Расширенный поиск
Постановление Правительства Саратовской области от 22.12.2015 № 644-ППРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 декабря 2015 года N 644-П г. Саратов Об утверждении Плана мероприятий ("Дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Саратовской области на 2016-2020 годы" На основании Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("Дорожную карту") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Саратовской области на 2016-2020 годы" (далее – план). 2. Органам исполнительной власти области, являющимся исполнителями мероприятий плана: обеспечить исполнение мероприятий, предусмотренных планом, в установленные сроки; ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представлять в министерство социального развития области отчет о ходе реализации плана. 3. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания. 4. Настоящее постановление вступает в силу c 1 января 2016 года.
Приложение к постановлению Правительства области от 22 декабря 2015 года N 644-П План мероприятий("Дорожная карта") "Повышение значений показателей доступностидля инвалидов объектов и услуг в Саратовской областина 2016-2020 годы"I. Общее описание "Дорожной карты" 1.1. Общие положения План мероприятий ("Дорожная карта") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Саратовской области на 2016-2020 годы" (далее – План) представляет собой комплекс мер и приоритетов в сфере соблюдения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, оказания им помощи в преодолении барьеров, мешающих их использованию (получению) наравне с другими лицами во всех сферах жизнедеятельности.План разработан в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов и Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности". 1.2. Постановка проблемы Формирование условий беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм. Необходимость первоочередного обеспечения доступности в целях решения проблем социальной защиты и реабилитации инвалидов отражена в положениях Конвенции ООН о правах инвалидов. Положительный эффект от устранения барьеров заключается не только в улучшении качества жизни инвалидов, но и в повышении общего уровня комфортности среды для более широкого круга людей, в частности пожилых граждан, а также лиц, испытывающих временные ограничения мобильности. В Саратовской области проживают 157 тыс. инвалидов (6,4 процента от общей численности населения), из них 6,6 тыс. детей-инвалидов (1,5 процента от общей численности детей, проживающих в области), 55,7 тыс. инвалидов трудоспособного возраста (35,9 процента от общей численности инвалидов). Ежегодно впервые признаются инвалидами более 10 тыс. человек, в том числе 800 детей в возрасте до 18 лет. В области проживают 5,4 тыс. семей, имеющих детей указанной категории, в 92 семьях воспитывается 2 и более ребенка-инвалида. Структура инвалидности в разрезе причин выглядит следующим образом: с нарушением зрения – 5,1 тыс. человек; с нарушением слуха – 4,2 тыс. человек; с нарушением способности к передвижению – 8 тыс. человек; инвалидов-колясочников – 7,9 тыс. человек. Среди детей-инвалидов: с задержкой психического развития и умственной отсталостью – 1,8 тыс. детей; с нарушением опорно-двигательного аппарата – 1,5 тыс. детей; с нарушением слуха – 0,4 тыс. детей; с нарушением зрения – 0,3 тыс. ребенка; прочие заболевания – 2,4 тыс. детей. В настоящее время количество лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения Саратовской области составляет 643,2 тыс. человек и имеет тенденцию к увеличению. В соответствии с прогнозами их численность к 2020 году возрастет на 55,4 тыс. человек и достигнет 698,6 тыс. человек, или 28,6 процента общей численности населения. 32 процента пенсионеров продолжают трудовую деятельность. Около 40 процентов от общего числа пожилых граждан – одинокие. Тенденции старения и инвалидизации населения обусловливают необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности инвалидов и пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества. Комплексная реабилитация инвалидов, создание условий для продления активного долголетия пожилых граждан, как и прежде, являются одними из актуальных направлений государственной политики в социальной сфере. Это вызвано не только стремлением предоставить гражданам указанных категорий равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, но и экономической выгодой как для государства в целом, так и для отдельного гражданина. Обеспеченность доступными и качественными услугами, гарантированными государством, – путь к продлению автономной, независимой жизни людей пожилого возраста, социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями, улучшению социального самочувствия граждан. В Саратовской области создана и функционирует сеть учреждений социального обслуживания пожилых и граждан с ограниченными возможностями, которая включает в себя: 12 домов-интернатов для пожилых граждан и инвалидов на 2901 место; 10 психоневрологических интернатов на 1938 мест; 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей на 410 мест; 5 реабилитационных центров на 730 мест; 4 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями на 237 мест; профессиональное училище-интернат для инвалидов; центр по обучению и реабилитации инвалидов; областную комплексную детско-юношескую спортивно-адаптивную школу "Реабилитация и физкультура" с 15 отделениями в городах области; 5 комплексных центров социального обслуживания населения области; 34 центра социальной защиты населения. В 2015 году социальное обслуживание в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов получают 4768 человек, в том числе 3404 гражданина с инвалидностью. В учреждениях для указанной категории проживающих организовано эффективное социально-медицинское сопровождение. Решена проблема доступности социальных услуг для лиц, страдающих психическими расстройствами, в декабре 2014 года ликвидирована очередность на помещение в психоневрологические интернаты области. Для организации социального обслуживания инвалидов по месту проживания функционирует 39 нестационарных учреждений социального обслуживания, услуги которых направлены на улучшение условий их жизнедеятельности при сохранении пребывания гражданина в привычной благоприятной среде. Численность инвалидов, получающих социальные услуги в этих учреждениях, составляет более 20 тыс. человек, в том числе надомное обслуживание – более 11 тыс. человек. В учреждениях социального обслуживания населения для инвалидов проводится комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих укрепление здоровья, направленных на сохранение самостоятельности и независимости людей с ограниченными физическими возможностями, поддержание их физической активности. В домах-интернатах для умственно отсталых детей проживают 330 детей-инвалидов, в том числе 17 детей-сирот и 225 детей, оставшихся без попечения родителей. Очередность в указанные учреждения отсутствует. Сложившаяся система в целом обеспечивает потребности в реабилитации инвалидов, а также граждан, имеющих определенные ограничения жизнедеятельности, но не являющихся инвалидами. В сфере образования граждан с ограниченными возможностями сложилась следующая ситуация. В период 2014/2015 учебного года в образовательных организациях области воспитывалось и обучалось 2364 человека из числа детей-инвалидов и 6266 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе: в дошкольных образовательных организациях – 296 детей-инвалидов и 3737 детей с ограниченными возможностями здоровья; в общеобразовательных организациях – 1989 детей-инвалидов и 1906 детей с ограниченными возможностями здоровья; в профессиональных образовательных организациях – 79 детей-инвалидов и 623 человека с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время получило развитие обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий. Подготовлено 420 педагогов, организована работа 36 центров дистанционного образования детей-инвалидов, в том числе 35 муниципальных, 1 региональный. Интернет-трафик обеспечивается из средств областного бюджета. В 46 общеобразовательных организациях области (6 процентов от общего числа), расположенных в крупных городах и районных центрах, обеспечена возможность совместного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. С целью расширения сети общеобразовательных организаций для инклюзивного образования детей-инвалидов, получения ими поддержки в профессиональной ориентации необходимые условия создаются еще в 42 общеобразовательных организациях. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в рамках соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Саратовской области на 2015 год. В области занятости сложилась следующая ситуация. В трудоспособном возрасте находятся около 60 тыс. инвалидов. Вместе с тем показания к труду имеют только 53 процента из них (31,4 тыс. человек). Из имеющих показания к труду работает 80 процентов граждан с инвалидностью (25,2 тыс. человек). Таким образом около 6 тыс. граждан, имеющих инвалидность, остаются незанятыми. Ежегодно в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обращается около 2 тыс. граждан с инвалидностью, из них 67 процентов имеют 3 группу инвалидности, 32 процента – 2 группу, 1 процент – 1 группу. Из безработных граждан с инвалидностью каждый третий не имеет профессионального образования (35 процентов), 50 процентов имеют начальное и среднее профессиональное образование и только 15 процентов имеют высшее образование. Для 4 процентов (80 человек) безработных граждан службой медико-социальной экспертизы рекомендовано создание на предприятиях специальных рабочих мест, 9 процентов (180 человек) нуждаются в создании рабочих мест на дому, 0,2 процента (4 человека) рекомендована работа на специализированных предприятиях Всероссийского общества слепых. С целью расширения возможностей трудоустройства инвалидов и оценки эффективности принимаемых мер министерством занятости, труда и миграции области в 2013 и 2014 годах ежегодно разрабатывался и реализовывался комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, в рамках которого проводилась большая информационная кампания. С привлечением сторон социального партнерства, общественных организаций, работодателей в 2013-2014 годах проведено более 1,3 тыс. мероприятий (в том числе заседания "Клубов работодателей" и "Дней кадровика", "круглых столов" и "социальных гостиных", ярмарок вакансий), в которых приняли участие около 9 тыс. граждан с инвалидностью и 4 тыс. работодателей. Ежегодно организуется месячник содействия занятости инвалидов. Ежегодно министерством занятости, труда и миграции области реализуется мероприятие по содействию трудоустройству инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места с возмещением затрат работодателей. Так в 2013 году было оснащено 175 рабочих мест, в 2014 году – 205 рабочих мест, в том числе 7 рабочих мест с созданием инфраструктуры, способствующей беспрепятственному доступу инвалидов, использующих кресла-коляски, к оснащенным рабочим местам, в 2015 году предусмотрено оснащение 205 рабочих мест. Реализация мероприятий по содействию в трудоустройстве инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, позволила увеличить уровень трудоустройства граждан с инвалидностью в 2013 году на 8 процентных пунктов (с 36 до 44 процентов), в 2014 году – на 6 процентных пунктов (с 44 до 50 процентов), в 2015 году (оценка) – на 5 процентных пунктов (с 50 до 55 процентов). Таким образом реализация мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов за три последних года показала достаточно высокую эффективность, поскольку уровень трудоустройства инвалидов по оценочным данным вырастет как минимум до 50 процентов и как максимум до 55 процентов. В целом проблема доступности гарантированных государством услуг включает в себя 2 основные составляющие – доступность объектов социальной и транспортной инфраструктур, а также доступность услуг в смысле обеспечения их достаточного объема и соответствующего качества. Сложившаяся на сегодня инфраструктура городов и населенных пунктов Саратовской области не приспособлена для жизнедеятельности инвалидов, ограничивает их возможности передвижения и препятствует их активному участию во всех сферах жизни общества. Из 8334 социально значимых объектов, обследованных на предмет доступности для инвалидов, 2923 признаны доступными (35 процентов). Таким образом, большая часть объектов не приспособлена для посещения инвалидами. Одной из основных проблем, с которыми встречаются инвалиды, имеющие работу, является недоступный транспорт. В ходе проведения мониторинга транспортной инфраструктуры установлено, что большинство подвижного состава, а также остановок общественного транспорта, не приспособлено для инвалидов. Негативные социально-демографические тенденции обусловливают объективную потребность в организации системы предоставления социальных услуг гражданам, которые в них нуждаются. В настоящее время на надомном обслуживании в центрах социального обслуживания населения состоят 36758 человек из числа лиц пожилого возраста и инвалидов. Это люди, которые в настоящее время нуждаются в разовых социальных услугах, однако при ухудшении состояния здоровья будут нуждаться в стационарном обслуживании. Принятие управленческих решений невозможно без использования программно-целевого подхода. Одним из основополагающих условий положительной динамики доступности на территории области стало создание безбарьерной среды жизнедеятельности. Для решения указанных проблем в 2011-2012 годах в Саратовской области реализован пилотный проект по созданию в области доступной среды жизнедеятельности в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы (далее – Пилотный проект). Мероприятия Пилотного проекта были включены в долгосрочную областную целевую программу "Доступная среда" на 2011-2013 годы. Общий объем финансирования Пилотного проекта в 2011-2012 годах составил 1126,3 млн руб., в том числе: 557,2 млн руб. федерального бюджета; 467 млн руб. областного бюджета; 102,1 млн руб. местных бюджетов. Участниками Пилотного проекта стали 10 органов исполнительной власти области, 20 муниципальных образований области. Координатором Пилотного проекта было министерство социального развития области. По итогам реализации Пилотного проекта достигнуты следующие результаты. За 2011-2012 годы дооборудовано элементами доступности для инвалидов 429 учреждений социальной сферы (из них 193 областных учреждений, 236 муниципальных учреждений), в том числе 92 учреждения здравоохранения, 117 – образования, 40 – занятости, 59 – культуры, 100 – социальной защиты населения, 17 – спортивной направленности. В учреждениях проведен комплекс работ по приведению в соответствие действующим нормативам по доступности объектов и услуг для маломобильных категорий населения, включая обустройство парковочных мест для инвалидов, мест отдыха, входных групп, путей передвижения внутри зданий и по территории, расширение дверных проемов, оборудование средствами подъема на этажи, адаптацию санитарно-гигиенических помещений, установку средств информирования в доступном для инвалидов формате, приобретение специализированного оборудования, мебели, инвентаря. Работы по обустройству зданий и сооружений осуществлялись на основании комплексных обследований на предмет их доступности для маломобильных групп населения, проведенных специализированными организациями. Для обеспечения комплексной доступности проведены работы по обустройству пешеходных коммуникаций и рекреационных зон, игровых площадок, мест парковки для инвалидов, остановочных пунктов общественного транспорта, светофоры оборудованы звуковыми и световыми сигнализаторами. В целях обеспечения транспортной доступности приобретен 21 низкопольный автобус, обустроено 24 автостанции в районах области. Для медицинских организаций, организаций физической культуры и спорта, а также учреждений социальной защиты населения приобретено 46 единиц автотранспорта, приспособленного для перевозки инвалидов. С целью предоставления услуг инвалидам в необходимом для них формате 119 специалистов социальной защиты и образования обучены навыкам жестового русского языка. На базе центров социального обслуживания населения открыта областная диспетчерская служба для глухих и слабослышащих граждан. Адаптированы для слабовидящих граждан официальные сайты 8 органов исполнительной власти области, 2 администраций муниципальных образований, 9 государственных учреждений социальной сферы. В рамках официального сайта министерства социального развития области создана интерактивная Web-карта доступности. Это Интернет-ресурс, который позволяет получить исчерпывающую информацию о деятельности учреждений, возможности их посещения для маломобильных групп населения, доступных маршрутах пассажирского транспорта. Проведена информационная кампания по продвижению позитивного образа инвалида в общественное сознание, в которой приняли участие 12 областных и 39 районных печатных изданий, 8 телевизионных каналов, 5 радиостанций. За 2011-2012 годы опубликовано свыше 1,1 тыс. статей, более 3 тыс. заметок на сайтах информационных агентств в сети Интернет, 500 тематических сюжетов размещено на радио, 400 тематических передач, в том числе ежемесячная рубрика "Доступная среда" и анимационное руководство по вопросам формирования безбарьерной среды, – на телевидении. Для популяризации указанной тематики среди журналистов проведены областные конкурсы журналистских работ районных и областных печатных СМИ и циклов телесюжетов на областных и районных телеканалах. Проведен ряд творческих конкурсов "Равные возможности": конкурсы детских рисунков и сочинений, фотографий среди непрофессиональных фотографов. В целом, несмотря на положительные изменения, остается нерешенным целый комплекс проблем. Их решение может быть только системным с участием органов исполнительной власти области, общественных организаций и всех заинтересованных лиц. Это обусловливает необходимость продолжения практики реализации программ и планов, направленных на создание условий для их активного участия в жизни общества. 1.3. Цель и задачи Плана, сроки и этапы реализации Цель Плана – повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг социальной инфраструктуры. Задачами Плана являются: обеспечение доступности транспортных услуг; обеспечение доступности образования; обеспечение доступности занятости; обеспечение доступности здравоохранения; обеспечение доступности культуры и искусства; обеспечение доступности физической культуры и спорта; обеспечение доступности информации и связи. Срок реализации Плана 2016-2020 годы. 1.4. Ожидаемые результаты реализации Плана Мероприятия Плана направлены на повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг социальной инфраструктуры. Социальная эффективность мероприятий Плана будет выражаться в снижении социальной напряженности в обществе за счет: увеличения количества социально значимых объектов, доступных для маломобильных категорий населения; отсутствия очередности на социальное обслуживание в стационарных учреждениях и на дому; увеличения показателя полной и частичной реабилитации инвалидов; увеличения комфортности проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов; увеличения охвата инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными мероприятиями; роста уровня занятости и образования инвалидов и пожилых граждан; обеспечения своевременного и полного представления информации гражданам с ограниченными возможностями в доступном для них формате о правах, обязательствах, объеме и виде реабилитационных мероприятий; роста уровня участия инвалидов и пожилых граждан в культурных мероприятиях и программах. 1.5. Анализ рисков реализации Плана При реализации Плана и для достижения поставленных целей необходимо учитывать возможные финансовые, социальные, экономические и прочие риски. По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации Плана существенными являются следующие риски: ухудшение экономического состояния области; отсутствие финансирования запланированных мероприятий; отсутствие единого подхода, соблюдающего принципы универсального дизайна, к формированию среды жизнедеятельности с точки зрения доступности для инвалидов, негативным образом влияет на доступность учреждений и предоставление услуг в целом; медленное и фрагментарное устранение существующих физических барьеров в социальной, транспортной и инженерной инфраструктуре; несистемное решение задач по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг социальной инфраструктуры. II. Перечень показателей "Дорожной карты"
III. Перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступностидля инвалидов объектов и услуг
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|