Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Саратовской области от 27.09.2006 № 58-2353

 



                      САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА                      

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

                         27.09.2006 N 58-2353                         

                              г.Саратов                               


       О законодательной инициативе Саратовской областной Думы
      по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания
          Российской Федерации проекта федерального закона
       "О социальной поддержке граждан, проживающих в районах
        расположения объектов использования атомной энергии"


     В соответствии со статьей 104  Конституции  Российской  Федерации
Саратовская областная Дума

                            ПОСТАНОВЛЯЕТ:                             

     1. Внести     в     порядке    законодательной    инициативы    в   
Государственную   Думу   Федерального  Собрания  Российской  Федерации 
проект   федерального   закона   "О  социальной   поддержке   граждан,  
проживающих  в  районах  расположения  объектов  использования атомной 
энергии".
      2. Назначить   Писного   Леонида   Александровича,   заместителя
Председателя   Саратовской   областной   Думы,  председателя  комитета
Саратовской  областной Думы по вопросам индустриальной, строительной и
коммунальной    политики,   официальным   представителем   Саратовской
областной Думы при рассмотрении названной законодательной инициативы в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
     3. Направить указанный проект федерального закона на заключение в
Правительство Российской Федерации.


     Председатель 
     Саратовской областной Думы                        П.В.Большеданов

     Секретарь
     Саратовской областной Думы                          А.Е.Полещиков



                                  Вносится Саратовской областной Думой

                                                                Проект

                          Федеральный закон                           


        О социальной поддержке граждан, проживающих в районах
         расположения объектов использования атомной энергии

     Настоящий  Федеральный  закон  в  соответствии   с   Конституцией
Российской   Федерации  и  законодательством  Российской  Федерации  в
области использования атомной энергии и социальной поддержки населения
устанавливает    правовые   основы   социальной   поддержки   граждан,
проживающих, или осуществляющих трудовую деятельность, или  проходящих
военную   службу   в   пределах  зоны  наблюдения  ядерных  установок,
радиационных источников или  пунктов  хранения  ядерных  материалов  и
радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.

                      Статья 1. Основные понятия                      

     В настоящем Федеральном законе  используются  следующие  основные
понятия:
     объекты  использования  атомной  энергии  -  ядерные   установки,
радиационные   источники,   пункты   хранения   ядерных  материалов  и
радиоактивных  веществ,  хранилища  радиоактивных  отходов  (далее   -
объекты использования атомной энергии);
     атомная станция - ядерная установка для  производства  энергии  в
заданных  режимах  и  условиях  применения, располагающаяся в пределах
определенной проектом территории;
     зона наблюдения - устанавливаемая  в  районе  размещения  объекта
использования атомной энергии особая территория, на которой проводится
радиационный контроль; необходимость установления зоны наблюдения,  ее
размеры  и  границы  определяются  в  проекте   объекта  использования
атомной энергии на основании характеристик его безопасности;
     граждане,  проживающие  в  пределах   зоны   наблюдения   объекта
использования  атомной  энергии,  - граждане, постоянно проживающие на
указанной  территории  (или  временно  проживающие  при   условии   их
проживания на указанной территории не менее 20 дней в месяц);
     граждане, осуществляющие трудовую деятельность  в  пределах  зоны
наблюдения   объекта   использования  атомной  энергии,  -  работники,
осуществляющие  трудовую  деятельность  по  трудовому   договору   или
договору  гражданско-правового характера, при условии их нахождения на
указанной  территории  не  менее  20  дней  в  месяц  (за  исключением
работников указанного объекта);
     граждане, проходящие военную службу в  пределах  зоны  наблюдения
объекта   использования   атомной   энергии,   -   офицерский  состав,
прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, сержантский и
рядовой  состав,  находящийся на действительной срочной военной службе
в  Вооруженных  Силах  Российской   Федерации,   войсках   и   органах
государственной   безопасности,  внутренних  войсках,  железнодорожных
войсках и других воинских формированиях, а также лица  начальствующего
и рядового состава органов внутренних дел при условии их нахождения на
указанной  территории  не  менее  20  дней  в  месяц  (за  исключением
военнослужащих,   проходящих   службу   непосредственно  на  указанном
объекте).

        Статья 2. Предмет регулирования и принципы настоящего         
                         Федерального закона                          

     1. Предметом   регулирования   настоящего   Федерального   закона
являются   общественные   отношения,  возникающие  между  федеральными
органами  исполнительной  власти,   органами   исполнительной   власти
субъектов  Российской  Федерации,  органами  местного  самоуправления,
организациями,  эксплуатирующими   ядерные   установки,   радиационные
источники и пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ
(далее  -  эксплуатирующие  организации),  а   также   собственниками,
владельцами и пользователями этих объектов и гражданами, проживающими,
или осуществляющими трудовую  деятельность,  или  проходящими  военную
службу  в  пределах  зоны  наблюдения указанных объектов использования
атомной энергии.
     2. Основными принципами регулирования данных отношений являются:
     доступность,  своевременность   и   бесплатность   предоставления
информации   о  дополнительных  факторах  риска  или  особых  условиях
проживания,  осуществления  трудовой  деятельности   или   прохождения
военной  службы  в  пределах  зоны  наблюдения  объекта  использования
атомной энергии, а также ее полнота и достоверность;
     дифференциация   социально-экономических   компенсаций   и    мер
социальной   поддержки   в   зависимости   от   типа  и  характеристик
безопасности  ядерных  установок,  радиационных  источников,   пунктов
хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
     адресный характер предоставления  компенсаций  и  мер  социальной
поддержки;
     обеспечение   поддержания   стандарта    социально-экономического
развития  территорий,  на  которых  расположены  объекты использования
атомной энергии;
     социально-экономическое   партнерство   органов    исполнительной
власти,  органов  местного  самоуправления  и  собственников  объектов
использования атомной энергии, а также эксплуатирующих организаций для
создания благоприятных условий развития и работы атомной отрасли.
     3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на
объекты  использования  атомной энергии, не имеющие зоны наблюдения, а
также на объекты, зона  наблюдения  которых  совпадает  с  территорией
объекта,  пределами  здания  или  помещения,  в  котором  этот  объект
находится.

    Статья 3. Правовое регулирование социальной поддержки граждан,    
        проживающих, или осуществляющих трудовую деятельность,        
  или проходящих военную службу в пределах зоны наблюдения объектов   
                    использования атомной энергии                     

     1. Законодательство о социальной поддержке граждан,  проживающих,
или  осуществляющих  трудовую  деятельность,  или  проходящих  военную
службу в  пределах  зоны  наблюдения  объектов  использования  атомной
энергии, состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных
законов  и  иных  нормативных  правовых  актов  Российской  Федерации,
законов   и  иных  нормативных  правовых  актов  субъектов  Российской
Федерации.
     2. Если международным договором Российской Федерации  установлены
правила  иные,  чем  те,  которые  предусмотрены настоящим Федеральным
законом, то применяются правила международного договора.

      Статья 4. Меры социальной поддержки граждан, проживающих,
              или осуществляющих трудовую деятельность,
            или проходящих военную службу в пределах зоны
          наблюдения объектов использования атомной энергии

     1. Все  граждане,  проживающие,   или   осуществляющие   трудовую
деятельность, или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения
объектов использования атомной энергии,  имеют  право  на  обеспечение
мер социальной поддержки.
     2. К  мерам   социальной   поддержки,   гарантируемым   настоящим
Федеральным законом, относятся:
     специальное   медицинское   и   психологическое   наблюдение    и
обследование (диспансеризация);
     обеспечение средствами профилактики и индивидуальной защиты;
     обеспечение социально-правовой и консультативной помощи;
     добровольное обучение населения мерам радиационной безопасности;
     пользование    объектами    медико-социальной     инфраструктуры,
находящимися  на территории объектов использования атомной энергии или
в ведении эксплуатирующих организаций.
     3. Дополнительные меры социальной поддержки граждан, проживающих,
или  осуществляющих  трудовую  деятельность,  или  проходящих  военную
службу в  пределах  зоны  наблюдения  объектов  использования  атомной
энергии,   могут   быть   определены   эксплуатирующими  организациями
отдельных объектов использования атомной  энергии  по  согласованию  с
органами   местного  самоуправления  территорий,  в  пределах  которых
расположены зоны наблюдения этих объектов, и  включены  в  комплексные
программы  их  социально-экономического  развития,  разрабатываемые  и
утверждаемые в установленном законодательством порядке.
     4. Порядок    предоставления    мер    социальной   поддержки   и
осуществления    контроля    за    их    реализацией   устанавливается
Правительством Российской Федерации.

  Статья 5. Компенсации, предоставляемые гражданам, проживающим, или  
         осуществляющим трудовую деятельность, или проходящим         
          военную службу в пределах зоны наблюдения объектов          
                    использования атомной энергии                     

     1. Граждане,    проживающие,    или    осуществляющие    трудовую
деятельность, или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения
объектов использования  атомной  энергии,  имеют  право  на  получение
компенсаций  за  дополнительные  факторы  риска  или за особые условия
проживания, или осуществления трудовой деятельности,  или  прохождения
военной  службы  в  форме ежемесячных денежных выплат, направленных на
компенсацию части фактически  произведенных  ими  расходов  по  оплате
коммунальных  услуг  по  электроснабжению  в пределах социальной нормы
потребления, установленной субъектами Российской Федерации.
     2. Размеры указанных компенсаций дифференцируются  в  зависимости
от  типа  и  характеристик  безопасности объекта использования атомной
энергии и составляют:
     для   граждан,   проживающих,   или    осуществляющих    трудовую
деятельность, или проходящих военную службу в пределах зоны наблюдения
атомных станций, вооружений и комплексов с промышленными реакторами  и
предприятий   по   переработке  работавшего  ядерного  топлива,  -  50
процентов расходов по оплате электрической энергии;
     для   граждан,   проживающих,   или    осуществляющих    трудовую
деятельность, или проходящих военную службу в пределах зоны наблюдения
сооружений и  комплексов  с  экспериментальными  и  исследовательскими
реакторами,  критическими  и  подкритическими  ядерными стендами, - 40
процентов расходов по оплате электрической энергии;
     для   граждан,   проживающих,   или    осуществляющих    трудовую
деятельность, или проходящих военную службу в пределах зоны наблюдения
пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ,  хранилищ
радиоактивных   отходов,   -   30   процентов   расходов   по   оплате
электрической энергии.
     3. Указанные в части  2  настоящей  статьи  ежемесячные  денежные
выплаты    предоставляются    на   основании   заявления   гражданина,
проживающего,   или   осуществляющего   трудовую   деятельность,   или
проходящего   военную   службу  в  пределах  зоны  наблюдения  объекта
использования атомной энергии, в органы социальной защиты населения по
месту  его  жительства,  или  осуществления трудовой деятельности, или
прохождения военной службы соответственно.
     4. Порядок     предоставления     компенсаций     устанавливается
Правительством Российской Федерации.

        Статья 6. Финансирование мероприятий, предусмотренных         
                    настоящим Федеральным законом                     

     1. Источниками финансирования расходов, связанных  с  реализацией
настоящего Федерального закона, являются целевые средства федерального
бюджета.
     2. Порядок финансирования указанных расходов, в том числе порядок
компенсации  организациям  независимо от организационно-правовой формы
и формы собственности  и  органам  местного  самоуправления  расходов,
связанных  с  реализацией настоящего Федерального закона в части норм,
отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской
Федерации.

      Статья 7. Вступление в силу настоящего Федерального закона      

     Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года.


     Президент
     Российской Федерации                                      В.Путин


                        Пояснительная записка                         
    к проекту федерального закона "О социальной поддержке граждан,    
      проживающих в районах расположения объектов использования
                          атомной энергии"


      Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ  "О  внесении
изменений  в  законодательные  акты  Российской  Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской  Федерации
в  связи  с  принятием  федеральных  законов  "О  внесении изменений и
дополнений  в  Федеральный  закон  "Об  общих  принципах   организации
законодательных    (представительных)    и    исполнительных   органов
государственной власти субъектов Российской  Федерации"  и  "Об  общих
принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(далее - ФЗ N 122) заложил основы перехода к новой системе  социальной
поддержки  граждан  Российской Федерации, основанной на замене льгот в
натуральной форме  на  денежные  компенсации  и  введении  эффективных
правовых  механизмов,  обеспечивающих сохранение и возможное повышение
ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики
их  правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Одним  из  таких  обстоятельств  является   проживание   граждан    на
территориях расположения объектов использования атомной энергии.
     Вопросы социальной поддержки  указанной  в  проекте  федерального
закона  категории  граждан  регламентируются  федеральными законами, в
которые ФЗ N 122 внес существенные изменения, в том числе в  отношении
вопросов  социальной поддержки.
     Федеральный   закон   от  21  ноября  1995  года  N 170-ФЗ   "Об
использовании  атомной  энергии"  в числе основных принципов правового
регулирования в области использования  атомной  энергии  устанавливает
принцип  обеспечения  социальной защиты граждан, проживающих в районах
расположения объектов использования атомной энергии. Статья 9  данного
Закона  относит  вопросы,  связанные с принятием мер социальной защиты
граждан, к полномочия  Правительства Российской Федерации.
     В статье 25  Федерального закона от 9 января 1996 года  N 3-ФЗ "О
радиационной   безопасности    населения"    (в   редакции  ФЗ  N 122)
содержится  норма,   согласно   которой   граждане,   проживающие   на
территориях,   прилегающих   к   организациям,   которые  осуществляют
деятельность с использованием источников ионизирующего излучения  и  в
которых   существует   возможность  превышения  установленных   данным
Законом основных пределов доз, имеют право на социальную поддержку.  В
этом  праве на социальную поддержку реализуются социальные гарантии за
повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения  убытков
их   имуществу,  обусловленных  возможным  радиационным  воздействием.
Согласно статье 5 Федерального  закона  "О  радиационной  безопасности
населения"  установление порядка определения таких социальных гарантий
относится к полномочиям Российской  Федерации  в  области  обеспечения
радиационной безопасности.
      Порядок  предоставления   мер   социальной   поддержки    должен
устанавливаться законом (статья 25 Федерального закона "О радиационной
безопасности населения"). В настоящее  время  такого  закона,  который
определял бы порядок предоставления мер социальной поддержки указанной
категории граждан, не существует.
      В соответствии со статьей  7  Конституции  Российской  Федерации
Российская  Федерация  –  социальное  государство,  политика  которого
направлена  на  создание  условий,  обеспечивающих   достойную   жизнь
человека и установление гарантий социальной защиты.
      Отсутствие    правовых    норм,     регламентирующих     порядок
предоставления   мер  социальной  поддержки  граждан,  проживающих  на
территориях  расположения  объектов  использования  атомной   энергии,
является  нарушением не только федерального законодательства в области
использования атомной энергии и радиационной  безопасности  населения,
но и конституционных основ прав граждан.


                 Финансово-экономическое обоснование                  
     проекта федерального закона "О социальной поддержке граждан,     
      проживающих в районах расположения объектов использования       
                           атомной энергии"                           

     В пределах зон наблюдения объектов использования атомной  энергии
проживает 3,6 млн человек.
      Ежегодная  необходимая   сумма   социальной   поддержки   данной
категории  граждан  по  состоянию на 2006 год составляет 20635 80 тыс.
рублей.

                                                     (тыс. рублей)
--------------------------------------------------------------------
|    N    |   Субъект Российской Федерации    |     Ежегодная      |
|         |                                   | необходимая сумма  |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|    I    |                II                 |        III         |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   1.    |        Воронежская область        |       77109        |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   2.    |         Краснояркий край          |       89984        |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   3.    |          Курская область          |       412588       |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   4.    |       Ленинградская область       |       48621        |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   5.    |        Мурманская область         |       19632        |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   6.    |        Ростовская область         |       133258       |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   7.    |        Саратовская область        |       145430       |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   8.    |       Свердловская область        |       110384       |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   9.    |        Смоленская область         |       71131        |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   10.   |         Тверская область          |       27015        |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   11.   |          Томская область          |       381609       |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   12.   |    Чукотский автономный округ     |        3852        |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   13.   |         Кировская область         |       56230        |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   14.   |         Иркутская область         |       136735       |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   15.   |       Новосибирская область       |       98215        |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   16.   |        Челябинская область        |       96901        |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   17.   |        Ставропольский край        |       13540        |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   18.   |         Калужская область         |       63681        |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|   19.   |        Ульяновская область        |       77665        |
|—————————|———————————————————————————————————|————————————————————|
|         |               Итого               |      2063580       |
--------------------------------------------------------------------


                               Перечень                               
      актов федерального законодательства, подлежащих признанию       
      утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию       
   в связи с принятием федерального закона "О социальной поддержке    
  граждан, проживающих в районах расположения объектов использования  
                           атомной энергии"                           

     Принятие федерального закона  "О  социальной  поддержке  граждан,
проживающих  в  районах  расположения  объектов  использования атомной
энергии" не потребует  признания  утратившими  силу,  приостановления,
изменения или принятия актов федерального законодательства.


Информация по документу
Читайте также