Расширенный поиск

Решение Губернской Думы от 21.12.1995 № 142

 


                      САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
                               РЕШЕНИЕ
                     от 21 декабря 1995 г. N 142

                     ОБ УСТАВЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

     Самарская Губернская Дума решила:
     1. Принять  Устав  Самарской   области,   направить   его   Главе
Администрации Самарской области для подписания и опубликования.
     2. Устав  Самарской  области  вступает  в  действие  со  дня  его
опубликования.



     Председатель Думы           Л.И.КОВАЛЬСКИЙ





                                                    Принят
                                                   Решением
                                           Самарской Губернской Думы
                                         от 21 декабря 1995 года N 142

                                УСТАВ
                           (основной закон)

                          САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

                              ПРЕАМБУЛА

     Мы, полномочные представители народа Самарской области, осознавая
свою ответственность  перед  народом  Российской  Федерации,  сохраняя
исторически  сложившееся  государственное  единство,  признавая высшей
ценностью права и свободы человека и гражданина,  уважая  многовековую
историю  Самарской  земли  и традиции предков,  стремясь к дальнейшему
развитию  экономики  и  культуры  Самарской  области  и  всей  России,
руководствуясь  Конституцией  Российской  Федерации,  принимаем  Устав
(основной закон) Самарской области.

                      Раздел I. Общие положения

     Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННО - ПРАВОВОЙ СТАТУС САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 1.  Самарская  область   является   субъектом   Российской
Федерации и входит в состав Российской Федерации.

     Статья 2.  Государственно  -  правовой  статус  Самарской области
определяется Конституцией Российской Федерации  и  настоящим  Уставом,
принимаемым   законодательным   (представительным)  органом  Самарской
области.

     Статья 3.  Самарская  область  строит  свои   взаимоотношения   с
федеральными  органами  государственной  власти  и  другими субъектами
Российской Федерации на основе принципов, провозглашенных Конституцией
Российской Федерации.

     Статья 4.   Статус   Самарской  области  может  быть  изменен  по
взаимному  согласию  области   и   Российской   Федерации   с   учетом
волеизъявления   большинства   граждан,   проживающих   на  территории
Самарской области,  обладающих избирательным правом,  в соответствии с
федеральным конституционным законом.

     Статья 5.  Самарская  область  решает  вопрос об изменении своего
наименования, в соответствии с федеральным конституционным законом.

     Статья 6. Самарская область неотделима от Российской Федерации.
     Территория Самарской  области  является  частью единой территории
Российской Федерации.

     Статья 7.  Основу правовой системы Самарской  области  составляют
Конституция Российской Федерации,  федеральные конституционные законы,
федеральные законы, Устав Самарской области, законы Самарской области.

     Статья 8.  Устав Самарской области  обладает  высшей  юридической
силой  по  отношению  к  законам  и  иным  нормативным  правовым актам
Самарской  области,  имеет  прямое  действие  и  применяется  на  всей
территории Самарской области. Законы и иные нормативные правовые акты,
принимаемые  в  Самарской  области,  не  могут  противоречить   Уставу
Самарской области.

          Глава 2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
                         В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 9.  Источником  власти  в   Самарской   области   является
население области как часть единого народа Российской Федерации.

     Статья 10.   Граждане   Российской   Федерации,   проживающие  на
территории Самарской области,  имеют право  участвовать  в  управлении
делами   Самарской   области   как   непосредственно,   так   и  через
представителей.

     Статья 11.  Высшим непосредственным выражением  власти  населения
Самарской  области  являются  референдум  и свободные выборы.  Порядок
назначения  и   проведения   референдумов   и   выборов   определяются
федеральными законами и законами Самарской области.

     Статья 12.   Система  органов  законодательной  и  исполнительной
власти Самарской области устанавливается  областью  в  соответствии  с
Конституцией  Российской Федерации,  федеральными законами и настоящим
Уставом,  исходя из единства системы государственной власти Российской
Федерации,   разграничения   предметов   ведения  и  полномочий  между
Российской Федерацией и Самарской областью.
     Граждане, проживающие  на  территории  Самарской  области,  имеют
право в соответствии с настоящим  Уставом  создавать  и  реформировать
органы государственной власти Самарской области.

     Статья 13.  В  Самарской области признается и гарантируется право
населения на местное самоуправление.

     Статья 14.  Каждый имеет право избирать и быть избранным в органы
государственной  власти  и  местного  самоуправления  в соответствии с
Конституцией Российской Федерации,  настоящим Уставом,  федеральным  и
областным законодательством.

     Статья 15.    Законодательную    власть   в   Самарской   области
осуществляет Самарская Губернская Дума.
     Исполнительную власть в Самарской области осуществляет Губернатор
(Глава Администрации) Самарской области,  возглавляющий  Администрацию
области.

     Статья 16.  Судебную власть в Самарской области осуществляют суды
Российской Федерации.

            Глава 3. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

     Статья 17. В Самарской области признаются и гарантируются права и
свободы  человека и гражданина,  закрепленные в Конституции Российской
Федерации.

     Статья 18.  Соблюдение  и  защита  прав  и  свобод   человека   и
гражданина  являются  главной  обязанностью  органов и должностных лиц
государственной власти и местного самоуправления Самарской области.

     Статья 19.  Граждане и иные лица,  а также органы государственной
власти  и  органы  местного  самоуправления  на  территории  Самарской
области равны перед законом и судом.

     Статья 20.  Акты органов государственной власти Самарской области
и    органы   местного   самоуправления,   любые   подзаконные   акты,
ограничивающие или уменьшающие законные права  и  свободы  человека  и
гражданина,  не  имеют  силы  на  территории Самарской области,  кроме
случаев,  прямо предусмотренных федеральными законами.  Указанные акты
признаются недействительными в судебном порядке.

     Статья 21.  Каждый вправе защищать свои права и свободы,  а также
права и свободы других лиц всеми не запрещенными законом способами.

     Статья 22.  Реализация совместных полномочий Российской Федерации
и  Самарской  области  по  защите  прав и свобод человека и гражданина
осуществляется в соответствии с федеральным конституционным законом.

     Статья 23.  Каждый вправе  обращаться  в  органы  государственной
власти  и  органы  местного  самоуправления с заявлениями,  жалобами и
предложениями.
     Обращения граждан  рассматриваются  в  срок до одного месяца,  за
исключением тех обращений,  которые требуют дополнительного изучения и
проверки.  Сроки разрешения такого рода обращений могут быть продлены,
но не более чем на один месяц с сообщением  об  этом  лицу,  подавшему
предложение, жалобу.

           Глава 4. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК
              СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ
               ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ САМАРСКОЙ
                               ОБЛАСТИ

     Статья 24.  Самарская область  участвует  в  деятельности  высших
органов  государственной  власти  Российской  Федерации  в  пределах и
формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными
законами.

     Статья 25.    Самарская    Губернская    Дума   обладает   правом
законодательной  инициативы  в   Государственной   Думе   Федерального
Собрания Российской Федерации.
     В соответствии с Конституцией Российской Федерации,  федеральными
законами органы государственной власти Самарской области дают согласие
на  назначение  прокурора  области,  начальника  главного   управления
Центрального   Банка   Российской   Федерации  по  Самарской  области,
начальника государственной налоговой инспекции по  Самарской  области,
руководителей территориальных органов министерств,  комитетов,  других
федеральных служб Российской Федерации.

     Статья 26.  Органы  государственной  власти   Самарской   области
участвуют   в   формировании   и   реализации  на  территории  области
федеральных государственных целевых программ.
     Условия участия  Самарской  области в федеральных государственных
целевых  программах,  реализуемых  на  территории   области,   порядок
возмещения  расходов,  связанных с реализацией программ,  определяются
соглашениями с федеральными органами государственной власти.

     Статья 27.  Предметы  ведения  Самарской  области  и   полномочия
органов  государственной  власти области определяются в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом и разделяются на:
     а) предметы ведения Самарской области;
     б) предметы совместного ведения Самарской  области  и  Российской
Федерации;
     в) полномочия,   переданные   органам   государственной    власти
Самарской  области  федеральными  органами  государственной  власти  в
соответствии  с  Конституцией   Российской   Федерации,   Федеративным
договором,    другими    договорами    между   федеральными   органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти Самарской области.

     Статья 28.  В совместном ведении Российской Федерации и Самарской
области находятся вопросы:
     1. В  области  обеспечения государственной целостности,  единства
системы государственной власти Российской Федерации и управления ею:
     а) обеспечение  соответствия  Устава,  законов и иных нормативных
правовых актов Самарской области Конституции  Российской  Федерации  и
федеральным законам;
     б) установление    общих     принципов     бюджетной     системы,
налогообложения и сборов в Российской Федерации;
     в) установление  общих  принципов  организации  системы   органов
государственной власти и местного самоуправления.
     2. В области защиты прав и свобод  человека  и  гражданина,  прав
национальных меньшинств:
     а) защита прав  и  свобод  человека  и  гражданина;  защита  прав
национальных   меньшинств;   обеспечение   законности,   правопорядка,
общественной безопасности; режим пограничных зон;
     б) осуществление   мер   по  борьбе  с  катастрофами,  стихийными
бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
     в) кадры   судебных  и  правоохранительных  органов;  адвокатура,
нотариат;
     г) защита  исконной  среды  обитания и традиционного образа жизни
малочисленных этнических общностей.
     3. В сфере разграничения государственной собственности, владения,
пользования  и  распоряжения  землей,  недрами,  водными   и   другими
природными ресурсами, экологии:
     а) владение,  пользование и распоряжение землей, недрами, водными
и другими природными ресурсами;
     б) разграничение государственной собственности;
     в) природопользование;  охрана  окружающей  среды  и  обеспечение
экологической безопасности;  особо  охраняемые  природные  территории,
охрана памятников истории и культуры.
     4. В сфере социально - экономического развития:
     а) общие   вопросы   воспитания,  образования,  науки,  культуры,
физической культуры и спорта;
     б) координация    вопросов    здравоохранения;    защита   семьи,
материнства  и  детства;   социальная   защита,   включая   социальное
обеспечение.
     5. В сфере законодательства:
     административное, административно   -  процессуальное,  трудовое,
семейное,  жилищное,  земельное,  водное,   лесное   законодательство,
законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
     6. В сфере внешнеэкономических отношений:
     координация международных  и внешнеэкономических связей Самарской
области, выполнение международных договоров Российской Федерации.

     Статья 29.   Самарская    область    обладает    всей    полнотой
государственной  власти по вопросам,  находящимся вне пределов ведения
Российской Федерации и  совместного  ведения  Российской  Федерации  и
области.
     Федеральные органы государственной власти Российской Федерации не
могут  издавать  акты  по  вопросам,  отнесенным  к  ведению Самарской
области.
     В случае  издания  федеральными  органами  государственной власти
Российской Федерации правовых актов по вопросам,  отнесенным к ведению
Самарской  области,  действуют  нормативные  правовые  акты  Самарской
области.

     Статья 30. Принятые в пределах компетенции нормативные правовые и
иные  акты  органов государственной власти Самарской области,  а также
акты, принятые на областном референдуме, обязательны для выполнения на
всей  территории  Самарской  области  всеми  органами  государственной
власти области, органами местного самоуправления, должностными лицами,
гражданами и их объединениями.
     Невыполнение перечисленных выше актов  влечет  ответственность  в
соответствии с федеральными законами и законами Самарской области.

     Статья 31. В ведении Самарской области находятся вопросы:
     1. В сфере организации управления Самарской областью:
     а) установление  системы органов законодательной и исполнительной
власти  области,  определение  порядка  формирования,  организации   и
деятельности  этих  органов,  исходя из общих принципов,  закрепленных
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
     б) формирование   органов  государственной  власти  и  управления
области в соответствии с федеральными законами;
     в) установление  порядка  управления  и управление учреждениями и
организациями  областного  подчинения,  определение   их   статуса   и
полномочий в соответствии с федеральными законами;
     г) правовое  и  иное  обеспечение  организации   и   деятельности
местного самоуправления в Самарской области;
     д) административно   -   территориальное   устройство   Самарской
области;
     е) определение областной политики и областные программы в области
государственного,    экономического,    социального,   культурного   и
национального развития области.
     2. В сфере защиты прав и свобод человека и гражданина:
     а) охрана общественного порядка;
     б) введение    особого    режима   областных   зон   чрезвычайной
экологической ситуации и экологического бедствия;
     в) реализация    права    населения    Самарской    области    на
непосредственное выражение власти народа  (референдумы,  выборы  и  т.
д.);
     г) юридическая помощь населению Самарской области.
     3. В   сфере   управления   областной  собственностью,  владения,
пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими
природными ресурсами, экологии:
     а) владение, пользование и распоряжение областной государственной
собственностью  в  соответствии с федеральными законами и нормативными
правовыми актами Самарской области;
     б) контроль   за   эффективным   размещением  производственных  и
социальных объектов федеральной собственности на территории  Самарской
области;
     в) контроль за рациональным использованием природных ресурсов;
     г) охрана окружающей среды;
     д) управление  энергетическими,  инженерными,  коммуникационными,
информационными системами;
     е) определение  порядка   создания   и   деятельности   областных
экологических фондов, их формирование;
     ж) предоставление  налоговых  и  кредитных  льгот  при  внедрении
ресурсосберегающих технологий в пределах сумм, поступающих в областной
бюджет, определение порядка их применения.
     4. В сфере социально - экономического развития:
     а) жилищно   -   коммунальное   хозяйство,   местная    торговля,
общественное   питание,   бытовое   обслуживание  населения,  жилищное
строительство и благоустройство городов и других  населенных  пунктов,
дорожное строительство и местный транспорт;
     б) организационное обеспечение деятельности учреждений  народного
образования,  культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта,
социальной защиты;
     в) создание   областного  пенсионного  фонда,  фонда  социального
страхования и иных фондов, направленных на социальную защиту населения
Самарской области и управление ими;
     г) установление порядка  формирования  и  деятельности  областных
попечительских советов;
     д) установление  особого  правового  режима  объектов  областного
культурного достояния, порядок ввоза и вывоза культурных ценностей, их
охрана и хранение в соответствии с федеральными законами;
     е) создание  зон с особым (специальным) статусом,  определение их
правового статуса в соответствии с федеральными законами;
     ж) почетные звания, награды, премии Самарской области;
     з) областные  средства   массовой   информации,   содействие   их
деятельности в соответствии с федеральными законами.
     5. В финансовой сфере:
     бюджет области, областные налоги и сборы, внебюджетные и валютные
фонды.
     6. В сфере законодательства:
     а) реализация права законодательной инициативы в  Государственной
Думе  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  по всем вопросам,
являющимся  предметами  ведения  Российской  Федерации  и  совместного
ведения Российской Федерации и Самарской области;
     б) принятие,  изменение и дополнение  Устава  Самарской  области,
областных  законов  и  других  нормативных  правовых  актов  Самарской
области, контроль за их соблюдением.
     7. В  сфере  связей  с  другими субъектами Российской Федерации и
зарубежными странами:
     а) экономические,   научно   -  технические  и  культурные  связи
Самарской области с другими субъектами Российской Федерации;
     б) экономические,   научно   -  технические  и  культурные  связи
Самарской области с зарубежными странами в соответствии с федеральными
законами.

     Статья 32. К ведению Самарской области относятся иные вопросы, не
отнесенные Конституцией  Российской  Федерации  к  ведению  Российской
Федерации,   совместному  ведению  Российской  Федерации  и  Самарской
области.

           Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 33.  Органы  государственной  власти   Самарской   области
гарантируют создание,  сохранение и поддержку учреждений и организаций
образования, науки, культуры и здравоохранения.

     Статья 34.   В   Самарской   области   гарантируется   соблюдение
федеральных стандартов народного образования, социального обеспечения,
здравоохранения, культуры.

     Статья 35.  В Самарской области  ведется  Государственный  реестр
национального  и  культурного достояния области,  в который включаются
уникальные культурные ценности, находящиеся на ее территории. Правовой
режим данных объектов устанавливается законом Самарской области.

     Статья 36.   Органы   государственной  власти  Самарской  области
проводят политику в сфере социальной защиты населения,  основываясь на
следующих принципах:
     а) содействие обеспечению занятости трудоспособного населения;
     б) оказание   адресной   помощи   социально   незащищенным  слоям
населения;
     в) поддержка  слабозащищенных  групп  населения  в приобретении и
содержании жилья;
     г) развитие  государственных и негосударственных форм социального
страхования и пенсионного обеспечения;
     д) предоставление  льгот  и  услуг  инвалидам,  ветеранам войны и
труда,  приравненным к ним категориям за заслуги перед  Отечеством,  а
также  гражданам,  которым  по  вине государства нанесен ущерб жизни и
здоровью.

     Статья 37.  Законом  Самарской  области  могут   быть   расширены
гарантии   и  социальные  права  граждан,  проживающих  на  территории
Самарской области.
     Финансирование данных  мероприятий осуществляется за счет средств
бюджета Самарской области.

     Статья 38.  В   бюджете   Самарской   области   предусматриваются
обязательные нормативы отчислений на финансирование социальной сферы.

     Статья 39.   В  Самарской  области  поощряется  и  поддерживается
благотворительная деятельность.

              Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
                     УСТРОЙСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 40.  В  состав  Самарской  области  входят территориальные
образования,  административно подчиненные области на  момент  принятия
настоящего Устава.

     Статья 41. Границы Самарской области могут быть изменены с учетом
волеизъявления большинства граждан,  проживающих в Самарской  области,
по  взаимному  согласию  Российской  Федерации,  Самарской  области  и
граничащих с Самарской областью субъектов Российской Федерации.

     Статья 42. Решения по вопросам административно - территориального
устройства  Самарской области принимаются Самарской Губернской Думой с
учетом мнения населения соответствующих территорий  в  соответствии  с
законом Самарской области.

     Статья 43.  Перечень  территориальных  образований  и  населенных
пунктов  содержится  в  Реестре  административно  -   территориального
устройства Самарской области.

     Статья 44.   Статус   и   состав  территориальных  образований  и
населенных  пунктов   Самарской   области   устанавливается   законами
Самарской области.

     Статья 45.  Административным  центром  Самарской области является
город  Самара.  Особенности  статуса  Самары  как  областного   центра
устанавливаются законом Самарской области.

     Статья 46.  Самарская область имеет свой герб.  Самарская область
имеет право на собственный флаг и гимн.

         Раздел II. Экономическая основа и финансовая система
                          Самарской области

           Глава 7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 47. Экономика Самарской области базируется на многообразии
форм собственности.

     Статья 48. В собственности области находятся:
     а) имущество  органов  государственной  власти Самарской области,
как юридических лиц;
     б) предприятия,  объекты,  учреждения,  организации, переданные в
областную собственность федеральными органами государственной  власти,
другими    субъектами    Российской   Федерации,   органами   местного
самоуправления Самарской области, иностранными государствами;
     в) предприятия и организации,  созданные органами государственной
власти Самарской области, приобретенные в собственность области;
     г) земельные  участки,  природные объекты и другие виды природных
ресурсов,  закрепленные  в  областную  собственность  в  установленном
федеральными законами порядке;
     д) средства областного  бюджета,  внебюджетных  фондов,  валютных
фондов, ценные бумаги и иные финансовые активы органов государственной
власти Самарской области;
     е) объекты,   находящиеся   за   пределами   области,  являющиеся
собственностью области в соответствии с соглашениями,  договорами  или
по   другим   основаниям   в  соответствии  с  федеральным,  областным
законодательством,   а   также    законодательством    соответствующих
зарубежных государств.

     Статья 49. Разграничение объектов государственной собственности в
Самарской области на федеральные и областные проводится федеральными и
областными   органами   государственной   власти   в   соответствии  с
законодательством Российской Федерации.

     Статья 50.  Органы государственной  власти  Самарской  области  в
пределах  своей  компетенции  вправе  вносить в органы государственной
власти Российской Федерации представления о передаче  в  собственность
области   предприятий   и  иных  объектов  федеральной  собственности,
обеспечивающих жизнедеятельность области.

     Статья 51.  Объекты областной собственности могут быть переданы в
муниципальную  собственность в порядке,  предусмотренном федеральным и
областным законодательством.
     При решении   вопросов   о   передаче  объектов  в  муниципальную
собственность   учитываются   их   направленность   на    обслуживание
потребностей местного значения и наличие местных ресурсов, необходимых
для функционирования этих объектов.
     Органы государственной   власти   Самарской  области  содействуют
развитию  и  использованию  объектов  муниципальной  собственности   в
интересах населения соответствующей территории и области, осуществляют
контроль за  деятельностью  в  экономической  и  социальной  сферах  в
соответствии с федеральным и областным законодательством.

     Статья 52.  Органы государственной власти Самарской области путем
установления  соответствующих  приоритетов   налоговой   и   бюджетной
политики   содействуют   развитию   предпринимательской  деятельности,
основанной на всех формах собственности.
     В Самарской   области  защищаются  потребители  и  поддерживается
общественная деятельность по защите их прав.

     Статья 53.  В  целях  обеспечения   жизнедеятельности   Самарской
области    и   удовлетворения   потребностей   ее   населения   органы
государственной  власти  Самарской  области  на  договорной  основе  с
соответствующими    собственниками    вправе    использовать   объекты
федеральной,  муниципальной   собственности,   частной   собственности
юридических и физических лиц,  собственности общественных организаций,
совместных  предприятий  и  другие  объекты,  не  входящие  в   состав
областной собственности.

     Статья 54.   Управление   и   распоряжение   объектами  областной
собственности   осуществляет   Администрация   Самарской   области   в
соответствии с федеральным и областным законодательством.

     Статья 55.  Порядок владения,  пользования и распоряжения землей,
недрами,  водными, лесными и другими природными ресурсами регулируется
федеральными   законами  и  нормативными  правовыми  актами  Самарской
области.
     Органы государственной  власти Самарской области в пределах своих
полномочий осуществляют контроль за целевым, эффективным, экологически
безопасным  использованием  земель  и природных ресурсов на территории
области независимо  от  их  форм  собственности,  обеспечивают  охрану
природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей среды.

     Статья 56.  Самарская область является самостоятельным участником
внешнеэкономической деятельности,  осуществляемой в интересах развития
ее  экономики  и  удовлетворения потребностей населения при соблюдении
соответствующих положений Конституции и законов Российской  Федерации,
Устава и законов Самарской области.
     Внешнеэкономические связи области осуществляются в форме:
     а) заключения  соглашений с зарубежными партнерами о реализации и
приобретении продукции за счет  средств  валютных  фондов  и  на  иной
основе;
     б) учреждения  акционерных  обществ   с   участием   иностранного
капитала;
     в) заключения договоров и соглашений  на  привлечение  зарубежных
инвестиций  и  кредитных  ресурсов  для  развития  экономики Самарской
области.
     Используются и  другие формы,  не противоречащие законодательству
Российской Федерации.

     Статья 57.  Социально - экономическое развитие Самарской  области
осуществляется  на  основе  составления прогнозов,  целевых программ и
планов развития.

                 Глава 8. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ОБЛАСТИ

     Статья 58.   Самарская   область   в   соответствии   со   своими
конституционными  полномочиями  и  обязанностями  субъекта  Российской
Федерации:
     а) выполняет    финансовые    обязательства    перед   Российской
Федерацией, определяемые федеральными законами;
     б) получает   из   федерального   бюджета  и  федеральных  фондов
финансовые   трансферты,   дотации,   субсидии,    бюджетные    ссуды,
ассигнования на федеральные и межрегиональные программы;
     в) пользуется централизованными кредитными ресурсами Центрального
Банка России, в том числе льготными;
     г) привлекает   внешние   и   внутренние   займы   под   гарантии
Администрации  Самарской области,  Правительства Российской Федерации,
Центрального Банка России, коммерческих банков;
     д) формирует  состав  и  структуру  бюджетной  системы  Самарской
области, ее консолидированный бюджет;
     е) принимает  законы  по  финансовым  вопросам  в  пределах своей
компетенции.

     Статья 59. Финансовая система области включает: консолидированный
бюджет,   внебюджетные   фонды,  валютные  фонды,  финансовые  ресурсы
предприятий,  учреждений, банков, страховых компаний, инвестиционных и
иных фондов,  общественных организаций, населения, федеральных органов
и учреждений,  финансирующих свои мероприятия на  территории  области,
иностранные инвестиции.

     Статья 60.  Взаимоотношения между звеньями финансовой системы и в
целом  функционирование  каждого  звена  регулируются  федеральным   и
областным  законодательством  и  основываются на принципах законности,
эффективности,   целевой   направленности   использования   финансовых
средств,    прогнозирования    своевременности    бюджетных   и   иных
ассигнований,  ответственности и подконтрольности  должностных  лиц  и
организаций.

     Статья 61.   Бюджетная   система  Самарской  области  состоит  из
областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области.

     Статья 62.  Консолидированный бюджет Самарской области включает в
себя  областной  бюджет и бюджеты муниципальных образований - районов,
городов областного подчинения.
     Бюджеты, входящие  в  консолидированный бюджет Самарской области,
являются самостоятельными.

     Статья 63.  Взаимоотношения   между   бюджетами   на   территории
Самарской    области   регулируются   федеральным   законодательством,
нормативными актами органов местного самоуправления.

     Статья 64.  Доходная часть бюджетов, входящих в бюджетную систему
Самарской  области,  состоит  из  закрепленных и регулирующих доходов.
Кроме того, в бюджеты могут поступать трансферты, дотации и субвенции,
а также заемные средства.

     Статья 65.   Расходы   бюджетов,  входящих  в  бюджетную  систему
Самарской области,  осуществляются за счет доходов,  а также  дотаций,
субсидий, субвенций и кредитных ресурсов.

     Статья 66.    Расходы    бюджетов,    предусмотренные   бюджетной
классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих
расходов и в бюджет развития.

     Статья 67. Права органов государственной власти Самарской области
по формированию расходной части бюджетов  определяются  федеральным  и
областным законодательством.

     Статья 68.  Органы  государственной  власти  Самарской области на
территории области при формировании  расходной  части  бюджетов  могут
образовывать  резервные  и  целевые  фонды  в  пределах объема доходов
своего бюджета.

     Статья 69.  Общие  принципы  составления,  рассмотрения  проектов
бюджетов, а также утверждение бюджетов на территории Самарской области
определяются федеральным и областным законодательством.

     Статья 70. Составление проектов бюджетов, их исполнение относятся
к ведению органов исполнительной власти.
     Рассмотрение проектов  бюджетов,  их  утверждение,  контроль   за
исполнением,  утверждение  отчетов  об  исполнении относятся к ведению
представительных органов власти.

     Статья 71.  Налоговая система Самарской области строится на общих
принципах   налогообложения   в   Российской  Федерации,  закрепленных
законодательными актами,  с учетом региональных и местных особенностей
и  потребностей  в  финансовых  ресурсах  для  обеспечения социально -
экономического развития области,  ее административно - территориальных
единиц.

     Статья 72.   Налоговая   система  области  включает:  федеральные
налоги, областные налоги, местные налоги.

     Статья 73. Федеральными налогами являются налоги, устанавливаемые
федеральными законами о налогах,  порядок зачисления которых в бюджеты
территорий регулируется федеральным законодательством.

     Статья 74.  Областными  и  местными  налогами  являются   налоги,
устанавливаемые, соответственно, Самарской Губернской Думой и органами
местного самоуправления согласно федеральному законодательству.

     Статья 75.  Внебюджетные,  валютные   фонды   Самарской   области
образуются  и  расходуются  в  соответствии  с федеральным и областным
законодательством.

     Статья 76.   Банковская   деятельность   в   Самарской    области
регулируется   федеральным  и  областным  законодательством,  а  также
нормативными правовыми актами Центрального Банка России.

     Статья 77.  Виды ценных бумаг,  условия  и  порядок  их  выпуска,
размещение на территории Самарской области,  а также другие финансовые
обязательства органов государственной власти и местного самоуправления
области  определяются  федеральным  и  областным законодательством,  а
также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Статья 78.   Обязательства   Самарской   области   обеспечиваются
принадлежащей   ей   собственностью,  бюджетными  средствами,  ценными
бумагами и другим имуществом.

     Статья 79. Органы государственной власти Самарской области вправе
определять  перечень  уполномоченных  коммерческих  банков,  которые в
соответствии с разработанной денежно - кредитной  политикой  действуют
по их поручению.

            Раздел III. Законодательный (представительный)
            орган государственной власти Самарской области

          Глава 9. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
                      САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ

     Статья 80.   Самарская   Губернская   Дума   является   постоянно
действующим представительным и законодательным органом государственной
власти Самарской области.
     Самарская Губернская Дума является юридическим лицом.

     Статья 81.  В Самарской Губернской  Думе  правом  законодательной
инициативы  обладают:  депутаты Самарской Губернской Думы,  комитеты и
комиссии Самарской  Губернской  Думы,  депутатские  группы  (фракции),
Губернатор  (Глава  Администрации)  Самарской области,  главы местного
самоуправления,  представительные   органы   местного   самоуправления
городов и районов Самарской области.
     Право законодательной  инициативы  принадлежит  также  областному
суду,   арбитражному   суду   области,  прокурору  области,  областной
избирательной комиссии по вопросам их ведения.

     Статья 82.   Численный   состав   Самарской    Губернской    Думы
определяется законом Самарской области о Самарской Губернской Думе.

     Статья 83.   Депутаты   Самарской   Губернской   Думы  избираются
гражданами Российской Федерации,  обладающими избирательным правом  на
территории  Самарской  области,  на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.

     Статья 84.  Депутаты Самарской Губернской Думы избираются  сроком
на 4 года.
     Порядок подготовки  и  проведения  выборов  депутатов   Самарской
Губернской Думы определяется законом Самарской области.

     Статья 85.  Депутатом Самарской Губернской Думы может быть избран
гражданин России, достигший 21 года, обладающий избирательным правом и
проживающий на территории Самарской области не менее одного года.

     Статья 86.  Депутат  Самарской  Губернской  Думы  не  может  быть
депутатом  иных  представительных  органов  государственной  власти  и
органов местного самоуправления, а также государственным служащим.
     Права и обязанности депутатов Самарский Губернской Думы, гарантии
их  деятельности  определяются  законом  Самарской  области  о статусе
депутатов Самарской области.

            Глава 10. ПОЛНОМОЧИЯ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ

     Статья 87. Самарская Губернская Дума принимает:
     а) Устав Самарской области, изменения и дополнения к нему;
     б) законы и иные нормативные правовые акты по  предметам  ведения
Самарской области;
     в) законы  и  иные  нормативные  правовые   акты   по   предметам
совместного   ведения  Российской  Федерации  и  Самарской  области  в
соответствии с федеральными законами.

     Статья 88.  Самарская  Губернская  Дума  осуществляет   следующие
полномочия:
     а) утверждает бюджет области и отчет о его исполнении;
     б) устанавливает систему органов государственной власти Самарской
области и органов местного самоуправления Самарской области;
     в) дает  согласие  на  назначение  и  освобождение  от  должности
первого  заместителя  Губернатора  (Главы   Администрации)   Самарской
области;
     г) утверждает  программы  и  планы  социально  -   экономического
развития Самарской области;
     д) устанавливает налоги, сборы, пошлины, тарифы, платежи, а также
порядок   их   взимания,  установление  которых  отнесено  действующим
законодательством к компетенции Самарской Губернской Думы;
     е) устанавливает  порядок образования и расходования внебюджетных
и валютных фондов области, заслушивает отчеты об их использовании;
     ж) устанавливает   порядок  предоставления  и  изъятия  земельных
участков  под  объекты  федерального,  межрегионального  и  областного
значения,   порядок  использования  иных  природных  ресурсов,  охраны
объектов природы и культурного наследия в соответствии с  федеральными
законами;
     з) устанавливает  общий   порядок   управления   и   распоряжения
природными   объектами   и   культурным   наследием,   находящимися  в
собственности  Самарской  области  в   соответствии   с   федеральными
законами;
     и) устанавливает  общий   порядок   управления   и   распоряжения
областной  собственностью,  а  также  порядок  приватизации  различных
категорий ее объектов в соответствии с федеральными законами;
     к) назначает  областной  референдум  в соответствии с действующим
законодательством;
     л) назначает  выборы  Губернатора (Главы Администрации) Самарской
области;
     м) назначает  половину  членов  избирательной  комиссии Самарской
области;
     н) устанавливает  и  изменяет  административно  - территориальное
устройство Самарской области;
     о) устанавливает  административную  ответственность  за нарушение
законов и иных нормативных правовых актов Самарской области,  изданных
по предметам ее ведения;
     п) осуществляет толкование Устава и законов Самарской области;
     р) принимает    решения   по   организационным   вопросам   своей
деятельности.  Самарская Губернская  Дума  решает  и  другие  вопросы,
отнесенные к ее ведению.

     Статья 89.  Самарская  Губернская  Дума  самостоятельно или через
создаваемые ею органы осуществляет контроль за:
     а) исполнением  принятых  ею  законов и иных нормативных правовых
актов;
     б) выполнением  программ  и  планов  социально  -  экономического
развития Самарской области;
     в) соблюдением  порядка управления и распоряжения государственной
собственностью, установленного федеральным законодательством.

     Статья 90.  Деятельность Самарской Губернской Думы не может  быть
приостановлена    или    прекращена    досрочно    никакими   органами
государственной власти Российской Федерации и Самарской области, кроме
случаев самороспуска.
     Решение о самороспуске принимается не менее чем  2/3  голосов  от
установленного числа депутатов Самарской Губернской Думы.
     Выборы нового  состава  Самарской  Губернской  Думы  должны  быть
проведены не позднее 3 месяцев со дня принятия решения о самороспуске.

          Раздел IV. Исполнительная власть Самарской области

     Глава 11. ГУБЕРНАТОР (ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ) САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 91.  Губернатор  (Глава  Администрации)  Самарской области
является высшим должностным лицом области,  возглавляет  Администрацию
Самарской области.

     Статья 92.  Губернатор  Самарской  области  избирается гражданами
Российской Федерации,  обладающими избирательным правом на  территории
Самарской   области,   на   основе   всеобщего   равного   и   прямого
избирательного права при тайном голосовании, сроком на 4 года.

     Статья 93.  Губернатором  Самарской  области  может  быть  избран
гражданин   Российской  Федерации,  обладающий  избирательным  правом,
достигший 30-летнего возраста, имеющий высшее образование и, на момент
выдвижения,  постоянно  проживающий на территории Самарской области не
менее 1 года. Порядок проведения выборов Губернатора Самарской области
определяется федеральным законом и законом Самарской области.

     Статья 94.  Губернатор  Самарской  области вступает в должность с
момента  принесения  торжественной  присяги.  Присяга  приносится   на
первом,  после его избрания заседании Самарской Губернской Думы, но не
позднее, чем на 30-й день после его избрания.
     Губернатор Самарской области приносит присягу:
     "Вступая в должность Губернатора Самарской области,  клянусь, при
осуществлении  возложенных  на  меня обязанностей,  приложить все свои
силы и знания на благо народа России и  населения  Самарской  области,
охранять права и свободы человека и гражданина,  выполнять Конституцию
и законы Российской Федерации, Устав и законы Самарской области".

     Статья 95. Губернатор Самарской области:
     а) формирует  Администрацию  Самарской  области  и  руководит  ее
деятельностью на принципах единоначалия  в  соответствии  с  настоящим
Уставом;
     б) обеспечивает защиту прав и свобод граждан в Самарской области,
территориальную    целостность   Самарской   области,   законность   и
правопорядок;
     в) обладает   правом   законодательной   инициативы  в  Самарской
Губернской Думе;
     г) подписывает и обнародует законы Самарской области;
     д) представляет Самарскую область во внутренних  и  международных
отношениях, ведет переговоры и подписывает договоры от имени Самарской
области;
     е) обеспечивает   взаимодействие   всех  органов  государственной
власти Самарской области;
     ж) осуществляет  функции  распорядителя  кредитов  при исполнении
бюджета области;
     з) назначает  и  освобождает  от должности,  с согласия Самарской
Губернской Думы, первого заместителя Губернатора Самарской области;
     и) назначает  и освобождает от должности заместителей Губернатора
Самарской    области,    руководителей    структурных    подразделений
Администрации Самарской области;
     к) формирует и возглавляет совещательные и вспомогательные органы
при Губернаторе Самарской области;
     л) назначает половину  членов  избирательной  комиссии  Самарской
области;
     м) принимает меры поощрения и  дисциплинарной  ответственности  к
назначаемым им должностным лицам;
     н) назначает выборы в Самарскую Губернскую Думу.

     Статья 96.  Губернатор Самарской области, осуществляя руководство
органами исполнительной власти Самарской области,  выполняет следующие
функции:
     а) представляет  на  утверждение Самарской Губернской Думы проект
бюджета Самарской области и отчета о его исполнении;
     б) представляет   на   рассмотрение   Самарской  Губернской  Думы
законопроекты о введении или отмене областных налогов, освобождения от
их  уплаты,  об  изменении  финансовых  обязательств области,  а также
другие правовые акты,  предусматривающие расходы,  покрываемые за счет
бюджета области;
     в) представляет на утверждение Самарской Губернской Думы планы  и
программы  социально  - экономического развития области,  отчеты об их
исполнении;
     г) организует  работу  по  формированию  областных внебюджетных и
валютных  фондов,  обеспечивает  контроль  за  их  использованием   по
целевому назначению;
     д) утверждает структуру исполнительной власти Самарской  области,
принимает постановления о создании и ликвидации комитетов, управлений,
департаментов  и  других   структурных   подразделений   Администрации
Самарской  области,  утверждает положения о структурных подразделениях
Администрации Самарской области;
     е) обеспечивает   необходимое   взаимодействие   между   органами
государственной  власти  Самарской   области   и   органами   местного
самоуправления;
     ж) координирует  и  согласовывает  деятельность   территориальных
служб   федеральных  органов  исполнительной  власти,  действующих  на
территории области, и Администрации Самарской области в соответствии с
федеральным законодательством;
     з) рассматривает  отчеты  и  доклады  руководителей   структурных
подразделений Администрации Самарской области;
     и) организует  проверку  деятельности  структурных  подразделений
Администрации  Самарской  области  и органов местного самоуправления в
соответствии с федеральными законами и законами Самарской области;
     к) вносит  на  рассмотрение  федеральных  органов  исполнительной
власти проекты нормативных актов,  принятие  которых  находится  в  их
компетенции;
     л) приостанавливает  действие   нормативных   актов   структурных
подразделений   Администрации   Самарской  области,  а  также  органов
местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством
в  случае,  если  они  противоречат  Конституции Российской Федерации,
федеральным законам и законам Самарской области;
     м) назначает  и освобождает от занимаемой должности руководителей
предприятий,  учреждений и организаций,  находящихся в государственной
собственности   Самарской   области   в   соответствии  с  действующим
законодательством;
     н) получает    от    предприятий,   учреждений   и   организаций,
расположенных на территории области, сведения, необходимые для анализа
социально  -  экономического  развития  области,  а  также  сведения о
проектах их планов и мероприятий,  которые могут иметь  экологические,
демографические  и иные последствия,  затрагивающие интересы населения
Самарской области;
     о) иные  полномочия  в  соответствии  с  федеральным  и областным
законодательством.

     Статья 97.   Губернатор   Самарской   области   не   может   быть
одновременно  депутатом законодательных органов государственной власти
и органов местного самоуправления (за исключением  членства  в  Совете
Федерации),   заниматься   другой  оплачиваемой  деятельностью,  кроме
преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
     Губернатор Самарской  области  на  время работы в своей должности
обязан передать в доверительной управление  принадлежащие  ему  ценные
бумаги,  имущество,  вклады  в  предприятия,  а  также  иные ценности,
использование которых влечет получение доходов.

     Статья 98.  Полномочия Губернатора Самарской области прекращаются
досрочно:
     а) на основании письменного заявления об отставке;
     б) при   утрате   гражданства   Российской   Федерации,  а  равно
приобретении гражданства иного государства или при  смене  постоянного
места жительства с выездом за пределы области;
     в) в  случае  стойкой   неспособности   по   состоянию   здоровья
осуществлять  принадлежащие  ему полномочия (неспособность Губернатора
области   по   состоянию   здоровья   осуществлять   свои   полномочия
определяется медицинской комиссией, порядок образования и деятельность
которой  определяется  законом  Самарской  области  в  соответствии  с
федеральным законодательством);
     г) в  случае  признания  судом  незаконными  выборов  Губернатора
Самарской области;
     д) при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в
отношении  Губернатора  Самарской  области  или в случае признания его
недееспособным в установленном законом порядке.

     Статья 99. В случае досрочного прекращения полномочий Губернатора
Самарской области его полномочия осуществляет первый заместитель.
     Новые выборы Губернатора Самарской области проводятся не  позднее
3 месяцев со дня досрочного прекращения его полномочий.

     Статья 100.   Губернатор   Самарской  области  обладает  статусом
неприкосновенности.

              Глава 12. АДМИНИСТРАЦИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 101.  Администрация  Самарской   области   формируется   и
возглавляется Губернатором области.

     Статья 102.  Администрация  Самарской  области  осуществляет  все
полномочия органов государственной власти  области,  не  отнесенные  к
полномочиям Самарской Губернской Думы, в том числе:
     а) планирование, бюджет, финансы и учет;
     б) управление  собственностью области и взаимодействие с органами
местного самоуправления,  предприятиями,  учреждениями и организациями
различных форм собственности;
     в) промышленная политика;
     г) сельское   хозяйство,   регулирование   земельных   отношений,
использование земли и других природных ресурсов;
     д) строительство и жилищно - коммунальное хозяйство;
     е) охрана природы и природопользование,  охрана  и  использование
историко - культурного наследия;
     ж) энергетика, инженерное обеспечение;
     з) транспорт, дорожное хозяйство;
     и) связь и коммуникации;
     к) труд и занятость населения;
     д) социальная защита населения, здравоохранение;
     м) образование, наука, культура и спорт;
     н) законность,  охрана прав и  свобод  граждан,  собственности  и
общественного порядка, борьба с преступностью;
     о) иные полномочия,  связанные с  обеспечением  жизнедеятельности
Самарской области.

     Статья 103. Администрация Самарской области:
     а) разрабатывает   и   осуществляет   текущие   и   перспективные
государственные программы социально - экономического развития области,
разрабатывает  проекты  областного   и   консолидированного   бюджетов
области,  определяет  источники  доходов  и  направления  расходования
валютных  и  внебюджетных  фондов  области,  обеспечивает   выполнение
программ и бюджета;
     б) разрабатывает    и    реализует     финансовую,     налоговую,
инвестиционную  политику  в  области;  осуществляет  меры  по развитию
предпринимательства и ограничению  монополистической  деятельности;  в
соответствии  с  законодательном  управляет  и распоряжается областной
собственностью,  содействует   укреплению   банковской,   денежной   и
кредитной системы;
     в) проводит государственную  политику  ценообразования  и  оплаты
труда,  содействует  организации государственного страхования и единой
системы учета и статистики;
     г) разрабатывает  и  реализует  меры по развитию социальной сферы
области, обеспечению занятости населения, росту благосостояния, охране
труда  и  здоровья  населения;  организует  систему  социальной защиты
населения и обеспечивает ее функционирование;
     д) осуществляет  мероприятия по воспитанию,  образованию,  охране
семьи,  материнства и  детства;  разрабатывает  и  реализует  меры  по
развитию    культуры   и   науки;   принимает   меры   по   реализации
государственной молодежной политики;
     е) разрабатывает и реализует программы развития агропромышленного
комплекса,  эффективного   использования   земель   и   повышения   их
плодородия,    возрождения    села,   поддержки   сельскохозяйственных
товаропроизводителей независимо от форм собственности;
     ж) осуществляет  мероприятия по развитию жилищного строительства,
объектов  коммунального  хозяйства,  энергетики,  транспорта,   связи;
создает   условия   для   развития   предприятий   торговли,  бытового
обслуживания населения; принимает меры по защите прав потребителей;
     з) организует   и   обеспечивает   своевременное   финансирование
строительства объектов за счет областного и федерального бюджетов;
     и) разрабатывает  и  обеспечивает  выполнение  программ по охране
природы,  рациональному   природопользованию;   выдает   лицензии   на
недропользование;  организует контроль за соблюдением природоохранного
законодательства;
     к) обеспечивает  рациональное  размещение  производительных  сил;
содействует комплексному экономическому и социальному развитию городов
и населенных пунктов области;
     л) разрабатывает и реализует  меры  по  защите  прав  и  законных
интересов  области,  охране  всех  форм  собственности и общественного
порядка, по обеспечению законности, защите прав и свобод граждан;
     м) осуществляет   в  пределах  своих  полномочий  мероприятия  по
обеспечению  обороны,  государственной  безопасности,  мобилизационной
подготовки   и  гражданской  обороны,  выполнению  законодательства  о
воинской обязанности;
     н) осуществляет внешнеэкономическую деятельность;
     о) осуществляет иные исполнительно - распорядительные  функции  и
полномочия,   предусмотренные   Конституцией   Российской   Федерации,
настоящим Уставом, федеральными законами и законами Самарской области.
     Полномочия структурных   подразделений   Администрации  Самарской
области по управлению  в  указанных  отраслях  и  сферах  определяются
соответствующими положениями.

        Глава 13. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ГУБЕРНАТОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 104.  Нормативными  правовыми актами Губернатора Самарской
области являются постановления и распоряжения,  вступающие  в  силу  с
момента их подписания, если иное не предусмотрено в самом акте.
     Любые нормативные правовые акты,  затрагивающие права,  свободы и
обязанности человека и гражданина,  не могут применяться,  если они не
были опубликованы официально для всеобщего сведения.

                   Раздел V. Взаимодействие органов
               государственной власти Самарской области

          Глава 14. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ САМАРСКОЙ
              ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ И АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ
                               ОБЛАСТИ

     Статья 105.    Губернатор    Самарской   области   подотчетен   и
подконтролен Самарской Губернской Думе,  органам исполнительной власти
Российской Федерации в пределах их компетенции.

     Статья 106.   Нормативные  правовые  акты  Губернатора  Самарской
области направляются в Самарскую Губернскую Думу в течение  5  дней  с
момента их подписания.
     Самарская Губернская  Дума  вправе   обратиться   к   Губернатору
Самарской  области  с  предложениями  о внесении изменений в указанные
акты или об их отмене, а также обжаловать их в судебном порядке.

     Статья 107.  Принятые Самарской Губернской Думой законы и  другие
нормативные  правовые  акты  в течение 5 дней направляются Губернатору
Самарской области для подписания и опубликования. Губернатор Самарской
области  вправе  отклонить  их либо впоследствии обжаловать в судебном
порядке в соответствии с процедурой, установленной настоящим Уставом и
законами Самарской области.

     Статья 108. Губернатор Самарской области вправе:
     а) участвовать  в  открытых  и  закрытых   заседаниях   Самарской
Губернской Думы;
     б) инициировать созыв внеочередных заседаний Самарской Губернской
Думы;
     в) предлагать  вопросы  в  повестку   дня   заседаний   Самарской
Губернской Думы;
     г) вносить на  рассмотрение  Самарской  Губернской  Думы  проекты
нормативных правовых актов Самарской области;
     д) выступать с докладом или содокладом по вопросам  повестки  дня
заседаний Самарской Губернской Думы;
     е) делегировать   на   заседания   Самарской   Губернской    Думы
представителей органов исполнительной власти.

     Статья 109.   Депутаты   Самарской   Губернской  Думы  либо  лица
уполномоченный  Самарской  Губернской  Думой  вправе   присутствовать,
выступать,  вносить  проекты постановлений,  распоряжений и поправки к
ним на заседаниях органов исполнительной власти области.
     Депутаты Самарской     Губернской    Думы    пользуются    правом
внеочередного приема  руководителями  и  другими  должностными  лицами
органов исполнительной власти Самарской области.

     Статья 110.  На заседаниях Самарской Губернской Думы и ее органов
вправе присутствовать,  выступать, предлагать проекты правовых актов и
поправки    руководители   структурных   подразделений   Администрации
Самарской области либо уполномоченные ими лица.

     Статья 111.  Споры между Самарской Губернской  Думой  и  органами
исполнительной  власти  Самарской  области,  возникающие  по  вопросам
осуществления  их  полномочий,  принятым  нормативным  правовым  актам
Самарской   области   и   иным   вопросам,   разрешаются   посредством
согласительных процедур, создания паритетных комиссий на срок не более
двух  месяцев.  При отсутствии согласия в решении возникших проблем по
истечении  установленного  срока  деятельности   конкретной   комиссии
рассмотрение спора может быть передано в соответствующий суд.

         Глава 15. ПОРЯДОК ПОДПИСАНИЯ И ОПУБЛИКОВАНИЯ ЗАКОНОВ
         И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 112.  Законы и иные нормативные  правовые  акты  Самарской
области   подписываются   и  опубликовываются  Губернатором  Самарской
области кроме случаев прямо предусмотренных настоящим Уставом.
     Губернатор Самарской  области  в течение 10 дней подписывает либо
отклоняет направленный ему закон или иной нормативный правовой акт.

     Статья 113.  В случае отклонения закона  или  иного  нормативного
правового акта Губернатор Самарской области возвращает его в Самарскую
Губернскую  Думу  с  письменным  обоснованием  отклонения   и   своими
предложениями для повторного рассмотрения.

     Статья 114.   Если   при   повторном   рассмотрении   отклоненный
Губернатором Самарской области закон или иной нормативный правовой акт
принимается   в   прежней   редакции  не  менее  чем  2/3  голосов  от
установленного числа депутатов Самарской Губернской Думы,  он подлежит
подписанию  и опубликованию Губернатором Самарской области в течение 7
дней.  В противном  случае  отклоненный  закон  или  иной  нормативный
правовой  акт  принимается путем прохождения согласительных процедур в
соответствии с настоящим Уставом и законом Самарской области.

     Статья 115.  Если в установленные настоящим Уставом  сроки  закон
или  иной  нормативный  правовой  акт  не будет подписан либо отклонен
Губернатором Самарской области, то он подписывается и опубликовывается
председателем  Самарской  Губернской  Думы  в течение 5 дней с момента
истечения сроков, установленных статьями 112 и 114 настоящего Устава.

     Статья 116.  Порядок  принятия,   подписания,   опубликования   и
вступления  в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской
области определяется настоящим Уставом и законами Самарской области.

     Статья 117.  Законы и иные нормативные  правовые  акты  Самарской
области,  принятые  в  пределах  полномочий,  имеют  прямое действие и
обязательны для исполнения всеми находящимися на территории  Самарской
области   органами   государственной   власти   Российской  Федерации,
Самарской области,  органами местного  самоуправления,  предприятиями,
учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными
лицами и гражданами.

     Статья 118.  Нормативные правовые акты Самарской области подлежат
государственной  защите  на  территории  области  также,  как и законы
Российской Федерации.

     Статья 119.  Самарская Губернская Дума и Администрация  Самарской
области, а также их органы и должностные лица несут ответственность за
принятые   ими   акты   и    решения    в    порядке,    установленном
законодательством.

            Раздел VI. Организация местного самоуправления
                         в Самарской области

                Глава 16. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО
                  САМОУПРАВЛЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 120. Местное самоуправление является формой народовластия,
обеспечивающей населению Самарской области возможность  самостоятельно
и под свою ответственность решать вопросы местного значения.

     Статья 121.    Местное   самоуправление   в   Самарской   области
осуществляется гражданами  путем  референдума,  выборов,  других  форм
прямого    волеизъявления,    через    выборные   представительные   и
исполнительные органы и иные органы местного самоуправления.

     Статья 122.  Местные референдумы,  собрания (сходы) граждан, иные
формы  непосредственной  демократии,  компетенция  и структура органов
местного самоуправления,  порядок их  образования  и  деятельности,  и
другие   вопросы   местного   самоуправления   регулируются   уставами
муниципальных образований,  принимаемыми в соответствии с федеральными
законами и законами Самарской области.

     Статья 123.   Уставы  муниципальных  образований  принимаются  их
представительными органами либо всем населением на местном референдуме
и подлежат регистрации в соответствии с законом Самарской области.
     Все органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность
под контролем населения.

     Статья 124.  Местное  самоуправление  осуществляется  в  пределах
территорий,  определенных  Самарской  Губернской  Думой  (в   городах,
сельских   районах   и   поселениях,   а  также  на  территориях  иных
муниципальных образований), и опирается на принцип народовластия.
     Структура и    наименование   органов   местного   самоуправления
определяется населением самостоятельно.
     Муниципальные образования   могут   добровольно   объединяться  в
ассоциации (союзы) в целях координации  своей  деятельности.  Передача
полномочий  органов  местного  самоуправления  ассоциациям (союзам) не
допускается.

     Статья 125.  Органы  местного  самоуправления  обладают   правами
юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.
Муниципальное образование может иметь свою символику.

         Глава 17. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

     Статья 126. Предметы ведения муниципальных образований включают в
себя  вопросы  местного  значения и отдельные вопросы государственного
значения,   делегированные    или    переданные    органам    местного
самоуправления.

     Статья 127. К вопросам местного значения относятся:
     а) местный  бюджет,  местные  налоги  и   сборы,   иные   местные
финансовые ресурсы;
     б) муниципальная собственность;
     в) планировка  и  застройка  территорий  местного самоуправления,
системы местного энерго-, водо- и теплоснабжения, местный жилой фонд и
коммунальное хозяйство,  системы местных коммуникаций (связь, средства
массовой   информации   и   иные   системы   коммуникаций),    местное
строительство и реконструкция, инженерное обеспечение;
     г) местный транспорт и местные дороги;
     д) благоустройство территорий;
     е) землеустройство и землеотвод;
     ж) торговля,   общественное   питание,   бытовое  и  коммунальное
обслуживание;
     з) другие      вопросы,     перечень     которых     определяется
законодательством   Российской   Федерации,   законами    и    другими
нормативными  правовыми  актами  Самарской  области  с  учетом  мнения
органов местного самоуправления.

     Статья 128.  Органы местного самоуправления участвуют  в  решении
вопросов  государственного  значения,  перечень  которых  определяется
законодательством Российской Федерации и Самарской области.

     Статья 129.  По предметам совместного ведения Самарской области и
местного   самоуправления   органы   государственной   власти  области
принимают законы и иные нормативные правовые акты  по  согласованию  с
органами местного самоуправления.  Порядок согласования законов и иных
нормативных правовых актов устанавливается законом Самарской области.

     Статья 130.  Органы  местного  самоуправления  в  соответствии  с
законами  и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и
Самарской области осуществляют собственное  правовое  регулирование  в
пределах предоставленных им полномочий,  организуют исполнение законов
и  иных  нормативных  правовых  актов  Самарской  области,   а   также
собственных нормативных правовых актов.

     Статья 131.   Органы  местного  самоуправления  могут  наделяться
законом Самарской области отдельными государственными  полномочиями  с
передачей  согласованных  с  ними  объемов  материальных  и финансовых
средств,  необходимых  для  их  осуществления.  Реализация  переданных
полномочий  подконтрольна  органам  государственной  власти  Самарской
области.

     Статья 132. Органы государственной власти Самарской области могут
привлекать  органы местного самоуправления к осуществлению федеральных
и областных государственных программ с передачей средств,  необходимых
для их реализации.

     Статья 133.  Органы  государственной  власти  Самарской области и
органы местного самоуправления вправе заключать договоры  (соглашения)
о разграничении предметов ведения и делегирования полномочий, взаимных
обязательств и  ответственности  в  случаях  и  порядке,  определяемых
законом Самарской области.

           Глава 18. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
           САМОУПРАВЛЕНИЯ. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

     Статья 134.    В     муниципальных     образованиях     создаются
представительные органы местного самоуправления.  Порядок формирования
и сроки полномочий представительных  органов  местного  самоуправления
Самарской  области  определяются  законом Самарской области и уставами
муниципальных образований.
     В сельских    поселениях    представительные    органы   местного
самоуправления могут не создаваться,  а заменяться использованием форм
непосредственной  демократии,  избранием  должностных  лиц  на  основе
всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании.

     Статья 135. В городах и районах области избирается глава местного
самоуправления, руководящий деятельностью местной администрации. Глава
местного  самоуправления  может  возглавлять  представительный   орган
местного самоуправления.
     Глава местного самоуправления может избираться на основе всеобщих
равных  и  прямых  выборов при тайном голосовании или представительным
органом местного самоуправления из своего состава.

     Статья 136.  Порядок избрания,  основания и  порядок  прекращения
полномочий   органов  местного  самоуправления  определяется  законами
Самарской   области,   нормативными    правовыми    актами    местного
самоуправления.

     Статья 137.    Экономическую   основу   местного   самоуправления
составляют  природные  ресурсы   (земля,   ее   недра,   воды,   леса,
растительный  и  животный  мир),  находящиеся  в  границах  территорий
местного самоуправления,  местные финансы,  имущество,  находящееся  в
муниципальной собственности,  имущество, находящееся в государственной
собственности,  переданное   органам   местного   самоуправления   для
осуществления  отдельных  государственных  полномочий,  а  также  иная
собственность,   служащая   удовлетворению    потребностей    местного
населения.

     Статья 138.   Порядок   формирования,   владения,  пользования  и
распоряжения  муниципальной  собственностью,   формирования   местного
бюджета и его исполнение, создания внебюджетных фондов, установления и
отмены местных  налогов,  участие  местного  сообщества,  его  органов
самоуправления  в  финансово-хозяйственной  деятельности  регулируется
законами  Российской  Федерации,   Самарской   области,   нормативными
правовыми актами местного самоуправления.

     Статья 139.   Органы  государственной  власти  Самарской  области
создают  условия  для  развития  территорий  местного  самоуправления,
принимают меры экономической и социальной поддержки местных сообществ,
имеющих уровень бюджетной обеспеченности ниже  среднего  по  Самарской
области.

     Статья 140.  Гарантии местного самоуправления, полномочия, основы
организации   и   деятельности   органов    местного    самоуправления
устанавливаются   Конституцией   Российской   Федерации,  федеральными
законами, настоящим Уставом и законами Самарской области.
     Никто не  вправе вмешиваться в осуществление деятельности местных
сообществ и их органов,  в том числе принимать акты, ограничивающие их
компетенцию,  закрепленную  законодательством  Российской  Федерации и
Самарской области.

     Статья 141.   Местное   самоуправление   в   Самарской    области
гарантируется  правом  на судебную защиту,  компенсацию дополнительных
расходов,  ущерба,  возникших в результате решений,  принятых органами
государственной власти Самарской области, компенсаций ущерба в случаях
его нанесения территории местного самоуправления, ее природной среде в
результате   производственной   или   иной  деятельности  предприятий,
учреждений и организаций любых форм собственности.

     Статья 142. Ущерб, причиненный местному сообществу неправомерными
действиями  или  решениями  органов  государственной  власти Самарской
области, возмещается ему на основании решения суда либо добровольно по
требованию органа местного самоуправления.

        Глава 19. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

     Статья 143.  Население  территорий  местного самоуправления может
создавать органы территориального общественного самоуправления.

     Статья 144.  Вопросы   ведения   территориального   общественного
самоуправления   закрепляются   законом  Самарской  области,  уставами
муниципальных образований,  положениями о территориальном общественном
самоуправлении.

     Статья 145.   Органы  местного  самоуправления  могут  передавать
органам  территориального  общественного  самоуправления  часть  своих
функций,   заключать   с  ними  договоры  (соглашения),  если  это  не
противоречит федеральным законам и законам Самарской области.

                     Раздел VII. Судебная власть.
                   Правоохранительная деятельность

                      Глава 20. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

     Статья 146.  Судебная  власть  в Самарской области осуществляется
судами  Российской  Федерации.  Судебная  система  Самарской   области
устанавливается  в  соответствии  с Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами.

     Статья 147. Население Самарской области имеет право участвовать в
осуществлении  правосудия,  а  органы государственной власти Самарской
области - право участвовать в формировании кадров судебных  органов  в
соответствии с федеральным законом.

     Статья 148.    Органы    государственной    власти   и   местного
самоуправления  Самарской  области  содействуют  созданию  необходимых
условий   для  работы  судов,  не  вмешиваясь  в  их  деятельности  по
осуществлению правосудия.

     Статья 149.   Исходя   из   конституционного   единства   системы
государственной   власти   в  Российской  Федерации,  суды  Российской
Федерации при осуществлении  правосудия  руководствуются  нормативными
правовыми  актами  органов  государственной  власти Самарской области,
принятыми в  пределах  из  компетенции  так  же,  как  и  нормативными
правовыми актами, принятыми органами государственной власти Российской
Федерации.

              Глава 21. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     Статья 150.  Самарская область участвует в выработке и реализации
единой   политики   Российской   Федерации   по   вопросам   борьбы  с
преступностью,  разрабатывает  и  реализует  областные  программы   по
вопросам охраны правопорядка и безопасности граждан.

     Статья 151.  В  целях  обеспечения  личной  безопасности граждан,
защиты их имущества,  общественного порядка и борьбы с преступностью в
Самарской  области  действуют  федеральные,  областные и муниципальные
органы милиции.

     Статья 152.  Порядок создания,  структура и организация службы  в
органах   милиции   на   территории   Самарской  области  определяются
федеральными законами и законами Самарской области.

     Статья 153.  На территории  Самарской  области  действуют  органы
Прокуратуры Российской Федерации. Условия их деятельности определяются
федеральным законом.

     Статья 154.  На территории  Самарской  области  действуют  органы
Федеральной  Службы Безопасности,  иные федеральные правоохранительные
органы. Условия деятельности федеральных правоохранительных органов на
территории Самарской области определяются законом.

     Статья 155.    Органы    государственной    власти   и   местного
самоуправления Самарской области оказывают финансовое и материально  -
техническое  содействие  правоохранительным органам в осуществлении их
деятельности.

     Статья 156.  Координацию деятельности правоохранительных  органов
по борьбе с преступностью на территории Самарской области осуществляет
прокурор Самарской области.

                Раздел VIII. Заключительные положения

     Статья 157.  Губернатором Самарской области в течение переходного
периода  является  Глава Администрации Самарской области,  назначенный
Президентом Российской Федерации  и  выполняющий  эти  обязанности  на
момент вступления в силу настоящего Устава.

     Статья 158.  На  переходный период,  до принятия закона Самарской
области,    регулирующего    проведение    выборов    глав    местного
самоуправления,  их назначение производит Губернатор Самарской области
по   согласованию   с   собраниями   представителей    соответствующих
муниципальных образований.

     Статья 159. Сроки переходного периода устанавливаются федеральным
законодательством.

     Статья 160.  Устав Самарской области принимается и изменяется  не
менее  чем  2/3  голосов  от  установленного числа депутатов Самарской
Губернской Думы.

     Статья 161.  Все проекты изменений и дополнений в Устав Самарской
области  выносятся  на  открытое  обсуждение  через  средства массовой
информации.

     Статья 162.  В случае, если нормы Устава Самарской области придут
в  противоречие  с нормами,  принятых впоследствии федеральных законов
прямого действия, Устав Самарской области в месячный срок приводится в
соответствии с федеральными законами. На данные изменения и дополнения
правила,   изложенные   в   статье   161   настоящего    Устава,    не
распространяются.

     Статья 163.  Законы Самарской области и иные нормативные правовые
акты  органов  государственной  власти   и   местного   самоуправления
Самарской  области,  принятые  до  вступления  в силу Устава Самарской
области,  действуют лишь в той части,  в которой они  не  противоречат
Уставу Самарской области.

     Статья 164.  Устав  Самарской  области подписывается Губернатором
Самарской области и председателем Самарской Губернской Думы и вступает
в силу с момента его опубликования в печати.




     Глава Администрации
     Самарской области            К.А.ТИТОВ
     28.12.1995

     Председатель Самарской
     Губернской Думы              Л.И.КОВАЛЬСКИЙ
     22.12.1995





Информация по документу
Читайте также