Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Саратовской области от 20.11.2013 № 17-838

 



                      САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА                      

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

                         20.11.2013 N 17-838                          

                              г.Саратов                               


Об обращении Саратовской областной Думы "К Председателю  Правительства
Российской  Федерации  Д.А.Медведеву  о  необходимости принятия мер по
спасению национального достояния России – великой реки Волги"

     Саратовская областная Дума

                            ПОСТАНОВЛЯЕТ:                             

     1. Принять обращение Саратовской областной Думы  "К  Председателю
Правительства   Российской  Федерации  Д.А.Медведеву  о  необходимости
принятия мер по спасению национального достояния России – великой реки
Волги" (прилагается).
     2. Направить   указанное  Обращение  Председателю   Правительства
Российской Федерации Д.А.Медведеву.
     3. Направить настоящее  постановление  и  указанное  Обращение  в
законодательные   (представительные)   органы  государственной  власти
субъектов  Российской  Федерации  с  просьбой   поддержать   указанное
Обращение.
     4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель Саратовской
областной Думы                                             В.В.Капкаев




                 Обращение Саратовской областной Думы                 
   "К Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву   
               о необходимости принятия мер по спасению               
         национального достояния России – великой реки Волги"         


                    Уважаемый Дмитрий Анатольевич!                    

     Депутаты Саратовской областной Думы обращаются к Вам  в  связи  с
крайне  неблагоприятной  ситуацией, сложившейся в бассейне реки Волги.
Река Волга протекает по территории не только Саратовской области, но и
еще  16  субъектов  Российской Федерации, в которых проживает свыше 57
млн. человек.
     Для  этих  регионов  река  Волга  является  основным   источником
питьевой    воды   и   главным   поставщиком   водных   ресурсов   для
производственных и сельскохозяйственных предприятий, сосредоточенных в
городах   и   селах,  расположенных  на  протяжении  всех  трех  тысяч
километров  русла  реки  Волги.  Бассейн  реки  занимает  8  процентов
территории  России, где производится более 45 процентов промышленной и
около   40   процентов   сельскохозяйственной   продукции   Российской
Федерации.  При  этом в бассейн реки Волги попадает около 20 процентов
сточных вод нашей страны.  Коэффициент  нагрузки  сточными  водами  на
Волгу  составляет  примерно  7  процентов.  Для сравнения, на бассейны
других  крупных  рек  коэффициент  нагрузки  составляет:  Обь  –   1,7
процента, Енисей – 0,5 процента, Лена – 0,02 процента.
     Современное состояние бассейна Волги характеризуется значительной
напряженностью  социальных,  экономических  и  экологических  проблем.
Зарегулирование   стока   реки   каскадом   водохранилищ   наряду    с
положительным   решением  экономических  вопросов  породило  серьезные
негативные последствия, имеющие тенденцию к нарастанию.
     Сложная экологическая обстановка  в  Волжском  бассейне,  высокая
заболеваемость   населения   явились   основаниями   для   утверждения
постановлением Правительства Российской Федерации от  24  апреля  1998
года  N  414 федеральной целевой программы "Оздоровление экологической
обстановки  на  реке   Волге   и   ее   притоках,   восстановление   и
предотвращение  деградации  природных комплексов Волжского бассейна на
период до  2010  года",  основными  целями  и  задачами  которой  были
определены  улучшение  экологической обстановки и сохранение природных
комплексов Волжского бассейна для  обеспечения  благоприятных  условий
жизнедеятельности    населения    путем    поэтапного    перехода    к
энергоресурсосберегающим и малоотходным технологическим циклам. Однако
в  2001  году  данная  целевая  программа  была  отменена и включена в
качестве подпрограммы в  федеральную  целевую  программу  "Экология  и
природные ресурсы России (2002-2010 годы)".
     Таким  образом,  федеральная  целевая   программа   "Оздоровление
экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и
предотвращение деградации природных комплексов Волжского  бассейна  на
период  до 2010 года" уже вскоре после ее утверждения приобрела статус
подпрограммы, потеряв свою изначальную значимость.
     В результате, несмотря на  предпринимаемые  государством  усилия,
проблемы  Волжского  бассейна  не  только  остались  нерешенными, но и
обострились.
     Одним из основных источников негативного влияния на качество воды
в  водохранилищах  является  образование  на  месте  затопленной поймы
Волги и устьевых участков ее основных  притоков  обширных  мелководных
массивов.   Мелководья   представлены  главным  образом  подтопленными
водохранилищами участками  поймы  реки  Волги,  отмелями  абразионного
происхождения,  а также мелководными участками многочисленных заливов.
Основные  их  площади  расположены  вокруг  островов,  на  нейтральных
участках береговой полосы, вдоль пологого левого берега.
     На Куйбышевском водохранилище такая территория  составляет  163,5
тыс. га, или 25 процентов общей площади водохранилища (645 тыс. га).
     Мелководья  Саратовского  водохранилища   разбросаны   по   всему
водохранилищу и занимают 35, 2 тыс. га, что составляет 19 процентов от
площади  акватории  водохранилища.  Около  80  процентов   мелководных
массивов  располагается в средней зоне водохранилища – от Приволжья до
Самары.
     На Волгоградском водохранилище площадь мелководий с глубинами  до
2  м  при  нормальном  подпорном  уровне  составляет  55 тыс. га (16,9
процента от общей площади зеркала водохранилища).
     Со   временем   площадь   мелководий   увеличивается   вследствие
аккумуляции   в   чаше  водохранилища  продуктов  разрушения  берегов.
Многолетние наблюдения показывают, что процесс переработки берегов  не
только  не ослабевает, но и вопреки прогнозам интенсивно продолжается,
а на отдельных  участках  активизируется,  доходя  до  3-5  м  в  год.
Обрушенный  материал водой транспортируется вниз по течению, осаждаясь
на участках с низкими  скоростями  течения,  что  ведет  к  увеличению
площадей  мелководий,  образованию  островов,  увеличению зарастания и
заиления водохранилища,  особенно  в  приплотинной  части.  Происходит
обмеление  водохранилищ,  уменьшаются глубины по фарватеру, вследствие
чего затрудняется судоходство. Образовавшиеся в  результате  обрушения
берегового  уступа  абразионно-аккумулятивные пороги в устьевых частях
заливов становятся причиной отчленения этих заливов  от  водохранилища
при снижении уровня воды, что приводит к невозможности забора воды для
хозяйственных нужд.
     Образование обширных мелководий за счет абразионных  процессов  и
аккумуляции  осадочных  пород  в  прибрежной  зоне  является  причиной
чрезмерного "цветения  воды"  вследствие  образования  на  мелководьях
сине-зеленых водорослей, накопления в воде их избыточной биомассы. Это
создает технические трудности с подачей воды в водопроводную сеть.
     "Цветение" воды приводит к существенному ухудшению качества воды.
Биологическое  загрязнение  воды отмирающими сине-зелеными водорослями
можно  сравнить  с   загрязнением   промышленными   сточными   водами.
"Цветение"   воды   вообще,   а  вызванное  сине-зелеными  водорослями
особенно, считается стихийным бедствием, так как вода становится почти
ни  к  чему  уже  не  пригодной,  представляет  опасность для здоровья
человека  и  животных,  вызывая  отравления.   В   период   "цветения"
повышается мутность воды, уменьшается содержание кислорода, вследствие
чего происходят массовые заморы рыбы, создаются благоприятные  условия
для   развития   патогенной   микрофлоры,  затрудняется  рекреационное
использование водоема.
     Проблема чистой воды стала одной из важнейших в наше время. Давно
назрела   необходимость  повышения  ее  качества  и  принятия  мер  по
предотвращению дальнейшего загрязнения.
     В последние  годы  из-за  аномально  жаркой  погоды  ситуация  на
водохранилищах  Волжско-Камского  каскада  еще  больше усугубилась. По
данным  Росгидромета,  в   течение   последних   пяти   лет   вода   в
водохранилищах  по  качеству оценивается 3-м классом и характеризуется
как "загрязненная".
     С созданием водохранилища активизировались оползневые процессы на
его   берегах.   Оползневым  процессам  различной  степени  проявления
подвержен правый берег Саратовского водохранилища практически  на всем
протяжении  от плотины Саратовской ГЭС до г. Сызрани. Под воздействием
обвально-оползневых процессов уничтожаются благоприятные для  освоения
прибрежные  земли,  возникают деформации и разрушения расположенных на
них сооружений, затрудняется использование больших площадей под  жилую
и производственную застройки.
     Еще одной из актуальных проблем водохранилищ является подтопление
земель,  которое  наблюдается повсеместно, на всем его протяжении – на
низких пойменных берегах (особенно на левом),  островах,  по  заливам,
ерикам  и  балкам,  в  устьевых  участках  рек-притоков.  В результате
заболачивается и засоляется  почва,  ухудшается  санитарное  состояние
местности, разрушаются здания и дороги.
     С течением времени в результате совокупности всех этих  процессов
происходит  постепенное  заиление  водохранилищ,  что  выражается в их
обмелении, образовании островов, обширных прибрежных отмелей, особенно
в  приплотинной  части,  зарастании. Уменьшаются глубины по фарватеру,
вследствие чего затрудняется судоходство.
     Так, например, в результате процессов  заиления  площадь  зеркала
Саратовского  водохранилища за более чем 40-летний период эксплуатации
увеличилась на 4 процента, длина береговой  линии  увеличилась  на  40
процентов,  полный  объем  водохранилища  сократился  на  22 процента,
полезный  объем  водохранилища  –   на   14   процентов.   Существенно
уменьшились  также  наибольшая и средняя глубины водохранилища на 15 и
24 процента соответственно.
     Несмотря  на  предпринимаемые   государством   усилия,   проблемы
Волжского бассейна не только остались нерешенными, но и обострились.
     Водохранилища – это в основном водоемы  комплексного  назначения.
Они    являются   транспортными   артериями,   источниками   получения
электроэнергии, используются для водоснабжения, ирригации, рекреации и
других   целей.   Созданные   водохранилища  Волжско-Камского  каскада
являются   важнейшими   пресноводными   водоемами   России.   Это   12
водохранилищ   общей   площадью   2,7   млн.   га,   расположенные   в
густонаселенном регионе страны с интенсивно развитой промышленностью и
высокой  концентрацией  городского  населения.  Здесь  размещены такие
крупные промышленные узлы, как  Московский,  Нижегородский,  Пермский,
Казанский,  Нижне-Камский,  Самарский,  Саратовский,  которые являются
основными источниками антропогенного воздействия.
     Решение  всех  указанных  проблем  возможно  только  программными
методами   с  привлечением  средств  федерального  бюджета,  для  чего
необходимо   разработать   и   утвердить   государственную   программу
Российской Федерации по спасению и охране реки Волги.
     Целью программы должно быть улучшение экологической обстановки  и
сохранение  природных  комплексов  Волжского  бассейна для обеспечения
благоприятных условий жизнедеятельности населения.
     В рамках  данной  программы  должны  быть  реализованы  следующие
мероприятия:
     1. Выполнение комплекса работ по изучению  и  прогнозу  процессов
заиления, анализу причин, обуславливающих заиление.
     2. Рекультивация мелководий на участках, подверженных интенсивным
эрозионно-абразионным процессам.
     Проектным  институтом  ФГУП  "НИПИгипропромсельстрой"  проработан
вопрос   о  проведении  рекультивации  мелководий  на  водохранилищах.
Установлено, что стоимость восстановления и возвращения в оборот 1  км
береговой   полосы   при   ширине   250-300   м   вглубь   массива  по
предварительным расчетам составит 120-130 млн.  рублей.  Отчленение  и
обвалование  прибрежной мелководной зоны для дальнейшего использования
с  последующим  намывом   грунта   с   прилегающей   акватории   будет
способствовать  увеличению  глубин  вдоль участка, снижению зарастания
акватории  и  развития  сине-зеленых  водорослей,  улучшению  качества
волжской воды.
     Кроме   стабилизации   берега   и   снижения   загрязнения   воды
сине-зелеными водорослями, данные мероприятия позволят:
     ввести  в  оборот  дополнительные  площади  (для  размножения   и
воспроизводства  рыбных  запасов,  сельскохозяйственного  освоения или
рекреации);
     частично очистить русло реки от продуктов берегообрушения;
     улучшить качество воды в водохранилищах;
     углубить русло реки;
     оздоровить экологическую обстановку в зоне водохранилищ.
     3.  Проведение  берегоукрепительных  и  мелиоративных  работ   на
участках берегов, подверженных интенсивному разрушению.
     В настоящее время работы  по  берегоукреплению  осуществляются  в
рамках  федеральной  целевой  программы  "Развитие  водохозяйственного
комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах".
     Проведение мелиоративных работ должно предусмотреть:
     сохранение лесного покрова на склонах гор, в пределах водосборной
площади  водохранилищ,  посадку  леса на склонах и закрепление склонов
другой растительностью;
     закрепление действующих оврагов  и  горных  склонов,  уменьшающее
эрозионную деятельность водных потоков;
     террасирование   склонов,   проведение   пахоты   по   склону   с
горизонтальным расположением борозд.
     4. Поддержание режимов работы водохранилищ, создающих возможность
максимального транзита поступающего твердого стока.
     5. Проведение  рыбохозяйственной  мелиорации  в  целях  улучшения
условий  естественного размножения и нагула рыб в водоемах и улучшение
среды их обитания.
     Успешно зарекомендовал себя биологический метод рыбохозяйственной
мелиорации,  который  позволяет,  вселяя белого амура и толстолобиков,
трансформировать первичную продукцию высшей  водной  растительности  и
микроводорослей, превращать ее в высококачественную рыбную продукцию и
решать  проблемы   увеличения   продуктивности   водоемов   и   вылова
высококачественной  продукции,  предотвращения  деградации  водоемов и
повышения  качества  водной  среды,  улучшения  условий  обитания  для
туводных видов рыб.
     6. Проведение мелиоративных работ в  водохранилищах,  позволяющих
предотвратить деградацию водоемов, улучшить видовой состав ихтиофауны.
     Мелиоративные работы должны проводиться  путем  выкоса  в  поймах
водохранилищ    воздушно-водной   растительности   камышекосилками   с
последующим изъятием выкошенной массы.
     7. Реконструкция и модернизация воспроизводственных комплексов по
выращиванию  растительноядных рыб с целью доведения ежегодного выпуска
растительноядных рыб до рекомендуемого выпуска. Так,  ежегодный  объем
выпуска   растительноядных   рыб   в   Волгоградское   и   Саратовское
водохранилища (в пределах Саратовской области) составляет 47 млн.  шт.
общей   массой  1606  тонн.  Потребность  средств  на  оплату  выпуска
растительноядных рыб составляет 100 млн. рублей в год.
     8. Строительство специализированного стерляжьего хозяйства.
     9. Оказание  финансовой  помощи  фермерским   хозяйствам  в  виде
компенсации  части затрат на выращивание растительноядных рыб, сазана,
стерляди.
     Результатами  реализации  государственной  программы   Российской
Федерации должны стать:
     1. Восстановление эко- и биосистемы Приволжского региона, включая
воспроизводство рыбных и иных биологических ресурсов.
     2. Восстановление транспортной инфраструктуры и  полномасштабного
речного флота.
     3. Создание системы гидротехнической безопасности региона.
     4. Обеспечение   качественной,  экологически   безопасной   жизни
населения волжских городов.
     Учитывая  изложенное,   депутаты   Саратовской   областной   Думы
обращаются  к  Вам,  уважаемый Дмитрий Анатольевич, с просьбой принять
срочные меры по разработке  и  утверждению  государственной  программы
Российской  Федерации  по  спасению  и  охране национального достояния
нашей страны – великой русской реки Волги.


                                       Принято постановлением
                                       Саратовской областной Думы
                                       от 20.11.2013 г. N 17-838

Информация по документу
Читайте также