Расширенный поиск

Постановление Правительства Саратовской области от 07.06.2010 № 218-П

 



                  ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                     от 7 июня 2010 года N 218-П

                             г. Саратов




Об утверждении Стратегии модернизации
политики в отношении пожилых людей
в Саратовской области


     На  основании  Устава  (Основного  Закона)  Саратовской   области
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Утвердить Стратегию модернизации политики в отношении  пожилых
людей в Саратовской области согласно приложению.
     2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор области                                          П.Л.Ипатов




                                       Приложение к постановлению
                                       Правительства области от
                                       7 июня 2010 года N 218-П


                              Стратегия                               
           модернизации политики в отношении пожилых людей            
                        в Саратовской области                         

                               Введение                               

     Общее старение населения  во  многих  странах,  являясь  с  одной
стороны   позитивным   результатом   цивилизационного   развития,  как
увеличение продолжительности жизни,  с  другой  стороны  –  следствием
сокращения  рождаемости, выступает в современном мире как существенный
фактор влияния  на  социально-экономические  процессы  в  целом  и  на
социальную политику в частности. И влияние этого фактора усиливается.
     Необходимость совершенствования политики  и  практики  социальных
институтов  в отношении пожилых людей определяется несколькими важными
обстоятельствами.  Первое  и  безусловное  обстоятельство  связано   с
ускоряющимися      процессами     старения     населения,     имеющими
обще-цивилизационный характер. На уровне национальной  и  региональной
стратегии  необходимо зафиксировать не только возрастающую нагрузку на
общество, определяемую увеличением  доли  пожилых  людей  в  структуре
населения  и необходимостью увеличения ресурсного обеспечения качества
их  жизни,  но  и  задачи  сохранения  и  рационального  использования
возможностей  пожилых  людей  в  укреплении  социального,  трудового и
духовного потенциала общества. Второе, не менее важное, обстоятельство
связано   с   сохранением   и   усилением  гуманистического  основания
современного рационального общества. В  этом  отношении  принципиально
важным    является   закрепление   ценности   старости   как   фактора
общественного  развития,  как   ценностного   основания   общественных
отношений  и  необходимости признания роли пожилых людей в современном
обществе. Задача заключается в возможности защиты старости  как  через
создание  специальных  форм  их  проживания  и активности, так и через
формирование соответствующего социального контекста в целях расширения
возможностей  пожилых  людей  в  развитии и во влиянии на общественные
процессы. С одной стороны, усиливается необходимость совершенствования
медицинского   обслуживания  пожилых,  расширения  спектра  и  объемов
социальных  и реабилитационных услуг, оптимизации системы  пенсионного
обеспечения.  С  другой  стороны  –  актуализируется  задача  создания
условий и механизмов  эффективного  использования  социально-трудового
потенциала  пожилых  людей  на  фоне  негативной  динамики численности
трудоспособного населения и сохранения  способности  пожилых  людей  к
продуктивной экономической активности.
     Принятый в 2002 году Мадридский международный  план  действий  по
проблемам  старения  формулирует  основную  цель  действий  в  области
старения, и эта цель  универсальна  для  любого  общества,  для  любой
страны: гарантировать каждому пожилому человеку безопасную и достойную
старость  вместе  с  возможностью  продолжать  участвовать   в   жизни
общества в качестве полноправного гражданина.
     Существующее в настоящее время нормативное оформление политики  и
социальная  практика  в  отношении  пожилых  демонстрируют  выраженное
патерналистское   содержание,   реализуемое   через   преимущественное
развитие системы и институтов социального обеспечения пожилых граждан.
Основным  элементом  практики  социальных  институтов  по   реализации
патерналистской  политики определяется экономическая поддержка пожилых
через систему доплат, льгот и субсидий, предоставление других ресурсов
через   специальные   программы  и  в  соответствии  с  установленными
критериями доступа.
     Во многих случаях социальная практика поддержки ориентирована  на
общие  и  формальные  характеристики  социальной  группы,  и в меньшей
степени на особенности жизненной ситуации и жизненные  перспективы  ее
представителей.
     Однако ориентация на социальный патернализм в  отношении  пожилых
людей  и усиление возможностей их социального обеспечения без создания
условий их активного участия  в  социально-экономических  процессах  с
учетом  современных демографических тенденций не может рассматриваться
на перспективу в качестве базовой ориентации социальной политики.
     Современная   региональная   политика   и   практика   социальных
институтов  в  основном  отражают общую патерналистскую направленность
национальной политики. В качестве  приоритетных  задач,  как  правило,
рассматриваются  задачи  поддержания  и  обеспечения жизнедеятельности
пожилых людей через развитие систем социальной поддержки и социального
обслуживания,  поддержки  доходов  пожилых  людей  через  установление
систем государственных преференций на региональном уровне, обеспечение
медицинского   обслуживания  через  развитие  специализированных  форм
медицинского обслуживания, лекарственное  обеспечение,  предоставление
технических   средств  реабилитации  пожилым  инвалидам.  Несмотря  на
безусловную  важность  реализуемых  мер  поддержки  пожилых,   вопросы
расширения  условий  и  возможностей для активного социально-трудового
функционирования в политике и практике представлены в меньшей степени.
В   то  же  время,  поддержание  активности  пожилых  в  сфере  труда,
образования, общественной деятельности,  культурно-досуговой  сфере  в
современных условиях представляется не только как форма удовлетворения
индивидуализированных  потребностей  пожилых,   но  и  как  укрепление
человеческого   потенциала   региона  и  его  социально-экономического
развития.
     Настоящая  Стратегия   определяет   основные   цели,   задачи   и
направления  совершенствования  региональной  политики  и деятельности
социальных институтов в контексте новых  социальных  реалий  и  задач,
связанных   с  тенденцией  старения  населения  и увеличения их доли в
общей численности населения.  Стратегия  основывается  на  достижениях
существующей  политики  и  социальной  практики  в  отношении пожилых,
отражает основные требования международных  актов  и  рекомендаций  по
обеспечению активного старения и достойной жизни пожилых граждан.
     При разработке Стратегии использовались  результаты  исследования
потребностей  пожилых  людей  в  Саратовской  области,  проведенного в
рамках реализации Проектного Соглашения и Протокола о  Взаимопонимании
между  министерством социального развития Саратовской области и Фондом
ООН  в области народонаселения,  и  анализа  развития  демографической
ситуации в Саратовской области.

         1. Региональный контекст и демографическая ситуация          

     В настоящее  время  Саратовская  область  сталкивается  с  новыми
внешними   вызовами,   которые  определяют  приоритеты  социального  и
экономического развития на среднесрочную и  долгосрочную  перспективу.
Одним из таких вызовов является процесс старения населения.
     Особенность современной группы пожилых людей заключается  в  том,
что  их возраст социальной и трудовой активности пришелся на советское
и постсоветское  время.  Структура  ценностных  ориентаций,  жизненных
установок  и  потребностей  формировались  у нынешних пожилых людей  в
условиях,  принципиально  отличных  от  современных,   осваиваемых   и
реализуемых  новыми  поколениями  россиян.  Трансформационный  переход
конца  80-х  и  90-х  годов  определил  формирование  новых  жизненных
моделей, освоение которых для нынешних пожилых людей стало проблемным.
Произошло  разрушение  системы  устоявшихся  социально-психологических
установок   и общественных отношений, определяющих координаты человека
в обществе. В переходе  к  новой  социальной  организации  российского
общества лежат причины особого социального статуса современных пожилых
людей в России, который проявляется в  стремлении  сохранить  ценности
социалистического   общества   в   условиях  рыночных  отношений.  Это
противоречие  находит  отражение  не  только  в   стремлении   пожилых
максимально дистанцироваться, «закрыться» от современной жизни, но и в
оценках   существующего   качества   жизни,    социально-экономических
ожиданиях.
     Существенным  моментом  совершенствования  политики  в  отношении
пожилых является российская особенность роста удельной доли пожилых  в
структуре населения. Если для большинства западных стран этот  процесс
определяется   увеличением   продолжительности   жизни   и   снижением
рождаемости,   то   в   российском   контексте    фактор    увеличения
продолжительности   жизни   играет   не  самую  значимую  роль.  Более
существенным    моментом   выступает   сверхсмертность   населения   в
трудоспособном возрасте, в том числе от неестественных причин.
     Кроме того, процесс старения в российском обществе сопровождается
существенным  снижением уровня здоровья в пожилых возрастах. Указанный
фактор является ограничивающим для многих пожилых  людей  в  отношении
трудовой  деятельности,  а  для  части пожилых людей и в осуществлении
самостоятельной жизнедеятельности.
     Гендерный аспект может рассматриваться как  особенность  процесса
старения  населения.  Доля  женщин в общей численности пожилых граждан
старших возрастов достигает 70 процентов, что определяет необходимость
отражения   этой   гендерной  диспропорции  в  политике  и  социальной
практике.
     Территориальный фактор, как место проживания  пожилого  человека,
представляется  немаловажным  аспектом стратегии модернизации политики
в отношении  пожилых.  С  одной  стороны,  наблюдается  дифференциация
муниципальных  образований  по  удельному  весу  пожилых  в  структуре
населения,   что   определяет   реализацию   дифференцированных   мер,
учитывающих эти различия. С другой стороны – муниципальные образования
различаются  по возможностям создания и  функционирования  необходимых
поддерживающих  сервисов, условиям удовлетворения потребностей пожилых
людей  в  социальной  и  трудовой  активности,  наличием   необходимой
социальной инфраструктуры.
     Мотивационный фактор в  современной  ситуации  является  наиболее
существенным  для  реализации целей сохранения и вовлечения пожилых  в
жизнь общества и отражает  желание  самих  пожилых  людей  максимально
использовать  свой  потенциал.  По  данным  исследования  мотивация  к
трудовой  деятельности  и  образовательной   активности   выражена   у
минимального  числа  пожилых  людей.  Даже культурно-досуговая сфера и
общественная деятельность не является для большинства  привлекательным
способом  самореализации.  Потребностная  сфера пожилых людей является
ограниченной и стереотипной и отражает  существующие  возможности  как
индивидуального  характера  –  состояние  здоровья,  уровень доходов и
качество бытовых условий, так и внешние условия реализации  потенциала
социальной активности.
     Саратовская область по основным  демографическими  тенденциями  и
возрастной   структуре   отражает  все  основные  тенденции  процессов
старения  и  увеличения  доли  пожилых  людей  в   общей   численности
населения.
     При общей численности населения области в 2,58 млн  человек  доля
пожилых  людей  составляет  22,9  процента,  что превышает численность
детей  и  подростков.  При  существующих  показателях  рождаемости   и
смертности  населения  трудоспособного  возраста  доля  пожилых  имеет
динамику  к увеличению. В 2005 году их доля составляла 22,2  процента.
По муниципальным образованиям доля пожилых среди постоянного населения
варьирует  от 15 процентов до 30 процентов.
     Существующий  уровень  дифференциации  доли   пожилых   людей   в
структуре населения муниципальных образований определяет необходимость
реализации дифференцированной политики в отношении пожилых.
     Сложившаяся  дифференциация  продолжительности  жизни  мужчин   и
женщин  (62,3  года  –  у  мужчин  и  74,6  года  у женщин) определяет
устойчивое искажение гендерной структуры населения в  возрасте  старше
60  лет.  В  настоящее  время  соотношение  этих  групп составляет: 28
процентов мужчин и 72 процента женщин. Данная  диспропорция  формирует
дополнительный  спектр проблем, связанных с влиянием семейного статуса
пожилых людей на качество их жизни.
     Прогноз  численности  и   половозрастной   структуры   населения,
подготовленный     территориальным    органом    Федеральной    службы
государственной  статистики  по  Саратовской   области,   предполагает
увеличение  доли  лиц  старше  трудоспособного  возраста  в  структуре
населения от 23,5 процента в 2010 году до 27,8 процента к  2020  году.
При  этом  доля населения трудоспособного возраста сократиться за этот
период с 61,6 процента  до 54,8 процента. В 2031  году  прогнозируется
увеличение  доли  пожилых   до  31  процента,  а  уменьшение  доли лиц
трудоспособного  возраста  до  53  процентов.  В  указанной   ситуации
сохранение   трудовой   и   социальной   активности   пожилых  граждан
представляет  существенный  момент  обеспечения  экономики   трудовыми
ресурсами.   Другой   аспект  этой  тенденции  связан  с  обеспечением
устойчивости  системы   пенсионного   обеспечения,   совершенствования
медицинского и социального обслуживания пожилых граждан.
     Экономическая активность лиц  пенсионного  возраста  составила  в
2008  году 29,3 процента, а в 2004 году указанный показатель составлял
19,4  процента.  Пенсионные  выплаты  для   большинства   лиц   старше
трудоспособного возраста являются основным источником доходов. Средняя
пенсия на  протяжении  последних  лет  превышала  прожиточный  минимум
пенсионера,  устанавливаемый в Саратовской области. На конец 2008 года
соотношение средней пенсии  и прожиточного минимума составило 1,25.
     Однако на начало 2009 года почти 33 процента пенсионеров получали
пенсию  ниже  прожиточного  минимума.  В  2010  году  средняя пенсия в
Российской Федерации достигнет 8 тысяч рублей.
     До 20 процентов численности пожилых граждан состоят  на  учете  в
учреждениях социального обслуживания в качестве получателей социальных
услуг. Учитывая критерии  постановки  на  надомное  обслуживание,  эта
группа  имеет существенные ограничения в самостоятельном осуществлении
жизнедеятельности. Численность пожилых людей, имеющих статус  инвалида
на 1 августа 2009 года, составляла 94533 человека, или 16 процентов от
общей численности пожилых.
     Однако  вышеизложенная  статистика  не  отражает  в  полной  мере
реальное     положение     пожилых    людей,    имеющих    ограничения
жизнедеятельности,  в связи с влиянием на указанный показатель  уровня
развития  региональной системы поддержки пожилых граждан и доступности
социальных услуг.
     Совершенствование политики и стратегии  модернизации  политики  в
отношении  пожилого  населения  предполагает  ориентацию  на  создание
условий   и   механизмов   сохранения,   развития   и    общественного
использования  потенциала  пожилого населения, обеспечения их права на
достойные условия старения.

                           2. Общие задачи                            

     Стратегия направлена  на  содействие  социальной  стабильности  и
социальной    солидарности    в    Саратовской   области,   укрепление
человеческого потенциала через  сохранение,  развитие  и  рациональное
использование социально-трудового ресурса населения пожилого возраста.
     Стратегия  содействует  внедрению  идеологии  общества  для  всех
возрастов,  укреплению  социальной  ответственности  и  сотрудничества
власти, бизнеса, общественных институтов и семьи в  целях  обеспечения
прав пожилых людей на активную и независимую жизнь.
     Стратегия направлена на создание и внедрение современных моделей,
механизмов  и  социальных  практик удовлетворения потребностей пожилых
граждан в поддерживающих услугах, уходе, реабилитации.
     Стратегия содействует развитию  негосударственных  форм  и  видов
поддерживающих  сервисов для пожилых граждан, активизации общественных
сетей    поддержки,    волонтерского     движения,     разностороннему
сотрудничеству в сфере сохранения, развития и использования потенциала
пожилых граждан.
                                                                      
     3. Стратегические цели политики в отношении пожилых граждан      

     Стратегические цели укрепления регионального потенциала  общества
для   всех  возрастов  определяются  признанием  властью  и  обществом
процесса старения населения как нового вызова традиционной политике  в
отношении  пожилых  граждан, важности их роли в социальных процессах и
учета старения населения как фактора влияния на политику  и  стратегию
социально-экономического развития области.
     Развитие потенциала Саратовской области в сфере обеспечения  прав
и  потребностей  пожилых  людей  определяется  комплексом  условий   и
возможностей обеспечения достойной и активной старости через внедрение
идеологии   общества   всех  возрастов,  постоянное  совершенствование
политики,   наращивание   инновационных   элементов   в   деятельности
социальных  институтов,  учреждений и организаций. Развитие областного
потенциала определяется:
     активным формированием в общественном сознании идеологии общества
для   всех   возрастов,  совершенствованием  системы  общественных   и
законодательных санкций  за  оскорбительное  отношение  и  насилие   в
отношении  к пожилым, неисполнение детьми обязательств по отношению  к
пожилым родителям;
     реализацией  инновационных  целевых   проектов,   основанных   на
современном видении роли пожилых людей в современном обществе;
     применением современных форм, средств и технологий  в  реализации
поддерживающих сервисов;
     интеграцией научных знаний и практической деятельности социальных
институтов,  широким  внедрением  результатов  научных  исследований в
процесс совершенствования политики и стратегии модернизации политики в
отношении пожилых;
     внедрением и адаптацией международных требований, рекомендаций  и
стандартов в социальную практику;
     постоянным партнерством государственных структур с  организациями
некоммерческого сектора, бизнесом;
     высокопрофессиональными кадрами, ориентированными  на  реализацию
активизирующей  политики  в  отношении  пожилых  на основе современных
принципов и социальных технологий.
     В качестве основных стратегических целей определяются:
     укрепление  интеграционного  потенциала  пожилых  людей  за  счет
опережающего  развития  политики  и общественной идеологии в отношении
роли  пожилого  населения,  оптимизации   системы   поддерживающих   и
развивающих сервисов, инновационного развития социальных институтов;
     формирование  условий  и  механизмов  развития  и   использования
потенциала  пожилых  граждан  через  расширение  доступности  ресурсов
здравоохранения,  образования,  культуры,  физкультуры  и  адаптивного
спорта, социального обслуживания, расширения возможностей для трудовой
занятости;
     достижение независимости  пожилых  людей  в  бытовой  и  семейной
жизни, их адаптационных возможностей к изменениям внешних и внутренних
условий жизни за счет гибкого реагирования на  динамику  потребностей,
расширения спектра услуг, внедрения системы мониторинга;
     укрепление межпоколенной солидарности,  взаимной  ответственности
и  сотрудничества,  вовлечения  пожилых  в  процесс  совершенствования
политики и  общественной  практики,  стимулирования  их  творчества  и
общественной активности.

              4. Секторальная поддержка пожилых граждан               

     Стратегические цели реализуются через  комплекс  секторальных   и
межсекторальных  стратегий,  отражающих  специальные  задачи и целевые
установки.
                                                                      
                   4.1. Здоровье пожилого населения                   

     Развитие политики и социальной практики в области здравоохранения
и  медицинской  поддержки  пожилых граждан направлено на сохранение  и
поддержание потенциала здоровья пожилого населения, сокращение  рисков
инвалидизирующих   заболеваний   путем   расширения   профилактических
мероприятий, повышения  доступности  качественных  медицинских  услуг,
развитие  специализированных  видов  медицинской  помощи  и лечения. В
целях  компенсации  нарушений  общего  и   функционального   характера
обеспечивается комплексность реабилитации и медицинского сопровождения
пожилых граждан с  хроническими  заболеваниями  и  инвалидов  пожилого
возраста на основе взаимодействия с системой социального обслуживания.
Инновационное   развитие   медицинской   поддержки   пожилых   граждан
реализуется    через    развитие     и    организационное   оформление
гериатрической помощи.  В  качестве  существенного  элемента  развития
политики   определяется  вовлечение  пожилых  граждан   в  разработку,
осуществление,  распространение  и   оценку   политики   и   программ,
направленных   на   улучшение  здоровья  и  благосостояния  стареющего
населения.
     Целевые установки:
     развитие   механизмов   и   процедур   обеспечения    доступности
диагностики, профилактики, неотложной помощи и реабилитации;
     совершенствование  гериатрической  и   геронтологической   оценки
функционального состояния пожилого человека;
     интеграция диспансеризации в  общую  систему  медицинской  помощи
пожилым людям;
     развитие информирования и просвещения в области здорового  образа
жизни пожилых людей;
     обеспечение координации и интеграции деятельности между  службами
здравоохранения  и  социальными службами, как государственными, так  и
частными;
     разработка программ  и  проектов,  направленных  на  профилактику
заболеваемости среди пожилых людей;
     оптимизация системы лекарственного обеспечения  и  предоставления
технических средств реабилитации, медицинского ухода на дому;
     совершенствование, в том числе через создание  специализированных
учреждений,  отделений  и  палат,  подготовку  медицинского персонала,
медицинского сопровождения умирания;
     мониторинг здоровья пожилых граждан.
     Индикаторы достижения целевых установок:
     организационные  структуры  гериатрической   службы,   отвечающие
особым   потребностям   пациентов,   обеспечивающие  гериатрическую  и
геронтологическую    (физическую,     психологическую,     социальную)
диагностику, консультации, уход, лечение и реабилитацию;
     диспансеризация  пожилых  граждан,   диагностика   функциональных
нарушений и заболеваний на ранних этапах;
     организационное,  техническое  и  кадровое  обеспечение  оказания
специализированной медицинской помощи в сельской местности;
     подготовка  по  паллиативному  уходу  соответствующих   категорий
специалистов;
     стандарты гериатрической помощи и реабилитационных услуг;
     реализация индивидуальных программ медицинской реабилитации;
     целевые показатели по поддержке здоровья пожилых людей,  критерии
эффективности медицинских услуг и реабилитации;
     доступность  лекарственных  препаратов,   санитарно-гигиенических
материалов  и средств медицинского ухода за пожилыми людьми в домашних
условиях;
     доступность    стационарного    медицинского    обслуживания    и
специализированных и высокотехнологичных медицинских услуг;
     программы профилактики и  поддержки  физического  и  психического
здоровья пожилых граждан;
     обучение и консультации членов семей по уходу за пожилыми  людьми
с тяжелыми нарушениями здоровья и умирающими;
     современные методы и технологии, в  частности  телемедицина,  для
устранения  неравенства  в доступе к услугам системы здравоохранения в
сельской местности;
     территориальная система хосписов, отделений и палат для  одиноких
пожилых людей.

           4.2. Социальное обслуживание пожилого населения            

     Совершенствование  системы  социального   обслуживания   пожилого
населения   осуществляется   в  направлении  обеспечения  адекватности
спектра услуг и форм  обслуживания  потребностям  пожилого  населения,
обеспечения высокого качества, доступности и эффективности оказываемых
услуг,  создания  условий  и   механизмов   повышения   адресности   и
индивидуализации  услуг социального обслуживания. Развитие социального
обслуживания пожилого населения основывается на реализации технологий,
способов  и  форм  обслуживания,  обеспечивающих автономное проживание
пожилых граждан и поддержку возможных форм  социальной  активности.  В
качестве   приоритета   развития   системы   социального  обслуживания
определяется создание условий и процедур для формирования и реализации
индивидуальных  целеориентированных  комплексов услуг. Для обеспечения
целевого   и  индивидуализированного  обслуживания  базовое   значение
приобретает   модернизация   системы   надомного  и  полустационарного
обслуживания, оптимизация содержания стационарного обслуживания.
     Целевые установки:
     совершенствование  процессов   планирования,   проектирования   и
организации  социального  обслуживания  в соответствии с потребностями
пожилых граждан, требованиями доступности, качества и эффективности;
     создание условий для перехода на уровневую  систему  обслуживания
в стационарных учреждениях социального обслуживания;
     оптимизация механизмов межведомственного взаимодействия  в  сфере
оказания       социально-медицинских,      социально-культурных      и
социально-педагогических услуг;
     формирование    условий    и    механизмов     для     реализации
индивидуализированных целеориентированных комплексов услуг по наиболее
востребованным  направлениям  поддержки  пожилых  граждан,   внедрение
уровневой  организации  предоставления  сложных видов услуг в сельской
местности;
     формирование территориальных комплексов социального  обслуживания
с участием негосударственных организаций и общественных объединений;
     формирование сетей поддержки пожилых граждан по месту  жительства
для  обеспечения  бытовой  деятельности  на основе потенциала местного
сообщества и социальной инфраструктуры поселения;
     формирование  системы  критериев  и   показателей   эффективности
социального обслуживания;
     развитие      материально-технической,      технологической     и
информационной базы социального обслуживания пожилого населения;
     повышение  профессионального   уровня   специалистов   учреждений
социального обслуживания в сфере геронтологии;
     совершенствование процедур и  технологий  реализации  мероприятий
по социальной реабилитации пожилых инвалидов;
     укрепление   потенциала  учреждений  социального  обслуживания  в
реализации  услуг  по содействию трудоустройству и образованию пожилых
граждан.
     Индикаторы достижения целевых установок:
     внедрение  методов  социального   проектирования   индивидуальных
программ социального обслуживания, новых направлений поддержки пожилых
граждан и дополнительных услуг;
     реализация индивидуальных программ социального обслуживания;
     проведение оценки эффективности программ социального обслуживания
на основе утвержденных критериев и показателей;
     межведомственные соглашения и проекты;
     внедрение  уровневой  организации  предоставления  сложных  видов
услуг;
     территориальные комплексы  социального  обслуживания  с  участием
негосударственных структур;
     реализация социальных проектов поддержки пожилых граждан за  счет
общественных ресурсов местного сообщества;
     реализация программ по социальной реабилитации пожилых инвалидов;
     нормативная  база   осуществления   уровневого   обслуживания   в
стационарных учреждениях;
     мероприятия по содействию трудовой занятости пожилых граждан.

                4.3. Поддержка доходов пожилых граждан                

     Совершенствование  региональной  политики  по  поддержке  доходов
пожилых граждан определяется как базовое условие обеспечения достойной
старости  и  возможностей  самореализации.  На   региональном   уровне
политика  направлена  на  создание  условий  и  возможностей получения
пожилыми  людьми  дополнительных  доходов  за  счет   обеспечения   их
мобильности, форм и видов трудовой занятости, поддержку индивидуальных
форм  экономической  активности  в  сфере   приусадебного   хозяйства,
личного    подсобного    хозяйства,    ремесленничества,   прикладного
творчества. В отношении лиц,  имеющих  ограничения  в  сфере  трудовой
деятельности,   реализуется   система   мер,   связанных  с  оказанием
бесплатных   социальных   услуг,   материальной   помощи,    льготного
лекарственного  обеспечения,  предоставления  адресных государственных
преференций. Существенным элементом политики является повышение уровня
социальной  ответственности детей в отношении престарелых родителей, в
том числе и по их материальной поддержке.
     Целевые установки:
     расширение форм и видов экономической активности пожилых граждан,
в том числе в сфере неформальной трудовой деятельности;
     совершенствование  механизмов  привлечения  пожилых   граждан   к
оказанию платных услуг;
     поддержка    прикладного    творчества    и     ремесленничества,
ориентированных на получение дохода;
     поддержка и  стимулирование  индивидуального  предпринимательства
пожилых  граждан,  в  том  числе  в  рамках  приусадебного  и  личного
подсобного хозяйства;
     защита прав пожилых граждан на  заботу  и  помощь  трудоспособных
детей;
     реализация  мер  адресной  государственной  поддержки  достойного
уровня жизни одиноко проживающих пожилых граждан;
     оптимизация процедур и показаний предоставления социальных услуг,
снижающих нагрузку на бюджет пожилого человека.
     Индикаторы достижения целевых установок:
     показатели временной и сезонной занятости лиц пожилого возраста;
     программы и проекты поддержки  экономической  активности  пожилых
граждан, в том числе индивидуализированные формы поддержки;
     участие  пожилых  граждан   в   творческой   и   ремесленнической
деятельности, приносящей доход;
     организационные формы и  технологии  централизованной  закупки  и
реализации  сельскохозяйственной продукции, выращенной на приусадебных
участках и личном подсобном хозяйстве;
     нормативное регулирование  и  реализация  мер  по  предоставлению
пожилым  гражданам  денежных  компенсаций  и  материальной  помощи  на
областном и муниципальном уровне;
     мониторинг уровня и видов доходов пожилого населения.

                  4.4. Поддержка трудовой активности                  

     Совершенствование  политики  и  социальной   практики   в   целях
рационального   использования  трудового  потенциала  пожилых  граждан
осуществляется в направлении развития условий и механизмов  сохранения
и   повторной  интеграции  пожилых  работников  в  сферу  труда  через
обеспечение  доступности  поддерживающих  сервисов  государственных  и
негосударственных    учреждений    содействия   занятости   населения,
информационной поддержке, консультационных услуг.  Интеграция  пожилых
работников  в  сферу труда реализуется в форме индивидуального проекта
трудоустройства  с  учетом  трудового,   социального   и   личностного
потенциала  человека. Индивидуально-ориентированный характер поддержки
пожилых   работников   обеспечивается    развитием    консультативных,
информационных    услуг,    формированием    навыков    поведения    и
самопрезентации на рынке  труда,  формированием  мотивационной  основы
повторной интеграции.
     В  качестве  приоритета  политики  занятости  пожилых  работников
определяется  защита от дискриминации пожилых граждан в сфере труда  и
формирование позитивного отношения к пожилым работникам.
     Целевые установки:
     оптимизация направлений и содержания поддержки пожилых граждан по
продолжению трудовой деятельности;
     обеспечение доступности базовых услуг содействия трудоустройству,
в том числе профессиональное обучение в предпенсионном возрасте;
     развитие видов и форм индивидуальной поддержки пожилых граждан на
рынке  труда  органами  исполнительной  власти  области,  учреждениями
социального обслуживания и образования;
     формирование позитивного образа пожилого работника в общественном
мнении;
     формирование механизмов контроля и противодействия  дискриминации
пожилых работников;
     развитие потенциала территорий  по  использованию  труда  пожилых
работников на основе сотрудничества власти и бизнеса;
     совершенствование механизма взаимодействия органов исполнительной
власти  в  сфере содействия занятости, органов местного самоуправления
и общественных организаций в целях  расширения  трудовых  возможностей
пожилых граждан;
     включение  пожилых  граждан  в  программы   содействия   развитию
надомного труда;
     создание базы данных резервной  рабочей  силы  из  числа  пожилых
граждан.
     Индикаторы достижения целевых установок:
     действующие процедуры предоставления пожилым гражданам  услуг  по
содействию трудовой занятости;
     реализация  индивидуальных   проектов   трудоустройства   пожилых
работников;
     договоры  и  соглашения  о  сотрудничестве  в  сфере   содействия
занятости пожилых граждан;
     проведение обучающих  семинаров  и  мотивационных  тренингов  для
пожилых работников;
     публикации в средствах массовой информации, круглые столы;
     участие   учреждений   социального   обслуживания,   образования,
коммерческих  и  общественных  структур  в  реализации  индивидуальных
проектов трудоустройства;
     проверки обеспечения трудовых прав пожилых работников и фактов их
дискриминации.

           4.5. Индивидуальное развитие в пожилом возрасте            

     Поддержка индивидуального развития пожилых людей осуществляется в
направлении  формирования  элементов  адаптации  существующей  системы
образования, культуры, спорта к реализации индивидуальных  приоритетов
в  сфере  саморазвития.  Развитие  системы  поддержки  образовательной
активности в пожилом возрасте основывается на обеспечении адекватности
спектра  услуг  и  форм их предоставления возможностям, потребностям и
ожиданиям пожилого населения, обеспечении физической  и  экономической
доступности  ресурсов развития. В качестве приоритета развития системы
развития  для  пожилых  людей  определяется   создание   условий   для
удовлетворения  потребности пожилых людей в получении знаний и навыков
необходимых  в  осуществлении  досуговой  активности,   творчества   и
неформальной трудовой активности.
     Целевые установки:
     расширение спектра услуг  и  ресурсов  саморазвития  для  пожилых
людей в соответствии с их возможностями и ожиданиями;
     формирование условий для обеспечения доступа пожилого  населения,
проживающего в сельской местности, к ресурсам развития;
     развитие      нормативно-правовой,       материально-технической,
технологической и информационной базы развития пожилых людей;
     формирование позитивного общественного мнения  о  пожилых  людях,
получающих образование;
     развитие межведомственного взаимодействия в создании условий  для
получения  пожилыми  людьми  дополнительных  знаний  и  навыков,  и их
реализации;
     формирование  условий  для  использования  потенциала  учреждений
сферы  образования,  социального обслуживания и культуры в обеспечении
программ дополнительного образования для пожилого населения;
     формирование  условий  для  поддержки   индивидуальных   программ
саморазвития пожилых людей.
     Индикаторы достижения целевых установок:
     мероприятия  по  формированию  положительного   образа   пожилого
человека,  получающего  дополнительные  знания и навыки в соответствии
со своими жизненными целями и потребностями;
     повышение социальной занятости и активности пожилых людей;
     межведомственные проекты и соглашения в сфере обеспечения условий
для  реализации пожилыми людьми потребности в получении дополнительных
знаний и навыков и их практического применения;
     реализация образовательно-досуговых программ  и  мероприятий  для
пожилых   людей,   в   соответствии   с  их  целями,  возможностями  и
потребностями;
     индивидуальные формы обучения пожилых людей в соответствии  с  их
возможностями и ожиданиями;
     реализация творческого потенциала пожилого населения.

         4.6. Поддержка общественной активности пожилых людей         

     Поддержка общественной активности пожилых людей определяется  как
важнейшее   направление  и  форма  реализации  социального  потенциала
пожилых  граждан,  использования  их  опыта  и  признания  их  роли  в
обществе.  Общественная  деятельность  является  наиболее  оптимальной
сферой для реализации активности пожилых  граждан,  защиты  ими  своих
прав  и  интересов,  влияния  на социальные и политические процессы на
местном уровне. Развитие  системы  поддержки  общественной  активности
пожилых  граждан  направлено  на  создание  условий, препятствующих их
социальной  изоляции  и  маргинализации,   участию   в   политической,
экономической,  гражданской  и культурной жизни. Существенное значение
имеет включение пожилых граждан в форматы  и  структуры  общественного
контроля и оценки политики и социальной практики на местном уровне.
     Целевые установки:
     расширение  возможностей  создания,  форм  и  видов  общественных
объединений   пожилых   людей  и  их  участия  в  деятельности  других
общественных объединений;
     формирование в общественном сознании позитивного представления  о
процессе старения и пожилых людях, как об активных членах общества;
     поддержка   создания   пожилыми   людьми   сетей    взаимопомощи,
взаимоподдержки на местном уровне;
     содействие  развитию  позитивных  отношений  между   поколениями,
широкого волонтерского движения в местных сообществах;
     расширение и оптимизация механизмов привлечения пожилых граждан к
формированию   политики,  программ  и  мероприятий,  направленных   на
обеспечение их прав и интересов;
     обеспечение прав пожилых граждан  на  волеизъявление  в  выборных
процессах;
     поддержка общественных инициатив пожилых людей.
     Индикаторы достижения целевых установок:
     кампании  в  средствах  массовой  информации,  отражающие   вклад
пожилых людей в жизнь общества;
     участие пожилых граждан в социокультурной  деятельности  на  всех
уровнях;
     механизмы и процедуры представления  интересов  пожилых  людей  в
процессе  выработки и реализации политики, проведения оценки политики,
программ и услуг для пожилых людей;
     общественные  комиссии,  советы   и   другие   формы   реализации
общественной активности пожилых граждан;
     социальные  проекты  и  программы  для  сельской   местности   по
активизации пожилых граждан в общественной и социокультурной сферах;
     интегрированные  формы  общественной  деятельности,   расширяющие
возможности и виды межпоколенных взаимодействий;
     реализация   социально-педагогического   и   культурно-досугового
потенциала пожилых людей в отношении молодого поколения;
     вовлечение пожилых людей в процесс планирования, осуществления  и
оценки    программ    территориального    развития,   здравоохранения,
социального обслуживания, создания универсальной среды  и  доступности
инфраструктуры;
     группы и сети взаимной поддержки, создаваемых в целях  укрепления
связи между поколениями и для расширения возможностей пожилых граждан.

     4.7. Поддержка культурно-досуговой активности пожилых людей      

     Поддержка   культурно-досуговой   активности   пожилых    граждан
осуществляется   через   расширение   форм   и   видов  их  участия  в
культурно-досуговой   деятельности,   повышения   доступности   услуг,
создания условий для реализации индивидуальных потребностей, поддержки
инициатив  пожилых  граждан  в  самостоятельной   организации   своего
досуга.  Существенным  аспектом  политики  в этой сфере представляется
реализация инклюзивного принципа участия пожилых в традиционных формах
досуговой   деятельности,  укрепление  досугового  потенциала  местных
сообществ через использование ресурсов  некоммерческих  организаций  и
волонтерского движения.
     Целевые установки:
     обеспечение адаптивности культурно-досуговой среды к интересам  и
потребностям   людей  пожилого  возраста,  в  первую  очередь  имеющих
нарушения сенсорной сферы и психофизических функций;
     формирование   культуры   свободного   времени    и    укрепление
развивающего и реабилитационного потенциала досуга пожилых людей;
     формирование системного подхода в  поддержке  культурно-досуговых
интересов    пожилых    людей,    в   том   числе   через   расширение
межведомственного и межсекторального сотрудничества;
     определение приоритетных  направлений  социокультурного  развития
людей  пожилого возраста и развитие форм их реализации в муниципальной
культурно-досуговой среде;
     развитие  герогогики   досуга,   профессиональное   сопровождение
досуговой деятельности пожилых граждан;
     обеспечение     принципа    межпоколенного    сотрудничества    в
культурно-досуговой сфере;
     расширение   участия  творческих  и  общественных  организаций  в
поддержке досуговой сферы для пожилых граждан;
     обеспечение   территориальной,   физической    и    экономической
доступности учреждений культуры, спорта и творчества.
     Индикаторы достижения целевых установок:
     уровень досуговой активности пожилых различных  возрастных  групп
по видам и формам;
     реализация ведомственных и межведомственных программ  и  проектов
поддержки творческой активности пожилых людей;
     использование информационных технологий для  обеспечения  доступа
пожилых граждан к культурным ценностям;
     осуществление организационных,  информационных  и  педагогических
мероприятий  по  активизации  досуговой  деятельности пожилых людей  в
муниципальной культурно-досуговой среде;
     реализация мероприятий и программ социокультурной реабилитации;
     мониторинг потребностей пожилого населения в  культурно-досуговой
сфере  на всех уровнях в целях проектирования и реализации современной
социокультурной геронтополитики;
     реализация   оздоровительных   программ,   самодеятельных    форм
адаптивной физкультуры и спорта;
     создание   на   местном   уровне   центров   досуга   на   основе
межпоколенного сотрудничества;
     создание   клубов   по    интересам    при    культурно-досуговых
организациях;
     реализация   пожилыми   людьми   самодеятельных   проектов     по
социокультурному воспитанию детей и молодежи;
     динамика структурного и качественного содержания досуговой  среды
в целях удовлетворения запросов пожилых людей.

                 4.8. Поддержка старения в сообществе                 

     Поддержка старения в сообществе осуществляется в интересах защиты
прав    пожилых    граждан   на   доступность   условий   и   ресурсов
жизнедеятельности,  помощи  и  развития,  уважительное   отношение   к
старости, поддержку со стороны социального окружения и семьи. Старение
в  сообществе   определяется   как   наиболее   оптимальный   контекст
жизнедеятельности  пожилого  человека.  Развитие комплексной поддержки
старения  в  сообществе  определяется  через  доступность   социальной
инфраструктуры,    действующую   практику   защиты    от   насилия   и
пренебрежительного отношения, активизации локальных общественных сетей
поддержки  и взаимопомощи. Существенным элементом поддержки старения в
сообществе является ориентация на  ответственность  пожилого  человека
перед социальным окружением.
     Целевые установки:
     повышение  адаптивности  социальной  инфраструктуры,  доступности
информации  и  транспорта  в  отношении  особых  потребностей  пожилых
граждан;
     создание   возможностей  и  механизмов  предоставления  услуг  по
оснащению     жилых    помещений    специальным    оборудованием     и
приспособлениями для облегчения бытовой деятельности пожилых людей;
     активизация ресурсов локальных социальных сетей помощи  в  местах
проживания пожилых граждан;
     стимулирование поддержки жизнедеятельности пожилого человека   со
стороны семьи и социального окружения;
     расширение  возможностей  местного  сообщества   по   обеспечению
активного участия пожилого человека в жизни сообщества;
     создание механизмов противодействия насилию в  отношении  пожилых
людей и безопасности проживания;
     обеспечение ответственности пожилого  человека  перед  социальным
окружением;
     формирование  образа  пожилого  человека  как   полноправного   и
активного члена сообщества;
     расширение  возможностей  местного  сообщества  по  общественному
порицанию пренебрежительного отношения к пожилым людям;
     организация на уровне местного сообщества неформальных молодежных
групп  поддержки  домохозяйств  пожилых  семей  и  одиноко проживающих
пожилых граждан.
     Индикаторы достижения целевых установок:
     критерии и показатели доступности социальной  инфраструктуры  для
пожилого населения;
     неформальные сети и механизмы поддержки жизнедеятельности пожилых
граждан;
     процедуры противодействия насилию и пренебрежительному  отношению
к пожилым гражданам;
     механизмы стимулирования  местных  ресурсов  помощи  и  ухода  за
пожилыми людьми, имеющими ограничения в жизнедеятельности;
     предоставление  технических  средств  для  осуществления  бытовой
деятельности;
     формы и виды активности пожилых граждан в местных сообществах.

            5. Реализация стратегии модернизации политики
                     в отношении пожилых граждан

     Стратегия в отношении пожилых граждан как  комплекс  секторальных
стратегий  реализуется через систему планов, принимаемых на двухлетний
период. Реализация Стратегии обеспечивается механизмом мониторинга как
в   отношении   реализации  Стратегии  в  целом,  так  и  в  отношении
реализации секторальных стратегий.
     В качестве базового  условия  реализации  Стратегии  определяется
совершенствование  управления  областной  системой  поддержки  пожилых
граждан  с  учетом  развития  целевого  и  функционального  содержания
политики в отношении пожилых, через формирование системы координации и
контроля,  ответственности  и  принятия  решений  в   соответствии   с
предоставленными полномочиями.
     В   качестве   основного   механизма   управления    определяется
межведомственное   и   межсекторальное  сотрудничество,  распределение
полномочий  и  ответственности  между  уровнями  власти,  бизнесом   и
социальными    институтами,   внедрение   проектного   менеджмента   и
программно-целевого   планирования,    информационного    обеспечения,
создание  условий  для  постоянного  развития  персонала  учреждений и
организаций, осуществляющих работу с пожилыми гражданами.

Информация по документу
Читайте также