Расширенный поиск
Постановление Правительства Саратовской области от 02.11.2011 № 610-ППРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 ноября 2011 года N 610-П г. Саратов О Концепции семейной политики Саратовской области до 2025 года В целях определения основных направлений семейной политики Саратовской области до 2025 года Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию семейной политики Саратовской области до 2025 года. 2. Органам исполнительной власти области руководствоваться положениями Концепции семейной политики Саратовской области до 2025 года при решении задач в области семейной политики. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления области при планировании и осуществлении мероприятий в области семейной политики руководствоваться положениями Концепции семейной политики Саратовской области до 2025 года. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Губернатор области П.Л.Ипатов Приложение к постановлению Правительства области от 2 ноября 2011 года N 610-П Концепция семейной политики Саратовской области до 2025 года Введение Концепция семейной политики Саратовской области до 2025 года (далее – Концепция) определяет общую стратегию, систему взглядов, исходных положений, принципов и приоритетов государственной семейной политики. В основу Концепции положены основные принципы Конвенции ООН о правах ребенка, Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области и учитывает основные положения Семейного кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики", Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, Концепции демографической политики Саратовской области на период до 2025 года. Концепция принимает во внимание: результаты предыдущего этапа реализации государственной семейной политики в Саратовской области (2006-2010 годы); изменения, происходящие в институте семьи, приводящие к возникновению и распространению многообразия форм семьи, особенности социального положения различных типов семей, интересы семьи, родителей и детей в современном обществе; особенности этнического состава, культурные традиции, социально-экономические условия, географические и демографические особенности Саратовской области; накопленный опыт социальной работы и социальной поддержки семьи, родительства и детства, методологические, теоретические и практические принципы, регулирующие взаимоотношения семьи и государства; результаты научных исследований положения семьи, родительства и детства в Саратовской области, заинтересованность семьи и домашних хозяйств в направлениях и формах государственной помощи, ресурсы и возможности социальных служб по обеспечению социальной поддержки, сравнительный анализ опыта зарубежных стран и субъектов Российской Федерации по реализации мер семейной политики; предложения и рекомендации органов государственной власти, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций по осуществлению семейной политики Саратовской области; возможности организационной системы по реализации семейной политики Саратовской области. Семейная политика является составной частью социальной политики и представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи. Концепция устанавливает систему целей, задач и основных направлений реализации семейной политики в сфере социальной защиты, охраны здоровья, образования, воспитания, организации досуга семей с детьми. Объектом семейной политики является семья. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли семьи в решении разнообразных проблем. Семья должна постепенно становиться одним из активных социальных субъектов процесса реализации мер семейной политики. В качестве исходного ориентира для модели семьи принят тип благополучной семьи, под которой понимается семья, которая: осуществляет свою жизнедеятельность в зарегистрированном браке, ориентирована на рождение и воспитание трех и более детей; в состоянии самостоятельно решать все свои проблемы и в полной мере выполняет социальные функции на основе реализации своего внутреннего потенциала с использованием законодательно определенных мер ее поддержки; обладает способностью к самореализации и саморазвитию как самостоятельный элемент социальной структуры российского общества на основе равноправия и взаимного сотрудничества с государством и обществом. Модель благополучной семьи как субъект социальных отношений отражает: юридическую оформленность – благополучной считается та семья, члены которой проживают в зарегистрированном браке; полноту семьи – благополучная семья должна быть полной и состоять из супружеской пары (родителей) и детей; детность семьи – благополучная семья должна иметь такое количество детей в семье, которое обеспечивает расширенное воспроизводство населения области; экономическую обеспеченность – среднедушевой доход на каждого члена семьи должен быть не ниже среднедушевого дохода по области; социальную активность – благополучная семья самостоятельно решает свои проблемы при получении государственной поддержки; социальную направленность – основные направления и содержание жизнедеятельности успешной семьи в основном должны совпадать с тенденциями развития российского государства и общества, соответствовать преобладающим в стране нормам нравственности и ценностям культуры. При определении уровня благополучия семьи все его показатели должны быть достигнуты комплексно и в равной степени, поскольку низкий уровень развития любого из них создает возможность нестабильности функционирования семьи, и ее уже нельзя будет считать благополучной. В качестве показателей уровня благополучия семьи как социального института должно выступать качество выполнения ею социальных функций: обеспечение воспроизводства физически здорового и психически полноценного потомства; обеспечение в надлежащей степени полноценного воспитания и социализации детей; обеспечение формирования самосознания, гражданственности и преемственности народных и национальных социокультурных ценностей у своих детей; обеспечение эмоциональной и психологической устойчивости – ориентация на предупреждение внутрисемейных конфликтов, их разрешение своими силами без ущерба для каждого члена семьи и, прежде всего, для детей; обеспечение развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи (в том числе профессиональный рост, повышение квалификации, успешное обучение в образовательных учреждениях); обеспечение условий для укрепления здоровья и полноценного досуга и отдыха всех членов семьи. Процесс становления благополучной семьи считается завершенным, если она (с момента своего создания) достигла уровня благополучия и дальнейшее развитие этой семьи, с высокой степенью вероятности, будет стабильным. I. Анализ современного состояния института семьи и специфика семейной политики в Саратовской области Современная демографическая ситуация в области в целом отражает общероссийские тенденции и характеризуется снижением численности населения, в том числе детского, ростом смертности и продолжающимся процессом естественной убыли. Наблюдается сокращение абсолютной численности семей с детьми. С 2006 года число семей с детьми уменьшилось на 6,1 процента с 347970 до 326686 семей. По-прежнему подавляющее большинство – это семьи с одним и двумя детьми (96,6 процента). Доля семей, имеющих только одного ребенка, значительно выше в городах, чем в сельской местности. С 2006 года коэффициент рождаемости в Саратовской области вырос с 9,1 до 10,8 на 1000 населения или на 17,6 процента, в том числе первых детей – на 6,6 процента, вторых – 32,2 процента, третьих – на 52,7 процента, четвертых и последующих – на 35,2 процента. Повышение показателей рождаемости в основном происходит за счет первенцев. Об этом также свидетельствуют данные по очередности рождения. Первенцы составляют 54,3 процента в общей структуре рождений, вторые дети – 35 процентов, третьи – 8,1 процента, а четвертые и последующие – только 2,6 процента. Основная доля рождений по-прежнему приходится на матерей в возрасте от 18 до 30 лет (72 процента). Вместе с тем в области растет рождаемость среди женщин старше 30 лет. С 2006 года их доля выросла с 19 до 25 процентов. Несмотря на повышение показателей рождаемости, ее уровень остается низким. В Саратовской области рождается меньше, чем умирает. В 2010 году естественный прирост населения составил 4,9 на 1000 населения. С 2006 года общий коэффициент смертности снизился с 15,6 до 15,5 на 1000 населения. Основными причинами смертности населения области остаются болезни системы кровообращения, новообразования, несчастные случаи, отравления, травмы. Ухудшается состояние здоровья населения, в том числе детского. Показатель общей заболеваемости детей с 2006 года увеличился на 11,7 процента и составил 2510,5 на 1000 детей (2006 год – 2247,7 на 1000 детей). По данным о состоянии здоровья новорожденных каждый третий ребенок в области рождается больным. Ежегодно количество таких детей увеличивается, 6,2 тысячи детей области имеют инвалидность. На число и состав домашних хозяйств с детьми влияют процессы, происходящие в брачной структуре населения области. С 2006 года общий коэффициент брачности вырос с 7,3 до 8,0 на 1000 населения. Особенностью современного брака остается его нестабильность. На каждые 100 вновь образовавшихся брачных пар приходится 57 расторгнутых (данные статистики за 2010 год). За 2009-2010 годы коэффициент разводов повысился на 7,1 процента. Ежегодно в результате разводов более 7 тысяч несовершеннолетних детей остаются без одного из родителей. За последние пять лет доля неполных семей возросла на 3,3 процента. Сегодня неполные семьи, состоящие из матери или отца с детьми, составляют 20,04 процента или каждая пятая семья области. В каждом десятом случае – матери-одиночки. Доля детей, родившихся вне зарегистрированного брака, остается достаточно стабильной (2006 год – 27,4 процента, 2009 год – 26,3 процента), абсолютное количество детей данной категории с 2006 года увеличилось на 10,7 процента, с 6526 до 7224 человек. Воспитание в неполной семье, как правило, предполагает недостаток родительского внимания и общения между детьми и родителями. Семьи с одним родителем (матерью, отцом) сталкиваются со значительными материальными проблемами. Повышенный риск бедности детей в неполных семьях связан и с недостаточным размером и часто нерегулярностью выплаты алиментов, которые хотя бы частично призваны компенсировать снижение дохода семьи после распада брака. Материальная поддержка детей все больше зависит от доброй воли отцов и государственных институтов, что усиливает неопределенность и нестабильность уровня жизни семей одиноких женщин с детьми. В связи с ослаблением института семьи сохраняется проблема социального сиротства, а высокий уровень смертности в среднем возрасте является причиной биологического сиротства. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют 2,3 процента от общего числа детей в возрасте до 17 лет (2006 год – 2,04 процента). В общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 82 процента составляют социальные сироты. Основными причинами социального сиротства остаются семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей, насилие в семье. В интернатных учреждениях воспитываются и обучаются порядка 1,6 тысяч детей. Дети, переданные на государственное обеспечение, в большей степени сталкиваются с проблемой дезадаптации в обществе в будущем. Серьезным фактором влияния на благополучие семьи является уровень ее материального благосостояния. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств области среднедушевые располагаемые ресурсы в семье, имеющей одного ребенка, составляют 6372,2 рубля, имеющей двух детей – 6169,4 рубля, имеющей трех детей – 2386,0 рублей. Во всех домашних хозяйствах с детьми за последние годы отмечена тенденция увеличения среднедушевых располагаемых ресурсов. Так, в семьях с одним ребенком они выросли на 42,5 процента, с двумя детьми – на 107,4 процента или в 2,1 раза, с тремя детьми – на 126 процентов или в 2,26 раза. Разрыв между располагаемыми ресурсами однодетной, двухдетной и трехдетной семьей сократился. Однако располагаемые ресурсы в многодетной семье остаются ниже величины прожиточного минимума (в 2 раза). Из общего числа многодетных семей доходы ниже величины прожиточного минимума имеют 9,3 тысяч семей или 83,5 процента. С 2006 года отмечен рост денежных доходов семей с детьми. Их рост у семей с одним и двумя детьми составил 2,6 процента, с тремя детьми – 18,2 процента. Доля денежных доходов в однодетных и двухдетных семьях равна 94,2 процента, в многодетных – 85,3 процента величины располагаемых ресурсов домашних хозяйств с детьми. Рост денежных доходов семей обусловлен увеличением размера оплаты труда, пособий, а также введением дополнительных мер поддержки семей с детьми. Темп прироста натурального дохода в семьях с детьми сократился: в семьях с одним ребенком – на 0,3 процента, с двумя детьми – на 2,2 процента, с тремя детьми – на 18,9 процента. Наибольшую долю натуральный доход по-прежнему составляет у семей с тремя детьми – 14 процентов от располагаемых ресурсов семьи. Большую часть структуры расходов населения составляют продукты питания (39,9 процента), непродовольственные товары (34,3 процента) и оплата услуг (23,4 процента). Вместе с тем наряду с тенденцией роста среднедушевых располагаемых ресурсов растет число семей – получателей ежемесячного пособия на ребенка. С 2006 года их количество выросло на 37,1 тысячи, или на 28,9 процента. В настоящее время 50,7 процентов семей с детьми получают детское пособие. С 2006 года размер ежемесячного пособия на ребенка увеличился в 2,9 раза. С 2009 года пособие ежегодно индексируется. Вместе с тем, величина ежемесячного пособия на ребенка с учетом индексации составляет сегодня 6,3 процента величины прожиточного минимума ребёнка (в 2006 году – 3,4 процента). С 2006 года реализуется Закон Саратовской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области", предусматривающий меры социальной поддержки для более 11,2 тысячи многодетных семей (в которых воспитываются более 36,2 тысячи детей), проживающих на территории области. За пять лет в рамках данного закона 71 многодетная семья, имеющая семь и более несовершеннолетних детей, получила микроавтобусы "ГАЗель". Также с 2006 года за счет средств областного бюджета полноценным питанием (специализированными продуктами) обеспечивается ежегодно в среднем 17,4 тысячи беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет. В 2008 году введены дополнительные меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета: единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Данными мерами социальной поддержки пользуются ежегодно в среднем 19,4 тысячи человек. На экономическом положении семей отражаются тенденции развития рынка труда. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2010 года составил 1,4 процента, что соответствует уровню 2006 года. Каждый пятый безработный или 20,1 процента от общей численности безработных воспитывает несовершеннолетних детей. В их числе преобладают женщины – 2843 человека или 75,7 процента от общего числа безработных, имеющих детей. В числе безработных, имеющих детей, 10,4 процента составляют многодетные и одинокие родители (2006 год – 15,6 процента). Подавляющее большинство предлагаемых вакансий (более 77 процентов) составляют вакансии по рабочим профессиям. Свыше 60 процентов вакансий составляют вакансии с оплатой труда выше прожиточного минимума. Из заявленных вакансий других субъектов Российской Федерации 80 процентов составляют вакансии на постоянные работы, 5 процентов – временные и сезонные работы, 15 процентов – работы вахтовым методом. В 2006-2010 годах центрами занятости населения Саратовской области было организовано профессиональное обучение 14716 безработных женщин. Для повышения конкурентоспособности на рынке труда и обеспечения возможности совмещения материнства и профессиональной деятельности женщин в рамках областных целевых программ в 2008-2010 годах проведено обучение 1230 безработных женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. После окончания обучения 720 женщин трудоустроились по вновь полученной специальности, что составило 58,5 процента от общего числа завершивших обучение. В рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, 154 безработным гражданам из числа одиноких и многодетных родителей была оказана финансовая помощь на организацию предпринимательской деятельности в размере максимального годового пособия по безработице. Жилищная обеспеченность является одним из важных параметров благосостояния семьи. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области обеспеченность жильем 1 жителя в среднем по области в начале 2010 года составила 24,5 кв. м общей площади. За последние годы изменилась структура жилищного фонда по формам собственности: увеличивается доля жилья, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц. Нуждаемость семей в улучшении жилищных условий остается актуальной проблемой. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области в начале 2010 года в области состояло на учете на получение жилых помещений 35,4 тысячи семей или 3,6 процента от числа всех семей. Из общего числа семей, состоящих на учете, 11,9 процента проживают в коммунальных квартирах, 2,2 процента – в общежитиях, 13,1 процента – в ветхом и аварийном жилищном фонде. Состоят на учете 10 лет и более 50,1 процента всех семей очередников. В 2010 году получили жилье и улучшили жилищные условия более 1,2 тысячи семей, в том числе 264 молодые семьи и 51 многодетная семья. В целях стабилизации ситуации в сфере семейной и демографической политики в области разработана нормативно-правовая база по основным направлениям защиты прав и интересов семьи и детей. Реализуются: Концепция демографической политики Саратовской области на период до 2025 года, Концепция развития семейной медицины на территории Саратовской области на 2009-2011 годы, Концепция развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2025 года, Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, областные целевые программы. Созданная система оперативного реагирования и взаимодействия различных ведомств и учреждений обеспечивает выявление, учет и организацию комплексной межведомственной работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении. Последовательная и скоординированная работа органов системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2006-2010 годах способствовала снижению: на 48,9 процента подростковой преступности (с 2344 несовершеннолетних в 2006 году до 1197 несовершеннолетних в 2010 году); на 63,4 процента числа несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством (с 577 несовершеннолетних в 2006 году до 211 несовершеннолетних в 2010 году); на 37,5 процента численности семей, находящихся в социально опасном положении (с 4180 семей в 2006 году до 2614 семей в 2010 году); на 38,6 процента уровня детской безнадзорности (с 1,63 процента в 2006 году до 1 процента в 2010 году). В области действует сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, обеспечена доступность базовых услуг здравоохранения, сохранен доступ детей к системам образования, культуры и спорта. Проблемы семьи нашли свое отражение в тематике проектов, представленных на всероссийских, областных и муниципальных конкурсах проектов. Стали традиционными массовые мероприятия, направленные на формирование уважения к семейным традициям, ответственного отношения молодежи к своему репродуктивному здоровью, повышение авторитета семейных ценностей, отцовства и материнства. II. Основная цель и задачи семейной политики Саратовской области Целью семейной политики Саратовской области является возрождение семейных ценностей, обеспечение органами исполнительной власти области в пределах компетенции условий для реализации семьей ее основных функций (репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-бытовой, экономическо-материальной, функции организации досуга, функции социального контроля), защита прав и интересов семьи. Реализация семейной политики Саратовской области направлена на решение следующих задач: создание благоприятных условий, способствующих формированию репродуктивного поведения супружеских пар на осознанное рождение трех и более детей, условий для рождения и воспитания здоровых детей, охрана материнства, отцовства и детства; совершенствование системы адресных социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния и стабильности семей с детьми; создание условий для обеспечения эффективной занятости трудоспособных членов семьи, максимальное использование трудового и творческого потенциала семьи в развитии общества; обеспечение условий для роста образовательного, воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи; предупреждение насилия в семье, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, создание условий для реализации права ребенка на воспитание в семье; содействие семейному воспитанию, реабилитации и последующей интеграции в общество детей с ограниченными возможностями; формирование благоприятного общественного мнения о благополучной семье и семейном образе жизни, пропаганда семейных ценностей, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи; расширение масштабов социального партнерства между государственными и общественными организациями, оказывающими поддержку семьям и детям; совершенствование подготовки и переподготовки профессиональных кадров для работы с семьей. III. Основные принципы семейной политики Саратовской области Наряду с принципами, закрепленными в Указе Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики", семейная политика Саратовской области основывается на принципах социальной субъектности семьи, социальной преемственности поколений, гуманизма и базисности, комплексности семьи. Принцип социальной субъектности предусматривает приоритет самостоятельности и активности семьи в реализации государственной политики в отношении семей. Семейная политика призвана создавать необходимые условия, в которых семья способна проявлять свою самостоятельность и активность, преодолевая последствия социального патернализма и потребительства. Принцип социальной преемственности поколений предусматривает ориентацию государства и семей на сохранение и поддержание взаимосвязи поколений, соблюдение и воспроизводство в семье традиций народного семейного воспитания, передачу и преемственность российских социокультурных ценностей. Принцип гуманизма предполагает отношение государства и общества к семье не только как к средству воспроизводства рабочей силы, а как к институту воспроизводства и воспитания жизнеспособной личности, формирования гармонично развитого человека, активному субъекту укрепления социального института семьи. Принцип базисности, комплексности семьи предполагает постановку семьи в центр общественной системы, повышение ее статуса, роли структурного базисного образования, преодоление обыденного приятия этого феномена как нуждающегося только в защите, курировании, помощи. Семейная политика должна стать ядром, определяющим звеном социальной политики в целом. IV. Приоритетные направления реализации семейной политики Саратовской области Приоритетными направлениями реализации семейной политики Саратовской области являются: 1. Создание условий для экономической самостоятельности семьи: разработка системы мероприятий, направленных на формирование мотивации перехода от патерналистических моделей жизнедеятельности семьи к моделям, основанным на самообеспеспечении, предприимчивости, саморазвитии; развитие информационного и консультативного обеспечения семей при выборе формы экономического поведения, соответствующего условиям рыночной экономики; реализация мероприятий по трудоустройству граждан, имеющих детей, в том числе на условиях неполного рабочего дня (недели); разработка новых моделей занятости, позволяющих мужчинам и женщинам совмещать профессиональные и семейные функции; обеспечение условий для профессиональной реадаптации, повышения квалификации или переобучения родителей, имеющих перерывы в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по уходу за ребенком; реализация программ профессиональной реабилитации женщин-инвалидов и профессиональной ориентации детей-инвалидов; оказание экономической, правовой и информационной поддержки предпринимательской инициативе, семейному предпринимательству и фермерству, в том числе создание и введение в действие системы профессионального обучения представителей семей, возглавляющих семейное производство; расширение возможностей эффективной дополнительной занятости членов семей с целью получения дополнительного дохода; организация временного трудоустройства несовершеннолетних, в том числе привлечение несовершеннолетних групп социального риска к участию в трудовой деятельности в свободное от учебы время; пропаганда положительной практики работодателей по приему на работу женщин, имеющих детей, в том числе и детей-инвалидов, а также практик совмещения профессиональных и семейных функций работниками, имеющими детей; совершенствование системы кредитования семей, развитие экономической взаимопомощи семей, в том числе с помощью семейной кооперации по месту жительства; введение дифференцированных мер поддержки, связанных со спецификой положения и составом семей; разработка системы стандартов качества и уровня жизни семей с детьми. 2. Улучшение жилищных условий семьи: повышение степени доступности жилья для семей области, в том числе предоставление компенсации на возмещение части расходов по оплате процентов ипотечного жилищного займа (кредита), выплат на приобретение (строительство) жилья, предоставление жилых помещений по договорам социального найма; развитие специализированного государственного жилищного фонда области; совершенствование проектирования строительства жилья с учетом состава и потребностей семей; развитие системы льготного кредитования семей при покупке и строительстве жилья по сниженным процентам за кредит и удлинением сроков кредита; совершенствование системы предоставления пособий и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. 3. Охрана здоровья детей и родителей: формирование эффективной системы охраны здоровья семьи; проведение профилактических мероприятий с целью раннего выявления нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивной сферы; совершенствование системы реабилитационной помощи детям, восстановительной медицины; проведение мероприятий, направленных на укрепление репродуктивного здоровья населения, усиление профилактической работы по предупреждению нежелательной беременности, осуществление комплекса мер по профилактике и лечению бесплодия, развитие вспомогательных репродуктивных технологий; развитие службы планирования семьи, в том числе анонимных консультаций для несовершеннолетних и сети медико-педагогических школ по подготовке молодежи к семейной жизни, формирование системы информационного и консультативного обеспечения населения по вопросам планирования семьи; подготовка квалифицированными специалистами литературы по вопросам планирования семьи; развитие различных форм социальной и психологической помощи населению; пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта, в первую очередь семейного, развитие массовой физкультуры и спорта; создание условий для организации семейного отдыха и туризма, организации семейного досуга, выработка эффективных механизмов поддержки семейного отдыха, в том числе через развитие социальной инфраструктуры микрорайонов с ориентацией на создание условий для семейного отдыха и занятий с детьми. 4. Оказание помощи семье в области воспитания и образования детей, профилактика семейного неблагополучия: организация просвещения семьи в вопросах воспитания, образования и социально-психологической поддержки детей разного возраста; разработка и реализация мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитие региональной системы профилактики социального сиротства; разработка и применение технологий социальной инклюзии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие и поддержка семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; усиление ориентации системы социального обслуживания на семью; совершенствование профилактической и реабилитационной работы с семьями путем внедрения межведомственных моделей патроната различных типов семей (благополучных, проблемных, кризисных, асоциальных, аморальных, антисоциальных), а также выпускников интернатных учреждений; создание условий для обеспечения доступности дошкольного образования, развитие вариативных форм дошкольного образования, а также негосударственного сектора образовательных услуг в системе дошкольного образования области; развитие инклюзивных моделей обучения и воспитания детей-инвалидов; развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития и воспитания детей, освоения ценностей культуры; проведение мероприятий по оказанию поддержки талантливым детям и молодежи; формирование системы подготовки молодых людей к браку. 5. Профилактика насилия в семье: формирование системы мониторинга случаев семейного насилия, создание единой информационной базы данных по семейному насилию с разграничением прав доступа; совершенствование системы межведомственного взаимодействия по оказанию эффективной помощи пострадавшим от насилия в семье; разработка и создание системы психологической реабилитации лиц, осуществивших насилие в семье, в целях изменения их насильственного поведения; создание единообразной системы обучения специалистов, работающих со случаями семейного насилия, организаций разной ведомственной принадлежности, включая специалистов социальных служб и правоохранительных органов; поддержка создания пострадавшими от насилия в семье групп взаимопомощи, привлечение волонтеров для оказания помощи пострадавшим; формирование нетерпимого общественного мнения к насилию в семье, реализация просветительских программ по профилактике насилия в семье среди молодежи, проведение информационных кампаний о ресурсах, возможностях и услугах, доступных пострадавшим от насилия в семье; поддержка гражданской инициативы и взаимодействие с негосударственными организациями, ведущими социальную работу с семьей, детьми, подростками и пожилыми людьми. 6. Повышение престижа семейного образа жизни: регулярное отражение статистической и социологической информации о положении семей, проживающих в Саратовской области, в средствах массовой информации, научных журналах, в специальной литературе; проведение социально значимых мероприятий, направленных на повышение престижа семьи; повышение уровня информированности населения об учреждениях и комплексе услуг, предоставляемых семьям и детям различных категорий; проведение мероприятий по реализации информационных проектов средств массовой информации, интернет-ресурсов, направленных на освещение и формирование ценностей устойчивой полной семьи с тремя и более детьми, семейного образа жизни, семейных форм воспитания детей, позитивного опыта становления молодых семей, ответственного материнства и отцовства, пропаганду здорового образа жизни, профилактику жестокого обращения с детьми, предупреждение насилия в семье; освещение в средствах массовой информации благотворительной и добровольческой деятельности по оказанию помощи и поддержки семье и детям, защите материнства, детства и отцовства; привлечение средств массовой информации для освещения действий органов государственной власти и местного самоуправления области по защите прав и законных интересов детей, социальной поддержке семей и оказанию содействия в решении их социальных проблем; изготовление и размещение социальной рекламы, направленной на формирование позитивного имиджа семьи; размещение информации в средствах массовой информации о ходе реализации Концепции для формирования общественного мнения и имиджа специалистов, работающих с семьей. V. Механизм реализации Концепции Реализация Концепции предполагает: совершенствование областного законодательства, регулирующего вопросы семейной политики и защиты прав детей; постоянную целенаправленную деятельность государственных органов и учреждений, направленную на сохранение и укрепление семьи, совершенствование межведомственного взаимодействия, создание и развитие структурных подразделений, занимающихся вопросами социальной политики в отношении семьи; разработку и выполнение областных целевых программ, планов мероприятий, направленных на решение задач в области семейной политики, ежегодную их корректировку; подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с семьей; взаимодействие с общественными, религиозными и благотворительными организациями в решении проблем семьи; формирование общественного мнения и поддержку гражданских инициатив, направленных на реализацию семейной политики; создание механизма экспертизы проектов правовых актов области по вопросам защиты семьи и детей с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи. VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции В ходе реализации Концепции ожидается получение следующих результатов: повышение уровня доходов и имущественной обеспеченности семей (индикатор 1 – доля семей с детьми, получающих детские пособия, в общем количестве семей с детьми, индикатор 2 – доля безработных родителей, имеющих детей, в общем числе безработных); улучшение уровня состояния здоровья детей и родителей (индикатор 1 – уровень общей заболеваемости взрослых, индикатор 2 – уровень общей заболеваемости детей, индикатор 3 – уровень младенческой смертности, индикатор 4 – доля жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности населения области); повышение уровня обеспеченности жильем семей с детьми (индикатор – доля семей, получивших жилье, от общего числа семей состоящих на учете на получение жилых помещений); повышение доступности образования детей (индикатор 1 – доля детей, охваченных дошкольным образованием, от общего числа детей дошкольного возраста, индикатор 2 – доля детей-инвалидов, охваченных инклюзивным образованием, от общего числа детей-инвалидов, способных к обучению); укрепление института семьи (индикатор 1 – общий коэффициент разводимости, индикатор 2 – доля детей, рожденных вне брака, индикатор 3 – доля социальных сирот от общего числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, индикатор 4 – доля многодетных семей в общем числе семей с детьми). Ключевым индикатором оценки результатов реализации Концепции будет являться "Доля семей с детьми, жизнедеятельность которых соответствует стандартам качества и уровня жизни семей с детьми". ______________________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|