Расширенный поиск

Постановление Губернской Думы от 28.10.2003 № 718

 


                      САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 28 октября 2003 г. N 718


             ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
           САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА
                   И ОЦЕНКЕ ИТОГОВ РАЗВИТИЯ ЗА ГОД

     Рассмотрев представленные Губернатором  Самарской  области  итоги
социально-экономического   развития   Самарской   области   за  первое
полугодие 2003  года  и  оценку  итогов  развития  за  год,  Самарская
Губернская Дума постановляет:
     1. Принять     к     сведению      информацию      об      итогах
социально-экономического   развития   Самарской   области   за  первое
полугодие 2003 года и оценку итогов развития за год (приложение).
     2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.




     Председатель Думы            В.Ф.САЗОНОВ




                                                     Приложение
                                                  к Постановлению
                                            Самарской Губернской Думы
                                           от 28 октября 2003 г. N 718

               ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
              САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА
                   И ОЦЕНКА ИТОГОВ РАЗВИТИЯ ЗА ГОД

     Социально-экономическая ситуация  в  области  в  2003  году,   по
сравнению   с   2002   годом,   несколько  улучшилась.  Рост  валового
регионального продукта оценивается в 104%  против 101,3%  в 2002 году.
Он будет достигнут, главным образом, за счет роста валовой добавленной
стоимости в  промышленности,  розничной  торговле,  на  транспорте.  В
структуре  валового  регионального  продукта  сохранится  преобладание
товарной составляющей над  производством  услуг.  Позитивная  динамика
экономики поддерживается,  в основном,  за счет расширения внутреннего
спроса.  Восстанавливается динамика роста промышленного  производства.
Улучшается  финансовое  состояние  организаций  области.  Темпы  роста
инвестиций в основной капитал более чем в 2 раза опережают темпы роста
валового регионального продукта.  Развивается малый бизнес,  снижается
численность безработных граждан.  В то же время  сохраняется  действие
факторов,   сдерживающих   устойчивое   развитие   экономики  области.
Изношенность основных фондов по области составляет 51,7%,  в том числе
в   промышленности   -   60%.  На  фоне  недоиспользуемого  потенциала
энергосбережения  остается  высокой  энергоемкость   экономики.   Доля
инновационно  активных  предприятий  на  протяжении  последних  лет не
увеличивается.  В  2003  году   в   Самарской   области   закрепляется
положительная  динамика  основных  показателей уровня жизни населения,
выраженная в замедлении темпов  инфляции,  росте  доходов,  заработной
платы  и  пенсий  в реальном выражении,  снижении доли потребительских
расходов в структуре расходов населения.
     Прирост потребительских цен за январь-июль текущего года составил
8,1%  (по России - 8,7%) против 14,5% за аналогичный период 2002 года.
По оценке за год,  уровень инфляции не превысит 12%, что соответствует
прогнозу.  Сохранилась тенденция опережающих темпов роста  тарифов  на
платные  услуги населению по сравнению с ценами на продовольственные и
непродовольственные товары.  Тарифы  на  услуги  жилищно-коммунального
хозяйства  за январь-июнь увеличились на 13,1%,  в том числе по оплате
за газ сетевой на 18,9%.  Основной причиной повышения розничных цен на
газ  для  населения (на 23%) явился рост оптовых цен на газ природный.
Проводится работа по приведению нормативов расхода газа  населением  в
соответствие   с   фактическим   расходом.  При  этом  уровень  оплаты
населением услуг по газоснабжению не должен превысить  прогнозируемого
на год темпа роста цен на природный газ (35%). Оплата населением услуг
по водоснабжению и канализации  стоков  возросла  на  25,2%.  Основное
удорожание    приходится    на   услуги,   оказываемые   организациями
муниципальной формы  собственности,  тарифы  на  которые  регулируются
органами   местного   самоуправления.  Тарифы  на  данный  вид  услуг,
регулируемые  Администрацией  области,  возросли  на  12,8%.  В  марте
повышены в среднем на 40% тарифы на перевозки пассажиров автомобильным
транспортом  в  пригородном  и  междугородном  сообщении,  которые  не
пересматривались  с  2000  года.  В  I  полугодии  тарифы на перевозку
пассажиров железнодорожным  транспортом  в  пригородном  сообщении  не
пересматривались,  но во II полугодии их рост предусмотрен на 11%  (по
прогнозу на  20%).  Учитывая,  что  более  50%  пассажиров  пользуются
льготами  по  оплате  проезда,  особенно актуальным является переход к
адресной дотации населения,  пользующегося  услугами  железнодорожного
транспорта. В связи с этим, Куйбышевской железной дороге рекомендуется
наладить учет пассажиров,  пользующихся правом  льготного  проезда  по
каждому федеральному закону.
     Объем реальных  располагаемых  доходов  населения  повысился   на
18,2%,  что  выше,  чем  по  России (на 14,6%) и в аналогичном периоде
прошлого года (на 2,2%). Темпы прироста номинальной заработной платы в
I полугодии 2003 года, по сравнению с уровнем соответствующего периода
прошлого  года,  составили  20,6%,  реальной   -   5,6%.   Начисленная
среднемесячная  заработная  плата  одного работника повысилась до 4766
рублей.  Годовой прирост реальных располагаемых  доходов  населения  в
2003  году  оценивается в 14%,  реальной заработной платы - в 8%,  что
выше прогнозных данных.
     За прошедший  период  средний  размер назначенной пенсии вырос на
19%  и по состоянию  на  1  августа  составил  1726  рублей,  превысив
величину  прожиточного минимума (за II квартал текущего года) на 3,6%.
Реальная пенсия  выросла  на  10%.  Потребительские  расходы  на  душу
населения  сложились на уровне 4196 рублей с ростом к соответствующему
периоду прошлого года на  17,6%.  Их  доля  в  общем  объеме  расходов
снизилась  с  83,6  до  79,6%  за  счет сокращения расходов на покупку
товаров. Доля расходов на оплату услуг возросла с 11,3 до 13,7%.
     Сбережения и  накопления населения растут более быстрыми темпами,
чем в 2002 году.  Можно предположить,  что население делает накопления
для   приобретения  дорогостоящих  товаров,  накапливает  средства  на
приобретение недвижимости,  получения образования и т.п. Эта тенденция
в области выражена немного сильнее,  чем в среднем по России.  Расходы
на покупку валюты (6,7 млрд.рублей) в общем объеме расходов  составили
6,5%  против 4,6% в I полугодии 2002 года. Остатки вкладов в кредитных
учреждениях области на 1 июля 2003 года составили более 22 млрд.рублей
или 6,8 тыс.рублей на душу населения, что на 45% больше, чем на 1 июля
прошлого года.  При этом население  отдает  предпочтение  региональным
банкам,  где  вклады  возросли  на  43,8%  против  15,7%  - в филиалах
инорегиональных.  На покупку ценных  бумаг  и  недвижимости  население
израсходовало по 2 млрд.рублей.
     В личной собственности граждан Самарской  области  имеется  более
581,7 тыс. легковых автомобилей или 179 автомобилей на 1000 жителей (в
2001 году - 165).  В целом по России на 1000  жителей  приходится  145
автомобилей.  Величина  прожиточного минимума в области во II квартале
2003 года сложилась на уровне 2248 рублей в среднем на душу  населения
(на 2%  больше, чем в I квартале). В I полугодии 2003 года численность
населения области, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного
минимума,  сократилась  на  65 тыс.человек по сравнению с I полугодием
прошлого года,  однако остается значительной  и  составляет  31,4%  от
общей  численности  населения  области  (в среднем по России - 24,6%).
Департаментом  экономического  развития  и  инвестиций   Администрации
области   рассчитаны   потребительские  бюджеты  восстановительного  и
развивающего характера - минимальный потребительский бюджет  и  бюджет
высокого достатка:  во II квартале текущего года их величины составили
5340 и 21250 рублей в среднем на  душу  населения  соответственно.  По
оценке,   среднедушевые   доходы  выше  минимального  потребительского
бюджета имеют 30,6%  населения, из них свыше бюджета высокого достатка
-  1,7%.  В  Самарской  области  сильнее,  чем в среднем по Российской
Федерации,  выражена тенденция расслоения общества  по  имущественному
положению.   Соотношение   между  доходами  10%  наиболее  и  наименее
обеспеченного населения в I полугодии 2003 года составило 21,8 раза (в
целом  по Российской Федерации - 14,9 раза).  Среднедушевой доход ниже
1500 рублей имели более 550 тыс.человек или 17,2%,  по России - 12,8%.
Ежемесячно адресную социальную помощь получают около 180 тыс. человек.
     Во многом  расслоению   населения   способствует   дифференциация
размера  заработной платы по отраслям экономики.  Наибольший разрыв по
уровню средней заработной платы (более чем в  9  раз)  сложился  между
отраслями  финансы,  кредит,  страхование и сельское хозяйство.  Кроме
того,  анализ  методики  расчета  статей  денежных  доходов  позволяет
сделать  вывод о том,  что в доходах населения более высокими темпами,
чем оплата труда,  растут так называемые другие доходы,  отражающие по
сути   "скрытые   доходы"   населения.   Сохраняется  тенденция  роста
покупательского спроса.  Оборот розничной торговли в физическом объеме
увеличился,  по  сравнению с аналогичным периодом 2002 года,  на 1,2%,
оборот общественного питания - на 15,8%,  объем  платных  услуг  -  на
10,1%. До конца года тенденция роста сохранится.
     Более низкие темпы роста оборота розничной торговли по  сравнению
с  темпами  роста  реальных  доходов  населения обусловлены повышением
склонности населения к сбережениям в банковской системе и  изменениями
потребления в сторону более дорогих, прежде всего импортных товаров.
     За I полугодие текущего  года  удельный  вес  непродовольственных
товаров в обороте розничной торговли составил 56%, продовольственных -
44%,  то есть сохранились показатели уровня I полугодия прошлого  года
(в Российской Федерации - 53,3 и 46,7% соответственно). Как показывает
анализ  структуры  объема  розничных  продаж,   несколько   улучшилась
структура    потребления    населения.   Оборот   розничной   торговли
непродовольственными товарами увеличился в сопоставимых  ценах  против
соответствующего периода прошлого года на 1,0%.  При этом объем продаж
легковых автомобилей,  составляющий третью  часть  непродовольственной
группы товаров,  сократился на 2,7%  (в I полугодии 2002 года вырос на
1,7%).  Увеличилась на 7-29%  продажа  следующих  товаров  длительного
пользования:    телевизоров    цветного   изображения,   радиоприемных
устройств,  магнитофонов и магнитофонных приставок,  машин стиральных,
мотоциклов   и   велосипедов,  ковров  и  ковровых  изделий,  а  также
строительных материалов и ювелирных изделий  из  золота.  Определенная
часть  населения  приобретает  эти  товары за счет получаемых в банках
потребительских кредитов,  о чем свидетельствует рост задолженности по
кредитам.  Так,  по  оценке  банков,  задолженность по потребительским
кредитам,  выданным  кредитными  учреждениями  области  населению,  на
01.01.2004  составит 3289,1 млн.рублей и возрастет в 1,9 раза.  Оборот
розничной торговли продовольственными  товарами  в  физическом  объеме
увеличился  на 1,4%.  В группе пищевых продуктов вырос потребительский
спрос населения на наиболее ценные продукты питания:  мясо и птицу (на
26%),  молочную  продукцию,  растительное  масло,  яйца,  кондитерские
изделия (на 10-12%),  фрукты и овощи (4-2%). Сократился на 2-10% объем
покупок   хлебобулочных   изделий,  масла  животного,  сахара,  крупы,
макаронных изделий.  За I полугодие 2003 года увеличились в физическом
объеме  услуги связи в 1,7 раза,  гостиниц - в 1,5 раза,  ветеринарные
услуги - в 1,2 раза, услуги образования - в 1,4 раза. В I полугодии на
развитие   отраслей   социальной   сферы   было  израсходовано  6441,7
млн.рублей (включая расходы на капитальное  строительство)  или  43,4%
средств консолидированного бюджета области. Приоритетными были расходы
на образование (19,8%),  здравоохранение,  физическую культуру и спорт
(10,9%),  социальную  политику (10,8%).  В сфере образования Самарская
область  включена  в  федеральные   эксперименты:   введение   единого
государственного  экзамена (ЕГЭ);  апробация и внедрение схем долевого
нормативного финансирования дошкольных образовательных  учреждений.  В
соответствии  с  распоряжением  Правительства  Российской Федерации от
19.07.2002  N  995-р  на  территории  Самарской   области   проводится
эксперимент  по организации управления образованием на основе создания
образовательных   округов.   Продолжается   работа   по    обеспечению
доступности    общего    образования    и    созданию   разноуровневой
многовариативной образовательной системы,  внедрению информационных  и
здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, формированию
областной системы образования взрослых,  оптимизации  сети  учреждений
начального  профессионального  образования и введению новых профессий,
развитию системы дополнительного и специального  образования  региона,
научной   деятельности   и  высшей  школы,  внедрению  многоканального
механизма финансирования.
     В апреле  2003  года  вступило в силу Соглашение о субзайме между
Администрацией Самарской области,  Минфином России  и  Минобразованием
России по реализации проекта "Реформа системы образования" в 2003-2006
годах.  На эти цели  Международным  банком  реконструкции  и  развития
выделены   средства   в  размере  16,8  млн.долларов  США.  Впервые  в
соответствии с постановлением Правительства  Российской  Федерации  от
17.03.2003   N  158  "О  дополнительном  финансировании  в  2003  году
расходов,  связанных   с   оказанием   адресной   медицинской   помощи
неработающим  пенсионерам"  правлением  Пенсионного  фонда  Российской
Федерации утверждены лимиты на финансирование  расходов,  связанных  с
осуществлением дополнительных платежей на ОМС неработающих пенсионеров
по старости в размере 146,1 млн.  рублей. Пенсионным фондом Российской
Федерации  направляются  средства  из  расчета  до  525  рублей  на  1
пенсионера.
     Впервые согласно   Закону   Самарской   области  "Об  обеспечении
автотранспортными средствами детей-инвалидов и  инвалидов  с  детства"
было  выделено  5,2  млн.рублей  для  приобретения  72 автомобилей для
инвалидов данной категории.  В целях создания  условий  для  повышения
активности молодежи и привлечения внимания к молодежной сфере 2003 год
в   Самарской   области   объявлен   Годом    молодежи.    Реализуется
соответствующий    план    мероприятий.    Характерной    особенностью
анализируемого  периода  является   недофинансирование   экологических
мероприятий  из  бюджетов  всех  уровней.  Из  федерального бюджета на
мероприятия  и  объекты  в  Самарской  области  было  направлено  23,1
млн.рублей  -  33,5%  от  лимита  года.  За  счет  поступивших средств
проводились     берегоукрепительные     работы,     мероприятия     по
лесовосстановлению, лесоохране в области, развитию национального парка
"Самарская  Лука"  и  другие.  Из  областного  бюджета  финансирование
составило  всего  33,2  млн.  рублей  (28,2%  от годового лимита),  из
целевого бюджетного экологического  фонда  на  мероприятия  областного
значения  выделено  28,2  млн.  рублей  (72,4%).  Привлечено около 200
млн.рублей собственных средств предприятий и  180,7  тыс.евро  средств
инвесторов.<*> Крайне низка доля финансирования экологических проектов
за счет средств бюджетов городов и районов - 7,7 млн.рублей или  10,6%
от   предусмотренного   на   2003   год  объема.  Выделенные  средства
направлялись на строительство очистных сооружений, мусороперегрузочной
станции в городе Жигулевске и других объектов.

     В I  полугодии  2003  года  голландской  компанией  "Босман Ватер
Менеджмент" в соответствии с контрактом было  поставлено  оборудование
для  установки по очистке сточных вод на очистных сооружениях УР 65/10
в пос.Волжский Красноярского района на сумму 180,7 тыс.  евро (65%  от
общей стоимости оборудования).

     В I  полугодии  текущего  года  введено  в  эксплуатацию только 2
объекта из запланированных  к  вводу  до  конца  года  13  объектов  и
пусковых  комплексов:  цех  механического обезвоживания осадка сточных
вод мощностью 1,26 тыс.куб.м/сутки в городе Отрадном, восстановление в
городской  черте  города  Чапаевска  28,3  тыс.кв.метров загрязненного
экотоксикантами  почвенного  слоя.   Основной   задачей   в   условиях
недофинансирования является обеспечение ввода запланированнных на 2003
год природоохранных объектов и пусковых комплексов.  Поэтому предстоит
большая  работа  департамента  экономического  развития  и  инвестиций
Администрации  области,  Фонда  социально-экологической   реабилитации
Самарской   области,  органов  местного  самоуправления  -  заказчиков
объектов с министерствами,  ведомствами, потенциальными инвесторами по
обеспечению  полного  бюджетного  финансирования,  привлечению средств
инвесторов и выполнению запланированных на 2003 год работ.
     В демографическом     развитии     области     наблюдались    как
положи-тельные,  так и негативные моменты.  В области родилось на  770
детей   больше,   чем  в  аналогичном  периоде  прошлого  года,  общий
коэффициент рождаемости составил 9,5 промилле (в I полугодии 2002 года
-  9  промилле).  Тенденция  роста  уровня  рождаемости в течение года
сохранится. Острой проблемой для области является беспрецедентный рост
смертности  от  отравлений  алкоголем  -  на  68,6%  по  сравнению с I
полугодием 2002 года (в  России  -  на  3,3%),  происходящий  на  фоне
снижения  общего  объема  продаж  алкогольных  напитков  в  области  в
пересчете на абсолютный алкоголь  на  7,5%  (по  России  объем  продаж
увеличился на 2,6%). Смертность от других основных причин не превысила
13%.  От отравлений алкоголем умерло  560  человек.  В  связи  с  этим
следует   усилить   контроль   за   качеством  алкогольной  продукции,
продаваемой на территории  области.  Отличительной  особенностью  2003
года  является  резкий  спад  миграционного  прироста  (в  4,1  раза),
повлекший за собой более интенсивное сокращение численности  населения
области,  чем  в  прошлом  году.  Ситуация в сфере занятости в области
стабильна.  Растет численность занятых в малом бизнесе.  По оценке  за
год,  численность  занятых  в  экономике  области сохранится на уровне
предыдущего  года.  С  марта  текущего  года  отмечается   постепенное
снижение  численности зарегистрированных безработных.  Это объясняется
как исчерпанием действия фактора повышения с начала 2002 года  размера
пособий  по  безработице  в  связи  с  переходом  на его исчисление от
прожиточного  минимума  трудоспособного  населения,  так  и   сезонным
фактором.  Численность  зарегистрированных  безработных  на 01.08.2003
составила 25,7 тыс.человек при уровне безработицы 1,5% от экономически
активного населения. Если в количественном отношении рынок труда имеет
тенденцию к сбалансированности, то сбалансированность его качественных
параметров  ухудшается.  Увеличивается  дифференциация  между  уровнем
занятости городского (64%) и сельского населения области (58,5%). Доля
сельской  безработицы  в  общих объемах зарегистрированной безработицы
возросла до 47%  (на начало года - 41,3%) при доле сельских жителей  в
общей численности населения области 19%.
     С учетом  этой  проблемы  необходимо  в   2004   году   выполнить
обязательства   областного   бюджета   по  финансированию  мероприятий
программы  содействия  занятости  населения   Самарской   области   на
2002-2005   годы   (организация  обучения  безработных  высвобождаемых
учителей сельских школ и молодежи для преподавания иностранного  языка
в  начальной  сельской  школе,  допризывной  молодежи  в школах РОСТО,
трудоустройства  на   временные   рабочие   места   несовершеннолетних
граждан).  Для  стабилизации ситуации на рынке труда в районах области
целесообразно  сформировать   систему   обучения   сельских   жителей,
намеренных  осуществлять  предпринимательскую деятельность,  развивать
дистанционные  формы  профессионального   обучения   и   переобучения.
Усиливается  дисбаланс  рынка труда в профессионально-квалификационном
разрезе,  недостаток кадров, отвечающих по своим характеристикам более
жестким    в    современных    экономических    условиях   требованиям
работодателей. Самарская область сохраняет первое место по абсолютному
объему   промышленного   производства   среди   регионов  Приволжского
федерального округа (среди  субъектов  Российской  Федерации  -  пятое
место   после   Тюменской   области,  города  Москвы,  Свердловской  и
Московской областей).
     В целом  в  области  в январе-июле 2003 года наблюдается снижение
объемов промышленного производства на 2,7%  (в  I  квартале  на  9,1%)
из-за  снижения  производства  в  автомобилестроении.  В  I  полугодии
текущего года  спад  производства  произошел  только  в  14  субъектах
Российской  Федерации,  в  том  числе  в  трех  регионах  Приволжского
федерального округа:  помимо Самарской области,  в  Кировской  области
(99,3%) и Коми-Пермяцком автономном округе (83,7%). ОАО "АвтоВАЗ" за I
полугодие 2003 года выпустило  320,4  тыс.  автомобилей,  что  на  14%
меньше,  чем  в  I  полугодии  прошлого  года.  Продолжается изменение
структуры производства ОАО "АвтоВАЗ": возрастает доля автокомплектов и
деталей для сборочных предприятий в России и за рубежом (12,5%  в 2003
году против 9,3%  в 2002 году).  ЗАО "Джи Эм - АвтоВАЗ" за I полугодие
2003  года  выпустило  5375  автомобилей.  С  18  августа  предприятие
переходит на трехсменный режим работы,  и до конца года будет выпущено
36  тыс.  автомобилей.  Динамика  промышленного производства области в
текущем году и в ближайшие годы  будет  определяться  главным  образом
ситуацией  в  автомобильной  отрасли.  Ожидается,  что  прогнозируемые
показатели  ее  развития   будут   относительно   невысокими.   Анализ
производства  легковых автомобилей в России и ввоза иномарок за период
с 2001 года показал,  что в I полугодии 2001 года на 10  произведенных
автомобилей  приходилось  4  ввезенных,  в  I  полугодии  2002  года в
ожидании повышения ставок таможенных пошлин на подержанные иномарки их
уже  стало  7,  а  в  I  полугодии  2003 года также в ожидании заранее
объявленного  уравнивания  таможенных   пошлин   для   юридических   и
физических  лиц  ввоз  составил  6  автомобилей  на  10 произведенных.
Основную часть ввезенных иномарок в 2003 году составляют автомобили  в
возрасте от 3 до 7 лет,  которые находятся в одной ценовой категории с
автомобилями ОАО "АвтоВАЗ".  Таким  образом,  предприятие  работает  в
условиях усиливающейся конкуренции с импортом автомобилей.
     Большинство подотраслей  машиностроения   развивается   стабильно
высокими    темпами,    прирост   в   станкостроении   составил   75%,
энергетическом машиностроении - 36%, кабельной промышленности - 14,7%,
оборонно-промышленном    комплексе    -    13,7%,   электротехнической
промышленности -  13%  и  т.д.  В  ряде  отраслей  объем  производства
снизился:  в  подшипниковой  промышленности  индекс физического объема
составил 99,8%,  в химическом и нефтяном машиностроении -  83,8%.  Без
учета  динамики  развития  автомобильной  отрасли  индекс  физического
объема  промышленного  производства  в  области   составляет   104,9%,
машиностроения  -  108,8%.  По итогам 2003 года,  ожидается темп роста
объема производства  в  машиностроении  около  103%.  Общая  выработка
электрической  энергии  на  территории  Самарской  области возросла на
1,8%,  в том числе на ОАО "Самараэнерго" - на 6,2%,  на ОАО  "Волжская
ГЭС  им.  Ленина"  снизилась  на 4,1%  (в связи с оптимизацией объемов
выработки электрической энергии,  поставляемой на ФОРЭМ,  и  снижением
приточности гидроресурсов по Волжско-Камскому каскаду).  В I полугодии
2003 года ОАО "Самараэнерго" снизило объем покупной энергии с ФОРЭМ на
0,5%  по сравнению с аналогичным периодом 2002 года. В рамках принятых
законов о реформировании электроэнергетики в  Российской  Федерации  в
2003  году  продолжается  взаимодействие ОАО "Самараэнерго" с РАО "ЕЭС
России" по подписанию  соглашения  о  взаимодействии  между  РАО  "ЕЭС
России",  ОАО  "Самараэнерго"  и  Администрацией  Самарской области по
реформированию  энергетического  комплекса   ОАО   "Самараэнерго".   В
настоящее  время  данный документ находится на согласовании в РАО "ЕЭС
России".  Большой прирост  производства  наблюдался  за  7  месяцев  и
ожидается   по   итогам  2003  года  в  химической  и  нефтехимической
промышленности,  легкой  промышленности.  По  данным  предприятий,   в
области  добыто  7,3  млн.тонн  нефти.  К  концу  текущего  года объем
добываемой нефти вырастет,  по сравнению с  2002  годом,  на  14,6%  и
достигнет   уровня   13,1   млн.тонн.  Воспроизводство  сырьевой  базы
углеводородного сырья на территории области по причине недостаточности
объемов  поисково-разведочного  бурения не компенсирует объемов добычи
нефти.  Общий  прирост  запасов  углеводородного  сырья  в  2003  году
предполагается на уровне 5,65 млн. тонн или 43,1% от уровня добычи.
     На уменьшение  объемов  геологоразведочных  работ  влияет  фактор
нехватки   участков   недр,   предоставленных   недропользователям   и
перспективных для размещения поисково-разведочных работ.  В наибольшей
степени  это относится к ОАО "Самаранефтегаз".  К тому же в МПР России
затягивается процесс согласования условий  проведения  первой  очереди
аукциона  на право пользования недрами с целью геологического изучения
и  добычи   углеводородного   сырья,   что   не   позволяет   привлечь
потенциальных недропользователей в данную сферу деятельности.
     Недостаточно эффективно  осуществляется  предоставление  участков
недр для геологического изучения на бесконкурсной основе по выполнению
программы лицензирования пользования  недрами  на  2002-2003  годы  по
Самарской   области.   В  I  полугодии  2003  года  на  финансирование
мероприятий   по    геологическому    изучению    и    воспроизводству
минерально-сырьевой  базы  за  счет  всех  источников направлено 114,9
млн.рублей или 23,3% от предусмотренного на год объема. По сравнению с
прошлым годом, объем финансирования возрос на 28%.
     Нельзя не   отметить   еще    одну    проблему    -    совершенно
неудовлетворительное    финансирование    из    федерального   бюджета
мероприятий   по    геологическому    изучению    и    воспроизводству
минерально-сырьевой  базы,  воспроизводству  лесов  и  охране  лесного
фонда.  До конца года за счет средств  недропользователей  планируется
открыть  2-3  месторождения  углеводородного  сырья,  за  счет средств
областного бюджета будет  закончена  работа  по  поиску  месторождений
подземных  вод  для  водоснабжения  райцентров  Сергиевска  и  Большая
Глушица.
     В территориальном разрезе из десяти городов области в I полугодии
текущего года рост  производства  отмечен  в  пяти:  Самаре  (105,8%),
Сызрани   (103,1%),   Новокуйбышевске   (113%),   Отрадном   (112,7%),
Октябрьске (134,8%). До конца года сложившиеся положительные тенденции
сохранятся.
     Отрицательной динамикой характеризовалось развитие  промышленного
комплекса  в городах Тольятти (90,1%),  Чапаевске (90,1%),  Жигулевске
(93,2%),  Кинеле (78,7%) и Похвистнево (98,5%).  Тольятти в 2002 году,
впервые с 1999 года, выбыл из группы городов с положительной динамикой
промышленного  производства  и  в  I  полугодии   текущего   года   по
среднедушевому  объему  промышленной  продукции  уступил  первое место
городу Отрадному.  По итогам года,  ожидается  преодоление  негативных
процессов    в   промышленности   городов   Тольятти,   Жигулевска   и
Похвистнево<*>),  замедлятся темпы спада в городах Чапаевске и Кинеле.
Несмотря   на   некоторое   снижение  в  I  полугодии  производства  в
нефтепереработке,  пищевой  промышленности   (в   основном   за   счет
ликероводочной),  мебельной и полиграфической промышленности,  в целом
за 2003 год в  промышленности  области  ожидается  рост  промышленного
производства в 104% (по прогнозу 106-108%).
     Для придания нового  импульса  развитию  промышленности  области,
вывода  ее  на  следующую  эволюционную  ступень необходимо проведение
активной  (агрессивной)  промышленной   политики   в   новых   формах.
Внешнеторговый  оборот  Самарской  области  за  6  месяцев  2003  года
увеличился на 53%  по сравнению с аналогичным  периодом  2002  года  и
составил  1828,7  млн.долларов  США.  Причем  наиболее значительно (на
62,2%) возрос торговый оборот со странами дальнего зарубежья.
     Положительное сальдо  торгового  баланса увеличилось в 2,2 раза и
составило 1018,6 млн.долларов США.

     <*> Без учета объемов по нефтедобывающей промышленности в связи с
закрытием  с  1  июля  2003  года  нефтегазодобывающего управления ОАО
"Самаранефтегаз".

     Экспорт за 6 месяцев 2003 года вырос на  71%  и  составил  1423,7
млн.  долларов  США.  Наибольший  объем экспорта был направлен в такие
страны,  как Кипр,  США,  Нидерланды, Финляндия. На рост общего объема
экспорта  определяющее  влияние  оказывает рост экспорта сырой нефти и
нефтепродуктов,  поскольку их доля занимает значительный объем  (53%).
Это  обусловлено  сложившимися  высокими  ценами  на  нефть на мировых
рынках  и  увеличением  объемов  экспорта.  Такая   экспортно-сырьевая
направленность   экономики   Самарской   области   привносит  элементы
нестабильности и зависимости от колебания цен на мировых рынках.  В то
же   время  рост  экспорта  без  нефтяной  составляющей  значителен  и
составляет  35%.  Так,  вдвое  вырос   экспорт   аммиака,   соединений
органической химии,  каучука,  на 16% - алюминия и изделий из него, на
10% - автомобилей. Импорт в Самарскую область за I полугодие 2003 года
вырос   на   11,7%   и  составил  405,1  млн.долларов  США.  Основными
импортируемыми   товарами   по-прежнему   являются   различные    виды
оборудования (рост на 75,5%), какао-бобы (сокращение на 9,5%), приборы
и  аппараты  оптические  (сокращение  на  12%).  Увеличение  импортных
закупок современного промышленного оборудования свидетельствует о том,
что самарские предприятия заботятся  об  обновлении  основных  фондов.
Поскольку значительная часть импорта традиционно поставляется из стран
Еврозоны,  импорт может  привести  к  росту  цен  в  промышленности  и
торговле за счет увеличения в последний год курса евро.
     Положительная тенденция роста внешнеторгового  оборота  Самарской
области  сохранится  и  к концу 2003 года.  Сохранится также тенденция
опережающего роста экспорта  по  сравнению  с  импортом.  Рост  объема
внешней торговли в 2003 году составит 36% (3,8 млрд.долларов США).
     Объем валовой продукции сельского хозяйства  в  январе-июне  2003
года во всех категориях хозяйств составил 98,8%  к уровню аналогичного
периода  2002  года  (в  целом  за  год   ожидается   рост   на   2%).
Неблагоприятные  погодные  условия  вызвали  гибель  озимых культур на
площади около 135 тыс.гектаров,  ущерб для сельхозтоваропроизводителей
области  составил  около  480  млн.рублей.  В  Министерство  сельского
хозяйства Российской Федерации направлена информация о  предоставлении
денежной компенсации из федерального бюджета за гибель посевов. Потери
можно  было  бы  значительно  уменьшить  путем  страхования  рисков  в
сельском  хозяйстве,  однако страховые операции совершаются самарскими
аграриями крайне редко.  Только 15  хозяйств  заключили  в  2003  году
договоры  страхования посевов на общую сумму 2,6 млн.рублей.  Учитывая
опыт  текущего  года,  во  II  полугодии   сельхозтоваропроизводителям
необходимо  более  активно использовать возможности страхования урожая
2004 года,  в первую очередь посевов озимых зерновых культур,  имея  в
виду возможность компенсации 50% затрат на страхование за счет средств
федерального      бюджета.      Тяжелое      финансовое      положение
сельскохозяйственных     предприятий,    во    многом    обусловленное
неблагоприятной конъюнктурой зернового рынка в прошлом году, привело к
уменьшению  посевных площадей во всех категориях хозяйств на 9,9%  или
на  204  тыс.гектаров,  в  том  числе  зерновых  культур  -   на   196
тыс.гектаров.  Сократились  объемы  внесения  минеральных удобрений на
один  гектар  посева:  под  урожай  текущего  года  внесено   8,3   кг
минеральных удобрений в действующем веществе против 22,8 кг под урожай
2002 года.  В связи с вышеназванными причинами валовой  сбор  зерна  в
весе  после  доработки  ожидается в 2003 году на уровне 1540 тыс.тонн,
что на 24,1%  ниже уровня прошлого года. В текущем году особенно важно
не допустить резкого снижения цен на зерно,  обеспечить рентабельность
зернопроизводящих хозяйств.  Средняя цена мягкой пшеницы  3  класса  в
июле  текущего  года  составила  2750 рублей за тонну,  что в 1,5 раза
больше,  чем в августе 2002 года.  Меры по  государственной  поддержке
агропромышленного комплекса должны способствовать созданию условий для
реализации зерна по высоким  ценам,  прежде  всего  за  счет  развития
инфраструктуры   зернового   рынка   и  ма-териально-технической  базы
хранения зерна.  Часть  средств,  выделяемых  из  бюджета  области  на
развитие  сельского  хозяйства,  целесообразно  на  возвратной  основе
направлять на строительство зерносеменохранилищ,  закупку оборудования
для  сушки  и  подработки зерна.  Наибольшую отдачу бюджетные средства
принесут в случае  организации  производства  необходимой  техники  на
промышленных  предприятиях  Самарской области.  Кроме того,  для более
эффективной    государственной    поддержки    производителей    зерна
целесообразно   перенести   сроки   оплаты  процентов  за  пользование
бюджетными кредитами,  выделенными из областного бюджета на реализацию
договоров лизинга в сельском хозяйстве, с III квартала на декабрь 2003
года.  В 2003 году ожидаются высокие валовые сборы картофеля, овощей и
сахарной  свеклы.  Урожайность  последней  ожидается на уровне 310-330
центнеров с гектара,  что позволит обеспечить валовой сбор  на  уровне
200-210 тыс.  тонн. На Тимашевском сахарном заводе впервые с 1997 года
будет  произведено  около  15  тыс.тонн  сахара  из  местного   сырья.
     Продолжается развитие свиноводства и птицеводства.
     Поголовье свиней в области выросло,  по сравнению  с  аналогичным
периодом  прошлого  года,  на  9%,  в том числе в сельскохозяйственных
предприятиях - на 8%  или на  11,4  тыс.голов,  в  основном  в  СВ  ПЗ
"Гибридный",    ЗАО    "Алексеевское",    хозяйствах    Красноярского,
Большечерниговского  и  Елховского  районов.  Среднесуточный   прирост
свиней на откорме увеличился на 12%  и составил 244 грамма.  Поголовье
птицы на крупных предприятиях  выросло,  по  сравнению  с  аналогичным
периодом прошлого года,  на 3%  или на 58,5 тыс.голов, прежде всего за
счет Тольяттинской,  Безенчукской и Волжской птицефабрик. Производство
яиц в сельскохозяйственных предприятиях сократилось в I полугодии 2003
года на 6%,  по сравнению с  аналогичным  периодом  прошлого  года,  а
яйценоскость  1  курицы-несушки  - на 5%.  Сложной остается ситуация в
молочном     животноводстве     области.     Поголовье     коров     в
сельскохозяйственных  предприятиях  сократилось  с  начала года на 6,6
тыс.голов,  то есть примерно 2 района области полностью  ликвидировали
молочное стадо.  Молочная продуктивность коров за этот период возросла
всего на 1%.  В связи с этим производство молока в сельхозпредприятиях
снизилось,  по сравнению с I полугодием 2002 года,  на 10%. Сокращение
поголовья молочного скота в общественном  секторе  в  2003  году  было
вызвано  в  основном  нехваткой  денежных  средств на весенние полевые
работы:  многие хозяйства области из-за отсутствия собственных средств
и  невозможности привлечения кредитов были вынуждены реализовать скот.
Анализ   работы   агропромышленного   комплекса   Самарской    области
показывает, что на предприятиях, на которые пришел инвестор (такие как
ЗАО  "Алексеевское",   Тимашевский   сахарный   завод,   птицефабрики,
предприятия     переработки),    отмечено    значительное    улучшение
финансово-экономической   ситуации,   восстановление,    развитие    и
модернизация производства. Администрация области должна уделять особое
внимание созданию  условий  для  привлечения  инвестиций  в  финансово
несостоятельные  и  некредитоспособные  предприятия  агропромышленного
комплекса,  способствовать их финансовому  оздоровлению.  Немаловажную
роль   в  этом  должна  сыграть  работа  межведомственного  совещания,
создаваемого при территориальном органе Федеральной службы  России  по
финансовому  оздоровлению  и банкротству в Самарской области,  а также
списание  и  реструктуризация  в  соответствии  с  Указом   Президента
Российской  Федерации "О дополнительных мерах по улучшению финансового
состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей" от  16.07.2003  N
784   просроченной   кредиторской  задолженности  сельскохозяйственных
предприятий.
     Большой проблемой   для   агропромышленного  комплекса  Самарской
области является нехватка квалифицированных кадров. Без закрепления на
селе  молодых,  грамотных  и  энергичных  специалистов рассчитывать на
долгосрочный устойчивый рост в сельском хозяйстве не приходится.  Так,
например,   только   половина   из   почти   500   крупных  и  средних
сельскохозяйственных предприятий области имеют  экономическую  службу.
Особенно актуальна эта проблема в Алексеевском,  Борском,  Елховском и
Шенталинском районах.  При решении кадровой проблемы усилия  областных
властей  необходимо  сконцентрировать,  прежде  всего,  на закреплении
молодых специалистов на селе.  Для этого  дальнейшее  развитие  должны
получить  система целевого обучения,  а также программы предоставления
жилья для молодых специалистов.
     Приоритеты государственной поддержки агропромышленного комплекса,
объемы и направления  его  бюджетного  финансирования  на  перспективу
изложены  в  направленной  на согласование в структурные подразделения
Администрации области комплексной программе развития агропромышленного
комплекса  Самарской  области  на  2004-2006 годы и стратегии развития
агропромышленного  комплекса  Самарской  области  до  2015  года.   Ее
реализация   позволит   заложить   основу   для  устойчивого  развития
агропромышленного комплекса области.
     Экономическая ситуация  в  транспортной  отрасли  характеризуется
ростом   объемов   грузоперевозок   (за   счет   железнодорожного    и
трубопроводного    транспорта)    и    некоторым   снижением   объемов
пассажироперевозок (за  счет  автомобильного  и  речного  транспорта).
Положительная  динамика начала проявляться в перевозках метрополитеном
и воздушным транспортом.  Образовано  и  активно  начало  осуществлять
внутриобластные   пассажирские   перевозки  ОАО  "Самараоблавтотранс",
контрольный пакет акций которого  принадлежит  Администрации  области.
Администрацией    области   проведена   подготовительная   работа   по
определению места Самарского  транспортного  узла  в  формирующейся  в
рамках   Приволжского   федерального  округа  Поволжской  транспортной
системе  и  вхождению  в  его   систему   международных   транспортных
коридоров.
     Продолжена работа  по  вопросам  расширения   участия   Самарской
области  в  федеральной  целевой  программе "Модернизация транспортной
системы  России   (2002-2010   годы)"   и   обеспечения   безопасности
эксплуатации   гидросооружений   Самарского   района  гидротехнических
сооружений  и  судоходства  Волжского  государственного   бассейнового
управления  водных  путей и судоходства.  Одним из результатов явилось
достижение  договоренности  с  МПС  России  об  увеличении  участковой
скорости  на  линии  Самара  -  Москва до 120 км/час и введении одного
дополнительного поезда "Самара -  Москва".  Завершено  согласование  с
Минтрансом  России  и  МПС  России  технического задания на проведение
работ  по  теме  "Разработка  проекта  мультимодального  контейнерного
терминала  по  обработке  грузов  и  контейнеров в Самарском регионе".
Министерством  транспорта  Российской  Федерации  ведутся  работы   по
привлечению  иностранного инвестора для реализации названного проекта.
Во второй половине года  продолжится  работа  по  созданию  Самарского
транспортного  консолидирующего центра.  Высокими темпами растет объем
услуг связи (на 23%  в I полугодии текущего  года,  в  том  числе  для
населения   -  на  44%).  Эта  тенденция  сохранится  до  конца  года.
Уменьшается доля ведущего предприятия электросвязи Самарского  филиала
ОАО "ВолгаТелеком" (около 28% всего объема услуг связи), что связано с
высокой конкуренцией на рынке услуг и  опережающими  темпами  развития
сотовой  связи.  В  2003 году ожидается существенный прирост абонентов
сотовой связи,  общее количество которых составит  один  миллион,  что
превысит  количество абонентов фиксированной телефонной сети,  которая
по итогам года будет насчитывать около 900 тысяч.  Прирост по  области
за  год  оценивается  в  70 тыс.номеров,  в том числе 12 тыс.номеров в
сельской местности.  При этом сохраняется тенденция прироста номеров в
районных   центрах  и  слабого  развития  телефонизации  в  населенных
пунктах,  расположенных ниже районных центров и центральных усадеб. До
конца     года     планируется     разработать     проект     развития
телекоммуникационных   сетей   в   сельской   местности;   продолжится
координация  работ  по  реализации  Генеральной схемы развития связи в
Самарской области, в том числе проекта перевода телефонной сети города
Самары  на  семизначную  нумерацию;  продолжится  совместная  работа с
департаментом социальной защиты  населения  Администрации  области  по
компенсации  выпадающих  доходов  операторам  связи  за предоставление
льгот  на  услуги  телефонной  связи  в  соответствии  с  Федеральными
законами  "О  ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации".  Несмотря на рост объема услуг почтовой  связи  и  цен  на
услуги почтовой связи,  этого недостаточно,  чтобы получить доходы для
восстановления и модернизации основных фондов, повысить рентабельность
почты. За истекший период продолжилось снижение объемов услуг звуковой
проводной и телеграфной связи, что обусловлено переходом пользователей
к  другим  видам  приема  и  передачи  информации.  Объем инвестиций в
основной капитал за I полугодие 2003 года составил 16,1 млрд.рублей  и
увеличился,  по  сравнению  с  аналогичным периодом прошлого года,  на
11,6%.  По итогам 2003 года объем капитальных вложений  оценивается  с
ростом на 10% (в рамках прогнозных значений).
     В общем объеме вложений в основной капитал растет доля затрат  на
приобретение,  монтаж  и установку машин и оборудования.  В результате
темпы роста объема выполненных подрядных работ за январь-июнь текущего
года значительно ниже темпа роста инвестиций - 101,1%.
     За 6 месяцев 2003 года доля средств  федерального,  областного  и
местных  бюджетов  в  общем объеме инвестиций,  осуществляемых за счет
всех источников финансирования,  составила 7,5%.  За I полугодие  2003
года на объектах, предусмотренных областной инвестиционной программой,
освоено   802,1   млн.рублей   или   37,7%   от    годового    лимита,
профинансировано   712,6  млн.рублей  или  33,5%  от  годового  лимита
финансирования и 88,8%  от выполненного объема строительных  работ.  В
целом   и   процент   финансирования  программы,  и  процент  освоения
выделенных не ее реализацию средств в этом году несколько хуже,  чем в
прошлом.  По  отраслям  ситуация с финансированием лимитов капитальных
вложений   складывается   неоднозначно.   В    приоритетном    порядке
финансируются объекты образования (41,8% от годового лимита), жилищное
строительство   (39,4%),   здравоохранение   (32,9%).   При   этом   в
здравоохранении,   культуре,   образовании   объем  выполненных  работ
превышает объем финансирования,  тогда как на  объектах  коммунального
назначения,  в жилищном строительстве выделенные средства освоены не в
полном объеме.  За счет средств,  выделенных из бюджета, в I полугодии
571 семья улучшила жилищные условия,  из них 320 семей воспользовались
схемой ипотечного кредитования. За счет всех источников финансирования
в  области введено 232,2 тыс.кв.метров общей площади жилья,  что на 30
тыс.кв.метров или на 12,3%  меньше, чем за аналогичный период прошлого
года.  Доля  индивидуального  жилищного  строительства  в общем объеме
ввода жилья возросла с 33%  в 2002 году до 52%  в настоящее время.  По
оценке,  за  год  ожидается рост строительства жилья на 13%.  Вопрос о
реализации  жилищных  программ  по   поручению   Губернатора   области
К.А.Титова  более  конкретно будет рассмотрен в октябре текущего года.
На строительстве метрополитена  за  I  полугодие  2003  года  освоение
капитальных   вложений  составило  28,4  млн.рублей  за  счет  средств
областного бюджета,  что в 1,8 раза выше,  чем за тот же  период  2002
года,  профинансировано  10,0  млн.рублей  или  35,2%  от выполненного
объема работ.
     Средства, поступившие  из  федерального  бюджета на строительство
метрополитена,  составили 17,28 млн. рублей из предусмотренного лимита
57,6 млн. рублей. За счет средств бюджета города Самары выполнен объем
работ на сумму 11,36 млн.рублей,  профинансировано 0,57 млн.рублей или
5%.  Такой  низкий  процент  ставит под угрозу срыва финансирование за
счет  средств  федерального  бюджета.  Из  федерального   бюджета   на
финансирование  федеральных  целевых программ и погашение кредиторской
задолженности прошлых лет в I полугодии 2003 года поступили средства в
размере 242,6 млн.рублей,  что в сопоставимых ценах на 25% больше, чем
за аналогичный период 2002 года.
     В I полугодии 2003 года в Самарскую область поступили иностранные
инвестиции в объеме 149 млн.долларов США,  из них 13% составили прямые
инвестиции,  87%  -  прочие  инвестиции  и  13,5  тыс.долларов  США  -
портфельные инвестиции.  Общий объем иностранных  инвестиций  снизился
почти  на  12%  по сравнению с аналогичным периодом 2002 года,  причем
прочие инвестиции возросли на 65,6%, прямые снизились на 79%. Снижение
поступления  прямых  инвестиций  вызвано  тем,  что  оставшийся  объем
инвестиций на формирование уставного  капитала  предприятия  ЗАО  "Джи
Эм-АвтоВАЗ"   от   иностранного   соучредителя   -  компании  "Джи  Эм
Аусландзпроекте ГмбХ" поступит только во II полугодии текущего года.
     В анализируемом  периоде  поступили иностранные инвестиции в виде
взносов в уставный капитал новых предприятий с  участием  иностранного
капитала в таких отраслях,  как промышленность строительных материалов
(предприятия   по   производству   строительной   керамики   и   сухих
модифицированных  смесей  в городе Самаре),  химическая промышленность
(производство   неэлектрических   систем   инициирования   в    городе
Чапаевске),  легкая  и  пищевая  промышленность,  сельское  хозяйство,
транспорт и строительство. Как и прогнозировалось, катализатором роста
иностранных  инвестиций в Самарскую область стало автомобилестроение и
производство автокомплектующих.  Начал  проявляться  мультипликативный
эффект  от  размещения  на территории области ЗАО "Джи Эм-АвтоВАЗ".  В
настоящее  время  завершается  регистрация  предприятия  ООО   "Тенеко
Автомотив  Волга"  по  производству  систем  выхлопа  для  автомобилей
"Шевроле-Нива" с участием американской компании "Tenneco  Automotive".
Начало  производства  планируется  на  сентябрь текущего года в городе
Тольятти.
     Росту иностранных  инвестиций  будет способствовать создаваемое в
настоящее  время  с  участием   ОАО   "АвтоВАЗ"   ЗАО   "Автомобильный
индустриальный   парк",   что  позволит  привлечь  крупнейших  мировых
производителей автокомпонентов и организовать производство современной
высокотехнологичной продукции.
     По оценке,  общий  объем  иностранных  инвестиций   в   Самарскую
об-ласть возрастет, по сравнению с 2002 годом, на 11,5% и составит 340
млн. долларов США. В текущем году предприятиям области предоставлялись
налоговые  преференции,  хотя в общем объеме налоговых поступлений они
занимают незначительную долю.  За  I  полугодие  2003  года  налоговые
льготы   составили  36452,8  тыс.рублей  (0,5%  от  налоговых  доходов
областного бюджета),  инвестиционные налоговые кредиты - 13909,6  тыс.
рублей  (0,2%).  Число предприятий,  получивших налоговые преференции,
незначительно - всего шесть.  Выпадающие доходы областного бюджета  по
налогу на имущество составили 31031,7 тыс.рублей (3,2%  поступлений по
налогу на имущество) и по налогу на прибыль 19330,9  тыс.рублей  (0,5%
поступлений по налогу на прибыль).
     За I полугодие  2003  года  сальдированный  финансовый  результат
составил 121%  к уровню 1 полугодия 2002 года (5,4 млрд.рублей), в том
числе в промышленности - 107,9%  (4,1 млрд.рублей).  По оценке, в 2003
году  сальдированный  финансовый  результат  предприятий и организаций
области  превысит  уровень  2002  года  на  11,7%  и   составит   20,4
млрд.рублей.  Прибыль  прибыльных предприятий прогнозируется на уровне
29,2 млрд.  рублей,  что на 22,2%  выше уровня 2002  года.  Финансовое
состояние  предприятий  по  отраслям  экономики  изменилось  следующим
образом:  произошел значительный  рост  прибыли  в  электроэнергетике,
химической   промышленности,   на  предприятиях  транспорта,  связи  и
розничной торговли и рост убытков в нефтехимии.
     В I  полугодии  текущего  года доля убыточных предприятий в общем
числе  крупных  и  средних  предприятий  области,   по   сравнению   с
аналогичным  периодом  2002 года,  возросла на 3,6 процентных пункта и
составила 44,8%. В целом по экономике области рентабельность снизилась
с 8 до 6,2% при росте затрат на 24,5%. Но, с другой стороны, появились
признаки  улучшения   финансового   состояния   предприятий   области:
произошел рост капитализации экономики (капиталы и резервы предприятий
возросли на 2,7%),  рост оборотных активов составил 4,2%, долгосрочных
обязательств  -  23%,  краткосрочных - 7,6%.  В результате соотношение
заемных и собственных средств составило 71,6%,  что  является  нормой,
значение  коэффициента  автономии,  т.е.  доли  собственных  средств в
валюте баланса - 52,4%  (при  норме  не  менее  50%).  Снизились  доли
просроченной   задолженности   в   сумме  кредиторской  и  дебиторской
задолженностей.  Одной  из  причин  улучшения  финансового   состояния
предприятий является снижение налоговой нагрузки.  По оценке,  за 2003
год  доля  налоговых  платежей  в  структуре  валового   регионального
продукта  уменьшится с 35 до 30,8%,  а сумма поступлений составит 89,8
млрд.рублей, что на 4,8% больше по сравнению с 2002 годом.
     За I полугодие 2003 года поступление налоговых платежей (с учетом
единого  социального  налога  и  страховых  взносов  на   обязательное
пенсионное  страхование)  в  бюджетную  систему  страны  с  территории
области уменьшилось на 2%,  по сравнению с I полугодием 2002  года,  и
составило 39,6 млрд.рублей.
     Изменилась структура  налоговых  поступлений  (с  учетом  единого
социального налога): сократились доли налога на прибыль, НДС, акцизов.
Общая сумма акцизов на 01.07.2003 снизилась на 27,8%  по  сравнению  с
аналогичным  периодом прошлого года.  Даже ежегодная индексация ставок
акцизов не  привела  к  росту  акцизных  поступлений.  Причиной  этого
послужило   законодательное   изменение   схемы   уплаты   акцизов  на
нефтепродукты,  заключающееся в переносе обязанностей уплаты акцизов с
нефтеперерабатывающих  заводов  на топливораздаточные станции.  Однако
несовершенство  нового  механизма  привело   к   потере   акцизов   по
нефтепродуктам  и  уплате  их  в других регионах.  Изменение механизма
взимания акцизов на  нефтепродукты  косвенно  повлияло  на  уменьшение
поступлений в бюджетную систему налога на добавленную стоимость. Общая
начисленная  сумма  акцизов,  входящих  в  налоговую  базу   по   НДС,
уменьшилась  на  сумму  акцизов по нефтепродуктам,  уплачиваемых ранее
нефтеперерабатывающими заводами области, а теперь предприятиями других
регионов.  Только  за счет изменения механизма уплаты акцизов снижение
НДС оценивается  за  первое  полугодие  2003  года  более  чем  в  500
млн.рублей.  Увеличение поступления платежей за пользование природными
ресурсами (на 52,6%) обеспечено продолжающимся ростом  поступлений  по
налогу  на добычу полезных ископаемых (на 59,9%) вследствие увеличения
объемов нефтедобычи и благоприятной ценовой ситуации на мировом  рынке
сырьевых ресурсов.
     По сравнению с  началом  2003  года  задолженность  по  налоговым
платежам  в  бюджеты всех уровней сократилась на 3,6%  и на 01.07.2003
составила 18,9 млрд.рублей.  За  шесть  месяцев  текущего  года  сумма
задолженности по заработной плате увеличилась на 36%  и на 1 июля 2003
года составила 497,8 млн.  рублей. При этом наибольший рост (более чем
в  2  раза)  приходится на задолженность из местного бюджета,  которая
достигла 52,7 млн.рублей.  Из-за отсутствия бюджетного  финансирования
из федерального бюджета задолженность увеличилась на 4,8%  и составила
39,5 млн.рублей.  Задолженности  по  заработной  плате  из  областного
бюджета в течение всего полугодия не наблюдается.
     В отраслях социальной сферы практически вся  сумма  задолженности
(67,7   млн.рублей)   приходится  на  жилищно-коммунальное  хозяйство.
Задолженность  по  заработной  плате  имеется  во  всех  муниципальных
образованиях,  при  этом  задолженность  менее  50  рублей  на  одного
занятого в экономике в городах Похвистнево, Новокуйбышевске, Отрадном,
Жигулевске,  Кинеле  и Богатовском районе,  более 1000 рублей в городе
Чапаевске,    Большечерниговском,     Пестравском,     Похвистневском,
Приволжском,  Ставропольском и Челно-Вершинском районах. В I полугодии
произошел рост задолженности  в  6  городах  и  18  сельских  районах.
Налоговые   реформы   оказывают  значительное  влияние  на  исполнение
консолидированного   бюджета   области.   Несмотря   на   передачу   в
региональные  бюджеты  дополнительных нормативов по налогу на прибыль,
акцизов на нефтепродукты и полного зачисления по транспортному налогу,
замедление  темпов поступлений налога на прибыль и низкая собираемость
других  перечисленных  налогов  не  привели  к   значительному   росту
налоговых   доходов   консолидированного   бюджета   области.   Доходы
консолидированного бюджета области в  расчете  на  душу  населения  за
январь-июнь 2003 года составили 4448 рублей,  что на 2,8%  больше, чем
за I полугодие 2002  года.  Доля  областного  бюджета  в  общей  сумме
доходов  и  расходов  консолидированного бюджета снизилась и составила
соответственно 58 и 54,5%. Соотношение налоговых платежей, поступающих
в   федеральный   и   консолидированный  бюджеты,  без  учета  единого
социального налога и  страховых  взносов  на  обязательное  пенсионное
страхование  изменилось  с  58,7/41,3  в  I  полугодии  2002  года  до
56,8/43,2 в I полугодии 2003 года.
     Для банковского  сектора  региона  в  I  полугодии 2003 года были
характерны следующие тенденции: рост уровня капитализации региональных
банков:  размер собственных средств (капитал) увеличился, по сравнению
с 01.01.2003,  на 15%, по сравнению с аналогичным периодом 2002 года -
на   33,1%;   несмотря  на  общую  положительную  динамику  увеличения
капитала, размер собственных средств самых крупных региональных банков
все  еще находится в диапазоне 500-800 млн.рублей.  Максимальный объем
кредитов,  которые региональные банки могут выдать одному заемщику, не
нарушая  нормативных требований Банка России,  составляет 125-200 млн.
рублей (4-7 млн.долларов США),  что явно не соответствует потребностям
крупных предприятий;  по сравнению с началом года,  кредитные вложения
региональных  банков  выросли  на  45,9%;  региональные  банки   имеют
наибольшую доходность процентных (работающих) активов - 20,8 копейки в
год на рубль вложений.  У филиалов инорегиональных банков и Самарского
отделения   Поволжского   банка  Сбербанка  России  данный  показатель
составил 18,2 и 16,9 копеек на рубль вложений соответственно.
     На страховом   рынке   Самарской   области,  напротив,  отчетливо
проявилась  тенденция  к  повышению  роли   филиалов   инорегиональных
компаний.  Несмотря  на  то,  что на их долю приходится 16%  от общего
объема  страховых  взносов,  темпы  их  развития   значительно   выше.
Количество филиалов, действующих на территории области, увеличилось на
29%.  Такой рост связан  с  тем,  что  инорегиональные  филиалы  более
соответствуют  выдвигаемым  критериям  для  обязательного  страхования
ответственности  автовладельцев,  чем  местные.  Происходит   усиление
процесса концентрации страхового капитала.
     В структуре  самарского  страхового  портфеля   возрастает   доля
добровольного   страхования   (с  31,6%  на  01.07.2002  до  40,5%  на
01.07.2003).  На  63,3%  возросли   объемы   личного   (кроме   жизни)
страхования,  что связано с повышением роли добровольного медицинского
страхования.  Анализ   территориального   аспекта   развития   области
позволяет  сделать вывод о том,  что произошло значительное сокращение
дифференциации  городов  области  по  объему  промышленной  продукции,
инвестициям,  среднемесячной  заработной  плате.  Разрыв по показателю
бюджетной обеспеченности как за счет  собственных  средств,  так  и  с
учетом безвозмездных перечислений по городам продолжает увеличиваться.
По   сельским   территориям   дифференциация   усиливается   по   всем
анализируемым показателям. С целью содействия социально-экономическому
развитию сельских районов,  повышения эффективности бюджетных средств,
направляемых  на  развитие  агропромышленного  комплекса,  с 2003 года
введена система индикативного планирования развития  агропромышленного
комплекса  и  социальной  сферы  сельских районов.  По предварительной
оценке,  пороговых значений индикаторов урожайности,  установленных  в
индикативных  планах,  смогут  достигнуть  только  9  (Ставропольский,
Кошкинский,  Безенчукский,  Сергиевский,  Шенталинский,  Камышлинский,
Елховский, Пестравский, Большечерниговский) из 27 районов. Несмотря на
углубление  дифференциации  районов   по   бюджетной   обеспеченности,
большинство  районов  смогут достигнуть пороговых значений индикаторов
состояния местных бюджетов на 2003 год.  Для достижения  установленных
пороговых   значений   индикаторов   до  конца  года  органы  местного
самоуправления  сельских  районов   и   соответствующие   департаменты
Администрации  области должны принимать меры по выполнению принятых на
себя обязательств в рамках подписанных соглашений.  В настоящее  время
имеет  место недофинансирование ряда объектов областной инвестиционной
и экологической  программ.  Проведенный  департаментом  экономического
развития  и инвестиций Администрации области по итогам года мониторинг
реализации  соглашений  позволит   оценить   эффективность   механизма
индикативного  планирования  развития  агропромышленного  комплекса  и
социальной сферы сельских районов.
     Позитивное влияние   на   социально-экономическое   положение   в
сельских территориях оказывает промышленная составляющая. Значительный
рост   объемов   производства   наблюдался   в   11  районах  области.
Производство промышленной продукции увеличивалось в основном  за  счет
предприятий  пищевой промышленности (филиал ОАО "Пивоваренная компания
"Балтика",  ОАО "Богатовский маслоэкстракционный завод",  ОАО "Борские
минеральные  воды",  ОАО  "Маслодельный завод "Исаклинский"),  а также
нефтедобычи  (ОАО  "Волганефть",  ЗАО  "Санеко",   нефтегазодобывающее
управление  "Сергиевскнефть"),  машиностроения и металлообработки (ЗАО
"Росскат",  ОАО  "Челно-Вершинский  машиностроительный   завод").   За
прошедшее   полугодие   наблюдается  углубление  дифференциации  между
городскими  и  сельскими  поселениями.  Разрыв  в  значениях  основных
социальных  показателей составил:  по бюджетной обеспеченности за счет
собственных средств 11,7  раза  (Тольятти  -  Приволжский  район);  по
бюджетной  обеспеченности  с учетом безвозмездных перечисле-ний 3 раза
(Новокуйбышевск -  Шигонский  район);  по  среднемесячной  начисленной
заработной  плате  4,2 раза (Тольятти - Пестравский район);  по объему
инвестиций в основной  капитал  54,8  раза  (Отрадный  -  Алексеевский
район).  В условиях реформирования нефтедобывающих предприятий области
во II полугодии 2003 года ожидается снижение налогооблагаемой  базы  в
городах Отрадном, Похвистнево, Сергиевском, Безенчукском, Нефтегорском
районах.  Органам  местного  самоуправления   необходимо   рассмотреть
дальнейшие  перспективы  развития  экономики  территорий,  разработать
стратегии развития,  определив  в  качестве  приоритетных  направлений
обеспечение экономического роста и повышение качества жизни населения.
В настоящее время  расширяется  и  приобретает  новую  направлен-ность
использование  программно-целевого  подхода.  На  первый  план выходит
качество  жизни   населения.   Утверждена   новая   редакция   целевой
комплексной     программы    "Социально-экономическое    развитие    и
экологическая реабилитация г.Чапаевска Самарской области" на 2003-2010
годы,  в  первом  чтении  Самарской Губернской Думой принята областная
целевая программа "Социально-экономическое  оздоровление  г.Октябрьска
Самарской  области"  на  2004-2008  годы.  Дополнительным инструментом
поддержки   проблемных   муниципальных   образований   должен    стать
подготовленный   проект  закона  Самарской  области  о  стимулировании
социально-экономического  развития  проблемных   территорий   области.
Законопроект    систематизирует    существующие    формы,    а   также
предусматривает   новые   механизмы   поддержки   таких    территорий.
Обязательным   условием   для  претендентов  на  получение  поддержки,
предусмотренной   в   рамках   законопроекта,    определено    наличие
стратегических планов и целевых программ их оздоровления.
     Продолжится формирование и  отработка  экономических  и  правовых
механизмов   поддержки  и  стимулирования  развития  агропромышленного
комплекса и социальной сферы сельских  территорий  Самарской  области.
Еще  один  момент,  требующий  особого  внимания - это дефицит в малых
городах и  сельских  территориях  руководителей,  умеющих  работать  в
современных    условиях.    В    этой   связи   возможна   организация
квалифицированной  подготовки  и  переподготовки  кадров   высшего   и
среднего звена на базе вузов области.
     Решению проблем,  сдерживающих  развитие  нашей  области,   будет
способствовать   осуществление   административной  реформы,  внедрение
системы  индикативного  управления,  результатом  чего  должно   стать
повышение    управляемости    экономикой,    обеспечение   устойчивого
экономического роста и повышение качества жизни населения. Это, в свою
очередь,    предполагает    необходимость    реформирования    системы
государственного  управления,  определения  новой  роли  всех  уровней
власти.  В  соответствии с разрабатываемой концепцией развития системы
индикативного управления экономикой в Самарской области осуществляется
взаимосвязь  "функция - орган управления - индикатор",  благодаря чему
появится  возможность   оценить   эффективность   управления   органов
исполнительной   власти  Самарской  области  в  отведенных  им  сферах
управления.
     Таким образом,  итоги социально-экономического развития Самарской
области за I  полугодие  позволяют  оценивать  в  целом  за  2003  год
положительную динамику по важнейшим макроэкономическим показателям.





Информация по документу
Читайте также