Расширенный поиск
Постановление Думы города Самары от 27.03.2003 № 223САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 марта 2003 г. N 223 Об утверждении Концепции охраны здоровья населения и развития здравоохранения города Самары на 2003-2006 годы В целях повышения эффективности деятельности системы здравоохранения города Самары, создания оптимальных условий для развития профилактического направления Самарская Городская Дума ПОСТАНОВИЛА: 1. Утвердить Концепцию охраны здоровья населения и развития здравоохранения города Самары на 2003-2006 годы (прилагается). 2. Официально опубликовать настоящее Постановление. 3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет по здравоохранению и охране окружающей среды (Кириллов В.И.) Председатель Городской Думы Г.С. Лиманский УТВЕРЖДЕНО Постановление Самарской Городской Думы от 27 марта 2003 г. N 223 Концепция охраны здоровья населения и развития здравоохранения города Самары на 2003-2006 годы ВВЕДЕНИЕ В процессе реализации Концепции развития здравоохранения города Самары на 1997-2000 годы, утвержденной Решением Самарской Городской Думы от 13.02.1997 г. N 49, муниципальная система здравоохранения города Самары в целом выполнила возложенные на нее задачи и, сохранив объем и надлежащее качество бесплатной медицинской помощи, обеспечила тем самым реализацию конституционного права жителей города Самары на охрану здоровья. За прошедшие годы в целях повышения качества и доступности медицинской помощи начато реформирование работы амбулаторно-поликлинических учреждений города по принципу общеврачебной практики. В настоящее время в городе работает 420 врачей общей практики, что составляет около трети таких врачей в Российской Федерации. Получили дальнейшее развитие удобные для жителей города стационарозамещающие виды медицинской помощи (дневные стационары, стационары "хирургии одного дня"). В специализированных поликлинических и больничных отделениях, в том числе хосписном, оказывается медико-социальная помощь. Значительное внимание уделяется профилактическому направлению. Ежегодно более трети бюджета города по разделу "Здравоохранение" направляется на реализацию городских целевых профилактических программ по предупреждению заболеваний. Благодаря активной профилактике в городе удалось снизить заболеваемость вирусным гепатитом "В", дифтерией, стабилизировать заболеваемость туберкулезом. На протяжении ряда лет в городе стабильно низкими остаются такие важные демографические показатели, как младенческая и материнская смертность. За последние 2 года наметилась тенденция к повышению рождаемости. Вместе с тем, в настоящее время имеется ряд факторов, негативно влияющих на состояние здоровья жителей города: * уровень культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни (курение, бытовое пьянство, употребление наркотиков, гиподинамия, неправильное и нерациональное питание); * неудовлетворительные условия труда и низкий уровень информированности работников и работодателей о правах и обязанностях каждого из них, санитарно-гигиенических нормах и правилах; * снижение качества жизни значительной части населения; * ухудшение состояния окружающей среды; * чрезмерные стрессовые нагрузки и т.д. Все перечисленные выше факторы приводят к росту уровня заболеваемости, инвалидности, смертности, что увеличивает затраты учреждений муниципального здравоохранения на организацию медицинской помощи в условиях недостаточного финансового обеспечения. Таким образом, имеется целый ряд проблем в области охраны здоровья жителей и работы учреждений здравоохранения города Самары. Основные пути их решения изложены в предлагаемой "Концепции охраны здоровья населения и развития здравоохранения города Самары на 2003 -2006 годы" 2 0(далее - Концепция). Настоящая Концепция разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000г. N 1202-р, в котором представлена и одобрена "Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года", Постановлением Губернатора Самарской области от 12.07.2001г. N 252, которым одобрена "Концепция развития здравоохранения и охраны здоровья населения Самарской области на 2001 - 2005 годы". 1. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Цель Концепции - сохранение и улучшение здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи, эффективное функционирование муниципальной системы здравоохранения города Самары. Основные задачи Концепции: * формирование идеологии здорового образа жизни у населения; * совершенствование и увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний; * внедрение интенсивных технологий лечения и реабилитации в целях сокращения сроков восстановления утраченного здоровья населения; * рациональное использование лечебной базы, внедрение новых организационных форм деятельности медицинских организаций; * обеспечение государственных гарантий медицинской помощи гражданам в объеме областной территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения и государственными целевыми программами здравоохранения; * развитие многостороннего партнерства (внутриотраслевого, межведомственного, международного, с общественными объединениями); * реализация в муниципальном здравоохранении единого подхода к техническому и технологическому обеспечению учреждений здравоохранения; * внедрение медико-экономических, фармацевтических стандартов; * развитие информатизации инфраструктуры, применение компьютерных технологий; * создание на всех уровнях управления новых функциональных направлений, ведающих медицинской профилактикой, стратегическим планированием и прогнозированием, отраслевой стандартизацией, инновациями. Основные принципы реализации Концепции: * всеобщая социальная справедливость и доступность медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства; * сочетание общих мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправленными мероприятиями в группах населения высокого риска, прежде всего среди детей и женщин детородного возраста; * экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений; * единство медицинской науки и практики; * активное участие населения в вопросах здравоохранения; * обеспечение целостного подхода к управлению здравоохранением в городе, сочетающего преимущества "вертикального" и "горизонтального" механизмов принятия решений; * использование опыта международного сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем сохранения и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний. Основные направления реализации Концепции: 1. Совершенствование профилактического направления. 2. Расширение социальной базы муниципального здравоохранения. 3. Совершенствование организации медицинской помощи. 4. Развитие системы управления муниципальным здравоохранением. 5. Совершенствование системы финансирования муниципального здравоохранения. 6. Совершенствование лекарственного обеспечения населения города. 7. Совершенствование медицинского образования и кадровой политики. 8. Развитие материально-технической базы и информатизации муниципального здравоохранения. 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ Реализацию муниципальной политики по повышению уровня здоровья населения необходимо осуществлять по следующим направлениям. * Совершенствование организации медицинских и немедицинских мероприятий первичной профилактики, направленных на повышение уровня санитарно-гигиенической грамотности, формирование идеологии здорового образа жизни у населения, на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний. - Активное привлечение всех средств массовой информации с целью информирования населения и популяризации основ здорового образа жизни. - Повышение качества и уровня информативности методов наглядной агитации (плакаты, стенды, санбюллетени, брошюры, буклеты, информационные листы и т.д.), пропагандирующих профилактическое направление здравоохранения. - Возрождение народного Университета "Здоровье", организация цикла лекций по вопросам сохранения здоровья в каждом районе города. * Повышение эффективности работы с целевыми группами населения (учащиеся, подростки, молодежь) по профилактике социально значимых заболеваний и девиантных форм поведения. - Внедрение современных, более эффективных форм работы с молодежью по формированию здорового образа жизни: круглые столы, диспуты, дебаты, интерактивные семинары, психологические тренинги и т.д. - Организация группы волонтеров из старшеклассников общеобразовательных школ города и студентов вузов и подготовка их по программе пропаганды здорового образа жизни, полезных привычек и профилактике девиантных форм поведения. - Включение вопросов профилактики социально значимых заболеваний и пропаганды здорового образа жизни в массовые молодежные мероприятия (дискотеки, спортивные соревнования, КВН, праздничные мероприятия и т.д.). * Совершенствование работы по организации вторичной профилактики, направленной на раннее выявление заболеваний, предупреждение осложнений и хронизации уже имеющихся. - Повышение эффективности работы со здоровым населением, входящим в группу риска по развитию хронических заболеваний с целью раннего выявления первых признаков болезни. Организация системы мониторирования и постоянного контроля лиц, входящих в группу риска. - Расширение сети "школ терапевтического обучения" пациентов с хроническими заболеваниями, "школ здоровья" в лечебных учреждениях города. Совершенствование методики и повышение эффективности обучения пациентов в таких "школах". - Разработка и внедрение системы оценки медицинской и фармакоэкономической эффективности работы по вторичной профилактике среди пациентов с хроническими заболеваниями. * Повышение уровня профессионального мастерства медицинских работников (врачей и медицинских сестер) в вопросах первичной и вторичной профилактики. - Разработка и внесение в установленном порядке предложений по внедрению вопросов организации современных мероприятий первичной и вторичной медицинской профилактики при подготовке студентов в медицинских вузах и колледжах, а также в программу последипломного обучения врачей и медицинских сестер. - Разработка и внедрение в практику системы оценки качества организации профилактической работы в лечебных учреждениях города. * Реализация городских целевых программ профилактического направления: - "Предупреждение эпидемического распространения вирусных гепатитов с парентеральным механизмом передачи в г. Самаре на 1999-2004 г.г." (утверждена Решением Самарской Городской Думы от 30.09.1999г. N 239). - "Анти-СПИД" по предупреждению распространения в г. Самаре заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) на 2000-2005 годы" (утверждена Решением Самарской Городской Думы от 30.11.2000г. N 24). - "Профилактика туберкулеза в городе Самаре на 2003-2005 годы" (утверждена Постановлением Самарской Городской Думы от 26.09.2002г. N 176). 3. РАСШИРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БАЗЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ К работе по охране здоровья граждан и оказанию медико-социальной помощи необходимо привлекать как профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации, так и непрофессиональные общественные организации, что позволит повысить эффективность профилактической работы, в том числе с социально незащищенными слоями населения, облегчить реабилитационную работу с группами пациентов, развить принципы взаимопомощи, навыки решения медико-социальных проблем самими пациентами и принципы самоконтроля. В рамках расширения социальной базы здравоохранения необходимо: * организовать Координационный совет по охране здоровья населения города - Комитет общественного здоровья, основной целью которого будет являться координация деятельности государственных, негосударственных, общественных организаций и отдельных граждан, направленной на сохранение здоровья; * провести анализ эффективности используемых на территории города оздоровительных программ и рекомендовать наиболее эффективные методики для внедрения в организованные коллективы (дошкольные и школьные учебные заведения, студенческие и трудовые коллективы); * продолжить организацию Клубов взаимопомощи пациентов с хроническими заболеваниями (на примере Клубов для пожилых пациентов с сахарным диабетом) по территориальному принципу на базах районных Центров медико-социальной реабилитации; * продолжить и интенсифицировать работу среди населения города по планированию семьи в целях формирования осознанного отношения к семье, материнству и отцовству; расширить сеть "Центров здоровья женщин", школ "Позитивное материнство", "Молодые родители" в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена и в учреждениях, осуществляющих деятельность в сфере охраны материнства и детства; * создать постоянно действующие лектории для родителей на базах детских районных библиотек с целью организации работы по повышению медико-гигиенических знаний, профилактике заболеваний и сохранению здоровья детей; * совершенствовать систему организации медико-социальной помощи в медицинских организациях города с привлечением финансовых средств органов социальной защиты населения (палаты в стационарах, отделения медико-социальной реабилитации в поликлиниках); * организовать спортивно-оздоровительные группы "Здоровье" для пожилых людей на базе городских стадионов, школьных спортивных залов, в учреждениях социальной защиты населения, лечебных учреждениях и при органах территориального общественного самоуправления. 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С целью улучшения качества оказания медицинской помощи населению продолжить работу по направлениям: * осуществлять дальнейшее приоритетное развитие амбулаторно-поликлинического звена, перераспределив стационарные объемы медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический уровень, за счет увеличения числа и мощности сети дневных стационаров; * продолжить совершенствование службы общеврачебной практики как базовой в поликлинике, завершив переход к оказанию первичной медицинской помощи врачами общей практики; * развивать сеть консультативно-диагностических центров; * развивать сеть специализированных центров (подразделений) амбулаторной хирургии и "хирургии одного дня" в стационарах; * осуществить структурную перестройку стационарной медицинской помощи к 2006 году, распределив сеть стационаров по принципу: больницы интенсивного наблюдения, больницы восстановительного лечения, больницы для лечения больных с хроническими заболеваниями, больницы медико-социальной помощи; * совершенствовать систему скорой медицинской помощи; * развивать службу неотложной медицинской помощи при амбулаторно-поликлинических учреждениях; * обеспечить преемственность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения, четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений; * внедрить стандарты диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях; * использовать лечебные факторы областных санаторно-курортных учреждений для реабилитационного этапа лечения; * совершенствовать систему предоставления платной медицинской помощи населению; * предоставить медицинским организациям и лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, возможность на конкурсной основе участвовать в реализации целевых программ здравоохранения, муниципальных заказов в соответствии с существующим законодательством. 5. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ Для реализации на муниципальном уровне единой политики в области здравоохранения модернизировать структуру управления отраслью. Для этого необходимо: * разработать и внедрить новые формы управления, основанные на демократических началах, предусматривающие децентрализацию управления и делегирование ряда полномочий на уровень отдельных медицинских учреждений либо их объединений; * сбалансировать уровни и звенья оказания медицинской помощи; * внедрять и развивать новые принципы оказания медицинской помощи на различных этапах (реформирование службы оказания скорой, амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи); * предусмотреть кооперацию медицинских, социальных, медицинских страховых организаций путем формирования корпоративных территориальных медицинских объединений на основе традиционно сложившихся потоков больных путем развития самостоятельностиобъединений и "горизонтальных" связей между ними, передачи части полномочий <сверху вниз>, повышения гибкости планирования, совершенствования системы самоуправления и самоконтроля; * совершенствовать информационную структуру отрасли на основе компьютерных технологий; * разрабатывать и вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию отраслевой законодательной и нормативной базы; * обеспечивать на территории города взаимодействие органов местного самоуправления, органов санитарно-эпидемиологического надзора и иных организаций, расположенных на территории города, по вопросам охраны здоровья населения. 6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Совершенствование системы финансирования муниципального здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских организаций муниципального здравоохранения от объема и качества оказываемых ими услуг и должно обеспечить повышение качества медицинской помощи населению. Для этого необходимо: * создать систему управления ресурсами, предполагающую планирование потоков пациентов, управление объемами медицинской помощи, контроль и оценку экономической эффективности работы; * в качестве финансообразующих использовать объемные показатели оказания медицинской помощи вместо ресурсных показателей; * продолжить работу по программно-целевому методу финансирования актуальных направлений медико-социальной помощи и решения важных социально значимых проблем в области охраны здоровья населения города Самары; * продолжить работу по выполнению объемно-нормативных показателей Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи каждым лечебным учреждением муниципального здравоохранения города; * осуществить переход на принцип конкурсного размещения заказа в медицинских организациях в зависимости от их способности обеспечить наибольшие объемы медицинской помощи на единицу затрат, а также от качественных параметров деятельности; * формирование финансовых ресурсов муниципальных медицинских организаций проводить с привлечением: - дополнительных средств (платные услуги, добровольное медицинское страхование, средства предприятий и т.д.); - инвестиций в развитие муниципального здравоохранения в целом и конкретных лечебно-профилактических учреждений; * подготовить и направить в установленном порядке предложения: - по совершенствованию системы формирования финансовых ресурсов муниципального здравоохранения с использованием средств ОМС и бюджетных средств; - по разработке новых форм оплаты медицинских услуг; * способствовать созданию конкурентной среды на рынке медицинских услуг. 7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Для реализации муниципальной политики обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения необходимо: * на этапе амбулаторного лечения: - обеспечить адресное предоставление лекарственных средств и изделий медицинского назначения льготным категориям населения, совершенствуя систему персонифицированного учета и контроля за расходованием средств; - формировать в рамках государственных гарантий бесплатной медицинской помощи потребности в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения для льготного обеспечения граждан; * на этапе стационарного лечения обеспечить бесплатное снабжение лекарственными препаратами в соответствии с видами, объемами и условиями оказания медицинской помощи, предусмотренными в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; * осуществлять закупки лекарственных средств на конкурсной основе и обеспечивать гласность в выборе оптовых поставщиков; * организацию лекарственного обеспечения осуществлять с учетом формулярных перечней; * совершенствовать систему учета и контроля средств, направляемых на лекарственное обеспечение. 8. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения, для чего необходимо: * разрабатывать и вносить в установленном порядке в органы государственной власти Российской Федерации и Самарской области предложения по законодательному регулированию медицинского образования и кадровой политики, в том числе вопросов совершенствования оплаты труда работников здравоохранения; * совершенствовать в муниципальной системе здравоохранения систему планирования, прогнозирования и мониторинга постдипломного обучения и повышения уровня квалификации управленческого и медицинского персонала, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики, клинический фармаколог, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, специалист по социальной работе, экономист здравоохранения, менеджер здравоохранения; * внедрить практику формирования медицинскими организациями целевых заказов на подготовку специалистов с заключением соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами; * организовать работу по сопровождению профессионального и личностного роста молодых специалистов - медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях города, активно привлекать их к общественно-полезной деятельности, к работе медицинской общественности города; * формировать резерв специалистов на замещение руководящих должностей; * совершенствовать профессиональные международные медицинские связи; * проводить общественные мероприятия, направленные на поднятие престижа профессии медицинского работника муниципальных учреждений города Самары (профессиональные конкурсы, чествование лучших, встречи со студентами выпускных курсов медицинского университета и медицинского колледжа, училища и т.д.); * продолжать социальную поддержку медицинских работников муниципального здравоохранения города Самары, в том числе в рамках реализации городской целевой программы "Социальная поддержка работников муниципальных учреждений здравоохранения г. Самары на 2002 -2005 г.г.", утвержденной Постановлением Самарской Городской Думы N 170 от 26.09.2002 г.; * в области обеспечения охраны труда медицинских работников необходимо: - обеспечить и контролировать соблюдение безопасности труда в учреждениях здравоохранения; - обеспечить обучение по вопросам охраны труда управленческого персонала учреждений здравоохранения. 9. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА В целях дальнейшего развития материально-технической базы муниципального здравоохранения города необходимо продолжить: * реконструкцию имеющейся лечебной базы, оснащение лечебных учреждений медицинской техникой с учетом новых технологий, для чего ежегодно предусматривать в бюджете города по разделу "Здравоохранение" соответствующие финансовые средства; * компьютеризацию муниципальных лечебно-профилактических учреждений; * дальнейшее развитие единого информационного пространства здравоохранения, совершенствование структуры и периодичности сбора медико-статистической информации; * использование при формировании отчетных статистических форм персонифицированных баз данных и телекоммуникационных систем; * создание единой системы учета населения с использованием персонального идентификационного номера. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|