Расширенный поиск
Постановление Губернатора Самарской области от 06.08.2001 № 273ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 06.08.2001 г. N 273 О проекте закона Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области" на 2001-2005 годы" В целях создания отрасли малой авиации как составляющей экономического развития Самарской области ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Одобрить прилагаемый проект закона Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области" на 2001-2005 годы" и направить его на рассмотрение Самарской Губернской Думы. 2. Департаменту управления финансами Администрации области (Иванову) при формировании областного бюджета предусматривать финансирование областной целевой программы "Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области" на 2001-2005 годы (далее - Программа) в установленных объемах. 3. Департаменту финансово-хозяйственной деятельности Администрации области (Рыжковой) выделить 200,0 (двести) тысяч рублей для оплаты головному исполнителю Программы - некоммерческому партнерству "Легкая авиация" из средств, предусмотренных областным бюджетом по строке "Резерв для финансирования областных целевых программ" подраздела "Резервные фонды" раздела "Прочие расходы" статьи 13 Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2001 год". 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя департамента промышленности и торговли Доронина В.И. И.о. вице-губернатора Самарской области Г.Р. Хасаев Приложение к постановлению Губернатора Самарской области от 06.08.2001 г. N 273 ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Об утверждении областной целевой программы "Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области" на 2001-2005 годы Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области" на 2001-2005 годы. Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования. Губернатор Самарской области К.А. Титов Приложение к Закону Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области" на 2001-2005 годы" ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ (МАЛОЙ АВИАЦИИ) В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" на 2001-2005 годы (далее - Программа) ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Развитие авиации ПРОГРАММЫ общего назначения (малой авиации) в Самарской области" на 2001-2005 годы ДАТА ПРИНЯТИЯ - поручение Губернатора области от 11.08.2000 РЕШЕНИЯ N 1-20/77 О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация Самарской области ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ ГОЛОВНОЙ - некоммерческое партнерство "Легкая авиация", ИСПОЛНИТЕЛЬ включающее следующих участников: ПРОГРАММЫ общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Гидроплан", ООО "Аэропракт", закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Промакс", Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (далее - СГАУ), Ассоциация "Большая Волга" по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжья Российской Федерации, командитное товарищество (товарищество на вере) "Аудиторская фирма "ЛиК", открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Малая авиация Волжского региона", ОАО "Научно-производственное объединение "Поволжский авиационный технологический институт", ОАО "Объединенная компания "Сибирский алюминий", ОАО "Поволжский научно-исследовательский институт материалов и технологий авиационных двигателей", ОАО "Самарское конструкторское бюро машиностроения" (далее - НП "Легкая авиация") ОСНОВНЫЕ - участники НП "Легкая авиация" РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ - создание отрасли малой авиации как ПРОГРАММЫ составляющей экономического развития Самарской области. Задачи Программы: сохранение, развитие и создание материально-технической базы для разработки и производства малой авиационной техники на базе реструктуризации существующих предприятий и оптимизации межхозяйственных связей; расширение рынка услуг малой авиации путем продвижения товаров и услуг на отечественный и мировой рынки; развитие эксплуатационной инфраструктуры малой авиации; сохранение и развитие научно-технического потенциала области путем внедрения новейших информационных, наукоемких, исследовательских, методических, финансовых технологий, повышения уровня подготовки квалифицированных кадров для субъектов малой авиации; координация и реализация совместных программ субъектов малой авиации, в том числе и международных проектов в области разработки, производства и эксплуатации малой авиации СРОКИ И ЭТАПЫ - 2001-2005 годы. РЕАЛИЗАЦИИ Этапы Программы: ПРОГРАММЫ I этап-2001 год; II этап - 2002 год; III этап - 2003-2005 годы ПЕРЕЧЕНЬ - основные программные мероприятия, ОСНОВНЫХ систематизирующиеся по направлениям расширения МЕРОПРИЯТИЙ и развития рынка услуг малой авиации, создания ПРОГРАММЫ малой авиационной техники, научно-методического обеспечения отрасли малой авиации: определение наиболее эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов малой авиации, выработка и осуществление оптимальных тактических и стратегических решений для достижения цели Программы; разработка и внедрение прогрессивных информационных, научно-методических, технологических и иных систем обеспечения деятельности субъектов малой авиации; развитие системы продвижения товаров и услуг, производимых субъектами малой авиации; оптимизация использования имеющихся ресурсов Самарской области (финансовых, материальных, интеллектуальных), направленных на создание эффективной инфраструктуры малой авиации; создание объективных предпосылок для распространения положительного опыта в реализации Программы на уровне субъектов Приволжского федерального округа ИСПОЛНИТЕЛИ - участники НП "Легкая авиация", ЗАО "Центр ПРОГРАММЫ перспективных технологий", государственные структуры авиационного профиля, отраслевые научно-исследовательские институты (далее - НИИ), другие организации и высококвалифицированные специалисты, привлекаемые головным исполнителем Программы ОБЪЕМЫ И - разработка Программы - 700 тыс.рублей, ИСТОЧНИКИ в том числе за счет средств: ФИНАНСИРОВАНИЯ областного бюджета - 200 тыс. рублей; привлеченных - 350 тыс. рублей; предприятий - 150 тыс. рублей. Финансовые затраты на реализацию Программы составят 83490 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 410 тыс. рублей; областного бюджета - 3180 тыс. рублей; внебюджетных источников - 79900 тыс. рублей ОЖИДАЕМЫЕ - формирование инфраструктуры эксплуатации малой РЕЗУЛЬТАТЫ авиации, организация сертифицированных РЕАЛИЗАЦИИ производств авиатехники и оборудования, что ПРОГРАММЫ явится основой отрасли малой авиации; сохранение и развитие интеллектуального и научного потенциала области; эффективная и стабильная работа существующих и вновь создаваемых предприятий всех форм собственности, функционирующих не только в сфере малой авиации, но и в других отраслях экономики Самарской области; создание малой авиационной техники, конкурентоспособной как на российском, так и на международном рынках; повышение экономической эффективности многих отраслей экономики Самарской области; частичная стабилизация рынка труда области, создание новых рабочих мест; повышение инвестиционной привлекательности Самарской области; увеличение поступлений в областной бюджет от субъектов малой авиации; становление Самарской области как центра развития малой авиации в Российской Федерации; усовершенствование законодательно-правовой базы с учетом интересов субъектов малой авиации; развитие новых технологий, имеющих обширное народно-хозяйственное значение; возможность использования накопленного опыта в других регионах России ОРГАНИЗАЦИЯ - контроль за реализацией Программы КОНТРОЛЯ осуществляется департаментом промышленности и ЗА ХОДОМ торговли Администрации области и департаментом ИСПОЛНЕНИЯ управления финансами Администрации области в ПРОГРАММЫ соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 19.06.2000 N 193 "О внесении изменений и дополнений в Порядок разработки и реализации областных целевых программ". 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Авиация общего назначения (далее - АОН) - авиация, используемая физическими или юридическими лицами (субъектами АОН) для удовлетворения собственных потребностей в соответствии с установленными для нее правилами и нормами. Воздушные суда АОН - летательные аппараты, предназначенные для выполнения спортивных полетов, обучения пилотов-спортсменов, пилотов-любителей, сверхлегкие летательные аппараты, воздушные шары, восстановленные воздушные суда старого образца (исторические экземпляры), летательные аппараты, построенные в единичном экземпляре по самостоятельному проекту, а также любые другие летательные аппараты, находящиеся во владении, пользовании или распоряжении субъекта АОН, используемые им в некоммерческих целях. АОН является составляющей частью глобальной транспортной системы многих развитых стран мира, служит гибким, быстрым и эффективным средством связи удаленных районов с деловыми центрами, образует транспортную сеть, которая дополняет, а по многим параметрам и превосходит такие транспортные системы, как воздушный, железнодорожный, речной или автомобильный транспорт, что обуславливает активный рост ее популярности в последние годы. В США используется примерно 5400 взлетно-посадочных полос и площадок для самолетов АОН и только 580 аэродромов для самолетов рейсовой авиации. Всего самолетов АОН в США (по данным 1996 года) - 160 577 единиц, из них: личных самолетов - 93 174 (58%); корпоративных - 8 227 (5%); бизнес-самолетов - 26 963 (17%); учебных - 13 248 (8,2%); аэротакси - 3 194 (2%); других - 15 699 (10%). По данным управления воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, АОН в России насчитывает около 7000 единиц. По международной терминологии воздушные суда малой авиации относятся к АОН. В настоящей Программе согласно статьям 20, 21, 22, 23 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) под малой авиацией понимаются воздушные суда, относящиеся к гражданской, государственной и экспериментальной авиации, с полетной массой не более 5700 килограммов. В нашей стране государственная политика в области авиации до сегодняшнего дня была направлена на создание крупной широкофюзеляжной авиационной техники, решение глобальных задач перевозок пассажиров и грузов. Отсутствие должного внимания к развитию малой авиации не позволяет решить многие проблемы по рациональному использованию воздушного пространства и эффективной реализации всех возможностей АОН. Новая экономическая ситуация в России требует новых подходов к решению задач развития малой авиации. Местные воздушные линии обслуживались, в основном, самолетами Ан-2. Самолетами этого типа выполнялось и большинство видов работ по применению авиации в народном хозяйстве. За период с 1922 по 1981 годы было выпущено 59 230 легких самолетов, 96% которых изготовлено до 1960 года. После прекращения производства самолетов Як-12 и 2-местной амфибии "Шавров-2" в производстве остались только самолеты для нужд ДОСААФ. В настоящее время их выпуск также прекращен. На 2001-2005 годы придется пик списания авиационной техники в связи с выработкой общетехнического ресурса. Аэропорты окажутся незагруженными, в большей степени это касается аэропортов применения авиации в народном хозяйстве. Ненадежность транспортных связей всегда была одной из основных проблем развития России. И по сей день показатели удельной протяженности наземных автомобильных и железных дорог по России на порядок ниже, чем, к примеру, по Испании, ЮАР, Финляндии и в 20-30 раз меньше, чем по развитым европейским странам с высокой плотностью населения (Бельгии, Германии, Великобритании). Особо следует отметить значительное снижение авиаперевозок в окраинных районах России, где они являются жизненной необходимостью ввиду отсутствия других видов транспорта. В глубинных районах России со слабо развитой сетью наземного транспорта, плохим состоянием дорог и нерегулярностью перевозок авиатранспорт также необходим. В результате стало даже возможным говорить о дискриминации населения - люди недополучают услуги социально гарантированного минимума. Очевидно, что улучшение авиатранспортного обслуживания должно стать одной из стратегических задач государства. При этом в регионах с относительно низкими внутренними грузо- и пассажиропотоками развитие местных авиалиний является наиболее быстрым и наименее капиталоемким способом снятия напряженности (по сравнению со строительством и усовершенствованием наземных дорог). По данным статистики, в Европе доля грузов, доставляемых самолетами, в среднем составляет 0,1% по их весу, 1% по количеству грузоотправлений и 10% по стоимости грузов, то есть экономическая ценность и эффективность авиаперевозок многократно выше, чем можно было бы судить по количеству перевезенных тонн. Отсутствие замены самолету Ан-2 приводит к ликвидации большинства местных воздушных линий и невозможности предоставления авиационных услуг. Однако, нереально остановить работу целого ряда отраслей народного хозяйства, которые не в состоянии обходиться без услуг малой авиации. Это в первую очередь сельское и лесное хозяйство, нефтяная и газовая промышленность, энергетика, мониторинг окружающей среды. Все это весьма актуально для промышленного потенциала Самарской области. В случае дальнейшего недостатка авиауслуг, оказываемых с применением летательных аппаратов малой авиации, начнется необратимый процесс потери экономической эффективности деятельности перечисленных отраслей, что отразится на экономическом состоянии нашей области. Сегодня рынок авиауслуг начал заполняться самолетами разработчиков малой авиационной техники, работавших на протяжении последних лет как самодеятельные конструкторские бюро (далее - КБ). Процесс носит стихийный характер, работы производятся зачастую с нарушением законодательства Российской Федерации, что объясняется как несовершенством нормативно-правовой базы, так и недостаточной юридической грамотностью субъектов малой авиации. Отсутствие опыта государственного регулирования процесса создания и использования малой авиационной техники объективно приводит к несовершенству нормативных документов, регламентирующих данную сферу деятельности. В соответствии с Временным положением об авиации общего назначения Российской Федерации, принятым постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 996 , гражданская авиация, используемая не за плату и выполняющая мобилизационно-оборонные задачи, относится к АОН. Законодательство Российской Федерации сужает значение АОН в общепринятом международном аспекте, противоречиво определяет деловую авиацию как гражданскую авиацию, используемую не за плату. Выполнение авиационных услуг, перевозка пассажиров и грузов на безвозмездной основе лишает деловую авиацию экономического смысла, выполнение же их за плату трактуется как нарушение ВК РФ. Существуют правовые аспекты и в вопросах использования воздушного пространства для пользователей АОН, особенно физических лиц, имеющих в собственности малые воздушные суда. Нормативные правовые акты, регламентирующие использование воздушного пространства и деятельность АОН, требуют переработки и доведения их до уровня мировых требований. Это могут быть акты, принятые по инициативе субъектов АОН как на местном, окружном, так и на федеральном уровне. Это касается, прежде всего, получения разрешений на использование воздушного пространства в отведенных местах с упрощенной процедурой получения допуска к полетам. С учетом важности проблемы возрождения российской малой авиации необходимо льготное налогообложение организаций и субъектов АОН, а также снижение тарифов на аэронавигационное и техническое обслуживание в аэропортах. Анализ социально-экономического состояния и путей дальнейшего развития России показал, что в условиях перехода к рыночной экономике должны быть изменены существующие подходы к оценке обеспеченности населения транспортом. За основу должны быть приняты интересы потребителей услуг авиационного транспорта, главным образом населения, не имеющего легкого и удобного доступа к другим видам транспорта. В случае применения практиковавшихся ранее подходов к оценке возможных пассажиропотоков "за бортом" транспортного обеспечения фактически останутся окраинные и глубинные районы с небольшой плотностью населения. Формирование региональной транспортной системы должно преследовать следующие цели: реализация принципа социально-территориальной справедливости, понимаемой как обеспечение транспортной доступности населению минимально-гарантированного уровня социальных благ, связанных с осуществлением любых возможных перемещений; существенное снижение неопределенности (риска) хозяйственной деятельности в части, зависящей от транспортных факторов. При этом важно сокращение затрат времени на поездки и перевозки срочных грузов; максимизация косвенного внетранспортного экономического и социального эффекта авиаперевозок, связанного со стимулированием развития обслуживаемых авиационным транспортом территорий, с перераспределением экономической активности населения. Воздушное законодательство Российской Федерации позволяет органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить ряд инициатив и уже сейчас при несовершенном федеральном законодательстве осуществить меры, направленные на поддержку и развитие АОН и создание отрасли малой авиации как составляющей экономического развития области. Администрация Самарской области выступила инициатором разработки Программы и приступила к созданию отрасли малой авиации, располагая мощным потенциалом региона, который обладает следующими уникальными возможностями для решения обозначенной программной проблемы: наличие крупных производственных мощностей авиационного профиля; наличие практически полного комплекса смежных производств, включая двигателестроение; высочайший кадровый научный потенциал, постоянно поддерживаемый СГАУ и другими вузами города Самары; существующая инфраструктура аэродромов, включая аэродромы местных воздушных линий; достаточный опыт работы в данной области расположенного в городе Самаре Приволжского окружного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Приволжское ОМТУ ВТ МТ РФ) способствует разработке и внедрению системы эксплуатации малой авиационной техники; богатейший опыт создания авиационной техники инициативными конструкторскими группами и индивидуальными разработчиками легких самолетов; объединение всех субъектов малой авиации Самарской области в форме НП "Легкая авиация", созданного по инициативе департамента промышленности и торговли Администрации области и начавшего работу в феврале 2000 года в качестве структуры, позволяющей разрабатывать общую стратегию развития и координировать деятельность предприятий различных форм собственности, заинтересованных в развитии малой авиации. Для решения вышеобозначенных проблем на региональном уровне, учитывая их масштабность, особую значимость и долговременный характер их решения, в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 19.06.2000 N 193 разработана настоящая Программа. 2. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью настоящей Программы является создание отрасли малой авиации как составляющей экономического развития области путем повышения качества и эффективности мер ее государственной поддержки. Создание отрасли малой авиации позволит: расширить рынок услуг малой авиации; сохранить и развить инфраструктуру эксплуатации малой авиационной техники; удовлетворить запросы нуждающихся в авиауслугах отраслей народного хозяйства области; сохранить летный и технический персонал, высвобождаемый из системы гражданской авиации и Министерства обороны Российской Федерации; упорядочить систему использования воздушных судов малой авиации; создать систему эксплуатации и пользования услугами малой авиации; существенно повысить уровень безопасности полетов воздушных судов малой авиации; развить производственно-техническую базу отрасли; поддержать и создать сертифицированные КБ и производства для удовлетворения потребностей рынка услуг малой авиации; восстановить и оптимизировать межхозяйственные связи в авиационно-промышленном комплексе региона; создать новые рабочие места; создать базу для внедрения достижений научно-технического потенциала области; обеспечить рабочими местами часть выпускников учебных заведений авиационного профиля; привлечь молодежь к занятиям по интересам авиационной тематики через сеть создаваемых аэроклубов и общественных образований; обеспечить преемственность поколений, воспитать молодежь в лучших традициях развития авиации в России; расширить международные контакты, включающие совместные проекты в области разработки, производства и эксплуатации воздушных судов, с целью привлечения инвестиций в развитие отрасли малой авиации. Для достижения поставленной цели в первую очередь необходимо: расширение и развитие рынка услуг малой авиации; создание малой авиационной техники; научно-методическое обеспечение отрасли малой авиации. 2.1. Расширение и развитие рынка услуг малой авиации Одной из основных задач Программы является расширение и развитие рынка услуг малой авиации, продвижение товаров и услуг на отечественный и мировой рынки, развитие эксплуатационной инфраструктуры малой авиации. Как показал предварительный анализ, проведенный специалистами НП "Легкая авиация" совместно со специалистами Приволжского ОМТУ ВТ МТ РФ, потребность в оказании авиауслуг отраслям промышленности региона существует. Годовой налет в Самарской области по применению авиации в народном хозяйстве составил: в 1997 году - 35 737 часов; в 1998 году - 36 590 часов; в 1999 году - 33 200 часов. Потребление авиауслуг по отраслям народного хозяйства Самарской области в часах ----------------------------------------------------------------- | Наименование отрасли | 1997 год | 1998 год | 1999 год | ----------------------------------------------------------------- Нефтяная промышленность 20 670 15 670 14 682 Газовая промышленность 5 600 4 253 3 473 Сельское хозяйство 2 911 4 887 4 271 Санитарная авиация 2 096 1 501 654 Лесное хозяйство 487 127 52 Электроэнергетика 140 164 3 Прочие отрасли 3 833 9 958 10 006 Ситуация такова, что с выработкой общетехнического ресурса авиатехники системы гражданской авиации, предоставляющей авиауслуги отраслям народного хозяйства области, начался необратимый процесс потери экономической эффективности в отраслях, перечисленных в вышеприведенной таблице, что влияет на экономическое состояние региона. Отсутствие финансовых средств у потребителей услуг малой авиации не позволяет в должной мере использовать ее возможности. Выработка новых финансовых технологий, применение корпоративных методов ее использования, выбор оптимальных организационно-правовых форм в рамках разработки и реализации Программы позволит стимулировать развитие рынка услуг малой авиации, повысить экономическую эффективность деятельности отраслей народного хозяйства Самарской области. Авиаотряды, работающие в системе гражданской авиации, при отсутствии возможности обновления авиапарка техникой отечественного производства будут вынуждены закупать авиатехнику иностранного производства. Необходимо проводить реструктуризацию системы эксплуатации с целью повышения возможностей использования малой авиационной техники, а не прекращать деятельность по причине экономической нецелесообразности. Реструктуризация в гражданской авиации предпочтительней тем, что авиаотряды имеют определенную клиентуру на предоставление авиауслуг, техническую базу, кадровый состав, требующий только переподготовки, и опыт работы в этой сфере. С развитием сектора частных пользователей авиатехники необходимо создание сети сервисного технического обслуживания. Примером может служить сеть сервисного обслуживания частного автомобильного транспорта. Эффективная система технического обслуживания для поддержания летной годности летательных аппаратов на протяжении всего срока их службы увеличит число потенциальных покупателей и создаст предпосылки к увеличению рынка товаров и услуг малой авиации. В Самарской области имеются потенциальные заказчики на такие услуги, как проведение мониторинга окружающей среды, патрулирование лесных массивов, нефте- и газопроводов, линий электропередач, железных и автомобильных дорог, химическая и биологическая обработка в сельском хозяйстве, спасательные работы, туризм, грузопассажирские перевозки и т.п. Комплексный программный подход выработки эффективных механизмов и технологий, включая финансовые, технические, организационные и прочие, направленные на удовлетворение потребностей рынка авиационных услуг, позволит, с одной стороны, решить проблемы создания оптимальной эксплуатационной инфраструктуры в интересах развития малой авиации, включающей вопросы обеспечения полетов (взлетно посадочные полосы, стоянки, обеспечение горюче-смазочными материалами, связь, метеообеспечение, медицинское обеспечение, отдых), а с другой стороны, наполнить экономическим содержанием имеющиеся аэродромы, что будет способствовать их сохранению и развитию. На этапе развития рынка услуг малой авиации все эти функции могут выполнять аэроклубы при условии финансовой и материальной их поддержки. Примером может служить деятельность аэроклубов, направленная на пропаганду среди населения возможностей малой авиации. Приоритетными направлениями в решении этой задачи являются: выработка маркетинговой стратегии развития рынка авиационных услуг и разработка приоритетных направлений его расширения и развития; разработка проектов нормативно-правовых документов в интересах развития малой авиации, способствующих развитию системы эксплуатантов и пользователей как основных субъектов малой авиации; сохранение и расширение инфраструктуры эксплуатации малой авиации; разработка организационных, финансовых и других технологий, способствующих сохранению и применению имеющейся эксплуатационной инфраструктуры для малой авиации; повышение уровня безопасности полетов малой авиационной техники; координация деятельности всех субъектов малой авиации, потребителей, эксплуатантов, пользователей, разработчиков и производителей малой авиационной техники, научных организаций и авиационных структур для выработки и определения приоритетных направлений развития рынка услуг малой авиации; научно-методическое, техническое обеспечение, включая подготовку кадров, необходимое для удовлетворения потребностей рынка услуг малой авиации; создание системы применения малой авиации в народно-хозяйственном комплексе Самарской области. 2.2. Создание малой авиационной техники Важной задачей является сохранение и развитие материально-технической базы для разработки и производства малой авиационной техники, оптимизация межхозяйственных связей, реструктуризация и развитие существующих предприятий. Самарская область вправе гордиться наличием профессиональных и любительских КБ, на протяжении более двух десятков лет занимающихся разработками и производством легких и сверхлегких летательных аппаратов. Каждое КБ прошло свой путь развития, имеет достаточный опыт разработок образцов авиационной техники, перспективных для практического применения. Большинство из них имеет опыт производства самолетов по коммерческим заказам. ООО "Гидроплан" имеет сертификат разработчика, выпустило около 40 амфибий "Корвет", несколько самолетов "Цикада" для авиахимработ, применение которых перспективно для сельского хозяйства, активно работает с зарубежными партнерами из Испании, Аргентины. ООО "Аэропракт" разработало легкий спортивный самолет А-21М "СОЛО", получивший высокую оценку на авиасалонах в Англии и Франции, легкие многоцелевые самолеты А-23М, А-25М, А-27М, не уступающие по характеристикам мировым аналогам. В настоящее время ведутся работы по серийному производству самолета А-27М. ЗАО "Промакс" начинает производство и поставку германским партнерам самолета М-12 "Касатик". Специализированное конструкторское бюро СГАУ (далее - СКБ СГАУ) имеет опыт разработок автожиров, мотодельтапланов и их практического использования. В СКБ СГАУ разработаны и произведены гидросамолеты С-202, С-400, Че-15, Че-25М, самолеты "Фаворит" и "Кречет". Исторически сложилось так, что изготовлением малой авиационной техники занимаются ее разработчики. Процесс создания производств шел параллельно с разработкой летательных аппаратов. Самарские разработчики и производители не являются исключением. Программа предполагает создание специализированных сертифицированных производств, что позволит повысить качество выпускаемых летательных аппаратов, являющееся необходимым условием повышения безопасности полетов авиационной техники. Для выполнения задач, определенных Программой в рамках первоочередных проектов, требуется разработка новых подходов, направленных на поддержку малой авиации, координация деятельности и интересов всех субъектов авиационно-промышленного комплекса региона, включая научные, промышленные предприятия, отраслевые НИИ, КБ - разработчики авиационной техники, при непосредственном участии государственных контролирующих органов и органов исполнительной власти Самарской области. Недостаточное внимание к развитию малой авиации со стороны государственных структур привело к отсутствию отечественных разработок в областях двигателестроения, новых материалов, аэронавигационного и связного оборудования, необходимых для малой авиации. Отечественные разработчики и производители вынуждены использовать зарубежные агрегаты (это в первую очередь касается двигателей). Отсутствие отечественного двигателя для легких самолетов и несовершенство дизайна накладывает свой отпечаток на развитие малой авиации и в нашей области. Эти задачи не под силу одному КБ или предприятию. Необходимо объединение разработчиков, производителей при поддержке исполнительных органов власти. С привлечением научного потенциала области существует реальная возможность решить наряду с другими и эту проблему. Разработка авиационных двигателей для малой авиационной техники ведется в специализированном конструкторском бюро роторно-поршневых двигателей генерального департамента по развитию ОАО "АвтоВАЗ". Работы по созданию авиационного двигателя необходимой мощности ведет Самарское конструкторское бюро машиностроения. Проведение маркетинговых исследований рынка товаров и услуг малой авиации и выработка маркетинговой стратегии являются приоритетными направлениями мероприятий Программы. Результатом проведения маркетинговой стратегии должен стать выбор типа или типов малой авиационной техники, наиболее удовлетворяющих потребности рынка услуг малой авиации. Поддержание летной годности летательных аппаратов является важной задачей системы обеспечения безопасности полетов. Серийное производство требует разработки системы поддержания летной годности в процессе эксплуатации летательных аппаратов. Предприятия-эксплуатанты, обладая опытом технического обслуживания авиатехники гражданской авиации, при условии организации совместных проектов с разработчиками и производителями могут организовать действенную систему технического обслуживания, текущего и капитального ремонта авиационной техники. На их базе могут формироваться специализированные центры технического обслуживания и ремонта. Их услугами с успехом могут пользоваться государственные структуры, организации и частные владельцы. Организация нормативно-правовой и информационной поддержки малой авиации, оптимизация использования имеющихся в Самарской области ресурсов (финансовых, материальных, интеллектуальных), разработка и внедрение прогрессивных технологий поддержки малой авиации, координация деятельности субъектов малой авиации в выработке стратегии развития отрасли позволят решить многие вопросы, включая дорогостоящие процедуры испытаний и сертификации малой авиационной техники. Самарская область имеет несколько типов самолетов, конкурентоспособных на региональном, российском и мировом рынках. Создание консультационно-правового центра малой авиации на базе НП "Легкая авиация" совместно с Приволжским ОМТУ ВТ МТ РФ позволит использовать научную базу данных отраслевых НИИ, СГАУ, промышленных предприятий авиационного профиля, предоставить эксплуатантам и пользователям правовые консультации, подготовить и предоставить документацию, регламентирующую деятельность субъектов малой авиации, а также информацию о производителях продукции авиационного назначения. Централизация снабжения существующих и новых производств воздушных судов снизит затраты на приобретение материалов и комплектующих, оптимизирует себестоимость техники, унифицирует узлы и агрегаты производимых летательных аппаратов, что облегчит их дальнейшую техническую эксплуатацию, упростит систему сервисного технического обслуживания и проведение текущих и капитальных ремонтов. Для повышения качества процесса летных испытаний опытных образцов, внедрения прогрессивных технологий, минимизации затрат каждого разработчика необходимо создание единой летно-испытательной базы для всех разработчиков с профессионально обученными летными и техническими кадрами. Серьезным подспорьем в реализации стратегии станет разработка стройной и эффективной системы взаимодействия всех субъектов малой авиации как на областном, так и на федеральном, зарубежном уровнях путем организации участия в выставках, слетах, авиасалонах, а также выработка эффективной рекламной политики. Основными задачами создания малой авиационной техники является: разработка действенных механизмов и технологий развития существующей проектной и производственной базы малой авиации, включая создание производств и летно-испытательной базы с целью оптимизации деятельности разработчиков и производителей малой авиационной техники; разработка механизмов сертификации КБ и производств, наиболее полно удовлетворяющих потребности рынка товаров и услуг малой авиации; разработка механизмов взаимодействия разработчиков и производителей малой авиационной техники с предприятиями авиационно-космического комплекса, позволяющих восстановить и оптимизировать межхозяйственные связи в интересах экономики региона; разработка механизмов взаимодействия разработчиков и производителей с учреждениями науки, вузами, отраслевыми НИИ для создания баз разработок и внедрения научных достижений, расширения баз практики специалистов, проведения научно-исследовательских работ в интересах малой авиации; разработка технологий делегирования прав на региональный уровень вопросов сертификации, связанных с разработкой и производством авиационной техники; создание системы отбора перспективных проектов создания авиационной техники на условиях тендера среди КБ - разработчиков. 3.3. Научно-методическое обеспечение отрасли малой авиации Внедрение новых технологий в разработку авиационной техники и ее производство, подготовка высококвалифицированных специалистов для субъектов малой авиации является еще одной серьезной задачей Программы, одним из условий развития малой авиации в Самарской области. Во время начального периода развития малой авиации, характеризующегося созданием исключительно любительских легких и сверхлегких летательных аппаратов, практически не привлекался научный потенциал учебных и отраслевых институтов. Методы проектирования и конструирования носят в основном рекомендательный характер и не обеспечивают достижения высоких летно-технических характеристик, что снижает уровень безопасного использования авиатехники. Организация научно-исследовательского обеспечения этапов разработки, производства и эксплуатации малой авиационной техники, направленного на повышение качества, позволит привлечь потенциал СГАУ и отраслевых институтов, имеющих огромный практический опыт научно-технических разработок для нужд авиационного комплекса. Серьезным направлением в реализации Программы станет разработка технологий оптимизации процедур сертификации. Одним из условий интенсивного развития рынка малой авиации является наличие сертифицированных типов летательных аппаратов. Существующая система проведения сертификационных процедур - это дорогостоящее и длительное мероприятие. Выработка упрощенных технологий сертификации, одним из элементов которых является делегирование прав или процедур сертификации на региональный уровень, является одной из ключевых задач при реализации настоящей Программы. Недостаточное бюджетное финансирование общественных, спортивных и иных авиационных организаций привело к резкому снижению интереса молодежи к научно-техническому творчеству в области авиации. С ликвидацией ДОСААФ прекратили существование аэроклубы, технические кружки. Приобретение летных навыков стало для молодежи практически недоступным. В связи с отсутствием перспективы трудоустройства снизился престиж специальностей авиационного профиля. Обрывается связь поколений, теряются лучшие авиационные традиции России. В связи с резким сокращением объема производств на предприятиях авиационного профиля Самарской области и связанными с этим финансовыми проблемами резко снизилась потребность предприятий в специалистах, возможность организации учебно-производственной практики студентов СГАУ и других учебных заведений. Расширение производств предприятий-разработчиков и производителей малой авиационной техники, создание системы эксплуатации позволит значительно расширить базу для учебно-производственной практики. Самара по праву считается авиационным центром России, имеющим полный научный, промышленный и эксплуатационный авиационные комплексы. Наличие в Самаре региональных отделений Федерации легкой авиации Российской Федерации (далее - ФЛА РФ) и Федерации сверхлегкой авиации Российской Федерации (далее - ФСЛА РФ), руководители которых имеют достаточный опыт и содействуют развитию малой авиации, авиационно-технического творчества, организации слетов, соревнований, позволяет привлечь молодежь к авиационной тематике через сеть общественных организаций, аэроклубов, через пропаганду авиационно-технических видов спорта. В настоящее время подготовкой летного состава малой авиации (в основном пилотов-любителей) занимаются ФЛА РФ и ФСЛА РФ на базе разработчиков и небольшого числа аэроклубов. Отсутствие методического обеспечения, слабая техническая база и недостаточное число пилотов-инструкторов, получивших лицензии, не позволяет осуществить качественную подготовку летно-технического состава для развития малой авиации. В связи со значительным сокращением объемов учебного процесса в учебных заведениях подготовка новых программ обучения специалистов малой авиации реальна, актуальна и позволит поддержать и развить обучающий процесс, сохранить кадровый преподавательский состав, являющийся интеллектуальным богатством Самарской области. Развитие малой авиации даст возможность сберечь летные и технические кадры, высвобождаемые из систем гражданской авиации и Минобороны России, что обеспечит экономию огромных государственных средств, затраченных на их подготовку. Подготовку кадров для малой авиации невозможно рассматривать в отрыве от вопросов обеспечения безопасности полетов. Создание системы качественной подготовки специалистов - это наипервейшая задача системы обеспечения безопасности полетов. Комплексный программный подход при разработке системы подготовки кадров для малой авиации, включая возможности вузовской науки, отраслевых центров подготовки и переподготовки летного состава, накопившийся опыт действующих аэроклубов и КБ, опыт государственных авиационных структур, выработка эффективных финансовых технологий, включая бюджетную поддержку, позволят решить проблему подготовки кадров для малой авиации. Наиболее актуальные направления в решении задачи научно-методического обеспечения отрасли малой авиации: разработка системы научно-исследовательского обеспечения, направленного на развитие и внедрение новых технологий, включающего разработку технологий упрощения процедур сертификации, организацию и проведение научно-исследовательских работ в интересах развития малой авиации; разработка и внедрение систем обучения и подготовки специалистов всех направлений для малой авиации, расширение номенклатуры специальностей и специализаций, расширение базы учебно-производственной практики; разработка системы привлечения молодежи к авиационной тематике через сеть общественных организаций, аэроклубов, пропаганду авиационно-технических видов спорта; научно-исследовательское сопровождение этапов разработки, производства и эксплуатации малой авиационной техники, направленное на повышение качества и оптимизацию всех процессов создания и применения авиатехники. 3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация Программы рассчитана на период с 2001 по 2005 годы. Этапы Программы: I этап - 2001 год; II этап - 2002 год; III этап - 2003-2005 годы. 4. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Приоритетные направления мероприятий Программы: разработка механизмов взаимодействия всех субъектов малой авиации для оптимизации решения приоритетных задач каждого из направлений реализации Программы; создание благоприятных условий, включая законодательные аспекты, для устойчивой экономической и правовой деятельности всех субъектов малой авиации; внедрение системы информационного обеспечения по всем направлениям развития рынка услуг малой авиации, обеспечение доступа к информации всех субъектов малой авиации; научно-методическое, техническое и другое обеспечение субъектов малой авиации, включая вопросы научно-исследовательских работ и подготовку кадров для нужд малой авиации; развитие системы продвижения товаров и услуг, производимых субъектами малой авиации; оптимизация использования имеющихся ресурсов области (финансовых, материальных, интеллектуальных), направленных на создание инфраструктуры малой авиации; разработка и внедрение прогрессивных технологий поддержки малой авиации, в том числе со стороны государственных структур; создание благоприятных условий для реализации программы развития малой авиации на межрегиональном уровне. Задачи Программы тесно взаимосвязаны с некоторыми мероприятиями, проводимыми на областном и муниципальных уровнях и направленными на воспитание молодежи, поддержку малого и среднего бизнеса, реструктуризацию производств промышленного комплекса региона, привлечение инвестиций, разработку и реализацию международных проектов. Выработка единой региональной политики в рамках проводимых программных мероприятий, разработка механизмов долевого участия средств, направленных на выполнение сопутствующих программных мероприятий при решении задач настоящей Программы, включая зарубежные инвестиции, средства организаций, заинтересованных в развитии малой авиации, позволят оптимально использовать бюджетные средства. 5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ----------------------------------------------------------------------------- | | | | Финансовые затраты по | Источники | | N | Наименование |Исполнитель| годам, тыс. рублей | финансиро-| |п/п| мероприятий | |---------------------------| вания | | | | |2001 |2002 |2003 |2004|2005| | |---|-------------------|-----------|-----|-----|-----|----|----|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ----------------------------------------------------------------------------- 1. Нормативно-правовое 180 160 130 130 Областной обеспечение отрасли бюджет малой авиации 100 750 250 100 100 Внебюджетные источники 1.1. Участие в НП "Легкая 50 50 50 50 Областной разработке авиация" бюджет федеральных 50 100 Внебюджетные нормативных источники документов по вопросам развития малой авиации 1.2. Разработка НП "Легкая 30 30 30 30 Областной проектов, внесение авиация" бюджет дополнений и Правовое 50 50 50 50 Внебюджетные изменений в управление источники нормативно-правовые Администра- акты Самарской ции области области по вопросам малой авиации 1.3. Создание НП "Легкая 50 30 Областной консультационно- авиация" бюджет правового центра Приволжское 50 200 Внебюджетные ОМТУ ВТ МТ источники РФ 1.4. Эксплуатация, НП "Легкая 50 50 50 50 Областной модернизация, авиация" бюджет ремонт 400 200 50 50 Внебюджетные оборудования, источники программное обеспечение информационной сети инфраструктуры эксплуатации малой авиации 2. Развитие 200 150 150 150 Областной инфраструктуры бюджет эксплуатации малой 3550 10300 4100 3100 3500 Внебюджетные авиации источники 2.1. Разработка и НП "Легкая 100 50 50 50 Областной утверждение порядка авиация" бюджет использования Приволжское 50 100 Внебюджетные воздушного ОМТУ ВТ МТ источники пространства РФ 2.2. Восстановление и НП "Легкая 100 100 100 100 Областной развитие авиация" бюджет инфраструктуры 3000 8500 3400 2100 2000 Внебюджетные аэродромов и источники гидродромов малой авиации (разработка и утверждение инструкций и дополнений к инструкциям) 2.3. Создание и НП "Легкая 500 1500 500 500 500 Внебюджетные поддержание авиация" источники летно-испытательной базы малой авиации 2.4. Разработка и НП "Легкая 200 200 500 1000 Внебюджетные внедрение системы авиация" источники сервисного обслуживания малой авиационной техники 3. Создание малой 150 150 50 50 Областной авиационной техники бюджет 12050 12900 12700 4700 4800 Внебюджетные источники 3.1. Создание Предприятия 8800 9000 9500 1500 1500 Внебюджетные специализированных -участники источники производств малой авиационной техники 3.2. Разработка НП "Легкая 150 150 50 50 Областной технологий и авиация" бюджет практическая Авиационный 3000 3600 3000 3000 3000 Внебюджетные реализация схем регистр МАК источники сертификации производств и типов воздушных судов 3.3. Разработка НП "Легкая 150 200 200 200 300 Внебюджетные технологии и авиация" источники практическая реализация схемы централизованного снабжения производителей 3.4. Разработка и НП "Легкая 100 100 Внебюджетные внедрение системы авиация" источники тендерного отбора приоритетных направлений создания авиатехники 4. Научно-методическое 150 100 80 80 Федеральный обеспечение отрасли бюджет малой авиации 220 200 150 150 Областной бюджет 200 1400 600 500 500 Внебюджетные источники 4.1. Исследования НП "Легкая 70 70 50 50 Областной применения малой авиация" бюджет авиации в народном 100 300 100 100 100 Внебюджетные хозяйстве источники 4.2. Организация НП "Легкая 100 100 50 50 Областной лабораторно- авиация" бюджет испытательного Авиационный 50 400 100 Внебюджетные комплекса, регистр МАК источники аккредитованного по вопросам малой авиации 4.3. Разработка методик НП "Легкая 50 50 50 50 Областной внедрения новых авиация" бюджет технологий и 150 Внебюджетные материалов в источники разработку и производство малой авиационной техники 4.4. Открытие новых СГАУ 100 50 30 30 Федеральный специализаций и НП "Легкая бюджет курсов для авиация" субъектов малой авиации 4.5. Оснащение учебных СГАУ 50 50 50 50 Федеральный лабораторий СГАУ НП "Легкая бюджет для авиация" 50 50 Внебюджетные исследовательского источники и учебного процесса по вопросам малой авиации 4.6. Разработка учебных НП "Легкая 200 100 100 100 Внебюджетные программ и авиация" источники методических пособий для обучения и аттестации летного и технического состава 4.7. Восстановление и НП "Легкая 300 300 300 300 Внебюджетные развитие учебно- авиация источники тренировочной базы летного и технического состава 5. Продвижение товаров 310 100 300 100 Областной и новых технологий бюджет на рынок малой 500 950 750 750 750 Внебюджетные авиации источники 5.1. Организация НП "Легкая 50 50 50 50 Областной авиасалонов и авиация" бюджет выставок и участие 500 800 700 700 700 Внебюджетные в них источники 5.2. Организация НП "Легкая 210 200 Областной авиасалонов АОН в авиация" бюджет Самаре 5.3. Организация и НП "Легкая 50 50 50 50 Областной проведение авиация" бюджет семинаров, 50 150 50 50 50 Внебюджетные конференций по источники проблемам развития малой авиации Всего 150 100 80 80 Федеральный бюджет 1040 780 780 580 Областной бюджет 16400 26300 18400 9150 9650 Внебюджетные источники 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ИСПОЛНЕНИЯ Финансирование мероприятий Программы осуществляется через НП "Легкая авиация" как головного исполнителя и координатора Программы. Финансовые средства на разработку и реализацию Программы предусматриваются отдельной строкой областного бюджета. Администрация области как государственный заказчик содействует своевременному и полному обеспечению финансовыми ресурсами программных мероприятий в пределах установленного бюджетного финансирования. Департамент промышленности и торговли Администрации области совместно с головным исполнителем Программы обеспечивает привлечение внебюджетных ресурсов, иных средств, включая зарубежные инвестиции. Головной исполнитель Программы координирует использование финансовых средств. Для реализации мероприятий Программы привлекаются денежные средства в сумме 83490 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 410 тыс. рублей; областного бюджета - 3180 тыс. рублей; внебюджетных источников - 79900 тыс. рублей. Финансирование мероприятий должно предусматривать как безвозвратную, так и возвратную основу вложения средств. Программа разработана НП "Легкая авиация" по инициативе департамента промышленности и торговли Администрации области. Головной исполнитель - НП "Легкая авиация" для участия в разработке и реализации Программы привлекает НИИ и специализированные организации, в том числе и на конкурсной основе. Условия конкурса разрабатывает головной исполнитель Программы по согласованию с департаментом промышленности и торговли Администрации области. Исполнители программных мероприятий привлекаются к выполнению работ, указанию услуг на договорной основе. Головной исполнитель Программы ежегодно представляет департаменту управления финансами Администрации области финансовый отчет о ходе выполнения Программы. При необходимости корректировки сроков реализации Программы головной исполнитель Программы вносит предложения на рассмотрение Губернатору области с объяснением причин невыполнения сроков реализации Программы и обоснованием необходимости их продления. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Закона Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области" на 2001-2005 год Авиастроение в современном мире представляет одну из наиболее наукоемких отраслей промышленности. В ней объединяются достижения аэродинамики, механики, материаловедения, технологии производства сверхлегких конструкций, электроники, автоматизации проектирования и многих других направлений прикладной науки. Серийное производство самолетов порождает целый шлейф высокотехнологичных предприятий, которые поставляют материалы с исключительными свойствами, полуфабрикаты и комплектующие изделия. Основной идеей областной целевой программы "Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области" на 2001-2005 годы является координация деятельности разработчиков, производителей и эксплуатантов малых воздушных судов с целью поддержки и сохранения научно-технического и интеллектуального потенциала в области авиации и создания инфраструктуры эксплуатации малой авиационной техники. Развитие малой авиации как отрасли промышленности Самарской области сегодня в равной степени возможно и необходимо. Возможность развития этой перспективной отрасли определяется уникальным производственным, научным и конструкторским потенциалом области как мощного центра авиационно-космического комплекса. Составные элементы этого потенциала: имеющиеся производственные мощности авиационного профиля, полный комплекс смежных производств от металлопроката до производства комплектующих, включая двигателестроение; научный, инновационно-технологический и конструкторский потенциал в сфере создания летательных аппаратов; значительный опыт создания малой авиационной техники инициативными конструкторскими группами; кадровый потенциал рабочих и инженерных специальностей; имеющаяся инфраструктура аэродромов; создание в 2000 году координирующей организации - некоммерческого партнерства "Легкая авиация", объединившегося большинство задействованных и заинтересованных субъектов; на территории области располагается Приволжское окружное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта (ПО МТУ ВТ) Министерства транспорта Российской Федерации, которое может стать основой организационной системы эксплуатации малой авиации не только в Самарской области, но и, учитывая высокую потребность и интенсивность расширения рынка услуг малой авиации, в рамках Приволжского федерального округа. Необходимость развития малой авиации в Самарской области обусловлена рядом факторов производственного, экономического и социального характера; удовлетворение потребности в авиауслугах конкретных отраслей и сфер экономики, в первую очередь к ним относятся сельское хозяйство (в целях возобновления обработки посевов, а также пустующих земель для профилактики нашествия саранчи), лесное хозяйство (в целях охраны лесов от пожаров), экологический мониторинг, патрулирование региона (в целях принятия оперативных решений); создание новых рабочих мест, что нацелено на сохранение летного и технического персонала, высвобождаемого из системы гражданской авиации и Минобороны России, обеспечение занятости части выпускников учебных заведений авиационного профиля; создание производственной базы для внедрения научных и технологических разработок самарских ученых и конструкторов; развитие межотраслевой и межхозяйственных связей в промышленном комплексе области; развитие международных контактов, привлечение ресурсов международных финансовых институтов для реализации проектов; разработка и осуществление инвестиционных предложений, в том числе привлечение средств из бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, банковского капитала, иностранных инвестиций; воспитание молодежи в лучших авиационных традициях России (организация содержательного досуга через сеть создаваемых аэроклубов и общественных образований, обеспечение преемственности поколений авиаторов), способствующих нравственному и физическому оздоровлению молодежи. Если не использовать возможность экономического, интеллектуального и промышленного потенциала сейчас, процесс потери накопленного опыта станет необратимым. Руководитель департамента промышленности и торговли Администрации области В.И. Доронин СПРАВКА о состоянии законодательства в сфере правового регулирования развития авиации общего назначения (малой авиации) 1. Конституция Российской Федерации. 2. Воздушный кодекс Российской Федерации. 3. Временное положение об авиации общего назначения Российской Федерации, принятое постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 966. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|