В соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, со статьями 36, 37, 53, 84-87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Саратовская областная Дума обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3535); абзаца второго пункта 2 статьи 26-14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2709). Основанием для запроса в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации положения абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", абзаца второго пункта 2 статьи 26-14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Абзацем вторым пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", абзацем вторым пункта 2 статьи 26-14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации, которому предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений. Полагаем, что в нормативном содержании названного положения в части, устанавливающей, что размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих, отсутствует необходимая определенность, что выражается в следующем. Исходя из смысла абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", абзаца второго пункта 2 статьи 26-14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", должны сравниваться размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и соответствующих категорий федеральных государственных служащих. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Согласно статье 2 данного Федерального закона видами государственной службы наряду с государственной гражданской службой являются военная служба и правоохранительная служба. Поэтому остается неясным, о каких федеральных государственных служащих идет речь в абзаце втором пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (аналогичная норма содержится в абзаце втором пункта 2 статьи 26-14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"): о государственных гражданских служащих или лицах, замещающих государственные должности военной службы либо лицах, замещающих государственные должности правоохранительной службы. Федеральная государственная служба не имеет законодательно закрепленного деления на федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных служащих центрального аппарата (лиц, замещающих государственные должности государственной службы в аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарате Правительства Российской Федерации, аппарате Счетной палаты Российской Федерации, аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти). Все они являются федеральными государственными служащими. Тем не менее размеры оплаты труда (денежное содержание) у них существенно отличаются (у федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти она в несколько раз ниже, чем у федеральных государственных служащих центрального аппарата) и регулируются двумя Указами Президента Российской Федерации: Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих". Существенно отличаются не только должностные оклады федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных служащих центрального аппарата, но и другая часть денежного содержания государственных служащих – ежемесячное денежное поощрение. Для федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти ежемесячное денежное поощрение регулируется Указом Президента Российской Федерации от 26 мая 2005 года N 589 и установлено в размере одного должностного оклада, для федеральных государственных служащих центрального аппарата ежемесячное денежное поощрение устанавливается указами Президента Российской Федерации в зависимости от должностей и составляет несколько размеров должностных окладов (до 13 должностных окладов). Таким образом, размеры оплаты труда федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в 2-3 раза ниже размеров оплаты труда федеральных государственных служащих центрального аппарата. Практика Верховного Суда Российской Федерации и судов субъектов Российской Федерации по рассмотрению гражданских дел по оспариванию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о денежном содержании государственных служащих субъектов Российской Федерации различна. Суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданских дел по оспариванию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о денежном содержании государственных служащих субъектов Российской Федерации руководствуются как Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 265, так и Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года N 310, сравнивая размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации то с размерами оплаты труда федеральных государственных служащих центрального аппарата, то с размерами оплаты труда федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Например, при вынесении определения от 16 мая 2002 года N 35-Г02-9, определения от 16 февраля 2005 года N 32-Г04-20, где также рассматривался вопрос о размере денежного содержания государственных служащих субъектов Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации руководствовалась Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года N 310 (норма, содержащаяся в абзаце втором пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ранее содержалась в пункте 2 статьи 134 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а при вынесении определения от 22 декабря 2004 года N 1-Г04-24, от 8 июня 2005 года N 58-Г05-11 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации руководствовалась Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 265. Данный факт свидетельствует об отсутствии у судов общей юрисдикции единообразной практики применения абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о денежном содержании государственных служащих субъектов Российской Федерации. Тем не менее суды общей юрисдикции, рассматривая дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о денежном содержании государственных служащих субъектов Российской Федерации, руководствуясь абзацем вторым пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, чаще и без правового обоснования сравнивают размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации с размерами оплаты труда федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (например, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2005 года N 58-Г05-11, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2005 года N 84-Г05-6). Однако из содержания абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ, абзаца второго пункта 2 статьи 26-14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ не следует, что размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации не должны превышать размеры оплаты труда федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Произвольное применение судами данной правовой нормы вследствие ее неопределенности приведет к нарушению трудовых прав граждан, замещающих государственные должности гражданской службы субъектов Российской Федерации. По смыслу абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ, абзаца второго пункта 2 статьи 26-14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ сравниваться должны размеры оплаты труда не просто федеральных государственных служащих, а соответствующих категорий федеральных государственных служащих. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должности гражданской службы подразделяются на следующие категории: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. Однако в настоящее время согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" федеральные государственные служащие не разделены на категории. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" не вступил в силу (в соответствии с пунктом 14 данного Указа он вступает в силу одновременно со вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих). По смыслу абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ, абзаца второго пункта 2 статьи 26-14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ сравниваться должны размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и соответствующих категорий федеральных государственных служащих. Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" предусмотрено, что соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации. Однако в настоящее время такого федерального закона или указа Президента Российской Федерации нет, что позволяет судам общей юрисдикции в отсутствие нормативной правовой базы на федеральном уровне проводить произвольное сравнение должностей федеральных государственных служащих с должностями государственных служащих субъектов Российской Федерации, а соответственно и размеров оплаты труда по ним. Даже если учесть, что Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" в ближайшем будущем вступит в силу, но не будет принят федеральный закон (указ Президента Российской Федерации) о соотношении должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, то останется неясным для исполнения абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ, абзаца второго пункта 2 статьи 26-14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации должны сравниваться с размерами оплаты труда каких федеральных государственных служащих – замещающих государственные должности государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти или замещающих государственные должности государственной службы в центральном аппарате. Таким образом, учитывая вышеизложенное, считаем, что в нормативном содержании абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ, абзаца второго пункта 2 статьи 26-14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ отсутствует необходимая определенность. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) вытекает требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит – к нарушению принципов равенства перед законом и верховенства закона. Приведенная правовая позиция имеет общее значение для всех сфер законодательного регулирования, в том числе для финансового, бюджетного регулирования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 16-П, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 12-П). На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 19, частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьями 36, 37, 38, 39, 84, 85, 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Саратовская областная Дума обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", абзаца второго пункта 2 статьи 26-14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и соответствия их части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, поскольку считает положения, содержащиеся в абзаце втором пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", абзаце втором пункта 2 статьи 26-14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не подлежащими действию из-за их неконституционности. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|