Расширенный поиск

Приказ Министерство труда и социального развития Самарской области от 18.05.2005 № 49

 


              МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
                          САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
                                ПРИКАЗ
                        от 18 мая 2005 г. N 49


      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
               ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ
         ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

     В целях  реализации норм Трудового кодекса Российской Федерации и
оказания помощи работодателям в организации и  осуществлении  контроля
за соблюдением требований охраны труда в организациях приказываю:
     1. Утвердить  и  ввести  в  действие  с   момента   опубликования
прилагаемые Методические рекомендации для работодателей по организации
и осуществлению контроля за  соблюдением  требований  охраны  труда  в
организации (далее - Методические рекомендации).
     2. Руководителю управления информационно-аналитических технологий
Гриценко  Е.А.  и руководителю управления экономики и финансов Зиркину
А.А.  обеспечить опубликование Методических рекомендаций  в  средствах
массовой информации.
     4. Контроль  за  исполнением  настоящего  приказа  возложить   на
руководителя Главного управления труда Боброва В.В.



     Министр труда и
     социального развития
     Самарской области            Г.Д. Светкина


                                                 Утверждено
                                                  приказом
                                      министерства труда и социального
                                         развития Самарской области
                                           от 18 мая 2005 г. N 49


                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
      ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ
         ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

                          1. Общие положения

     1.1. Методические  рекомендации  по  организации  и осуществлению
контроля за соблюдением требований охраны труда в организации (далее -
рекомендации) разработаны на основе действующих законодательных и иных
нормативных правовых актов об охране труда по состоянию на  01.05.2005
в соответствии со статьями 212,  217, 218 Трудового кодекса Российской
Федерации;  12,  13, 14 Федерального закона "Об основах охраны труда в
Российской Федерации", государственным стандартом ГОСТ Р 12.0.606-2002
"ССБТ.  Общие  требования  к  системе  управления  охраной   труда   в
организации"  в  целях  оказания  помощи работодателям в организации и
осуществлении  контроля  за  соблюдением  требований  охраны  труда  и
применимы  для  организаций  всех  организационно-правовых форм и форм
собственности   независимо   от   численности   работающих   и   видов
экономической деятельности.
     1.2. Контроль  за   соблюдением   требований   охраны   труда   в
организации   осуществляется   работодателем  (его  представителем)  и
должностными лицами организации, ответственными за их обеспечение.
     1.3. Эффективность  контроля  за  соблюдением  требований  охраны
труда в организации  определяется  политикой  работодателя  в  области
управления   охраной   труда   (охраной   здоровья   и  безопасностью)
работников,  подготовкой  персонала  организации  по  вопросам  охраны
труда, постоянным улучшением условий и охраны труда на рабочих местах.
     1.4. Вопросы организации и осуществления контроля за  соблюдением
требований охраны труда могут решаться в рамках коллективного договора
и  соглашения  по  охране  труда   или   принятия   иного   локального
нормативного   акта   организации   во   взаимодействии   с   органами
государственного надзора и контроля,  общественного контроля и другими
заинтересованными органами.

   2. Основные виды контроля за соблюдением требований охраны труда
                            в организации

     2.1. К основным видам контроля за соблюдением  требований  охраны
труда в организации относится контроль за:
     безопасностью работников  при  эксплуатации  зданий,  сооружений,
оборудования,   осуществлении   технологических   процессов,  а  также
применяемыми в производстве инструментами, сырьем и материалами;
     своевременным приобретением     и     обеспечением     работников
сертифицированными  средствами  индивидуальной  защиты,  смывающими  и
обезвреживающими средствами;
     правильностью применения  работниками  средств  индивидуальной  и
коллективной защиты;
     состоянием условий труда на рабочих местах;
     соблюдением режима труда и отдыха;
     соблюдением правил внутреннего трудового распорядка;
     уровнем воздействия  вредных  и  (или)  опасных  производственных
факторов на рабочих местах;
     обучением безопасным   методам   и  приемам  выполнения  работ  и
оказанием первой помощи лицам,  пострадавшим в  результате  несчастных
случаев на производстве;
     проведением аттестации  рабочих  мест   по   условиям   труда   с
последующей сертификацией работ по охране труда;
     проведением обязательных  предварительных  (при  поступлении   на
работу)    и   периодических   медицинских   осмотров   (обследований)
работников;
     аварийными, чрезвычайными    ситуациями,    а    также   угрозами
террористических актов,  сохранением жизни и здоровья  работников  при
возникновении таких ситуаций;
     своевременным и  правильным  проведением  расследования  и  учета
несчастных  случаев  на  производстве  и профессиональных заболеваний,
реализацией мероприятий по устранению  причин  происшедших  несчастных
случаев, а также профессиональных заболеваний;
     санитарно-бытовым и    лечебно-профилактическим     обслуживанием
работников;
     разработкой инструкций и программ обучения по  охране  труда  для
работников;
     выполнением предписаний должностных лиц органов  государственного
надзора  и  контроля  за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
     2.2. Контроль    за    соблюдением    требований   охраны   труда
обеспечивается:
     разработкой и утверждением организационно-распорядительных и иных
документов организации о назначении должностных лиц,  ответственных за
охрану   труда,   безопасную   эксплуатацию   зданий   и   сооружений,
электрохозяйства,   газового   хозяйства,   грузоподъемных   машин   и
механизмов,  сосудов,  работающих под давлением, паровых и водогрейных
котлов и другого оборудования;
     составлением и  выполнением  графиков проведения соответствующими
службами  необходимых  испытаний  и  технических   освидетельствований
оборудования,  машин и механизмов,  предохранительных приспособлений и
защитных устройств, осмотров зданий и сооружений;
     применением приборов,  инструментов  и  оборудования для контроля
вредных производственных Факторов;
     соблюдением работниками   требований   технологической   и   иной
документации, содержащей требования к производственным процессам;
     планированием мероприятий  по улучшению условий и охраны труда на
основе анализа состояния охраны труда,  производственного травматизма,
профессиональной  заболеваемости и аттестации рабочих мест по условиям
труда;
     стимулированием безопасности   труда,  поощрением  работников  за
активную работу по созданию и  соблюдению  безопасных  условий  труда;
     привлечением к  ответственности работников,  виновных в нарушении
законодательных  и  иных  нормативных  правовых,  а  также   локальных
нормативных актов об охране труда.

              3. Формы и порядок осуществления контроля
         за соблюдением требований охраны труда в организации

     3.1. К формам контроля за соблюдением требований охраны  труда  в
организации относятся:  трехступенчатый (административно-общественный)
контроль за состоянием охраны труда,  "Дни охраны труда",  комплексные
обследования состояния охраны труда, целевые проверки по охране труда.
     3.2. Наиболее распространенной,  эффективной  и  основной  формой
контроля  за  соблюдением  требований  охраны  труда  в  организации в
системе   управления   охраной    труда    является    трехступенчатый
(административно-общественный) контроль.
     Организация работы  по  осуществлению  этого  вида  контроля   не
исключает проведения административного,  ведомственного и других видов
контроля в соответствии с должностными обязанностями  руководителей  и
других работников организаций, а также общественного контроля.
     В зависимости от специфики производства,  размеров и  численности
работающих   в   организации,   наличия   и  размеров  ее  структурных
подразделений трехступенчатый (административно-общественный)  контроль
за состоянием охраны труда проводится:
     на первой  ступени  -  в  смене,  бригаде,  участке,  ином   виде
структурного подразделения организации;
     на второй ступени - в структурном подразделении организации;
     на третьей ступени - в организации в целом.
     Первая ступень контроля за состоянием охраны труда осуществляется
ежедневно  в  начале и в течение рабочего дня (смены) непосредственным
руководителем работ (руководителем соответствующего участка) совместно
с  уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профессионального
союза или иного уполномоченного работниками представительного органа.
     На первой ступени контролируется:
     состояние и правильность  организации  рабочих  мест  (наличие  и
исправность инструмента,  приспособлений,  инвентаря и правильность их
размещения);
     исправность и  соответствие требованиям безопасности оборудования
и подъемно-транспортных механизмов,  соблюдение работниками инструкций
по их безопасной эксплуатации;
     соблюдение работниками  требований  электробезопасности,  в   том
числе при работе с электроинструментом;
     соблюдение требований  безопасности  при   работе   с   вредными,
пожароопасными и взрывоопасными веществами и материалами;
     соблюдение требований     охраны     труда     при     выполнении
погрузочно-разгрузочных работ и складировании товаров и материалов;
     наличие и  правильность  использования  работниками   специальной
одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты;
     исправность систем вентиляции и отопления;
     наличие и соблюдение работниками инструкций по охране труда,
     Устранение выявленных при проверке нарушений и  недостатков,  как
правило,   должно  проводиться  незамедлительно  под  непосредственным
контролем руководителя работ (руководителя соответствующего  участка).
     Если недостатки,  выявленные  проверкой,  не могут быть устранены
собственными   силами,    то    руководитель    работ    (руководитель
соответствующего  участка)  по  окончании  осмотра докладывает об этом
вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.
     При наличии  нарушений  требований безопасности на рабочем месте,
невыполнения работниками инструкций по охране труда  в  ходе  проверки
проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
     В случае  обнаружения  нарушений  норм  и  правил  охраны  труда,
которые  могут причинить вред жизни и здоровью работников или привести
к  аварии,  проверяющий  обязан  немедленно  приостановить  работу  до
устранения   нарушений   и   доложить   вышестоящему   руководителю  о
приостановке работы.
     Результаты проверки   фиксируются   в   журнале   первой  ступени
контроля,  который  хранится  у   руководителя   работ   (руководителя
соответствующего участка).
     Вторая ступень  контроля  проводится   комиссией,   возглавляемой
руководителем  структурного подразделения организации не реже двух раз
в  месяц,  что  не  исключает  ежедневного  оперативного  контроля  за
состоянием охраны труда.
     В состав    комиссии    входят     представители     структурного
подразделения,   службы  охраны  труда  и  других  служб  организации,
профсоюзного   комитета   или   иного   уполномоченного    работниками
представительного органа.
     График проведения    проверки    устанавливается    руководителем
структурного подразделения по согласованию с профсоюзным комитетом или
иным уполномоченным работниками представительным  органом  и  выдается
руководителям   работ   и   другим   должностным   лицам  структурного
подразделения организации.
     На второй ступени контролируется:
     организация и результаты работы первой ступени контроля;
     выполнение мероприятий, предусмотренных предыдущими проверками;
     выполнение приказов   и   распоряжений   работодателя,    решений
профсоюзного    комитета   или   иного   уполномоченного   работниками
представительного органа,  представлений  уполномоченных  (доверенных)
лиц по охране труда;
     выполнение мероприятий  по  предписаниям  и   указаниям   органов
государственного  надзора  и  контроля,  по  материалам  расследования
несчастных случаев на производстве;
     исправность и соответствие требованиям безопасности оборудования,
транспортных   средств   и   технологических   процессов,   а    также
своевременность их ремонта;
     обеспечение требований       безопасности        труда        при
погрузочно-разгрузочных  работах,  работе  на  электрооборудовании,  с
электроинструментом,  на участках,  работах и оборудовании  повышенной
опасности;
     наличие спецодежды,  спецобуви и  других  средств  индивидуальной
защиты и правильность их использования работающими;
     соблюдение правил  безопасности   при   работе   с   вредными   и
пожароопасными веществами и материалами;
     своевременность и качество проведения инструктажа  работников  по
охране труда; состояние кабинетов и уголков по охране труда;
     состояние систем  отопления   и   вентиляции,   санитарно-бытовых
помещений;
     состояние условий труда на рабочих местах;
     соблюдение технологических режимов;
     наличие и состояние защитных сигнальных и противопожарных средств
и устройств, контрольно-измерительных приборов.
     устранение выявленных     нарушений     должно      производиться
незамедлительно   под   непосредственным   контролем  соответствующего
руководителя. Результаты проверки фиксируются в журнале второй ступени
контроля,  который  хранится у руководителя структурного подразделения
организации.  При этом комиссия намечает мероприятия,  а  руководитель
структурного подразделения назначает исполнителей и сроки исполнения.
     Если намеченные  мероприятия  не  могут  быть  устранены   силами
структурного подразделения, то руководитель подразделения по окончании
работы комиссии докладывает  об  этом  вышестоящему  руководителю  для
принятия соответствующих мер.
     В случае грубого нарушения норм и правил  охраны  труда,  которое
может  причинить  вред  жизни  и  здоровью  работающих  или привести к
аварии,  работа  приостанавливается  комиссией  до  устранения   этого
нарушения.
     Третья ступень  контроля  проводится   комиссией,   возглавляемой
руководителем  организации  или  одним  из  его заместителей,  не реже
одного раза в квартал.
     В состав    комиссии    рекомендуется    включать    руководителя
(специалиста) службы охраны труда, председателя комитета (комиссии) по
охране   труда  организации,  руководителей  надзорных  и  иных  служб
организации,   председателя   профсоюзного    комитета    или    иного
уполномоченного   работниками   представительного   органа.   Проверка
проводится в присутствии руководителя проверяемого подразделения.
     Организация, проверка   которой   за   один   обход   невозможна,
проверяется  по  отдельным  структурным  подразделениям  по   годовому
графику  с  таким  расчетом,  чтобы  в течение года каждое структурное
подразделение было обследовано не менее четырех раз.
     График проведения     проверок     утверждается     руководителем
организации,  согласовывается с профсоюзным комитетом и выдается  всем
руководителям структурных подразделений.
     Комиссия по  проведению  третьей  ступени  контроля  может   быть
подразделена  на подкомиссии под руководством главных специалистов или
заместителей  руководителя  организации  для  проведения  проверок  по
отдельным подразделениям.
     На третьей ступени контролируется:
     организация и результаты работы первой и второй ступени контроля;
     выполнение мероприятий,  намеченных   в   результате   проведения
третьей ступени контроля;
     выполнение приказов  и  распоряжений   вышестоящих   организаций,
приказов   и   распоряжений   работодателя,  постановлений  и  решений
профсоюзных  и  иных   уполномоченных   работниками   представительных
органов,  предписаний  и  указаний  органов государственного надзора и
контроля;
     выполнение мероприятий,  предусмотренных коллективным договором и
соглашением по охране труда;
     выполнение мероприятий   по   материалам   расследования  аварий,
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
     техническое состояние и содержание зданий и сооружений, помещений
и прилегающих к ним территорий в соответствии  с  требованиями  охраны
труда,  состояние  проезжей  и  пешеходной  частей  дорог,  тоннелей и
переходов, галерей;
     обеспечение соблюдения  требований безопасности труда работников,
в том числе на участках, работах и оборудовании повышенной опасности;
     организация внедрения  стандартов системы стандартов безопасности
труда (ССБТ);
     соответствие технологического,   грузоподъемного,  транспортного,
энергетического и другого оборудования требованиям стандартов и другой
нормативно-технической документации;
     организация и  качество   проведения   обучения   и   инструктажа
работников по охране труда;
     подготовленность персонала к работе в аварийных условиях, а также
на случай пожара или чрезвычайной ситуации;
     обеспеченность работников  спецодеждой,  спецобувью   и   другими
средствами  индивидуальной  защиты,  правильность  их  выдачи,  учета,
хранения, организации стирки, чистки и ремонта;
     состояние и исправность вентиляционных и отопительных систем;
     наличие и состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
     состояние кабинетов  и  уголков по охране труда,  их оформление и
содержание;
     соблюдение установленного   режима   труда   и  отдыха,  трудовой
дисциплины,  наличие  графиков  выхода  на   работу,   табелей   учета
фактически отработанного времени;
     организация лечебно-профилактического обслуживания работников.
     В случае  грубого  нарушения норм и правил охраны труда,  которое
может причинить вред  жизни  и  здоровью  работающих  или  привести  к
аварии,   работа  приостанавливается  комиссией  до  устранения  этого
нарушения.
     Результаты проверки  оформляются  актом,  в  котором  указывается
подробный перечень обнаруженных недостатков,  и в  десятидневный  срок
рассматриваются  на  совещании  у руководителя организации.  По итогам
проверки  разрабатываются   мероприятия   по   устранению   выявленных
недостатков  и нарушений с указанием сроков исполнения и ответственных
лиц. В необходимых случаях руководителем организации издается приказ.
     3.3. Днем охраны труда,  как правило,  называется день, в который
проводится третья ступень контроля в организации.
     Другой формой  дня  охраны  труда  может  быть  день,  в  который
проводится расширенное заседание комитета (комиссии) по  охране  труда
организации  с  приглашением представителей руководителя организации и
профсоюзного   комитета   или   иного   уполномоченного    работниками
представительного органа.
     При подготовке дня охраны труда производится  сбор  информации  о
замечаниях,  недостатках  и  нарушениях,  выявленных в процессе работы
организации,  после чего комиссия  со  специалистами  составляет  план
устранения  этих  нарушений  и  план  мероприятий  по  охране труда на
последующий период работы,  которые рассматриваются и утверждаются  на
заседании комиссии. Эти планы могут включаться в коллективный договор,
или соглашение по охране труда.
     3.4. Комплексное    обследование   состояния   охраны   труда   в
организации  осуществляется  комиссионно.  Состав  комиссии  и   сроки
проведения   проверки   устанавливаются   приказом  работодателя  (его
представителя).
     Обследования состояния   охраны   труда   должны   проводиться  в
соответствии с  программой  обследования,  утверждаемой  работодателем
(его представителем).
     В состав  комиссии  включаются  представители  технических  служб
организации,   осуществляющих   надзор   за  правильной  и  безопасной
эксплуатацией  подведомственных  объектов,  представители  профсоюзной
организации  или  иного  уполномоченного работниками представительного
органа.  При необходимости к участию в проведении  обследования  могут
приглашаться  представители  соответствующих  государственных  органов
надзора и контроля.
     Для каждого    члена    комиссии   определяются   соответствующие
подразделения организации,  подлежащие обследованию,  или  указывается
круг вопросов, подлежащих проверке по программе обследования.
     По результатам обследования состояния  охраны  труда  организации
комиссией составляется акт и намечаются конкретные мероприятия и сроки
по устранению выявленных недостатков.
     3.5. Работодатели  вправе применять иные формы и методы контроля,
направленные на обеспечение безопасности  труда,  сохранение  жизни  и
здоровья работников.

  4. Организация и осуществление контроля за соблюдением требований
                             охраны труда

     4.1. Для осуществления контроля за соблюдением требований  охраны
труда  работодателем  (его  представителем)  определяются  должностные
(функциональные) обязанности руководящему составу  и  специалистам  по
обеспечению   безопасности   труда,   создается  служба  охраны  труда
(вводится должность специалиста по охране труда),  формируется комитет
(комиссия) по охране труда.
     4.2. Распределение   обязанностей   по   охране    труда    среди
руководящего  состава  и  специалистов  оформляется  в форме положения
(стандарта предприятия) по охране труда и вносится отдельным  разделом
в должностные инструкции руководителей и специалистов организации.
     4.3. Служба охраны труда создается в соответствии с  требованиями
Трудового  кодекса  Российской  Федерации в зависимости от численности
работников, специфики деятельности организации.
     4.4. Службу  охраны  труда  рекомендуется  организовывать в форме
самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из
штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы.
     4.5. Структура службы охраны труда в  организации  и  численность
работников  службы  охраны  труда  определяются работодателем с учетом
рекомендаций,  утвержденных  постановлением   Министерства   труда   и
социального развития Российской Федерации от 22.01.2001 N 10.
     4.6. В  целях  улучшения  организации  работы  по  охране  труда,
обеспечения  взаимодействия  работодателя  и  работников в организации
создаются комиссии:
     по охране труда;
     по проверке   знаний   требований   охраны    труда    работников
организаций.

            5. Взаимодействие с органами государственного
           надзора и общественного контроля за соблюдением
                       требований охраны труда

     5.1. Работодатель   осуществляет  свою  функцию  по  контролю  за
соблюдением  требований  охраны  труда  на  основе  взаимодействия   и
сотрудничества   с   государственными  надзорными  органами,  органами
управления  охраной  труда  в  Самарской  области,   профессиональными
союзами   и   другими  уполномоченными  работниками  представительными
органами.
     5.2. Взаимодействие   с   органами   государственного  надзора  и
контроля,   органами   управления   охраной    труда    осуществляется
посредством:
     беспрепятственного доступа представителей органов для  проведения
проверок   условий   и   охраны  труда  в  организации,  расследования
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
     представления должностным  лицам органов информации и документов,
необходимых для осуществления ими своих полномочий;
     своевременного выполнения  предписаний  должностных  лиц  органов
государственного надзора и контроля.
     5.3. Взаимодействие   с   профессиональными   союзами   и   иными
уполномоченными работниками представительными органами  осуществляется
на   принципах   социального   партнерства   посредством   привлечения
уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда,  иных  представителей
профсоюзной  организации  к  работе  в комитетах (комиссиях) по охране
труда,     к      участию      в      проведении      трехступенчатого
(административно-общественного) контроля, дней охраны труда, иных форм
и методов контроля,  рассмотрения представлений органов  общественного
контроля.

                                                  Приложение
                                        к Методическим рекомендациям
                                      для работодателей по организации
                                          и осуществлению контроля
                                          за соблюдением требований
                                          охраны труда в организации


            ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ЖУРНАЛА 1 И 2 СТУПЕНИ КОНТРОЛЯ
                      ЗА СОСТОЯНИЕМ ОХРАНЫ ТРУДА
                           (РЕКОМЕНДУЕМАЯ)

--------T-----T----------T-----------T---------T-------T---------¬
¦Ф.И.О.,¦Дата ¦Выявленные¦Мероприятия¦ Ответ-  ¦ Срок  ¦Отметка о¦
¦ долж- ¦про- ¦недостатки¦ по устра- ¦ственный ¦испол- ¦ выпол-  ¦
¦ ность ¦верки¦и наруше- ¦   нению   ¦за испол-¦ нения ¦ нении.  ¦
¦прове- ¦     ¦  ния по  ¦недостатков¦  нение  ¦       ¦  Дата,  ¦
¦ряющего¦     ¦  охране  ¦и нарушений¦         ¦       ¦ подпись ¦
¦       ¦     ¦  труда   ¦           ¦         ¦       ¦ ответ-  ¦
¦       ¦     ¦          ¦           ¦         ¦       ¦ственного¦
¦       ¦     ¦          ¦           ¦         ¦       ¦за испол-¦
¦       ¦     ¦          ¦           ¦         ¦       ¦  нение  ¦
+-------+-----+----------+-----------+---------+-------+---------+
¦   1   ¦  2  ¦    3     ¦     4     ¦    5    ¦   6   ¦    7    ¦
L-------+-----+----------+-----------+---------+-------+----------





Информация по документу
Читайте также