Расширенный поиск
Постановление Правительства Саратовской области от 23.05.2008 № 214-ППРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 мая 2008 года N 214-П г. Саратов О Концепции демографической политики Саратовской области на период до 2025 года (В редакции Постановления Правительства Саратовской области от 09.10.2008 г. N 394-П) Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию демографической политики Саратовской области на период до 2025 года. 2. Органам исполнительной власти области руководствоваться положениями Концепции демографической политики Саратовской области на период до 2025 года при решении задач в области народонаселения и внести необходимые изменения в соответствующие правовые акты. 3. Министерству экономического развития и торговли области предусмотреть выделение средств для начала строительства корпуса ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница". 4. Предложить органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области уточнить планы мероприятий по улучшению демографической ситуации на 2008-2010 годы. 5. Признать утратившими силу преамбулу, пункты 1, 4, 5, 7 постановления Правительства Саратовской области от 23 августа 2002 года N 77-П "О Концепции демографической политики в Саратовской области на период до 2015 года". 6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Губернатор области П.Л.Ипатов Приложение к постановлению Правительства области от 23 мая 2008 года N 214-П Концепция демографической политики Саратовской области на период до 2025 года (В редакции Постановления Правительства Саратовской области от 09.10.2008 г. N 394-П) 1. Общие положения Концепция демографической политики в Саратовской области на период до 2025 года (далее – Концепция) представляет собой систему целей, задач, принципов и приоритетов в сфере государственного регулирования демографических процессов. Концепция является основой для разработки регулирующих мер, направленных на повышение рождаемости, оказание поддержки семье, охрану здоровья, увеличение продолжительности жизни, регулирование миграции и иных аспектов демографического развития, служит ориентиром для органов государственной власти и местного самоуправления Саратовской области, институтов гражданского общества и всех граждан, способствует объединению их усилий для решения проблем в данной сфере. Концепция является составной частью демографической политики Российской Федерации и основывается на законодательно установленном разделении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Концепция учитывает особенности демографического развития Саратовской области и исходит из того, что в силу взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи и приоритеты демографического развития Саратовской области. Концепция разработана с учетом Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Устава (Основного Закона) Саратовской области, Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), а также отечественного и зарубежного опыта реализации мер региональной демографической политики. 2. Обоснование необходимости разработки Концепции демографической политики области Саратовская область – дотационный регион с демографической ситуацией, отражающей общие закономерности демографического развития России. Численность постоянного населения области на начало 2008 года составляет 2583,8 тыс. человек или 1,8 процента от общей численности россиян. По плотности населения область входит в сорок наиболее густонаселенных регионов России (25,5 человека на 1 кв. км). Демографическая половозрастная пирамида Саратовской области не является сглаженной из-за присутствия поколений более многочисленных (50-х, 80-х годов) и менее многочисленных (60-х, 90-х годов). Различия в численности возрастных когорт предопределяют современный процесс воспроизводства. Снижение численности населения наблюдается в регионе с 1996 года. За двенадцать лет число жителей области сократилось на 152,6 тысяч человек или 5,6 процента. Причиной снижения численности населения является его естественная убыль (превышение числа умерших над числом родившихся), некомпенсируемая миграционным приростом. В период депопуляции ежегодно умирали около 40 тысяч человек, рождались 22 24 тыс. человек. Ежегодно из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них – мужчины. Смертность от болезней системы кровообращения, составляющая 59 процентов от всех причин смерти, в 3-4 раза выше, чем в европейских странах. Среди основных причин смерти в трудоспособном возрасте две трети в сумме составляют болезни системы кровообращения (34 процента) и внешние причины (32 процента). Младенческая смертность несмотря на ее значительное снижение с 25,9 на 1000 родившихся в 1993 году до 8,7 в 2007 году примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах. Высокая смертность обусловлена отсутствием понимания важности своего собственного здоровья и здоровья своих детей, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения, высоким уровнем заболеваемости населения. На состояние здоровья населения отрицательно влияют: загрязнение окружающей среды, низкий уровень жизни, образования и культуры, вредные условия труда. Недостаточно развиты медицинские услуги, формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (туризм, спорт, активный отдых). Начиная с 2002 года, в регионе отмечается рост рождаемости. В 2007 году отмечена рекордная динамика прироста рождаемости за последние 25 лет. В Саратовской области родилось самое большое число детей за последние 15 лет – более 26 тысяч. Для обеспечения простого воспроизводства населения такое число рождений детей недостаточно. Низкая рождаемость обусловлена современной структурой семьи, девальвацией семейных ценностей, низкими денежными доходами многих семей, отсутствием нормальных жилищных условий, занятостью значительной части работающих женщин тяжелым физическим трудом, условиями труда, не отвечающими санитарно-гигиеническим нормам, низким уровнем репродуктивного здоровья, высоким числом прерываний беременности (абортов). Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1995 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 20,8 процента от всего населения, то на начало 2007 года – 22,3 процента. На 1000 человек трудоспособного возраста приходится 357 пенсионеров (по России – 323). Продолжительность жизни населения в Саратовской области (у мужчин – 61,2 года, у женщин – 73,8 лет) составила в 2006 году 67,4 года, что на 0,8 лет выше, чем в среднем по России, но ниже, чем в развитых странах почти на 10 лет. Основной причиной низкой продолжительности жизни является высокая смертность населения в трудоспособном возрасте. Для Саратовской области как приграничного региона миграция как фактор, сдерживающий темпы депопуляции, имеет особое значение. В настоящее время замещающая роль миграции снижается. Если с 1992 по 1995 годы миграция компенсировала полностью естественную убыль, то в 1997-2000 годы уровень замещения составлял 50-90 процентов от естественной убыли населения, в 2001-2007 годах – от 5 до 21 процента. В миграционном обороте более 60 процентов занимает внутриобластная миграция, вследствие которой село теряет в пользу города не только в численном, но и в качественном составе населения. В обмене населением с другими государствами-участниками СНГ и Балтии положительный баланс наблюдается в пользу Саратовской области. Для саратовцев же наиболее привлекательными являются другие регионы Российской Федерации. Миграционный отток населения наблюдается в восточных районах области с наименьшей плотностью сельского населения, миграционный приток – в приволжских плотно заселенных районах области. Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для региона в целом, имеются значительные различия между муниципальными образованиями Саратовской области. В зависимости от уровня демографического неблагополучия и вклада в социально-экономическое развитие региона муниципальные образования можно сгруппировать в три группы: депрессивные (в том числе частично депрессивные), приграничные и благополучные. Группу депрессивных муниципальных образований составляют западные и северные слабо- и среднезаселенные районы, которые преимущественно удалены от крупных агломераций – Аркадакский, Балтайский, Духовницкий, Романовский, Самойловский, Турковский, Хвалынский муниципальные районы. Для этой группы характерны самые высокие потери населения, существенное превышение числа умерших над числом родившихся, миграционный отток. Частично депрессивные муниципальные образования имеют ярко выраженные негативные тенденции по одному-двум параметрам: Аткарский, Воскресенский, (низкая рождаемость и высокая смертность), Базарно-Карабулакский, Екатериновский, Ершовский, Калининский, Краснокутский, Краснопартизанский, Петровский (высокая смертность и миграционный отток), Ивантеевский, Новобурасский, Пугачевский, Советский, Федоровский (отрицательное сальдо миграции). Группу приграничных муниципальных образований составляют юго-восточные районы, граничащие с Республикой Казахстан и поэтому имеющие особое геополитическое значение – Александрово-Гайский, Дергачевский, Новоузенский, Озинский, Перелюбский и Питерский муниципальные районы. В основной массе это "молодеющие" районы (с 19-23-процентной долей детей до 15 лет в общем числе жителей района) с самой низкой по области плотностью населения. Районы этой группы характеризуются высокой рождаемостью и низкой смертностью, но высокими темпами миграционного оттока. Группу благополучных муниципальных образований составляют приволжские и центральные западные муниципальные образования, в которых сосредоточена основная часть экономического, трудового и интеллектуального потенциала области – Балаковский, Балашовский, Вольский, Красноармейский, Лысогорский, Марксовский, Ровенский, Ртищевский, Саратовский, Татищевский и Энгельсский муниципальные районы, г.Саратов. Муниципальные образования этой группы характеризуются приростом населения или самыми низкими темпами убыли населения, устойчивой миграционной привлекательностью. Согласно прогнозу государственной статистики, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000-2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население Саратовской области сократится к 2026 году на 10 процентов и составит 2330 тысяч человек. По прогнозу Института аграрных проблем Российской академии наук, выполненному методом передвижки возрастов, население региона за тот же период сократится на 11 процентов и составит 2314 тысяч человек. Численность жителей области в возрасте старше трудоспособного увеличится к 2025 году до 674 тысяч человек, а их доля в общей численности населения возрастет на 6,1 процента. Ожидаемая продолжительность жизни возрастет незначительно с 67,6 года в 2008 году до 68,7 года в 2025 году. Численность женщин фертильного возраста уменьшится на 22 процента. Развитие ситуации по прогнозу, основанному на текущих тенденциях демографического развития, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития региона, прежде всего на росте валового регионального продукта и достаточности трудовых ресурсов, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом повышения доли граждан пенсионного возраста. 3. Цель демографической политики в Саратовской области на период до 2025 года и ее дифференциация по группам районов (В редакции Постановления Правительства Саратовской области от 09.10.2008 г. N 394-П) Целью демографической политики в Саратовской области является стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 2,45 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году, повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году – до 75 лет. (В редакции Постановления Правительства Саратовской области от 09.10.2008 г. N 394-П) Достижение поставленной цели демографической политики в значительной степени зависит от успешности решения широкого круга задач социально-экономического развития: обеспечения стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижения бедности и уменьшения дифференциации по доходам, интенсивного развития человеческого капитала и наличия эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, рынка жилья, занятости и рынка труда), улучшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки. Разнообразие муниципальных образований области по уровню их демографического неблагополучия и вкладу в социально-экономическое развитие региона обуславливает дифференциацию целей демографической политики по соответствующим группам. Цель демографической политики для группы приграничных муниципальных образований (Александрово-Гайский, Дергачевский, Новоузенский, Озинский, Перелюбский и Питерский муниципальные районы) состоит в поддержании стабильной численности населения, повышении уровня заселенности и закреплении трудоспособного населения на данных территориях. Этому должны способствовать меры, обеспечивающие стабильный уровень жизни и занятость населения, а также инвестиции в социальную инфраструктуру, медицину, решения проблем питьевого водоснабжения и т.п. Цель демографической политики для группы благоприятных муниципальных образований (Балаковский, Балашовский, Вольский, Красноармейский, Лысогорский, Марксовский, Ровенский, Ртищевский, Саратовский, Татищевский и Энгельсский муниципальные районы, г.Саратов) состоит в снижении темпов сокращения численности населения (сохранении стабильного уровня) и создании предпосылок его увеличения в более ранние сроки, чем по области в целом, на основе повышения рождаемости и роста продолжительности жизни при сохранении компенсирующей роли миграции. Цель демографической политики для группы частично депрессивных муниципальных образований (Аткарский, Базарно-Карабулакский, Воскресенский, Екатериновский, Ершовский, Ивантеевский, Калининский, Краснокутский, Краснопартизанский, Новобурасский, Петровский, Пугачевский, Советский, Федоровский муниципальные районы) состоит в стабилизации численности населения в ближайшие 5-10 лет и на основе социально-экономического развития этих муниципальных районов и оздоровления демографической ситуации обеспечении постепенного прироста населения до уровня 1991 года к 2020-2030 годам. В этой группе муниципальных образований при разработке и реализации мер по повышению рождаемости, снижению смертности и регулированию миграционных потоков необходимо сопоставлять наличное население с потребностью в нем с точки зрения возрастного, полового, профессионально-квалификационного состава. Цель демографической политики для группы депрессивных муниципальных образований (Аркадакский, Балтайский, Духовницкий, Романовский, Самойловский, Турковский, Хвалынский муниципальные районы) состоит в преодолении катастрофических параметров воспроизводственных и миграционных процессов в ближайшие 8-10 лет при одновременном формировании предпосылок для последующей стабилизации и роста численности населения. 4. Принципы, задачи и направления реализации региональной демографической политики В основу демографической политики положены следующие принципы: комплексность решения демографических задач: мероприятия в демографической сфере должны охватывать все направления (смертность, рождаемость, миграцию) в их взаимосвязи с учетом влияющих на них факторов; концентрация на приоритетах: выбор в каждом из трех направлений наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов для их решения; своевременное реагирование на демографические тенденции текущего периода; учет территориальных особенностей демографического развития; взаимодействие органов государственной власти области, органов местного самоуправления области с институтами гражданского общества. Основными задачами демографической политики в Саратовской области на период до 2025 года являются: (В редакции Постановления Правительства Саратовской области от 09.10.2008 г. N 394-П) снижение уровня смертности не менее чем в 1,3 раза за счет сокращения смертности от внешних причин прежде всего в трудоспособном возрасте; снижение материнской и младенческой смертности до показателей, сопоставимых с развитыми странами, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, существенное снижение заболеваемости социально-значимыми болезнями, создание условий и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, увеличение продолжительности жизни до показателей, сопоставимых с развитыми странами; повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного коэффициента рождаемости в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом) за счет роста числа рождений вторых и последующих детей; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития муниципальных районов области, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. Приоритетные направления в решении задачи снижения уровня смертности: сокращение смертности населения от болезней системы кровообращения за счет создания комплексной системы профилактики, ранней диагностики с применением передовых технологий, образовательных информационных программ, направленных на предупреждение развития сердечно-сосудистых заболеваний, а также реализации мер по сокращению загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта и промышленных предприятий; улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение областного и межрайонных кардиологических центров в соответствии со стандартами, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации больных; снижение смертности и травматизма в дорожно-транспортных происшествиях за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, дисциплины на дорогах, повышения оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех этапах; снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к управлению профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), ужесточения контроля в сфере охраны труда (усиление надзора за безопасностью условий труда, ужесточение санитарно-гигиенических норм и требований к условиям труда), а также за счет экономической мотивации работодателя к улучшению условий труда; снижение смертности населения от онкологических заболеваний за счет профилактики и внедрения скрининговых программ по раннему выявлению онкологических заболеваний, а также реализации мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и продуктов питания канцерогенами; снижение смертности населения от наиболее распространенных причин смерти за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, направленных на предупреждение развития заболеваний, оснащения лечебных учреждений современным оборудованием, а также дальнейшего развития психиатрической, наркологической, токсикологической помощи населению, борьбы с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом и другими социально-значимыми заболеваниями; сокращение темпов роста смертности в молодых группах населения, прежде всего мужчин, от всех экзогенных причин (болезней органов дыхания, пищеварения, инфекций, травм и спровоцированных потреблением алкоголя болезней кровообращения) путем преодоления маргинализации подростков и, как следствие, молодежи; повышение доступности медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных районов. Приоритетные направления в решении задачи снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков: обеспечение доступной и качественной бесплатной медицинской помощью женщин в период беременности и родов, их новорожденных детей с использованием современных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятных исходов беременности и родов, укрепление материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений; реализация системы мероприятий по обеспечению доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе по профилактике абортов и бесплодия, с использованием методов вспомогательных репродуктивных технологий, включая метод экстракорпорального оплодотворения; проведение профилактических мероприятий с целью раннего выявления нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивной сферы, обеспечение доступной и качественной медицинской помощи детям, совершенствование системы реабилитационной помощи детям, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению нежелательной беременности, алкоголизма, наркомании и табакокурения; развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, обязательность занятий физической культурой, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, оздоровительного отдыха, витаминизации детей. Приоритетные направления в решении задачи укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости, создания условий для мотивации к ведению здорового образа жизни и увеличения продолжительности жизни: формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения; разработка мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя и других психоактивных веществ, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками, мер системы профилактики алкогольной и других наркоманий; создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития; обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов; внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями; разработка мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей; разработка и реализация комплекса мер по снижению вреда от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения, включающих минимизацию факторов риска предотвратимой смертности и заболеваемости населения, уменьшение объемов выбросов загрязняющих веществ, повышение эффективности государственного контроля за состоянием окружающей среды, обеспечения населения качественной питьевой водой, экологическое просвещение населения. Приоритетные направления в решении задачи увеличения рождаемости: усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, за счет: развитие системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярный пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции), усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей; создание механизмов дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, а также семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (как государственных, так и частных), повышение доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от возраста ребенка; создание в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, социальной и транспортной инфраструктуре; создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь молодых семей, за счет развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми, реализации областной программы обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных жилых помещений и ветхого жилого фонда, по первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семей; реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, за счет создания для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организации системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда, расширения использования гибких форм занятости, разработки специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места. Приоритетные направления в решении задачи укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений: развитие сети организаций по консультативной и психологической поддержке семей в налаживании благоприятного психологического климата во внутрисемейных отношениях, профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовке и комплексному сопровождению семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; популяризация ценности семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющей нескольких детей или принимающей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка; создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка, использование в работе органов исполнительной и судебной власти современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Приоритетные направления в решении задачи привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов области: содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Саратовскую область, а также стимулирование возвращения в область ранее выехавших мигрантов; привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских вузов, на постоянное место жительства, привлечение молодежи из зарубежных стран (прежде всего, из государств-участников СНГ и Балтии) для обучения и стажировки в Саратовской области; разработка мер социально-экономического характера по повышению миграционной привлекательности территорий, в которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для интересов области. 5. Информационное обеспечение реализации Концепции Информационное обеспечение реализации Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения и данных социологических обследований. Важную роль в информационном обеспечении демографического развития должны играть средства массовой информации. Необходимо обеспечить информационную поддержку единой государственной демографической политики, расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, разработку учебных программ, развивать информирование населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической и экологической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров и продуктов, а также о мерах, позволяющих предупредить их вредное воздействие на здоровье человека. Регулярное и подробное освещение таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи, является важнейшей составляющей успешной реализации Концепции. Должна совершенствоваться нормативная правовая база для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на качественное изменение репродуктивных установок семьи, понимание ценности материнства, повышение статуса родительства, повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми. 6. Механизмы реализации демографической политики в Саратовской области на период до 2025 года Реализацию демографической политики в Саратовской области предполагается осуществлять путем: дальнейшего совершенствования регионального законодательства в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, охраны окружающей среды, миграционной политики с учетом предусмотренных мер демографической политики; обеспечения выполнения в полном объеме мероприятий действующих областных целевых программ, разработка проектов новых областных целевых программ с учетом приоритетов демографической политики; включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в программу социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу; учета задач демографической политики в бюджетном процессе при формировании областного бюджета, бюджетов внебюджетных фондов; концентрации финансовых и материальных ресурсов на реализации основных задач демографической политики; развития социальной направленности бизнеса через выполнение мероприятий демографической направленности программ социального партнерства, участия организаций социально ответственного бизнеса в областных конкурсах социальных и культурных проектов; заключения областного и отраслевых соглашений с объединениями профсоюзов и работодателей, предусматривающих меры по повышению уровня оплаты труда, обеспечению занятости, сохранению и созданию рабочих мест, улучшению условий и охраны труда; привлечения дополнительных внебюджетных поступлений на эти цели; методического обеспечения органов местного самоуправления области, направленного на управление демографическими процессами; постоянного анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики; развития научных исследований в сфере народонаселения. 7. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики в Саратовской области на период до 2025 года Реализация демографической политики будет осуществляться в три этапа. На первом этапе (в 2008-2010 годах) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций в демографическом развитии, в том числе основная часть мероприятий по снижению смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитию перинатальных семейно ориентированных технологий, уменьшающих риск неблагоприятных исходов беременности и родов, по государственной адресной материальной поддержке семей, имеющих детей, включая осуществление индексации пособий этим семьям с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению, материальной поддержке замещающих семей. Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни и самосохранительного поведения, улучшения состояния окружающей среды, повышение миграционной привлекательности региона. На первом этапе должны быть созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, совершенствовать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года. По итогам реализации мероприятий первого этапа к 2011 году предполагается снизить темпы естественной убыли населения, обеспечить миграционный прирост. На втором этапе (в 2011-2015 годах) будет продолжено проведение мероприятий по стабилизации демографической ситуации, реализуемых на первом этапе. Основное внимание будет уделено внедрению программы здорового образа жизни, оздоровления окружающей среды, принятию специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний у работников. К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, сформировать у населения самосохранительное поведение. В связи с началом реализации с 2010 года дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала будут разработаны мероприятия по расширению строительства доступного семейного жилья, развитию дополнительных образовательных услуг. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2015 году: стабилизировать численность населения на уровне 2,45 млн. человек; увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет; увеличить по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости в 1,3 раза, на треть снизить смертность населения; уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить привлечение в Саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи на постоянное место жительства и обеспечить на этой основе миграционный прирост. На третьем этапе (с 2016 года) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации и принимать превентивные меры по сбережению населения. В связи со значительным уменьшением к этому периоду численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение второго и третьего ребенка. С целью замещения в результате возможного сокращения рождаемости естественной убыли населения предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное жительство в Саратовскую область мигрантов трудоспособного возраста. К 2025 году предполагается: обеспечить постепенный переход к росту численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 2,5 млн. человек; увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет. 8. Объемы и источники финансирования Концепции демографической политики в Саратовской области на период до 2025 года Для решения задач, поставленных в Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения. Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения, проживающего на территории Саратовской области, являются областной бюджет, прогнозно федеральный бюджет, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные источники. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|