Расширенный поиск
Постановление Губернатора Самарской области от 17.09.2001 № 330ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17.09.2001 N 330 О проекте закона Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Формирование культурного потенциала устойчивого развития Самарской области" на 2002-2005 годы" В целях создания условий для устойчивого социального и экономического развития Самарской области ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Одобрить прилагаемый проект закона Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Формирование культурного потенциала устойчивого развития Самарской области" на 2002-2005 годы" и направить его на рассмотрение Самарской Губернской Думы. 2. Департаменту управления финансами Администрации области (Иванову) ежегодно при формировании областного бюджета уточнять объемы финансирования областной целевой программы "Формирование культурного потенциала устойчивого развития Самарской области" на 2002 - 2005 годы". 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя департамента культуры Администрации области Куруленко Э.А. И.о.Губернатора Самарской области В.А. Казаков Приложение к постановлению Губернатора Самарской области от 17.09.2001 N 330 Проект ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Об утверждении областной целевой программы "Формирование культурного потенциала устойчивого развития Самарской области" на 2002 - 2005 годы" Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Формирование культурного потенциала устойчивого развития Самарской области" на 2002 - 2005 годы. Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Самарской области К.А. Титов Приложение к Закону Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Формирование культурного потенциала устойчивого развития Самарской области" на 2002-2005 годы" ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2002-2005 ГОДЫ (далее - Программа) ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Формирова- ПРОГРАММЫ ние культурного потенциала устойчивого развития Самарской области" на 2002 - 2005 годы ДАТА ПРИНЯТИЯ - решение Губернатора области от РЕШЕНИЯ О 18.12.2000 N 01-16/572 РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация Самарской области ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ ГОЛОВНОЙ - департамент культуры Администрации об- ИСПОЛНИТЕЛЬ ласти ПРОГРАММЫ ОСНОВНОЙ - департамент культуры Администрации об- РАЗРАБОТЧИК ласти ПРОГРАММЫ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - формирование культурного потенциала ус- тойчивого развития Самарской области ЗАДАЧИ - создание единого культурного простран- ПРОГРАММЫ ства, обеспечивающего взаимодействие и взаимовлияние культур различных соци- альных слоев и групп населения региона; обеспечение равных возможностей для доступа жителей различных территорий к культурным ценностям; сохранение культурного наследия; создание условий для возрождение и развития традиционной культуры: на- родных промыслов и ремесел, народных праздников и обрядов; формирование приоритетов преемствен- ности и духовности подрастающего поколения; поддержка инноваций и творческих инициатив в сфере культуры через организационное, правовое, финансовое обеспечение культурного многообразия; кадровое сопровождение развития отрасли СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2002 - 2005 годы ПРОГРАММЫ ОСНОВНЫЕ - создание нормативно-правовой базы МЕРОПРИЯТИЯ функционирования единого культур- ПРОГРАММЫ ного пространства Самарской области; совершенствование форм и методов культурно-досуговой деятельности; укрепление материально-технической базы учреждений культуры; кадровое и методическое обеспечение учреждений культуры ИСПОЛНИТЕЛИ - департамент по строительству, ПРОГРАММЫ архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации области, департамент науки и образования Администрации области, департамент социальной защиты населения Администрации области, департамент здравоохранения Администрации области, департамент по делам молодежи Самарской области, департамент управления государственным имуществом Администрации области, органы местного самоуправления (по согласованию) ОБЪЕМЫ И - общая стоимость реализации ИСТОЧНИКИ мероприятий Программы составляет ФИНАНСИРОВАНИЯ 631424,1 тыс. рублей, в том ПРОГРАММЫ числе за счет средств: областного бюджета - 624527,5 тыс. рублей, из них: в 2002 году - 71300,9 тыс. рублей; в 2003 году - 167933,486 тыс. рублей; в 2004 году - 194324,744 тыс. рублей; в 2005 году - 190968,37 тыс. рублей; средств местных бюджетов - 4596,6 тыс. рублей; привлеченных средств - 2300 тыс. рублей ОЖИДАЕМЫЕ - формирование потребности у РЕЗУЛЬТАТЫ населения Самарской области в РЕАЛИЗАЦИИ приобщении к культурным ценностям, ПРОГРАММЫ повышении культурного уровня; повышение эффективности использования культурного капитала для устойчивого социального и экономического развития Самарской области; обеспечение условий для сохранения культурного наследия, преемственности и развития инноваций и инициатив в сфере культуры; формирование территориальных центров культуры и включение их в единую сеть учреждений культуры на принципах вертикальной системы управления; эффективное формирование потребности населения в приобщении к ценностям культуры, повышении культурного уровня СИСТЕМА - координацию работ и контроль за ОРГАНИЗАЦИИ исполнением Программы осуществляет КОНТРОЛЯ ЗА департамент культуры Администрации ИСПОЛНЕНИЕМ области, контроль за целевым ПРОГРАММЫ использованием бюджетных средств - департамент управления финансами Администрации области. Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование выделяемых финансовых средств. 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Целесообразность разработки Программы определяется рядом причин социального и экономического характера. Сегодня, в период реформ Российского государства усиливается понимание того, что культура является основополагающим фактором развития общества, что дает основу всему спектру человеческого бытия. Культура способна влиять на формирование ответственности людей за настоящее и будущее, за цивилизованное решение многих проблем. В связи с этим целесообразно рассмотрение культуры как достаточно эффективного средства и ресурса обеспечения устойчивого развития региона. Программа определяет современную схему формирования культурной политики, сочетающей интересы и цели всех уровней законодательной и исполнительной власти, а также позволяет учитывать не только особенности культуры региона, но и находиться в контексте мировой культуры. Территорию Самарской области населяют сегодня более 100 наций и народностей, каждая из которых имеет собственные традиции. Кроме того, здесь существуют различные социальные слои и группы, возможность доступа к достижениям культуры для которых различна. Наконец, в области существуют и субэтносы, и субкультуры. Поэтому важнейшая задача Программы - формирование единого пространства культуры. Общая проблемная ситуация имеет свои специфические проявления в каждой из отраслей культуры. Наиболее ярко эта специфика проявляется в сфере историко-культурного наследия. На территории Самарской области на государственном учете состоит 483 недвижимых памятника истории и культуры, в том числе 57 памятников федерального значения. Однако во многих случаях культурный потенциал в сфере наследия не соответствует формам и способам его использования. Происходящая эволюция социальной и экономической жизни, многократная смена приоритетов за короткий исторический период усугубляют угрозу физическому существованию памятников истории и культуры. Для сохранения объектов наследия необходимо своевременное проведение поддерживающих ремонтов, консервационных и реставрационных работ. Однако ежегодная поддержка из федерального бюджета охранно-реставрационных мероприятий на объектах общероссийского значения не регулярна, а средства, поступающие из областного бюджета, незначительны и не могут обеспечить решения даже первоочередных задач сохранения памятников. Так, объем финансирования указанных мероприятий из бюджета Самарской области в 2000 году составил 1443 тыс. рублей. Этой суммы недостаточно для комплексной реставрации даже одного памятника архитектуры. Под угрозой разрушения оказываются такие шедевры архитектуры как усадьба графов Орловых - Давыдовых (с. Усолье), кухмистерская фон Вакано (г. Самара), усадьба помещиков Шелашниковых (с. Исаклы) и многие другие. Ситуация осложняется тем, что органы местного самоуправления в большинстве случаев не рассматривают исторические памятники, находящиеся на их территории, как предмет заботы и внимания. В условиях интенсификации нового строительства, хозяйственной деятельности населения и нерешенности вопросов разграничения прав собственности это ежегодно приводит к утратам в сфере наследия. Область обладает развитой музейной сетью. Она включает 2 областных музея (Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина и Самарский художественный музей) и 21 муниципальный музей. Ни один из музеев не располагает фондохранилищем, оснащенным современным оборудованием. Уникальные экспонаты хранятся в условиях, не соответствующих требованиям температурного и влажностного режима. Срочной реставрации в областных и муниципальных музеях подлежат 7138 музейных предметов. В 2000 году из-за отсутствия средств было отреставрировано всего 182 экспоната. Слабая техническая оснащенность не позволяет приступить к компьютеризации музейных фондов, к созданию единой информационной сети музеев области. Самарский художественный музей в течение последних четырех лет фактически финансировался на 30 - 40% от требуемого, при этом почти не выделялись средства на приобретения, ремонт и реставрацию зданий - памятников архитектуры федерального значения, на закупку экспонатов. В течение пятнадцати лет не решается вопрос о выделении средств на реконструкцию здания Самарского литературно-мемориального музея М. Горького, что может привести к потере старейшего литературного музея страны. Недопустимо медленно идет реконструкция особняка Курлиной (отдел Самарского областного историкокраеведческого музея имени П.В. Алабина) и особняка Шихобалова (филиал Самарского художественного музея). Всего по области требуют капитального ремонта 50% музейных зданий, 62% музейных помещений не оборудованы техническими средствами охраны. Проблемы библиотек Самарской области являются следствием недостаточного финансирования. Большое количество библиотечных помещений требуют капитального ремонта. В аварийной обстановке работает Самарская областная универсальная научная библиотека. За 13 лет в здании не проведено ни одного, даже косметического, ремонта. Крайне тяжелое положение с пополнением библиотечных фондов. Тенденция ежегодного уменьшения объема новых поступлений привела к тому, что ни одна из библиотек Самарской области не имеет оптимального набора периодических изданий для всех возрастных групп читателей. Самарская областная универсальная научная библиотека перестала приобретать редкие издания у населения для коллекции фонда рукописных и редких книг и сократила репертуар периодических изданий более чем на 3 тысячи экземпляров. Не решается задача компьютеризации библиотек. Почти во всех городах и районах области центральные библиотеки имеют персональные компьютеры устаревших модификаций, практически ни в одном из муниципальных образований нет перспективных программ внедрения новых компьютерных технологий. Театрально-концертная сфера региона представлена 4 областными, б муниципальными театрами, Самарской областной и Тольяттинской муниципальной филармониями, Государственным Волжским русским народным хором имени П.М. Милославова. Ежегодно театрами и концертными организациями выпускается около 40 премьер, проводится более 4 тысяч спектаклей и концертов (с учетом работы филиалов театрально-концертных организаций в городах и районах области). Посещаемость составляет около 1 миллиона 700 тысяч человек, в том числе в сельских районах - около 100 тысяч. Однако по причинам отсутствия достаточных финансовых средств у учреждений искусств и слабой материальной базой районных домов культуры регулярные гастроли творческих коллективов невозможны. Отсутствие же гастрольной политики в целом по стране создает проблемы приглашения творческих коллективов и исполнителей в Самарскую область, а также организации выездных гастролей. Одной из основных проблем является старение творческого состава Самарского академического театра оперы и балета и артистов академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии. Эта проблема может быть решена только при условии изменения кадровой политики в творческих коллективах. Одна из серьезнейших проблем связана с физическим состоянием и материально-технической оснащенностью учреждений искусств. Так, Самарский академический театр оперы и балета остро нуждается в капитальном ремонте и переоборудовании (замене зрительских кресел, раздвижного занавеса и т.д.). Грибковые поражения несущих конструкций фундамента и помещений Самарского академического театра драмы имени М. Горького создают угрозу разрушения здания и требуют проведения специальных дорогостоящих мероприятий. Особую озабоченность вызывает техническое состояние Самарского государственного театра кукол, находящегося в неприспособленном для размещения театра помещении. В сфере культурно - досуговой деятельности низкий уровень финансирования, неудовлетворительное состояние материально-технической базы обусловили появление тенденции закрытия и перепрофилирования клубов, открытия на их базе элитарных центров досуга и оздоровления. Вместе с тем в малых городах и селах Самарской области именно клубные учреждения служат для создания своеобразной "экологической ниши", являются средой формирования культурных ценностей. Закрытие и перепрофилирование клубов оставляет на улице многочисленные коллективы самодеятельного творчества, снижает доступность участия в культурно - досуговой деятельности, лишает подрастающее поколение возможности развития творческих способностей. Анализ ситуации показывает, что решение существующих проблем возможно при условии разработки комплекса мероприятий, направленных на устранение причин, тормозящих социокультурное совершенствование и, следовательно, устойчивое развитие Самарской области. Устойчивое развитие Самарской области возможно при взаимодействии трех основных факторов: сохранение и осознанное использование культурного наследия региона; сохранение и развитие традиций в культуре; активное освоение и внедрение инновационных технологий в культурно - творческий процесс. В соответствии с этим структура плана программных мероприятий включает в себя три основополагающих раздела: 1. "Наследие"; 2. "Традиции"; 3. "Инновации". 2. OСHOBHЫE ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Основная цель Программы - создание условий для формирования культурного потенциала устойчивого развития Самарской области. Задачи Программы: создание единого культурного пространства; обеспечение равных возможностей для доступа жителей различных территорий региона к культурным ценностям; сохранение культурного наследия; создание условий для возрождения и развития традиционной культуры: народных промыслов и ремесел, праздников и обрядов; формирование приоритетов преемственности и духовности у подрастающего поколения; поддержка инноваций и творческих инициатив в сфере культуры через организационное, правовое, финансовое обеспечение культурного многообразия; кадровое сопровождение развития отрасли; мониторинг социально-культурной деятельности в Самарской области. 3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе договоров, социально-творческих заказов, заключаемых департаментом культуры Администрации области с исполнителями программных мероприятий. Договор определяет права и обязанности сторон по обеспечению реализации Программы, регулирует их отношения при выполнении контракта, в том числе предусматривает осуществление Головным исполнителем Программы контроля за ходом работ по выполнению мероприятий. Объекты и проекты в рамках программных мероприятий определяются на основе отбора. Отбор исполнителей программных мероприятий производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством. Головной исполнитель Программы с учетом хода реализации Программы в текущем году проводит предконтрактную проработку размещения заказов для региональных нужд, уточняет объемы необходимых средств для финансирования Программы и представляет проекты соответствующих бюджетных заявок с их обоснованием в департамент экономического развития и инвестиций Администрации области и в департамент управления финансами Администрации области. В соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, предусмотренными Программой на очередной финансовый год, департаменту культуры Администрации области выделяются денежные средства из областного бюджета. Министерство культуры Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Культуры России (2001-2005 годы)" участвует в финансировании мероприятий Программы на основании ежегодно заключаемых соглашений. Финансирование из областного бюджета начиная с 2003 года осуществляется с учетом возможностей бюджета соответствующего года. При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по реализации Программы Головной исполнитель должен разработать дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, а также произвести корректировку перечня первоочередных проектов хода исполнения Программы в установленные сроки. Программа предполагает привлечение внебюджетных источников. Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование следующих документов: план действий по реализации первоочередных мероприятий каждого раздела Программы; перечень выполняемых на конкурсной основе работ по подготовке и проведению программных мероприятий с указанием исполнителей, определением объемов и источников финансирования; план проведения конкурсов по выполнению первоочередных мероприятий по реализации Программы; проекты социально-творческих заказов, договоров и соглашений между Головным исполнителем (исполнителями) Программы и исполнителями программных мероприятий (по итогам конкурсов). Головной исполнитель Программы организует независимую экспертизу программных мероприятий, определяет приоритеты с учетом мнений специалистов и научной общественности. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4.1. Сохранение и использование историко-культурного наследия Политика в области охраны и использования памятников истории и культуры Самарской области включает в себя: установление баланса федеральных и региональных интересов; продуманную стратегию охраны памятников; обеспечение условий для нормальной деятельности организаций, занимающихся реставрацией и сохранением культурного наследия; развитие межрегионального и международного сотрудничества. Главными задачами в сфере охраны и использования памятников истории и культуры являются: контроль за деятельностью, осуществляемой на территории исторических городов и сел области, на охраняемых объектах и в зонах памятников истории и культуры; соблюдение правил использования памятников истории и культуры в различных целях; установление сотрудничества с организациями туристического бизнеса по разработке проектов включения памятников истории и культуры в схемы туристских маршрутов Самарской области; создание на местах организаций, занимающихся деятельностью в сфере охраны памятников истории и культуры. Для эффективной деятельности в этой области необходимо разработать и принять закон Самарской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) на территории Самарской области" и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы использования объектов историко-культурного наследия. Исследование памятников истории и культуры, разработка проектов их восстановления осуществляются по следующим направлениям: полная инвентаризация и паспортизация недвижимых памятников истории и культуры на территории области с разграничением собственности на недвижимые памятники истории и культуры на федеральную, областную государственную и муниципальную; площадное обследование археологических объектов на территории Самарской области с помощью аэрофотосъемки (2002-2003 гг.); картографирование территорий объектов культурного наследия для внесения их в земельный кадастр как земель историко-культурного назначения с соответствующим юридическим статусом (2002-2004 гг.); проведение инженерного обследования, разработка научно-проектной документации и проведение работ по ремонту и реставрации памятников истории и культуры: усадебный дом помещиков Шелашниковых в с. Исаклы Исаклинского района, особняк П.И. Шихобалова (г. Самара, ул. Венцека, д. 55), особняк Курлиных (г. Самара, ул. Фрунзе, д. 159/15), здание Самарского областного художественного музея (г. Самара, ул. Куйбышева, д. 92), Самарский областной историко-краеведческий музей имени В.И. Ленина (г. Самара, ул. Ленинская, д. 131-135/ ул. Рабочая, д. 37) Феодоровская церковь Вознесенского мужского монастыря в г. Сызрани. 4.2. Развитие сети библиотек Программа предусматривает создание новой системы работы Администрации области с библиотечными и музейными учреждениями посредством использования современных средств сбора, хранения, систематизации и передачи информации, мультимедийных программ и ставит ряд новых целей. Это достигается решением задач, главными из которых являются: создание областной библиотечной информационно - коммуникационной сети с Интернет - центром (2002 г.); формирование сводного регионального электронного каталога библиотечных фондов (2002 - 2005 гг.); обеспечение за счет средств областного бюджета индексированного и гарантированного финансирования, комплектования и обеспечения сохранности фондов основных библиотек области (2002 - 2005 гг.); реализация программ развития сети детских библиотек как приоритетных направлений деятельности. Намечается разработка и реализация нескольких проектов. Подготовка проекта "Библиотека для детей" предусматривает в 2002 - 2005 годах развитие и модернизацию деятельности детских библиотек по комплектованию как условие создания уникальных фондов библиотек области, обслуживающих детей, внедрение программы на 2002 год "Развивающее чтение: воспитание читательского таланта", создание музея детской книги в г. Самаре (в перспективе). Проектом "Материальная база библиотеки" будет предусмотрено обеспечение в 2002 году Самарской областной универсальной научной библиотеки и областной детской библиотеки информационными ресурсами и программными материалами, рассмотрение возможности в 2004 году расширения помещений Областной детской библиотеки, ремонт и оборудование помещения библиотеки национально-культурных центров в Самарском областном Доме дружбы народов в 2003 году. Подготовка проекта "Библиотека XXI века" предусматривает внедрение в практику работы межбиблиотечного абонемента системы электронной доставки документов: второй этап работы (2002 г.), создание регионального тренинг-центра для библиотечных специалистов по проблеме "Муниципальная библиотека и новейшие информационные технологии XXI века" (2002 г.), создание корпоративной сети для организации оперативной доставки документов (2002 г.), строительство детской библиотеки в Сергиевском районе (2002 г.). 4.3. Организация музейного дела В системе культуры музеи играют особую роль, поскольку они помогают сохранить образцы человеческого опыта, эталоны деятельности, дают представление о типичном в прошедших эпохах. Это наиболее устойчивая форма сохранения и использования памятников. Однако так же, как и библиотеки сегодня музеи перестают играть роль хранилища информации и приобретают значение обучающих центров, способных влиять на нынешнюю эпоху. Более того, такие крупные музеи, как Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина становятся базой социально-экономического и культурного развития Самарской области. Это происходит благодаря использованию в музейном деле современных средств трансляции памятников культуры: голограмм, видео и аудио рядов, компьютерных технологий. Таким образом, становится возможным внедрять сложные музейные формы, связанные с маркетингом, фандрайзингом, поликультурностью. В то же время на местах нередко бытует отношение к музеям как к ретроградной форме культуры, что выражается в сокращении бюджетного финансирования их деятельности, ориентации на отжившие стереотипы. Решение стоящих перед музеями Самарской области задач во многом зависит от поддержки конкретных проектов. Подготовка проекта "Создание интерактивной выставки "От секунды до вечности" для детей в возрасте от 10 до 14 лет (2002 г.) предусматривает создание выставки, позволяющей посетителю ощутить себя в потоке времени связующим звеном между прошлым и будущим, проведение по итогам выставки круглого стола на тему "Мы и время", получение обратной связи в форме публикаций и выставки детских литературных и художественных работ по результатам посещения выставки. Подготовка проекта "Этнографический театр" предусматривает создание этнографической экспозиции, рассказывающей о традициях и обрядах народов Поволжья, формирование интерактивной площадки, на которой каждый желающий сможет попытаться ощутить себя представителем той или иной национальности народов Поволжья, осуществление обратной связи с помощью публикаций в средствах массовой информации, анкетирования посетителей этнографического театра, проведения семинара на тему "Освоение музейного пространства". Подготовка проекта "Школа друзей музея" поможет формированию духовно-патриотических ценностей в сознании подрастающего поколения, созданию разновозрастных референтных групп по интересам. Определение конкретных результатов реализации проекта будет производиться путем конкурса рефератов, собеседования с учащимися, конкурса рисунков, зачетов. Проекты создания музейных экспозиций - музеев под открытым небом в с. Кошки, с. Большая Черниговка, музейного комплекса "Вольница" в с. Большая Рязань предусматривают: передачу в пользование музеям части территорий муниципальных образований; создание стационарных историко-этнографических экспозиций; организацию постоянно действующих музейных комплексов с воспроизведением традиционного уклада жизни и быта поселенцев Самарского края. 4.4. Развитие профессионального искусства, самодеятельного творчества и художественного образования Программа определяет следующие основные аспекты работы по развитию сферы профессионального искусства, самодеятельного творчества и художественного образования: обеспечение принципа равенства в степени приобщения населения различных муниципальных образований к разным видам искусства; создание равных условий для деятельности художественных коллективов; оказание помощи в поиске бюджетных и внебюджетных источников финансирования профессионального искусства и самодеятельного творчества; распространение знаний об искусстве, способствующее расширению аудитории, имеющей навык общения с различными видами искусства и способной понимать их специфику; создание материальных и моральных условий для повышения профессионального уровня; совершенствование абонементного обслуживания студентов предполагает показ лучших спектаклей и концертных программ учреждениями искусств. Настоящей Программой предусмотрены мероприятия в связи со следующими знаменательными датами: 85-летие со дня основания Сызранского театра драмы имени А. Толстого; 190-летие со дня рождения итальянского композитора Дж. Верди; 85-летие В.А. Ершовой - заслуженной артистки СССР, актрисы Самарского академического театра драмы имени М. Горького; 70-летие композитора С.М. Слонимского; 60-летие со дня первого исполнения VII симфонии Д.Д. Шостаковича в г. Куйбышеве (Самаре); 175-летие со дня рождения великого русского писателя Л.Н. Толстого (проведение фестиваля искусств с участием библиотек, музеев, образовательных учреждений, самодеятельных и театральных коллективов). В рамках реализации Программы предполагается выпуск десятков премьер, проведение тысяч спектаклей и концертных программ. Самарская художественно-педагогическая школа имеет глубокие исторические корни. Прошедший XX век безусловно стал определяющим в формировании педагогических традиций региона, опирающихся на достижения российского образования в области искусств и культуры. В рамках Программы в целях совершенствования художественного образования предполагается решить проблемы: формирование системы многоуровневого обучения; открытие новых специализаций в среднем профессиональном звене образования; расширение образовательных услуг. В сфере развития профессионального искусства, самодеятельного творчества и художественного образования планируются следующие структурные и организационные преобразования: реорганизация Самарского театра юного зрителя "СамАрт" в "Театр-центр юного зрителя "СамАрт" в целях реализации новых творческих задач, улучшения культурного обслуживания населения, использования новых жанров искусства, а также элементов эстетического образования подрастающего поколения (2001-2003 гг.); создание попечительских советов в Самарской государственной филармонии, Государственном Волжском русском народном хоре, Самарском академическом театре драмы имени М. Горького (2002 г.); реорганизация Самарского областного училища культуры в Самарский областной колледж искусств и культуры - открытие в колледже новых специализаций "Классический танец", "Народное декоративно-прикладное творчество" (2003 г.); придание Самарской государственной центральной хореографической школе-десятилетке статуса Самарского хореографического училища (2004 г.); реорганизация областного методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры в региональный научно-методический центр профессионального художественного образования (2002 г.); открытие филиала областного методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры (регионального научно-исследовательского центра профессионального художественного образования) в г. Тольятти на базе Тольяттинского института искусств (2003-2004 гг.); организация работы государственных школ (центральной хореографической школы-десятилетки и экспериментальной музыкально-хоровой школы-десятилетки при Самарском академическом театре оперы и балета) на договорной основе с Самарским академическим театром оперы и балета по кадровым и творческим вопросам (2002-2004 гг.); создание регионального экспериментального музея-фонда творческих и методических работ учащихся, студентов, преподавателей, руководителей образовательных учреждений искусств и культуры "Живое наследие" (2002-2004 гг.); расширение сети школ искусств и открытие классов "Керамика", "Резьба по дереву", "Роспись по ткани" в детских художественных школах; открытие отделения по специальности "Артист-кукловод" на базе Самарской государственной академии культуры и искусств (2002 г.); открытие региональной школы по подготовке, ремонту и изготовлению музыкальных инструментов в г. Тольятти (2003 г.); создание межрегионального центра детского творчества на базе пансионата "Звсздный" (г. Тольятти). Перспективным направлением кадрового сопровождения развития отрасли является создание университетского комплекса (академия культуры и искусства, областное училище культуры, областные хоровая и хореографическая школы - десятилетки консерваторского уровня). В целях повышения инновационной активности организаций предполагается: реализация проекта "Мир детства", открытие научно-исследовательского института "Культура детства" (на базе реконструированного здания бывшего Театра юного зрителя); подготовка к созданию в Самарской области международного центра культуры для реализации культурного потенциала Самарской области, центральных районов Поволжья и Урала; создание при Областном центре народного творчества экспериментального фольклорного коллектива с целью организации многоплановой работы по реконструкции и восстановлению форм музыкально-песенного и танцевального фольклора (2002-2003 гг.); выявление среди крупных промышленных, финансовых, коммерческих структур потенциальных спонсоров, заинтересованных в развитии и поддержке музыкального искусства в регионе (2002-2004 гг.); включение в концертные программы Государственного Волжского русского народного хора имени П.М. Милославова социально - востребованных проектов: музыкально-литературной композиции по сказке С. Аксакова "Аленький цветочек" для детей в возрасте от 7 до 14 лет, программы для ветеранов "Когда мы были молодыми", песен и танцев народов Поволжья "Венок дружбы", творческого проекта "Жигулевские сказы" и др. (2002-2004 гг.); учреждение на радио и телевидении канала "Культура Самарской области" (2002-2004 гг.). В направлении художественного образования предполагается: дальнейшая реализация разработанных научно-образовательных творческих проектов: "Молодая надежда России", "Ступени мастерства", "Самарские музыкальные, художественные, театральные сезоны для юношества", тематических проектов: "Жигулевская палитра", "Регион", "Художественные диалоги", "Мое село - мое Отечество" (2002-2004 гг.); организация вхождения Самарской профессиональной художественной школы во всемирное информационное культурно-образовательное пространство - социально-творческий заказ "Арт-академия - Интернет - проект" (2002-2004 гг.); осуществление поддержки молодых дарований в области культуры и искусств через систему Губернских премий, стипендий, грантов (2002-2004 гг.); оптимизация использования в педагогической работе инновационных авторских программ и методик; реорганизация детских музыкальных школ в детские школы искусств, открытие в них хорового, театрального, изобразительного, народного, эстрадного отделений, отделения фотоискусства, развитие классов струнных, духовых инструментов, композиции. В целях развития межотраслевого, межрегионального и международного сотрудничества планируется: создание собственной страницы Самарского академического театра драмы имени М. Горького в сети Интернет, реализация программы компьютерного учета зрителей, создание картотеки, адресная рассылка справочной информации о деятельности театра (2002-2004 гг.); участие Самарского театра юного зрителя "СамАрт" в работе Всемирного конгресса АССИТЕЖ в Корее (г. Сеул), гастроли в 2002 году со спектаклем "Чу-ха-ха" (по произведениям К. Чуковского); организация и проведение фестиваля с участием прославленных российских коллективов и лучших самодеятельных народных хоров в рамках празднования 50-летия со дня основания Государственного Волжского русского народного хора имени П.М. Милославова (2002 г.); организация и проведение Всероссийского фестиваля детских театров "Золотая репка" с участием кукольных театров страны в рамках празднования 70-летия Самарского государственного театра кукол; реализация социально-творческих заказов на театральные постановки и концертные программы с целью приглашения в Самарскую область прославленных коллективов, театров, исполнителей России и стран ближнего и дальнего зарубежья (2002-2004 гг.); организация традиционных филармонических музыкальных фестивалей "Молодые звезды XXI века", "Фестиваль органной музыки", "Фестиваль фортепианных дуэтов" (2002-2004 гг.); совместное с департаментом науки и образования Администрации области создание в 2002-2004 годах образовательных программ для школьников (абонементы, циклы концертов и т.п.); проведение совместно с департаментом науки и образования Администрации области, департаментом социальной защиты населения Администрации области, департаментом здравоохранения Администрации области цикловых тематических концертов в Самарской государственной филармонии, в интернатах и детских домах: "На концерт - всей семьей", "У нас в гостях - интернаты", "Детский дом - в Доме музыки" и др. (2002-2004 гг.); проведение музыкальных праздников "Большая Волга", совместно с Ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Большая Волга" осуществление гастролей творческих коллективов и исполнителей (2002-2004 гг.); организация гастрольных поездок в города-побратимы: Штуттгарт, Сент-Луис, Харбин, Стара-Загора и др. (2002-2004 гг.); организация и проведение традиционных фестивалей имени М. Горького на базе Самарского академического театра драмы имени М. Горького (2002-2004 гг.); проведение Всероссийского фестиваля спектаклей с участием народных артистов СССР, народных артистов России (2002-2004 гг.); создание на базе Государственного Волжского русского народного хора имени П.М. Милославова совместно с факультетом хореографии Самарского государственного университета, руководством Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода, администрациями средних общеобразовательных школ N 145 и N 25 г. Самары творческой хоровой лаборатории (2002-2004 гг.); организация и проведение Областным центром народного творчества Всероссийского фестиваля народного хорового искусства "Поет село родное" (2002 г.); организация и проведение в Приволжском федеральном округе Областным центром народного творчества межрегионального фестиваля детских академических хоров и ансамблей "Поющее детство" (2002 г.); организация и проведение Областным центром народного творчества Международного фестиваля творчества тюркских народов (2003 г.); организация и проведение Областным центром народного творчества Международного фестиваля творчества финно-угорских народов (2004 г.). В направлении художественного образования предполагается: реализация межрегиональных проектов в рамках социально-творческих заказов: "Художественные диалоги. Самара - регионы России", "Восходящие звезды балета", "Учитель года", конкурсов молодых музыкантов имени Д.Б. Кабалевского, "Мастер-класс", "Русский оркестр" (2002-2004 гг.); создание в Самарской области региональной ассоциации школ искусств, Поволжского отделения Европейской ассоциации педагогов-пианистов ЕРТА, других педагогических объединений (2002-2004 гг.); вхождение базовых школ искусств городов Самары, Тольятти, Сызрани, Отрадного, Новокуйбышевска и др. в ассоциированные школы ЮНЕСКО (2002-2003 гг.); создание совместного проекта в отраслях культуры и образования по вопросам повышения квалификации кадров, проведения фестивалей, конкурсов, выставок (2002-2004 гг.); развитие системы соглашений о творческом сотрудничестве между негосударственными, некоммерческими организациями по вопросам художественно-эстетического образования (2002-2004 гг.). В целях развития материально-технической базы и внедрения современных технологий планируется: реконструкция здания Самарского академического театра драмы имени М. Горького (штанкетного хозяйства сцены и подъемных устройств, реконструкция планшета сцены), модернизация звукового оборудования (2002-2003 гг.); строительство пристроя к зданию Самарского академического театра драмы имени М. Горького (2002-2004 гг.); продолжение работ по улучшению естественной акустики концертного зала Самарской государственной филармонии (2002-2004 гг.); оснащение сцены Самарской государственной филармонии современным проекционным оборудованием (2002-2004 гг.); создание единой компьютерной сети с целью организации единого информационного пространства, обмена нотным материалом и другими постановочными средствами, использование новейших средств информационно-коммерческой связи для эффективного обслуживания зрителей (2002-2004 гг.); оснащение академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии новыми музыкальными инструментами фирменного производства (2002-2004 гг.); создание при Самарской государственной филармонии компьютерно-издательского комплекса (2002-2004 гг.); проведение подготовительных работ по созданию в купольном помещении Самарской государственной филармонии клуба "Олимп" со смотровой площадкой, музыкальным салоном, фонотекой, баром и т.д.; строительство в г. Самаре нового двухзального театра кукол на 200 мест (2002-2004 гг.); организация музея кукол на базе Самарского государственного театра кукол (2003 г.); приобретение современной световой и звуковой аппаратуры для Самарского государственного театра кукол (2003 г.); выделение Областному центру народного творчества помещения для создания на его базе курсов повышения квалификации, дома-музея традиционной народной культуры и централизованного фонда фольклорно-этнографических материалов Самарской области (2002-2004 гг.); поэтапная реконструкция здания Самарского академического театра оперы и балета (2002-2004 гг.); открытие малого камерного концертного зала на базе Самарского академического театра оперы и балета (2002-2004 гг.); строительство пристроя к зданию Самарского театра юного зрителя "СамАрт" (2001-2003 гг.). В направлении художественного образования предполагается передача детской музыкальной школе N 2 г. Чапаевска 2-го этажа здания с последующей реконструкцией помещений (2002 г.). Кроме того, сформулированы проекты, позволяющие систематизировать деятельность Администрации области в сфере культуры: "Формирование условий для эффективной деятельности учреждений культуры"(2002-2005 гг.), предусматривающий завершение формирования системы попечительских советов в сфере профессионального искусства, поиск и рекомендацию профессиональным учреждениям культуры альтернативных источников финансирования, помощь самодеятельным коллективам в поиске спонсоров; "Рост культурного потенциала" (2002-2005 гг.), предполагающий подготовку и проведение совместно с комитетами и управлениями культуры администраций городов и районов области международных, всероссийских и межрегиональных театральных фестивалей драматического, оперного, балетного искусства, создание системы привлечения одаренных детей, дипломантов и лауреатов конкурсов, выдающихся исполнителей из народных коллективов к концертной деятельности в области и за ее пределами, формирование комплекса мероприятий по организации и проведению межмуниципальных и областных конкурсов самодеятельного искусства, изыскание возможности для представления лучших профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и исполнителей области на престижных российских и международных фестивалях и конкурсах; "Исполнительское искусство - детям" (2002 г.), предусматривающий по выбранному варианту подбор площадки для строительства здания Самарского государственного театра кукол, разработку концепции привлечения детей к театральному искусству и театральному творчеству, формирование детской тематики в деятельности культурных и образовательных учреждений области, обеспечение существующих детских коллективов области площадками для представления их творчества; "Поддержка деятельности общественных организаций" (2002- 2005 гг.), предполагающий обеспечение финансирования на конкурсной основе творческих программ и размещение заказов членов творческих союзов, создание условий для работы Самарского областного государственного культурно-просветительного учреждения Дом дружбы народов как методической, организационной и материальной базы развития национальных культурно-просветительных обществ, поддержку культурных программ творческих общественных организаций области. 5. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ --------------------------------------------------------------------- N | Наименование | Источники | Срок | Финансовые затраты | мероприятия | финанси- | испол- | по годам, тыс. рублей | | рования | нения, |---------------------- | | | годы | 2002 | 2003 --------------------------------------------------------------------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 --------------------------------------------------------------------- 1. НАСЛЕДИЕ 1.1. Создание условий для сохранения историко-культурной среды Самарской области 1.1.1. Реконструкция Областной 2002- 15000 15000 здания бюджет 2005 Самарского академического театра оперы и балета и строительство пристроя 1.1.2. Реконструкция Областной 2002- 10000 50000 здания бюджет 2005 Самарского театра юного зрителя "СамАрт" 1.1.3. Реконструкция Областной 2002- 5000 20500 здания бюджет 2005 Самарского академического театра драмы имени М. Горького 1.1.4. Проектирование Областной 2002- 5000 5500 и строительство бюджет 2005 Самарского государствен- ного театра кукол 1.1.5. Техническое Областной 2002 3000 обследование бюджет объектов культуры 1.1.6. Реставрация Областной 1993- 7000 особняка П.И. бюджет 2005 Шихобалова Привлечен- 1500 под размещение ные экспозиции средства "Дары семьи Васильевых" (г. Самара, ул. Венцека, д. 55) 1.1.7. Реставрация Областной 1995- 6000 особняка бюджет 2005 Курлиных (г. Самара, ул. Фрунзе, д. 159/15) 1.1.8. Реставрация Областной 2003- 9000 здания бюджет 2005 Самарского областного художествен- ного музея (г. Самара, ул. Куйбышева, д.92) 1.1.9. Реставрация Областной 2003- 1000 дома купца бюджет 2005 Рытикова (здание Самарского областного историко- краеведчес- кого музея имени В.И. Ленина) (г. Самара, ул. Ленинская, д. 131-135/ ул. Рабочая, д. 37) 1.1.10. Паспортизация Областной 2003- 3000 недвижимых бюджет 2005 памятников истории и культуры 1.1.11. Реставрация Областной 2003- 14000 памятника бюджет 2005 культуры "Аквариум" (старое здание Самарского театра юного зрителя) (г. Самара, ул. Самарская, д. 95) 1.1.12. Инженерное Областной 2002- 1000 2500 обследование, бюджет 2005 разработка Бюджет проекта и Исаклин- ремонтно- ского реставрацион- района ные работы по усадебному дому помещиков Шелашниковых в с. Исаклы 1.1.13. Ремонт и Областной 2003- 2000 реставрация бюджет 2005 здания Средства 100 Федоровской Самарской церкви Возне- и Сызран- сенского ской мужского епархии монастыря 1.1.14. Натурное Областной 2003- 300 обследование бюджет 2005 недвижимых памятников истории и культуры 1.1.15. Реконструкция Областной 2002 2500 здания районной бюджет библиотеки в Бюджет 1200 селе Сергиевск Сергиевс- кого района 1.1.16. Создание Областной 2002- 3088,5 13306 областного бюджет 2005 центра рес- таврации и консервации книжных фондов библиотек области на базе Самарской областной универсальной научной библиотеки 1.1.17. Создание Областной 2002 315 экспозиции бюджет музея Бюджет 35 г. Кинеля г. Кинеля "Станция Кинель: из Европы в Азию" 1.1.18. Создание музея Областной 2002- 320 160 крестьянского бюджет 2005 быта в Бюджет 2002- 80 40 с. Кинель- Кинель- 2004 Черкассы Черкас- ского 1.1.19. Создание музея Областной 2002- 90 90 этнографии под бюджет 2003 открытым небом Бюджет 10 10 в с. Кошки. Кошкин- Пилотная ского площадка района 1.1.20. Картирование Областной 2003- 600 памятников бюджет 2004 истории и культуры (раздел "Археология") 1.1.21. Разработка Областной 2002 200 концепции бюджет сельских музеев и клубов 1.1.22. Организация и Областной 2003- 100 проведение ар- бюджет 2004 хеологической экспедиции на золотоордынских памятниках Самарского края и научно- практической конференции по результатам исследований 1.2. Интеграция культурного наследия Самарской области в мировое культурное пространство 1.2.1. Подготовка и Областной 2002 300 проведение бюджет областного Бюджеты 200 фестиваля городов народного и районов творчества "Играй, гармонь": отборочных туров в городах и районах области, финала фестиваля в Большеглушицком районе Самарской области 1.2.2. Подготовка и Областной 2002- 1500 1000 проведение бюджет 2003 фестиваля профессиональ- ных и само- деятельных коллективов народного хорового искусства, посвященного 50-летию Волжского народного русского хора 1.2.3. Подготовка и Областной 2002- 600 600 проведение арт- бюджет 2005 парада "Звезды классического искусства" 1.2.4. Подготовка и Областной 2005 проведение бюджет празднования 60-летия победы в Великой Отечественной войне 1.2.5. Издание Областной 2002- 200 200 Самарской бюджет 2005 историко- культурной энциклопедии 1.2.6. Издание аудио- Областной 2002- 2075 625 визуальной бюджет 2005 энциклопедии "Музыкально- педагогическое наследие" (к 100-летию музыкального образования в Самарской области) 2. ТРАДИЦИИ 2.1. Сохранениe культурных традиций Самарской области 2.1.1. Создание музея Областной 2002- 270 360 природы в бюджет 2005 г. Жигулевске Бюджет 30 40 г. Жигу- левска 2.1.2. Создание Областной 2002- 95 95 этнографической бюджет 2005 экспозиции Бюджет 5 5 "Национальные Больше- образы глушицкого губернии" в района муниципальном историко- краеведческом музее Больше- глушицкого района 2.1.3. Создание Областной 2002- 400 400 областного бюджет 2003 тренинг- Бюджет 100 100 центра "Новые г. Новокуй- музейные техно- бышевска логии" в музее истории г. Новокуй- бышевска 2.1.4. Организация Областной 2002 540 художественных бюджет диалогов образовательных учреждений малых городов области 2.1.5. Подготовка и Областной 2002- 233,4 233,4 проведение бюджет 2005 фестиваля Бюджет 360 360 духовой музыки г. Сызрани "Серебряные трубы Поволжья" в г. Сызрани 2.1.6. Проведение Областной 2002, 50 библиотечных бюджет 2005 чтений "Библиотека в контексте истории" в Самарской областной универсальной научной библиотеке 2.1.7. Создание Областной 2002- 200 600 аудиовизуальной бюджет 2003 естественно- научной экспозиции "Самарская Лука - памятник европейского значения" в Самарском областном историко - краеведческом музее им. П.В. Алабина 2.1.8. Создание Областной 2002 180 филиала бюджет Самарского Бюджет 20 областного Исаклин- историко- ского краеведчес- района кого музея им. П.В. Алабина в с. Исаклы 2.1.9. Открытие Областной 2002- 262 150 классов бюджет 2003 "Хореография", Бюджет 120 120 "Живопись", г. Чапа- "Домра" в евска детских музыкальных школах г. Чапаевска 2.2. Содействие развитию традиционной культуры Самарской области 2.2.1. Издание Областной 2002 80 сборника бюджет "Современные проблемы охраны памятников истории и культуры Самарской области" 2.2.2. Издание Областной 2003 135 фотоальбома бюджет "Древности земли Самарской" 2.2.3. Подготовка и Областной 2002- 1580 1500 проведение бюджет 2005 фестиваля искусств и научно-практи- ческой конференции "Самарская ассамблея" 2.2.4. Подготовка и Областной 2002, 1400 проведение бюджет 2005 театрального фестиваля для детей и юношества "Золотая репка" 2.2.5. Подготовка и Областной 2002- 500 500 проведение бюджет 2005 международной выставки детского изобразитель- ного искусства "Жигулевская палитра" 2.2.6. Подготовка и Областной 2002- 1762 500 проведение бюджет 2003 творческих лабораторий народного инструменталь- ного искусства 2.2.7. Создание видео- Областной 2002- 400 400 абонемента о бюджет 2005 молодых дарованиях губернии "Наследники" 2.2.8. Подготовка и Областной 2003- 100 500 проведение бюджет 2005 фестиваля и мастер- классов "Весенняя театральная" 2.2.9. Организация и Областной 2003 600 проведение бюджет фестиваля джазовых самодеятельных коллективов 2.2.10. Формирование Областной 2002- 1500 500 творческого бюджет 2005 абонемента "Искусство - детям" 2.2.11. Подготовка и Областной 2002, 1500 проведение бюджет 2004 конкурса молодых музыкантов имени Д.Б. Кабалевского 2.2.12. Создание Областной 2002, 220 областной бюджет 2005 лаборатории социализации детей "Я и книга" на базе Сергиевской центральной районной детской библиотеки 2.2.13. Подготовка и Областной 2003- 400 проведение бюджет 2005 ассамблеи педагогичес- кого мастерства учреждений искусств и культуры "Учитель года" 2.2.14. Модернизация Областной 2004- фондохранилища бюджет 2005 раритетных памятников истории и культуры края 2.2.15. Издание Областной 2002 220 альбома бюджет "Национальный колорит самарского костюма" 2.2.16. Издание серии Областной 2003- 70 каталогов бюджет 2005 уникальных археологических памятников Самарской области "Древности Самарского края" (Самарский областной историко- краеведческий музей им. П.В. Алабина) 2.2.17. Создание авто- Областной 2004- матизированной бюджет 2005 музейной информационной системы "Интернет- каталог" (Самарский областной историко- краеведческий музей им. П.В. Алабина) 2.2.18. Создание архео- Областной 2003- 320 логической бюджет 2004 экспозиции "Древнейшее прошлое Самарского края" в Самарском областном историко- краеведческом музее им. П.В. Алабина 2.2.19. Целевое ком- Областной 2002- 950 1000 плектование бюджет 2005 фондов Самар- ского художественного музея как государственной части Музейного фонда Россий- ской Федерации 2.2.20. Создание Областной 2002- 125 125 научных бюджет 2005 лабораторий "Музейный предмет в художественно- образовательном процессе" 2.2.21. Издание научных Областной 2002- 245 345 каталогов бюджет 2005 русского и зарубежного искусства (из коллекций музеев области) 2.2.22. Создание Областной 2002- 1150 1150 системы сохран- бюджет 2005 ности и безопасности музейных коллекций 2.2.23. Организация и Областной 2002 200 проведение бюджет научно-практи- ческих конференций "Культура и мир детства" 2.2.24. Создание Областной 2002- 550 650 галереи бюджет 2005 открытых фондов коллекций Самарского художествен- ного музея 2.2.25. Организация и Областной 2002- 1500 1500 проведение обу- бюджет 2005 чающих семина- ров и внедрение инновационных педагогических технологий в художественном образовании 2.2.26. Оснащение Областной 2002 100 областной бюджет библиотеки для слепых комплексом специальных ориентировочных приспособлений 2.2.27. Поддержка дея- Областной 2002- 500 500 тельности бюджет 2005 творческих союзов (Союза композиторов, Союза художников, Союза писателей) 2.2.28. Издание т. 2 Областной 2003 180 Реестра бюджет мастеров промыслов и ремесел Самарской области 2.2.29. Издание книги Привлеченные 2002 800 "История Сыз- средства ранской иконы" 3. ИННОВАЦИИ 3.1. Модернизация деятельности учреждений культуры Самарской области 3.1.1. Организация и Областной 2002- 100 100 проведение бюджет 2005 фестиваля провинциальных театров "Помост" в г. Новокуйбышевске 3.1.2. Создание Областной 2002 75 мастерских бюджет "Художественные Бюджет 15 ремесла Больше- Самарского черни- края" говского в Большечерни- района говском районе. Пилотная площадка 3.1.3. Формирование Областной 2002- 100 100 банка програм- бюджет 2005 мнометодических комплексов для сельских школ искусств 3.1.4. Открытие новых Областной 2002- 300 400 специальностей бюджет 2005 и специализаций "Народные промыслы и ремесла", "Артист балета", "Артист народ- ного танца" в областном училище культуры 3.1.5. Создание произ- Областной 2002 150 водственной бюджет лаборатории для керамистов области 3.1.6. Организация Областной 2003- 90 международных бюджет 2005 историко- культурных экспозиций "Самара в контексте мировой культуры" в Самарском областном исто- рикокраеведчес- ком музее им. П.В. Алабина 3.1.7. Проведение Областной 2003, 100 историко-куль- бюджет 2005 турного биеннале "Театр памяти" 3.1.8. Создание Областной 2002- 40 40 областной лабо- бюджет 2003 ратории библио- Бюджет 10,8 10,8 терапии в Кляв- Клявлин- линской ского центральной района районной библиотеке 3.2. Создание единого информационно-коммуникативного пространства Самарской области 3.2.1. Создание Интер- Областной 2002- 1200 50 нет-портала бюджет 2005 "Самарская ассамблея" 3.2.2. Создание между- Областной 2002- 550 200 народного бюджет 2005 центра развития культуры 3.2.3. Создание Областной 2002 510 библиотечной бюджет корпоративной сети для организации электронной доставки документов в областном центре 3.2.4. Введение Областной 2002- 1275 1075 современных бюджет 2005 технологий учета, хране- ния и исполь- зования музейно- библиотечных фондов 3.2.5. Формирование Областной 2003- 499,086 электронной бюджет 2005 версии базы данных по землям историко- культурного назначения 3.2.6. Создание сети Областной 2003- 85 территориальных бюджет 2005 информационных Бюджет 15 центров на базе Пестрав- центральных ского районных района библиотек. Пилотный этап на базе Пестравской центральной районной библиотеки ВСЕГО ЗАТРАТ 75786,7 168734,286 ПО ПРОГРАММЕ В том числе за счет средств: областного 71300,9 167933,486 бюджета местных 2185,8 800,8 бюджетов привлеченных 2300 средств Из них кап. 44200 135900 вложения из областного бюджета --------------------------------------------------------------------- Продолжение таблицы ----------------------------------------------------------------------- N | Наименование | | Ответственные | мероприятия | | исполнители | |------------------------------| | | 2004 | 2005 | Итого | ----------------------------------------------------------------------- 1 | 2 | 7 | 8 | 9 | 10 ----------------------------------------------------------------------- 1.1.1. Реконструкция 25300 7500 62800 Департамент по здания строительству, Самарского архитектуре, академического жилищно - театра оперы и коммунальному балета и и дорожному строительство хозяйству пристроя Администрации области 1.1.2. Реконструкция 50000 52000 162000 Департамент по здания строительству, Самарского архитектуре, театра юного жилищно - зрителя коммунальному "СамАрт" и дорожному хозяйству Администрации области 1.1.3. Реконструкция 40000 40000 105500 Департамент по здания строительству, Самарского архитектуре, академического жилищно- театра драмы коммунальному имени и дорожному М. Горького хозяйству Администрации области 1.1.4. Проектирование 15000 30000 55500 Департамент по и строительство строительству, Самарского архитектуре, государствен- жилищно- ного театра коммунальному кукол и дорожному хозяйству Администрации области 1.1.5. Техническое 3000 Департамент по обследование строительству, объектов архитектуре, культуры жилищно- коммунальному и дорожному хозяйству Администрации области 1.1.6. Реставрация 7000 6242 20242 Департамент особняка П.И. культуры Шихобалова 1500 Администрации под размещение области экспозиции "Дары семьи Васильевых" (г. Самара, ул. Венцека, д. 55) 1.1.7. Реставрация 5000 5863 16863 Департамент особняка культуры Курлиных Администрации (г. Самара, области ул. Фрунзе, д. 159/15) 1.1.8. Реставрация 9000 8303 26303 Департамент здания культуры Самарского Администрации областного области художествен- ного музея (г. Самара, ул. Куйбышева, д.92) 1.1.9. Реставрация 1000 585 2585 Департамент дома купца культуры Рытикова Администрации (здание области Самарского областного историко- краеведчес- кого музея имени В.И. Ленина) (г. Самара, ул. Ленинская, д. 131-135/ ул. Рабочая, д. 37) 1.1.10. Паспортизация 3000 2740 8740 Департамент недвижимых культуры памятников Администрации истории и области культуры 1.1.11. Реставрация 18000 16000 48000 Департамент по памятника строительству, культуры архитектуре, "Аквариум" жилищно- (старое здание коммунальному Самарского и дорожному театра юного хозяйству зрителя) Администрации (г. Самара, области ул. Самарская, д. 95) 1.1.12. Инженерное 1300 800 5600 Департамент обследование, культуры разработка 200 200 400 Администрации проекта и области, ремонтно- администрация реставрацион- Исаклинского ные работы по района усадебному дому помещиков Шелашниковых в с. Исаклы 1.1.13. Ремонт и 2000 2134 6134 Департамент реставрация культуры здания 100 250 450 Администрации Федоровской области, церкви Возне- Самарская и сенского Сызранская мужского епархия монастыря 1.1.14. Натурное 300 285 885 Департамент обследование культуры недвижимых Администрации памятников области истории и культуры 1.1.15. Реконструкция 2500 Департамент здания районной культуры библиотеки в 1200 Администрации селе Сергиевск области, администрация Сергиевского района 1.1.16. Создание 1244,2 827,2 18465,9 Департамент областного культуры центра рес- Администрации таврации и области, консервации департамент книжных фондов науки и библиотек образования области на Администрации базе Самарской области областной универсальной научной библиотеки 1.1.17. Создание 315 Департамент экспозиции культуры музея 35 Администрации г. Кинеля области, "Станция администрация Кинель: г. Кинеля из Европы в Азию" 1.1.18. Создание музея 160 40 680 Департамент крестьянского культуры быта в 40 160 Администрации с. Кинель- области, Черкассы администрация Кинель- Черкасского района 1.1.19. Создание музея 180 Департамент этнографии под культуры открытым небом 20 Администрации в с. Кошки. области, Пилотная администрация площадка Кошкинского района 1.1.20. Картирование 652 1252 Департамент памятников культуры истории и Администрации культуры области (раздел "Археология") 1.1.21. Разработка 200 Департамент концепции культуры сельских Администрации музеев и области клубов 1.1.22. Организация и 250 350 Департамент проведение ар- культуры хеологической Администрации экспедиции на области золотоордынских памятниках Самарского края и научно- практической конференции по результатам исследований 1.2.1. Подготовка и 300 Департамент проведение культуры областного 200 Администрации фестиваля области, народного администрации творчества городов и "Играй, районов области гармонь": отборочных туров в городах и районах области, финала фестиваля в Большеглушицком районе Самарской области 1.2.2. Подготовка и 2500 Департамент проведение культуры фестиваля Администрации профессиональ- области ных и само- деятельных коллективов народного хорового искусства, посвященного 50-летию Волжского народного русского хора 1.2.3. Подготовка и 600 1600 3400 Департамент проведение арт- культуры парада "Звезды Адмистрации классического области искусства" 1.2.4. Подготовка и 400 400 Департамент проведение культуры празднования Администрации 60-летия области победы в Великой Отечественной войне 1.2.5. Издание 200 210 810 Департамент Самарской культуры историко- Администрации культурной области энциклопедии 1.2.6. Издание аудио- 350 350 3400 Департамент визуальной культуры энциклопедии Администрации "Музыкально- области педагогическое наследие" (к 100-летию музыкального образования в Самарской области) 2.1.1. Создание музея 180 360 1170 Департамент природы в культуры г. Жигулевске 20 40 130 Администрации области, администрация г. Жигулевска 2.1.2. Создание 95 95 380 Департамент этнографической культуры экспозиции 5 5 20 Администрации "Национальные области, образы администрация губернии" в Большеглушиц- муниципальном кого района историко- краеведческом музее Больше- глушицкого района 2.1.3. Создание 800 Департамент областного культуры тренинг- 200 Администрации центра "Новые области, музейные техно- администрации логии" в музее г. Новокуй- истории бышевска г. Новокуй- бышевска 2.1.4. Организация 540 Департамент художественных культуры диалогов Администрации образовательных области учреждений малых городов области 2.1.5. Подготовка и 233,4 233,4 933,6 Департамент проведение культуры фестиваля 360 360 1440 Администрации духовой музыки области, "Серебряные администрация трубы Поволжья" г. Сызрани в г. Сызрани 2.1.6. Проведение 150 200 Департамент библиотечных культуры чтений Администрации "Библиотека области в контексте истории" в Самарской областной универсальной научной библиотеке 2.1.7. Создание 800 Департамент аудиовизуальной культуры естественно- Администрации научной области экспозиции "Самарская Лука - памятник европейского значения" в Самарском областном историко - краеведческом музее им. П.В. Алабина 2.1.8. Создание 180 Департамент филиала культуры Самарского 20 Администрации областного области, историко- администрация краеведчес- Исаклинского кого музея района им. П.В. Алабина в с. Исаклы 2.1.9. Открытие 412 Департамент классов культуры "Хореография", 240 Администрации "Живопись", области, "Домра" в администрация детских г. Чапаевска музыкальных школах г. Чапаевска 2.2.1. Издание 80 Департамент сборника культуры "Современные Администрации проблемы охраны области памятников истории и культуры Самарской области" 2.2.2. Издание 135 Департамент фотоальбома культуры "Древности Администрации земли области Самарской" 2.2.3. Подготовка и 1500 1500 6080 Департамент проведение культуры фестиваля Администрации искусств и области научно-практи- ческой конференции "Самарская ассамблея" 2.2.4. Подготовка и 1400 2800 Департамент проведение культуры театрального Администрации фестиваля для области детей и юношества "Золотая репка" 2.2.5. Подготовка и 500 500 2000 Департамент проведение культуры международной Администрации выставки области детского изобразитель- ного искусства "Жигулевская палитра" 2.2.6. Подготовка и 2262 Департамент проведение культуры творческих Администрации лабораторий области народного инструменталь- ного искусства 2.2.7. Создание видео- 400 400 1600 Департамент абонемента о культуры молодых Администрации дарованиях области губернии "Наследники" 2.2.8. Подготовка и 100 500 1200 Департамент проведение культуры фестиваля Администрация и мастер- области, классов департамент "Весенняя науки и театральная" образования Администрации области, департамент по делам молодежи Самарской области 2.2.9. Организация и 600 Департамент проведение культуры фестиваля Администрации джазовых области самодеятельных коллективов 2.2.10. Формирование 500 500 3000 Департамент творческого культуры абонемента Администрации "Искусство - области детям" 2.2.11. Подготовка и 1500 3000 Департамент проведение культуры конкурса Администрации молодых области музыкантов имени Д.Б. Кабалевского 2.2.12. Создание 350 570 Департамент областной культуры лаборатории Администрации социализации области детей "Я и книга" на базе Сергиевской центральной районной детской библиотеки 2.2.13. Подготовка и 400 400 1200 Департамент проведение культуры ассамблеи Администрации педагогичес- области кого мастерства учреждений искусств и культуры "Учитель года" 2.2.14. Модернизация 500 180 680 Департамент фондохранилища культуры раритетных Администрации памятников области истории и культуры края 2.2.15. Издание 220 Департамент альбома культуры "Национальный Администрации колорит области самарского костюма" 2.2.16. Издание серии 85 190 345 Департамент каталогов культуры уникальных Администрации археологических области памятников Самарской области "Древности Самарского края" (Самарский областной историко- краеведческий музей им. П.В. Алабина) 2.2.17. Создание авто- 200 200 400 Департамент матизированной культуры музейной Администрации информационной области системы "Интернет- каталог" (Самарский областной историко- краеведческий музей им. П.В. Алабина) 2.2.18. Создание архео- 125 445 Департамент логической культуры экспозиции Администрации "Древнейшее области прошлое Самарского края" в Самарском областном историко- краеведческом музее им. П.В. Алабина 2.2.19. Целевое ком- 1000 1000 3950 Департамент плектование культуры фондов Самар- Администрации ского области художественного музея как государственной части Музейного фонда Россий- ской Федерации 2.2.20. Создание 125 125 500 Департамент научных культуры лабораторий Администрации "Музейный области, предмет в департамент художественно- науки и образовательном образования процессе" Администрации области 2.2.21. Издание научных 345 645 1580 Департамент каталогов культуры русского и Администрации зарубежного области искусства (из коллекций музеев области) 2.2.22. Создание 950 950 4200 Департамент системы сохран- культуры ности и Администрации безопасности области музейных коллекций 2.2.23. Организация и 200 Департамент проведение культуры научно-практи- Администрации ческих области, конференций департамент "Культура и мир науки и детства" образования Администрации области 2.2.24. Создание 650 850 2700 Департамент галереи культуры открытых Администрации фондов области коллекций Самарского художествен- ного музея 2.2.25. Организация и 1500 1500 6000 Департамент проведение обу- культуры чающих семина- Администрации ров и внедрение области, инновационных департамент педагогических науки и технологий в образования художественном Администрации образовании области 2.2.26. Оснащение 100 Департамент областной социальной библиотеки защиты для слепых населения комплексом Администрации специальных области ориентировочных приспособлений 2.2.27. Поддержка дея- 500 500 2000 Департамент тельности культуры творческих Администрации союзов (Союза области композиторов, Союза художников, Союза писателей) 2.2.28. Издание т. 2 180 Департамент Реестра культуры мастеров Администрации промыслов и области ремесел Самарской области 2.2.29. Издание книги 800 Издательство "История Сыз- "Бизнес- ранской иконы" формат" 3.1.1. Организация и 100 100 400 Департамент проведение культуры фестиваля Администрации провинциальных области театров "Помост" в г. Новокуйбышевске 3.1.2. Создание 75 Департамент мастерских культуры "Художественные 15 Администрации ремесла области, Самарского администрации края" Большечерни- в Большечерни- говского района говском районе. Пилотная площадка 3.1.3. Формирование 100 100 400 Департамент банка програм- культуры мнометодических Администрации комплексов для области сельских школ искусств 3.1.4. Открытие новых 500 300 1500 Департамент специальностей культуры и специализаций Администрации "Народные области промыслы и ремесла", "Артист балета", "Артист народ- ного танца" в областном училище культуры 3.1.5. Создание произ- 150 Департамент водственной культуры лаборатории для Администрации керамистов области области 3.1.6. Организация 400 800 1290 Департамент международных культуры историко- Администрации культурных области экспозиций "Самара в контексте мировой культуры" в Самарском областном исто- рикокраеведчес- ком музее им. П.В. Алабина 3.1.7. Проведение 100 200 Департамент историко-куль- культуры турного Администрации биеннале "Театр области памяти" 3.1.8. Создание 80 Департамент областной лабо- культуры ратории библио- 21,6 Администрации терапии в Кляв- области, линской администрации центральной Клявлинского районной района библиотеке 3.2.1. Создание Интер- 50 50 1350 Департамент нет-портала культуры "Самарская Администрации ассамблея" области 3.2.2. Создание между- 200 200 1150 Департамент народного культуры центра развития Администрации культуры области 3.2.3. Создание 510 Департамент библиотечной культуры копоративной Администрации сети для области организации электронной доставки документов в областном центре 3.2.4. Введение 475 375 3200 Департамент современных культуры технологий Администрации учета, хране- области ния и исполь- зования музейно- библиотечных фондов 3.2.5. Формирование 670,144 450,770 1620 Департамент электронной культуры версии базы Администрации данных по области землям историко- культурного назначения 3.2.6. Создание сети 85 85 255 Департамент территориальных культуры информационных 15 15 45 Администрации центров на базе области, центральных администрация районных Пестравского библиотек. района Пилотный этап на базе Пестравской центральной районной библиотеки ВСЕГО ЗАТРАТ 195064,744 191838,37 631424,1 ПО ПРОГРАММЕ В том числе за счет средств: областного 194324,744 190968,37 624527,5 бюджета местных 740 870 4596,6 бюджетов привлеченных 2300 средств Из них кап. 177200 172902 530202 вложения из областного бюджета ---------------------------------------------------------------------- 6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Департамент культуры Администрации области как Головной исполнитель Программы несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом, осуществляет текущую работу по координации деятельности разработчиков и исполнителей комплекса мероприятий, обеспечивает их согласованные действия по реализации Программы. Исполнители Программы отчитываются по использованию выделенных им финансовых средств в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Самарской области. Координация деятельности исполнителей по реализации мероприятий Программы будет возложена на коллегию департамента культуры Администрации области в части: разработки и реализации всех программных проектов развития культуры Самарской области; координации деятельности ведомств и организаций области, занимающихся проблемами развития культуры; утверждения планов работы по реализации мероприятий Программы, контроль за ходом их выполнения. 7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ Реализация программных мероприятий, направленных на достижение стратегических целей государственной политики Российской Федерации в области культуры, позволит добиться: достижения 100% объема поддерживающих ремонтов, консервационных и реставрационных работ; повышения социальной роли культуры, укрепления авторитета Самарской области как организованного культурного пространства; создания для работников культуры, деятелей искусства и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений культуры благоприятных условий для творческой деятельности; преодоления кризисной ситуации с сохранностью недвижимых памятников истории и культуры, принципиального увеличения внебюджетных средств и негосударственных ресурсов, привлекаемых к решению этой задачи; увеличения возможностей доступа для граждан России независимо от места их жительства к произведениям профессионального театрального, музыкального, изобразительного, кинематографического искусства, народных промыслов и ремесел, к предметам музейных коллекций Российской Федерации и Самарской области, к архивным документам и библиотечным фондам, получению информации и дополнительному образованию в сфере культуры; повышения качества профессионального образования в сфере культуры, обеспечения конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда; оптимизации расходования бюджетных средств, сосредоточения ресурсов на приоритетных направлениях развития культуры. Реализация Программы обеспечит не только сохранение и восстановление фондов культурных ценностей, но будет способствовать эстетико-патриотическому воспитанию молодежи, более активному развитию искусства, творчества. Будут созданы условия для интеграции региональной культуры в мировой культурный процесс, освоения новых форм и направлений культурного обмена. Расширение в рамках Программы материальной базы различных организаций культурной сферы будет иметь существенный социальный и экономический эффект в виде вовлечения в эту сферу все большего числа жителей Самарской области. Настоящая Программа предусматривает укрепление материальной базы организаций культурной сферы, что позволит в условиях новых экономических отношений создать возможность дальнейшего их развития. Наряду со значительным эффектом, имеющим общегосударственное значение, реализация Программы позволит существенно повысить уровень развития региона. Это, прежде всего, развитие и обогащение экономической базы учреждений культуры, обеспечение разнообразия культурной жизни. Полное и качественное выполнение всех мероприятий Программы будет способствовать обеспечению устойчивого развития Самарской области. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к областной целевой программе "Формирование культурного потенциала устойчивого развития Самарской области" на 2002-2005 годы Целесообразность разработки областной целевой программы "Формирование культурного потенциала устойчивого развития Самарской области" на 2002-2005 годы (далее - Программа) определяется необходимостью обеспечения устойчивого развития Самарской области. Это предполагает формирование эффективной системы стимулирования культурного потенциала региона. Культурный потенциал области составляет основу ее устойчивого развития. Термин "устойчивое развитие" (sustainable development) трактуется по-разному. В данной Программе под устойчивым развитием понимается развитие, сохраняющее целостность области как социально-экономической системы и не подвергающее угрозе использования существующих ресурсов для будущих поколений. Концепция перехода Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации к устойчивому развитию была утверждена Указом Президента Российской Федерации oт 01.04.96 N 440. Однако разработка и реализация программ устойчивого развития регионов и страны в целом сдерживается не столько по финансовым или экономических причинам, сколько из-за недостаточного их культурного потенциала, упрощенно именуемого "человеческим фактором", что становится очевидным при попытках ответить на вопросы о том, почему сорвано выполнение тех или иных целевых программ. Поэтому наряду с разработкой программы устойчивого развития Самарской области, имеющей весомую "гуманитарную составляющую", необходимо начать работу по формированию культурного потенциала развития области как залога успешного выполнения Программы. На решение этой актуальной проблемы и нацелена предлагаемая Программа. В Программе используются также следующие понятия культурный потенциал, которое включает в себя представление о равнодействующей духовных устремлений отдельных индивидуумов или социальных групп; формирование культурного потенциала - это создание условий (в широком смысле, среды), в которых культурный потенциал представлен как вектор, ориентируемый в желаемом направлении; желаемое направление - преобладание принципов гуманизма в социуме, когда член общества относится к окружающим как к самому себе, а его собственная свобода ограничивается только свободой других; объект управления - отдельная человеческая личность, формирование мировоззрения которой - основная задача Программы; методы управления - пропаганда передовых мировоззренческих идей выдающихся мыслителей современности, изучение культурного наследия, поддержание традиций, укрепление семьи и т.п., создание института культуры детства. Программа определяет современную схему формирования культурной политики, сочетающей интересы и цели всех уровней законодательной и исполнительной власти, а также особенности области. Реализация Программы позволит решить ряд приоритетных задач, направленных на осуществление глубокой структурной перестройки в области культуры по направлениям, жизненно важным для развития Самарской области как одного из крупнейших субъектов Российской Федерации: обеспечение равных возможностей для доступа жителей различных территорий региона к культурным ценностям; сохранение культурного наследия: создание условии для культурной преемственности, возрождение и развитие традиционной культуры: формирование приоритетов духовности у подрастающего поколения; поддержка культурных инноваций и творческих инициатив через организационное, правовое, финансовое обеспечение культурного многообразия; кадровое сопровождение развития отрасли; мониторинг социально-культурной деятельности в Самарской области. Реализация Программы направлена на сохранение культурного потенциала и культурного наследия Самарской области, обеспечение единства культурного пространства. Программа предусматривает обеспечение равных возможностей для жителей различных территории региона в получении доступа к культурным ценностям. Одной из важных задач Программы является поддержка культурных инноваций и творческих инициатив. Мероприятия Программы лишь частично отражают заявленные проекты, поскольку эти проекты требуют гораздо больших финансовых затрат, чем это может позволить себе реальная ситуация с финансами в области. В сегодняшних условиях финансовое обеспечение растягивается во времени больше, чем сроки действия Программы. Полная стоимость реализации всех предусмотренных мероприятий и проектов составляет более двух миллиардов рублей, поэтому составители Программы предусмотрели финансирование лишь отдельных узловых проектов. Реализация мероприятий по направлениям Программы позволит завершить разработку новой областной стратегии обеспечения развития культурного потенциала как ресурса устойчивого развития области, создания системы социальных ориентиров, позволяющих культуре быть этим ресурсом. Это условие обеспечения функционирования и развития культуры Самарской области. Руководитель департамента культуры Администрации области Э.А. Куруленко Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|