Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Саратовской области от 22.10.2008 № 13-580

 



                      САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА                      

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

                         22.10.2008 N 13-580                          

                              г.Саратов                               


О законодательной инициативе Саратовской областной Думы по внесению  в
Государственную   Думу   Федерального  Собрания  Российской  Федерации
проекта федерального закона "О внесении изменений в  Закон  Российской
Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их
союзах) в Российской Федерации"


     В соответствии со статьей 104  Конституции  Российской  Федерации
Саратовская областная Дума

                            ПОСТАНОВЛЯЕТ:                             

     1. Внести в порядке законодательной инициативы в  Государственную
Думу  Федерального  Собрания  Российской Федерации проект федерального
закона  "О  внесении  изменений  в  Закон  Российской   Федерации   "О
потребительской  кооперации  (потребительских  обществах, их союзах) в
Российской Федерации".
     2. Назначить Пронина Кирилла Валерьевича,  начальника  отдела  по
обеспечению    деятельности    на   территории   Саратовской   области
Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России
в   Юго-Восточном   регионе,  официальным  представителем  Саратовской
областной Думы при рассмотрении названной законодательной инициативы в
Государственной  Думе  Федерального  Собрания Российской Федерации (по
согласованию).


Председатель Саратовской
областной Думы                                              В.В.Радаев




                                  Вносится Саратовской областной Думой
                                                                      
                                                                Проект
                                                                      
                          Федеральный закон                           

          О внесении изменений в Закон Российской Федерации           
      "О потребительской кооперации (потребительских обществах,       
                  их союзах) в Российской Федерации"                  


     Статья 1
     Внести в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1
"О   потребительской   кооперации   (потребительских   обществах,   их
союзах) в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов и
Верховного   Совета  Российской  Федерации,  1992,  N  30,  ст.  1788;
Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 18, ст.  1910)
следующие изменения:
     1) в статье 5:
     в абзаце первом слова "Потребительское общество" заменить словами
"1. Потребительское общество";
     абзац восьмой изложить в следующей редакции:
     "привлекать заемные средства  от  пайщиков  и  других  граждан  с
учетом ограничений, предусмотренных настоящим Законом;";
     абзац девятый изложить в следующей редакции:
     "осуществлять  в   установленном   законодательством   Российской
Федерации и уставом порядке авансирование пайщиков и выдачу займов;";
     дополнить пунктом 2 следующего содержания:
     "2. Потребительское общество не вправе осуществлять деятельность,
регулирование   которой  осуществляется  законодательством  Российской
Федерации   о   специализированных   кооперативах,   в    том    числе
сельскохозяйственных     кооперативах,    кредитных    потребительских
кооперативах,   жилищных    накопительных    кооперативах,    жилищных
кооперативах,      жилищно-строительных     кооперативах,     гаражных
кооперативах, дачных потребительских кооперативах.";
     2) абзац одиннадцатый пункта 1 статьи  11  изложить  в  следующей
редакции:
     "знакомиться  с  документами   и   информацией   о   деятельности
потребительского   общества   в   порядке,  предусмотренном  настоящим
Законом;";
     3) статью 15 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
     "6. Потребительское общество не ранее чем через два месяца  и  не
позднее  чем  через  четыре  месяца  после  окончания финансового года
обязано проводить годовое  общее  собрание  пайщиков.  Общие  собрания
пайщиков,   проводимые   помимо  годового  общего  собрания  пайщиков,
являются внеочередными.
     Формирование  повестки  дня  годового  общего  собрания  пайщиков
осуществляется советом потребительского общества.
     На годовом общем  собрании  пайщиков  должны  решаться  следующие
вопросы:
     об утверждении годовых отчетов и бухгалтерских балансов;
     о   порядке   распределения   между    пайщиками    доходов    от
предпринимательской деятельности потребительского общества;
     о порядке покрытия убытков, понесенных потребительским обществом.
     На годовом собрании также могут решаться иные вопросы, отнесенные
к компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества.";
     4) статью 24 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
     "3. Потребительское общество не вправе гарантировать  пайщикам  и
указывать  в  документах,  связанных  с  внесением  пайщиком паевого и
вступительного  взносов,  какой-либо   заранее   определенный   размер
кооперативных выплат пайщику.";
     5) статью 25 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
     "4. Пайщики потребительского  общества  обязаны  в  течение  трех
месяцев  после  утверждения  годового  бухгалтерского  баланса покрыть
образовавшиеся убытки за счет резервного  фонда  общества  либо  путем
внесения   дополнительных   взносов.   В   случае   невыполнения  этой
обязанности  потребительское  общество  может  быть  ликвидировано   в
судебном порядке по требованию кредиторов.";
     6) дополнить статьями 28-1 и 28-2 следующего содержания:

         "Статья 28-1. Предоставление информации и документов          
                  пайщикам потребительского общества                  

     1. Потребительское общество обязано обеспечить пайщикам доступ  к
документам, предусмотренным статьей 28 настоящего Федерального закона.
     2. Документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи,  должны
быть  предоставлены  потребительским  обществом в течение семи дней со
дня  предъявления  пайщиком  в   письменной   форме   соответствующего
требования   для   ознакомления  в  помещении  исполнительного  органа
потребительского общества.
     3. Потребительское общество обязано по  требованию  лиц,  имеющих
право  доступа  к  документам,  предусмотренным  пунктом  1  настоящей
статьи, предоставить им копии указанных документов.  Плата,  взимаемая
потребительским  обществом  за  предоставление  данных копий, не может
превышать   затраты   на   их    изготовление.    Копии    документов,
предусмотренных  пунктом 1 настоящей статьи, должны быть предоставлены
потребительским обществом в течение  семи  дней  со  дня  предъявления
пайщиком в письменной форме соответствующего требования.


          Статья 28-2. Ограничения, связанные с деятельностью          
                       потребительских обществ                        

     Потребительское общество не вправе:
     выдавать займы гражданам или  юридическим  лицам,  не  являющимся
членами потребительского общества;
     эмитировать собственные ценные бумаги;
     привлекать денежные средства  граждан  с  использованием  рекламы
либо  иным  образом  публично предлагать неограниченному числу граждан
передать потребительскому обществу денежные средства.".

     Статья 2
     Уставы потребительских обществ, их союзов подлежат  приведению  в
соответствие  с  требованиями настоящего Федерального закона в течение
одного года со дня вступления в силу настоящего  Федерального  закона.
Уставы   потребительских   обществ,  их  союзов  до  приведения  их  в
соответствие  с  Законом  Российской  Федерации   "О   потребительских
обществах"  (в  редакции настоящего Федерального закона) применяются в
части,  не  противоречащей  указанному   Федеральному   закону.   Если
потребительские   общества  и  их  союзы  не  привели  свои  уставы  в
соответствие  с  Законом  Российской  Федерации   "О   потребительских
обществах"  (в  редакции  настоящего  Федерального  закона)  в течение
указанного срока, такие потребительские общества и их  союзы  подлежат
ликвидации  в  судебном  порядке  по  требованию  федерального  органа
исполнительной    власти,     уполномоченного     на     осуществление
государственной регистрации юридических лиц.


Президент
Российской Федерации                                        Д.Медведев




                        Пояснительная записка                         
         к проекту федерального закона "О внесении изменений          
      в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации      
    (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"    

     В последние годы участились случаи массового привлечения денежных
средств  граждан  организациями,  созданными  в  форме потребительских
обществ  (ПК   "Жилье   в   кредит",   ПО   "Саратовмясомолпром",   ПО
"Гарант-Кредит"),  действующими  по  принципу финансовых пирамид. Так,
например,  по  имеющейся  информации,  ПО  "Гарант-Кредит"  привлекает
денежные  средства  граждан в более чем 90 городах России и зарубежья,
гарантируя высокую доходность на вложенные средства  (30-50  процентов
годовых).  В  правоохранительные органы уже начали поступать обращения
пайщиков  ПО  "Гарант-Кредит",  из  которых  следует,   что   общество
перестало  выплачивать  доход  на  привлеченные  средства. ПК "Жилье в
кредит", размещая рекламные объявления, привлекает  денежные  средства
граждан   по   ставкам   15-28   процентов   годовых.   По   некоторым
потребительским обществам установлены  факты  уголовных  преступлений.
Так,  например,  по  факту  мошеннических  действий должностных лиц ПО
"Гарант-Кредит", ПО "Саратовмясомолпром" возбуждены уголовные дела.  В
последние  месяцы появились рекламные сообщения о привлечении денежных
средств  ПО  "Волгоуралкредит".  Такое  развитие  ситуации   негативно
сказывается  на отношении граждан - потенциальных инвесторов к другим,
цивилизованным финансовым институтам,  подрывая  доверие  населения  к
финансовым   структурам,  возникшее  за  относительно  недолгое  время
стабильности  в  российской  экономике.  Все   указанные   организации
информируют  в  своих  сообщениях  и учредительных документах, что они
созданы и действуют на основании Закона  Российской  Федерации  от  19
июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских
обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон).
     1. Развитие рынка финансовых услуг является важным для российской
экономики.   В   Стратегии  развития  банковского  сектора  Российской
Федерации, одобренной Заявлением Правительства Российской Федерации  и
Центрального  банка  Российской  Федерации  от  30  декабря 2001 года,
отмечается, что в рамках решения задачи развития  организованных  форм
сбережения  актуальной является задача расширения кредитной кооперации
как особой формы финансового  посредничества.  В  указанном  документе
обращается внимание на то обстоятельство, что в настоящее время принят
Федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах  граждан",
и  подчеркивается, что в случае, если деятельность данных кооперативов
выйдет за рамки  предоставления  кредитов  только  на  потребительские
цели    и   только   членам   ассоциаций   (кооперативов),   то,   как
свидетельствует  международный  опыт,  более   рациональным   является
функционирование  указанных  организаций в рамках банковской системы с
соответствующим регулированием и надзором за их  деятельностью  (пункт
4.1.5).
     Необходимость совершенствования финансового контроля закреплена в
Заявлении  Правительства  Российской  Федерации  и  Центрального Банка
Российской Федерации от 30 декабря 2001  года  "О  Стратегии  развития
банковского сектора Российской Федерации" (Вестник Банка России, 2002,
N 5) и подтверждена в Заявлении Правительства Российской  Федерации  и
Банка  России  от 5 апреля 2005 года "О Стратегии развития банковского
сектора Российской Федерации на период до 2008  года"  (Вестник  Банка
России, 2005, N 19), Стратегии развития финансового рынка на 2006-2008
годы, утвержденной распоряжением  Правительства  Российской  Федерации
от  1  июня  2006  года  N 793-р (Собрание Законодательства Российской
Федерации, 2006, N 24, ст. 2620), а также в разрабатываемой  Стратегии
развития страхового рынка.
     Обеспечение должного правопорядка  в  финансовой  сфере  является
приоритетным   направлением   государственного   регулирования   рынка
финансовых  услуг,  что  закреплено  в  Основных  направлениях  единой
государственной  денежно-кредитной  политики на очередной год, которые
разрабатываются   Центральным   банком   Российской    Федерации    во
взаимодействии с Правительством Российской Федерации.
     Сложившаяся   практика   противоправной   деятельности   подобных
потребительских   обществ,   привлекающих  денежные  средства  граждан
обманным путем, основывается, прежде всего, на том, что в соответствии
со  статьей  5 действующей редакции Закона уставы подобных организаций
предусматривают право потребительского  общества  привлекать  денежные
средства  пайщиков  и других граждан, предоставлять пайщикам и третьим
лицам денежные средства и иные финансовые ресурсы на условиях платного
и  возвратного  использования.  Подобная ситуация вводит в заблуждение
граждан   относительно   законности   подобного   вида    деятельности
потребительского общества. В то время, как деятельность по привлечению
денежных средств граждан, а  также  по  предоставлению  займов  вправе
осуществлять   кредитные   потребительские  кооперативы,  деятельность
которых регламентируется Федеральным законом от 7 августа 2001 года  N
117-ФЗ     "О     кредитных     потребительских    кооперативах",    и
сельскохозяйственные кредитные кооперативы, действующие в соответствии
с   Федеральным   законом   от   8  декабря  1995  года  N  193-ФЗ  "О
сельскохозяйственной  кооперации".  Одновременно  необходимо  обратить
внимание  на  то, что статьей 2 Закона предусматривается, что действие
Закона   не   распространяется   на    потребительские    кооперативы,
осуществляющие  свою  деятельность на основании Федерального закона "О
сельскохозяйственной кооперации", а также на  иные  специализированные
потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные
и  другие).  В  названиях   указанных   потребительских   кооперативов
использование слов "потребительское общество",  "союз  потребительских
обществ" не допускается.
     Таким  образом,  по  смыслу  статьи  2   Закона   потребительское
общество,   которое   осуществляет   один   из   видов   деятельности,
предусмотренных законами для иных специализированных кооперативов,  не
подпадает    под   правовое   регулирование   Закона.   Следовательно,
потребительское общество, действующее в  соответствии  с  Законом,  не
вправе  осуществлять  те виды деятельности, которые являются отдельным
предметом регулирования иными федеральными законами. В указанной связи
целесообразно  в  развитие  нормы  статьи  2  Закона  дополнить  Закон
положением,   которое   будет    однозначно    устанавливать    запрет
потребительскому     обществу    осуществлять    виды    деятельности,
поименованные в статье 2 Закона и  не  подпадающее  под  его  правовое
регулирование.
     В связи с  изложенным  предлагается  дополнить  статью  5  Закона
соответствующей   нормой,   а   также   дополнить  Закон  статьей  282
"Ограничения,  связанные  с  деятельностью  потребительских  обществ".
Указанные нормы прямо запрещают потребительскому обществу осуществлять
виды деятельности,  перечисленные  в  статье  2  Закона  и  отнесенные
законодательством к предметам регулирования иных федеральных законов.
     Кроме того, представляется актуальным и необходимым исключение из
практики  деятельности  потребительских обществ возможности публичного
привлечения  заемных  денежных  средств  от  граждан,  не   являющихся
пайщиками  потребительских  обществ. В связи с чем в законопроекте при
изложении полномочий потребительского общества по привлечению  заемных
средств   указывается   на   необходимость   соблюдения   ограничений,
предусмотренных  настоящим  Законом.  В  то  же  время  законопроектом
предусматривается  уточнение  формулировки  абзаца 9 статьи 5 Закона в
части замены термина "кредитование" на термин "выдача займов".
     2. Основным инструментом вовлечения  физических  лиц  в  подобные
"пирамиды"   являются   рекламные   сообщения.  В  них,  в  частности,
потенциальным вкладчикам гарантируется высокая доходность от  денежных
средств,  вложенных  в  потребительское  общество. Помимо изложенного,
известны случаи, когда (ПО "Гарант-Инвест") при  приеме  гражданина  в
пайщики  заключаются  дополнительные  соглашения,  которые гарантируют
периодические кооперативные выплаты пайщикам в размере до 50 процентов
годовых,  что  дополнительно  мотивирует  граждан  вкладывать деньги в
подобные   организации.   При   этом    необходимо    заметить,    что
потребительские   общества   (кооперативы)   являются  некоммерческими
организациями,  не  имеющими  в  качестве  основной  цели   извлечение
прибыли.  Кроме  того,  решение о распределении прибыли (убытков) и об
утверждении размера  кооперативных  выплат  принимается  только  общим
собранием  пайщиков  и  только в случае получения прибыли (доходов) от
деятельности общества (статья 24 Закона).  Таким  образом,  декларируя
высокий  доход  от финансовых вложений в деятельность потребительского
общества, последнее вводит в заблуждение потенциальных вкладчиков.
     В связи с изложенным  предлагается  ввести  в  статью  24  Закона
норму,  запрещающую потребительским обществам гарантировать пайщикам и
указывать в документах,  связанных  с  внесением  пайщиком  паевого  и
вступительного   взносов,   какой-либо   заранее  определенный  размер
кооперативных и иных выплат пайщику.
     3. Пунктом 4 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации
предусмотрена  обязанность  пайщиков  покрыть  убытки  от деятельности
кооператива,   образовавшиеся   по   итогам   года   путем    внесения
дополнительных  взносов  в  течение  трех  месяцев  после  утверждения
ежегодного баланса. Одновременно установлена санкция  за  неисполнение
данной  нормы  -  право  кредиторов либо уполномоченного органа власти
обратиться в суд с иском о ликвидации потребительского общества.
     Для реализации указанных положений Закона  необходимо  выполнение
следующих условий:
     1) наличие в Законе нормы,  которая  бы  устанавливала  срок  для
утверждения ежегодного баланса общим собранием пайщиков;
     2) наличие в Законе нормы,  которая  бы  устанавливала  срок  для
проведения ежегодного собрания пайщиков;
     3) наличие в Законе нормы, которая бы устанавливала повестку  дня
для проведения ежегодного собрания пайщиков.
     Отсутствие  подобных  норм  не  позволяет   кредитору   требовать
ликвидации  потребительского  общества,  так  как  Закон в действующей
редакции не обязывает  потребительское  общество  ежегодно  утверждать
баланс, не определяет сроки проведения годового собрания пайщиков.
     Целесообразно  обратить  внимание  на  то,  что  данная  правовая
проблема  решена  в Федеральном законе от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ
"О  сельскохозяйственной   кооперации".   Так,   статья   21   данного
Федерального  закона предусматривает, что первое общее собрание членов
кооператива созывается в возможно короткий срок,  но  не  позднее  чем
через  три  месяца  после государственной регистрации кооператива, при
этом кооператив не ранее чем через два месяца и не позднее  чем  через
четыре  месяца  после  окончания  финансового  года  обязан  проводить
годовое общее собрание членов кооператива.
     Одновременно пункт 8 статьи  36  указанного  Федерального  закона
предусматривает  срок,  в течение которого члены кооператива принимают
решение об утверждении распределения прибыли и убытков  -  три  месяца
после  окончания  финансового  года.  Кроме  того,  статьей 37 данного
Федерального закона одновременно  предусмотрена  корреспондирующая  со
статьей  116  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации обязанность
членов кооператива  покрыть  убытки  от  деятельности  кооператива  по
итогам финансового года.
     В связи с изложенным  предлагается  дополнить  статью  15  Закона
пунктом  6,  в  котором  будет  определен  срок  проведения ежегодного
собрания   пайщиков,   а   также   будет    установлена    обязанность
потребительского общества утверждения годового баланса и распределения
прибыли и убытков по итогам  года.  Во  взаимосвязи  с  данной  нормой
предлагается  дополнить  статью  25  Закона  требованием, определяющим
порядок покрытия пайщиками убытков от деятельности общества по  итогам
года.
     Подобные нормы направлены на:
     1) защиту прав кредиторов  потребительских  обществ  (статья  116
Гражданского кодекса Российской Федерации);
     2) создание дополнительных гарантий прав  пайщиков  на  получение
доходов от денежных средств, вложенных в паи общества;
     3) защиту прав пайщиков по управлению обществом.
     4. Предлагается    дополнить    Закон   статьей   28-1,   которая
предусматривает конкретный порядок ознакомления пайщиков с информацией
о деятельности потребительского общества, в то время  как  действующая
редакция предусматривает лишь возможность ознакомления с информацией о
деятельности  органов  управления  и  контроля  (статья  11   Закона).
Изложенные   нормы   позволят   обеспечить  прозрачность  деятельности
потребительского  общества  перед  пайщиками  и   в   первую   очередь
возможность  знакомиться  с  результатами  его финансово-хозяйственной
деятельности.
     5. В  ходе  проверок   деятельности   организаций,   привлекающих
денежные  средства  граждан по принципу финансовых пирамид, однозначно
было установлено, что основным способом доведения информации о высоких
процентах  по  привлекаемым  от  населения  деньгам является реклама в
средствах массовой информации.
     При этом Федеральный закон "О рекламе" не предусматривает порядка
размещения  рекламы теми организациями, которые не могут быть признаны
в   соответствии   с   действующим   законодательством    "финансовыми
организациями".
     Таким образом, предлагается дополнить Закон статьей 28-2, которая
запретит   потребительским   обществам  привлекать  денежные  средства
граждан  с  использованием   рекламы   либо   путем   соответствующего
публичного  предложения,  а  также  установит ограничения деятельности
потребительского общества, направленные на обеспечение  дополнительных
гарантий   прав   пайщиков   и   кредиторов   общества.   Кроме  того,
рассматриваемая  ограничительная  императивная  норма  будет  является
дополнительной  законодательной  гарантией  того, что недобросовестные
участники гражданских отношений не смогут использовать потребительское
общество  для  осуществления  деятельности, разрешенной Законом только
для кредитных потребительских кооперативов.




                 Финансово-экономическое обоснование                  
          проекта федерального закона "О внесении изменений           
      в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации      
    (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"    


     Для реализации  настоящего  Федерального  закона  не  потребуется
дополнительных расходов из федерального бюджета.




                               Перечень                               
нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия
           которых потребует реализации Федерального закона           
          "О внесении изменений в Закон Российской Федерации          
                    "О потребительской кооперации                     
    (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"    
                                                                      

     Реализация  данного  проекта  федерального  закона  не  потребует
отмены,  изменения,  дополнения действующих нормативных правовых актов
или принятия новых нормативных правовых актов.



Информация по документу
Читайте также