Расширенный поиск
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 № 2534-VIIУ К А З ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР O порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан В условиях строительства коммунизма, всестороннего развертывания и совершенствования социалистической демократии в нашей стране все большее значение приобретает правильное и своевременное рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан. Предложения граждан по вопросам политической, экономической и культурной жизни, совершенствования законодательства - одна из форм участия трудящихся в управлении государством, улучшения работы государственного аппарата и усиления контроля над его деятельностью, борьбы с бюрократизмом и волокитой, укрепления социалистической законности. Все возрастающее число предложений по различным вопросам жизни общества и государства является одним из показателей непрерывного роста политической активности советского народа. Значительное место в работе государственных и общественных органов занимает рассмотрение заявлений граждан по социально-культурным, жилищно-бытовым и другим вопросам в связи с осуществлением предоставленных гражданам прав. В современных условиях развития советского общества жалобы, как правило, являются формой реагирования на факты нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, средством устранения и предотвращения этих нарушений. Они свидетельствуют и об имеющихся еще серьезных недостатках в работе многих государственных и общественных органов. Последовательное улучшение работы государственных и общественных органов, рост материального и культурного уровня жизни населения приводят к сокращению числа жалоб граждан. Имеются случаи, когда жалобы и заявления своевременно не рассматриваются, ответы на них даются формальные. Недостаточно осуществляется контроль за исполнением решений, принятых по предложениям, заявлениям и жалобам граждан. Нередко руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций уклоняются от разрешения предложений, заявлений и жалоб, не ведут личный прием. Должностные лица, виновные в волоките и бюрократизме, часто остаются безнаказанными. В отдельных государственных и общественных органах недостаточно обобщаются предложения, заявления и жалобы граждан; не изучаются условия и причины, порождающие жалобы, и не принимаются своевременные меры к устранению этих причин; слабо ведется среди населения разъяснение советского законодательств. В ряде случаев граждане, обращаясь в вышестоящие органы, минуя местные, сами создают волокиту, так как вышестоящие органы, соблюдая закон и интересы граждан и государства, вынуждены наводить соответствующие справки на местах и, таким образом, задерживать рассмотрение заявлений и жалоб. Президиум Верховного Совета СССР п о с т а н о в л я е т: 1. Все государственные и общественные органы должны обеспечивать необходимые условия для осуществления предоставленного и гарантированного гражданам СССР права обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в письменной и устной форме. Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, колхозы и иные кооперативные и общественные организации, их руководители и другие должностные лица обязаны принимать и в соответствии со своими полномочиями разрешать предложения, заявления и жалобы граждан. 2. Предложения, заявления и жалобы граждан государственные органы разрешают в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией СССР, Конституциями союзных и автономных республик, законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик. Органы Союза ССР разрешают предложения, заявления и жалобы граждан, относящиеся к вопросам ведения Союза ССР. По вопросам совместного ведения Союза ССР и союзных республик органы Союза ССР разрешают предложения, заявления и жалобы граждан, когда данные вопросы отнесены к компетенции союзных органов, а также в порядке рассмотрения жалоб на решения, принятые по заявлениям и жалобам центральными органами союзной республики, в случае несоответствия этих решений законодательству Союза ССР. По иным вопросам предложения, заявления и жалобы граждан разрешаются органами союзных республик. 3. В целях своевременного рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан: предложения и заявления подаются гражданами в те государственные органы, предприятия, учреждения и организации или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса; жалобы подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены государственный орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются. Жалобы на решения общих собраний членов колхозов и иных кооперативных организаций, не имеющих своих вышестоящих органов, а также на решения органов общественной самодеятельности, действующих под руководством местных Советов депутатов трудящихся, подаются в исполнительный комитет соответствующего местного Совета. В случаях, предусмотренных законом, жалобы могут быть поданы в районный (городской) народный суд. 4. Государственные органы, предприятия, учреждения, организации и их должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях или жалобах, направляют их не позднее чем в пятидневный срок в соответствующие учреждения, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда следует обратиться с предложением, заявлением или жалобой. 5. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем должностным лицам, действия которых обжалуются. 6. Руководители и другие должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций обязаны проводить личный прием граждан. Прием граждан должен проводиться в установленные и доведенные до их сведения дни и часы, в удобное для населения время, в необходимых случаях - в вечерние часы. Личную ответственность за организацию приема и рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах и иных кооперативных и общественных организациях несут их руководители. 7. Должностные лица при разрешении предложений, заявлений и жалоб обязаны: внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки и принимать другие меры для объективного разрешения вопроса; выносить обоснованные решения по предложениям, заявлениям или жалобам и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений; сообщать гражданам о решениях, принятых по их предложениям, заявлениям или жалобам, а в случаях их отклонения указывать мотивы; своевременно выявлять и устранять причины, порождающие нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан. 8. Гражданин, не согласный с решением, принятым по его заявлению или жалобе, имеет право обжаловать это решение в вышестоящий орган, которому непосредственно подчинены государственный орган, предприятие, учреждение или организация, принявшие обжалуемое решение. 9. Заявления и жалобы во всех органах разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но, во всяком случае, не позднее 15 дней со дня их поступления в орган, обязанный разрешить вопрос по существу. Законодательством союзных республик могут устанавливаться сокращенные сроки разрешения заявлений и жалоб в республиканских и местных органах, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях. В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, но не более чем на один месяц с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу. Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения. 10. Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются: в органах Союза ССР и в республиканских органах в срок до 15 дней со дня их поступления в орган, обязанный разрешить вопрос по существу; в местных органах государственной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления заявления или жалобы в орган, обязанный разрешить вопрос по существу. В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, но не более чем на 15 дней с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу. Предложения, заявления и жалобы военнослужащих, связанные с прохождением службы, рассматриваются и разрешаются в соответствии с Уставом внутренней службы и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Союза ССР. 11. Поступающие из редакций газет и журналов предложения, заявления и жалобы граждан, а также связанные с их разрешением выступления и другие опубликованные в печати материалы рассматриваются в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Указом. 12. Исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся для рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан привлекают депутатов и актив соответствующих Советов. Для рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, проведения по ним дополнительных проверок и других мер государственные органы, предприятия, учреждения и организации привлекают представителей общественности, актив народного контроля, передовых рабочих, служащих и колхозников. В необходимых случаях предложения граждан, а также результаты рассмотрения и разрешения заявлений и жалоб, имеющих общественное значение, должны обсуждаться на собраниях коллективов предприятий, учреждений, организаций и по месту жительства граждан. 13. Установить, что все государственные органы обязаны систематически проверять состояние дел по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан в подчиненных им предприятиях, учреждениях и организациях, принимать меры к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление повторных заявлений и жалоб. 14. Исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся обязаны систематически проверять состояние дел по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан в отделах и управлениях исполнительного комитета, на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории данного Совета, и результаты проверок заслушивать на своих заседаниях, а в необходимых случаях вносить на обсуждение сессий Советов депутатов трудящихся. Руководители исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся, их отделов и управлений, руководители предприятий, учреждений и организаций должны периодически отчитываться о работе с предложениями, заявлениями и жалобами на сессиях Советов депутатов трудящихся, заседаниях исполнительных комитетов, а также на собраниях граждан. 15. Нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, волокита, бюрократическое отношение к предложениям, заявлениям и жалобам влекут в отношении виновных должностных лиц дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Те же деяния должностных лиц, причинившие существенный вред государственным или общественным интересам, или правам и охраняемым законом интересам граждан, а также преследование должностными лицами граждан в связи с подачей ими жалоб или заявлений влекут уголовную ответственность по соответствующим статьям уголовных кодексов союзных республик о должностных преступлениях. Подача гражданином жалобы или заявления в клеветнических целях влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством. 16. Органам прокуратуры и народного контроля систематически осуществлять надзор и контроль за соблюдением советских законов при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан, проводить проверки состояния этой работы во всех министерствах и ведомствах, подчиненных им предприятиях, учреждениях, организациях, а также колхозах и иных кооперативных и общественных организациях, привлекая виновных в нарушении законов, волоките, формализме, бюрократизме и невыполнении принимаемых по предложениям, заявлениям и жалобам решений к строгой ответственности. 17. Действие настоящего Указа не распространяется на жалобы, заявления и предложения граждан, рассматриваемые в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик, Положением о порядке рассмотрения трудовых споров, Положением об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях и другим законодательством. 18. Поручить Президиумам Верховных Советов союзных республик привести законодательство союзных республик в соответствие с настоящим Указом. 19. Признать утратившими силу Постановление Президиума ЦИК СССР от 13 апреля 1933 г. "О рассмотрении жалоб трудящихся и принятии по ним необходимых мер" (СЗ СССР, 1933 г., N 26, ст. 153) Постановление ЦИК СССР от 14 декабря 1935 г. "О положении дел с разбором жалоб трудящихся" (СЗ СССР, 1936 г., N 31, ст. 274) с дополнением, внесенным разъяснением Президиума ЦИК СССР от 7 мая 1937 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. Подгорный Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. Георгадзе Москва, Кремль 12 апреля 1968 г. N 2534-VII Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|