Расширенный поиск
Решение Губернской Думы от 09.07.1996 № 232САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА РЕШЕНИЕ от 9 июля 1996 г. N 232 О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1996 - 2000 ГОДАХ" Рассмотрев территориальную целевую Программу "Развитие реабилитационной службы Самарской области в 1996 - 2000 годах", представленную Главой Администрации области, Самарская Губернская Дума решила: 1. Принять Программу "Развитие реабилитационной службы Самарской области в 1996 - 2000 годах" с учетом дополнения: 1.1. Внести в раздел 5 Программы пункт 5.7. следующего содержания: "Финансовое обеспечение Программы "Развитие реабилитационной службы Самарской области в 1996 - 2000 годах" подлежит ежегодной корректировке при утверждении областного бюджета на новый финансовый год". Председатель Думы Л.И.КОВАЛЬСКИЙ Утверждено решением Самарской Губернской Думы от 9 июля 1996 г. N 232 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1996 - 2000 ГОДАХ" Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами В соответствии с международными статистическими отчетами в России одной из важнейших социальных задач остается охрана здоровья населения. При этом приоритетными проблемами здоровья, по которым общество несет наибольшие потери, являются: травмы, младенческая смертность и заболеваемость новорожденных, инвалидность с детства, инфекционные болезни, психические расстройства, пневмонии, болезни беременных и материнская смертность. Большинство из этих проблем очень тесно связано с потерей трудоспособности, развитием инвалидности и необходимостью социальной защиты этой части населения, что предусматривается Федеральным Законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 25.03.93 N 394 "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 392 "О государственной службе медико - социальной экспертизы". К сожалению, следует признать, что современная тенденция к ежегодному увеличению в России числа лиц, нуждающихся в социальной опеке, связано в первую очередь с недостатками системы реабилитации больных и инвалидов. Если объективно взглянуть на состояние реабилитационной службы у нас в стране, то можно констатировать, что она не функционирует как целостная система. Медицинская и социальная реабилитация идут своими путями, практически мало соприкасаясь друг с другом. В результате этого больной оказывается один на один со своим недугом, он теряет ощущение, что обществу наряду с ним несет ответственность за его выздоровление, что общество заинтересовано, чтобы человек вернулся к активной социальной жизни. Усугубляет эту ситуацию слабая организация психологической помощи больным, которая должна была бы органически вплетаться в структуру медико - социальной реабилитации. В России в настоящее время практически отсутствует специализированная подготовка кадров для реабилитационной работы, не разработана методика преемственности между отдельными службами реабилитации. Очень мала доля промышленных предприятий, изготовляющих оборудование для трудовой и бытовой реабилитации инвалидов. Иными словами, пока еще не создано стройной концепции реабилитации в России, которая помогла бы организационно и функционально объединить разрозненные усилия различных ведомств, образовательных учреждений, предприятий для решения очень важной социальной задачи возвращения к активной общественной жизни инвалидов и больных. Есть и еще одна проблема. В современных условиях бюджетное финансирование медицинских и социальных учреждений реабилитации не может обеспечить высокий уровень проведения реабилитационных мероприятий для всего контингента больных и инвалидов. Необходимы дополнительные источники финансирования, а реальных инвестиционных программ пока еще не создано. Зарубежный опыт показывает, что все эти трудности преодолимы. Однако для этого требуется серьезный научно и экономически обоснованный методологический подход к организации реабилитационного дела с учетом этапа развития российского общества в целом и отдельных регионов страны в частности. Так, в Самарской области уже в настоящее время имеются весьма серьезные предпосылки, позволяющие уже в ближайшем будущем приступить к реорганизации реабилитационной службы. Это своего рода ресурсы для обеспечения работы по Программе. Они включают: - наличие заказа на решение такой социальной проблемы как совершенствование реабилитационной службы и готовность Администрации Самарской области взять на себя роль государственного заказчика; - интеллектуальный потенциал сотрудников Самарского медицинского института "РЕАВИЗ", позволяющий сформулировать концепцию развития реабилитационной службы в области и взять на себя ответственность головного исполнителя Программы; - наличие в Самарской области целого ряда учреждений здравоохранения, с успехом осуществляющих специальные программы медицинской реабилитации и понимающих целесообразность обогащения этих программ социальными, психологическими и организационными аспектами; - наличие в Самарской области центров социального обслуживания населения, центров медицинской реабилитации, врачебно - трудовых экспертных комиссий, имеющих определенный опыт реабилитационной работы и способных служить основой будущих типовых учреждений медико - социальной реабилитации; - методическая готовность административных структур области (Главного Управления социальной защиты населения области, Комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области, Главного управления здравоохранения Администрации области, территориального фонда обязательного медицинского страхования, департамента Федеральной службы занятости населения по Самарской области) принять участие в реализации проекта; - наличие производственных площадей и земельного участка под застройку на территории Советского района г. Самары для создания материальной базы областного экспертного центра медико - социальной реабилитации. Используя эти ресурсы наряду с финансовой поддержкой за счет средств областного бюджета, разработчики настоящей Программы рассчитывают в течение ближайшего пятилетия создать на базе концепции перспективного развития реабилитационной службы в Самарской области прообраз будущей организационной структуры реабилитации, апробировать его жизнеспособность в условиях социального эксперимента и приступить к его реальному воплощению. Все это в совокупности и составляет основное содержание данной Программы. В дальнейшем она может быть распространена и на другие регионы страны. Раздел II. Основные цели и задачи программы 2.1. Цель Программы: Разработка концепции развития реабилитационной службы Самарской области на 1996 - 2000 г. г. и поэтапное внедрение ее в практику. 2.2. Задачи Программы: 2.2.1. Детально разработать, научно и экономически обосновать концепцию развития реабилитационной службы в Самарской области. 2.2.2. Организовать в 1996 - 2000 г. г. проведение социального эксперимента по апробации разработанной Программы и доработать ее отдельные положения на практике. 2.2.3. В рамках эксперимента создать на территории одного из районов г. Самары (предположительно Советского района) областной экспертный центр медико - социальной реабилитации населения (далее Центр) и типовое учреждение медико - социальной реабилитации для отработки методологии реабилитационной работы в области. 2.2.4. Создать совет инвесторов из представителей Администрации области, иных органов и организаций для консультационной помощи Центру в проведении реабилитационной работы в населением. 2.2.5. Разработать и апробировать модель новых финансово - экономических отношений учреждений государственного и негосударственного типа, осуществляющих реабилитационную службу в области. 2.2.6. Разработать принципы взаимодействия административных, образовательных, общественных организаций, а также промышленных предприятий, участвующих в реализации Программы реабилитации населения. 2.2.7. В Центре как на учебно - производственной базе организовать подготовку, переподготовку и сертификацию кадров для реабилитационной службы области. 2.2.8. Создать методическое обеспечение преемственности в работе учреждений реабилитации. 2.2.9. Провести апробацию организационной структуры и принципов работы типового учреждения медико - социальной реабилитации. 2.2.10. Создать систему лицензионного контроля за деятельностью учреждений медико - социальной реабилитации. 2.2.11. Провести работу по организации работы медико - социальных экспертных комиссий на территории Самарской области, создав систему их взаимоотношений с учреждениями здравоохранения и реабилитационными центрами. 2.2.12. Провести реорганизацию работы реабилитационных центров и наладить систему лицензирования их деятельности. 2.2.13. Организовать участие медицинской, социальной и психологической службы в профессиональной переподготовке и бытовой адаптации инвалидов, а также больных с хроническими заболеваниями. 2.2.14. Усовершенствовать систему финансового обеспечения реабилитационной работы с населением. 2.2.15. Наметить программу по социально - психологической реабилитационной работе с населением в экологически неблагоприятных зонах области. 2.2.16. Определить программу приобщения инвалидов и тяжело больных к духовным ценностям современного общества. 2.2.17. Организовать работу по пропаганде идей реабилитации среди населения и привлечению к реабилитационной работе средств из внебюджетных источников. Раздел III. Сроки и этапы реализации Программы 1996 г. - организовать проведение научно - методической работы по совершенствованию концепции развития реабилитационной службы в Самарской области; - организовать научно - методическую проработку условий эксперимента по апробации разработанной программы; - приступить к созданию на территории Советского района г. Самары производственных площадей областного экспертного центра медико - социальной реабилитации населения; - создать совет инвесторов из представителей администрации области, ины х органов и организаций для консультативной помощи Центру в проведении реабилитационной работы с населением; - приступить к организации подготовки, переподготовки и сертификации кадров для реабилитационной службы области. 1997 г. - приступить к созданию на территории Советского района г. Самары производственных площадей под типовое учреждение реабилитации; - организовать работу областного экспертного центра медико - социальной реабилитации населения; - провести работу с руководителями промышленных предприятий Самарской области по организации выпуска приспособлений для профессиональной и бытовой адаптации инвалидов и больных с хроническими заболеваниями; - начать подготовку и переподготовку кадров для реабилитационной службы области; - подготовить программу лицензирования учреждений медико - социальной реабилитации. 1998 г. - продолжить подготовку производственных площадей и их оснащение; - оснастить и организовать работу типового учреждения реабилитации; - организационно и научно - методически обеспечить преемственность в работе областного экспертного центра медико - социальной реабилитации населения и типового учреждения реабилитации; - научно - методически обосновать и отработать на практике принципы финансово - экономической деятельности медико - социальных экспертных комиссий и учреждений реабилитации. 1999 г. - продолжить подготовку производственных площадей; - начать деятельность по организации работы медико - социальных экспертных комиссий на территории Самарской области, создав систему из взаимоотношений с учреждениями здравоохранения и реабилитационными центрами; - начать реорганизацию работы реабилитационных центров и наладить систему целевой подготовки кадров для службы реабилитации и организовать сертификацию молодых специалистов в этой области; - апробировать созданную систему финансово - экономической поддержки учреждений реабилитации. 2000 г.- организовать участие медицинской, социальной и психологической службы в профессиональной переподготовке и бытовой адаптации инвалидов и больных, оснастив соответствующим образом такие отделения учреждений реабилитации; - научно - методически обосновать и внедрить систему трудоустройства граждан с инвалидностью; - создать систему контроля за работой учреждений реабилитации; - разработать и начать внедрение программы по социально - психологической реабилитационной работы с населением в экологически неблагоприятных зонах области; - разработать и начать внедрение программы приобщения инвалидов и тяжело больных к духовным ценностям современного общества; - организовать работу по пропаганде идей реабилитации среди населения и привлечению к реабилитационной работе средств из внебюджетных источников. Раздел IV. Система программных мероприятий Программные мероприятия планируется проводить в соответствии с концепцией развития реабилитационной службы Самарской области, основные положения которой отражены на схеме (прилагается) и предусматривают следующий порядок осуществления настоящей Программы. 1. Организация перехода от сугубо медицинских мероприятий к комплексной системе медицинской, психологической и социальной реабилитации Детальная характеристика проблемы. В соответствии с новыми условиями развития российского общества, определившими цель настоящей Программы, организационная структура реабилитационной службы Самарской области должна быть реорганизована. При этом в процессе реорганизации необходимо учитывать следующие моменты. В настоящее время направление больного на реабилитацию далеко не всегда входит в схему медицинского обслуживания населения. Связано это с несколькими обстоятельствами. Во-первых, до сих пор нет четкого определения, что такое реабилитация и когда следует начинать реабилитационные мероприятия. Во-вторых, нет единой формы медицинского заключения, позволяющего четко наметить индивидуальную схему реабилитации. В-третьих, в процессе работы с больным врач самостоятельно руководит его лечением, не ставя перед собой задачу привлечения к этому процессу психологической и социальной службы, семьи, различных общественных структур. В большинстве случаев это просто невозможно в силу специфики врачебной деятельности в стационаре или поликлинике, тем более, что развертывание реабилитационных мероприятий обязательно повлечет за собой в будущем увеличение потока больных. Гораздо лучше мог бы справиться с этой проблемой семейный врач, но создание нового для нашей страны института семейных врачей довольно сложная проблема: нет единой устоявшейся методики их подготовки, не отработана система финансирования их деятельности, не определен четко круг их должностных обязанностей, не разработан порядок их взаимодействия с врачами поликлиник и стационаров. Перечень программных мероприятий: - определив реабилитацию как систему мероприятий, направленных на восстановление медицинского, социального и психологического статуса больного и проводимых с первой ремиссии заболевания, которая наступила в результате адекватно проведенного лечения после первичной постановки диагноза, апробировать следующую схему перехода к реабилитационным мероприятиям: Регистрация больным первых симптомов заболевания --------------------¬ ¦ Обращение к врачу ¦ L----------T--------- ¦ -----------------------+---------------------¬ ¦ Амбулаторное или стационарное обследование ¦ L----------------------T---------------------- ¦ -----------+--------¬ ¦ Первичный диагноз ¦ L----------T--------- ¦ -------------------+--------------------¬ ¦ Амбулаторное или стационарное лечение ¦ ¦ в соответствии с первичным диагнозом ¦ L------------------T--------------------- ¦ ------------------------------+----------------------------¬ ¦ Диагностическое подтверждение выздоровления или ремиссии ¦ L-----------------------------T----------------------------- ¦ ---------------+---------------¬ ¦ Реабилитационные мероприятия ¦ L------------------------------- - определить контингент лиц, нуждающихся в проведении реабилитационных мероприятий; - разработать единую форму медико - социальной карты больного, включающую не только диагноз заболевания, содержание диагностических исследований и проведенного лечения, но и описание условий жизни, социального и семейного положения, материального дохода, краткого психологического портрета больного - сведений, необходимых для экспертной оценки необходимости реабилитационных мероприятий; - утвердить положение, по которому оформление медико - социальной карты больного, направляемого на реабилитацию, поручается либо семейному врачу, либо любому другому специалисту с высшим медицинским образованием с участием социального работника; - определить порядок и содержание постдипломной подготовки семейных врачей, начать ее осуществление, разработать систему оплаты труда семейных врачей и перечень их должностных обязанностей. 2. Создание структуры для придания реабилитационными мероприятиями комплексного медико - психолого - социального характера Детальная характеристика проблемы. До последнего времени определение врачебно - трудовых экспертных комиссий (ВТЭК). Эти комиссии выдавали заключение медицинского характера о трудоспособности пациента, на основании которого учреждения социальной защиты населения обеспечивали последнего соответствующим денежным пособием. Такая система, когда социальная по содержанию задача решалась исключительно медицинскими методами и сводилась, по существу, только к определению трудоспособности, не удовлетворяла причастных к ее осуществлению специалистов и не соответствовала оценке инвалидности Всемирной организацией здравоохранения. По этой причине 3 апреля 1996 года вышло постановление Правительства Российской Федерации N 392 "О государственной службе медико - социальной экспертизы", рекомендующее "создавать учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы на базе врачебно - трудовых экспертных комиссий с учетом потребности населения в медико - социальном экспертном обслуживании". Но несмотря на начало работы в области по преобразованию ВТЭК в МСЭК (медико - социальные экспертные комиссии) и изменения подхода к самому понятию "инвалидность", до истинной реорганизации еще далеко. По - прежнему вопрос об инвалидности и определению показаний к реабилитации остается в рамках МСЭК только медицинским вопросом, а социальные проблемы граждан решаются совершенно изолированно в районных отделениях социальной защиты населения. Да и само понятие "реабилитация" рассматривается исключительно с врачебных позиций, хотя во всем мире это прежде всего проблема медицинских сестер с высшим образованием. Перечень программных мероприятий: - апробировать новую по задачам организационную структуру медико - социальных экспертных комиссий, включающих в состав бригады для индивидуальной экспертизы больного или инвалида врача - специалиста по реабилитологии, врача - специалиста по медицинскому профилю больного, медицинскую сестру с высшим образованием, психолога, социолога; - детально разработать функциональные обязанности членов экспертной бригады, которые предполагается распределить следующим образом. Специалисты медицинского профиля, используя данные медико - социальной карты больного и результаты собственной экспертизы, намечают программу медицинской реабилитации. Психолог обосновывает приемы и объем психологической реабилитации, совместно с социологом определяет программу бытовой и профессиональной реабилитации или адаптации, программу работы с семьей пациента. Социолог, кроме этого, устанавливает индивидуальную систему оплаты реабилитационных услуг, исходя из материальных возможностей инвалида или больного; - разработать единую форму реабилитационной карты, содержащей заключение МСЭК по всем указанным разделам; - определить программу постдипломной подготовки специалистов медицинского и немедицинского профиля для работы в системе МСЭК и приступить к ее осуществлению; - создать систему финансирования работы МСЭК и определить формы взаимоотношения последних с различными административными, медицинскими и социальными структурами в области, а также с типовыми учреждениями реабилитации. 3. Совершенствование системы реабилитационных учреждений области Детальная характеристика проблемы. В настоящее время в области функционирует три различных типа реабилитационных учреждений, работу которых раздельно контролируют Главное управление здравоохранения Администрации области, Главное управление социальной защиты населения области, комитет по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области. Такая ведомственная разобщенность снижает организационную, методическую и экономическую эффективность работы реабилитационных учреждений, не позволяет им плодотворно накапливать и развивать полученный опыт, затрудняет выработку единых критериев в оценке их деятельности. Существующие реабилитационные учреждения очень часто плохо оснащены современными приспособлениями для профессиональной и бытовой адаптации. Возникают проблемы и с квалифицированными кадрами. Перечень программных мероприятий: - разработать и утвердить единый методический подход к статусу типовых реабилитационных учреждений области, организуя их не по ведомственному признаку и не по содержанию работы, а по профилю и уровню оказываемых в первую очередь медицинских услуг; - расширить спектр медицинской, психологической и социальной помощи больным и инвалидам, усилив сектор патронажных услуг, перенеся часть забот по реабилитации на семью пациента; - усилить внимание к проблемам профессиональной и бытовой адаптации больных и инвалидов, оснастив соответствующие отделения реабилитационных учреждений с участием зарубежных фирм, а также промышленных предприятий области, определив предварительно рентабельность подобного социального заказа; - ввести в структуру реабилитационных учреждений социальный отдел, четко определив его задачи; - разработать единую форму реабилитационного заключения, отражающего эффективность реабилитации, рекомендации семейному или участковую врачу для дальнейшего наблюдения, создающего возможность статистического учета результатов реабилитации и ее преемственности; - апробировать на практике все научно - методические разработки по организации типового учреждения реабилитации, создав прообраз такового в виде учебно - производственной базы подготовки специалистов соответствующих профилей; - организовать подготовку специалистов медицинского и немедицинского профиля для работы в учреждениях реабилитации. 4. Создать систему управления и контроля деятельности реабилитационной службы области Детальная характеристика проблемы. В постановлении Правительства Российской Федерации "О государственной службе медико - социальной экспертизы" рекомендуется "органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создавать... самостоятельные структурные подразделения по руководству учреждениями государственной службы медико - социальной экспертизы". Нуждаются в единой форме управления и типовые учреждения реабилитации. В последнем случае следует учитывать тот факт, что реабилитация - это не просто социальный акт, а сложный процесс восстановления физического, психологического и социального здоровья, требующий исключительно индивидуального подхода. По этой причине реабилитационные учреждения могут иметь различный уровень организации (отделение стационара или поликлиники, реабилитационный центр, учреждение санаторно - курортного типа, профилакторий), но должны соответствовать единым методическим требованиям, которые к настоящему времени не сформулированы. Это связано с отсутствием лицензионного контроля за деятельностью таких учреждений. Расплывчатость организационных проблем, связанных с реабилитацией, исключает возможность четкого управления ситуацией со стороны Администрации области. Перечень программных мероприятий: - организовать областной экспертный центр медико - социальной реабилитации населения. На первом этапе создать его по типу МСЭК и апробировать на нем как на модели работу этой структуры с населением. На втором этапе сделать его органом управления и контроля медико - социальной и психолого - социальной реабилитационной службой области, отрабатывая на практике его взаимодействие с вновь создаваемыми МСЭК и учреждениями реабилитации. На заключительном этапе добавить к функциям супервизорства (текущего контроля) экспертного центра право на лицензирование учреждений реабилитации и на сертификацию кадров; - на базе экспертного центра разработать социальные программы экологической и духовной реабилитации населения. Раздел V. Финансовое обеспечение Программы 5.1. Смета расходов по подготовке производственных площадей для экспертного центра медико - социальной реабилитации населения и типового учреждения реабилитации ---T--------------------T-----------------T----------------T------¬ ¦N ¦ Виды работ ¦ Схема расчета ¦Проектная ¦Срок ¦ ¦ ¦ ¦стоимости работ ¦стоимость ¦испол-¦ ¦ ¦ ¦ ¦работ ¦нения ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦1.¦Проектирование капи-¦10% от стоимости ¦1 650 млн. руб. ¦1996г.¦ ¦ ¦тального ремонта ¦строительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦здания и строитель- ¦работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ства дополнительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦помещений ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦2.¦Оформление разрешаю-¦С учетом установ-¦1 000 млн. руб. ¦1996г.¦ ¦ ¦щих документов ¦ленных нормативов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГлавАПУ и эксплуати-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рующих организаций ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦3.¦Капитальный ремонт ¦S сущ.зд.=950кв.м¦1 235 млн. руб. ¦1996г.¦ ¦ ¦существующего ¦С=950 кв.м*1,3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦здания ¦млрд. руб. ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦4.¦Оснащение диагнос- ¦С учетом пример- ¦1 500 млн. руб. ¦1997г.¦ ¦ ¦тического блока обо-¦ных потребностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рудованием и аппара-¦населения в новых¦ ¦ ¦ ¦ ¦турой ¦видах диагности- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческих исследова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ний ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦5.¦Строительные работы ¦S надст.=96 кв.м ¦250 млн. руб. ¦1997г.¦ ¦ ¦по надстройке поме- ¦С=96 кв.м х 2,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦щений ¦млрд. руб. ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦6.¦Строительные работы ¦S пр.А=3500 кв.м ¦9 100 млн. руб. ¦1998г.¦ ¦ ¦по пристрою А ¦С=3500 кв.м х 2,6¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦млрд. руб. ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦7.¦Оснащение первой ¦С учетом пример- ¦6 000 млн. руб. ¦1998г.¦ ¦ ¦очереди реабилитаци-¦ных потребностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦онного блока ¦населения в объе-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ме и видах реаби-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦литационных услуг¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦8.¦Строительные работы ¦S пр.Б=2210 кв.м ¦5 746 млн. руб. ¦1999г.¦ ¦ ¦по пристрою Б ¦С=2210 кв.м х 2,6¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦млрд. руб. ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦9.¦Оснащение второй ¦С учетом пример- ¦3 519 млн. руб. ¦1999г.¦ ¦ ¦очереди реабилитаци-¦ных потребностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦онного блока ¦населения в объе-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ме и видах реа- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦билитационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦услуг ¦ ¦ ¦ L--+--------------------+-----------------+----------------+------- ИТОГО: 30 000 млн. руб. 5.2. Смета расходов по материальному обеспечению программы подготовки кадров: ---T--------------------T-----------------T----------------T------¬ ¦N ¦Виды образовательной¦ Схема расчета ¦Проектная ¦Срок ¦ ¦ ¦ подготовки ¦стоимости работ ¦стоимость ¦испол-¦ ¦ ¦ ¦ ¦работ ¦нения ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦1.¦Зарубежная стажиров-¦25000 дол. в год ¦1 500 млн. руб. ¦1996г.¦ ¦ ¦ка преподавательско-¦на одного челове-¦ ¦ ¦ ¦ ¦го состава по прог- ¦ка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦раммам реабилитаци- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦онного направления ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦2.¦Подготовка методи- ¦Стоимость типо- ¦3 500 млн. руб. ¦1996г.¦ ¦ ¦ческих материалов ¦графского издания¦ ¦ ¦ ¦ ¦для додипломного и ¦учебной литерату-¦ ¦ ¦ ¦ ¦постдипломного ¦ры, приобретение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обучения ¦и переводе учеб- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ных пособий ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦3.¦Додипломная и пост- ¦6 млн. руб. в год¦600 млн. руб. ¦1997- ¦ ¦ ¦дипломная подготовка¦на 1 человека ¦ ¦2000г.¦ ¦ ¦семейных врачей ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦4.¦Додипломная и пост- ¦6 млн. руб. в год¦600 млн. руб. ¦1997- ¦ ¦ ¦дипломная подготовка¦на 1 человека ¦ ¦2000г.¦ ¦ ¦врачей-реабилитоло- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гов ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦5.¦Додипломная и пост- ¦6 млн. руб. в год¦6000 млн. руб. ¦1997- ¦ ¦ ¦дипломная подготовка¦на 1 человека ¦ ¦2000г.¦ ¦ ¦медицинских сестер с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦высшим образованием ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦6.¦Додипломная и пост- ¦6 млн. руб. в год¦600 млн. руб. ¦1997- ¦ ¦ ¦дипломная подготовка¦на 1 человека ¦ ¦2000г.¦ ¦ ¦психологов ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦7.¦Додипломная и пост- ¦6 млн. руб. в год¦600 млн. руб. ¦1997- ¦ ¦ ¦дипломная подготовка¦на 1 человека ¦ ¦2000г.¦ ¦ ¦социальных работни- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ков ¦ ¦ ¦ ¦ L--+--------------------+-----------------+----------------+------- ИТОГО: 8 000 млн. руб. 5.3. Смета расходов по материальному обеспечению научно - методических исследований и консультационной деятельности ---T--------------------T-----------------T----------------T------¬ ¦N ¦ Статьи ¦ Схема расчета ¦Проектная ¦Срок ¦ ¦ ¦ сметы ¦стоимости работ ¦стоимость ¦испол-¦ ¦ ¦ ¦ ¦работ ¦нения ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦1.¦Заработная плата за ¦С учетом пример- ¦1400 млн. руб. ¦1996- ¦ ¦ ¦выполнение заказных ¦ного объема науч-¦ ¦2000г.¦ ¦ ¦научных исследований¦ных исследований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с учетом начислений ¦+40% начислений ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦2.¦Стоимость оборудова-¦С учетом пример- ¦6 000 млн. руб. ¦1996- ¦ ¦ ¦ния для научных ис- ¦ного объема ис- ¦ ¦2000г.¦ ¦ ¦следований ¦следований ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦3.¦Стоимость программ- ¦С учетом пример- ¦2 000 млн. руб. ¦1996- ¦ ¦ ¦ного обеспечения ¦ного объема ис- ¦ ¦2000г.¦ ¦ ¦научно-методических ¦следований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦4.¦Стоимость печатной ¦С учетом пример- ¦4 000 млн. руб. ¦1996- ¦ ¦ ¦продукции ¦ного объема ис- ¦ ¦2000г.¦ ¦ ¦ ¦следований ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦5.¦Стоимость внедрения ¦С учетом пример- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦результатов исследо-¦ного объема ис- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ваний ¦следований ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+-----------------+----------------+------+ ¦6.¦Стоимость консульта-¦С учетом пример- ¦3 000 млн. руб. ¦1996- ¦ ¦ ¦ционных услуг работ-¦ного объема работ¦ ¦2000г.¦ ¦ ¦ников центра ¦по обслуживанию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ L--+--------------------+-----------------+----------------+------- ИТОГО: 16 400 млн. руб. 5.4. Примерное штатное расписание областного экспертного центра медико - социальной реабилитации --------------------------------------T----------T----------------¬ ¦ Должность ¦Количество¦ Заработная ¦ ¦ ¦ ставок ¦ плата за год¦ +-------------------------------------+----------+----------------+ ¦1. Директор ¦ 1.0 ¦15000000 руб. ¦ ¦2. Заместитель директора ¦ 1.0 ¦10000000 руб. ¦ ¦3. Эксперт по медицинской реабили- ¦ ¦ ¦ ¦ тации с врачебным образованием ¦ 5.0 ¦50000000 руб. ¦ ¦4. Эксперт по медицинской реабили- ¦ ¦ ¦ ¦ тации с высшим сестринским ¦ ¦ ¦ ¦ образованием ¦ 1.0 ¦10000000 руб. ¦ ¦5. Эксперт по социальной реабилитации¦ 3.0 ¦30000000 руб. ¦ ¦6. Эксперт по психологической ¦ ¦ ¦ ¦ реабилитации ¦ 3.0 ¦30000000 руб. ¦ ¦7. Секретарь ¦ 1.0 ¦5000000 руб. ¦ ¦8. Регистратор ¦ 1.0 ¦5000000 руб. ¦ ¦9. Процедурная сестра ¦ 1.0 ¦5000000 руб. ¦ ¦10. Сестра-хозяйка ¦ 1.0 ¦7000000 руб. ¦ ¦11. Юрист ¦ 1.0 ¦5000000 руб. ¦ ¦12. Экономист ¦ 1.0 ¦10000000 руб. ¦ ¦13. Бухгалтер ¦ 1.0 ¦8000000 руб. ¦ ¦14. Кассир ¦ 1.0 ¦6000000 руб. ¦ ¦15. Водитель ¦ 1.0 ¦5000000 руб. ¦ L-------------------------------------+----------+----------------- Всего за год: 200 000 000 руб. Всего за год с начислениями: 280 000 000 руб. ИТОГО за 5 лет: 1400 000 000 руб. 5.5. Примерное штатное расписание типового учреждения медико - социальной реабилитации (на 100 обслуживаемых) --------------------------------------T----------T----------------¬ ¦ Должность ¦Количество¦ Заработная ¦ ¦ ¦ ставок ¦ плата за год¦ +-------------------------------------+----------+----------------+ ¦1. Директор ¦ 1.0 ¦15 000 000 руб. ¦ ¦2. Заместитель директора ¦ 1.0 ¦10 000 000 руб. ¦ ¦3. Врач-реабилитолог ¦ 5.0 ¦50 000 000 руб. ¦ ¦4. Медицинская сестра с высшим ¦ ¦ ¦ ¦ образованием ¦ 10.0 ¦100000 000 руб. ¦ ¦5. Медицинская сестра со средним ¦ ¦ ¦ ¦ образованием ¦ 20.0 ¦150000 000 руб. ¦ ¦6. Санитарка ¦ 10.0 ¦30 000 000 руб. ¦ ¦7. Социальный работник ¦ 5.0 ¦50 000 000 руб. ¦ ¦8. Специалист по профессиональному ¦ ¦ ¦ ¦ и бытовому тренингу ¦ 3.0 ¦30 000 000 руб. ¦ ¦9. Психолог ¦ 10.0 ¦100000 000 руб. ¦ ¦10. Процедурная сестра ¦ 5.0 ¦10 000 000 руб. ¦ ¦11. Сестра-хозяйка ¦ 1.0 ¦10 000 000 руб. ¦ ¦12. Фармацевт ¦ 2.0 ¦10 000 000 руб. ¦ ¦13. Лаборант ¦ 2.0 ¦10 000 000 руб. ¦ ¦14. Гардеробщик ¦ 1.0 ¦ 3 000 000 руб. ¦ ¦15. Бухгалтер ¦ 1.0 ¦12 000 000 руб. ¦ ¦16. Кассир ¦ 1.0 ¦ 5 000 000 руб. ¦ ¦17. Водитель ¦ 1.0 ¦ 5 000 000 руб. ¦ L-------------------------------------+----------+----------------- Всего за год: 600 000 000 руб. Всего за год с начислениями: 840 000 000 руб. ИТОГО за 5 лет: 4 200 000 000 руб. 5.6. Проект поэтапного финансирования программы ------------------------------T-----------------------------------¬ ¦ Источники ¦ Инвестируемый вклад в денежном¦ ¦ финансирования ¦ эквиваленте (млрд. руб.) ¦ ¦ +-----T-----T-----T-----T-----T-----+ ¦ ¦1996 ¦1997 ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦Всего¦ +-----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦1. Средства областного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджета ¦ - ¦ 7,8 ¦21,0 ¦13,0 ¦ 3,0 ¦44,8 ¦ +-----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦2. Главное управление соци- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ альной защиты населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области ¦ 5,6 ¦ 0,8 ¦ 0,6 ¦ 0,6 ¦ 0,6 ¦ 8,2 ¦ +-----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦3. Комитет по вопросам семьи,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материнства и детства Ад- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦4. Территориальный фонд обя- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зательного медицинского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ страхования ¦ - ¦ 0,4 ¦ 0,4 ¦ 0,4 ¦ 0,4 ¦ 1,6 ¦ +-----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦5. Департамент Федеральной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ службы занятости населения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по Самарской области ¦ - ¦ - ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 0,9 ¦ +-----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦6. Самарский медицинский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ институт "РЕАВИЗ" ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 1,5 ¦ +-----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦7. Главное управление здра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воохранения Администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области (областной бюджет)¦ - ¦ - ¦ - ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,2 ¦ +-----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦8. Государственный комитет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экологии и природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ресурсов области ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ +-----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦9. Управление культуры Адми- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нистрации области (област-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ной бюджет) ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ +-----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦10. Администрация Советского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ района г. Самары ¦ 1,2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1,2 ¦ +-----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦ ИТОГО: ¦ 7,3 ¦ 9,6 ¦22,9 ¦15,0 ¦ 5,2 ¦60,0 ¦ L-----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------ 5.7. Финансовое обеспечение Программы "Развитие реабилитационной службы Самарской области в 1996 - 2000 годах" подлежит ежегодной корректировке при утверждении областного бюджета на новый финансовый год. Раздел VI. Механизм реализации Программы В соответствии с предполагаемым финансовым обеспечением программы для ее реализации будет использовано 78% средств областного бюджета, из которых 75% выделяются специально для финансирования Программы, а 3% проходит по соответствующим статьям комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области, Главного управления здравоохранения Администрации области, управления культуры Администрации области, 15% финансового обеспечения Программы восполняется ведомствами, получающими средства из федерального бюджета (Главным управлением социальной защиты населения области, департаментом Федеральной службы занятости населения по Самарской области), 2% финансового обеспечения Программы осуществляется за счет средств (города Самары администрация Советского района). Наконец, 5% финансирования Программы проводят некоммерческие организации государственного и негосударственного типа, такие, как территориальный фонд обязательного медицинского страхования и Самарский медицинский институт "РЕАВИЗ". Механизм финансового и рабочего участия различных организаций в реализации программы следующий. Главное управление социальной защиты населения области, администрация Советского района г. Самары и Самарский медицинский институт "РЕАВИЗ" заключают "Договор о сотрудничестве", предусматривающий распределение обязанностей и ответственности между сторонами при реализации Программы развития реабилитационной службы области и в ходе проведения социального эксперимента с организацией областного экспертного центра медико - социальной реабилитации населения. В договоре оговаривается также перечень организаций государственного и негосударственного типа, которые могут быть заинтересованы в проведении эксперимента и его практических результатах. По этому договору Главное управление социальной защиты населения области, выступающее в роли одного из инвесторов, осуществляет частичное финансирование Программы. Главное управление социальной защиты населения выступает и в роли контролирующей организации за целевым расходованием выделенных средств, которые он перечисляет на расчетный счет исполнителя в банке или сразу в адрес строительных организаций, организацией - поставщиков оборудования, на оплату работы сотрудников согласно утвержденным сметам расходов. Наконец, представитель Главного управления социальной защиты населения области входит в соответствии с Программной в состав совета инвесторов. Основным исполнителем проекта является Самарский медицинской институт "РЕАВИЗ" (далее Исполнитель), который выступает одновременно и одним из инвесторов Программы. Исполнитель осуществляет Программу по части использования бюджетных средств для строительства, оснащения и обеспечения работы Центра соответственно графику кредитования Программы финансовым управлением комитета по экономике и финансам Администрации области. Представитель финансового управления является одним из членов совета инвесторов. Подготовку и переподготовку кадров специалистов по социальной работе с населением и социальной психологии Исполнитель, по сложившейся традиции, осуществляет в соответствии с "Договором о сотрудничестве" с комитетом по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области (далее Комитет). При этом 67% стоимости обучения восполняется Комитетом, а 33% оплачивает Исполнитель. Кроме того, Комитет принимает участие в финансировании части программы, касающейся работы экспертного центра медико - социальной реабилитации населения. Представитель Комитета входит в состав совета инвесторов. Часть Программы по постдипломной подготовке врачей, медицинских сестер с высшим и средним образованием, квалификация которых позволила бы им работать в области медицинской реабилитологии, готов инвестировать Самарский медицинской институт "РЕАВИЗ" как основной Исполнитель, привлекая к этой проблеме медицинские учреждения области и частные средства физических лиц, заинтересованных в получении постдипломного образования в сфере реабилитации. Реализация Программы в разделе обеспечения преемственности отдельных служб медико - социальной реабилитации предполагает апробацию нового способа медицинского обслуживания населения с участием семейного врача. На этом этапе эксперимента заинтересованными организациями оказываются Главное управление здравоохранения Администрации области, в основном, по части интеллектуального вклада, а также территориальный фонд обязательного медицинского страхования, последний планируется привлечь в качестве инвестора. Представители территориального Фонда обязательного медицинского страхования, Главного управления здравоохранения Администрации области, Главного управления социальной защиты населения области принимают участие в разработке системы восполнения денежных средств, затрачиваемых на реабилитационную службу области, за счет оказания платных реабилитационных услуг и за счет совершенствования механизма медицинского страхования. В этом разделе выполнения Программы предстоит строго определить те категории населения, которые в соответствии с законодательством будут получать реабилитационные услуги бесплатно. Следует также четко наметить механизм поступления средств в учреждения реабилитации от страховых организаций и отдельных граждан. Осуществление Программы требует выполнения научных и научно - методических исследований с привлечением специалистов различного профиля, в частности, работников Главного управления здравоохранения Администрации области и сотрудников служб социальной защиты населения. Их вклад в Программу оценивается как интеллектуальная собственность и может учитываться в денежном эквиваленте. Одним из возможных инвесторов Программы может быть департамент Федеральной службы занятости населения по Самарской области, учитывая тот факт, что проблемы реабилитации, решаемые в ходе эксперимента, затрагивают вопросы трудоспособности, трудовой адаптации и профессиональной переориентации больных и инвалидов. В роли инвестора к реализации Программы может быть привлечен Государственный комитет экологии и природных ресурсов области, так как вопросы здоровья населения очень тесно связаны с экологической ситуацией в регионе и требуют тесного взаимодействия служб медико - социальной реабилитации с названным административным подразделением. Данный инвестиционный проект затрагивает интересы и управления культуры Администрации области, поскольку процесс вовлечения больных, инвалидов, пожилых людей в социально активный образ жизни невозможен без создания условий для удовлетворения духовных потребностей этой категории населения. Взаимоотношения с каждым из инвесторов оформляются как договор о совместной деятельности между Исполнителем и инвестором. Возможности широкой пропаганды идей, заложенных в Программу реабилитации, которая затрагивает интересы практически любой семьи, могут создать условия для широкого привлечения к инвестиционному проекту не только юридических, но и физических обслуживание населения предусматривает долевое участие в его финансировании самых различных органов и организаций федерального, областного, городского, негосударственного и коммерческого типа, а также физических лиц. Учитывая основные тенденции развития нашего общества, в дальнейшем планируется перейти к системе платного оказания реабилитационных услуг населению, оставив бесплатным реабилитационное обслуживание только определенных социально незащищенных категорий граждан. Раздел VII. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации Главным исполнителем Программы является Самарский медицинский институт "РЕАВИЗ", вкладывающий в ее выполнение интеллектуальный потенциал, осуществляющий подготовку кадров по программе и основные аспекты организационной деятельности, распределяющий и реализующий финансовые поступления инвесторов, а также бюджетные средства для выполнения Программы. Самарский медицинской институт "РЕАВИЗ" одновременно является и одним из инвесторов Программы. Управление Программой проводят две вновь создаваемые структуры: областной экспертный центр медико - социальной реабилитации населения и совет инвесторов. Предполагается, что экспертный центр, участвуя в управлении Программой, в дальнейшем возьмет на себя функции управления реабилитационной службой области в целом и контроля эффективности ее работы. Этому будет способствовать, с одной стороны, совершенствование функциональных взаимоотношений между экспертным центром, учреждениями реабилитации и медико - социальными экспертными комиссиями уже в ходе реализации настоящей Программы. С другой стороны, Программа предусматривает передачу экспертному центру обязанности проводить лицензирование учреждений реабилитации и МСЭК, а также сертификацию кадров, что позволит ему качественно выполнять контролирующие задачи. Наконец, для экспертного центра как органа управления и контроля при выполнении данной программы является возможность отработки взаимоотношений с Заказчиком - Администрацией области. Чтобы такая система взаимоотношений была максимально эффективной, настоящей Программой предусматривается формирование совета инвесторов. Совет инвесторов создается из числа представителей всех заинтересованных ведомств Администрации области с функцией контроля как за ходом реализации Программы по развитию реабилитационной службы области, так и за рациональным расходованием инвестируемых и бюджетных средств. Одновременно совет инвесторов послужит моделью для отработки взаимоотношений областного экспертного центра медико - социальной реабилитации с Администрацией области. В состав совета инвесторов могут входить представители иных органов и организаций. Состав совета инвесторов утверждается Губернатором области. Члены совета инвесторов осуществляют свою деятельностью на безвозмездной основе. Раздел VIII. Оценка эффективности, социально - экономических экологических последствий программы Настоящая Программа затрагивает решение проблем, связанных с сохранением здоровья населения, ростом его рабочего потенциала, возвращением людей, независимо от уровня их трудоспособности, к активной социальной жизни. Такое назначение программы и определяет ее социально - экономическую эффективность. Дело в том, что забота о здоровье населения - это не только ответственность общества перед современниками и перед будущими поколениями, это еще и основа для экономического развития страны. С проблемой сохранения здоровья неразрывно связан рост трудоспособности населения. Из-за несовершенства реабилитационной системы процесс выздоровления больных людей чрезвычайно затягивается, расходуются огромные средства по оплате листов нетрудоспособности и на то, чтобы создать больному замену на рабочем месте. Более того, значительные людские рабочие ресурсы отвлекаются на уход за больными и инвалидами. При этом последние, будучи практически изолированными от общества, заставляют нас нести огромный груз моральной ответственности, который так и остается нереализованным опять таки из-за несовершенства службы психолого - социальной реабилитации. В связи с изложенным социально - экономическую эффективность от реализации данной Программы развития реабилитационной службы области можно было бы отразить следующими перспективами: - уменьшение затрат на количество койко - дней в стационарных условиях за счет возможности более быстрого перехода больных от стационарного режима к амбулаторно - реабилитационному; - уменьшение затрат на оплату листов нетрудоспособности работающих граждан за счет ускорения процесса их выздоровления и сокращения числа рецидивов заболевания в условиях рациональной организации реабилитационных мероприятий; - уменьшение затрат на оплату работы сотрудников, замещающих заболевших на производстве; - уменьшение затрат, связанных с отвлечением от работы граждан, осуществляющих уход за больными и инвалидами. В последнем случае этому способствуют навыки бытовой адаптации, которые приобретаются инвалидами в учреждениях реабилитации; - уменьшение затрат общества на содержание инвалидов как за счет повышения эффективности их реабилитации, так и за счет перевода инвалидов в категорию работающих лиц путем использования в индивидуальных программах реабилитации приемов трудовой адаптации; - уменьшение стрессового напряжения в обществе как ведущего индуктора заболеваемости за счет вовлечения больных, инвалидов и их родственников в активный процесс психологической реабилитации; - сокращение и рациональное распределение средств областного бюджета, расходуемых на здравоохранение и социальную защиту населения, в связи с совершенствованием системы медицинского страхования, уменьшением расходов на содержание инвалидов из обеспеченных семей, оказанием платных реабилитационных услуг, изысканием новых источников внебюджетного финансирования. Это направление тесно связано с эффективностью введения в реабилитационную систему службы социального работника. Данная Программа несет в себе возможность повлиять на решение экологических проблем в области. Достигается это двумя путями: - уменьшение доли экологической патологии среди населения неблагополучных районов области за счет рациональной организации реабилитационных мероприятий, направленных как на коррекцию имеющихся нарушений, так и на профилактику расстройств, связанных с воздействием промышленных экотоксикантов; - привлечение внимания общественности к решению экологических проблем, неотделимых от проблем реабилитологии. Наконец, особо следует остановиться на экономической эффективности, заложенный в основу реализации самой программы. Выполнение предлагаемой программы предусматривает не силовое, масштабное и поэтому дорогостоящее внедрение в практику идей, заложенных в ее основу, а поэтапное, планомерное и научно - обоснованное становление реабилитационной службы в области. Вместо одномоментной реорганизации всей системы в целом планируется проведение социального эксперимента, призванного отработать все узловые моменты в деятельности реабилитологов и выбрать наиболее рациональный путь к решению проблемы. Только после этого намечается приступать к собственно реорганизации. В ходе эксперимента сразу же создаются службы, которые в будущем будут осуществлять управление и контроль в сфере реабилитации, что не потребует дополнительного расходования бюджетных средств на развитие управленческого аппарата в этой области. Экономичность данной Программы связана и с ее инвестиционным характером, при этом в качестве инвестиций намечается использовать средства не только государственных учреждений, но и обеспечивается участие негосударственных структур в финансировании программных мероприятий. Раздел IX. Паспорт Программы Наименование Программы: Развитие реабилитационной службы Самарской области на 1996 - 2000 г.г. Дата принятия решения Решение о рассмотрении Программы на колле- о разработке Программы гии Администрации области подписано Главой Администрации области Титовым К.А. 21 марта 1996 г. Государственный Администрация Самарской области заказчик Головной исполнитель Самарский медицинский институт "РЕАВИЗ" Основные разработчики Ректор Самарского медицинского института Программы "РЕАВИЗ" Котельников Г.П., исполнительный директор Самарского медицинского института "РЕАВИЗ" Балмасова И.П., начальник Главного управления социальной защиты населения Самарской области Светкина Г.Д., председатель комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области Гусарова Г.И., первый заместитель начальника Главного управления здравоохранения Администрации области Стуколова Т.И., глава администрации Советского района города Самары Жирнягин Ю.В. Цели и задачи Программы Цель Программы: разработка концепции важнейшие целевые развития реабилитационной службы Самарской показатели области на 1996 - 2000 г.г. и поэтапное внедрение ее в практику Задачи программы: - детально разработать, научно и экономически обосновать концепцию развития реабилитационной службы в Самарской области; - организовать в 1996-2000 г.г. проведение социального эксперимента по апробации разработанной Программы и доработать ее отдельные положения на практике; - в рамках эксперимента создать на территории Советского района г. Самары областной экспертный центр медико- социальной реабилитации населения и типовое учреждение медико - социальной реабилитации; - создать совет инвесторов из представителей Администрации области, иных органов и организаций; - разработать и апробировать модель новых финансово - экономических отношений учреждений государственного и негосударственного типа; - разработать принципы взаимодействия административных, образовательных, общественных организаций, промышленных предприятий, участвующих в реализации Программы; - в центре как на учебно - производственной базе организовать подготовку, переподготовку и сертификацию кадров для реабилитационной службы области; - создать методическое обеспечение преемственности в работе учреждений реабилитации; - провести апробацию организационной структуры и принципов работы типового учреждения медико-социальной реабилитации; - создать систему лицензированного контроля за деятельностью учреждений медико - социальной реабилитации; - провести работу по организации медико - социальных экспертных комиссий и по реорганизации реабилитационных центров; - организовать профессиональную переподготовку и бытовую адаптацию инвалидов и больных с хроническими заболеваниями; - усовершенствовать систему финансового обеспечения реабилитационной работы с населением с участием территориального фонда обязательного медицинского страхования; - наметить программу по социально - психологической реабилитационной работе с населением в экологически неблагоприятных зонах области; - определить программу приобщения инвалидов и тяжело больных к духовным ценностям современного общества; - организовать работу по пропаганде идей реабилитации среди населения и привлечению к реабилитационной работе средств из внебюджетных источников. Сроки и этапы реализа- 1996 - 1997 г.г. - создание областного ции Программы экспертного центра медико - социальной реабилитации населения, совершенствование концепции реабилитации 1998 - 1999 г.г. - создание типового учреждения реабилитации, организация работы медико - социальных экспертных комиссий, реорганизация работы типовых учреждений реабилитации 2000 г. - завершение работ по реорганизации реабилитационной службы, создание системы ее финансирования, управления и контроля. Перечень подпрограмм 1) Организация областного экспертного центра медико - социальной реабилитации населения. 2) Организация работы медико - социальных экспертных комиссий. 3) Реорганизация работы типовых учреждений реабилитации. 4) Подготовка и переподготовка кадров для работы в системе реабилитации. 5) Определение роли семейного врача в реабилитации и формы участия территориального фонда обязательного медицинского страхования в реабилитации населения. 6) Развитие системы профессиональной и бытовой адаптации инвалидов. 7) Организация совета инвесторов в рамках программы. 8) Развитие программ экологической реабилитации населения. 9) Развитие программ духовной реабилитации населения. Исполнители подпрограмм Главным исполнителем программы в целом и и основных мероприятий ее отдельных мероприятий является Самарский медицинский институт "РЕАВИЗ". Кроме него, к исполнению отдельных мероприятий привлекаются: по п.п.1), 2), 3), 6), 7) - Главное управление социальной защиты населения области; по п.п. 3), 4), 7) - комитет по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области; по п.п. 5), 7) - территориальный фонд обязательного медицинского страхования; по п.п. 2), 3), 5), 7) - Главное управление здравоохранения Администрации области; по п. 6) - департамент Федеральной службы занятости населения по Самарской области; по п. 8) - Государственный комитет экологии и природных ресурсов области; по п. 9) - управление культуры Администрации области; по п. 1), 3) - администрация Советского района г. Самары; по п. 7) - финансовое управление комитета по экономике и финансам Администрации области. Объемы и источники 1. Средства областного бюджета 44, 8 млрд. финансирования руб. 2. Инвестиции Главного управления социальной защиты населения области - 8,2 млрд. руб. 3. Инвестиции комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области - 1,4 млрд. руб. 4. Инвестиции территориального фонда обязательного медицинского страхования - 1,6 млрд. руб. 5. Инвестиции департамента Федеральной службы занятости населения по Самарской области - 0,9 млрд. руб. 6. Инвестиции Самарского медицинского института "РЕАВИЗ" - 1,5 млрд. руб. 7. Инвестиции Главного управления здравоохранения Администрации области - 0,2 млрд. руб. 8. Инвестиции Государственного комитета экологии и природных ресурсов области - 0,1 млрд. руб. 9. Инвестиции управления культуры Администрации области - 0,1 млрд. руб. 10. Инвестиции администрации Советского района г. Самары - 1,2 млрд. руб. ИТОГО: 60,0 млрд. руб. Ожидаемые конечные - системная реорганизация реабилитационной результаты реализации службы Самарской области; Программы - создание новой по форме структуры управления и контроля в реабилитации; - интеграция различных форм реабилитационной работы: медицинской, психологической, социальной; - получение социально - экономической и экологической эффективности от реорганизации реабилитационной службы. Система организации Контроль будет осуществляться на трех контроля за исполнением уровнях: Программы 1 - внутри реабилитационной службы (экспертный центр медико - социальной реабилитации населения области). 2 - со стороны инвесторов (совет инвесторов). 3 - со стороны Администрации области (заместитель Главы Администрации Жабин А.П.). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|