Расширенный поиск
Постановление Правительства Самарской области от 23.07.2008 № 281ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23.07.2008 N 281 О РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ТАБАКОКУРЕНИЯ НА 2008-2013 ГОДЫ В целях снижения связанной с потреблением табака заболеваемости и смертности населения Самарской области Правительство Самарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить прилагаемую региональную стратегию по снижению уровня табакокурения на 2008 - 2013 годы (далее - Стратегия). 2. Рекомендовать органам исполнительной власти Самарской области и органам местного самоуправления в Самарской области при разработке и реализации мероприятий в сфере их компетенции учитывать положения Стратегии. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (Куличенко). 4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации. Губернатор - председатель Правительства Самарской области В.В.Артяков ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Правительства Самарской области от 23.07.2008 N 281 РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ТАБАКОКУРЕНИЯ НА 2008-2013 ГОДЫ 1. Общие положения Табак является существенной угрозой для здоровья населения региона, с потреблением табака и воздействием табачного дыма связан целый ряд социальных, экономических и экологических последствий, а увеличение потребления сигарет и других табачных изделий ложится серьезным бременем на систему здравоохранения региона. По различным оценкам экспертов в Российской Федерации, от болезней, связанных с табакокурением, ежегодно умирает около 300 тыс. человек. Табак является одним из основных факторов риска развития сердечно-сосудистых, бронхолегочных, злокачественных и желудочно-кишечных заболеваний, сахарного диабета, заболеваний репродуктивной системы, болезней ротовой полости, других органов и систем организма человека. Табак вреден не только для курильщика. Пассивное курение оказывает такое же отрицательное действие на здоровье некурящего человека, как и тех, кто курит. Риск рака легких из-за пассивного курения у некурящих возрастает на 50 процентов. Пристрастие к курению является одним из возможных шагов к потреблению наркотических средств. Ситуация в Самарской области, связанная с табакокурением, была и остается напряженной. Курение глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. Численность курящего населения ежегодно растет. Особую тревогу вызывает увеличение курения среди детей, подростков и женщин, а также снижение возраста начала курения, который приближается к 8 годам. Проведенные исследования среди трудоспособного населения в возрасте от 25 до 64 лет показывают, что распространенность курения среди мужчин составляет 55,6%, а среди женщин - 15,7%. Среди курящих мужчин наибольшая частота курения наблюдается в возрастной группе от 25 до 34 лет - 65,6%, в возрастной группе от 35 до 44 лет - 61,5%, в возрастной группе от 55 до 64 лет курят 36,4% мужчин. Среди женщин частота курения составляет 24,6% в возрастной группе от 25 до 34 лет и 5,5% в возрастной группе от 55 до 64 лет. Средняя интенсивность курения у мужчин составляет 19,2 сигареты в день, у женщин - 12,8 сигареты в день. Среди учащихся учреждений начального профессионального образования (возраст 16 - 18 лет) распространенность курения достигает 57% у мальчиков и почти 67% (!) у девочек. В Самарской области в последние годы проводятся мероприятия по профилактике табакокурения, в первую очередь - среди детей и подростков. Работа ведется в тесном взаимодействии министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, министерства образования и науки Самарской области, министерства культуры и молодежной политики Самарской области, министерства по вопросам семьи и демографического развития Самарской области и общественных организаций. В рамках проведения мероприятий по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний создан ресурсный центр по контролю над табаком, изготовлены и демонстрируются рекламные видеоролики по профилактике табакокурения, используется наружная реклама. В области реализуется проект "Соревнование классов, свободных от курения", охватывающий около 6000 детей 5 - 7 классов, развиваются молодежные движения "Как здорово быть здоровым", "Мы за здоровый образ жизни". Однако остаются проблемы межведомственного взаимодействия. В образовательных учреждениях отмечается дефицит педагогических и медицинских кадров, способных квалифицированно организовать работу по профилактике табакокурения среди обучающихся, а также их родителей. Недостаточна обеспеченность учреждений информационно-образовательными материалами и наглядными пособиями по вопросам профилактики табакокурения. Слабая заинтересованность населения в сохранении собственного здоровья значительно снижает эффективность проводимых акций. Отсутствует система морального и материального стимулирования отказа от курения. Отмечается высокая распространенность этой привычки среди медицинских и педагогических работников. Не проводится мониторинг и оценка эффективности санитарного информирования и просвещения населения. В настоящее время действует Федеральный закон "Об ограничении курения табака". Основные его статьи направлены на частичный запрет рекламы табака, ограничение доступа к табачным изделиям молодых людей, не достигших совершеннолетия, обязательное указание уровня токсичных компонентов (никотина и смолистых веществ) в производимых табачных изделиях, размещение предупредительных надписей о вреде курения на сигаретных пачках, охрану здоровья некурящих. Курение запрещено в отдельных общественных местах. Однако фактически законодательство не исполняется, поскольку не разработан механизм санкций за его нарушение. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) прямо не устанавливает административной ответственности за курение табака на рабочих местах, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, а также в помещениях, занимаемых органами государственной власти. Прямо не установлена в КоАП РФ и ответственность работодателя за нарушение обязанности по оснащению специально отведенных мест для курения табака. Проведенный анализ и прогноз дальнейшего распространения потребления табака, его вредного влияния на здоровье населения, увеличения негативных социально-экономических последствий для региона требуют разработки и последовательного, поэтапного осуществления научно обоснованной региональной стратегии по снижению уровня табакокурения. 2. Принципы региональной политики по снижению уровня табакокурения Региональная стратегия по снижению уровня табакокурения на 2008 - 2013 годы (далее - Стратегия) является спланированной системой действий для достижения цели по снижению связанной с потреблением табака заболеваемости и смертности населения, а проводимые в соответствии с приоритетами Стратегии мероприятия по защите населения от пагубного воздействия табака рассматриваются как способ вложения инвестиций в человеческий капитал Самарской области. Стратегия разработана на основе положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, Европейской хартии борьбы с потреблением табака с учетом разграничения полномочий, закрепленного действующим законодательством Российской Федерации. Реализация Стратегии основывается на следующих принципах: приоритетность предупредительных мер, направленных на предотвращение распространения табакокурения в детском, подростковом возрасте и среди молодежи; политическая и финансовая поддержка деятельности организаций, выполняющих миссию предотвращения распространения табакокурения; обеспечение действенного контроля за исполнением нормативных правовых актов и совершенствование правового регулирования в отношениях между курильщиками и остальной частью населения, между производителями и потребителями, торговыми организациями и населением; обеспечение лечебно-профилактической помощью всех курящих лиц, желающих прекратить курение; широкая информированность населения о вреде табакокурения как необходимое условие социальной поддержки всеми слоями населения борьбы с табакокурением; межсекторальное сотрудничество и взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества, представителей бизнеса и граждан. При оценке проблемы курения необходимо ее понимание как социально значимой, системной, многоуровневой проблемы, в центре которой личность, взаимодействующая с социальной средой. Региональная политика, направленная на снижение табакокурения, строится на объективном анализе причин и факторов распространения курения и учете реальных условий жизни и возможностей общества. При осуществлении данной политики необходимо отдать предпочтение мерам профилактического, культурно-воспитательного и образовательного характера, направленным на разумный и осознанный отказ от курения. Деятельность по снижению уровня табакокурения должна включать в себя комплексный подход, направленный как на первичную профилактику курения, т.е. на предотвращение начала курения и защиту некурящих от табачного дыма, так и на помощь курящим в отказе от курения. Базовой основой всех профилактических мероприятий целесообразно признать информационно-просветительское (образовательное) направление, включающее формирование в обществе негативного отношения к курению, в первую очередь детей и молодежи, личной ответственности за свое поведение, пропаганду преимуществ здорового образа жизни. Стратегия предусматривает совместную деятельность органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образования, органов по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел и других правоохранительных органов с привлечением представителей общественных (в том числе родительских и молодежных) организаций и религиозных объединений, средств массовой информации, активных, пользующихся уважением и авторитетом политических деятелей, деятелей культуры, науки, искусства, спорта. Такой подход позволяет максимально опереться на уже имеющиеся ресурсы и возможности учреждений культуры и молодежной политики, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, а также учреждений, подведомственных министерству по вопросам семьи и демографического развития Самарской области. В деятельности всех перечисленных учреждений необходимо предусмотреть мероприятия по разъяснению вредного воздействия на организм человека табака и табачных изделий и профилактике курения. Реализация комплексного подхода к проблеме предупреждения курения детей и подростков невозможна без активного привлечения родителей, педагогических работников образовательных учреждений, актива обучающейся молодежи. При соответствующей подготовке именно родители наряду с педагогическими и медицинскими работниками образовательных учреждений могут и должны стать наиболее активными участниками профилактических мероприятий по предупреждению курения в детско-подростковой среде. Стратегия направлена на индивидуальную и групповую профилактику табакокурения и отказ от курения в целевых группах: дети и подростки, беременные женщины, пациенты с хроническими заболеваниями, медицинские работники, педагоги. Стратегия предусматривает повышение доступности квалифицированной медицинской помощи по отказу от курения и лечению табачной зависимости, а также создание системы психологической и социальной поддержки и мотивации лиц, желающих избавиться от этой вредной привычки. Борьба с курением должна проводиться не только образовательными, но и экономическими методами. Так как одними запретами невозможно снизить уровень табакокурения, планируется использование поощрительных мер за отказ от курения, в том числе путем проведения кампаний, использующих соревновательный подход и розыгрыш призов среди лиц, отказавшихся от курения. Учитывая, что одним из инструментов борьбы с курением является законодательство, необходимо осуществлять контроль за соблюдением федеральных законов "Об ограничении курения табака", "О рекламе" и других. Важным профилактическим направлением является деятельность по защите прав некурящих граждан в Самарской области. 3. Приоритетные направления по снижению уровня табакокурения в Самарской области на ближайшие годы Приоритетными направлениями по снижению уровня табакокурения в Самарской области на ближайшие годы являются: 1. Создание системы информационного обеспечения населения по различным аспектам табакокурения. 2. Создание системы повышения квалификации специалистов по профилактике табакокурения. 3. Создание системы вовлечения различных слоев населения в деятельность по контролю над табаком. 4. Совершенствование системы оказания помощи по отказу от курения и лечению табачной зависимости. 5. Защита населения от воздействия табачного дыма. 6. Организация мониторинга и оценка эффективности мероприятий. 3.1. Создание системы информационного обеспечения населения по различным аспектам табакокурения Стратегические действия в этом направлении включают: совершенствование социальной рекламы антитабачной направленности для размещения в средствах массовой информации, а также наружной рекламы для размещения на улицах, в общественном транспорте, крупных торговых центрах, местах проведения зрелищных мероприятий; создание видеофильмов, клипов, радиопередач антитабачной направленности, демонстрация их на каналах телевидения и радио; подготовка и издание обучающих программ и наглядных пособий для различных групп населения в зависимости от возраста, профессии и образования (для дошкольников, школьников, учащихся системы начального и среднего профессионального образования, студентов, а также работающей и допризывной молодежи, педагогов, психологов); разработка, издание и распространение среди различных групп населения санитарно-просветительских материалов (плакатов, памяток, листовок по пропаганде здорового образа жизни, о вреде и профилактике табакокурения); организация и проведение форумов, "круглых столов", конференций, брифингов по проблемам табакокурения, областных и муниципальных массовых акций, приуроченных к международным дням борьбы с курением; включение в учебный процесс образовательных учреждений дифференцированных программ по формированию у молодежи негативного отношения к потреблению табака. 3.2. Создание системы повышения квалификации специалистов Стратегические действия в этом направлении включают: проведение специальных мероприятий (лекций, семинаров, тренингов) для руководителей и педагогических работников образовательных учреждений с целью обучения их современным технологиям, формам и методам работы при решении вопросов профилактики табакокурения среди детей и подростков; проведение семинаров для различных групп населения, включая студентов, врачей, педагогов, журналистов, работников культуры и специалистов физкультурно-спортивного профиля, нацеленных на повышение знаний о медицинских и социальных последствиях потребления табака; повышение профессиональной компетентности медицинских работников по методикам профилактики табакокурения на преддипломном и последипломном этапах подготовки; совершенствование методик проведения антитабачной пропаганды среди различных социальных групп с широким привлечением общественных организаций; разработка, апробация и внедрение в систему образования новых интерактивных технологий психолого-педагогической профилактики и психосоциальной дезадаптации. 3.3. Создание системы вовлечения различных слоев населения в деятельность по контролю над табаком Стратегические действия в этом направлении включают: создание системы межсекторального партнерства, объединение всех заинтересованных ведомств, организаций, средств массовой информации для проведения мероприятий по предупреждению табакокурения; содействие общественным и некоммерческим организациям гражданского общества в проведении мероприятий, направленных на повышение информированности населения по вопросам профилактики и снижения потребления табака; выработка мер материального и морального поощрения некурящих и лиц, отказавшихся от курения, использование методов государственного поощрения и вознаграждения органов или учреждений, которые внесли существенный вклад в реализацию стратегии борьбы с курением; проведение широкомасштабных акций по типу международной кампании "Брось курить и выиграй" и других информационных кампаний; совершенствование системы гигиенического воспитания детей, подростков и молодежи по привитию навыков здорового образа жизни, в том числе по профилактике курения табака; организация культурно-развлекательных, спортивных и иных досуговых мероприятий, направленных на формирование у детей и молодежи здорового образа жизни и негативного отношения к потреблению наркотиков, алкоголя и курению табака; формирование актива из числа наиболее подготовленных родителей, студентов, молодежи, учащихся и проведение с ними специальных мероприятий (лекций, семинаров, тренингов). 3.4. Совершенствование системы оказания помощи по отказу от табакокурения и лечению табачной зависимости Стратегические действия в этом направлении включают: создание сети кабинетов в лечебно-профилактических учреждениях для подростков и взрослых по оказанию помощи по отказу от табакокурения; открытие консультативных кабинетов по первичной профилактике табакокурения на базе центров социальной помощи семье и детям; использование существующей сети психолого-педагогических и медико-социальных (ППМС) центров и кабинетов первичной профилактики употребления психоактивных веществ, находящихся в ведении министерства образования и науки Самарской области; внедрение современных методов профилактики и лечения табачной зависимости с обязательным контролем эффективности; организация телефонной линии для поддержки бросающих курить. 3.5. Защита населения от воздействия табачного дыма В целях охраны здоровья населения, а также снижения потребления табака необходимы: разработка и реализация комплекса мер, направленных на пресечение противоправной деятельности, связанной с рекламой и реализацией табачных изделий (выявление фактов реализации табачных изделий несовершеннолетним, реализации табачной продукции в учреждениях образования, здравоохранения и культуры, а также в физкультурно-спортивных организациях и др.); принятие мер по реализации запрета на курение табака на рабочих местах, во всех видах общественного транспорта, на территориях и в помещении организаций здравоохранения, образования, культуры, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, закрытых спортивных сооружениях, за исключением специально отведенных мест; организация общественного контроля за исполнением Федерального закона "Об ограничении курения табака"; разработка законодательных инициатив по внесению изменений в Федеральный закон "Об ограничении курения табака" в части организации зон, свободных от табачного дыма, в пунктах общественного питания и досугово-развлекательных учреждениях, а также в части регулирования цен на табачную продукцию; выделение работодателями и оснащение специальных мест для курения в организациях; включение мероприятий по борьбе с курением на рабочих местах в трехстороннее соглашение между Правительством Самарской области, Федерацией профсоюзов Самарской области и Союзом работодателей Самарской области о регулировании социально-трудовых отношений, в коллективные договоры, в правила внутреннего трудового распорядка; принятие работодателями и профсоюзными организациями мер по включению в условия коллективных договоров положений о предоставлении работникам, не курящим в течение рабочего времени, дополнительных социальных гарантий. 3.6. Организация мониторинга и оценка эффективности мероприятий по снижению табакокурения Стратегические действия в этом направлении включают: создание системы сбора, обработки, оценки и публикации статистической информации о взаимосвязи состояния здоровья населения области и табакокурения; проведение регулярных социологических и эпидемиологических исследований по проблеме распространения курения среди различных социальных и возрастных групп населения, изучение мотивации курения, мониторинг результатов профилактических мероприятий; изучение общественного мнения по проблемам государственной политики в области табакокурения и оборота табачной продукции. 4. Задачи Стратегии 1. Снижение уровня курения среди наиболее уязвимых групп населения (дети, подростки, молодежь, женщины). 2. Повышение информированности различных слоев населения Самарской области о вреде табакокурения, мерах личной и общественной профилактики. 3. Изменение отношения населения к курению путем осознания опасности табачной зависимости для здоровья, повышение мотивации к отказу от курения. 4. Обучение специалистов проведению профилактической антитабачной работы среди различных групп населения. 5. Вовлечение широких слоев населения области в деятельность по защите своего здоровья от воздействия табачного дыма. 6. Организация помощи курильщикам в избавлении от табачной зависимости. 7. Мониторинг и оценка эффективности мероприятий, научное обоснование реализации антитабачных профилактических программ. 5. Показатели для мониторинга и оценки состояния проблемы 1. Процент населения в возрасте от 7 до 65 лет, осведомленного о вредном влиянии курения на здоровье. 2. Процент постоянно курящих среди различных (целевых) групп населения (распространенность курения). 3. Процент курящих 20 и более сигарет в день среди взрослого населения старше 18 лет (интенсивность курения). 4. Процент курящих, желающих отказаться от курения. 5. Процент курящих, бросивших курить (по возрасту и полу). 6. Процент курящих в целевых группах (учащиеся школ, студенты, беременные женщины, педагоги, медицинские работники, пациенты с хроническими заболеваниями), бросивших курить. 7. Процент пациентов с хроническими заболеваниями, сокративших курение в течение года (по полу и возрасту). 8. Среднее число выкуриваемых сигарет (по возрасту и полу). 9. Процент детей в возрасте 7 - 10 лет, подвергающихся пассивному курению дома. 10. Процент молодежи в возрасте 18 - 20 лет, подвергающейся пассивному курению вне дома. 11. Процент мужчин и женщин, подвергающихся пассивному курению на рабочих местах. 12. Процент женщин, подвергающихся пассивному курению дома. 13. Заболеваемость взрослого населения, обусловленная табакокурением: бронхит хронический, эмфизема, хроническая обструктивная болезнь легких, бронхоэктатическая болезнь; болезни, характеризующиеся повышенным артериальным давлением; ишемическая болезнь сердца, в т.ч. стенокардия, острый инфаркт миокарда; цереброваскулярные болезни; злокачественные новообразования гортани, трахеи, бронхов и легких; язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. 14. Смертность в результате некоторых заболеваний, обусловленных табакокурением (по данным статистической отчетности). 15. Показатели здоровья новорожденных (число новорожденных с потерей веса тела). 6. Ожидаемые показатели результативности Стратегии 1. Увеличение процента населения в возрасте от 7 до 65 лет, осведомленного о вредном влиянии курения на здоровье: до 100% - у детей и подростков, 95% - у взрослых. 2. Увеличение количества желающих отказаться от курения: до 80% среди мужчин и 90% среди женщин. 3. Отказ от курения в период беременности и кормления грудью у 90% женщин. 4. Снижение уровня распространенности курения на 15-20% среди целевых групп (школьники, студенты, работники здравоохранения и образования). 5. Снижение уровня распространенности и интенсивности курения среди пациентов с хроническими заболеваниями на 30%. 6. Снижение интенсивности курения на 20%. 7. Увеличение числа пациентов, обратившихся за медицинской помощью по отказу от курения, на 20%. 8. Снижение процента лиц, подвергающихся пассивному курению. 9. Снижение на 5-10% уровня первичной заболеваемости, связанной с курением. 10. Снижение числа новорожденных с потерей массы тела на 15-20%. 7. Этапы реализации Стратегии Реализация Стратегии будет осуществляться поэтапно. На первом этапе (2008 - 2009 годы) на основе Стратегии разрабатываются и утверждаются комплексный межведомственный план мероприятий по снижению уровня табакокурения на 2008 - 2009 годы, осуществляемый исполнителями в рамках основной деятельности, и областная целевая программа, для которой настоящая Стратегия является концептуальной основой. На втором этапе (2010 - 2013 годы) Стратегия реализуется в рамках утвержденной областной целевой программы. 8. Основные исполнители Стратегии Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, министерство образования и науки Самарской области, министерство культуры и молодежной политики Самарской области, министерство по вопросами семьи и демографического развития Самарской области, департамент физической культуры и спорта Самарской области, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области, министерство промышленности и энергетики Самарской области, Главное управление внутренних дел по Самарской области (по согласованию), Федерация профсоюзов Самарской области (по согласованию), Союз работодателей Самарской области (по согласованию), управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (по согласованию). 9. Система организации и контроля за реализацией Стратегии Контроль и общую координацию мероприятий по реализации Стратегии осуществляет министерство здравоохранения и социального развития Самарской области. Исполнители мероприятий представляют информацию о ходе реализации Стратегии в министерство здравоохранения и социального развития Самарской области ежегодно в срок до 18 февраля. Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области информирует Правительство Самарской области о ходе реализации мероприятий ежегодно в срок до 1 марта. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|