Расширенный поиск

Постановление Губернатора Самарской области от 26.06.2002 № 195

 


                              ГУБЕРНАТОР
                          САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 26 июня 2002  N 195


                  О концепции молодежной политики в
                Самарской области на 2002 - 2005 годы


     В целях разработки и  реализации  системы  мер,  направленных  на
создание  условий  и механизмов эффективной реализации государственной
молодежной политики,  формирования  системы  социализации  молодежи  в
Самарской области ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Одобрить прилагаемую Концепцию молодежной политики в Самарской
области на 2002 - 2005 годы.
     2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
департамент по делам молодежи Самарской области (Фурсова).



     Губернатор
     Самарской области                К.А.Титов





                                                   Приложение
                                                к Постановлению
                                           Губернатора Самарской области
                                              от 26 июня 2002  N 195


          КОНЦЕПЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
                         НА 2002 - 2005 ГОДЫ
                         (далее - Концепция)

                               Введение

     Молодежь - важнейший социальный слой общества, поддержка которого
всегда  являлась  актуальной  задачей  для  государства  и   общества.
Интересы  и  возможности  молодежи значимы в таких сферах общественной
жизни,  как семья,  образование,  спорт,  армия. От молодого поколения
зависит   реализация  таких  важнейших  функций,  как  воспроизводство
населения, защита государства, обеспечение трудовых ресурсов.
     Молодежь -  не  саморазвивающаяся  система,  ее жизнь обусловлена
существующими социально - экономическими и политическими  условиями  в
обществе.  Социальное  положение молодежи определяется рядом факторов,
среди которых по-прежнему важнейшими  остаются  экономические.  Однако
защита   интересов  основной  части  молодежи  находится  не  в  сфере
традиционных форм  социальной  защиты  в  виде  пособий,  компенсаций,
льготного  снабжения  товарами  первой  необходимости.  Основная часть
молодежи  нуждается  скорее  в  услугах,   компенсирующих   недостаток
жизненного  опыта,  оказываемых  молодежными  биржами труда,  центрами
правовой помощи,  телефонами доверия.  Реализация данного рода  услуг,
закрепленных   в  соответствующих  программах,  является  прерогативой
государственной молодежной политики.
     Молодые люди  играют  все  более  заметную  роль  повсюду в мире.
Звезды спорта, выдающиеся ученые и инженеры, предприниматели, борцы за
мир, активисты, выступающие против использования детского труда, поп -
идолы,  защитники окружающей  среды,  защитники  прав  потребителей  и
неформальные  лидеры  - все это молодые люди,  иными словами молодежь,
представляющая собой экономическую,  политическую и  социальную  силу.
Молодые   люди  области  -  составная  часть  российского  молодежного
сообщества со своей уникальной историей, своим собственным настоящим и
своим будущим.
     Повсюду в мире растет понимание того,  что молодежь  -  отдельный
сегмент  общества,  и  целью  настоящей Концепции является определение
основных направлений работы государственных органов власти  с  молодым
поколением,  которое  выросло  в  период  экономических и политических
преобразований в России.
     Об этом  молодом поколении,  представители которого были детьми в
конце 80-х годов,  когда  в  России  начались  исторические  перемены,
нередко   говорят,   что   именно   оно   больше   всего  выиграло  от
преобразований  переходного   периода.   Действительно,   рыночные   и
демократические преобразования открывают все более широкие возможности
перед народами Российской Федерации, а молодежь, естественно, особенно
восприимчива к новым идеям и новым условиям. Однако молодые люди также
выступают в роли первопроходцев в этих рожденных заново обществах и  в
данной роли, особенно с учетом их незрелого возраста они, подвергаются
такому риску, которого практически не знали в своей жизни их родители,
воспитатели и остальные наставники.
     На протяжении  нескольких  лет  департамент  по  делам   молодежи
Самарской  области  проводит сбор информации о молодежи,  в результате
анализа  которого   отмечаются   существенные   несоответствия   между
взглядами  и  потенциальными  возможностями молодежи области,  с одной
стороны,  и их реальной жизнью и фактическими достижениями - с другой.
Согласно  выводам,  содержащимся  в  научно  -  методическом бюллетене
"Молодежь Самарской области в 2000 - 2001 годах: современное положение
и тенденции развития", молодые люди области:
     в большей  степени  поддерживают   рыночные   и   демократические
реформы, чем люди старшего поколения, но меньше участвуют в выборах;
     интересуются общественной  и  политической  жизнью  региона,   но
настроены  критически  и  даже скептически по отношению к деятельности
новых демократических институтов;
     подвержены большим    рискам    в   области   репродуктивного   и
сексуального здоровья,  в том числе опасности заражения  ВИЧ-инфекцией
(СПИДом),  в условиях ограниченного доступа к необходимой информации и
медицинским услугам;
     нередко проявляют удивительно терпимое отношение к противоправным
действиям и чаще вступают в конфликт с законом,  чем их  сверстники  в
дореформенный период;
     придают большее  значение  образованию,  чем  их   сверстники   в
дореформенный период;
     высоко ценят семью,  но вступают  в  брак  и  обзаводятся  детьми
гораздо реже, чем люди их возраста в дореформенный период;
     проявляют впечатляющую гибкость и большую  изобретательность  для
достижения   материального   благополучия,   но  при  этом  показатели
безработицы у них значительно выше, чем у людей старшего поколения;
     высоко ценят приоритеты либерального общества,  но почти половина
предпочитает видеть Россию закрытым обществом;
     активно участвуют в формировании частной собственности, но только
5% из них поддерживает принцип ее неприкосновенности;
     зачастую страдают от нарушения своих основных прав, но только 18%
из них считают неукоснительным соблюдение прав человека;
     несмотря на смещение ценностных установок в обществе, по-прежнему
отдают приоритет  как  верности,  честности,  порядочности,  дружбе  -
традиционным  ценностям,  так  и  знанию,  образованию  и  здоровью  -
индивидуалистическим ценностям;
     несмотря на   существующий   уровень   молодежной  безработицы  и
отсутствие гарантированного получения жилья,  более половины  молодежи
чувствуют себя успешными людьми;
     почти каждый четвертый  молодой  житель  области  стремится  жить
лучше,  чем большинство его повседневного окружения,  а каждый девятый
ориентируется на уровень жизни Западной Европы и США.
     Проведенный анализ   также   выявил  растущее  сходство  молодежи
области  с  молодежью  промышленно  развитых  стран,  особенно   стран
Западной   Европы.  Это  свидетельствует  о  появлении  более  широких
возможностей и выбора у молодежи  региона,  что  определенно  является
позитивным результатом реформ.  Однако это также означает, что молодые
люди региона теперь сталкиваются с теми же проблемами и риском,  что и
их сверстники на Западе,  но зачастую не наделены прочными механизмами
поддержки.
     Рассматривая изменения,  которые  претерпела  молодежь  Самарской
области за последние десять лет, приходится констатировать, что риск и
опасности  общества  переходного  периода  в полной мере отразились на
молодежи.  Показатели,  отражающие социальные и  общественные  явления
молодежной   политики  в  Самарской  области  в  1990  -  2000  годах,
прилагаются к настоящей Концепции.
     В настоящее время в международных конвенциях признается,  что все
люди,  в том числе дети и молодежь, имеют право участвовать в принятии
решений,  влияющих  на  их жизнь.  Данные международных исследований и
опыт различных стран свидетельствуют о  том,  что  наличие  позитивных
целей  в  жизни и благоприятных окружающих условий гораздо эффективнее
способствует укреплению здоровья и  развитию  подростков,  чем  методы
подавления.  Новые  подходы к проблемам молодежи особенно необходимы в
переживающей переходный  период  области,  где  экономический  рост  в
огромной степени зависит от людских ресурсов,  а общественный прогресс
зачастую не имеет достаточно прочного фундамента в  виде  гражданского
общества и демократических традиций.
     Действительно, при анализе положения  дел  отмечается  позитивная
связь между продвижением по пути реформ и расширением возможностей для
молодых людей.
     В частности,  по данным за 2001 год,  половина опрошенных жителей
области в возрасте от 14 до  30  лет  назвала  себя  успешными.  Можно
предположить, что эта половина в целом обладала и обладает социальными
ресурсами, позволяющими ей достигать значимых для нее и общества целей
и результатов. Данный уровень социального оптимизма один - из наиболее
высоких по стране,  что косвенно подтверждает  эффективность  рыночных
преобразований, проводимых в области.
     Таким образом,  как представляется,  успехи в расширении  участия
молодежи  способствуют  успехам  в  осуществлении  реформ  переходного
периода  и,  по  всей  видимости,  наоборот.  Вместе  с   тем   анализ
убедительно  показывает,  что  молодежь  теперь  сталкивается  с более
высоким  риском,  чем  раньше.  И  хотя  реформы,   осуществляемые   в
переходный период, по-видимому, отвечают интересам молодежи, требуется
особое внимание к молодым людям,  которое  должно  проявляться  как  в
политике государства, так и в частных инициативах.
     Для того чтобы политика в отношении  молодежи  была  эффективной,
необходимо:
     признавать молодежь  отдельной  группой   населения   со   своими
специфическими    потребностями    и   возможностями,   обусловленными
формированием личности;
     являться продолжением  политики в отношении детей,  действовать в
том же направлении;
     выработать единую   терминологию  и  единый  подход  к  проблемам
молодежи;
     начать содержательный диалог с молодежью по вопросам,  касающимся
ее жизни;
     быть готовой к откровенному обсуждению таких деликатных вопросов,
как сексуальное и репродуктивное здоровье;
     быть многогранной   и   опираться  на  детальные  исследования  и
политическую волю;
     в большей  степени  учитывать  роль  психосоциальных  факторов  в
развитии молодежи;
     развивать межведомственные  подходы к решению таких проблем,  как
здравоохранение и трудоустройство молодежи;
     укреплять доверие  между молодежью и поставщиками услуг,  а также
органами, отвечающими за выработку и проведение политики;
     устранять такие  факторы,  затрудняющие  доступ  к  услугам,  как
недостаток информации,  отсутствие  конфиденциальности  и  недоступные
цены;
     уделять особое  внимание  молодежи   из   неблагополучных   слоев
населения;
     привлекать молодежь к участию  в  планировании  и  предоставлении
услуг;
     добиваться того,  чтобы  молодежь   воспринималась   как   ценное
достояние и полноправные партнеры.
     За десять   лет   реформ   многие   доктрины,   которых    прежде
неукоснительно придерживались, рассыпались, и это крушение может стать
спасительным.  Оно,  в частности,  может изменить мнение  о  том,  что
молодые люди - лишь пассивные потребители социальных ценностей, услуг,
оказываемых государством,  товаров  массового  спроса  и  политических
привилегий.  Это может содействовать пониманию того,  что в наше время
стремительных экономических и социальных преобразований разум,  тело и
дух  862  тыс.  представителей самарской молодежи - огромное достояние
нашей области.

                  1. Основные понятия, используемые
                        в настоящей Концепции

     В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
     молодежь - граждане Российской Федерации,  иностранные  граждане,
лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет включительно;
     молодежная политика  -  специальная  регулярная   самостоятельная
деятельность   органов   государственной   власти,   органов  местного
самоуправления,  организаций  по  целенаправленному   воздействию   на
развитие молодежи;
     государственная молодежная политика -  деятельность  государства,
направленная  на  создание  правовых,  экономических и организационных
условий и гарантий для самореализации  личности  молодого  человека  и
развития молодежных объединений, движений и инициатив;
     молодежная политика  в  Самарской  области  -   составная   часть
федеральной   молодежной  политики,  которая  вырабатывается  органами
государственной власти Самарской области и реализуется  на  территории
Самарской области;
     орган по  делам  молодежи  муниципального  образования  Самарской
области  -  структурное  подразделение органа местного самоуправления,
осуществляющее функции государственного регулирования и  межотраслевой
координации в сфере молодежной политики в Самарской области;
     молодая семья - семья в первые три года  после  заключения  брака
при  условии,  что  супруги  не достигли 30-летнего возраста (в случае
рождения детей - без ограничения  продолжительности  брака),  а  также
неполная  семья  с  детьми,  в  которой  мать  или  отец  не  достигли
30-летнего возраста;
     детские и  молодежные  общественные  объединения  -  добровольные
некоммерческие самоуправляемые формирования, созданные в установленном
порядке   по   инициативе   граждан  в  возрасте  от  18  до  30  лет,
объединившиеся  на  основе  общности  интересов   для   удовлетворения
духовных или иных нематериальных потребностей,  а также в целях защиты
своих прав и свобод;
     социальный заказ    -    выполнение    интеллектуальной   работы,
направленной на  реализацию  государственной  молодежной  политики  на
территории Самарской области;
     социализация - процесс усвоения  молодым  человеком  определенной
системы  знаний,  норм и ценностей,  позволяющих ему функционировать в
качестве полноценного члена общества,  включающий как целенаправленное
воздействие  на  личность  (воспитание),  так и стихийные,  спонтанные
процессы, влияющие на ее формирование.

                          2. Общие положения

     Настоящая Концепция   является   составной    частью    стратегии
Администрации  Самарской области в формировании условий для реализации
социального,   интеллектуального,   культурного    и    экономического
потенциала  молодого  поколения  области,  представляет  собой систему
научных положений,  принципов,  приоритетных  направлений  и  основных
механизмов ее реализации.
     Правовую базу   настоящей   Концепции   составляют    Конституция
Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 16.09.92
N 1075 "О первоочередных мерах в  области  государственной  молодежной
политики",  постановление  Верховного  Совета  Российской Федерации от
03.06.93 N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной
политики  Российской Федерации",  Федеральный закон "О государственной
поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.95 N
98-ФЗ,  Устав  (Основной  Закон)  Самарской области,  иные нормативные
правовые акты Самарской области,  регулирующие  проведение  молодежной
политики.
     Настоящая Концепция  исходит  из  признания  исключительной  роли
молодежи  как  стратегического  ресурса  развития  Самарской области и
понимания важности поддержки в ее воспитании и  образовании  на  этапе
социального   становления,   в   процессе   включения  в  социально  -
профессиональную деятельность,  создания семьи, проявления гражданских
инициатив.
     Объектом молодежной  политики  в   Самарской   области   является
молодежь.
     Субъектами реализации молодежной  политики  в  Самарской  области
выступают структурные подразделения Администрации области, департамент
по  делам  молодежи  Самарской  области,  органы  по  делам   молодежи
муниципальных   образований   в  Самарской  области,  органы  местного
самоуправления,  работодатели, общественные объединения, юридические и
физические лица.
     Молодежная политика в Самарской области направлена на поддержку и
стимулирование   детских   и   молодежных   общественных  объединений,
работодателей,  иных  юридических  и  физических  лиц,  осуществляющих
деятельность по созданию благоприятных условий жизни,  труда молодежи,
по ее образованию, воспитанию и развитию.
     Исключительное значение имеет участие самой молодежи, молодежных,
детских объединений в формировании и реализации молодежной политики  в
Самарской области.

                 3. Цели и задачи настоящей Концепции

     Целями молодежной  политики,  осуществляемой в Самарской области,
являются:
     создание правовых,  социально  - экономических условий для выбора
молодыми людьми своего жизненного пути,  осуществления выдвигаемых ими
программ   (проектов)   в  области  молодежной  политики,  социального
становления,  самореализации и участия  в  общественной  деятельности,
защиты  их  прав  и  законных  интересов,  условий  для стимулирования
активности и самостоятельности молодежи и более полного включения ее в
социально - экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
     содействие воспитанию  (в  том   числе   и   патриотическому)   и
образованию   молодежи,  реализации  общественно  значимых  инициатив,
общественно  полезной  деятельности  молодежи,  молодежных  и  детских
общественных   объединений,   социальному,  культурному,  духовному  и
физическому развитию молодежи;
     участие в  формировании  и  внедрении  в социальную практику норм
толерантного поведения и сознания как платформы общественного согласия
в демократическом обществе;
     недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
     реализация инновационного потенциала молодежи.
     Цель настоящей Концепции - определение  направления  деятельности
органов   государственной  власти  по  созданию  механизмов  поддержки
молодых граждан Самарской области  при  столкновении  с  проблемами  и
реалиями государства, рыночной экономикой.
     В настоящей Концепции предлагается решение следующих приоритетных
задач:
     обеспечение более широких и  более  справедливых  возможностей  в
получении образования;
     более активное принятие мер по развитию рынка труда  в  интересах
молодежи;
     сокращение числа аварий и несчастных случаев, борьба с насилием;
     повышение внимания  к  вопросам  репродуктивного  и  сексуального
здоровья;
     профилактика табакокурения,     злоупотребления    алкоголем    и
наркотиками;
     внедрение международных   стандартов   в   работу   с  молодежью,
вступившей в конфликт с законом;
     содействие участию молодежи в жизни гражданского общества.

              4. Основные принципы реализации молодежной
                     политики в Самарской области

     Молодежная политика   исходит   из   необходимости    утверждения
нравственности  в  обществе,  защиты  интересов  молодого  человека  -
труженика,  его  приоритета  над  государством  и  создания  достойных
стартовых  условий  для  каждого,  а  в перспективе - и для свободного
развития каждой личности.
     Молодой человек,  его интересы,  его благо,  развитие и свобода -
вот  главный  критерий   и   ориентир,   который   должен   определять
государственную молодежную политику.
     Молодежная политика   в   Самарской   области   основывается   на
конституционных   положениях   равенства  прав  и  свобод  человека  и
гражданина  независимо  от  его  национальности,  языка,  отношения  к
религии,  принадлежности  к  социальным  и  общественным объединениям,
государственной защиты  указанных  прав  и  свобод,  создания  условий
достойной  жизни  и  свободы  человека  и гражданина.  Реализация этих
положений в Самарской области  осуществляется  на  следующих  основных
принципах:
     устойчивое развитие  -  проведение  областной   и   муниципальной
молодежной  политики  не  должно приводить к ухудшению материального и
социального положения молодежи, к снижению ее уровня жизни;
     инициативность - стимулирование развития инициативы молодежи;
     сбалансированность - оптимальное сочетание личных, общественных и
государственных интересов;
     ответственность -  соблюдение  органами  государственной   власти
Самарской  области  прав и законных интересов молодежи и осуществление
молодыми людьми  реализации  конституционных  прав  и  обязанностей  в
процессе деятельности в сферах государственной и общественной жизни;
     приоритетность -    первоочередная     поддержка     приоритетных
направлений государственной молодежной политики;
     соучастие -   сознательное   участие   молодежи   в    социальных
преобразованиях;
     открытость - право общественных объединений и  граждан  принимать
участие   в   установленном   порядке   в  реализации  государственной
молодежной политики;
     диалог -  признание  молодежи в качестве равноправного партнера в
формировании и реализации молодежной политики в Самарской области;
     координация деятельности   -   согласованность  действий  органов
государственной власти  Самарской  области  по  проведению  молодежной
политики;
     научность - проведение молодежной политики  в  Самарской  области
при  научном  сопровождении на основе перманентных результатов научных
исследований развития молодежи и проведения молодежной политики;
     преемственность -    независимость   государственной   молодежной
политики от организационных перемен в системе управления.

          5. Приоритетные направления молодежной политики в
                          Самарской области

     Определение приоритетных   направлений   и   основных  механизмов
реализации молодежной  политики  в  Самарской  области  базируется  на
учете:
     стратегических целей молодежной  политики  в  Самарской  области,
определяющих  молодежь  в качестве стратегического ресурса устойчивого
социально -  экономического  развития  области,  обеспечения  высокого
качества жизни населения;
     реальных возможностей Самарской области, результатов, достигнутых
в   осуществлении   социально  -  экономической  политики  в  целом  и
молодежной в частности;
     актуальности и     специфики    социальных    проблем    молодежи
применительно к ее различным возрастным и социально - профессиональным
группам.
     Приоритетными направлениями  молодежной  политики   в   Самарской
области являются:
     в сфере образования и воспитания:
     содействие в  воспитании  патриота - гражданина,  заботящегося об
экономическом  процветании  и   преемственности   традиций   Самарской
области,  гражданина - созидателя, активно участвующего в общественной
жизни Самарской области,  в функционировании  институтов  гражданского
общества,  в  том  числе  в  работе  молодежных и детских общественных
объединений, нравственно и физически развитого гражданина, обладающего
полноценным здоровьем и ведущего здоровый образ жизни;
     обеспечение последовательного   повышения   уровня    образования
молодежи, условий для получения каждым молодым человеком обязательного
основного общего образования;
     оказание помощи в повышении правовой культуры, получении молодыми
людьми - профессионального образования, соответствующего перспективным
потребностям   общества,   путем  развития  системы  профессионального
образования;
     содействие в  подготовке  личности,  имеющей  полноценное общее и
профессиональное     образование,     соответствующее     потребностям
современного развития производства,  становлении гражданина,  знающего
отечественную историю и культуру,  стремящегося приумножить достижения
общества в экономике, науке, литературе и искусстве;
     обеспечение нравственного,   патриотического    и    гражданского
воспитания  молодежи  в  образовательных учреждениях,  содействие этой
деятельности в иных организациях;
     обеспечение участия  молодежи  в  самоуправлении государственных,
муниципальных и иных образовательных учреждений;
     поддержка деятельности   организаций   в   сфере   образования  и
воспитания молодежи, развития творческого подхода к обучению;
     стимулирование интереса к учебе и получению новых знаний, доступа
к приобретению жизненных навыков и неформальному образованию;
     формирование и   распространение   в   молодежной  среде  чувства
патриотизма, идей духовного единства, дружбы народов, межнационального
согласия;
     возрождение и развитие  волонтерских  движений,  направленных  на
оказание  помощи  наиболее  социально  незащищенным  слоям населения -
детям, престарелым и инвалидам;
     в сфере    обеспечения   условий   для   включения   молодежи   в
самостоятельную экономическую деятельность:
     создание необходимых   условий   для   достижения   экономической
самостоятельности молодежи путем эффективного включения ее в  трудовую
или предпринимательскую деятельность;
     участие в  формировании  и  развитии  системы  специализированных
социальных    служб,   осуществляющих   профессиональную   ориентацию,
содействующих постоянному и  временному  трудоустройству  молодежи,  в
целевом квотировании рабочих мест для молодежи;
     содействие организациям в обеспечении трудовой занятости молодежи
путем  предоставления  в  установленном  порядке  льгот,  субсидий для
создания  новых  и  ученических   рабочих   мест,   развитии   системы
профессиональной    переподготовки    молодежи   на   основе   анализа
потребностей рынка труда в специалистах определенных профессий;
     в сфере  обеспечения  условий  для  развития молодежных и детских
объединений:
     поддержка деятельности   молодежных   и   детских  некоммерческих
объединений по защите и реализации законных интересов молодежи;
     формирование и  развитие  демократической  системы  молодежных  и
детских общественных объединений как условия становления  гражданского
общества;
     содействие в  формировании  молодежных  и  детских   общественных
объединений в образовательных учреждениях;
     поддержка и   обеспечение   участия    молодежных    и    детских
некоммерческих   объединений   в   процессе   выработки  и  реализации
молодежной политики в установленном порядке;
     формирование экспертных  советов  по  оценке  актуальных  проблем
детского и молодежного движения;
     стимулирование развития    основ    самоуправления   детского   и
молодежного движения;
     способствование интеграционным  процессам  детских  и  молодежных
общественных объединений;
     пропаганда позитивной    деятельности    детских   и   молодежных
общественных объединений через средства массовой информации;
     в сфере   обеспечения   условий   для  развития  художественного,
научного и технического творчества молодежи:
     обеспечение последовательного     повышения     интеллектуального
развития молодого поколения, способного к творческой деятельности;
     создание системы   организаций,   ориентированных   на   развитие
творчества молодежи;
     организация фестивалей,   конкурсов,   выставок   и  других  форм
развития  и  представления  достижений  молодежного   художественного,
научного и технического творчества;
     поддержка талантливой творческой  молодежи  путем  предоставления
премий, стипендий, грантов и иных форм поощрения творчества молодежи;
     пропаганда достижений творческой молодежи;
     в сфере  организации  и  обеспечения досуга молодежи:  развитие и
формирование идеологии молодежного досуга,  пропаганда позитивных форм
молодежного и детского досуга;
     обеспечение условий   для   содержательного   досуга    молодежи,
способствующего  ее  физическому  развитию,  духовному и нравственному
становлению;
     обеспечение участия  молодежи  в деятельности клубов,  профильных
молодежных лагерей, общественных объединений по интересам;
     развитие системы  центров  досуга молодежи,  в том числе по месту
жительства и на базе образовательных учреждений;
     организация и   проведение   молодежных  праздников,  фестивалей,
концертов и других массовых мероприятий;
     создание условий    для    занятий   научно   -   техническим   и
художественным творчеством,  туризмом,  спортом и другими развивающими
формами досуга;
     участие в координации развития рынка услуг  в  сфере  молодежного
досуга,   в   обеспечении  безопасности  физического  и  нравственного
здоровья  молодежи  в  вечернее  время  суток  с   учетом   возрастных
особенностей молодежи;
     в сфере обеспечения условий для укрепления здоровья и физического
развития молодежи:
     проведение мониторинга состояния здоровья и физического  развития
молодежи;
     обеспечение условий  для   последовательного   повышения   уровня
физического развития молодого поколения Самарской области и укрепления
его здоровья;
     развитие деятельности    системы    учреждений    здравоохранения
Самарской области в целях профилактики,  лечения и укрепления здоровья
молодого поколения;
     формирование и   развитие   деятельности   системы    организаций
физической культуры и спорта для молодежи;
     разработка совместных  программ  репродуктивного  и  сексуального
здоровья,  направленных  на  снижение  смертности  среди  молодежи  от
несчастных случаев и насилия,  в которых основное  внимание  уделяется
безопасному   сексу,   рождаемости   среди  подростков,  заболеваниям,
передаваемым половым путем;
     пропаганда среди   молодежи   здорового   образа  жизни,  занятий
физической культурой и спортом, достижений молодых спортсменов;
     в сфере обеспечения молодежи жильем:
     участие в создании и развитии организационной и правовой  системы
получения молодыми людьми льготного жилищного долгосрочного кредита;
     развитие системы     молодежного     жилищного     кооперативного
строительства;
     содействие в   разработке   и   реализации   целевой   программы,
предусматривающей   строительство   нового   жилья   и   использование
вторичного рынка жилья для молодежи;
     защита права  на  жилище  сирот,  воспитанников  детских  домов и
интернатов,  молодых людей,  освободившихся из мест  лишения  свободы,
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
     в сфере поддержки молодых семей:
     формирование навыков   для   создания   устойчивой,  экономически
самостоятельной,  духовно  и  нравственно  здоровой   молодой   семьи,
способности ответственно выполнять родительские функции;
     содействие молодым семьям в  получении  в  установленном  порядке
жилья, образования, в трудоустройстве;
     приоритетное внимание   и   помощь   молодым   семьям,    имеющим
несовершеннолетних детей;
     развитие социальных  служб  консультативно  -  психологической  и
юридической помощи молодым семьям;
     в сфере социального обслуживания молодежи:
     предоставление молодежи      комплекса      социальных     услуг,
обеспечивающего условия для социализации;
     формирование и  развитие  в  муниципальных образованиях Самарской
области системы специализированных социальных служб для молодежи;
     информационное обеспечение молодежи;
     социально -     правовая,     психолого     -     педагогическая,
консультационная   помощь   по   вопросам   выбора  форм  образования,
профессиональной ориентации;
     создание в рамках социальных служб для молодежи службы помощи для
ослабления стрессов,  депрессии и сокращения числа  самоубийств  среди
молодых людей;
     социально - правовая,  психолого - педагогическая, материальная и
иная   помощь  молодым  гражданам,  находящимся  в  трудной  жизненной
ситуации, в том числе молодым людям с недостатками физического и (или)
психического развития;
     оказание помощи  несовершеннолетним,  оставшимся  без   попечения
родителей, а также несовершеннолетним, находящимся в социально опасном
положении,  молодым  гражданам,  отбывшим  наказание  в  виде  лишения
свободы,  с  целью  обеспечения  их социальной адаптации и недопущения
рецидивов правонарушений;
     обеспечение социальной  реабилитации и адаптации молодых граждан,
проходивших военную службу или выполнявших должностные  обязанности  в
условиях   боевых  действий,  вооруженных  конфликтов  и  чрезвычайных
ситуаций,   социального   обслуживания   в   системе   образовательных
учреждений детей и молодежи из неблагополучных семей;
     в сфере  профилактики  и  преодоления  негативных   процессов   в
молодежной среде:
     формирование и активная пропаганда позитивного социального идеала
современного  молодого  человека,  позитивных общественных ценностей и
ориентиров;
     обеспечение условий  для  выявления,  эффективной  профилактики и
минимизации   негативных   социальных   процессов   среди    молодежи,
противодействующих формированию физически и духовно здорового молодого
поколения;
     профилактика правонарушений  и других форм асоциального поведения
молодежи;
     преодоление тенденций наркоманизации, алкоголизации и других форм
токсической зависимости среди молодежи,  снижения  уровня  культуры  и
духовного развития молодежи;
     проведение социальной и  психологической  реабилитации,  а  также
социальной   адаптации   молодых   граждан,  включенных  в  негативные
социальные процессы;
     реализация мероприятий    по   профилактике   проституции   среди
молодежи,  сексуальной эксплуатации детей и молодежи,  распространения
среди молодежи заболеваний, передаваемых половым путем;
     противодействие влиянию на молодежь  тоталитарных  и  религиозных
организаций,    объединений    и    групп,   запрещенных   действующим
законодательством;
     в сфере обеспечения научного сопровождения молодежной политики:
     организация проведения   научных   исследований    и    получение
объективных   знаний   о  социальных  процессах  развития  молодежи  и
результатах молодежной политики,  формирование  на  их  основе  научно
обоснованных    предложений    о   проведении   молодежной   политики,
социологического   мониторинга   развития   политических   ориентаций,
экономического положения, процессов социализации, духовного развития и
негативных  тенденций  среди  молодежи,  разработка  рекомендаций  для
субъектов молодежной политики;
     научное изучение и обобщение опыта проведения молодежной политики
в  Самарской  области,  субъектах  Российской  Федерации  и зарубежных
странах;
     публикация результатов  научных исследований по вопросам развития
молодежи и проведения молодежной политики;
     повышение роли программно - целевого планирования;
     определение приоритетов   в   научных   разработках   прикладного
характера;
     координация деятельности органов государственной власти Самарской
области,    органов    местного    самоуправления,    организаций   по
целенаправленному воздействию на развитие молодежи;
     разработка и  реализация  системы мер по укреплению международных
связей в целях решения актуальных проблем  государственной  молодежной
политики;
     организация стажировок выпускников профилирующих кафедр  вузов  в
департаменте по делам молодежи Самарской области;
     создание экспертных советов  по  актуальным  вопросам  реализации
государственной молодежной политики;
     организация и проведение научно - практических конференций;
     разработка новых схем, методик и подходов к реализации молодежной
политики;
     в сфере кадрового обеспечения:
     обеспечение органов по делам молодежи муниципальных образований в
Самарской области высококвалифицированными специалистами;
     формирование и  развитие  организационной   системы   подготовки,
переподготовки   и   повышения   квалификации  кадров,  участвующих  в
проведении молодежной политики в Самарской области;
     проведение регулярных  обучающих  мероприятий  для  специалистов,
участвующих в проведении молодежной политики в Самарской области;
     содействие молодежным   и  детским  общественным  объединениям  в
подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров;
     формирование резерва   специалистов   на   замещение  руководящих
должностей;
     усовершенствование системы    планирования,   прогнозирования   и
мониторинга подготовки специалистов;
     внедрение практики аттестации сотрудников;
     совершенствование профессиональных,  международных и региональных
связей;
     совершенствование системы  оплаты  труда  работников   молодежной
сферы;
     проведение на территории Самарской области практики  формирования
целевых заказов на подготовку специалистов в сфере молодежной политики
посредством   заключения   соответствующих   договоров   с    учебными
заведениями и абитуриентами;
     развитие системы мер по поиску,  развитию и привлечению к  работе
молодых лидеров в Самарской области.
     Молодежная политика в Самарской области может  также  проводиться
по иным направлениям,  которые соответствуют ее целям,  принципам и не
противоречат основным направлениям.

             6. Основные организационные формы реализации
               молодежной политики в Самарской области

     Основными организационными формами реализации молодежной политики
в Самарской области являются:
     законы Самарской   области,   иные   нормативные   правовые  акты
Самарской области;
     областные и муниципальные целевые программы;
     пропаганда;
     социальный заказ.

                     7. Заключительные положения

     Финансовое обеспечение реализации молодежной политики в Самарской
области осуществляется за  счет  средств  федерального,  областного  и
местных  бюджетов,  а  также  внебюджетных источников финансирования в
соответствии с действующим законодательством.
     Настоящая Концепция     может     дополняться,    уточняться    и
совершенствоваться по  мере  изменения  социального  и  экономического
положения в Самарской области.
     Последовательное осуществление   молодежной   политики    создаст
благоприятные  условия  для  реализации  ее  основных  направлений  на
территории Самарской области.





                                              Приложение
                                     к Концепции молодежной политики
                                 в Самарской области на 2002 - 2005 годы

           ПОКАЗАТЕЛИ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ
           ЯВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
                        В 1990 - 2000 ГОДАХ<*>

                    -----------------------------
                  <*> предоставляется по требованию





Информация по документу
Читайте также