Расширенный поиск

Решение Губернской Думы от 20.12.1996 № 298

 


                      САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
                               РЕШЕНИЕ
                     от 20 декабря 1996 г. N 298

          О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ПО ВНЕСЕНИЮ ПОПРАВОК
             В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН"

     В соответствии со статьей 104  Конституции  Российской  Федерации
Самарская Губернская Дума решила:
     В порядке законодательной инициативы направить в  Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации поправки в Федеральный
закон  "Об  обращениях  граждан",  принятый  в  Государственной  Думой
Федерального   Собрания  Российской  Федерации  15  ноября  1996  года
(Приложение).




     Председатель Думы         Л.И.КОВАЛЬСКИЙ





                                                  Приложение
                                                  к Решению
                                            Самарской Губернской Думы
                                           от 20 декабря 1996 г. N 298

                    ПОПРАВКИ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
                       "ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН"

     1. В статье 1:
     а) в части 1 и 2 изложить в следующей редакции:
     "Каждый гражданин   вправе   обращаться  письменно  или  устно  в
государственные   органы,   органы   местного    самоуправления,    на
предприятия,   в   учреждениях,   организации   независимо   от   форм
собственности,  общественные объединения,  к депутатам законодательных
(представительных)   органов   и   органов   местного  самоуправления,
должностным лицам.
     Граждане могут   обращаться   лично   или  через  своих  законных
представителей,  направлять индивидуальные и  коллективные  обращения,
отправлять их по почте,  телефаксу, телеграфу, через средства массовой
информации или иным путем в  соответствии  с  требованиями  настоящего
Закона".
     б) часть 4 выделить в отдельную статью  и  изложить  в  следующей
редакции:
     "Статья _____ Обязательность рассмотрения обращений граждан".
     "Государственные органы,    органы    местного    самоуправления,
предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности,
общественные объединения,  депутаты законодательных (представительных)
органов  и  органов  местного  самоуправления,  должностные  лица,   в
пределах   своей  компетенции  обязаны  принимать  обращения  граждан,
рассматривать их в установленные настоящим Законом  порядке  и  сроки,
давать  на  них  мотивированные ответы,  кроме обращений,  указанных в
статье 4 настоящего Закона".
     3. В  частях  1  и 2 статьи 6,  части 2 статьи 11 слова "домашний
адрес" заменить словами  "место  жительства,  либо  место  работы  или
учеты".
     4. Из части 5 статьи 5 исключить слова "или разъяснении".
     5. В статье 8:
     а) наименование статьи изложить в следующей редакции:
     "Принадлежность обращений граждан";
     б) часть 3 исключить.
     6. Часть 2 статьи 16 изложить в следующей редакции:
     "Гражданам должно  быть  сообщено  о   результатах   рассмотрения
предложений   в  течение  десяти  дней  со  дня  принятия  решения  по
поставленным в предложениях вопросам".
     7. Часть 1 статьи 17 изложить в следующей редакции:
     "Предложение рассматривается в срок до одного месяца,  со дня его
регистрации".
     8. В статье 21 слова "... с момента его поступления... " заменить
словами "со дня его регистрации".
     9. Часть 1 статьи 25 изложить в следующей редакции:
     "Жалоба рассматривается  безотлагательно,  но  не  позднее одного
месяца со дня ее регистрации".
     10. Часть 1 статьи 19 дополнить словами "...  и законодательством
субъектов Российской Федерации".
     11. Абзац 4 статьи 20 изложить в следующей редакции:
     "... сообщить гражданину,  подавшему заявление, о результатах его
рассмотрения в течение десяти дней со дня принятия по нему решения".
     12. В статье 22 после слова "или" дополнить словом "вышестоящим".
     13. Статью 23 исключить.
     14. Часть 3 статьи 25 исключить.
     15. Абзац 7 статьи 27 изложить в следующей редакции:
     "... сообщить гражданину  о  результатах  рассмотрения  жалобы  в
течение десяти дней со дня принятия по ней решения".
     16. Часть 1 статьи 28 дополнить абзацем:
     "разъяснение по жалобе".
     17. Статью 30 исключить.

                        Пояснительная записка
                     к законодательной инициативе
                      Самарской Губернской Думы

     Губернская Дума приняла в первом чтении проект  Закона  Самарской
области   "О   порядке  рассмотрения  обращений  граждан  в  Самарской
области", подготовленный постоянной законотворческой группой.
     Однако 15.11.96  Государственной  Думой  принят Федеральный закон
"Об обращениях граждан".  Нормы  этого  Федерального  закона  являются
нормами прямого действия и не требуют принятия областного закона.
     Подготовленный нами законопроект во многом  совпадает  по  своему
содержанию с названным Федеральным законом.  Вместе с тем, опыт работы
под аналогичным нормативно - правовым актом позволил  нам  подготовить
законодательную  инициативу,  направленную  на  внесение  изменений  и
дополнений в Федеральный закон "Об обращениях  граждан"  от  15.11.96,
поскольку  в  нем  имеется ряд положений,  требующих уточнения.  Кроме
того,  вносимая нами законодательная  инициатива  учитывает  наш  опыт
разработки  подобного  закона  и  местную  практику работы с жалобами,
заявлениями и предложениями граждан.
     Вашему вниманию   предложен   текст  законодательной  инициативы,
оформленный в виде поправок.
     1. Исходя  из  норм закона "Об обращениях граждан" не вполне ясна
сфера распространения права граждан на обращения.
     Согласно части   1  статьи  1  граждане  имеют  право  направлять
обращения "в государственные органы,  органы местного самоуправления и
должностным лицам".
     Согласно части 2 этой же статьи гражданин имеет право обратиться,
кроме того,  "на предприятия, в учреждениях, организации независимо от
форм собственности,  общественные объединения,  к их  руководителям  и
должностным   лицам,   депутатам   законодательных  (представительных)
органов  и  органов   местного   самоуправления,   государственным   и
муниципальным служащим".
     Однако, согласно  части   4   статьи   1   принимать   обращения,
рассматривать   их  и  давать  мотивированные  ответы  обязаны  только
"государственные органы,  органы местного самоуправления и должностные
лица", это же вытекает и из других норм закона.
     Таким образом, гражданин имеет право обратиться во все инстанции,
перечисленные   в   частях  1  и  2  статьи  1,  однако  при  подобной
формулировке части 4 статьи 1 субъекты,  указанные в части 2 статьи 1,
не   несут   обязанности   принять,   рассмотреть   обращение  и  дать
мотивированный ответ.
     Кроме того, из части 1 статьи 1 следует, что граждане имеют право
обратиться "лично и через  своего  законного  представителя,  а  также
направить  коллективное  обращение",  то есть в государственные органы
местного самоуправления к должностным лицам граждане могут обращаться:
     1) лично;
     2) через законных представителей;
     3) направлять коллективные обращения.
     А из части 2 этой же статьи следует,  что гражданин  имеет  право
обратиться "лично,  а также через своего законного представителя",  т.
е. на предприятия, в учреждения, организации и т. д. граждане не могут
направить коллективные обращения.
     Исключая вышеуказанные противоречия,  и учитывая положения статьи
33 Конституции Российской Федерации,  о том,  что граждане имеют право
обращаться лично,  а так же направлять индивидуальные  и  коллективные
обращения, предлагаем изложить статью 1 в следующей редакции:
     "Каждый гражданин  праве  обращаться  письменно   или   устно   в
государственные    органы,    органы   местного   самоуправления,   на
предприятия,   в   учреждения,   организации   независимо   от    форм
собственности,  общественные объединения,  к депутатам законодательных
(представительных)  органов   и   органов   местного   самоуправления,
должностным лицам.
     Граждане могут  обращаться  лично  или   через   своих   законных
представителей,  направлять  индивидуальные  и коллективные обращения,
отправлять их по почте,  телефаксу, телеграфу, через средства массовой
информации  или  иным  путем  в соответствии с требованиями настоящего
Закона".
     Часть 3 статьи 1 оставить без изменения.
     Часть 4 статьи 1 выделить  в  отдельную  статью,  так  как  нормы
указанной   части   регулируют   не  право  граждан  на  обращение,  а
корреспондирующую этому праву обязанность  соответствующих  органов  и
должностных   лиц  принимать  обращения,  рассматривать  их  и  давать
мотивированные ответы.
     Предлагаем изложить статью в следующей редакции:
     "Статья ____ Обязательность рассмотрения обращений граждан"
     "Государственные органы,    органы    местного    самоуправления,
предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности,
общественные объединения,  депутаты законодательных (представительных)
органов  и  органов  местного  самоуправления,  должностные  лица,   в
пределах   своей  компетенции  обязаны  принимать  обращения  граждан,
рассматривать их в установленные настоящим Законом  порядке  и  сроки,
давать  на  них  мотивированные ответы,  кроме обращений,  указанных в
статье 4 настоящего Закона".
     2. Представляется целесообразным в частях 1 и 2 статьи 6, части 2
статьи 11 такое  понятие  как  "домашний  адрес",  заменить  на  более
правильный "место жительства",  кроме того, считаем, что вместо "места
жительства" гражданин имеет право  указать  либо  место  работы,  либо
место  учеты.  Таки  образом,  предлагаем вместо слов "домашний адрес"
записать "место жительства, либо место работы или учебы".
     3. В части 5 статьи 6 устанавливается,  что "обращение гражданина
с просьбой о толковании или разъяснении законодательства  возвращается
гражданину  без рассмотрения".  Считаем,  что в отношении "разъяснения
законодательства"  указанная  норма  носит  ограничительный  характер.
Часто  просьбы граждан о разъяснении законодательства носят конкретный
характер,  то есть напрямую связаны с  реализацией  конкретного  права
конкретного лица. Зачастую результатом рассмотрения обращения является
разъяснение законодательства.
     Предлагаем из части 5 статьи 6 исключить слова "или разъяснении".
     4. Предлагаем наименование статьи 8 "Адресаты обращений  граждан"
заменить на "Принадлежность обращений граждан".
     Часть 3  статьи  8  исключить,  так  как   указанная   норма   не
соответствует  содержанию  статьи в целом - в части 1 и 2 указано куда
направляются  обращения  по  принадлежности  (адресаты),  часть  3  не
содержит  такого адресата,  а положение о том,  что обращения граждан,
поступившие из средства массовой информации,  рассматриваются органами
и  должностными  лицами,  предусмотрено  в  нашей  редакции  статьи  1
настоящего Закона.
     5. Следует из части 2 статьи 16 исключить слова "по просьбе", так
как обязанность дачи  ответа  на  обращение  гражданина  предусмотрена
настоящим Законом как единый принцип работы со всеми обращениями.
     Предлагаем часть 2 статьи 16  изложить:  "Гражданам  должно  быть
сообщено... " далее по тексту.
     6. В   статьях   17,21,25   предусмотрены   сроки    рассмотрения
предложений  (статья  17),  заявлений (статья 21),  жалоб (статья 25),
однако отсутствует единообразие в том,  с какого же момента начинается
рассмотрение.
     Статья 17 часть 1 "предложения рассматриваются в срок  до  одного
месяца"  в  данном  случае не указано с какого момента начинается срок
рассмотрения.
     Статья 21   "Заявления  рассматривается  безотлагательно,  но  не
позднее пятнадцатидневного срока, с момента его поступления".
     Статья 25  часть  1  "Жалоба  должна быть рассмотрена органом или
должностным лицом безотлагательно,  но не позднее одного месяца со дня
его регистрации".
     Предлагаем началом срока рассмотрения всех обращений считать день
их  регистрации,  так  как  обязательность регистрации предусмотрена в
части 3 статьи 14 Закона и изложить вышеуказанные  нормы  в  следующей
редакции:
     Статья 17 часть 1 "Предложение рассматривается в срок  до  одного
месяца, со дня его регистрации".
     Статья 21  "Заявления  рассматриваются  безотлагательно,  но   не
позднее пятнадцатидневного срока со дня его регистрации".
     Статья 25 часть 1 "Жалоба рассматривается безотлагательно,  но не
позднее одного месяца со дня ее регистрации".
     7. Часть 1 статьи 19 дополнить словами "...  и  законодательством
субъектов Российской Федерации".
     8. В  статье  20  предусмотрено,  что  необходимо  "...  сообщить
гражданину, подавшему заявление, о результатах рассмотрения и принятом
по нему решении в течение десяти дней";  однако  здесь  не  указано  с
какого  момента  начинается  истечение 10-дневного срока.  В отношении
предложений и жалоб такой момент определен "со дня принятия решения".
     Предлагаем обсуждаемую норму изложить в следующей редакции:  "...
сообщить  гражданину,   подавшему   заявление,   о   результатах   его
рассмотрения в течение десяти дней со дня принятия по нему решения".
     9. В статье 22 предусмотрена  возможность  обжалования  отказа  в
принятии  заявления,  а также решения по заявлению в вышестоящий орган
или должностному лицу,  либо в суд".  Из указанной нормы следует,  что
обжаловать   можно   в   вышестоящий   орган,  но  не  указано  какому
должностному лицу в связи с этим необходимо  дополнить  "вышестоящему"
должностному лицу.
     10. Предлагаем статью 23 исключить,  так как она повторяет статью
2  в  части  определения  понятия жалобы и статью 1 в части реализации
права граждан не обращение.
     11. Статья 25 Закона предусматривает сроки рассмотрения жалоб.
     Представляется целесообразным  перенести  часть  3  статьи  25  в
статью  27,  объединив  ее  с  последним абзацем статьи 27,  изложив в
следующей   редакции:   "...   сообщить   гражданину   о   результатах
рассмотрения  жалоб  и  в  течение  десяти дней со дня принятия по ней
решения".
     Необходимость такого  переноса обусловлена тем,  что,  во-первых,
статья 25 предусматривает сроки рассмотрения жалоб,  а  часть  3  этой
статьи определяет срок обращения о результатах рассмотрения.
     Кроме того,  аналогичная норма при  рассмотрении  предложений,  и
аналогичная    норма    при    рассмотрении    заявлений   содержится,
соответственно,  в статье 16 "Обязанности органов и должностных лиц по
рассмотрению   предложений"  и  в  статье  20  "Обязанности  органа  и
должностного лица по рассмотрению заявлений".
     Исходя из   этого,   сохраняя  единообразие  структуры  закона  и
предлагается перенести положение о необходимости сообщения результатов
рассмотрения  жалобы  в  десятидневный  срок  в статью 27 "Обязанности
органа или должностного лица по рассмотрению жалоб".
     12. Для  сохранения  единообразия  в  структуре закона предлагаем
статью 27 "Обязанности органов или должностного лица  по  рассмотрению
жалобы" перенести вместо статьи 23, после статьи 27 расположить статью
25,  а далее  все  остальные  по  тексту  (в  тексте  поправок  данное
замечание не указано).
     13. В статье 28  предусмотрено,  что  в  результате  рассмотрения
жалобы орган или должностное лицо принимает одно из следующих решений:
     - полное  или  частичное  удовлетворение  жалобы;  восстановление
нарушенного права гражданина;
     - отказ в полном или частичном удовлетворении жалобы.
     Однако, необходимо учесть,  что существуют случаи, когда только в
результате  рассмотрения  жалобы  выясняется,  что   ее   рассмотрение
находится  не в компетенции органа или должностного лица,  который эту
жалобу  принял  и  рассматривал  в  таких  случаях   необходимо   дать
гражданину соответствующее разъяснение,  поэтому предлагаем включать в
перечень принимаемых по  результатам  рассмотрения  жалоб,  решений  -
"разъяснение по жалобе".
     14. Статья 30 определяет, что срок рассмотрения жалобы истекает с
момента исполнения принятого по ней решения.
     Считаем, что срок рассмотрения заканчивается со дня  принятия  по
жалобе  решения,  а  не с момента исполнения принятого по ней решения.
Допустим,  что  конкретную  жалобу  рассматривал   какой-либо   орган,
соблюдая все сроки,  было принято решение и сообщено гражданину.  Срок
рассмотрения закончился,  но необходимо  учесть,  что  данное  решение
может   быть   обжаловано,   рассмотрение  будет  продолжено,  но  уже
вышестоящим  органом,  либо  судом,  причем  момент  исполнения  может
длиться не один день.  Считаем,  что это уже будет новое рассмотрение,
хотя по той же жалобе.
     Кроме того,  в  статье  25  Закона  определены сроки рассмотрения
жалобы,  из содержания  указанной  статьи  следует,  что  рассмотрение
заканчивается  не  позднее одного месяца со дня регистрации жалобы,  в
исключительных случаях срок продлевается на два месяца.  При этом срок
рассмотрения  жалобы  не  может  превышать  три месяца,  то есть нормы
данной статьи четко определяют, когда начинается и когда заканчивается
срок рассмотрения жалобы.
     Таким образом статья 30 противоречит статье 25.
     Предлагаем статью 30 исключить.





Информация по документу
Читайте также