Расширенный поиск

Постановление Правительства Самарской области от 19.05.2004 № 24

 


                   ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                           от 19.05.04 N 24


                             О Концепции
             компетентностно-ориентированного образования
                         в Самарской области

     В соответствии с Концепцией модернизации российского  образования
на   период  до  2010  года,  одобренной  распоряжением  Правительства
Российской Федерации  от  29.12.2001  N  1756-р,  в  целях  достижения
результатов  образования,  соответствующих  потребностям  рынка труда.
Правительство Самарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Одобрить                 прилагаемую                 Концепцию
компетентностно-ориентированного  образования  в   Самарской   области
(далее - Концепция).
     2. Рекомендовать    руководителям     учреждений     общего     и
профессионального   образования,   совету   ректоров   высших  учебных
заведений области  использовать  положения  Концепции  в  деятельности
образовательных  учреждений,  направленной  на  формирование  ключевых
компетентностей учащихся.
     3. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
министра образования и науки Самарской области Когана Е.Я.
     4. Опубликовать  настоящее  постановление  в  средствах  массовой
информации.



     Председатель
     Правительства Самарской области            С.А.Сычёв



                                                 Приложение
                                         к постановлению Правительства
                                               Самарской области
                                               от 19.05.04 N 24


                              КОНЦЕПЦИЯ
             компетентностно-ориентированного образования
                         в Самарской области

     Модернизация системы   образования   в   России   направлена   на
приведение результатов её  деятельности  в  соответствие  с  запросами
государства,   общества   и  личности,  сформировавшимися  в  процессе
либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих
в  стране.  Рассматривая  систему  образования  региона как ресурс его
социально-экономического  развития,  а  образование   гражданина   как
основание   его  социальной  и  профессиональной  успешности,  следует
существенно скорректировать цели общего образования.
     Изменения, происходящие  в  последнее  десятилетие  в технологиях
производства,  экономических  и  социальных   отношениях,   обусловили
качественно      новые     требования     к     кадровому     ресурсу.
Конкурентоспособность на современном рынке труда во многом зависит  от
способности работника приобретать и развивать умения,  навыки, которые
могут применяться в различных ситуациях.  В настоящее  время  успешная
профессиональная   и  социальная  карьера  невозможна  без  готовности
осваивать новые технологии,  принципиальная смена  которых  происходит
примерно раз в пять лет,  адаптироваться к иным условиям труда, решать
новые профессиональные задачи.
     Школа,ориентированная исключительно     на     академические    и
энциклопедические знания выпускника,  с точки  зрения  новых  запросов
рынка   труда,   устарела.   Образование   должно   быть  нацелено  на
формирование у выпускника ключевых компетентностей,  которые  способны
удовлетворить запросы работодателей.
     Ключевые компетентности как результат общего образования означают
готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы
для принятия решений и достижения поставленной цели.
     Необходимо обозначить  в качестве приоритета региональной системы
общего образования  формирование  следующих  ключевых  компетентностей
учащихся, адекватных социально-экономическим условиям:
     готовность к разрешению проблем,
     технологическая компетентность,
     готовность к самообразованию,
     готовность к использованию информационных ресурсов,
     готовность к социальному взаимодействию,
     коммуникативная компетентность.
     Содержание названных  ключевых  компетентностей   заключается   в
следующем:
     готовность к разрешению проблем означает готовность анализировать
нестандартные  ситуации,  ставить цели и соотносить их с устремлениями
других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать
алгоритм  его  достижения,  оценивать  результаты своей деятельности и
позволяет принять ответственное решение в  той  или  иной  ситуации  и
обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;
     технологическая компетентность означает  готовность  к  пониманию
инструкции,  описания  технологии,  алгоритма деятельности,  к четкому
соблюдению технологии деятельности и позволяет  осваивать  и  грамотно
применять  новые  технологии,  технологически  мыслить  в тех или иных
жизненных ситуациях;
     готовность к   самообразованию   означает   способность  выявлять
пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи,  оценивать
необходимость   той   или  иной  информации  для  своей  деятельности,
осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из  различных
источников   на  любых  носителях  и  позволяет  гибко  изменять  свою
профессиональную  квалификацию,  самостоятельно  осваивать  знания   и
умения, необходимые для решения поставленной задачи;
     готовность к  использованию  информационных   ресурсов   означает
способность  делать аргументированные выводы,  использовать информацию
для  планирования  и  осуществления  своей  деятельности  и  позволяет
человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной
информации;
     готовность к   социальному  взаимодействию  означает  способность
соотносить свои устремления с интересами  других  людей  и  социальных
групп,  продуктивно  взаимодействовать  с  членами  группы  (команды),
решающей общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей и
социальных институтов для решения задач;
     коммуникативная компетентность  означает  готовность  получать  в
диалоге   необходимую   информацию,   представлять   и   цивилизованно
отстаивать свою точку зрения в диалоге и в  публичном  выступлении  на
основе  признания  разнообразия  позиций  и  уважительного отношения к
ценностям (религиозным,  этническим,  профессиональным,  личностным  и
т.п.)  других  людей  и позволяет использовать ресурс коммуникации для
решения задач.
     Реализация ключевых  компетентностей  позволит гражданину успешно
адаптироваться в условиях  либеральной  экономики,  смены  технологий,
динамичного развития социальных отношений.
     Достижение региональной системой  образования  нового  результата
-формирования  ключевых  компетентностей  -  является  ее приоритетной
задачей.  Решение этой задачи  потребует  введения  в  образовательный
процесс  современных педагогических технологий,  имеющих интерактивный
характер,  обеспечивающих  самостоятельную   деятельность   учащегося,
направленную на достижение определенной цели, и его самооценку.
     Должна претерпеть изменения и роль учителя:  он должен  выполнять
функции    организатора    деятельности,   консультанта,   наставника,
сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.
     Органам управления     системой     образования,    руководителям
образовательных учреждений следует обеспечить использование  положений
настоящей  Концепции  в  ориентации региональной системы образования и
деятельности  образовательных  учреждений  на  формирование   ключевых
компетентностей учащихся.  В том числе должна быть разработана система
организационных,  информационных  и  финансовых  мер,   способствующих
переходу  на  компетентностно-ориентированное  образование в Самарской
области.


Информация по документу
Читайте также