Расширенный поиск
Постановление Губернатора Саратовской области от 18.11.2013 № 454ГУБЕРНАТОР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 ноября 2013 года N 454 г.Саратов Об утверждении административного регламента исполнения министерством здравоохранения Саратовской области государственной функции На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить административный регламент исполнения министерством здравоохранения Саратовской области государственной функции по осуществлению контроля соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи); фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук); деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук) согласно приложению. 2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования. Губернатор области В.В.Радаев Приложение к постановлению Губернатора области от 18 ноября 2013 года N 454 Административный регламент исполнения министерством здравоохранения Саратовской области государственной функции по осуществлению контроля соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи); фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук); деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук) I. Общие положения Наименование государственной функции 1.1. Административный регламент исполнения министерством здравоохранения Саратовской области государственной функции по осуществлению контроля соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи); фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук); деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук) (далее – регламент) разработан в целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти области, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при исполнении государственной функции, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при исполнении государственной функции. Наименование государственной функции – осуществление контроля соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи); фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук); деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук). Наименование органа исполнительной власти области, исполняющего государственную функцию 1.2. Исполнение государственной функции осуществляется министерством здравоохранения Саратовской области (далее – Министерство). Обеспечение исполнения государственной функции осуществляется специалистами отдела лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, министерства здравоохранения Саратовской области (далее – отдел Министерства). Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции 1.3. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с: Гражданским кодексом Российской Федерации, часть 2, от 26 января 1996 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 29 января 1996 года, N 5); Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 7 января 2002 года, N I, (часть I), ст.1); Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание законодательства Российской Федерации от 12 января 1998 года, N 2, ст.219)"; Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 9 мая 2011 года, N 19, ст.2716); Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 8 мая 2006 года, N 19, ст.2060); Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 29 декабря 2008 года, N 52, (ч.I), ст.6249); постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"; постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности"; постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1085 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров культивированию наркосодержащих растений"; постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")") (Собрание законодательства Российской Федерации, 23 апреля 2012 года, N 17, ст.1965); постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 689 "Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 31 августа 2009 года, N 35, ст.4241); приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 29 декабря 2008 года, N 52, (ч.I), ст.6249, "Российская газета", 14 мая 2009 года, N 850); постановлением Правительства Саратовской области от 1 ноября 2007 года N 386-П "Вопросы министерства здравоохранения Саратовской области" ("Саратовская областная газета", 28 ноября 2007 года, N 218 (1992). Предмет государственного контроля (надзора) 1.4. Предметом исполнения государственной функции является проверка лицензиатов на предмет соблюдения лицензионных требований при осуществлении ими медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, а также выявление, предупреждение и пресечение нарушений в сфере лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. Исполнение государственной функции осуществляется в виде проверки (плановой, внеплановой). Проверка (плановая, внеплановая) проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в случае поступления в Министерство обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензионных требований. При этом к грубым нарушениям лицензионной деятельности относится: а) под грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в (1)" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства; б) под грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а"-"з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1081; в) под грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а"-"р", "т"-"у", "х" и "ц" пункта 5 Положения лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркотических растений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1035, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства. Заявление о согласовании с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки оформляется в соответствии с типовой формой заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141. Согласование проведения внеплановых выездных проверок органом государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии с порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 марта 2009 года N 93. В день подписания распоряжения или приказа министра здравоохранения области (далее – Министр), заместителя Министра о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения Министерство представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа Министра, заместителя Министра о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения. После проведения внеплановой выездной проверки, требующей согласования ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки. 1.5. Государственная функция исполняется в отношении следующих субъектов (далее – лицензиатов): медицинские и иные организации (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи) – контроль соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности; юридические лица и индивидуальные предприниматели – контроль соблюдения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук); юридические лица – контроль за осуществлением деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I перечня; по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу I списка IV перечня; по культивированию наркосодержащих растений). Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) 1.6. Должностные лица Министерства при осуществлении государственного контроля (надзора) имеют право: 1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки; 2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа Министра о назначении проверки посещать места осуществления лицензируемого вида деятельности и проводить проверку используемых зданий, помещений, сооружений, технических средств и оборудования, а также проводить необходимые экспертизы и другие мероприятия по контролю; 3) выдавать юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований; 4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований; 5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении административных, уголовных дел по признакам правонарушений (преступлений). 1.7. Должностные лица Министерства при проведении проверки обязаны: 1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований; 2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лицензиатов, проверка которых проводится; 3) проводить проверку на основании приказа Министра о ее проведении в соответствии с ее назначением; 4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Министра; 5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю лицензиата присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 6) представлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю лицензиата, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки; 7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя лицензиата с результатами проверки; 8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц; 9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании лицензиатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 10) соблюдать установленные законодательством сроки проведения проверки; 11) не требовать от лицензиатов документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации; 12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя лицензиата ознакомить их с положениями регламента; 13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору) 1.8. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель лицензиата при проведении проверки имеют право: 1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 2) получать от Министерства и его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и представление которой предусмотрено Федеральным законом; 3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Министерства; 4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Министерства, повлекшие за собой нарушение прав лицензиата при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. 1.9. При проведении проверок лицензиаты – юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей лицензиата, лицензиаты – индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований. При проведении документарной проверки лицензиаты в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса обязаны направить в Министерство указанные в запросе документы. При проведении выездной проверки лицензиаты обязаны: предоставить должностным лицам Министерства, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки; обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые лицензиатами при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым лицензиатами оборудованию, подобным объектам. Результат исполнения государственной функции 1.10. Исполнение государственной функции заканчивается следующими юридическими фактами: а) составлением акта проверки по установленной форме; б) выдачей лицензиату предписания об устранении выявленных нарушений; в) составлением протокола об административном правонарушении и направлением его в суд. II. Требования к порядку исполнения государственной функции Порядок информирования об исполнении государственной функции 2.1. Информация о правилах исполнения государственной функции размещается: на официальном сайте Правительства Саратовской области в сети Интернет, в разделе Правительство/Структура Правительства/министерство здравоохранения Саратовской области http://www.saratov.gov.ru/government/structure/minzdr/; на порталах государственных и муниципальных услуг http://www.gosuslugi.ru/, http://www.pgu.saratov.gov.ru/; на официальном сайте министерства здравоохранения Саратовской области http://www.minzdrav.saratov.gov.ru/. Информация о правилах исполнения государственной функции представляется с использованием средств телефонной связи: приемная Министерства: (8452) 50-63-53; отдел Министерства: (8452) 49-17-45. 2.2. Место нахождения (почтовый адрес) Министерства: Российская Федерация, 410012, г.Саратов, ул.Железнодорожная, 72. Режим работы: понедельник-пятница, с 9-00 до 18-00 (перерыв с 13.00 до 14.00); суббота, воскресенье – выходные дни. Адрес электронной почты: http://www.minzdrav.saratov.gov.ru/ Место нахождения отдела Министерства: г.Саратов, ул.Рабочая, 145/155, левое крыло, 9 этаж. Режим работы: понедельник-пятница, с 9-00 до 18-00 (перерыв с 13.00 до 14.00); суббота, воскресенье – выходные дни. Адрес электронной почты: [email protected] 2.3. Информирование по вопросам исполнения государственной функции оказывается специалистами отдела Министерства. Информирование об исполнении государственной функции осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Информирование осуществляется письменно, посредством телефонной связи, при личном обращении, а также с помощью отправления обращения на электронную почту Министерства. Время разговора по телефону со специалистом отдела Министерства в порядке информирования не должно превышать десяти минут. При информировании специалисты отдела Министерства обязаны представить следующую информацию: о плане проверок, проводимых Министерством; сведения о нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы исполнения государственной функции; сведения о порядке исполнения государственной функции; сведения о сроках исполнения государственной функции; сведения о местонахождении Министерства; сведения о ходе исполнения государственной функции; иные сведения по вопросам, касающимся исполнения государственной функции. При невозможности специалиста, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на соответствующее должностное лицо Министерства, или же обратившемуся гражданину должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию, либо предложено оформить свое обращение в письменном виде. Письменное обращение заинтересованного лица (далее – письменное обращение) направляется непосредственно в Министерство и подлежит обязательной регистрации в течение 3 календарных дней с момента поступления. В письменном обращении указывается: наименование министерства, либо Ф.И.О. должностного лица, либо должность соответствующего лица; фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) заинтересованного лица; полное наименование юридического лица (в случае обращения от имени юридического лица); почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения; предмет обращения; личная подпись заинтересованного лица; дата составления обращения. Обращение, поступившее в Министерство в форме электронного документа, должно содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) заинтересованного лица; адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа; почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме; предмет обращения. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Министерства, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, если текст письменного обращения не поддается прочтению. В ходе личного приема заинтересованному лицу может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов и при этом в обращении не приводятся новые доводы. Информация, указанная в пунктах 2.1-2.2 регламента, размещается на информационном стенде, расположенном по месту нахождения Министерства. Информация об основаниях и порядке взимания платы (либо отсутствии такой платы) 2.4. Исполнение государственной функции осуществляется на безвозмездной основе. Сроки исполнения государственной функции 2.5. Плановые проверки проводятся в соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Плановые проверки проводятся на основании разработанных и утвержденных Министерством ежегодных планов. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Министерством не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа Министра, заместителя Министра о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Министерством не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, за исключением случая проведения проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". 2.6. Срок проведения каждой из проверок (документарной или выездной) не должен превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. 2.7. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен Министром, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий – не более чем на 15 часов. 2.8. По результатам проверки должностными лицами, проводящими проверку, составляется акт в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Министерства. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Министерства. III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения Исчерпывающий перечень административных процедур по исполнению государственной функции 3.1. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: формирование ежегодного плана проведения проверок; проведение проверки; выдача предписаний об устранении нарушений; составление протокола об административном правонарушении. Перечень оснований для приостановления исполнения государственной функции либо отказа в исполнении государственной функции 3.2. Оснований для приостановления исполнения государственной функции законодательством Российской Федерации не предусмотрено. 3.3. Последовательность административных процедур при исполнении государственной функции отражена в блок-схеме (приложение N 1 к регламенту). Административная процедура "Формирование ежегодного плана проведения проверок" 3.4. Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является: 1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии; 2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата; 3) истечение установленного Правительством Российской Федерации срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сфере здравоохранения. В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения: 1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими своей деятельности; 2) цель и основание проведения каждой плановой проверки; 3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки; 4) наименование Министерства, осуществляющего конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки Министерством совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов. 3.5. Проект ежегодного плана проведения проверок, подготовленный специалистом отдела Министерства, согласовывается с начальником отдела Министерства, первым заместителем Министра, Министром и в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляется с сопроводительным письмом в прокуратуру Саратовской области. Ежегодный план проведения проверок утверждается Министром и в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляется в прокуратуру Саратовской области на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Министерство рассматривает предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок. Утвержденный Министром ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Правительства Саратовской области в информационно-коммуникационной сети Интернет (www.saratov.gov.ru). 3.6. Результатом исполнения административной процедуры является размещение плана проверок на официальном сайте Правительства Саратовской области в сети Интернет. Административная процедура "Проведение проверки" 3.7. Основанием для начала процедуры "Проведение проверки" является: для плановых проверок ежегодный план проведения проверок, утвержденный министром; для внеплановых проверок: 1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований; 2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований; 3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии; 4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа; 5) наличие приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. 3.8. Перечень обязательных требований, предъявляемых к лицензиатам: 1) при осуществлении медицинской деятельности (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственными академиями наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"); Требования к соискателю лицензии: а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям; б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке. в) наличие: у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, – высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"; у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, – высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием); у индивидуального предпринимателя – высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь – среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности; г) наличие у лиц, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, стажа работы по специальности: не менее 5 лет – при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет – при наличии среднего медицинского образования; д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности; ж) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии – юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций; з) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг; соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения; повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет; 2) при осуществлении фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности"; Лицензионные требования к лицензиату: а) наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций); б) наличие у медицинской организации – лицензиата лицензии на осуществление медицинской деятельности; в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, – правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; медицинскими организациями, обособленными подразделениями медицинских организаций – правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций; г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление: лекарственных препаратов для медицинского применения, – правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения; д) соблюдение требований статьи 57 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств"; е) соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение: лекарственных средств для медицинского применения, – правил хранения лекарственных средств для медицинского применения; ж) наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением (за исключением медицинских организаций): для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения – высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста; з) наличие у индивидуального предпринимателя: для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения – высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет или среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста; и) наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих: для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) – высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста; для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций – дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения при наличии права на осуществление медицинской деятельности; к) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим или ветеринарным образованием не реже 1 раза в 5 лет; 3) при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1085 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений"; Лицензионные требования к лицензиату: а) наличие принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования, необходимых для осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; б) соблюдение порядка допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года N 892; в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, требований статей 5 и 10 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"; г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим разработку новых наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, требований статьи 16 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"; д) соблюдение лицензиатом, осуществляющим переработку наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, требований статьи 19 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и порядка их переработки, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 147; е) соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, требований статьи 20 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и порядка их хранения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1148; ж) соблюдение лицензиатом, осуществляющим перевозку наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, требований статьи 21 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и порядка их перевозки, а также оформления необходимых для этого документов, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 449; з) соблюдение лицензиатом, осуществляющим отпуск, реализацию наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, и распределение указанных наркотических средств и психотропных веществ, требований статьи 23 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и порядка их распределения, отпуска и реализации, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 558; и) соблюдение лицензиатом, осуществляющим отпуск наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III перечня, по рецептам, содержащим назначение наркотических средств и психотропных веществ, требований статей 25 и 26 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"; к) соблюдение лицензиатом, осуществляющим производство наркотических средств, психотропных веществ в целях изготовления аналитических (стандартных) образцов и изготовление аналитических (стандартных) образцов указанных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, требований статьи 17 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"; л) соблюдение лицензиатом, осуществляющим производство и изготовление наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III перечня, требований статей 17 и 27 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"; м) соблюдение лицензиатом, осуществляющим уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, требований статьи 29 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и порядка их уничтожения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года N 647; н) соблюдение лицензиатом, использующим наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III перечня, в медицинских целях, требований статьи 31 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"; о) соблюдение лицензиатом, использующим наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки I-III перечня, в научных и учебных целях, а также в экспертной деятельности, требований статей 34 и 35 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"; п) соблюдение лицензиатом, осуществляющим деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, требований статьи 37 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и порядка представления отчетов о деятельности, связанной с их оборотом, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 644; р) соблюдение лицензиатом, осуществляющим деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, требований статьи 39 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и порядка ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с их оборотом, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 644; с) соблюдение лицензиатом, осуществляющим деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2001 года N 221; т) наличие в штате лицензиата, осуществляющего деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, работников, имеющих среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование и (или) специальную подготовку в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, соответствующее требованиям и характеру выполняемых работ; у) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим и медицинским образованием, осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, не реже одного раза в 5 лет. 3.9. Плановые и внеплановые проверки проводятся: по месту нахождения Министерства (далее – документарные проверки); с выездом по месту нахождения и (или) фактического осуществления деятельности лицензиата (далее – выездные проверки). 3.9.1. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным: удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Министерства документах лицензиата; оценить соответствие деятельности лицензиата обязательным требованиям без проведения соответствующих мероприятий по контролю. 3.9.2. Лицензиат о проведении плановой проверки уведомляется Министерством не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления специалистом отдела Министерства копии приказа Министра о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. 3.9.3. О проведении внеплановой выездной проверки по основаниям: истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного Министерством предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований; истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"; наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания Министерства; наличие приказа (распоряжения), изданного Министерством в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Лицензирующий орган вправе проводить выездную проверку по основанию: поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, без направления предварительного уведомления лицензиату. При этом внеплановая выездная проверка по указанному основанию проводится после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности. 3.10. Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании приказов о проведении проверок, которые составляются в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141, и подписываются Министром, первым заместителем Министра с учетом требований действующего законодательства к организации проверок. 3.11. Начальник отдела Министерства назначает специалиста отдела Министерства, ответственного за проведение проверки (далее – ответственный специалист). Подготовка проекта приказа о проведении плановой проверки осуществляется ответственным исполнителем, который готовит его и согласовывает с начальником отдела Министерства и заместителем Министра не менее чем за 10 рабочих дней до начала проведения проверки. Согласованный проект приказа подписывается Министром (первым заместителем Министра) в течение 1 рабочего дня. 3.12. Подготовка приказа о проведении внеплановой проверки и его подписание осуществляется в порядке, установленном в пункте 3.10 регламента, в течение 1 рабочего дня после назначения ответственного исполнителя. 3.13. Выездную проверку проводят ответственный специалист, а также иные специалисты Министерства, указанные в приказе Министерства на проведение плановой (внеплановой) проверки. 3.14. Специалисты Министерства, уполномоченные на проведение проверки, по прибытии к месту проведения проверки: 1) предъявляют лицензиату служебные удостоверения; 2) знакомят руководителя (уполномоченного представителя) лицензиата с приказом о проведении проверки, полномочиями специалистов, проводящих проверку, ее целями, задачами и основаниями проведения, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению проверки, со сроками и с условиями ее проведения, дают разъяснения по возникающим в этой связи вопросам; 3) по требованию руководителя (уполномоченного представителя) лицензиата специалисты Министерства, участвующие в проверке, обязаны ознакомить его с регламентом, а также в целях подтверждения своих полномочий представить информацию о Министерстве. Специалистами Министерства, уполномоченными на проведение проверки, рассматриваются документы для установления соблюдения обязательных требований, предъявляемых к лицензиатам, установленных пунктом 3.9 регламента. 3.15. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель обязаны обеспечить доступ проводящих выездную проверку специалистов Министерства и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами оборудованию, подобным объектам. 3.16. Министерство привлекает в установленном порядке к проведению выездной проверки юридического лица экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, в отношении которого проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц. 3.17. По результатам проверки непосредственно в день завершения проверки специалистами отдела Министерства, проводящими проверку, составляется акт проверки в соответствии с пунктом 3.11 регламента. В акте проверки указываются: 1) дата, время и место составления акта проверки; 2) наименование Министерства; 3) дата и номер приказа Министра, заместителя Министра; 4) фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводивших проверку; 5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствующих при проведении проверки; 6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки; 7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; 8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица указанного журнала; 9) подписи должностных лиц, проводивших проверку. 3.18. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю (надзору), специалистом Министерства, уполномоченным на проведение проверки, вручается руководителю, иному должностному лицу, уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или представителю индивидуального предпринимателя под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Министерства. Специалисты Министерства, проводившие проверку, подписывают каждый из экземпляров акта проверки. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований и экспертиз, объяснения руководителя, работников лицензиата, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается специалистом Министерства, уполномоченным на проведение проверки, руководителю, иному должностному лицу, индивидуальному предпринимателю или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае выявления при проведении проверки нарушений, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и условий, уполномоченный на проведение проверки специалист Министерства в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного представителя лицензиата, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт проверки с копиями приложений и предписание направляется специалистом Министерства, уполномоченным на проведение проверки, в адрес лицензиата заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Министерства. 3.19. Лицензиаты обязаны вести журнал учета проверок. В журнале учета проверок специалистами Министерства, проводившими проверку, осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании Министерства, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности уполномоченных специалистов Министерства, проводящих проверку, и их подписи. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись. 3.20. Результатом административной процедуры является фиксирование результата посредством составления акта о проведенной проверке специалистами Министерства и внесение записи в журнал учета проверок. Административная процедура "Выдача предписаний об устранении нарушений" 3.21. Основаниями для начала процедуры "Выдача предписаний об устранении нарушений" является выявление при проведении проверки нарушений лицензионных требований. 3.22. Предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока их устранения готовит ответственный специалист, проводивший проверку, сразу после завершения проверки и составления акта. Предписание подписывается ответственным специалистом, проводившим проверку, или начальником отдела Министерства. 3.23. Подписанное предписание об устранении выявленных нарушений ответственным специалистом, проводившим проверку, вручается руководителю (уполномоченному представителю) лицензиата. Один экземпляр указанного документа с подписью руководителя (уполномоченного представителя) лицензиата приобщается ответственным специалистом к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле лицензиата в Министерстве. 3.24. Результатом административной процедуры является вручение либо направление по почте лицензиату предписания об устранении выявленных нарушений. 3.25. Ответственный специалист осуществляет контроль за исполнением предписания об устранении нарушений. По истечении срока, указанного в предписании об устранении нарушений, ответственным специалистом в течение 30 календарных дней готовится приказ о проверке исполнения предписания об устранении нарушений. IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции Порядок осуществления текущего контроля 4.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, и принятием решений специалистами Министерства осуществляется должностными лицами, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции в соответствии с их должностными регламентами. Текущий контроль осуществляется путем проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы по исполнению государственной функции, проверок соблюдения и исполнения специалистами положений регламента, иных нормативных правовых актов. 4.2. Текущий контроль осуществляется должностными лицами Министерства постоянно. Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции 4.3. Проверки полноты и качества исполнения государственной функции осуществляются на основании приказов Министерства. 4.4. Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании годовых планов работы Министерства) и внеплановыми (по конкретному обращению заявителя). При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с исполнением государственной функции (комплексные проверки), или отдельные вопросы (тематические проверки). 4.5. Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается Министром. Ответственность должностных лиц Министерства за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции 4.6. Ответственность специалистов отдела Министерства, осуществляющих исполнение государственной функции, определяется в их должностных регламентах. По результатам контроля, в случае выявления нарушений прав заявителей, требований регламента или иных нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение государственной функции, Министр принимает меры по наложению дисциплинарного взыскания. Заявители информируются в установленном законом порядке. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, указанные в настоящем разделе, применяются ко всем административным процедурам. Должностные лица Министерства несут персональную ответственность за соблюдение требований регламента, за осуществляемые действия (бездействие) и принимаемые решения в ходе исполнения государственной функции. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции со стороны граждан, их объединений и организаций 4.7. Контроль за исполнением государственной функции со стороны граждан, их объединений и организаций осуществляется путем получения информации о наличии в действиях (бездействии) ответственных должностных лиц Министерства, а также в принимаемых ими решениях нарушений положений регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции. V. Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) государственного органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц Информация для заявителя о его праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции 5.1. В случае нарушения прав заявителей они вправе обжаловать действия (бездействие) должностного лица, а также принимаемые им решения при предоставлении государственной услуги в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке. Заявление об обжаловании подается и рассматривается в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан". Предмет досудебного (внесудебного) обжалования 5.2. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в Министерство и его должностным лицам, на которое возложено осуществление функций по государственному контролю (надзору). Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в Министерство в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Министерство. Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы 5.3. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы. Получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, осуществляется в соответствии с разделом "Порядок информирования об исполнении государственной функции" настоящего регламента. Органы исполнительной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке 5.4. Запись заявителей на личный прием руководителей Министерства осуществляется при личном обращении или при обращении по номерам телефонов, которые размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на информационных стендах. 5.5. Специалист, осуществляющий запись заявителя на личный прием руководителей Министерства, информирует заявителя о дате, времени, месте приема, фамилии, имени и отчестве должностного лица, осуществляющего прием. Граждане, юридические лица могут сообщить о нарушении своих прав, свобод и законных интересов, противоправных решениях должностных лиц, нарушении положений регламента, обратившись с жалобой лично, или направив письменное обращение, или в форме электронного документа жалобу Министру, первому заместителю Министра. Место нахождения (почтовый адрес) Министерства: Российская Федерация, 410012, г.Саратов, ул.Железнодорожная, 72. Приемная Министерства: (8452) 50-63-53. Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования 5.6. Жалоба подается в Министерство в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, направляется по почте или в форме электронного документа. В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена: а) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц); б) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц); в) документы, удостоверяющие служебное положение представителя и учредительные документы юридического лица. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в Министерство. Время приема жалоб должно совпадать со временем исполнения государственной функции. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством: а) официального сайта Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; б) электронной почты. Жалоба направляется на адрес электронной почты Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; в) многофункционального центра Единого портала государственных и муниципальных услуг. В случае, если в компетенцию Министерства не входит принятие решения по жалобе, в течение 7 календарных дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе. Жалоба может быть подана заявителем через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр). При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в уполномоченный на ее рассмотрение орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и Министерством (далее – соглашение о взаимодействии), но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Министерстве. 5.7. Жалоба заявителя в письменной форме должна содержать следующую информацию: наименование Министерства, в которое подается жалоба, либо фамилию, имя, отчество должностного лица Министерства, либо должность соответствующего лица, решения и действия (бездействия) которых обжалуются; фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю; сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Министерства, должностного лица Министерства; доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Министерства, должностного лица Министерства, либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии; личную подпись и дату. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается 5.8. Министерство вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях: если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией; если в письменном обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом; если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению; если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, Министр, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в Министерство. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение; если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в Министерство. Основания для приостановления рассмотрения жалобы законодательством не предусмотрены. Сроки рассмотрения жалобы 5.9. Жалоба, поступившая в Министерство, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Министерством. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Министр, должностное лицо Министерства, либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования 5.10. По результатам рассмотрения жалобы Министерство принимает одно из следующих решений: об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Министерством опечаток и ошибок в выданных в результате осуществления государственной функции документах; об отказе в удовлетворении жалобы. 5.11. Не позднее последнего дня, указанного в части первой пункта 5.9 регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы. 5.12. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры. 5.13. Заявитель вправе обжаловать решения по жалобе в судебном порядке в соответствии с законодательством. _____________________ Приложение N 1 к регламенту Блок-схема последовательности административных процедур при исполнении государственной функции по осуществлению контроля соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи); фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук); деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук) +-----------------+ +----------+ +--------+ +-----------+ +--------------------+ ¦ Ежегодный план ¦-----\¦ Плановая ¦-----\¦ Приказ ¦/-----¦Внеплановая¦/-----¦ Наличие оснований ¦ ¦ проведения ¦-----/¦ проверка ¦-----/¦ ¦\-----¦ проверка ¦\-----¦ для проведения ¦ ¦плановых проверок¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦внеплановой проверки¦ +-----------------+ +----------+ +--------+ +-----------+ +--------------------+ ¦ ¦ \ / \/ +-------------------------------------------------+ ¦ Уведомление (кроме случая проведения внеплановой¦ ¦ выездной проверки по основанию, указанному ¦ ¦в пункте 2 части 10 статьи 19 Федерального закона¦ ¦ "О лицензировании отдельных видов деятельности")¦ +-------------------------------------------------+ +-------------------------+ ¦ Выявление нарушений +-------¬ ¦ +-------+------------ +-------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------+------------+ ¦ ¦ ¦ Выдача лицензиату ¦ ¦ +---------------+ ¦предписания об устранении¦ ¦ ¦ Проверка ¦ ¦ выявленных нарушений ¦ ¦ ---¦(документарная,¦--- ¦в случаях, установленных ¦ ¦ ¦ ¦ выездная) ¦ ¦ ¦ нормативными ¦ ¦ ¦ +---------------+ ¦ ¦ правовыми актами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Российской Федерации ¦ ¦ ¦ +---------------+ ¦ ¦ и административным ¦ ¦ ¦ ¦ Составление ¦ ¦ ¦ регламентом ¦ ¦ ¦ ¦ акта проверка ¦ ¦ +-------------------------+ ¦ ¦ +---------------+ ¦ ¦ ¦ /\ ¦ ¦ ¦ / \ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+ ¦ ¦ ---+ Нарушения +--- ¦ ¦ не выявлены ¦ ¦ +---------------+ ¦ ¦ +-----------------------------------------+ ¦ ¦Составление протокола об административном¦ ---------+ правонарушении, направление протокола ¦ ¦ и материалов проверки в суд ¦ +-----------------------------------------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|