Расширенный поиск
Постановление Правительства Самарской области от 23.07.2008 № 295ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23.07.2008 N 295 О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2012 ГОДА В целях комплексного решения вопросов развития сельского хозяйства в Самарской области Правительство Самарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Самарской области до 2012 года. 2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации. 3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Губернатор - председатель Правительства Самарской области В.В.Артяков ОДОБРЕНА постановлением Правительства Самарской области от 23.07.2008 N 295 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2012 ГОДА (далее - Концепция) 1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения Концепция определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, показатели их результативности. Агропромышленный комплекс (далее - АПК) Самарской области представляет собой многоотраслевую производственно-экономическую систему, в которой функционирует около 500 коллективных сельскохозяйственных организаций, 2882 крестьянских (фермерских) хозяйства, 261,3 тыс. личных подсобных хозяйств и около 1000 организаций пищевой, перерабатывающей промышленности и агросервиса. На его долю приходится 5 - 7% стоимости валового регионального продукта и около 3% основных фондов. В сельской местности проживают 622,3 тыс. человек, или 19,6% всего населения Самарской области, из них 35,8 тыс. человек заняты в общественном секторе сельскохозяйственного производства. Анализ деятельности аграрной сферы экономики Самарской области за период с 1989 по 2006 годы свидетельствует о резком снижении ресурсного обеспечения отрасли и значительном сокращении производства сельскохозяйственной продукции. Энергообеспеченность сельскохозяйственной отрасли снизилась на 43%. По сравнению с 1989 годом произошло сокращение имеющегося машинно-тракторного парка: тракторов - на 55%, зерноуборочных комбайнов - на 65%, кормоуборочных комбайнов - на 75%, почвообрабатывающих и посевных машин - на 65%. В последние годы идет процесс улучшения технической оснащенности АПК Самарской области, но коэффициент обновления техники очень низок (2 - 4%), в то время как выбытие устаревшей техники составляет 6 - 8%. Посевные площади сельскохозяйственных культур за 17 лет сократились на 32%, в том числе занимаемые зерновыми культурами - на 28%. Внесение минеральных удобрений уменьшилось в 4,4 раза. Минеральных удобрений в 1989 году вносилось на каждый гектар по 52,5 кг в действующем веществе, в 2006 году - по 13,2 кг в действующем веществе, что привело к значительному ухудшению почвенного плодородия. Из-за снижения посевных площадей и урожайности снизилось на 50% производство зерна. По производству подсолнечника, картофеля и овощей прослеживается стабильная динамика роста. Наиболее сложная обстановка в животноводстве. За период с 1989 по 2006 годы поголовье скота сократилось: по крупному рогатому скоту (далее - КРС) - в 4,3 раза, в том числе коров - в 2,9 раза, свиней - в 2,9 раза, овец и коз - в 10,3 раза. Значительное снижение поголовья животных повлекло за собой резкое сокращение объемов производства продукции: за 1989 - 2006 годы производство молока уменьшилось в 2,2 раза, производство мяса всех видов - в 2,3 раза, производство яиц - в 3,6 раза. Предпринятые в последние годы на федеральном и региональном уровнях меры, направленные на развитие АПК, позволили стабилизировать производственный потенциал, повысить инвестиционную привлекательность отрасли, обеспечили рост индекса физического объема производства валовой продукции сельского хозяйства и улучшение финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей. В среднем за три года прирост производства валовой продукции сельского хозяйства составил 2,2%, а в 2006 году - 5,9%. Об улучшении инвестиционного климата свидетельствует рост внебюджетных средств, привлеченных в АПК, с 3,0 млрд. рублей в 2005 году до 6,5 млрд. рублей в 2006 году. По итогам 2006 года получено 583,1 млн. рублей прибыли с уровнем рентабельности 8,9%. Более 70% сельскохозяйственных организаций (338) рентабельны, и к уровню 2005 года количество прибыльных организаций увеличилось на 20%. Существенное улучшение ценовой конъюнктуры на рынке животноводческой продукции позволило отрасли животноводства впервые за много лет (с 1993 года) перешагнуть порог убыточности. От реализации продукции животноводства получено 271,0 млн. рублей прибыли, рентабельность составила 9,0%. Все виды сельскохозяйственной продукции рентабельны, за исключением мяса КРС и шерсти. Реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" создала оптимальные стартовые условия для стабилизации и наращивания производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств. В 2006 году по сравнению с 2005 годом производство молока увеличилось на 2,1%, мяса - на 3,5%, прирост объемов реализации сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования составил 4,6%. Остановлена динамика ежегодного снижения поголовья коров, численность которых сохранена на уровне 2005 года. Поголовье свиней увеличилось на 44,8 тыс. голов (17,3%), поголовье овец и коз возросло на 7,5 тыс. голов (9,5%). Обеспечен прирост продуктивности животных: по надою молока - на 8%, среднесуточному привесу КРС - на 9,1%, свиней - на 36,8%. Емкость продовольственного рынка Самарской области по основным продуктам питания в 2006 году составляла 55 млрд. рублей. Его обеспеченность за счет собственного производства находится на уровне 63% (34,6 млрд. рублей), остальные продукты питания завозятся из-за пределов области. Это приводит к тому, что население Самарской области оплачивает ввозимые продукты питания на сумму 20,4 млрд. рублей, что является стимулом для повышения инвестиционной привлекательности аграрного сектора и увеличения собственного производства. В наибольших объемах из-за ограниченности ресурсов в Самарскую область ввозятся продукты животного происхождения: 84,3 тыс. тонн мясопродуктов, 412,2 тыс. тонн молокопродуктов, 532 млн. штук яиц. За 2000 - 2006 годы заметно увеличилось потребление основных продуктов питания в расчете на одного жителя Самарской области: мяса и мясопродуктов - на 39%, молока и молокопродуктов - на 28%, яиц и яйцепродуктов - на 23%, картофеля - на 43%, овощей - в 1,9 раза, фруктов и ягод на - 32%, хлеба и хлебобулочных изделий - на 13%, масла растительного - на 15%. В 2006 году в общем объеме потребления продукты, произведенные сельскохозяйственными товаропроизводителями Самарской области, занимали по мясу и мясопродуктам 54,5%, молоку и молокопродуктам - 56,8%, по яйцу - 36,7%. Картофелем собственного производства потребительский рынок обеспечен на 98%, овощами - на 100%, фруктами и ягодами - на 89%. Продолжающаяся тенденция банкротства сельскохозяйственных организаций ведет к формированию сельских территорий, на которых не осуществляется производственная деятельность, что приводит к деградации производственного и природно-экологического потенциала. Таким образом, становится проблемным социально-экономическое развитие сельских территорий Самарской области. В сельской местности сохраняются недостаточные комфортные условия и привлекательность проживания, менее благоприятные условия развития здравоохранения, образования, культуры, низкий уровень заработной платы. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве в 2,7 раза ниже, чем в среднем по Самарской области. Сложившаяся негативная ситуация с производством сельскохозяйственной продукции, накопившиеся проблемы социально-экономического развития сельских территорий обусловили необходимость утверждения Концепции. Основными проблемами, требующими решения на областном уровне, являются: низкий уровень производственно-технического потенциала сельскохозяйственного производства; сложное финансовое положение сельскохозяйственных организаций; дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности; недостаточный приток частных инвестиций в развитие отрасли; неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры и нестабильность рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Концепция разработана с учетом общих задач региональной социально-экономической политики на долгосрочную перспективу. Исходя из этого планируется реализация мероприятий, ориентированных на конечный результат и повышение эффективности, комплексное решение многоплановых проблем социального обустройства сельских территорий, улучшение материального и духовного благополучия жителей села. При разработке Концепции учтены положения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 (далее - Государственная программа). 2. Цели, задачи и предполагаемые сроки реализации Концепции Основными целями Концепции являются: создание условий для развития АПК Самарской области как одной из важнейших отраслей экономики, обеспечивающей население продовольствием; устойчивое развитие сельских территорий Самарской области; повышение занятости и уровня жизни сельского населения Самарской области; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой в Самарской области, посредством придания финансовой устойчивости и модернизации АПК Самарской области, а также на основе ускоренного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства Самарской области; создание условий для сохранения и воспроизводства используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. Основными задачами Концепции являются: повышение инвестиционной и инновационной привлекательности отрасли, развитие технического и технологического потенциала АПК Самарской области; создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий Самарской области, восстановления и наращивания социальной и инженерной инфраструктуры села; улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства Самарской области; обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе обновления и модернизации основных фондов, роста эффективности использования производственного потенциала; создание условий для повышения качества продукции АПК Самарской области, формирования цивилизованного рынка оборота сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и развития рыночных отношений в сфере АПК Самарской области. Комплексный характер поставленных целей обусловливает их достижение при условии реализации мероприятий Концепции, Государственной программы и решения задач по следующим основным направлениям: в производственной сфере: углубление специализации и адаптации организаций АПК Самарской области к экономическим, экологическим и социальным условиям хозяйствования, конъюнктуре отечественного и мирового рынков; реализация комплекса мер по увеличению производства растениеводческой и животноводческой продукции, совершенствованию работы пищевых и перерабатывающих организаций для обеспечения производства основных видов продукции АПК с учетом полного удовлетворения потребностей Самарской области за счет собственного производства с постепенным вытеснением с внутреннего рынка зарубежных и других производителей; техническая и технологическая модернизация агропромышленного производства на основе оптимизации структуры и состава машинно-тракторного парка посредством использования возможностей лизинга, широкого внедрения ресурсосберегающих индустриальных технологий; проведение организационно-экономических мероприятий, направленных на финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей; обеспечение условий для более эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и вовлечения их в сельскохозяйственный оборот; использование доступных экономических рычагов государственного регулирования агропродовольственного рынка как важнейшего фактора повышения эффективности сельскохозяйственного производства; широкое привлечение отечественных и иностранных инвесторов в аграрный сектор; совершенствование и отработка механизмов применения индикативных моделей на основе системы показателей в планировании и мониторинге производственной деятельности АПК и социальной сферы сельских территорий, которые в максимальной степени отражают результаты управленческих воздействий на всех уровнях; развитие малых форм хозяйствования и формирование вертикальных и горизонтальных интегрированных структур на основе объединения хозяйствующих субъектов АПК на всех уровнях производства; создание союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей и их участие в формировании государственной аграрной политики; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание рабочих мест, решение проблем кадрового обеспечения, привлечение и закрепление кадров на селе, в том числе молодых специалистов, на основе создания оптимальных жилищно-бытовых и материальных условий, повышение качества подготовки и переподготовки специалистов; развитие инновационной деятельности и совершенствование научного обеспечения сельскохозяйственного производства на основе решения научно-исследовательских, технологических и опытно-конструкторских задач; развитие системы государственного информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников агропродовольственного рынка; в социальной сфере: улучшение благосостояния сельского населения, повышение уровня доходов работников сельского хозяйства; реализация мероприятий по поддержке комплексной компактной жилищной застройки и благоустройства сельских поселений, развития в них жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства; повышение уровня и качества водо-, газо- и электроснабжения сельских поселений; совершенствование системы профессиональной переподготовки руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций. Заключение Реализация Концепции осуществляется посредством разработки и утверждения областных и ведомственных целевых программ. Механизм реализации Концепции основывается на принципах партнерства сельского населения, хозяйственных и общественных организаций, органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления муниципальных районов Самарской области с четким разграничением полномочий и ответственности всех участников, заинтересованных в ее реализации. Основными факторами, обеспечивающими реализацию Концепции, являются: программно-целевое планирование развития АПК, совершенствование и отработка механизмов применения индикативных моделей на основе системы показателей в планировании и мониторинге производственной деятельности АПК и социальной сферы сельских территорий, которые в максимальной степени отражают результаты управленческих воздействий на всех уровнях; согласованность действий всех субъектов, участвующих в реализации мероприятий, в своевременном обеспечении и эффективном использовании финансовых, материально-технических ресурсов и расходных материалов. Реализация поставленных Концепцией задач по выполнению предусмотренных мероприятий обеспечит достижение намеченных целей и будет способствовать значительному подъему сельского хозяйства Самарской области, повышению его экономической эффективности и социальному развитию сельских территорий. Совершенствование механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, наращивание производственного потенциала, внедрение ресурсосберегающих технологий создадут основу для значительного роста объемов производства сельскохозяйственной продукции. Развитие производства сельскохозяйственной продукции позволит более полно загрузить имеющиеся производственные мощности пищевой и перерабатывающей промышленности и существенно увеличить выпуск основных видов продовольствия. Наращивание собственного производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания и рост покупательной способности населения Самарской области обеспечит повышение среднедушевого потребления продуктов питания и значительно приблизит его уровень к медицинским нормам, что положительно повлияет на социально-экономическую ситуацию в Самарской области. Выполнение мероприятий в сфере кадровой политики АПК Самарской области обеспечит закрепление в сельскохозяйственном производстве молодых высококвалифицированных специалистов, способных вывести аграрный сектор на более высокий уровень развития. Реализация мероприятий Концепции позволит на новой основе возродить село, его производственную и социальную сферу, повысить уровень социального обеспечения и благосостояния сельского населения, престижность сельского уклада жизни, улучшить демографическую ситуацию на селе. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|