Расширенный поиск
Закон Саратовской области от 14.04.1995 № б/нУтратил силу - Закон Саратовской области от 02.06.2005 г. N 47-ЗСО УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Законов Саратовской области от 06.05.99 г. N 20-ЗСО; от 06.04.2000 г. N 27-ЗСО; от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО; от 27.11.2000 г. N 69-ЗСО; от 09.12.2000 г. N 73-ЗСО; от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО; от 30.05.2002 г. N 51-ЗСО; от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО; от 26.06.2003 г. N 35-ЗСО; от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО; от 23.07.2004 г. N 44-ЗСО; от 01.02.2005 г. N 1-ЗСО) Императорским Указом в 1780 году в г.Саратове было учреждено наместничество, которое с 1782 года стало именоваться губернией. В 1796 году губерния была ликвидирована, а 5 марта 1797 года вновь восстановлена и имела этот статус до 1928 года. В 1928 году была образована Нижне-Волжская область с центром в г.Саратове и в этом же году переименована в Нижне-Волжский край. Постановлением ЦИК РСФСР от 10 января 1934 года из Нижне-Волжского края был выделен Саратовский край, который с принятием 5 декабря 1936 года Конституции СССР стал именоваться Саратовской областью. Ныне действующие границы Саратовской области определены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года. Мы, депутаты Саратовской областной Думы, - следуя историческим традициям и нравственным принципам предков, передавшим нам веру в добро и справедливость; - сознавая свою ответственность перед нынешним и будущими поколениями за политическое, социально-экономическое и культурное развитие Саратовской области; - стремясь обеспечить благополучие и процветание Саратовской области, гарантировать права, свободы и безопасность населения области; - учитывая своеобразие естественно-исторического положения Саратовской области и ее правовой статус субъекта Российской Федерации; - руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации и Федеративного договора; - выражая волю и интересы населения области, принимаем настоящий Устав (Основной Закон) Саратовской области. Глава I. Саратовская область в составе Российской Федерации Статья 1. Устав - Основной Закон Саратовской области Устав (Основной Закон) Саратовской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами устанавливает дополнительные гарантии прав и свобод граждан, закрепляет основы экономической и социальной политики области, определяет систему и полномочия органов государственной власти области, основные начала местного самоуправления. (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Статья 2. Территория области Описание границ области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы, признается официальным документом, фиксирующим границы области. Территория и границы области не могут быть изменены без учета мнения населения области. Статья 3. Социальная политика в области Деятельность органов государственной власти области и местного самоуправления направлена на обеспечение достойных условий жизни и деятельности, экологически безопасной среды обитания, развития экономики, культуры, социальной сферы с учетом особенностей региона, традиций, быта, этнического состава населения, сфер занятости людей. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления способствуют укреплению семьи и выполнению ею воспитательных задач, оказывают особое внимание многодетным и неполным семьям. Органы государственной власти области совместно с органами местного самоуправления, общественными объединениями принимают меры к развитию в городах, селах и других населенных пунктах культурных, духовных, языковых, бытовых традиций граждан различных национальностей, вероисповедания, уклада жизни. В области осуществляется молодежная политика, гарантирующая молодежи возможность реализовать свои права. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы социальной поддержки ветеранов войны и труда, инвалидов, пенсионеров и других малоимущих и социально-незащищенных жителей области. В области обеспечиваются гарантированные государством бесплатная медицинская помощь, дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных учреждениях. (В редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Статья 4. Конституционные основы статуса области В соответствии с Конституцией Российской Федерации область находится в составе Российской Федерации. Как равноправный субъект Российской Федерации область осуществляет совместно с Российской Федерацией или самостоятельно следующие полномочия: а) полномочия, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и области; б) полномочия вне пределов ведения Российской Федерации, реализуемые областью самостоятельно. Область содействует реализации полномочий, относящихся к ведению Российской Федерации. (Статья в редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Статья 5. Система органов государственной власти области Система органов законодательной и исполнительной власти области устанавливается областью самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Государственную власть в области осуществляют: а) областная Дума - орган законодательной (представительной) власти области; б) возглавляемое Губернатором области Правительство области, иные органы исполнительной власти области; в) мировые судьи. В области не могут действовать областные органы государственной власти, созданные не в соответствии с настоящим Уставом и законами области. (Дополнена - Закон Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Статья 6. Предметы совместного ведения Российской Федерации и области Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. (В редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Реализация полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и области на территории области обеспечивается Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами между Российской Федерацией и областью, федеральными законами, настоящим Уставом (Основным Законом) области, другими законами и нормативными правовыми актами области. Статья 6. (Исключена - Закон Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Статья 7. Предметы самостоятельного ведения области В соответствии с Конституцией Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти. К ведению области относятся: а) принятие, изменение Устава (Основного Закона) области, других законов области, контроль за их исполнением; б) административно-территориальное устройство области; в) установление структуры органов государственной власти области, порядка их формирования и деятельности; г) государственная собственность области и управление ею; д) определение региональной политики области и принятие областных программ в сфере государственного, экономического, экологического и социального развития области; е) областной бюджет, а также областные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством; (В редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) (пункт исключен - Закон Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) ж) государственная служба области и вопросы организации муниципальной службы; з) областные награды и почетные звания; (Дополнен - Закон Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) и) иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и области. Статья 8. Статус и правовая основа области Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом (Основным Законом) области. (В редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Статус области не может быть изменен без ее согласия. Область самостоятельно решает вопросы изменения своего наименования. Изменение статуса, наименования области, ее разделение, а также объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом с учетом волеизъявления большинства граждан, проживающих на территории области и обладающих избирательным правом. Правовую основу области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, настоящий Устав (Основной Закон) Саратовской области, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области. (В редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Статья 9. Передача полномочий В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы исполнительной власти области могут по взаимному соглашению передавать часть своих полномочий федеральным органам исполнительной власти. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется законами области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. (Статья в редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Статья 10. Межрегиональные и международные связи Область в лице своих органов государственной власти устанавливает связи с иными субъектами Российской Федерации, а также участвует во внешнеэкономических и международных связях. (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Статья 11. Территориальная принадлежность области На территорию области распространяется суверенитет Российской Федерации. Область как субъект Российской Федерации неотделима от нее. Статья 12. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти В области в соответствии с Конституцией Российской Федерации действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и Саратовской области. Органы государственной власти области оказывают указанным органам содействие в их деятельности и создании необходимых условий для работы. Глава II. Административно-территориальное устройство области Статья 13. Административно-территориальное устройство области Административно-территориальное устройство области как субъекта Российской Федерации устанавливается законом области. В составе области находятся города: Аркадак, Аткарск, Балаково, Балашов, Вольск, Ершов, Калининск, Красный Кут, Красноармейск, Маркс, Новоузенск, Петровск, Пугачев, Ртищево, Саратов, Хвалынск, Шиханы, Энгельс; районы: Александрово-Гайский, Аркадакский, Аткарский, Базарно-Карабулакский, Балаковский, Балашовский, Балтайский, Вольский, Воскресенский, Дергачевский, Духовницкий, Екатериновский, Ершовский, Ивантеевский, Калининский, Красноармейский, Краснокутский, Краснопартизанский, Лысогорский, Марксовский, Новобурасский, Новоузенский, Озинский, Перелюбский, Петровский, Питерский, Пугачевский, Ровенский, Романовский, Ртищевский, Самойловский, Саратовский, Советский, Татищевский, Турковский, Федоровский, Хвалынский, Энгельсский. Перечень административно-территориальных единиц и населенных пунктов сводится в реестр административно-территориального деления области и утверждается областной Думой. Административным центром области является город Саратов, статус которого определяется законом области. (Статья в редакции Закона Саратовской области от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО) Статья 14. Полномочия области по административно-территориальному устройству Административно-территориальное устройство области осуществляется в границах существующего административно-территориального деления. Область самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство, статус административно-территориальных единиц в соответствии с действующим законодательством. Преобразования в административно-территориальном устройстве области осуществляются областной Думой в порядке, установленном законом области. Статья 15. Целостность территории области Органы государственной власти области обеспечивают целостность исторически сложившихся административно-территориальных единиц с учетом социально-экономических интересов жителей соответствующих территорий как основы местного самоуправления и государственного устройства области. Статья 16. Символы Область, ее города и муниципальные образования могут иметь символы. Символы области утверждаются законом области. Глава III. Статус человека и гражданина на территории области Статья 17. Права человека на территории области Каждому человеку, проживающему или временно находящемуся на территории области, гарантируются права и свободы, а также охрана жизни, здоровья, чести, достоинства, его имущества, установленные Конституцией Российской Федерации, законами и международными правовыми нормами. В области признаются многопартийность, свобода вероисповедания. Все общественные объединения равны перед законом. На территории области не допускаются тайный политический сыск, цензура, создание внесудебных и других органов, чья деятельность направлена на попрание или ущемление прав и свобод человека и гражданина. Статья 18. Дополнительные гарантии прав граждан, проживающих на территории области Граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, могут иметь дополнительные права, которые устанавливаются законами области на основе законодательства Российской Федерации. Статья 19. Социальное обеспечение граждан В соответствии с законодательством Российской Федерации и области гражданам гарантируются социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, по беременности и родам, пособия семьям, имеющим детей, по безработице, а также компенсации за проживание в зоне экологического риска. Статья 20. Гарантии прав и свобод человека и гражданина Каждому гражданину Российской Федерации и другим лицам на территории области гарантируются защита прав и свобод, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти области или их должностных лиц. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном или ином порядке в соответствии с действующим законодательством. Статья 21. Уполномоченный по правам человека в области Уполномоченный по правам человека в области осуществляет деятельность по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, их соблюдения и уважения органами государственной власти, местного самоуправления, а также их должностными лицами. Полномочия, порядок назначения и деятельности Уполномоченного по правам человека в области определяются законом области. Статья 22. (Исключена - Закон Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Статья 23. Выборы депутатов и должностных лиц В соответствии с законодательством граждане избирают депутатов областной Думы, органы местного самоуправления. (В редакции Закона Саратовской области от 01.02.2005 г. N 1-ЗСО) Статья 24. Избирательная комиссия Организацию выборов в области обеспечивают избирательная комиссия области и другие избирательные комиссии, формируемые в соответствии с действующим законодательством. Избирательная комиссия области является государственным органом области, ее статус и полномочия определяются законом области в соответствии с федеральным законодательством. (В редакции Закона Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) Избирательная комиссия области из своего состава избирает председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Статья 25. Областной референдум Высшей непосредственной формой выражения власти населения области является областной референдум. Областной референдум проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. Принятое областным референдумом решение имеет высшую юридическую силу по отношению к любым нормативным правовым актам органов государственной власти области и может быть отменено только путем референдума, проводимого не ранее чем через два года после принятия решения, либо признано недействительным в судебном порядке. Статья 26. Обсуждение населением вопросов жизнедеятельности области Граждане могут в индивидуальном порядке или коллективно обращаться в органы государственной власти области с заявлениями, предложениями, жалобами в соответствии с законодательством. Наиболее важные вопросы жизнедеятельности области выносятся по предложению областной Думы, Губернатора области на народное обсуждение. Средства массовой информации освещают обсуждение. Областная Дума, Губернатор области и Правительство области обеспечивают гласность в своей работе и деятельности других государственных органов области, открытость заседаний областной Думы и Правительства области, информируют население о своей работе. Областная Дума и ее комитеты могут проводить публичные слушания по вопросам жизнедеятельности области с участием органов государственной власти и местного самоуправления, граждан, представителей трудовых коллективов и общественности. Глава IV. Экономические основы области Статья 27. Формы собственности в экономической системе области Экономическую систему области составляют: государственная собственность (федеральная собственность, имеющаяся в области, и собственность области), муниципальная, частная и иные формы собственности, закрепленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом (Основным Законом) области и защищаемые равным образом. Экономическая система обеспечивает жизнедеятельность области и служит основой благосостояния, удовлетворения социально-культурных потребностей населения, способствует развитию экономики Российской Федерации. Статья 28. Разграничение объектов федеральной, областной и муниципальной собственности Разграничение объектов государственной собственности в области на федеральные и областные устанавливается федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом области. Разграничение объектов собственности области на областные и муниципальные устанавливается федеральным законодательством и нормативными правовыми актами области. Статья 29. Передача объектов собственности области в муниципальную собственность Объекты собственности области могут быть переданы в муниципальную собственность: а) по инициативе органов государственной власти области при согласии соответствующих органов местного самоуправления; б) по предложениям органов местного самоуправления, направленным в Правительство области. При решении вопросов о передаче объектов собственности учитываются их направленность на удовлетворение потребностей местного значения и наличие местных ресурсов, необходимых для функционирования этих объектов. Статья 30. Полномочия органов государственной власти области в отношении объектов федеральной собственности Органы государственной власти области в отношении объектов федеральной собственности, переданных в управление области, осуществляют контроль в пределах своих полномочий за эффективным размещением ее производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, выполнением мер по социальной защите населения. (В редакции Закона Саратовской области от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО) Статья 31. Передача объектов федеральной собственности в государственную собственность области Органы государственной власти области в пределах своей компетенции вправе вносить в органы государственной власти Российской Федерации представления о передаче в государственную собственность области предприятий и иных объектов федеральной собственности, обеспечивающих жизнедеятельность области и занимающих на областном рынке товаров (работ, услуг) доминирующее положение. Статья 32. Компенсация при изъятии и передаче государственной собственности области в федеральную собственность В случае изъятия объектов государственной собственности области и передачи их в федеральную собственность область получает за них компенсацию в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации. Статья 33. Содействие предпринимательской деятельности Органы государственной власти области в целях удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей населения области, наполнения рынка области продовольственными и промышленными товарами содействуют путем установления соответствующих приоритетов финансовой, налоговой и бюджетной политики предпринимательской деятельности, развитию производства товаров народного потребления, оказанию услуг населению области, созданию рабочих мест. В области защищаются права потребителей и поддерживается общественная деятельность по защите их интересов. Органы государственной власти области содействуют развитию конкуренции на территории области. Любые действия организаций, учреждений, предприятий, а также должностных лиц и граждан, направленные на ограничение свободы конкуренции, преследуются по закону. Статья 34. Использование объектов, не являющихся государственной собственностью области (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) В целях обеспечения жизнедеятельности области и удовлетворения потребностей ее населения органы государственной власти области на договорной основе с соответствующими собственниками вправе использовать объекты федеральной, муниципальной собственности, частной собственности юридических и физических лиц, собственности общественных объединений и другие объекты, не входящие в состав государственной собственности области. Статья 35. Государственная собственность области - вид государственной собственности Государственная собственность области является одним из видов государственной собственности. Органы исполнительной власти области осуществляют правомочия собственника в объеме и порядке, установленных законами области. К государственной собственности области относятся объекты, переданные области в результате разграничения государственной собственности или приобретенные в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Статья 36. Объекты государственной собственности области В государственной собственности области находятся: а) средства областного бюджета; (В редакции Законов Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО; от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО) б) земли, закрепленные в собственность области в установленном порядке; в) природные объекты, энергетические ресурсы, объекты инженерной инфраструктуры и другие ресурсы и объекты, отнесенные к собственности области в соответствии с федеральными законами; (В редакции Закона Саратовской области от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО) г) имущество органов государственной власти области как юридических лиц; д) предприятия и объединения, образовательные учреждения, учреждения науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, другие учреждения, созданные или приобретенные за счет средств области или переданные области в установленном порядке; е) объекты государственной собственности области, находящиеся за пределами области в соответствии с соглашениями, договорами на основе федерального и областного законодательства, а также законодательства соответствующих иностранных государств и субъектов Российской Федерации. Статья 37. Управление и распоряжение объектами государственной собственности области Управление и распоряжение объектами государственной собственности области осуществляет Правительство области в соответствии с федеральным и областным законодательством. Перечень объектов государственной собственности области утверждается областной Думой. Статья 38. Закрепление объектов государственной собственности области за предприятиями и учреждениями Имущество, являющееся государственной собственностью области, может быть закреплено в установленном порядке Правительством области за предприятиями и организациями на правах хозяйственного ведения; учреждениям, финансируемым из областного бюджета, имущество передается в их оперативное управление. Часть. (Исключена - Закон Саратовской области от 27.11.2000 г. N 69-ЗСО) Статья 39. Использование земель и природных ресурсов Порядок владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируется законодательством Российской Федерации и законами области. Органы государственной власти области в пределах своих полномочий разрабатывают и реализуют областные программы использования и охраны земель; осуществляют контроль за целевым, экологически безопасным соответствующим законодательству использованием земель и природных ресурсов на территории области независимо от их форм собственности; обеспечивают охрану природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей среды. (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Статья 40. Область - участник внешнеэкономических связей Область является участником внешнеэкономических связей, осуществляемых в интересах развития ее экономики и удовлетворения потребностей населения при соблюдении соответствующих положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, настоящего Устава (Основного Закона) области и других законов области. (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Статья 41. Формы внешнеэкономических связей области Внешнеэкономические связи области осуществляются в форме: а) заключения соглашений с зарубежными партнерами о реализации и приобретении продукции; (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) б) создания акционерных обществ и товариществ с участием иностранного капитала; в) организации приграничной торговли; г) заключения соглашений на привлечение зарубежных инвестиций и кредитных ресурсов для развития экономики области. Используются и другие формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Статья 42. Экономические, экологические и социальные планы и программы В целях обеспечения жизнедеятельности области, удовлетворения потребностей населения в области осуществляется экономическое, экологическое и социальное планирование по отдельным направлениям. Планирование проводится на следующих основных началах: а) сочетания интересов области с интересами каждой ее административно-территориальной единицы; б) координации с экономической, экологической и социальной политикой Российской Федерации; в) направленности на комплексное, рациональное, эффективное и экологически безопасное развитие всех отраслей производства и социальной сферы области; г) определения приоритетности объектов, исходя из их значения для удовлетворения первоочередных потребностей и повышения благосостояния населения, охраны окружающей среды и восстановления природных ресурсов, укрепления экономического потенциала области; д) обеспечения намечаемых планов и программ необходимыми материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами. Глава V. Финансы области Статья 43. Финансовые ресурсы области Финансовые ресурсы области составляют средства областного и местных бюджетов, предприятий, организаций и учреждений, находящихся в государственной собственности области и муниципальной собственности, кредитные ресурсы, а также ассигнования из федерального бюджета. (В редакции Законов Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО; от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО) Финансовые ресурсы, состоящие в собственности области, не закрепленные за предприятиями, организациями и учреждениями и сосредоточенные в областном бюджете, находятся в непосредственном распоряжении органов государственной власти области. (В редакции Законов Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО; от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО) Средства местных бюджетов относятся к собственности муниципальных образований и находятся в распоряжении органов местного самоуправления. (В редакции Законов Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО; от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО) Органы исполнительной власти области определяют общий баланс финансовых и кредитных ресурсов. В пределах своих полномочий органы законодательной и исполнительной власти области регулируют и контролируют их распределение и использование. Статья 44. Объединение финансовых ресурсов области с другими финансовыми ресурсами Финансовые ресурсы области могут быть на договорной основе объединены с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, российских и иностранных предприятий, учреждений, общественных объединений и граждан для финансирования совместных экономических, экологических, правоохранительных и социальных программ, включая межрегиональные. Статья 45. Налоги, сборы и другие обязательные платежи на территории области На территории области взимаются налоги, сборы, пошлины, другие обязательные платежи, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации и области, актами органов местного самоуправления и зачисляемые в соответствии с ними в федеральный, областной или местные бюджеты и внебюджетные фонды. Введение обязательных платежей на территории области должно соответствовать общим принципам налогообложения и сборов в Российской Федерации, устанавливаемым Российской Федерацией. Налоговая политика области направлена на стимулирование производства, предпринимательской и деловой активности, инвестиционной деятельности, обеспечение бездефицитности бюджетной системы области. Часть поступлений по федеральным налогам в виде отчислений от них или в другом порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации, зачисляется в областной бюджет и государственные внебюджетные фонды. Областные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами области в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Часть. (Исключена - Закон Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Статья 46. Бюджетная система области Бюджетная система области состоит из областного бюджета и местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований), каждый из которых является ее самостоятельной частью. Порядок формирования и исполнения бюджетной системы области, перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами устанавливается областной Думой в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. Статья 47. Консолидированный бюджет области Правительство области ежегодно составляет консолидированный бюджет области, представляющий собой свод областного бюджета и местных бюджетов, используемый для расчетов и анализа. Статья 48. Областной бюджет Средства областного бюджета используются для финансирования: а) экономических, экологических и социальных планов и программ, имеющих общеобластное значение; б) деятельности и развития учреждений и организаций, финансируемых из областного бюджета; в) деятельности органов государственной власти области. В составе областного бюджета могут быть образованы целевые бюджетные фонды. Областная Дума самостоятельно утверждает областной бюджет, составляемый Правительством области, контролирует исполнение, утверждает отчет об исполнении областного бюджета. Данные отчета публикуются в средствах массовой информации. Статья 49. Доходы областного бюджета Областной бюджет формируется за счет закрепленных за ним и регулирующих доходов. В доходы областного бюджета зачисляются: а) областные налоги, сборы, другие обязательные платежи юридических и физических лиц в соответствии с действующим законодательством; б) поступления от сдачи в аренду (или продажи) имущества, находящегося в собственности области; в) дивиденды от использования собственности области; г) платежи за пользование природными ресурсами в соответствии с порядком и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и области; д) часть доходов от приватизации имущества, находящегося в собственности области, в соответствии с законодательством Российской Федерации; е) (Исключен - Закон Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) ж) иные поступления и платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. Помимо названных, в областной бюджет передаются регулирующие доходы в виде отчислений от федеральных источников доходов. Статья 50. Регулирование местных бюджетов Органы государственной власти области принимают меры по сбалансированности местных бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. Нормативы отчислений доходов указанным бюджетам по предложениям Правительства области определяются областной Думой при утверждении областного бюджета на текущий год, если иное не установлено законодательством области. Статья 51. Обеспечение устойчивости областного бюджета В соответствии с действующим законодательством областному бюджету компенсируются из федерального бюджета потери в доходах и дополнительные расходы в том случае, если они связаны с изменением действующего федерального законодательства и принятием иных актов федеральных органов. Дополнительные доходы, поступившие в областной бюджет, полученные областным бюджетом в ходе его исполнения, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате превышения доходной части бюджета или экономии в расходах, изъятию не подлежат и используются Правительством области в соответствии с правовыми актами, принимаемыми областной Думой. В целях обеспечения минимально необходимых затрат областного бюджета на текущие расходы и развитие области используются социальные и финансовые нормативы, установленные федеральными и областными законами. Статья 52. (Исключена - Закон Саратовской области от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО) Статья 53. (Исключена - Закон Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Статья 54. Кредитные ресурсы области Органы государственной власти области для привлечения дополнительных средств в целях реализации экономических, экологических и социальных программ вступают в соответствии с законодательством Российской Федерации в кредитные отношения с банками, другими финансово-кредитными учреждениями, населением. Источниками кредитных ресурсов и формами кредитных отношений являются: а) выпуск областных займов, в том числе целевых, для развития производства и социальной сферы; б) заимствование Правительством области средств (получение кредитов) по решению областной Думы в кредитных учреждениях для покрытия расходов бюджета или при временных финансовых затруднениях, получение для этих же целей процентных или беспроцентных ссуд из федерального бюджета или других звеньев бюджетной системы Российской Федерации; в) использование иных форм кредитных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 55. Финансовые планы и балансы области Правительство области в установленных федеральными органами формах разрабатывает финансовые планы и балансы с целью определения финансовой основы экономических, экологических и социальных планов, программ и перспектив их развития. Правительство области составляет: а) проект областного бюджета; (пункт исключен - Закон Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) б) консолидированный бюджет области; в) финансовый баланс; г) баланс денежных доходов и расходов населения и другие балансы в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. Статья 56. Банковская система в области На территории области действуют учреждения Центрального банка Российской Федерации (Банка России), другие банки и иные финансово-кредитные учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава VI. Социальная сфера области Статья 57. Образование В соответствии с федеральным законодательством в систему образования области независимо от форм собственности входят учреждения: (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) а) дошкольные; б) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); в) начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; г) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; д) дополнительного образования; е) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ж) другие учреждения, осуществляющие образовательный и воспитательный процесс. Органы государственной власти области осуществляют следующие полномочия: 1) областная Дума: а) утверждает планы и программы развития образования; б) устанавливает нормативы финансирования образования; в) принимает правовые акты, обеспечивающие функционирование и развитие образования в области; г) устанавливает областной компонент государственных образовательных стандартов; д) определяет особенности порядка создания и финансирования образовательных учреждений; (Дополнен - Закон Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) 2) Правительство области: а) принимает меры по обеспечению бесплатного среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; б) устанавливает численность и территориальное размещение учреждений образования областного подчинения; в) создает, реорганизует и ликвидирует в установленном законом порядке образовательные учреждения соответствующего подчинения; (В редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) г) разрабатывает и реализует программы - планы развития образования в области; д) организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации педагогических кадров. Органы местного самоуправления организуют и обеспечивают работу муниципальных образовательных учреждений. Статья 58. Наука На территории области расположены и ведут научные исследования научные учреждения Российской академии наук и других государственных отраслевых академий, научно-исследовательские, опытно-технологические, проектные, изыскательские и другие научно-технические организации министерств и ведомств, научные организации областного уровня, негосударственные организации научного обслуживания, общественные объединения научных работников. (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Органы государственной власти области осуществляют следующие полномочия: 1) областная Дума: а) утверждает программы по решению важнейших научно-технических проблем областного значения; б) устанавливает объемы финансирования научной и научно-технической деятельности из областного бюджета; (В редакции Закона Саратовской области от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО) в) (Исключен - Закон Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) 2) Правительство области: а) обеспечивает реализацию программ по решению важнейших областных научно-технических проблем; б) осуществляет финансирование научной и научно-технической деятельности из областного бюджета; в) через отраслевые органы управления обеспечивает работу научных учреждений областного подчинения; г) осуществляет контроль за деятельностью научных организаций федерального уровня по вопросам, относящимся к компетенции органов государственной власти области. Статья 59. Культура и искусство Систему учреждений культуры и искусства области составляют: а) государственные театрально-зрелищные предприятия; б) массовые государственные библиотеки; в) государственные клубные учреждения; г) государственные музеи и их филиалы; д) государственные парки культуры и отдыха; е) другие учреждения культуры и искусства, осуществляющие деятельность в сфере культуры. Органы государственной власти области обеспечивают осуществление государственной политики в сфере культуры, искусства и использования историко-культурного наследия: 1) областная Дума: а) утверждает областные программы развития культуры и искусства; б) устанавливает нормативы финансирования культуры; в) устанавливает дополнительные к установленным федеральными органами государственной власти льготы, виды и нормы материального обеспечения организаций и работников культуры; г) контролирует обеспечение государственных гарантий и создание условий для сохранения и развития культур народов, проживающих на территории области; д) обеспечивает совместно с Правительством области создание условий для реализации жителями области права на свободу творчества, культурную деятельность, удовлетворение духовных потребностей и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры; 2) Правительство области: а) содействует реализации федеральной политики в сфере культуры и искусства; б) разрабатывает и обеспечивает выполнение областных программ развития культуры и искусства. Органы местного самоуправления обеспечивают работу муниципальных учреждений культуры. Статья 60. Физическая культура и спорт В области создаются условия для занятий физической культурой и спортом, поддерживаются традиционные виды спорта, создаются условия для внедрения и развития новых видов. В соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти области самостоятельно осуществляют развитие физической культуры и спорта, включая международные спортивные связи, по всем вопросам, кроме отнесенных к ведению Российской Федерации. Статья 61. Организация охраны здоровья населения области Органы государственной власти области принимают меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряют деятельность по укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, организуют на территории области функционирование лечебных и профилактических учреждений. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют привлечение средств предприятий на развитие объектов здравоохранения путем предоставления льгот по аренде, налогообложению в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления обеспечивают деятельность муниципальных учреждений здравоохранения. Статья 62. Социальная защита населения На основе решений областной Думы, с учетом предложений органов местного самоуправления, общественных объединений Правительство области принимает меры по социальной защите населения. Органы государственной власти области и местного самоуправления содействуют созданию новых рабочих мест, переобучению граждан новым профессиям. Областная Дума по представлению Правительства области утверждает критерии социальной поддержки малоимущих граждан, выплаты дополнительных пособий по безработице и основания их выплаты. Правительство области обеспечивает исполнение законодательства о занятости населения и социальной защите граждан, работающих на предприятиях независимо от форм собственности, разрабатывает мероприятия по дополнительным мерам защиты инвалидов, пенсионеров и других социально-незащищенных групп граждан. Глава VII. Законодательная (представительная) власть области Статья 63. Осуществление власти населением Законодательная (представительная) власть в области осуществляется населением непосредственно и через областную Думу. Статья 64. Областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти области Областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области. (В редакции Закона Саратовской области от 06.04.2000 г. N 27-ЗСО) Областная Дума реализует свои полномочия посредством принятия законов, постановлений и осуществления контроля за их исполнением. (В редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Нормативные и иные правовые акты, принятые областной Думой в пределах ее компетенции и вступившие в законную силу, обязательны для исполнения органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, всеми находящимися на ее территории предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Областная Дума имеет статус юридического лица. Статья 65. Выборы областной Думы Областная Дума состоит из 35 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Начиная с четвертого созыва в областную Думу избираются 36 депутатов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет: 18 депутатов областной Думы избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории области на основе единой нормы представительства; 18 депутатов областной Думы избираются по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. (Дополнена - Закон Саратовской области от 26.06.2003 г. N 35-ЗСО) В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством порядок организации и проведения выборов в областную Думу устанавливается законом области. (В редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Статья 66. Организация работы областной Думы. Структура областной Думы Областная Дума собирается на первое заседание не позднее чем на 15-й день после избрания. Первое заседание областной Думы открывает председатель избирательной комиссии Саратовской области. С момента начала работы областной Думы нового созыва полномочия областной Думы прежнего созыва прекращаются. Заседания областной Думы являются открытыми. Порядок и формы деятельности областной Думы определяются ее Регламентом. Областная Дума вправе в соответствии с Регламентом принять решение о проведении закрытого заседания. Областная Дума избирает из своего состава Председателя областной Думы, заместителей Председателя областной Думы, секретаря областной Думы. (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Количество заместителей Председателя областной Думы определяется постановлением областной Думы. Заместитель Председателя областной Думы может быть одновременно председателем комитета областной Думы. Областная Дума избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комитеты и комиссии для ведения законопроектной работы и предварительного рассмотрения и подготовки вопросов. Областная Дума создает на срок своих полномочий Совет областной Думы. (Дополнена - Закон Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Для осуществления контроля за исполнением законов области, областного бюджета и состоянием законности областная Дума может создавать контрольные комиссии, организация и порядок деятельности которых определяется Регламентом областной Думы. Для обеспечения деятельности областной Думы создается аппарат областной Думы. (Статья в редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Статья 67. Предметы ведения областной Думы К ведению областной Думы относятся: а) принятие Устава (Основного Закона) области и внесение в него изменений и дополнений; а-1) принятие решения о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора области; (Дополнен - Закон Саратовской области от 01.02.2005 г. N 1-ЗСО) б) утверждение заключаемых и расторгаемых Правительством области договоров с Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, субъектами иностранных государств; (В редакции Закона Саратовской области от 06.04.2000 г. N 27-ЗСО) в) принятие законов области и постановлений, внесение в них изменений и дополнений, толкование принятых законов, осуществление контроля за их исполнением; г) утверждение по представлению Губернатора области областного бюджета и отчета о его исполнении, контроль за его исполнением, утверждение программы социально-экономического развития области; (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) д) установление административно-территориального устройства области и порядка его изменения; (В редакции Закона Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) е) утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в соответствии с федеральным законодательством и отчетов об их исполнении; (В редакции Закона Саратовской области от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО) ж) установление областных налогов, сборов и других обязательных платежей, а также порядка их взимания, определение порядка выпуска областных займов и ценных бумаг; з) установление порядка управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм; (В редакции Закона Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) и) (Исключен - Закон Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) к) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области; (В редакции Закона Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) л) учреждение областных наград и почетных званий; м) установление структуры органов исполнительной власти области, согласование назначения кандидатур на должности вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области, первых заместителей Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, министра финансов области; (В редакции Законов Саратовской области от 06.04.2000 г. N 27-ЗСО; от 09.12.2000 г. N 73-ЗСО; от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) н) избрание члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти области и согласование кандидатуры члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти области; (Дополнен - Закон Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) о) назначение мировых судей области; (Дополнен - Закон Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) п) назначение Уполномоченного по правам человека области; (Дополнен - Закон Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) р) назначение в соответствии с федеральным законодательством членов избирательной комиссии области; (Дополнен - Закон Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) с) назначение председателя Счетной палаты области, его заместителя, главного аудитора и аудиторов; (Дополнен - Закон Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) т) оспаривает в суде противоречащие действующему законодательству правовые акты Губернатора области, органов исполнительной власти области; (Дополнен - Закон Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) у) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. Для осуществления контроля за исполнением областного бюджета и внебюджетных фондов областная Дума образует Счетную палату Саратовской области. Часть. (Исключена - Закон Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) Статья 68. Законодательная инициатива областной Думы Областная Дума имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации от имени области как субъекта Российской Федерации. Статья 69. Право областной Думы обращаться в суд Областная Дума вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации, другие суды Российской Федерации для разрешения споров, защиты прав и законных интересов области. Статья 70. Досрочное прекращение деятельности областной Думы Областная Дума прекращает свою деятельность досрочно на основании решения о самороспуске либо по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом. Статья 71. Депутат областной Думы (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший 21 года. Гражданин, отвечающий этим требованиям, может избираться депутатом областной Думы неоднократно. В соответствии с федеральным законом депутат областной Думы в течение срока своих полномочий не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом. (В редакции Закона Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) Часть. (Исключена - Закон Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Статья 72. Статус депутата областной Думы В соответствии с федеральным законом статус и полномочия депутата областной Думы, а также гарантии депутатской деятельности устанавливаются законом области. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом области. (Статья в редакции Закона Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) Статья 73. Председатель областной Думы Председатель областной Думы избирается на заседании областной Думы из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий областной Думы и исполняет свои обязанности до прекращения полномочий областной Думы. Председатель областной Думы подотчетен областной Думе и может быть отозван путем тайного голосования на заседании областной Думы по инициативе одного или нескольких комитетов областной Думы. Председатель областной Думы: а) представляет областную Думу в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями; б) осуществляет руководство подготовкой заседаний областной Думы и вопросов, вносимых на рассмотрение областной Думы; в) созывает и ведет заседания областной Думы, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня; обеспечивает соблюдение Регламента областной Думы; г) подписывает совместно с секретарем областной Думы постановления и протоколы заседаний областной Думы, а также подписывает другие документы областной Думы; (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) д) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции. Статья 74.Счетная палата Саратовской области Счетная палата Саратовской области является органом областного государственного финансового контроля, действующим на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. Счетная палата образуется Саратовской областной Думой и подотчетна ей. В своей деятельности Счетная палата руководствуется законодательными актами Российской Федерации и области, законом о Счетной палате Саратовской области. Глава VIII. Исполнительная власть области Статья 75. Органы исполнительной власти области Исполнительную власть в области осуществляет возглавляемое Губернатором области Правительство области и другие органы исполнительной власти области. (В редакции Закона Саратовской области от 06.04.2000 г. N 27-ЗСО) Статья 76. Губернатор области Губернатор области является высшим должностным лицом области. (В редакции Закона Саратовской области от 06.04.2000 г. N 27-ЗСО) Статус Губернатора области устанавливается законом области. В соответствии с федеральным законом Губернатор области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. (Дополнена - Закон Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) Статья 77. Наделение гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора области Порядок наделения гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора области устанавливается федеральным законом и настоящим Уставом (Основным Законом) Саратовской области. В соответствии с федеральным законом Губернатором области может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора области сроком на пять лет. В соответствии с федеральным законом решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора области оформляется постановлением областной Думы. Постановление областной Думы о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора области подлежит официальному опубликованию областной Думой в течение пяти дней со дня принятия постановления. (Статья в редакции Закона Саратовской области от 01.02.2005 г. N 1-ЗСО) Статья 78. Присяга Губернатора области Губернатор области при вступлении в должность приносит присягу: (В редакции Закона Саратовской области от 01.02.2005 г. N 1-ЗСО) "Вступая в должность Губернатора Саратовской области, клянусь соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Саратовской области, законы Саратовской области.". Присяга приносится на совместном заседании областной Думы и Правительства области. Наделенный по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатор области вступает в должность по истечении пяти лет со дня вступления в должность предыдущего Губернатора области, а при досрочном прекращении полномочий Губернатора области - в течение семи дней со дня официального опубликования постановления областной Думы о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора области. (Часть в редакции Закона Саратовской области от 01.02.2005 г. N 1-ЗСО) Статья 79. Полномочия Губернатора области Губернатор области непосредственно или через органы исполнительной власти области решает вопросы социально-экономической жизни области, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции по вопросам своей компетенции. Губернатор области: а) обеспечивает и защищает права и свободы граждан, законность и правопорядок; (В редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) б) подписывает законы области, в установленном порядке обнародует их и другие нормативные правовые акты области; (В редакции Закона Саратовской области от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО) в) определяет основные направления внутренней политики и развития международных и внешнеэкономических связей области; г) формирует Правительство области, определяет перечень органов исполнительной власти области; (В редакции Закона Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) д) назначает и освобождает вице-губернатора области, устанавливает его полномочия; (В редакции Закона Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) е) назначает на должность по согласованию с областной Думой и освобождает от должности вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, министра финансов области; назначает на должность и освобождает от должности управляющего делами Правительства области, министров области и председателей комитетов области; применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к указанным должностным лицам; (В редакции Закона Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) ж) назначает и освобождает в соответствии с действующим законодательством руководителей других органов исполнительной власти области; з) (Исключен - Закон Саратовской области от 06.04.2000 г. N 27-ЗСО) з) назначает на должность и освобождает от должности представителей Губернатора области в муниципальных образованиях области; (Дополнен - Закон Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) и) от имени области своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступает в суде в рамках полномочий, установленных настоящим Уставом (Основным Законом) области; заключает и подписывает в установленном порядке от имени области договоры и соглашения; к) представляет или поручает представлять иным лицам интересы области в федеральных органах государственной власти; л) согласовывает назначение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствии с федеральными законами; (В редакции Закона Саратовской области от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО) м) направляет в Конституционный Суд Российской Федерации запросы в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации; н) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов, принятие которых находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти; о) представляет область на официальных мероприятиях, выполняет другие представительские функции; п) приостанавливает и отменяет полностью или в части действие правовых актов органов исполнительной власти области; р) оспаривает в суде противоречащие действующему законодательству правовые акты областной Думы, органов местного самоуправления; с) представляет к государственным наградам Российской Федерации, награждает почетными грамотами и иными знаками отличия области в соответствии с действующим законодательством; т) учреждает и формирует совещательные и консультативные органы при Губернаторе области; у) принимает меры по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в пределах своей компетенции; (Дополнен - Закон Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) ф) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, настоящим Уставом (Основным Законом) области, другими законами области. В случаях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, угрожающих безопасности и здоровью жителей области, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения области, поддержанию правопорядка, Губернатор области принимает необходимые меры по предупреждению опасных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов. По вопросам своей компетенции Губернатор области принимает постановления и издает распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории области. Губернатор области имеет гербовую печать. В случаях, когда Губернатор области временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет вице-губернатор – первый заместитель Председателя Правительства области. (В редакции Закона Саратовской области от 01.02.2005 г. N 1-ЗСО) Статья 80. Досрочное прекращение полномочий Губернатора области Полномочия Губернатора области прекращаются досрочно в случае его отставки по собственному желанию либо по иным основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законом. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области принимается областной Думой по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. (Статья в редакции Закона Саратовской области от 01.02.2005 г. N 1-ЗСО) Статья 81. Полномочия Губернатора области в областной Думе Губернатор области вправе: а) участвовать в открытых и закрытых заседаниях областной Думы с правом совещательного голоса; (В редакции Закона Саратовской области от 06.04.2000 г. N 27-ЗСО) б) предлагать вопросы в повестку дня заседания областной Думы; в) вносить на рассмотрение областной Думы проекты законов области и иных правовых актов; г) выступать с докладами или содокладами по вопросам повестки дня заседания областной Думы; д) иметь постоянного представителя в областной Думе; е) делегировать на заседания областной Думы представителей других органов исполнительной власти области; ж) вносить правовые акты областной Думы на повторное рассмотрение; з) требовать созыва внеочередного заседания областной Думы, а также созывать вновь избранную областную Думу на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом (Основным Законом) Саратовской области. (Дополнен - Закон Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) Проекты правовых актов, внесенные Губернатором области, подлежат первоочередному рассмотрению в областной Думе. Часть. (Исключена - Закон Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) Статья 82. Доклад Губернатора области в областной Думе Губернатор области ежегодно представляет областной Думе доклад о деятельности органов исполнительной власти по социально-экономическому развитию области. Статья 83. Правительство области Правительство области является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти области. Правительство области состоит из Губернатора области, по должности являющегося Председателем Правительства области, вице - губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, управляющего делами Правительства области, министров области, председателей комитетов области. (В редакции Закона Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) Губернатор области руководит деятельностью Правительства области и несет персональную ответственность за результаты его работы. Правительство области действует в пределах срока полномочий Губернатора области, продолжая исполнять свои обязанности до сформирования Правительства области нового состава. (В редакции Закона Саратовской области от 01.02.2005 г. N 1-ЗСО) Правительство области подконтрольно областной Думе по вопросам исполнения законов области. Правительство области является юридическим лицом. Правительство области принимает постановления и издает распоряжения. (Статья в редакции Закона Саратовской области от 06.04.2000 г. N 27-ЗСО) Статья 84. (Исключена - Закон Саратовской области от 06.04.2000 г. N 27-ЗСО) Статья 85. Отрасли и сферы деятельности Правительства области Правительство области осуществляет свою деятельность в следующих отраслях и сферах государственного управления: а) планирование, бюджет, финансы и учет; б) управление собственностью области, взаимодействие с предприятиями, учреждениями и организациями различных форм собственности; в) контроль за использованием земельного фонда и других природных ресурсов, охраной окружающей природной среды; г) жилищное хозяйство; д) благоустройство территории; е) промышленность и сельское хозяйство; ж) энергетика, инженерное обеспечение; з) строительство и реконструкция; и) транспорт, дорожное хозяйство; к) связь и коммуникации; л) торговля, общественное питание, коммунальное, бытовое и иные виды обслуживания населения; м) труд и занятость населения; н) здравоохранение, социальное обеспечение; о) образование, культура и спорт; п) законность, порядок и безопасность, охрана прав и свобод граждан, охрана собственности; р) предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий; с) иные сферы, связанные с обеспечением жизнедеятельности области. Управление отраслями и сферами, обслуживающими население, осуществляется с учетом предложений органов местного самоуправления и носит характер регулирования и координации. Статья 86. Полномочия Правительства области В целях управления отраслями и сферами, указанными в статье 85 настоящего Устава (Основного Закона) области, Правительство области: а) разрабатывает текущие и перспективные государственные программы социально-экономического развития области, проекты областного бюджета и консолидированного бюджета области; обеспечивает выполнение принятых программ и областного бюджета; представляет областной Думе отчеты об исполнении областного бюджета; (В редакции Законов Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО; от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО) б) разрабатывает и реализует финансовую, инвестиционную политику в области, принимает меры по ограничению монополизма; в) формирует иные органы исполнительной власти области; (Дополнен - Закон Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) г) проводит государственную политику ценообразования и оплаты труда; содействует организации государственного и частного страхования и единой системы учета и статистики; д) разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы области, росту благосостояния населения, охране его труда и здоровья, организует систему социальной защиты населения и обеспечивает ее функционирование; е) осуществляет мероприятия по развитию образования, охране семьи, материнства и детства; разрабатывает и реализует меры по развитию культуры и науки; принимает меры по реализации государственной молодежной политики; ж) осуществляет мероприятия по развитию объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта, связи; создает условия для развития предприятий торговли, бытового и других видов обслуживания населения; осуществляет мероприятия по защите прав потребителей; з) организует строительство объектов областного значения за счет средств областного бюджета; утверждает градостроительные нормативы и документацию; (В редакции Закона Саратовской области от 23.07.2004 г. N 44-ЗСО) и) разрабатывает и обеспечивает выполнение программ по охране природы, рациональному природопользованию, выдает лицензии на недропользование в соответствии с федеральными законами; организует контроль за соблюдением природоохранного законодательства; (В редакции Закона Саратовской области от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО) к) обеспечивает рациональное размещение производительных сил; содействует комплексному экономическому и социальному развитию муниципальных образований области; л) осуществляет внешнеэкономические связи; м) разрабатывает и реализует меры по защите интересов области, охране всех форм собственности, по обеспечению и защите прав и свобод граждан; н) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению порядка и безопасности граждан, общества, государства; о) отменяет в пределах своей компетенции полностью или в части правовые акты органов исполнительной власти области; п) оспаривает в суде противоречащие законодательству акты областной Думы, органов местного самоуправления; р) организует воинский учет и подготовку граждан к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и сборы по мобилизации, выполняет мобилизационные планы и задания, участвует в планировании и обеспечении мероприятий по гражданской территориальной обороне; с) осуществляет мероприятия по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; т) создает условия и принимает меры по защите и сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с федеральным законодательством; (Дополнен - Закон Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) у) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации. (В редакции Закона Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) Статья 87. Заключение Губернатора области по проектам законов области Проекты законов области о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Саратовской области, другие проекты законов области, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Саратовской областной Думой по представлению Губернатора области либо при наличии его заключения. (В редакции Закона Саратовской области от 06.04.2000 г. N 27-ЗСО) Данное заключение представляется в областную Думу в течение 20 календарных дней. (Дополнена - Закон Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) Статья 88. Сроки направления правовых актов органов государственной власти области (В редакции Закона Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) Постановления и распоряжения Губернатора области и Правительства области направляются в трехдневный срок со дня принятия в областную Думу. Областная Дума вправе обратиться к Губернатору области и в Правительство области с предложением о внесении изменений и дополнений в указанные акты или об их отмене, может обжаловать их в судебном порядке. Правовые акты, принятые областной Думой, направляются в установленном порядке Губернатору области и в Правительство области, которые могут обратиться в областную Думу с предложением об их приостановлении, отмене, дополнении и изменении, обжаловать в судебном порядке. Статья 89. Порядок разрешения споров между областной Думой и Правительством области Споры между областной Думой и Правительством области по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в месячный срок согласительными комиссиями, созданными указанными органами государственной власти области на паритетной основе, либо в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, либо в судебном порядке. (В редакции Закона Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) Глава IX. Судебная власть Статья 90. Осуществление правосудия Судебная власть в области осуществляется федеральными судами и мировыми судьями. Компетенция, порядок организации и деятельности федеральных судов и мировых судей устанавливаются законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Саратовской области от 01.02.2005 г. N 1-ЗСО) Часть. (Исключена - Закон Саратовской области от 01.02.2005 г. N 1-ЗСО) (Статья в редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Статья 91. Судебная система Судебная система в области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Глава X. Основы государственной и муниципальной службы в области Статья 92. Государственная служба области Служба граждан Российской Федерации в областной Думе, аппарате Губернатора области, Правительстве области, других органах исполнительной власти области (государственная служба Саратовской области) регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, настоящим Уставом (Основным Законом) области, законами области, иными правовыми актами. (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Статья 93. Государственный служащий Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы области за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством. Лица, замещающие должности в органах государственной власти области в соответствии с Реестром государственных должностей государственной службы области, считаются состоящими на государственной службе. Статус государственных служащих определяется федеральным законом и законом области. Статья 94. Муниципальный служащий Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном действующим законодательством, уставом муниципального образования, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. (В редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Статус муниципальных служащих определяется федеральными законами, настоящим Уставом (Основным Законом) области, законами области и уставами соответствующих муниципальных образований. Глава XI. Правовые акты органов государственной власти области Статья 95. Правовые акты органов государственной власти области Правовые акты принимают областная Дума, Губернатор области, Правительство области и другие органы исполнительной власти области. Принятые законы области в течение 7 дней направляются Губернатору области для подписания и обнародования. Губернатор области в течение 10 дней подписывает законы области и обнародует их. Если Губернатор области в течение десяти дней с момента поступления закона области отклонит его, то закон области возвращается в областную Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. Областная Дума в установленном порядке вновь рассматривает отклоненный закон. Если при повторном рассмотрении закон области будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы, он подлежит подписанию Губернатором области в течение трех дней и обнародованию. (В редакции Закона Саратовской области от 04.11.2003 г. N 67-ЗСО) Статья 96. Право законодательной инициативы Право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит Губернатору области, депутатам областной Думы, Правительству области, представительным органам местного самоуправления муниципальных образований области. Право законодательной инициативы принадлежит также Саратовскому областному суду, арбитражному суду Саратовской области, прокурору области, Федерации профсоюзных организаций области по вопросам их ведения. (В редакции Закона Саратовской области от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО) Статья 97. Основания приостановления и отмены правовых актов областной Думы, Губернатора области, Правительства области "Основаниями для рассмотрения о признании незаконными правовых актов областной Думы, Губернатора области, Правительства области могут быть: а) обжалование акта; б) протест прокурора; в) приостановление действия акта Губернатора области, Правительства области Президентом Российской Федерации; г) результаты проверок федеральных контрольных органов. Приостановление (отмена) правовых актов областной Думы, Губернатора области или Правительства области осуществляется органом, принявшим акт, либо в судебном порядке. (Статья в редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Статья 98. Публикация и толкование правовых актов Порядок опубликования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти области устанавливается законом области в соответствии с федеральным законом. (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Официальное толкование вступивших в силу правовых актов дают органы, принявшие акты. Глава XII. Обеспечение порядка и безопасности в области Статья 99. Обязанность соблюдать и охранять порядок и безопасность Граждане, должностные лица, а также юридические лица независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности обязаны соблюдать требования государственного порядка, порядка управления, общественного порядка и правила безопасности личности, общества, государства. Все государственные органы на территории области, должностные лица обязаны обеспечивать и охранять в пределах своей компетенции государственный порядок, порядок управления, общественный порядок, правила безопасности личности, общества, государства и нести ответственность за обеспечение и охрану порядка и безопасности. Статья 100. (Исключена - Закон Саратовской области от 29.07.2002 г. N 80-ЗСО) Статья 101. Органы внутренних дел. Милиция Органы внутренних дел на территории области призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от противоправных посягательств, вести активную борьбу с преступлениями и другими правонарушениями. Начальник Главного управления внутренних дел Саратовской области назначается на должность и освобождается от должности в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. (В редакции Закона Саратовской области от 30.05.2002 г. N 51-ЗСО) Органы местного самоуправления вправе дополнительно за счет средств местных бюджетов и долевого участия физических и юридических лиц создавать муниципальные органы охраны общественного порядка (муниципальная милиция), подразделения муниципальной пожарной охраны. (В редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Статья 102. Обеспечение безопасности Безопасность личности, общества и государства на территории области в соответствии с действующим законодательством обеспечивают территориальные органы соответствующих федеральных служб. Областная Дума и Правительство области получают информацию о деятельности названных государственных структур. (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) На территории области запрещается использование вооруженных сил и других вооруженных формирований, подразделений милиции против своего народа, в том числе во время мирных демонстраций, шествий, митингов, пикетов. Статья 103. Адвокатура. Нотариат Органы государственной власти области оказывают содействие адвокатуре и нотариату в объеме и формах, предусмотренных действующим законодательством. Статья 104. О правовом статусе граждан в условиях чрезвычайного положения Вопросы, связанные с введением чрезвычайного положения в области, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. На период чрезвычайного положения применяются лишь те ограничения, которые установлены законодательством Российской Федерации. В случае введения на территории области чрезвычайного положения, а также на период мобилизации органы государственной власти области продолжают осуществлять свои полномочия, если иное не предусмотрено федеральным законом. Глава XIII. Местное самоуправление в области Статья 105. Право на местное самоуправление В области гарантируется право на осуществление местного самоуправления, позволяющего населению самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. Статья 106. Муниципальные образования Местное самоуправление в области осуществляется в муниципальных образованиях. Население области осуществляет свое право на местное самоуправление непосредственно (выборы, референдум, собрания, сходы, конференции и другие формы прямого волеизъявления) и через образуемые им органы местного самоуправления. (В редакции Законов Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО; от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Территория муниципального образования может быть изменена с учетом мнения населения соответствующих населенных пунктов. (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Все органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность гласно и под контролем населения. (В редакции Закона Саратовской области от 02.04.2002 г. N 27-ЗСО) Статья 107. Порядок формирования органов местного самоуправления Органы местного самоуправления формируются в порядке, установленном федеральными законами, законами области и уставами соответствующих муниципальных образований. Статья 108. Предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления Предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления составляют вопросы местного значения в пределах, установленных действующим законодательством, а также отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления законом области. (В редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Реализация переданных органам местного самоуправления государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти области. Органы местного самоуправления могут добровольно заключать двусторонние и многосторонние соглашения, объединяться в ассоциации, создавать совместные органы. Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством вправе принимать правовые акты по вопросам своей компетенции, обязательные для исполнения на территории соответствующих муниципальных образований. Правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить федеральным законам, настоящему Уставу (Основному Закону) области и законам области. Статья 109. Гарантии местного самоуправления Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. (В редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Органы государственной власти области обеспечивают создание условий для выравнивания уровня жизни на территориях муниципальных образований. Местное самоуправление в области гарантируется правом на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений государственных органов области, компенсацию в случаях нанесения ущерба муниципальному образованию, его природной среде в результате производственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций любых форм собственности в порядке, установленном действующим законодательством. Порядок и основания прекращения полномочий органов местного самоуправления определяются федеральными законами, законами области и уставами соответствующих муниципальных образований. Статья 110. Территориальное общественное самоуправление По инициативе населения муниципальных образований на части их территорий может формироваться территориальное общественное самоуправление в порядке, установленном законом области. (В редакции Закона Саратовской области от 01.11.2000 г. N 67-ЗСО) Органы местного самоуправления могут передавать органам территориального общественного самоуправления некоторые свои функции, материальные и финансовые ресурсы на договорной основе в соответствии с федеральными законами и законами области. Глава XIV. Заключительные положения Статья 111. Принятие Устава (Основного Закона) Саратовской области, вступление его в силу Устав (Основной Закон) области принимается областной Думой большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы. Устав (Основной Закон) области вступает в силу со дня его официального опубликования. Правовые акты области, действующие на ее территории до вступления в силу настоящего Устава (Основного Закона) области, применяются в части, не противоречащей Уставу (Основному Закону) области. Статья 112. Поправки к Уставу (Основному Закону) области. Пересмотр Устава (Основного Закона) области Предложения о поправках и пересмотре положений Устава (Основного Закона) области могут вносить: Председатель областной Думы, Губернатор области, Правительство области, группа депутатов областной Думы численностью не менее семи человек, население - путем сбора не менее 25000 подписей, Саратовский областной суд, арбитражный суд Саратовской области, прокурор Саратовский области, а также муниципальные образования (по инициативе не менее трех). Поправки и предложения к Уставу (Основному Закону) области считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы. Губернатор Саратовской области Д.Ф.Аяцков Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|