Расширенный поиск

Решение Думы города Чапаевска Самарской области от 07.08.2001 № 69

 


                              Утверждена
                               Решением
                      Чапаевской городской Думы
                          Самарской области
                      от 7 августа 2001 г. N 69


                          ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
           ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
        НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА 2001 - 2003 ГГ.

                          Паспорт Программы

Наименование        Целевая программа по профилактике безнадзорности
программы           и правонарушений, наркомании среди
                    несовершеннолетних на 2001 - 2003 гг.

Основные            1. Комиссия по делам несовершеннолетних и
разработчики           защите их прав.
Программы           2. Отдел образования.
                    3. Комитет по вопросам семьи, материнства
                       и детства.
                    4. Отдел внутренних дел.
                    5. Комитет по делам молодежи

Цели:               - Укрепление системы профилактики
                      безнадзорности и правонарушений
                      несовершеннолетних;
                    - Создание условий для социальной,
                      психолого-педагогической, медицинской
                      помощи и реабилитации несовершеннолетних,
                      оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Срок реализации       2001 - 2003 г. г.
Программы

Исполнители         - Комитет по вопросам семьи, материнства
мероприятий           и детства.
Программы           - Отдел образования
                    - Отдел внутренних дел
                    - Центральная городская больница
                    - Комитет по делам молодежи.

Объемы и источники             2001 г. 2002 г. 2003 г.
финансирования       Фед.б-т     3,5     3,5     3,5
Программы            Обл. б-т  190,0   190,0   190,0
(тыс.руб.)           Местный   200,0   300,0   500,0
                     б-т

Ожидаемые конечные   Создание условий для обеспечения защиты
результаты           прав детей, их социальной реабилитации и
реализации           адаптации в обществе;
Программы            Снижение числа беспризорных детей и
                     подростков;
                     Снижение роста числа правонарушений
                     несовершеннолетних.

Система контроля за  Контроль за реализацией Программы
исполнением          осуществляется в установленном порядке
Программы            комиссией по делам несовершеннолетних и
                     защите их прав. Отчеты о выполнении
                     мероприятий Программы представляются не
                     позднее 10 января каждого года.
                     Доклады заслушиваются ежегодно на коллеги
                     администрации.

           Содержание проблемы и обоснование необходимости
                    ее решения программным методом

     Ухудшение социально-экономического  положения  семей,   возросшее
переселение  семей  в  город отразились на положение детей,  привели к
росту     безнадзорности,      правонарушений      и      преступности
несовершеннолетних.
     В городе продолжает оставаться сложной  криминальная  обстановка.
На  учете  в  ОДН  ГОВД  состоят  285  подростков.  Не снижается число
преступлений, совершенных несовершеннолетними.
     Возросло количество детей, оставшихся без попечения родителей.
     По сравнению  с  1996  г.  увеличилось  число  исков  о   лишении
родительских  прав,  удовлетворенных  судом.  Несовершеннолетние,  чьи
родители лишены родительских прав,  в  силу  разных  причин  вынуждены
проживать в семье, пополняют ряды безнадзорных.
     Не снижаются   темпы   распространения   наркомании,    пьянства,
табакокурения   среди   несовершеннолетних,   продолжает  расти  число
подростков, состоящих на учете.
     Принятыми мерами   в   городе   удалось   определить  588  детей,
оставшихся без попечения родителей, решить вопрос жизнеустройства.
     Однако, существующие   учреждения,   занимающиеся   профилактикой
безнадзорности и правонарушений из-за перегруженности, незавершенности
оснащения,   слабый   материально-технической   базы  не  обеспечивают
эффективной профилактики.  Необходимо  продолжить  начатую  работу  по
решению  проблем  детской  безнадзорности  программно-целевым методом.
Программа разработана на основе предложений  руководителей  учреждений
системы      профилактики      безнадзорности     и     правонарушений
несовершеннолетних.

                       Цель и задачи Программы

     Целью программы является дальнейшее комплексное  решение  проблем
профилактики     безнадзорности     и    правонарушений,    наркомании
несовершеннолетних, защиты их прав.
     Основные задачи Программы:  обеспечение взаимодействия учреждений
системы     профилактики     безнадзорности      и      правонарушений
несовершеннолетних;
     - проведение мероприятий по развитию  интересов  детей,  полезной
деятельности во внеурочное время;
     - укрепление     материально-технической     базы     учреждений,
занимающихся профилактикой безнадзорности;
     - изучение причин  и  условий,  способствующих  безнадзорности  и
правонарушений, определение форм жизнеустройства детей.
     - информационное и методическое  обеспечение  учреждений  системы
профилактики безнадзорности и правонарушений;
     - подготовка   и   повышение   квалификации    специалистов    по
социально-педагогической, психологической реабилитации;
     - правовое обеспечение несовершеннолетних.

                   Ресурсное обеспечение Программы

     Объемы и источники финансирования (в тыс. руб) на:
     - мероприятия  общей профилактики безнадзорности и правонарушений
наркомании несовершеннолетних - 657,5
     - научное,  организационно-методическое  обеспечение профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поддержка развития
учреждений - 923,0

            Финансирование из средств федерального бюджета

тыс. руб.
                                     2001 г.   2002 г.  2003 г.
1. Чапаевский городской отдел -        3,5        3,5      3,5
филиал департамента ФГСЗН по
Самарской области
ИТОГО:                                 3,5        3,5      3,5

             Финансирование из средств областного бюджета

тыс. руб.
                                     2001 г.   2002 г.  2003 г.
1. Чапаевский городской отдел -         -        -        -
филиал департамента ФГСЗН
Самарской области
2. Комитет по делам молодежи          190,0      190,0     190,0
                                  100 рабочих  100 рабочих 100 рабочих
                                      мест         мест        мест
                                   ежемесячно   ежемесячно  ежемесячно

3. Комитет по вопросам семьи,           -            -           -
материнства и детства
ИТОГО:                                190,0        190,0      190,0

              Финансирование из средств местного бюджета

тыс. руб.
                                     2001 г.   2002 г.  2003 г.
1. Чапаевский городской отдел-          -         5,0      8,0
филиал департамента ФГСЗН
по Самарской области
2. Комитет по делам молодежи           -         12,0     36,0
3. Отдел образования                 45,0        85,0    145,0
4. Спорткомитет                       5,0        38,0     47,0
5. Центральная городская
больница                               -          7,0      7,0
6. Отдел внутренних дел                -         23,0      7,0
7. Комитет по вопросам семьи,        150,0      130,0    250,0
материнства и детства
ИТОГО:                               200,0      300,0    500,0

                 Справка к думским слушаниям на тему:
              "О программе по профилактике, реабилитации
             наркотической зависимости и противодействию
                   незаконному обороту наркотиков"

     Наш город  достаточно  сложен  и   проблематичен   в   социальном
отношении.   Из   81800   населения,   половина   составляют  женщины,
несовершеннолетних - 16110,  из них с 7 до 17  лет  -  12069  человек.
Пенсионеров 26801 человек.  Происходит снижение численности населения,
в то же время возрастает количество детей - сирот и детей,  оставшихся
без   попечения   родителей,  количество  малоимущих  семей,  детей  и
родителей,   состоящих   на   разных   учетах   как   находящиеся    в
социально-опасном  положении.  За  10  лет  распространение наркомании
возросло в 14 раз:  количество учтенных больных наркоманией от  44  до
1319   чел.,   из   них  подростков  от  1  до  24  чел,  эпизодически
употребляющих от 101 до 735 чел.,  из них подростков от 10 до 26  чел.
Каждый   10   житель   города   трудоспособного  возраста  употребляет
наркотические средства либо постоянно либо эпизодически.
     За это  же  время произошел рост употребления токсических веществ
от 12 до 28 случаев.  Наркомания влияет на  криминогенную  ситуацию  в
городе,  растет  число  преступлений,  связанных с незаконным оборотом
наркотиков.  Только  за  5  месяцев  2001  г.   зарегистрировано   606
преступлений,  из них 190 связаны с незаконным оборотом наркотиков, т.
е.  удельный вес наркопреступлений составляет  31,4%, 65 имущественных
преступлений   и   преступлений   против  личности  совершены  лицами,
употребляющими наркотические средства.
     Исходя из  осложненной  оперативной  обстановки,  в администрации
создана комиссия по предупреждению незаконного  оборота  наркотических
средств.    Рассмотрены   вопросы   пресечения   незаконного   оборота
наркотиков, оснащение отдела по незаконному обороту наркотиков в ГОВД,
реабилитации  лиц,  прошедших  курс  лечения.  Заслушана работа служб,
занимающихся профилактикой наркомании.
     Вопросы профилактики    наркомании,    незаконного    потребления
наркотических средств рассматриваются ежегодно на заседаниях  комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав. Организуются семинары по
обучению,  обмену  опытом  работы  с   педагогическими   коллективами,
медицинскими  работниками.  С  целью  снижения  темпов распространения
наркотикомании,    алкоголизма,    табакокурения    проводятся     Дни
профилактики.  С 1995 года такие мероприятия проведены во всех учебных
заведениях.  Врачами  наркологами,  юристами,  психологами  проводятся
групповые   и   индивидуальные   консультации  с  детьми,  родителями,
педагогами.
     Основная нагрузка   по   профилактике  наркомании  и  незаконному
обороту наркотиков ложится на отдел внутренних дел,  отдел по борьбе с
незаконным оборотом наркотиков, линейную милицию.
     С момента  образования  службы  отдела  по  борьбе  с  незаконным
оборотом   наркотиков   штатная   численность   увеличена,   отделение
обеспечено автотранспортом,  оргтехникой,  аудио  и  видеоаппаратурой.
Работа активизирована. Проведены 63 оперативно-розыскных мероприятия в
2000 г., в 2001 - 13.
     В 2000 г.  изъяты у граждан более 17 кг.  различных наркотических
средств, в 2001 г. - 1 кг.750 гр.
     Выявлены преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков
в 1999 году 360, в 2000 г. - 386, в 2001 году - 89.
     Проводится выявление   лиц,   занимающихся  сбытом  наркотических
средств.
     Организуются совместные       специализированные      мероприятия
"Подросток",  "Хмель",  "Здоровье",  "Лидер",  "Семья" направленные на
предупреждение  наркомании  и  токсикомании  среди несовершеннолетних,
предупреждение преступлений и правонарушений.
     В результате выявлены лица, употребляющие наркотические средства,
лица,  вовлекающие подростков в противоправную деятельность, связанную
с   наркотиками,  выявлены  семьи,  находящиеся  в  социально  опасном
положении, и места концентрации "трудных" подростков.
     Службой занятости  и  комитетом  по  делам  молодежи организована
работа  по  трудоустройству   и   занятости   населения,   в   т.   ч.
несовершеннолетних.
     Ежегодно в летний период  охвачены  организованным  видом  досуга
около  11 - 12 тысяч детей.  В том числе трудоустраиваются около 300 -
400  подростков,  число  трудоустраиваемых  возрастает.  Решен  вопрос
организации рабочих мест 3-х сторонним соглашением.
     Рабочие места  заполняются  по  направлению  комиссии  по   делам
несовершеннолетних.  За  счет  средств  фонда социального страхования,
фонда медицинского страхования,  областного и муниципального  бюджетов
организован отдых в оздоровительных центрах:  "Ясная поляна", "Молодая
гвардия",  "Чапаевец",  "Дружба",  центрах  дневного  пребывания   при
школах.
     В течение 2000 г. службой занятости трудоустроено 67,3% от общего
числа безработных (1572 чел.  из 2336 чел.) обучили - 164 чел. Созданы
85 временных рабочих мест для несовершеннолетних,60 рабочих  мест  для
социально  - незащищенных категорий безработных на базе ООО "СМУ-30" и
ОАО "Самарамедпром".
     За 1  полугодие  2001  года  трудоустроено 77,5%  от общего числа
безработных (948 чел. из 1223). Прошли обучение 74 чел.
     Создано 60 временных рабочих мест.
     За 1,5 года оказана  помощь  на  создание  собственного  дела  18
безработным   гражданам.   Дает  положительные  результаты  реализация
молодежной политики.
     Ежегодно на  базе  УМП "Департамент ЖКХ" организуются временные и
общественные работы для молодежи не только в летний  период,  но  и  в
течение   года.  организуются  временные  и  общественные  работы  для
молодежи не только в летний период, но и в течение года.
     Созданы в   2000   г.  и  действуют  духовно-патриотический  клуб
"Русский  мир"  и  военно-патриотический  клуб  "Штурм".  Совместно  с
учебными заведениями проводятся ежегодно акции "Без наркотиков".
     Положительный пример в организации  занятости  юношей  и  девушек
имеется  в  работе  спорткомитета и отдела по делам несовершеннолетних
ГОВД.  Проводятся  спортивные  мероприятия  среди   дворовых   команд,
подростковых клубов, комнат - школьника, центров.
     В течение 2000 г.  по месту жительства спортивными  мероприятиями
были охвачены более 700 чел. детей.
     Среди них:
     игры, фестивали,  спартакиады  по  различным  видам  спорта и для
разных возрастных категорий.
     По предложению  комиссии  по  делам несовершеннолетних определены
помещения под центры работы с детьми во внеучебное время  и  по  месту
жительства в школах - 8 и 23.
     В городе  действует 3 спортивные школы,  2 - спорткомплекса,  2 -
бассейна, стадион, 6 спортивных клубов,3 подростковых клуба, 1 комната
школьника,  27 спортзалов (включая залы учебных  заведений).  Всего  в
городе  занимаются  в секциях и группах оздоровительной направленности
около 7,5 тыс.  детей,  занимаются в секциях и группах по видам спорта
более 6 тыс. чел.
     В 2000 г. на базе бывшей воинской части 3434 открыт спорткомплекс
"Спартак" со спортзалом, работает футбольное поле и спортсооружения.
     В пяти  микрорайонах  созданы  коллективы  физкультуры  на   базе
спортсооружений для улучшения работы по месту жительства и привлечения
детей к занятиям физкультурой и спортом.
     Большую работу  по  профилактике  наркомании  проводят учреждения
образования.
     В городе    20    общеобразовательных   учреждений,4   учреждения
дополнительного образования,17 дошкольных образовательных  учреждений,
техникум,  "Чапаевский  губернский  колледж"  (включает бывшее ПУ-15 и
ПУ-16). В учебных заведениях обучаются около 11 тыс. детей.
     Предупреждение наркомании  проводится через учебную и внеклассную
деятельность школ.  Работа ведется по антинаркотической  пропаганде  в
рамках  предмета  "Основы  безопасности  жизнедеятельности"  (здоровый
образ    жизни),    регионального    предмета    "Основы    жизненного
самоопределения" (забота о здоровье) и др.
     Формы воспитательной   работы,   применяемые    в    профилактике
наркомании это - конференции для учащихся "Наркомания и алкоголь - зло
социальное  и  экономическое.  Специальные  радиопередачи,  встречи  с
врачами, использование бюллетеня о вреде курения, наркотиков, выставки
рисунков  и  плакатов  "За  здоровый  образ   жизни",   индивидуальное
консультирование.
     В 4 учреждениях дополнительного образования  и  256  объединениях
дополнительного образования занятость детей возросло на 25%  начиная с
1999 г.
     На базе  школы  - 3 открыты кадетские классы,  проведен фестиваль
дружбы кадетских классов Самары, Димитровграда, Чапаевска.
     Все это,  несомненно  работает  на  то,  чтобы отвлекать ребят от
"улицы", от бесполезного времяпровождения.
     Социальное сиротство остается одной из причин наркомании. Поэтому
такое  значение  мы  придаем  работе  Комитета  по   вопросам   семьи,
материнства  и  детства по обсуждаемой проблеме.  К сожалению,  растет
количество семей,  находящихся в социально-опасном  положении.  В  856
семьях  (2000  год)  один  из  родителей или оба имеют наркотическую и
алкогольную зависимость.
     Дети именно  из  таких  семей бродяжничают,  употребляют спиртные
напитки,  наркотики.  Большинство детей  Комитету  удается  взять  под
контроль,  решить вопрос с их жизнеустройством, но на сегодня желающих
взять детей в приемные семьи, например, очень мало.
     Поэтому комитет  старается  проводить  работу  непосредственно  с
неблагополучными семьями.  Им оказывается социальная, психологическая,
юридическая,  медицинская помощь в частности Центром "Семья",  отделом
по делам несовершеннолетних ГОВД, отделом здравоохранения
     Взрослые члены   таких   семей  привлекаются  к  административной
ответственности в случае отсутствия результатов от  применения  других
мер.
     Материалы рассматриваются  на  заседаниях   комиссии   по   делам
несовершеннолетних и защите их прав.
     Растет число исков по лишению родительских прав,  удовлетворенных
судом.
     В 1999 г 48 семей лишены родительских прав, в 2000 г. - 63.
     Принимаются меры  по улучшению положения детей,  в случаях угрозы
их здоровью,  жизни.  В 2000 г.  помещены в социально-реабилитационный
Центр для несовершеннолетних - 109 детей, в 2001 г. - 37 детей.
     Активно работают в выявлении, профилактике и реабилитации больных
наркоманией  врачи  -  реанимации,  детской  больницы,  тубдиспансера,
родильного  дома.  Центром  работы  является  наркодиспансер.   Открыт
диспансер с 1988 года.
     Из-за отсутствия надлежащих помещений,  диспансер располагается в
корпусах, требующих ремонта. Несмотря на сложившееся положение открыто
отделение для лечения больных  наркоманией  на  15  коек,  хронических
алкоголиков - 25 коек.
     Врачами стационара пролечены за 2000 - 2001 годы 1103 больных, из
них больных наркоманией - 358 человек.
     В результате проведенных  профилактических  мероприятий  добились
ремиссии   до   1   года   среди  101  наркомана  и  13  наркоманов  -
несовершеннолетних.
     Дают положительные результаты совместная работа с Центром "Семья"
по  программе  "12-ть  шагов",  проводимая   бывшей   наркоманкой   по
выздоровлению и адаптации наркоманов в социальной среде.
     Проводится постоянное     обучение     медицинских     работников
сотрудниками   Московского   и   областного  Центров  по  профилактике
наркомании,  по профилактике и  борьбы  со  СПИДом.  Но  не  снижается
количество   наркоманов.   За   последний  год  произошел  рост  числа
зарегистрированных ВИЧ-инфицированных  от  1  в  1998  г.  до  119  на
сегодняшний день, из них 3 - несовершеннолетних.
     Мы видим  недостатки  в  работе   по   профилактике   наркомании.
Недостаточно  активно  проводится  работа  по  раскрытию преступлений,
связанных с незаконным оборотом наркотиков.
     В 2000  г.  выявлен 1 факт притоносодержания,  - выявлены всего 2
факта склонения к употреблению наркотиков.
     В 2000 г. задержан 1 наркокурьер с 395 гр. героина.
     Все это говорит  об  очевидных  недоработках  со  стороны  отдела
внутренних  дел  в  этом  направлении.  То  же  самое  можно сказать о
Комитете по вопросам семьи,  материнства и детства.  Имеются  штаты  -
специалисты. Пришло время получать отдачу от этой службы.
     Для этого надо организовать более четко, последовательно и жестко
работу по профилактике наркомании.
     В связи с этим,  мы видим пути решения профилактики наркомании  в
городе:
     1. В улучшении работы отдела  по  борьбе  с  незаконным  оборотом
наркотиков  отдел  внутренних дел и будем требовать этого улучшения и,
конечно, всячески помогать.
     2. Видим   широкое   поле  деятельности  для  Комитета  по  делам
молодежи.
     Усиливаем работу.    Назначаем    нового   руководителя.   Думаем
результаты будут.
     3. Учитывая важность вопроса, возглавлять работу межведомственной
комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими  средствами
и их незаконному обороту, буду сам.
     4. Одним из  вариантов  улучшения  положения  мы  видим  создание
особых условий,  может быть,  общины, где люди прошедшие лечение будут
общаться,  заниматься трудотерапией, поддерживать друг друга, получать
помощь от психологов, медиков, социологов.
     5. Хотелось бы,  пользуясь представленной  возможностью,  поднять
вопрос   актуальный   для  нашего  города.  Сегодня  в  наш  социально
неблагополучный город переселяются большое количество трудных семей из
городов таких, как Самара, Новокуйбышевск, Тольятти.
     Правильнее было бы  сказать  эти  семьи  не  переселяются,  а  их
переселяют различные диллерские конторы, что не способствует улучшению
социального климата в нашем городе.
     Вероятно, в одиночку эту проблему не решим.
     Поэтому хотелось   бы,   обратиться    к    руководителям    глав
администраций  очень  взвешенно  подходить  к  вопросам,  связанным  с
междугородними обменами.  Нельзя создавать  резервации  на  территории
губернии. Хочу привести Вам только одну цифру, чтобы Вы поняли остроту
вопроса. С 1994 года в г. Чапаевск переселилось около 300 таких семей.
     При естественной   убыли   населения   и   при   большом   оттоке
трудоспособной молодежи проблема,  о которой я говорю, встает в полный
рост и может выйти на первый план.





Информация по документу
Читайте также