Расширенный поиск

Постановление Правительства Саратовской области от 02.08.2006 № 238-П

 



                  ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ                   

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

                    от 2 августа 2006 года N 238-П                    

                              г.Саратов                               


                  Об областной целевой программе
                    "Дети Саратовской области"
                        на 2007-2010 годы"


     В  целях  реализации  государственной   социальной   политики   в
отношении  детей,  на основании распоряжения Правительства Саратовской
области от 21  апреля  2006  года  N 117-Пр  "О  подготовке  областной
целевой  программы  "Дети  Саратовской  области"  на  2007-2010  годы"
Правительство Саратовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Одобрить прилагаемый проект областной целевой программы  "Дети
Саратовской   области"   на   2007-2010  годы  и  представить  его  на
рассмотрение Саратовской областной Думы.
     2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя Председателя Правительства области Старшову Н.И.
     3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


     Губернатор области                                     П.Л.Ипатов



Приложение к постановлению
Правительства области 
от 2 августа 2006 года N 238-П


                     Областная целевая программа                      
             "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы             

                          Паспорт программы                           

----------------------------------------------------------------------
|Наименование Программы |областная целевая программа "Дети           |
|                       |Саратовской области" на 2007-2010 годы      |
|                       |(далее - Программа)                         |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————|
|Основание для          |распоряжение Правительства Саратовской      |
|разработки Программы   |области от 21 апреля 2006 года N 117-Пр  "О |
|                       |подготовке областной целевой программы "Дети|
|                       |Саратовской области" на 2007-2010 годы"     |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————|
|Государственный        |министерство здравоохранения и социальной   |
|заказчик - координатор |поддержки области                           |
|Программы              |                                            |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————|
|Государственные        |министерство здравоохранения и социальной   |
|заказчики подпрограмм  |поддержки области, министерство образования |
|                       |области                                     |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————|
|Основные разработчики  |министерство здравоохранения и социальной   |
|Программы              |поддержки области, министерство образования |
|                       |области, министерство культуры области,     |
|                       |министерство по физической культуре, спорту |
|                       |и туризму области                           |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————|
|Исполнители основных   |министерство здравоохранения и социальной   |
|мероприятий Программы  |поддержки области, министерство образования |
|                       |области, министерство культуры области,     |
|                       |министерство по физической культуре, спорту |
|                       |и туризму области, министерство             |
|                       |строительства  и жилищно-коммунального      |
|                       |хозяйства области                           |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————|
|Перечень подпрограмм   |   "Здоровое поколение" (государственный    |
|                       |заказчик - министерство здравоохранения  и  |
|                       |социальной поддержки области);              |
|                       |   "Дети и семья" (государственные заказчики|
|                       |- министерство здравоохранения и социальной |
|                       |поддержки области, министерство образования |
|                       |области), в том числе по направлениям:      |
|                       |   "Семья с детьми-инвалидами";             |
|                       |   "Профилактика безнадзорности и           |
|                       |право-нарушений несовершеннолетних";        |
|                       |   "Дети-сироты";                           |
|                       |   "Организация отдыха, оздоровления и      |
|                       |занятости детей и подростков"               |
|                       |(государственный заказчик - министерство    |
|                       |образования области);                       |
|                       |   "Одаренные дети" (государственный        |
|                       |заказчик - министерство образования области)|
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————|
|Цели и задачи Программы|Цель - создание благоприятных условий для   |
|                       |комплексного развития и жизнедеятельности   |
|                       |детей, обеспечение государственной          |
|                       |социальной поддержки детям, находящимся в   |
|                       |трудной жизненной ситуации.                 |
|                       |   Задачи:                                  |
|                       |   обеспечение условий для рождения здоровых|
|                       |детей, охрана здоровья детей и подростков,  |
|                       |в том числе репродуктивного здоровья;       |
|                       |   профилактика детской заболеваемости,     |
|                       |инвалидности и смертности;                  |
|                       |   развитие системы выявления и поддержки   |
|                       |одаренных детей, обеспечение условий для их |
|                       |личностной, социальной самореализации  и    |
|                       |профессионального самоопределения;          |
|                       |   профилактика социального неблагополучия  |
|                       |семей с детьми;                             |
|                       |   совершенствование системы профилактики   |
|                       |безнадзорности и правонарушений             |
|                       |несовершенно-летних;                        |
|                       |   создание условий для эффективной         |
|                       |реабилитации и всестороннего развития детей,|
|                       |находящихся в трудной жизненной ситуации;   |
|                       |   создание условий для полноценной жизни   |
|                       |детей с ограниченными возможностями и       |
|                       |интеграции их в общество;                   |
|                       |   комплексное решение проблем детей-сирот  |
|                       |и детей, оставшихся без попечения родителей;|
|                       |   обеспечение отдыха, оздоровления и       |
|                       |занятости детей и подростков                |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————|
|Срок реализации        |2007-2010 годы                              |
|Программы              |                                            |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————|
|Объем и источники      |Общие затраты на реализацию Программы из    |
|финансирования         |средств областного бюджета составляют       |
|Программы              |1861932,45 тыс. рублей, в том числе в 2007  |
|(в ценах 2006 года)    |году - 493826,4 тыс. рублей                 |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————|
|Ожидаемые конечные     |   Стабилизация основных показателей службы |
|результаты Программы   |охраны здоровья матери и ребенка:           |
|                       |показателей материнской, младенческой       |
|                       |смертности;                                 |
|                       |   снижение показателя общей детской        |
|                       |заболеваемости и первичного выхода на       |
|                       |инвалидность;                               |
|                       |   повышение удельного веса детей,          |
|                       |относящихся к первой группе здоровья, до 45 |
|                       |процентов к моменту окончания действия      |
|                       |Программы;                                  |
|                       |   обеспечение устойчивого снижения         |
|                       |численности беспризорных и безнадзорных     |
|                       |детей и подростков;                         |
|                       |   сокращение числа правонарушений,         |
|                       |совершенных несовершеннолетними;            |
|                       |   увеличение количества детей и подростков,|
|                       |прошедших социальную реабилитацию в         |
|                       |специализированных учреждениях для          |
|                       |несовершеннолетних;                         |
|                       |   увеличение охвата детей-инвалидов и семей|
|                       |с детьми-инвалидами реабилитационными       |
|                       |мероприятиями;                              |
|                       |   создание предпосылок к обеспечению равных|
|                       |возможностей для детей с отклонениями в     |
|                       |развитии;                                   |
|                       |   повышение качества и объема              |
|                       |реабилита-ционных услуг, предоставляемых    |
|                       |семьям  с несовершеннолетними детьми,       |
|                       |находящимся  в социально-опасном положении, |
|                       |семьям с детьми-инвалидами;                 |
|                       |   укрепление материально-технической базы  |
|                       |учреждений системы профилактики             |
|                       |безнадзорности и правонарушений             |
|                       |несовершеннолетних, реабилитационных и      |
|                       |специальных (коррекционных) учреждений для  |
|                       |детей-инвалидов;                            |
|                       |   увеличение количества детей-сирот и      |
|                       |детей, оставшихся без попечения родителей,  |
|                       |передаваемых на воспитание в семьи граждан; |
|                       |   обеспечение эффективной социализации     |
|                       |детей-сирот и интеграции их в общество;     |
|                       |   увеличение объемов государственной       |
|                       |поддержки одаренных детей, численности      |
|                       |одаренных детей - участников предметных     |
|                       |олимпиад, творческих, оздоровительных и     |
|                       |культурных мероприятий;                     |
|                       |   обеспечение отдыха, оздоровления и       |
|                       |занятости детей и подростков                |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————|
|Контроль за исполнением|Контроль реализации Программы осуществляется|
|Программы              |в установленном порядке государственным     |
|                       |заказчиком - координатором Программы  и     |
|                       |государственными заказчиками подпрограмм    |
|                       |совместно с министерством экономического    |
|                       |развития и торговли области, министерством  |
|                       |финансов области в соответствии с           |
|                       |постановлением Правительства Саратовской    |
|                       |области от 3 июня 2003 года N 61-П "О       |
|                       |порядке разработки  и реализации областных  |
|                       |целевых программ"                           |
----------------------------------------------------------------------

                               Введение                               

     Программа   разработана   в    соответствии    с    распоряжением
Правительства  Саратовской  области от 21 апреля 2006 года N 117-Пр "О
подготовке областной целевой программы "Дети Саратовской  области"  на
2007-2010 годы".
     Программа является средством  реализации  согласованной  политики
органов  исполнительной власти области для обеспечения гарантированных
государством прав несовершеннолетних детей, проживающих на  территории
Саратовской области.
     Программа  включает  в  себя   четыре   подпрограммы:   "Здоровое
поколение",  "Дети  и  семья",  в  том числе по направлениям: "Семья с
детьми-инвалидами",  "Профилактика  безнадзорности  и   правонарушений
несовершеннолетних",  "Дети-сироты",  "Одаренные  дети",  "Организация
отдыха, оздоровления  и занятости детей и подростков".

           Содержание проблемы и необходимость ее решения
                        программными методами

     В  Саратовской   области   проживает   374,3   тысячи   семей   с
несовершенно-летними  детьми,  в которых воспитывается более 513 тысяч
детей  в возрасте до 18 лет. В ближайшее десятилетие в области, как  в
целом   по  России,  ожидается уменьшение численности населения моложе
трудоспособного возраста в связи  с  низким  уровнем  рождаемости.  По
сравнению с 2003 годом число детей уменьшилось на 44,3 тысячи или на 8
процентов.   Сокращается   и   количество    многодетных    семей    с
несовершеннолетними  детьми:  2005  год - 11,2 тысячи; 2004 год - 12,9
тысяч. По-прежнему высоким  остается  число  факторов,  способствующих
росту семейного неблагополучия, нарушению социализации детей. Несмотря
на сокращение количества разводов  за  последние  два  года,  все  еще
высока  доля  неполных  семей,  ежегодно  в  области  8-10 тысяч детей
остаются  без  одного  из  родителей,  продолжается  рост   внебрачной
рождаемости.
     Ежегодно увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся  без
попечения  родителей.  На  1  января  2006  года  в  органах  опеки  и
попечительства муниципальных образований  области  состояли  на  учете
10930  несовершеннолетних,  относящихся  к  категории  сирот  и детей,
оставшихся без попечения родителей. Кроме того, ежегодно растет  число
выявленных   детей  из  числа  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей,  за 2005 год выявлены 2470 детей данной категории
(в 2004 году - 2452 чел.,  в 2003 году - 2411 чел.).
     Остается  острой  проблема  социального   сиротства   и   детской
безнадзорности.  Свыше  4,6  тысяч семей находятся в социально опасном
положении  и не  обеспечивают  нормальных  условий  для  воспитания  и
развития более 8 тысяч детей.
     В 2005 году выявлены 642 безнадзорных подростка, что на 1 процент
меньше,    чем    в   2004   году.   Среди   выявленных   безнадзорных
несовершеннолетних 61 процент составляют  родительские  дети.  В  2005
году   11222   родителям,   допустившим   пренебрежение  родительскими
обязанностями,  комиссиями   по  делам  несовершеннолетних   назначено
административное  наказание,  это  на  30 процентов больше, чем в 2004
году. Также увеличилось количество  случаев  привлечения  родителей  к
уголовной  ответственности  за  жестокое  обращение с ребенком: в 2005
году привлечены 90 чел., в 2004 году - 59 чел.
     В настоящее время 19,7 тыс. несовершеннолетних или 3731,4 на  100
тыс.  детско-подросткового  населения  области  страдают  психическими
расстройствами (в 2004 году - 20,067 тыс. чел. или 3686,3 на 100  тыс.
детского     населения).     Среди     психических    расстройств    у
несовершеннолетних преобладают умственная отсталость (50,6 процента) и
психические    расстройства    непсихопатического    характера   (45,8
процента).  Впервые  среди  несовершенно-летних  городов  Саратова   и
Энгельса зарегистрировано 5 случаев алкогольного психоза.
     В  Саратовской  области  проживают  7196   детей-инвалидов   (1,4
процента   от   общей   численности   детей),  в  общеобразовательных,
специальных учреждениях и  на  дому  обучаются  3770  детей-инвалидов.
Численность  необучаемых   по  медицинским  показаниям детей-инвалидов
составляет 934 человека.
     В числе  причин,  способствующих  возникновению  инвалидности   у
детей,  отмечаются  ухудшение  экологической ситуации, неблагоприятные
условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости
родителей.
     С  целью  содействия  решению  перечисленных  проблем  в  области
реализуется областная целевая программа "Дети Саратовской области"  на
2004-2006 годы.
     В рамках подпрограммы "Здоровый ребенок" для  повышения  качества
пренатальной  диагностики  врожденных,  наследственных  заболеваний  и
внутриутробной  инфекции,  совершенствования  профилактики  и  лечения
осложнений у новорожденных детей приобретена ультразвуковая аппаратура
для  проведения  2-го  этапа  скрининга,   препарат   "Куросурф"   для
выхаживания   новорожденных  с  синдромом  дыхательных  расстройств  с
применением длительной искусственной вентиляции  легких.  Приобретение
диагностической  ультразвуковой аппаратуры позволило повысить качество
исследований  и увеличить до  55  процентов  количество  обследованных
беременных   женщин,   проживающих   в   районах   области.   Из  всех
внутриутробных пороков развития плода, зарегистрированных в области  в
2005    году,   60 процентов   выявлены    в   результате   проведения
ультразвукового исследования и биохимического скрининга беременных.
     В 2005  году  показатель  младенческой  смертности  составил  9,1
промилле (в 2004 году - 10,5 промилле; в 2001 году - 17,4 промилле).
     Материнская   смертность   является   важнейшим    мониторинговым
показателем состояния репродуктивного здоровья женщин. По сравнению  с
2004 годом он снизился на 5 процентов и составил  23,0  на  100  тысяч
родившихся  живыми, что соответствует среднероссийскому показателю (РФ
по данным 2004 года - 23,4).
     На  уровень  репродуктивной  патологии  и  заболеваемости   детей
непосредственное   влияние   оказывает   распространенность  патологии
щитовидной  железы  (14  процентов).  Это  связано   с   эндемическими
факторами   йодного   дефицита   на  территории  области.  Однако,  до
настоящего  времени   не  решен  вопрос  проведения  массовой   йодной
профилактики среди населения.
     Способность к воспроизводству  населения  во  многом  зависит  от
состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения.
В течение последних трех  лет  наблюдался  рост  общей  заболеваемости
детей.  Показатель  распространенности отклонений в состоянии здоровья
детей  в области составляет 2082,0  на  1000  детей  (среднероссийский
показатель - 2084,4). Данные диспансеризации детского населения в 2004
году  свидетельствуют,  что  54  процента  детей  имели  отклонения  в
состоянии   здоровья.  Среди  выпускников  школ  только  10  процентов
абсолютно здоровы, около 60 процентов - имеют хронические заболевания,
в  том  числе 20 процентов девушек - нарушения в репродуктивной сфере.
Основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие в учебных
заведениях      здоровьесберегающих     педагогических     технологий,
недостаточное  использование  имеющегося  потенциала  здравоохранения,
социальной  сферы,  образования,  культуры,  физкультуры  и спорта для
сохранения  здоровья  детей,  формирования  позитивных  репродуктивных
установок и семейных ценностей.
     Реализация мероприятий подпрограммы "Профилактика  безнадзорности
и   правонарушений   несовершеннолетних"   обеспечила   снижение  ряда
показателей заболеваемости социально-значимыми заболеваниями.
     Приобретение лекарственных средств  для  лечения  и  реабилитации
социально-дезадаптированных   подростков,  страдающих   наркоманией  и
алкоголизмом,  а  также  тест-систем  для  диагностики  наркотического
состояния   подростков   способствовали   снижению   на  12  процентов
количества несовершеннолетних, состоящих на учете  с  наркологическими
расстройствами,   проведению   более   2,5   тыс.  экспертиз  на  факт
употребления токсических  и наркотических веществ детьми и подростками
ежегодно.  В  2005  году   на  17  процентов  снизилось  число детей и
подростков, эпизодически употребляющих наркотики,  на  6  процентов  -
эпизодически  употребляющих  токсические  вещества,  на 16 процентов -
эпизодически  употребляющих  алкоголь,  на  40   процентов   снизилась
распространенность   алкоголизма   среди   несовершеннолетних.  Однако
распространенность токсикомании среди несовершеннолетних выросла на 19
процентов  и  составила  17,5  на 100 тыс. населения (95 чел.), в 2004
году - 14,7 на 100 тыс. населения (80 чел.).
     Психическое здоровье детей обусловлено как медицинскими,  так   и
социальными    факторами,    такими,    как:   социально-экономическое
неблагополучие части  семей,  растущая  алкоголизация,  внутрисемейные
проблемы.
     В 2005 году была  продолжена  работа  по  выявлению  безнадзорных
детей,   проживающих   в   семьях,  находящихся  в  социально  опасном
положении. По итогам 2005 года учтены 4716  семей,  (на  10  процентов
меньше,  чем   в  2004  году),  в  них  проживает  8267 детей (на 19,8
процента меньше, чем  в 2004 году).
     В   области   сформирована   четкая   межведомственная    система
взаимодействия  органов  системы профилактики детской безнадзорности и
социального сиротства.
     Созданная     сеть     специализированных     учреждений      для
несовершеннолетних,     нуждающихся    в    социальной    реабилитации
(функционируют 6 социально-реабилитационных  центров  и  5  социальных
приютов  на  586  мест)  позволяет  ежегодно  обслуживать около 7 тыс.
детей, в  том  числе  решать  вопросы  экстренного  жизнеустройства  и
перевозки  к месту постоянного жительства детей, самовольно ушедших из
семьи  и  детских  государственных  учреждений,   оказывать   комплекс
реабилитационных услуг.
     В 10 центрах социальной помощи семье и детям "Семья" (в 2006 году
планируется  открыть  еще 4 учреждения), 37 отделениях помощи семье  и
детям  в  структуре  центров  социального  обслуживания  населения  на
социальном  обслуживании  находятся 75,1 тыс. семей, 157,5 тыс. детей;
на социальном патронаже, требующем разработки индивидуальных  программ
реабилитации  состоят  18,5  тыс. семей. При этом основным показателем
результативности работы социальных служб помощи семье и детям является
рост  числа  семей,  снятых  с  учета  в связи с улучшением ситуации в
семье. Только в прошедшем году с учета снято более  750  семей,  свыше
полутора  тысяч переведены  на менее жесткий режим контроля со стороны
служб   системы   профилактики.   Однако   согласно  ГОСТ Р 52143-2003
"Социальное  обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" и
ГОСТ Р 52142-2003   "Социальное   обслуживание   населения.   Качество
социальных   услуг"   обеспеченность   населения  Саратовской  области
учреждениями социального обслуживания семьи и детей недостаточная:  10
функционирующих против 52 по нормативам.
     Получил дальнейшее распространение  опыт  реабилитации  детей   и
подростков   в   семейных   условиях.   В   настоящее  время  семейные
воспитательные группы  функционируют  во  всех  детских  социозащитных
учреждениях.  Всего в 2005 году действовали 108 семейно-воспитательных
групп, в которых проходили социальную реабилитацию 297 детей (2004 год
- 57 групп и 109 детей).
     Реализация мероприятий подпрограммы "Профилактика  безнадзорности
и   правонарушений  несовершеннолетних",  направленных  на  укрепление
материально-технической базы  социозащитных  учреждений  и  учреждений
дополнительного  образования,  развитие новых форм и видов социального
обслуживания,  в   том   числе   реализацию   опытно-эксперементальных
(пилотных)    проектов   и   программ   по   социальной   реабилитации
несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в
трудной жизненной ситуации, способствовала:
     повышению  результативности  реабилитационных  мероприятий    (из
числа   детей,   прошедших   реабилитацию   в   детских  социозащитных
учреждениях, в 2005 году возвращены в семью - 65,8  процента,  в  2004
году - 59 процентов);
     снижению  количества  семей,  находящихся  в  социально   опасном
положении (в 2005 году - 4793 семей, в 2004 году - 6450 семей);
     снижению  распространенности  наркологических  заболеваний  среди
несовершеннолетних  с 213,6 на 100 тыс. детского населения в 2004 году
до 188,5 в 2005 году.
     Отстает  от  потребности  количество  учреждений  дополнительного
образования  детей.  Действующие  и  вновь открытые учреждения системы
профилактики детской безнадзорности размещены в помещениях,  требующих
капитального    ремонта,   и   нуждаются   в   оснащении   современным
коррекционно-реабилитационным оборудованием.
     Остро ощущается дефицит  квалифицированных  кадров  по  работе  с
безнадзорными и беспризорными детьми. Не все общеобразовательные школы
в достаточном  количестве  укомплектованы  психологами  и  социальными
педагогами.  По-прежнему ограничен доступ к получению социальных услуг
семьям с несовершеннолетними детьми, проживающим в сельской местности.
С  целью  повышения  эффективности профилактических и реабилитационных
мероприятий, проводимых как с ребенком, так и с родителями,  требуется
разработка  и  внедрение  в  практику  работы социозащитных учреждений
новых форм и технологий по работе с семьей.
     Приоритетным  направлением  социальной   политики   в   отношении
детей-инвалидов  является  комплексная  реабилитация детей-инвалидов и
создание доступной среды  жизнедеятельности,  практические  результаты
которых   обеспечат  детям  данной  категории  возможность  социальной
адаптации  с последующей интеграцией в общество.
     В области создана и успешно функционирует  сеть  реабилитационных
учреждений,   осуществляющих   медико-социальную   и  профессиональную
реабилитацию детей-  инвалидов,  из  них:  областной  реабилитационный
центр  для  детей  и  подростков  с  ограниченными  возможностями  (на
патронаже состоят более 4 тыс. чел.); Вольский реабилитационный  центр
для  детей   и  подростков  с ограниченными возможностями (обслуживает
ежегодно более 1,2 тыс. чел.); Ершовский  реабилитационный  центр  для
детей  и  подростков  с ограниченными возможностями (ежегодно проходят
реабилитацию более 900  детей);  филиал  областного  реабилитационного
центра  для  детей   и  подростков  с  ограниченными  возможностями  в
г.Марксе (на патронаже состоят 350 детей-инвалидов); 3 детских дома  -
интерната   для   детей-инвалидов  (проживают  445  детей-инвалидов  с
нарушением  интеллекта);  дом  ребенка  для   детей   с   заболеванием
центральной   нервной   системы  и  нарушением  психики  на  75  мест;
Саратовское профессиональное училище-интернат для инвалидов (обучаются
130    инвалидов    молодого    возраста);    областная    комплексная
детско-юношеская   спортивно-адаптивная    школа    "Реабилитация    и
физкультура"    (реабилитация   685   детей-инвалидов   с   поражением
опорно-двигательного аппарата, нарушением  слуха,  зрения,  интеллекта
средствами адаптивной физической культуры и спорта).
     Положительным  результатом  работы  реабилитационных   учреждений
области  является улучшение состояния у 80 процентов детей, получивших
курс  реабилитации  с  применением   реабилитационного   оборудования;
развитие   у   них   возможности  самообслуживания,  бытовых  навыков,
происходит коррекция психоречевых  и  эмоционально-волевых  нарушений,
повышение познавательных способностей.
     Реабилитация  детей-инвалидов  осуществляется  также  в  лечебных
учреждениях   области.   В   2005   году   в  поликлиниках  и  детских
консультациях при ЦРБ оздоровлен 3721 ребенок-инвалид,  в  стационарах
районных ЛПУ прошли реабилитацию 1392 ребенка, в Саратовской областной
детской клинической больнице - 536 детей-инвалидов.
     Санаторно-курортное  лечение   в   санаториях   регионального   и
российского значения предоставлено 783 детям-инвалидам.
     Дети-инвалиды,   нуждающиеся   по   медицинским   показаниям    в
протезировании и технических средствах реабилитации, обеспечены в 2005
году  в  соответствии   с   индивидуальной   программой   реабилитации
полностью  протезно-ортопедическим  изделиями  (905  детей-инвалидов),
креслами-колясками  и слуховыми аппаратами.
     В 2004  году  в  рамках  подпрограммы  "Дети-инвалиды"  областной
целевой   программы  "Дети  Саратовской  области"  на  2004-2006  годы
реабилитационные учреждения были оснащены современным оборудованием  и
автотранспортом,    что    позволило    обеспечить   реабилитационными
мероприятиями  более  300  детей-инвалидов.  Проведение   капитального
ремонта детских домов-интернатов Базарно-Карабулакского, Дергачевского
и Марксовского районов области позволило улучшить  условия  проживания
426 детей-инвалидов. По аналогичной федеральной целевой программе было
получено медицинское,  реабилитационное  оборудование,  автотранспорт,
оборудование  для  парикмахерской,  столярное оборудование и средства,
облегчающие уход за лежачими детьми.
     В  2005  году  во  всех  реабилитационных   учреждениях   области
обеспечены   реабилитационной   помощью   5478   детей-инвалидов,  что
составляет 76 процентов от потребности. Это  связано  с  недостаточной
оснащенностью     современным    оборудованием    и    автотранспортом
реабилитационных учреждений области. Кроме того, по-прежнему ограничен
доступ    к    получению   реабилитационных   услуг   детям-инвалидам,
проживающим  в  сельских   районах   области,   недостаточно   развита
подготовка  квалифицированных  кадров  для работы с детьми-инвалидами.
Детские  дома-интернаты  для  умственно  отсталых  детей,  в   которых
проживают   6,2   процента   от   общей  численности  детей-инвалидов,
располагаются  в  ветхих  зданиях,  нуждающихся  в   реконструкции   и
капитальном ремонте.
     На  территории  Саратовской  области  действуют  52   интернатных
учреждения,  в  том  числе  22  учреждения  для  детей-сирот  и детей,
оставшихся   без   попечения   родителей:   18   детских   домов,    4
общеобразовательные   школы-интерната   для   детей-сирот   и   детей,
оставшихся  без   попечения   родителей,    а   также   4   санаторные
школы-интерната,    2    общеобразовательные    школы-интерната,    21
коррекционная школа-интернат для детей с недостатками  физического   и
умственного  развития,  специальная школа закрытого типа и 2 кадетские
школы-интернаты.
     На  1  января  2006   года   в   учреждениях   интернатного  типа
воспитывались   5226  человек,  из  которых  2648  (50,8  процента)  -
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей.  Остальные  -
дети  из социально-незащищенных семей, инвалиды, дети с отклонениями в
развитии.
     По итогам 2004-2005 учебного года число  выпускников  интернатных
учреждений  из  числа  детей-сирот  и  детей, оставшихся без попечения
родителей, составило 628 человек (2004 год - 452 человека). Продолжили
обучение  в  10 классе - 44 человек, в профессиональных училищах - 305
человек, призваны в ряды Российской Армии - 25 человек,  трудоустроены
-  157 человек, выбыли в другую область - 14 человек, не трудоустроены
43 человека, в том числе по болезни - 22 человека.
     Основной формой защиты детей, оставшихся без попечения родителей,
является  их устройство в семьи. Из общего количества выявленных детей
в 2005 году переданы на воспитание в семьи  граждан  1527  детей-сирот
и  детей,  оставшихся без попечения родителей (67,7 процента), из них:
под опеку  -  1189  детей,  усыновлены  -  338  детей  (в  том  числе:
гражданами  Российской Федерации - 233 ребенка, гражданами иностранных
государств - 105),  в приемную семью - 8 человек, возвращены родителям
- 138 человек.
     Реализация подпрограммы "Дети-сироты" областной целевой программы
"Дети  Саратовской  области"  на  2004-2006  годы, а также аналогичной
федеральной целевой программы позволила:
     довести показатель обеспеченности воспитанников компьютерами с 34
человек на 1 компьютер в 2004 году до 26 человек - в 2005 году;
     увеличить  долю   выпускников   учреждений   интернатного   типа,
продолживших    обучение    в    учреждениях    среднего   и   высшего
профессионального образования, с 5,8  процента  в  2004  году  до  6,4
процента в 2005 году;
     увеличить долю учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения  родителей,  соответствующих  нормам  и  требованиям  правил
пожарной безопасности с 77 процентов в 2004 году до 100 процентов 2005
году.
     Однако, существующая сеть учреждений  интернатного  типа  области
не  в  полной  мере  отвечает современным педагогическим и техническим
требованиям. Большинство  данных  учреждений  нуждаются  в  проведении
капитального ремонта, реконструкции, техническом переоснащении.
     Требует особого внимания проблема обеспечения жильем  выпускников
интернатных  учреждений.  В  области сформирован банк данных о наличии
или отсутствии жилья у  детей,  лишенных  родительского  попечения  (в
возрасте  от 0 до 23 лет). По состоянию на 1 января 2006 года не имеет
закрепленной жилой площади 2031 человек.
     На  финансирование  расходов  для  предоставления   субсидий   на
строительство  (приобретение)  жилых  помещений детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей,  в  соответствии  с  подпрограммой
"Дети-сироты"  областной  целевой программы "Дети Саратовской области"
на 2004-2006 годы было предусмотрено  22  млн  рублей  из  расчета  25
квартир  в  год.  Фактически  за период с 2002 года по 2005 год на эти
цели выделено 9 млн рублей (приобретены 43 квартиры).
     В соответствии с Законом Саратовской  области  "О  предоставлении
жилых  помещений  в  Саратовской  области"  сформирован  список на 110
выпускников 2005  и  2006  годов,  нуждающихся  в  обеспечении  жилыми
помещениями.
     В 2005 году за счет средств областного  и  федерального  бюджетов
всеми формами отдыха и оздоровления охвачены 305386 детей и подростков
(в  2004  году  -  305186  человек).  В  том  числе  в  летний  период
оздоровлены  156200 детей с хроническими заболеваниями - 98,7 процента
от числа детей диспансерной  группы.  Показатель  общей  эффективности
оздоровления  детей  в  2005  году  составил 92,3 процента, что на 2,3
процента больше в сравнении с аналогичным периодом  прошлого  года.  В
целях   сохранения  и  расширения  инфраструктуры  детского  отдыха  в
области, повышения его эффективности  и качества необходимо продолжить
укрепление  материально-технической  базы  загородных  оздоровительных
лагерей, реабилитационных центров, отделений помощи семье и детям  при
центрах  социального  обслуживания  населения.  Необходимо  обеспечить
приобретение путевок в оздоровительные учреждения области и Российской
Федерации прежде всего для детей из малообеспеченных семей.
     Организация досуговых групп (лагерей с дневным  пребыванием)  при
учреждениях  социального  обслуживания  населения и специализированных
учреждениях   для   несовершеннолетних,   нуждающихся   в   социальной
реабилитации,  позволит  обеспечить  отдых  и  оздоровление, занятость
детей, попавших в социально опасное положения из семей "группы риска".
В     целях     укрепления    внутрисемейных    связей,    продолжения
реабилитационной  работы  с  детьми  и  родителями  в  летний  период,
необходима организация семейного отдыха.
     В результате сложившейся в области системы  работы  с  одаренными
детьми  возросло  количество участников областных олимпиад, повысилась
результативность участия детей и подростков в областных, всероссийских
олимпиадах,  форумах,  конференциях  (2003 год - 2165 чел., 2004 год -
2197 чел., 2005 год - 2199 чел.).
     С целью оказания государственной поддержки  и  социальной  защиты
талантливых  детей  в  рамках  подпрограммы "Одаренные дети" учреждены
именные губернаторские  стипендии:  155  учащимся  общеобразовательных
школ,  10  учащимся  образовательных  учреждений  культуры и искусств.
Победители и призеры областных предметных олимпиад в  количестве   120
человек  приняли  участие  в  летней  профильной  смене  для одаренных
учащихся  по  естественно-математическому   и   гуманитарному   циклам
предметов  на  базе  детского  оздоровительного центра "Восход". Более
200 воспитанников интернатных учреждений области поощрены поездкой  на
отдых  в  Болгарию. Обеспечено участие 6 чел. (победители областных  и
всероссийских олимпиад) в театрализованном бале "Выпускник - 2005"   в
Государственном Кремлевском Дворце.
     За годы реализации областной целевой программы "Дети  Саратовской
области"  на  2004-2006  годы были сформированы основы законодательной
базы, найдены новые механизмы осуществления  государственной  семейной
политики,  получили  дальнейшее  развитие  институты поддержки детей и
семьи,  направленные  на  предупреждение,  профилактику  и  разрешение
проблем социального неблагополучия.
     В области разработан и реализуется ряд нормативно-правовых актов,
направленных  на  улучшение положения детей: Концепция демографической
политики в Саратовской области  на  период  до  2015  года,  Концепция
семейной  политики  Саратовской  области  на 2006-2010 годы, Концепция
развития  системы  социального  обслуживания   населения   Саратовской
области   до   2010   года,   областные   целевые  программы:  "Охрана
репродуктивного  здоровья  населения"  на  2006-2008  годы,  "Развитие
физической культуры и спорта в Саратовской области" на 2005-2008 годы.
     Накопленный опыт программно-целевого подхода к решению задач   по
улучшению   положения   детей,   мониторинг   реализации   мероприятий
предыдущей  программы,  наличие  ряда  нерешенных  проблем,  а   также
социально-экономическая   и   демографическая   ситуации   в   области
подтверждают целесообразность и необходимость  продолжения  работы  по
улучшению положения детей в рамках новой областной целевой программы.

                       Цели и задачи Программы                        

     Целями Программы  являются  создание  благоприятных  условий  для
комплексного   развития   и   жизнедеятельности   детей,   обеспечение
государственной социальной  поддержки  детям,  находящимся  в  трудной
жизненной ситуации.
     Достижение  указанных  целей  будет   осуществляться   в   рамках
реализации подпрограмм, входящих в Программу.

                  Подпрограмма "Здоровое поколение"                   

     Основной целью подпрограммы является  сохранение,  восстановление
и укрепление здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни.
     Для достижения основной цели требуется решение следующих задач:
     обеспечение  безопасного  материнства,   создание   условий   для
рождения желанных и здоровых детей;
     осуществление мероприятий, направленных на  профилактику  детской
заболеваемости и инвалидности;
     создание  условий  для  предупреждения  случаев   материнской   и
младенческой смертности;
     развитие  системы  сохранения  и  укрепления  здоровья  детей   в
образовательных учреждениях;
     укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических
учреждений родовспоможения и детства.
                                                                      
                     Подпрограмма "Дети и семья"                      

     Основными целями подпрограммы  являются:  обеспечение  социальной
поддержки и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации;   профилактика    социального    сиротства    и    семейного
неблагополучия; комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами,
обеспечение условий для их полноценной жизни и интеграции в  общество;
развитие вариативных семейных форм устройства детей-сирот.
     В   рамках    направления    "Профилактика    безнадзорности    и
правонарушений несовершеннолетних" предусматривается решение следующих
задач:
     создание условий для  эффективной  реабилитации  и  всестороннего
развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
     развитие   инновационных   технологий   и    форм    профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     расширение спектра и  повышение  качества  предоставляемых  услуг
детям,   оказавшимся   в   трудной   жизненной  ситуации,  обеспечение
доступности социальных услуг для несовершеннолетних;
     создание условий для  духовного  и  физического  развития  детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
     В    рамках    направления    "Семья     с     детьми-инвалидами"
предусматривается решение следующих задач:
     создание  базы  данных  о  детях-инвалидах  и   семьях,   имеющих
детей-инвалидов;
     расширение спектра и  повышение  качества  предоставляемых  услуг
семьям  с  детьми-инвалидами,  обеспечение территориальной доступности
социальных услуг детям с ограниченными возможностями;
     совершенствование        методов        социокультурной         и
профессионально-трудовой реабилитации детей-инвалидов;
     укрепление  материально-технической  базы   реабилитационных    и
специальных (коррекционных) учреждений для детей-инвалидов;
     совершенствование   информационно-методического    и    кадрового
обеспечения  деятельности  учреждений, предоставляющих услуги семьям с
детьми-инвалидами.
     В  рамках  направления  "Дети-сироты"  предусматривается  решение
следующих задач:
     развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения
родителей;
     развитие  системы  постинтернатной  адаптации  и  жизнеустройства
воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей;
     обеспечение  качественного  и  конкурентоспособного   образования
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
     укрепление   материально-технической    базы    учреждений    для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

                    Подпрограмма "Одаренные дети"                     

     Основной целью  подпрограммы  является  обеспечение  условий  для
личностной,     социальной    самореализации    и    профессионального
самоопределения способных и талантливых детей и подростков.
     Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
     развитие системы выявления и поддержки одаренных детей;
     ресурсное  обеспечение  учреждений  образования,  работающих    с
одаренными детьми;
     создание на областном уровне системы научного,  методического   и
информационного обеспечения работы с одаренными детьми.

            Подпрограмма "Организация отдыха, оздоровления            
                   и занятости детей и подростков"                    

     Основной целью подпрограммы является обеспечение занятости  детей
и  подростков в том числе в период летних каникул, укрепление здоровья
подрастающего поколения.
     Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
     сохранение    инфраструктуры    детского    отдыха,    укрепление
материально-технической базы детских оздоровительных учреждений;
     совершенствование подготовки педагогических кадров для работы   с
детьми в оздоровительных учреждениях;
     создание   благоприятных   условий   для   развития    творческих
способностей детей и подростков.

                   Ресурсное обеспечение Программы                    

     Общий объем финансирования Программы за счет  средств  областного
бюджета составляет 1861932,45 тыс. рублей, из них:
     в 2007 году - 493826,4 тыс. рублей;
     в 2008 году - 450500,825 тыс. рублей;
     в 2009 году - 455322,9 тыс. рублей;
     в 2010 году - 462282,325 тыс. рублей.

----------------------------------------------------------------------
|N  | Наимено- |   Всего  |                в том числе:              |
|п/п| вание    |    из    |-------------------------------------------                                          
|   | меро-    |областного|  2007   |  2008    |  2009   |  2010     |                                          
|   | приятий  |  бюджета |  год    |  год     |  год    |  год      |                                          
|   |          |  (тыс.   |         |          |         |           |                                 
|   |          | рублей)  |         |          |         |           |                                 
|———|——————————|——————————|—————————|——————————|—————————|———————————|
|   |Всего по  |1861932,45| 493826,4|450500,825| 455322,9| 462282,325|
|   |программе,|          |         |          |         |           |
|   |в том     |          |         |          |         |           |
|   |числе:    |          |         |          |         |           |
|———|——————————|——————————|—————————|——————————|—————————|———————————|
| 1.|капиталь- |  44000,0 |  12000,0|  22000,0 |  10000,0|           |
|   |ные       |          |         |          |         |           |
|   |вложения  |          |         |          |         |           |
|———|——————————|——————————|—————————|——————————|—————————|———————————|
| 2.|текущие   |1817932,45| 481826,4|428500,825| 445322,9| 462282,325|
|   |расходы   |          |         |          |         |           |
----------------------------------------------------------------------
     Объемы  финансирования   программных   мероприятий   из   средств
областного   бюджета   согласовываются   государственными  заказчиками
подпрограмм  с исполнителями соответствующих  мероприятий  и  подлежат
ежегодному уточнению.

                    Механизм реализации Программы                     

     Государственным   заказчиком-координатором   Программы   является
министерство   здравоохранения   и   социальной   поддержки   области,
государственными    заказчиками     подпрограмм     -     министерство
здравоохранения   и   социальной   поддержки   области,   министерство
образования области.
     Ответственными за  выполнение  подпрограмм  являются  исполнители
подпрограмм.
     Министерство  здравоохранения  и  социальной  поддержки   области
обеспечивает   координацию   деятельности  государственных  заказчиков
подпрограмм, исключающую дублирование программных мероприятий.
     Государственные    заказчики    подпрограмм    осуществляют     в
установленном  порядке  меры  по  полному  и  качественному выполнению
мероприятий соответствующих подпрограмм, каждое полугодие представляют
отчеты координатору Программы с соответствующим заключением.

      Организация управления и контроль за реализацией Программы      

     Взаимодействие  между  государственными  заказчиками  подпрограмм
осуществляет   государственный   заказчик-координатор  -  министерство
здраво-охранения и социальной поддержки области.
     Текущее   управление   реализацией   подпрограмм   осуществляется
органами   исполнительной   власти   -   государственными  заказчиками
соответствующих подпрограмм.
     Ежегодно при формировании бюджета  на  очередной  финансовый  год
министерство   здравоохранения   и  социальной  поддержки  области,  с
участием   государственных   заказчиков   подпрограмм,    министерства
экономического  развития  и  торговли  области и министерства финансов
области  уточняет  основные  показатели  и  затраты   по   программным
мероприятиям,  оценочные  показатели,  состав  исполнителей  и  вносит
соответствующие предложения  в Правительство области.
     Контроль  исполнения   Программы   осуществляется   министерством  
здравоохранения   и   социальной   поддержки   области   совместно   с  
министерством   экономического   развития   и   торговли   области   в  
соответствии  с  постановлением  Правительства  Саратовской области от 
3  июня  2003  года  N 61-П  "О  порядке   разработки   и   реализации 
областных целевых программ" 


Приложение 
к областной целевой программе 
"Дети Саратовской области" 
на 2007-2010 годы 
(не приводится см. источник опубликования))

Информация по документу
Читайте также