Расширенный поиск

Постановление Правительства Саратовской области от 27.11.2001 № 123-П

 
                                   Утратилo силу - Постановление
                                 Правительства Саратовской области
                                      от 25.03.2008 г. N 126-П



                 ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                  от 27 ноября 2001 года N 123-П

                             г.Саратов


                   О Концепции развития культуры
              в Саратовской области на 2001-2005 годы

    (В редакции Постановлений Правительства Саратовской области
        от 21.12.2004 г. N 293-П; от 18.11.2005 г. N 394-П)


     В  целях формирования основных направлений развития культуры в
Саратовской области Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Утвердить   Концепцию   развития   культуры  в  Саратовской
области на 2001-2005 годы согласно приложению.
     2. (Утратил  силу  -  Постановление  Правительства Саратовской
области от 18.11.2005 г. N 394-П)
     3. Рекомендовать  органам  местного самоуправления области при
разработке  целевых программ учитывать основные положения Концепции
развития культуры в Саратовской области на 2001-2005 годы.
     4. (Утратил  силу  -  Постановление  Правительства Саратовской
области от 18.11.2005 г. N 394-П)
     5. Настоящее   постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
подписания.


     Губернатор области          Д.Ф.Аяцков





                                     Приложение к постановлению 
                                     Правительства области от
                                     27 ноября 2001 года N 123-П


                             Концепция
     развития культуры в Саратовской области на 2001-2005 годы

    (В редакции Постановления Правительства Саратовской области
                     от 21.12.2004 г. N 293-П)

                             Введение

     Концепция  развития культуры в Саратовской области на 20012005
годы   (далее   -   Концепция)  формируется  на  основании  анализа
органичной  взаимосвязи  культуры  и  общества,  представляет собой
систему   приоритетов   и   принципов  развития  отрасли  с  учетом
стратегических направлений развития области.
     Сохраняя   преемственность  по  отношению  к  прошлым  целевым
федеральным   и   региональным   программам   развития  культуры  и
искусства,  настоящая  Концепция ориентирована, главным образом, на
последовательное   реформирование  отрасли  и  призвана  обеспечить
максимальное  соответствие  ее  современным потребностям населения,
повышение  роли  культуры  в формировании активной личности, равный
доступ   к   культурным   ценностям  социально  незащищенных  слоев
населения.
     Концепция  учитывает  новые экономические и социальные факторы
общественных   отношений,  связанных  с  развитием  различных  форм
собственности,   возрастающую   роль   местного   самоуправления  и
недостаточное финансирование отрасли.
     Особенно   важным   становится   обеспечение   государственных
гарантий  работникам  культуры  и  искусства и доступа к культурным
ценностям всех групп и слоев населения области.
     Концепция  учитывает необходимость улучшения профессионального
управления    учреждениями   культуры,   системы   профессиональной
подготовки и переподготовки специалистов.
     Концепция    предусматривает   координацию   отношений   между
субъектами    культурной    политики:    социальными   институтами,
творческими      союзами     и     общественными     организациями,
образовательными   молодежными  учреждениями  и  объединениями.  Их
взаимодействие     будет     способствовать     созданию    единого
информационно-культурного   пространства   и   выработке   основных
критериев,   нормативно-правовых   основ   долгосрочной  культурной
политики.
     Концепция  рассматривает  культуру  не  только  как социальный
институт,  но  и  как важнейшую часть российского общенационального
культурного  потенциала,  целостную  систему ценностей, формирующую
единство региона.

          Часть I. Текущее положение и основные проблемы
                         отрасли культуры

     Саратовская  область  -  уникальный историко-культурный регион
России.  Имея  давние  театральные,  музыкальные  и  художественные
традиции,  обладая  высоким  творческим  потенциалом,  она является
одним из признанных центров культуры и искусства.
     Культурное  обслуживание  населения  области осуществляют 3202
учреждения.  В  них  работает 16,3 тысячи человек, в том числе 13,2
тысячи  человек  в  районах области, 57,7 процента работающих имеют
высшее и среднее специальное образование.
     Область   имеет   развитую  сеть  учреждений  искусства  -  13
государственных  и муниципальных театров, 5 концертных организаций,
консерватория, цирк.
     Прослеживается   устойчивая   тенденция   роста   числа  новых
постановок  и программ в театрах и концертных организациях области.
Ежегодно  проходит  около  4  тысяч спектаклей и концертов, которые
посещают  свыше  800  тысяч  зрителей,  ставится  около  100  новых
спектаклей и концертных программ.
     В  области  осуществляется  ряд  традиционных  республиканских
проектов:   Собиновский  музыкальный  фестиваль,  фестиваль-конкурс
исполнителей    народной   песни   им.Л.А.Руслановой,   музыкальный
фестиваль   имени   Г.Г.Нейгауза.   Признание  саратовской  публики
получили  новые  проекты:  "Оперные  театры  России  на Саратовской
сцене",  "Солисты балета российских театров на Саратовской сцене" в
Саратовском   академическом  театре  оперы  и  балета,  французские
сезоны  в  Саратовском  государственном академическом театре драмы,
фестивали  и  концертные  циклы,  проводимые  Саратовской областной
филармонией, и другие.
     В  области  действуют 27 государственных, 43 негосударственных
музея. За  последние  пять  лет  количество  экспонатов   основного
государственного  музейного  фонда  увеличилось до 700 тысяч единиц
хранения, посещаемость достигла одного миллиона человек.
     На   сегодняшний   день   жителей   области  обслуживает  1062
государственные  библиотеки  с  общим  книжным фондом 17,5 миллиона
томов.  Количество  читателей  с  1996  года  увеличилось  на  41,6
тысячи. Каждый третий житель области - читатель библиотеки.
     В   области   традиционно   поддерживается   высокий   уровень
подготовки  специалистов,  успешно  реализуются  программы среднего
профессионального  образования.  В  7  средних  специальных учебных
заведениях  отрасли  по  14  специальностям  обучается  около  2000
студентов.  Их  количество  за  последние  пять  лет  выросло на 13
процентов.  В  107  детских  музыкальных,  художественных  школах и
школах  искусств  обучаются  25727  детей  во  всех  без исключения
районах области.
     Уникальное  социально-досуговое  и  воспитательно-нравственное
значение,  особенно  в  молодежной среде, имеют клубные учреждения.
За  последние пять лет численность клубных формирований увеличилась
до  7 тысяч. Количество их участников выросло на 39 процентов (95,1
тысячи человек).
     В   2000   году   в  области  действовало  679  киноустановок.
Количество  киносеансов  увеличилось на 17 процентов по сравнению с
1999 годом, число кинопосещений возросло на 14 процентов.
     Вместе с тем в отрасли существует ряд проблем.
     Увеличивается  разрыв между культурными потребностями общества
и      возможностями     их     удовлетворения     из-за     слабой
материально-технической  базы  учреждений  культуры,  искусства. (В
редакции   Постановления   Правительства   Саратовской  области  от
21.12.2004 г. N 293-П)
     Низкая   заработная   плата,   несвоевременная  выплата  льгот
снижают  престиж  профессий  работников  культуры и не способствуют
повышению  творческой активности и закреплению кадров на местах (на
селе 75 вакансий специалистов).
     Вызывает  тревогу  сокращение  в  библиотеках  области книжных
фондов, их ветшание и устаревание по содержанию.
     Из-за  недостатка  площадей  в экспозициях музеев представлено
лишь от 5 до 10 процентов экспонатов основного фонда.
     Третья   часть   зданий  и  помещений  учреждений  культуры  и
искусства области требуют ремонта.
     Предельно  изношено оборудование и транспорт, не обновлявшиеся
в необходимом объеме в течение последних 10 лет.
     Ряд   новых   задач  в  области  культурной  политики  требует
корректировки  сложившихся  приоритетов и переноса главных акцентов
на  дальнейшее  развитие накопленного потенциала. При этом культура
рассматривается  как целостная система духовных ценностей, влияющих
на все сферы государственной и общественной жизни.

             Часть II. Цели и задачи развития культуры
              в Саратовской области на 2001-2005 годы

     1. Цели развития культуры в Саратовской области

     Концепция   предусматривает   следующие  цели  государственной
культурной политики Саратовской области:
     сохранение   и  использование  культурного  наследия  региона,
памятников истории и культуры Саратовской области;
     сохранение  единого  культурного  пространства  и  культурного
потенциала области;
     обеспечение  преемственности  традиционной российской культуры
и развитие культурных инноваций;
     создание      условий      для      взаимодействия     культур
многонационального региона России;
     создание  равных  возможностей  доступа к культурным ценностям
жителей области, представителей разных социальных групп населения.

     2. Задачи развития культуры в Саратовской области

     Первоочередными   задачами   в  сфере  сохранения  и  развития
культуры в Саратовской области на 20012005 годы являются:
     обеспечение     эффективной     работы    государственных    и
муниципальных     учреждений     культуры     области    за    счет
совершенствования  информационных,  нормативных  и  правовых  основ
регулирования;
     создание   условий   для  творческой  деятельности  работников
культуры  и  искусства  области  с  целью удовлетворения культурных
потребностей населения;
     развитие  всех  видов  и  жанров искусств, их взаимодействие и
взаимообогащение;
     координация  совместной  деятельности  общественных  движений,
творческих  союзов, образовательных, молодежных организаций в сфере
культуры;
     укрепление  и  развитие  инфраструктуры  отрасли,  обеспечение
условий   для   доступа   населения   к   культурным   ценностям  и
информационным ресурсам музейных, библиотечных и других фондов;
     развитие  различных  форм  культурно-досуговой  деятельности и
любительского творчества;
     всемерное  обеспечение и развитие разнообразных видов детского
творчества;
     сохранение  саратовской  школы  подготовки  творческих кадров,
обеспечение  социальной  доступности  дополнительного образования в
сфере   культуры   и  искусства,  становление  и  развитие  системы
непрерывного образования и переподготовки кадров культуры;
     укрепление   и   модернизация   материально-технической   базы
учреждений культуры и искусcтва.

      Часть III. Основные направления решения задач развития
          культуры в Саратовской области (2001-2005 годы)

     1. Культурное наследие области

     Для  сохранения  и  использования культурного наследия области
предусматривается:
     осуществить   выявление,  учет,  охрану  и  изучение  объектов
культурного наследия, обеспечение их безопасности и сохранности;
     создать   единый   свод   памятников   истории   и   культуры,
организовать мониторинг их состояния и функционирования;
     совершенствовать    нормативно-правовую    базу    по   охране
памятников, парковых зон, археологических мест;
     создать  условия для развития туризма на историко-культурных и
природных территориях;
     сформировать  и  реализовать  последовательную государственную
региональную   культурную   политику,  направленную  на  сохранение
самобытности  национальных  культур,  народных традиций и обрядов в
Саратовской области;
     оказывать     поддержку    развитию    декоративно-прикладного
искусства и народных художественных промыслов.

     2. Искусство

     В сфере развития профессионального искусства необходимо:
     обеспечить условия для развития всех видов и жанров искусства;
     сохранять   исторически  сложившиеся  традиции  отечественного
профессионального искусства;
     выявлять  и  содействовать совершенствованию профессионального
мастерства одаренной творческой молодежи;
     определить  приоритеты  и  усовершенствовать формы организации
гастрольно-концертной деятельности;
     содействовать  приобщению  различных  возрастных  и социальных
слоев  населения  к освоению культурных ценностей профессионального
искусства;
     обеспечивать  социальную  и  материальную  поддержку  мастеров
культуры и искусства, представителей творческих союзов;
     популяризировать   достижения  профессионального  искусства  в
средствах массовой информации;
     обеспечивать    свободу   творчества,   преподавания,   охрану
интеллектуальной собственности;
     формировать  эстетически развитую и заинтересованную аудиторию
слушателей и зрителей;
     осуществлять    государственный   протекционизм   в   вопросах
сотрудничества   органов   культуры   с   творческими   союзами   и
общественными организациями в области культуры;
     оказывать    поддержку    в    развитии   инновационных   форм
деятельности.

     3. Музеи и музейные фонды

     Развитие музейного дела предполагает:
     расширить   сеть   музеев  различного  профиля  независимо  от
ведомственной принадлежности;
     осуществить  модернизацию материальной базы музеев, расширение
экспозиционных  и  фондовых  площадей,  оснащение их компьютерами и
современными средствами охраны и пожаротушения;
     усовершенствовать  структуры  музеев,  укрепить  их статус как
научно-исследовательских   и   культурно-просветительских   центров
региона;
     внедрять  инновационные  методы  работы  по  всем направлениям
деятельности музеев;
     продолжить  создание  локальной  информационной сети и единого
электронного каталога музейного фонда области;
     обеспечить   участие   музеев   области   в   международном  и
российском музейном сообществе.

     4. Библиотеки и библиотечные фонды

     Для   совершенствования  деятельности  библиотек  и  улучшения
обслуживания населения следует:
     обеспечивать  свободный  и  равный доступ всех пользователей к
информации, духовным ценностям и знаниям;
     осуществлять  своевременное  и целенаправленное комплектование
библиотечных фондов на традиционных и нетрадиционных носителях;
     продолжать проведение компьютеризации библиотек области;
     осуществлять   внедрение   новых   информационных  технологий,
создание  компьютер  ных  сетей и баз данных, подключение библиотек
области к всероссийским и мировым сетям;
     обеспечивать   сохранность   библиотечных  фондов  и  создание
комплексных систем их безопасности;
     создать центр консервации библиотечных фондов;
     обеспечить      систему     непрерывного     профессионального
образования, повышения квалификации библиотечных кадров;
     участвовать   в  российских  и  международных  конференциях  и
семинарах.

     5. Клубные учреждения и народное творчество

     Для    сохранения    и    дальнейшего    развития    народного
самодеятельного творчества необходимо:
     использовать  клубы  в  соответствии с возрастающими запросами
населения;
     создавать   равные   условия   для  творческого  самовыражения
многонационального   населения   области,  развития  всех  видов  и
жанров самодеятельного творчества;
     систематически     проводить    мероприятия    по    повышению
квалификации   клубных  работников,  республиканские,  областные  и
районные  смотры,  конкурсы  и  фестивали самодеятельных творческих
коллективов;
     совершенствовать   деятельность   клубов   по   нравственному,
эстетическому,    патриотическому,    экологическому    воспитанию,
организации досуга для различных категорий населения;
     обеспечивать  клубные  учреждения  современным  оборудованием,
звуко-усилительной   и   осветительной   аппаратурой,  музыкальными
инструментами, сценическими костюмами и инвентарем.

     6. (Исключена   -   Постановление   Правительства  Саратовской
области от 21.12.2004 г. N 293-П)

     7. Дополнительное и профессиональное образование. Подготовка
     и повышение квалификации кадров. Поддержка молодых дарований

     В  области художественного образования, повышения квалификации
и переподготовки кадров, выявления молодых дарований планируется:
     сохранять,   развивать   и   поддерживать  системы  учреждений
художественного образования в области культуры и науки;
     адаптировать   к   современным  условиям  и  усовершенствовать
системы  повышения  квалификации  и профессиональной переподготовки
специалистов;
     повысить    качество   подготовки   специалистов   в   средних
специальных  учебных заведениях и привести структуру специальностей
в соответствие с потребностями общества и отрасли культуры;
     продолжать  подготовку  творческих  кадров  к профессиональной
деятельности  в  сфере культуры и искусства, а также педагогических
кадров для системы художественного образования;
     внедрять     художественное     образование     как     фактор
интеллектуального   совершенствования,   способствующего  раскрытию
творческого потенциала детей и юношества;
     выявлять    художественно    одаренных   детей   и   молодежь,
обеспечивать   соответствующие   условия   для   их  образования  и
творческого развития;
     сформировать   принципы   взаимодействия   органов  управления
культурой и образованием на основе межведомственных соглашений;
     повысить  роль современных информационных средств и технологий
в художественно-образовательном процессе;
     укреплять    материально-техническую    базу   образовательных
учреждений.

     8. Модернизация     материальной    базы,    технического    и
технологического оснащения организаций культуры

     Для  дальнейшего укрепления и развития материально-технической
базы следует:
     разработать     и     утвердить     нормативы     современного
материально-технического  оснащения учреждений культуры специальным
оборудованием, соответствующей аппаратурой и инструментами;
     изыскать  средства  из  различных источников финансирования на
укрепление   материальной   базы,   модернизацию   технического   и
технологического оборудования;
     провести  капитальный  ремонт  зданий  и  помещений учреждений
культуры;
     осуществить   строительство   новых   зданий   для  учреждений
культуры в соответствии с существующими нормативами.

     9. Финансовое обеспечение Концепции

     Для реализации положений Концепции необходимо:
     финансировать  отрасли  в  соответствии  с  Законом Российской
Федерации   "Основы   законодательства   Российской   Федерации   о
культуре";
     совершенствовать  систему финансирования учреждений культуры и
искусства   и   повышать   эффективность  использования  финансовых
ресурсов;
     выделять  отрасли в соответствии с нормативами запланированные
и утвержденные средства из бюджетов всех уровней.

   Часть IV. Правовое, научное, информационное и организационное
        обеспечение развития культуры в Саратовской области

     Правовое    обеспечение   деятельности   учреждений   культуры
предполагает  развитие законодательной базы как на федеральном, так
и  на  областном уровнях. Актуальной стала необходимость разработки
проекта  закона  Саратовской  области "О культуре", который призван
совершенствовать     правовую     основу    деятельности    органов
государственной  власти  Саратовской  области  и  органов  местного
самоуправления в сфере культуры.
     Правовые  гарантии  предполагают  финансирование и обеспечение
прав  и свобод человека, народов, этнических общностей в культурной
деятельности,  законодательное  определение статуса национального и
культурного  достояния,  культурного  наследия народов, проживающих
на  территории  области. Целесообразно законодательное установление
организационно-правового     статуса     творческих     работников,
организаций     культуры,    их    взаимоотношений    с    органами
государственной  власти области и органами местного самоуправления.
Требуется    законодательно   разграничить   предметы   ведения   и
полномочия  в  сфере культуры между органами государственной власти
области и органами местного самоуправления.
     В  основе  научного  обеспечения  деятельности  отрасли  лежит
разработка   стратегических   планов,   составление   прогнозов   и
перспектив    дальнейшего   совершенствования   работы   учреждений
культуры.
     Информационное  обеспечение  предполагает  разработку  системы
оперативного отражения и анализа развития учреждений культуры.
     Организационное  обеспечение  основывается  на  координации  и
взаимодействии  органов  исполнительной  власти  области с органами
местного самоуправления.
     К   компетенции   органов  местного  самоуправления  относится
создание   условий   для   деятельности   учреждений   культуры   в
муниципальных   образованиях,   содействие   сохранению  памятников
истории   и   культуры,   отнесенных  к  федеральной,  областной  и
муниципальной собственности.
     Совместная  деятельность министерств и ведомств области должна
быть   направлена   на   разработку   и   осуществление   комплекса
мероприятий по работе со всеми слоями и группами населения.
     Концепция  развития  культуры  в  Саратовской области на 2001-
2005  годы,  учитывая  всестороннее развитие отрасли, ориентирована
на  достижение  долгосрочных целей культурной политики, на создание
условий  для реального доступа населения к культурным ценностям, на
основные  факторы  развития  духовного  и  нравственного потенциала
личности.
     Для  выполнения  Концепции  следует  разработать  и  утвердить
соответствующую  программу  "Культура  Саратовской  области  (2002-
2005 годы)".



Информация по документу
Читайте также