Расширенный поиск
Постановление Губернатора Самарской области от 28.04.2007 № 77ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28.04.2007 N 77 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ (В редакции Постановлений Губернатора Самарской области от 25.07.2007 г. N 132; от 03.07.2009 г. N 71) В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2007 N 8 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 848", решением конкурсной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по отбору субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (протокол от 28.03.2007 N 2), в целях эффективной реализации образовательной политики в Самарской области постановляю: 1. Утвердить прилагаемый комплексный проект модернизации системы образования в Самарской области на 2007 - 2009 годы. 2. Министерству образования и науки Самарской области (Путько): обеспечить реализацию комплексного проекта модернизации системы образования в Самарской области на 2007 - 2009 годы; ежеквартально информировать Губернатора Самарской области о ходе реализации комплексного проекта модернизации системы образования в Самарской области на 2007 - 2009 годы. 3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство образования и науки Самарской области (Путько). 4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации. 5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. И.о. Губернатора Самарской области А.П.Нефёдов УТВЕРЖДЁН Постановлением Губернатора Самарской области от 28.04.2007 N 77 КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ (В редакции Постановлений Губернатора Самарской области от 25.07.2007 г. N 132; от 03.07.2009 г. N 71) 1. Введение В Самарской области процесс комплексной модернизации системы образования, включающий изменение содержания образования, реструктурирование сети образовательных учреждений (далее - ОУ), изменение принципов управления и финансирования, перестройку системы профессионального образования всех уровней под обеспечение потребностей экономики региона высококвалифицированными кадрами, активно идет с конца 90-х годов XX века. С 1998 года финансирование ОУ Самарской области производится по нормативам бюджетного финансирования, определенным в расчете на одного учащегося, воспитанника по каждому типу, виду ОУ, обеспечивающим учебный процесс и материальное содержание обучающихся, воспитанников. С 2002 года в Самарской области проводится федеральный эксперимент по организации управления образованием на основе создания образовательных округов. Было создано 11 образовательных округов. В 2006 году территориальные управления министерства образования и науки Самарской области созданы в городских округах Самара и Тольятти. В настоящее время 13 образовательных округов охватывают всю территорию области. Эксперимент по введению Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в Самарской области продолжается седьмой год. В 2006 году 85,3% всех абитуриентов поступили в вузы Самарской области по результатам ЕГЭ. В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 01.06.2006 N 60 в Самарской области проводится эксперимент по апробации новых механизмов оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. В декабре 2006 года в Самаре состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия", Правительства Самарской области и благотворительного фонда "Спорт. Образование. Культура" по реализации пилотного инновационного образовательного проекта "Достойные граждане великой страны". Проект рассчитан на пять лет и охватывает 260 школ Самарской области. Основными целями проекта "Достойные граждане великой страны" являются: дальнейшее повышение качества образования в Самарской области (в том числе посредством внедрения в образовательный процесс инновационных технологий); формирование у молодежи патриотического сознания и развитие чувства гражданской ответственности (в том числе посредством реализации общеобразовательных программ, предусматривающих дополнительную подготовку обучающихся по дисциплинам "Основы военной службы", "Основы безопасности жизнедеятельности", а также иных программ дополнительного образования спортивно-технической и военно-патриотической направленностей); популяризация спорта как основы формирования здорового образа жизни, обеспечение потребности в занятиях спортом (в том числе посредством увеличения времени на занятия физической культурой и спортом). Наряду с оптимизацией сети ОУ (реорганизацией юридических лиц, малокомплектных школ в филиалы и созданием образовательных центров) в Самарской области проводится реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования. Настоящий комплексный проект модернизации системы образования в Самарской области на 2007 - 2009 годы (далее - Проект) разработан в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2007 N 8 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 848", решением конкурсной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по отбору субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (протокол от 28.03.2007 N 2) в целях эффективной реализации образовательной политики в Самарской области. Проектом предусматриваются следующие направления модернизации системы образования в регионе: введение новой системы оплаты труда (далее - НСОТ) работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей; нормативное подушевое финансирование ОУ Самарской области; развитие региональной системы оценки качества образования; развитие сети общеобразовательных учреждений Самарской области в целях обеспечения условий для получения качественного образования независимо от места жительства; расширение общественного участия в управлении образованием. Также рассмотрено организационное обеспечение реализации Проекта. Основными направлениями расходования финансовых средств в рамках проекта "Достойные граждане великой страны" являются: (Дополнен - Постановление Губернатора Самарской области от 25.07.2007 г. N 132) капитальный и (или) текущий ремонт и реконструкция зданий (помещений) общеобразовательных учреждений Самарской области; (Дополнен - Постановление Губернатора Самарской области от 25.07.2007 г. N 132) приобретение оборудования и мебели для общеобразовательных учреждений Самарской области; (Дополнен - Постановление Губернатора Самарской области от 25.07.2007 г. N 132) повышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров системы образования Самарской области. (В редакции Постановления Губернатора Самарской области от 03.07.2009 г. N 71) 2. Направления модернизации системы образования в Самарской области на 2007 - 2009 годы 2.1. Введение НСОТ работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей 2.1.1. Действующая в общеобразовательных учреждениях Самарской области НСОТ работников общего образования В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 01.06.2006 N 60 "О проведении в 2006 году эксперимента по апробации новых механизмов оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и муниципальных общеобразовательных учреждений" в общеобразовательных учреждениях Самарской области внедряется НСОТ. Разработанная министерством образования и науки Самарской области методика основывается на нормативном финансировании и устанавливает зависимость величины фонда оплаты труда ОУ от численности учащихся. Фонд оплаты труда состоит из тарифной части (70%) и надтарифной части (30%). Тарифная часть фонда оплаты труда работников общеобразовательного учреждения обеспечивает гарантированную заработную плату. Заработная плата учителей зависит не только от количества учебных часов, но и от численности обучающихся. За счет надтарифной части устанавливаются повышающие коэффициенты по группам сложности обучения предметам, за квалификацию педагогических работников, осуществляющих учебный процесс, за качество обучения, воспитания (не менее 55% надтарифной части), создание условий для сохранения здоровья учащихся (не более 30% надтарифной части), за классное руководство (не менее 15% надтарифной части). Надбавки и доплаты устанавливаются на основании локальных актов, разрабатываемых общеобразовательным учреждением. Таким образом, реформирование системы оплаты труда работников образования позволяет не просто увеличить заработную плату, но и повысить эффективность образовательного процесса, стимулируя качественное обучение учащихся. Средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений Самарской области за декабрь 2006 года составила 8705 рублей, превысив ноябрьский уровень (8433 рубля) на 3,2%, уровень октября (8178 рублей) - на 6,4%, уровень сентября (7860 рублей) - на 10,7%, уровень мая (5713 рублей) - на 52,4%, уровень апреля (4200 рублей) - более чем в два раза. Источниками увеличения заработной платы учителей стали: средства областного бюджета (20%); внутренние резервы в части оптимизации расходов, направленных на содержание административно-хозяйственного персонала. Результаты, полученные в ходе проведения эксперимента в 2006 году, свидетельствуют о необходимости его продолжения в 2007 году. 2.1.2. Мероприятия по введению НСОТ работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей В рамках реализации Проекта в 2007 - 2009 годах в Самарской области НСОТ будет введена не только во всех общеобразовательных учреждениях, но и в дошкольных ОУ, а также в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Комплекс мероприятий по введению НСОТ перечислен в таблице. Мероприятия по введению НСОТ в ОУ Самарской области |———————————————————————————|—————————————————|——————————————————————————————————| | Наименование мероприятия | Срок | Дальнейшее использование | | | реализации | результатов | |———————————————————————————|—————————————————|——————————————————————————————————| | Апробация НСОТ | апрель - август | Распространение НСОТ на все | | в 9 общеобразовательных | 2006 г. | общеобразовательные учреждения | | учреждениях Самарской | | Самарской области с 01.09.2006 | | области | | | |———————————————————————————|—————————————————|——————————————————————————————————| | Апробация НСОТ во всех | с 01.09.2006 | Введение НСОТ | | общеобразовательных | по 31.08.2007 | в общеобразовательных | | учреждениях Самарской | | учреждениях Самарской области | | области | | с 01.09.2007 на постоянной | | | | основе | |———————————————————————————|—————————————————|——————————————————————————————————| | Разработка НСОТ | до 31.08.2007 | Апробация механизмов НСОТ | | работников дошкольных ОУ | | в 10 дошкольных ОУ Самарской | | | | области | |———————————————————————————|—————————————————|——————————————————————————————————| | Апробация НСОТ в 10 | с 01.09.2007 | Распространение НСОТ на все | | дошкольных ОУ | по 31.12.2007 | дошкольные ОУ Самарской | | | | области с 01.01.2008 | |———————————————————————————|—————————————————|——————————————————————————————————| | Апробация НСОТ во всех | с 01.01.2008 | Введение НСОТ в дошкольных | | дошкольных ОУ Самарской | по 31.08.2008 | ОУ Самарской области | | области | | с 01.09.2008 на постоянной | | | | основе | |———————————————————————————|—————————————————|——————————————————————————————————| | Разработка НСОТ | до 31.08.2007 | Апробация механизмов НСОТ в 10 | | работников учреждений | | учреждениях начального и | | начального и среднего | | среднего профессионального | | профессионального | | образования Самарской области | | образования | | | |———————————————————————————|—————————————————|——————————————————————————————————| | Апробация НСОТ в 10 | с 01.09.2007 | Распространение НСОТ на все | | учреждениях начального и | по 31.12.2007 | учреждения начального | | среднего | | профессионального образования | | профессионального | | и подведомственные учреждения | | образования | | среднего профессионального | | | | образования с 01.01.2008 | |———————————————————————————|—————————————————|——————————————————————————————————| | Апробация НСОТ во всех | с 01.01.2008 | Введение НСОТ в учреждениях | | учреждениях начального | по 31.08.2008 | начального профессионального | | профессионального | | образования и подведомственных | | образования и | | учреждениях среднего | | подведомственных | | профессионального образования | | учреждениях среднего | | с 01.09.2008 на постоянной | | профессионального | | основе | | образования | | | |———————————————————————————|—————————————————|——————————————————————————————————| | Повышение квалификации | 2007 - 2009 | | | педагогических | годы | | | работников | | | | общеобразовательных | | | | учреждений, внедряющих | | | | НСОТ | | | |———————————————————————————|—————————————————|——————————————————————————————————| 2.1.3. Планируемые результаты введения НСОТ работников общего образования В ходе реализации настоящего Проекта за счет введения НСОТ возрастет доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и абсолютное значение средней заработной платы учителей. Планируемые результаты введения НСОТ указаны в таблице. Планируемые результаты введения НСОТ работников общего образования |—————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | Наименование показателя | Фактическое| Планируемое | | | значение | значение | | | показателя | показателя | | | в 2006 г. | по годам | | | |—————|—————|—————| | | | 2007| 2008| 2009| |—————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| | Рост абсолютного значения средней | | 172%| 187%| 198%| | зарплаты учителей за счет | | | | | | введения НСОТ по отношению | | | | | | к уровню 2006 года, в % | | | | | |—————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| | Доля фонда оплаты труда учителей | 63% | 70% | 70% | 70% | | в общем фонде оплаты труда | | | | | | работников общеобразовательных | | | | | | учреждений, в % | | | | | |—————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| | Доля муниципальных образований, | 100% | 100%| 100%| 100%| | общеобразовательные учреждения | | | | | | которых перешли на НСОТ, в % | | | | | |—————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| | Доля государственных и | 100% | 100%| 100%| 100%| | муниципальных общеобразовательных | | | | | | учреждений, которые перешли | | | | | | на НСОТ, от общего числа | | | | | | государственных и муниципальных | | | | | | общеобразовательных учреждений | | | | | | в Самарской области, в % | | | | | |—————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| 2.2. Нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений Самарской области 2.2.1. Комплекс мероприятий по реализации нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений Самарской области Начиная с 1998 года в Самарской области в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 11.12.1997 N 367 "О системе финансирования образовательных учреждений области" (в настоящее время утратило силу) финансирование ОУ области производится на основании ежегодно утверждаемых нормативов бюджетного финансирования. С 2002 года все ОУ Самарской области переведены на подушевое нормативное финансирование. Величина нормативов бюджетного финансирования для общеобразовательных учреждений определяется в соответствии с методиками расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в ОУ, утвержденными постановлением Правительства Самарской области от 20.12.2004 N 85 "Об утверждении методик расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Самарской области". Нормативы бюджетного финансирования расходов на реализацию образовательных программ общего образования и поправочные коэффициенты к ним начиная с 2005 года утверждаются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год. В 2007 году норматив на обучение одного учащегося в общеобразовательных школах составляет: в городских общеобразовательных школах - 11869 рублей; в городских общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях, гимназиях - 13836 рублей; в сельских общеобразовательных школах - 21759 рублей; в сельских общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях, гимназиях - 25249 рублей. Введение нормативного бюджетного финансирования позволило создать прозрачную схему определения объемов финансирования и обеспечить гарантированный уровень финансового обеспечения образовательного процесса. Прозрачный и понятный механизм формирования бюджета школы позволяет руководителю самостоятельно рассчитывать бюджет, определять первоочередные задачи. Самостоятельность стимулирует руководителя искать пути увеличения ресурсов для обеспечения функционирования школы и ее развития. Основным показателем, влияющим на размер бюджетных средств ОУ, является количество учащихся и воспитанников. Данное обстоятельство ставит ОУ одного вида в условия конкуренции, что непосредственно влияет на качество и результативность образовательного процесса. 2.2.2. Планируемые результаты реализации нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений Самарской области В рамках настоящего Проекта будет проведена работа по совершенствованию механизма подушевого финансирования ОУ Самарской области. Планируемые результаты представлены в таблице. Планируемые результаты реализации нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений Самарской области |—————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | Наименование показателя | Фактическое| Планируемое | | | значение | значение | | | показателя | показателя | | | в 2006 г. | по годам | | | |—————|—————|—————| | | | 2007| 2008| 2009| |—————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| | Доля муниципальных образований, | 100% | 100%| 100%| 100%| | общеобразовательные учреждения | | | | | | которых получают бюджетные | | | | | | средства на основе принципов | | | | | | нормативного бюджетного | | | | | | финансирования, от общего числа | | | | | | муниципальных образований | | | | | | в Самарской области, в % | | | | | |—————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| | Доля государственных и | 100% | 100%| 100%| 100%| | муниципальных общеобразовательных | | | | | | учреждений, получающих бюджетные | | | | | | средства на основе принципов | | | | | | нормативного бюджетного | | | | | | финансирования, от общего числа | | | | | | общеобразовательных учреждений, | | | | | | в % | | | | | |—————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| | Доля общеобразовательных | 100% | 100%| 100%| 100%| | учреждений, ведущих бухгалтерский | | | | | | и налоговый учет самостоятельно, | | | | | | от общего числа | | | | | | общеобразовательных учреждений, | | | | | | в % | | | | | |—————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| | Относительное (в % к 2006 году) | | | | | | повышение величины нормативов | | | | | | подушевого финансирования | | | | | | для государственных и | | | | | | муниципальных общеобразовательных | | | | | | учреждений, расположенных: | | | | | |—————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| | в городской местности | | 149%| 161%| 164%| |—————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| | в сельской местности | | 151%| 170%| 173%| |—————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| | Доля учебных расходов в нормативе | 9% | 8% | 9,5%| 10% | | бюджетного финансирования | | | | | | общеобразовательных учреждений, | | | | | | в % | | | | | |—————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| 2.3. Развитие региональной системы оценки качества образования 2.3.1. Комплекс мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования Развитие объективной контрольно-оценочной системы качества обучения в соответствии с требованиями пользователей (обучающихся и их родителей, педагогических коллективов ОУ Самарской области, органов управления образованием, работодателей) является одной из важнейших задач настоящего Проекта. Система оценки качества образования - это совокупность организационных форм, процедур, условий, которая обеспечивает повышение качества образования. Региональная система оценки качества образования включает: лицензирование образовательной деятельности; аттестацию ОУ; государственную аккредитацию ОУ; независимую оценку образовательных достижений учащихся в процессе аттестации ОУ и мониторинговых исследований; аттестацию педагогических и руководящих работников ОУ; государственную (итоговую) аттестацию выпускников ОУ. Система оценки качества образования в Самарской области способствует: повышению доступности качественного образования в регионе; повышению уровня информированности населения при принятии жизненно важных решений о продолжении образования; обеспечению единого образовательного пространства; принятию обоснованных управленческих решений по проблемам повышения качества образования и развития системы образования; развитию и совершенствованию структуры и механизмов контроля, управления и обеспечения качества образования. Перечень мероприятий, запланированных в рамках развития региональной системы оценки качества образования, представлен в таблице. Мероприятия по развитию региональной системы оценки качества образования |————————————————————————————————————|———————————————————————————|——————————————————————————————| | Наименование мероприятия | Срок реализации | Дальнейшее использование | | | | результатов | |————————————————————————————————————|———————————————————————————|——————————————————————————————| | Формирование распределенной базы | 2007 г. - разработка, | | | данных ОУ, которым выданы | постоянно - пополнение | | | лицензии на ведение | | | | образовательной деятельности, и | | | | перечня лицензионных направлений | | | | подготовки (специальностей) | | | |————————————————————————————————————|———————————————————————————|——————————————————————————————| | Разработка механизма системного | 2007 г. | Осуществление системного | | контроля за соблюдением ОУ | | контроля за соблюдением ОУ | | независимо от их | | лицензионных требований и | | организационно-правовых форм | | условий в соответствии | | (либо филиалами ОУ) лицензионных | | с Законом Российской | | требований и условий | | Федерации "Об образовании" | | в соответствии с Законом | | позволит определить | | Российской Федерации | | перспективные направления | | "Об образовании" | | работы по оценке качества | | | | образования | |————————————————————————————————————|———————————————————————————|——————————————————————————————| | Разработка стандартизированных | 2007 г. - разработка, | Апробация | | контрольно-измерительных | постоянно - пополнение | контрольно-измерительных | | материалов и процедур аттестации | | материалов и процедур | | ОУ | | аттестации ОУ Самарской | | | | области в ходе | | | | мониторинговых | | | | исследований | |————————————————————————————————————|———————————————————————————|——————————————————————————————| | Формирование электронного | 2007 г. - разработка, | Апробация | | регионального банка | постоянно - пополнение | контрольно-измерительных | | контрольно-измерительных | | материалов и процедур | | материалов | | аттестации ОУ Самарской | | | | области в ходе | | | | мониторинговых | | | | исследований | |————————————————————————————————————|———————————————————————————|——————————————————————————————| | Использование | с 01.01.2008 | | | стандартизированных | | | | контрольно-измерительных | | | | материалов и процедур | | | | при аттестации ОУ | | | |————————————————————————————————————|———————————————————————————|——————————————————————————————| | Формирование базы данных | 2007 г. - разработка, | Привлечение наиболее | | общественных наблюдателей | постоянно - пополнение | активных представителей | | при проведении процедур | | общественности | | аттестации и лицензирования ОУ | | к управлению системой | | | | образования | |————————————————————————————————————|———————————————————————————|——————————————————————————————| | Создание автоматизированной | 2007 г. - разработка, | Автоматизация процедуры | | системы учета ОУ, прошедших | постоянно - пополнение | проверки законности выдачи | | процедуру государственной | | документа об образовании | | аккредитации | | государственного образца | | | | ОУ Самарской области, | | | | увеличение открытости и | | | | доступности системы | | | | образования | |————————————————————————————————————|———————————————————————————|——————————————————————————————| | Участие региона в эксперименте | В соответствии | Введение ЕГЭ на постоянной | | по введению ЕГЭ | с федеральным | основе | | | законодательством | | |————————————————————————————————————|———————————————————————————|——————————————————————————————| | Разработка новых форм внешней | до 01.05.2007 | Апробация новых форм | | независимой итоговой аттестации | | внешней независимой | | выпускников 9-х классов | | итоговой аттестации | | | | выпускников 9-х классов | | | | в 2007 году | |————————————————————————————————————|———————————————————————————|——————————————————————————————| | Введение новых форм внешней | с 01.01.2008 | | | независимой итоговой аттестации | | | | выпускников 9-х классов | | | | на постоянной основе | | | |————————————————————————————————————|———————————————————————————|——————————————————————————————| | Разработка механизмов | 2007 год | Оценка динамики развития | | независимой оценки учебных | | системы образования | | достижений учащихся | | Самарской области, | | | | выстраивание рейтинга ОУ | | | | региона, независимая | | | | оценка результатов | | | | деятельности педагогов | |————————————————————————————————————|———————————————————————————|——————————————————————————————| | Разработка | 2007 - 2009 гг. | Оценка динамики развития | | контрольно-измерительных | | системы образования | | материалов для проведения | | Самарской области, | | независимой оценки учебных | | выстраивание рейтинга ОУ | | достижений учащихся | | региона, независимая | | | | оценка результатов | | | | деятельности педагогов | |————————————————————————————————————|———————————————————————————|——————————————————————————————| | Проведение независимой оценки | с 2007 г. по отдельным | Оценка динамики развития | | учебных достижений учащихся | предметам (по мере | системы образования | | | разработки | Самарской области, | | | контрольно-измерительных | выстраивание рейтинга ОУ | | | материалов) | региона, независимая | | | | оценка результатов | | | | деятельности педагогов | |————————————————————————————————————|———————————————————————————|——————————————————————————————| | Анализ эффективности форм и | апрель - май | Внесение изменений в листы | | процедур аттестации | 2007 г. | оценивания педагогических | | педагогических и руководящих | | и руководящих работников | | работников государственных, | | | | муниципальных учреждений | | | | образования Самарской области | | | |————————————————————————————————————|———————————————————————————|——————————————————————————————| 2.3.2. Планируемые результаты развития региональной системы оценки качества образования В результате развития региональной системы оценки качества образования в Самарской области возрастет доступность качественного образования. Планируемые результаты представлены в таблице. Планируемые результаты развития региональной системы оценки качества образования |————————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | Наименование показателя | Фактическое| Планируемое | | | значение | значение | | | показателя | показателя | | | в 2006 г. | по годам | | | |—————|—————|—————| | | | 2007| 2008| 2009| |————————————————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| | Количество учебных предметов, по которым | 12 | 13 | 13 | 13 | | выпускникам общеобразовательных учреждений | | | | | | предоставляется возможность сдачи ЕГЭ | | | | | |————————————————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| | Доля выпускников общеобразовательных | 98% | 98% | 98% | 98% | | учреждений, проходящих государственную | | | | | | (итоговую) аттестацию по русскому языку и | | | | | | математике в форме ЕГЭ <1> | | | | | |————————————————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| | Доля выпускников общеобразовательных | 31% | 35% | 37% | 40% | | учреждений, сдающих ЕГЭ по трем и более | | | | | | учебным предметам | | | | | |————————————————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| | Доля выпускников 9-х классов, проходящих | | 98% | 98% | 98% | | внешнюю независимую итоговую аттестацию, | | | | | | осуществляемую муниципальными, межшкольными | | | | | | экзаменационными комиссиями <2> | | | | | |————————————————————————————————————————————————|————————————|—————|—————|—————| -------------------------------- <1> 2% - доля выпускников общеобразовательных учреждений, проходящих государственную (итоговую) аттестацию не в форме ЕГЭ по медицинским показаниям. <2> 2% - доля выпускников 9-х классов, проходящих итоговую аттестацию в другой форме по медицинским показаниям. 2.4. Развитие сети общеобразовательных учреждений Самарской области в целях обеспечения условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года представлен целый ряд задач, решение которых направлено на обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования и достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования. Обеспечение качественного и доступного образования в нашей стране является первоочередной целью приоритетного национального проекта "Образование". В этом заключается его идеологический смысл и социально-экономическая значимость. Именно поэтому одним из важнейших направлений деятельности органов власти Самарской области на протяжении длительного времени является работа по приведению структуры региональной сети общеобразовательных учреждений к такому состоянию, которое позволило бы детям Самарской области вне зависимости от места их проживания и социальной принадлежности получить реальную возможность для реализации своего потенциала, стать успешными людьми в жизни и достойными гражданами своей страны. Подобного рода деятельность была и продолжает оставаться актуальной на фоне демографического спада, который привел к значительному сокращению численности учащихся в школах, особенно в сельской местности, в том числе под влиянием урбанизационных факторов. 2.4.1. Структура сети ОУ Самарской области в 2006/2007 учебном году По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, по состоянию на 1 января 2006 года, численность населения в возрасте до 17 лет включительно составила 580784 человека. Возрастная структура этой категории населения региона представлена в таблице. Структура населения Самарской области в возрасте до 17 лет включительно |——————————|———————————|———————————|————————————| | Возраст | Все | Городское | Сельское | | | население,| население,| население, | | | человек | человек | человек | |——————————|———————————|———————————|————————————| | До 1 года| 30939 | 24604 | 6335 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 1 | 32074 | 25621 | 6453 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 2 | 31359 | 25133 | 6226 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 3 | 28201 | 22468 | 5733 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 4 | 24972 | 19612 | 5360 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 5 | 25017 | 19567 | 5450 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 6 | 24477 | 19046 | 5431 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 7 | 25422 | 19660 | 5762 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 8 | 25254 | 19541 | 5713 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 9 | 26791 | 20709 | 6082 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 10 | 29019 | 22365 | 6654 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 11 | 30875 | 23550 | 7325 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 12 | 31390 | 23962 | 7428 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 13 | 35044 | 26591 | 8453 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 14 | 38522 | 29050 | 9472 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 15 | 43116 | 33094 | 10022 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 16 | 47009 | 36120 | 10889 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | 17 | 51303 | 40062 | 11241 | |——————————|———————————|———————————|————————————| | Итого | 580784 | 344755 | 130029 | |——————————|———————————|———————————|————————————| Демографическая ситуация привела к тому, что в 2006/2007 учебном году в 783 государственных и муниципальных ОУ Самарской области, являющихся юридическими лицами, обучается 298497 учащихся, тогда как в 1997/98 учебном году в 1077 государственных и муниципальных ОУ Самарской области, являвшихся юридическими лицами, обучалось 459169 учащихся. Численность учащихся за указанный период снизилась на 35%. В настоящее время система общего образования Самарской области включает в себя практически все разнообразие типов и видов ОУ, определенных федеральным законодательством, а именно: начальные общеобразовательные школы - юридические лица (22), начальные школы-филиалы (163); основные общеобразовательные школы - юридические лица (118), основные школы-филиалы (81); средние общеобразовательные школы - юридические лица (619) (в том числе 16 гимназий, 24 лицея, 54 средних школы с углубленным изучением отдельных предметов), 2 средние школы-филиалы; ОУ для детей с отклонениями в развитии (23); ОУ для детей с девиантным поведением (1). В Самарской области в настоящее время функционируют 6 вечерних (сменных) ОУ, являющихся юридическими лицами. Всего очно-заочной формой обучения в начале текущего учебного года было охвачено 6681 человек, 3510 учащихся получают общее образование различного уровня по данной форме обучения в дневных ОУ. С целью модернизации системы образования Самарской области, направленной на обеспечение прав граждан на получение доступного качественного образования, в течение нескольких лет продолжается работа по реструктуризации сети ОУ и форм организации образовательной деятельности. Проводится реорганизация отдельных малокомплектных начальных, основных, средних ОУ в филиалы более крупных, как правило, средних школ, что привело к снижению (на 28% по сравнению с 1997/98 учебным годом) числа школ, являющихся самостоятельными юридическими лицами. Часть малокомплектных средних и основных школ реорганизована, соответственно, в основные и начальные школы (в сельской местности региона подобной реорганизации по сравнению с 1997/98 учебным годом подверглись более одной трети школ), а дети из данных учреждений подвозятся в более крупные и хорошо оснащенные ОУ, как правило, в образовательные центры (далее - ОЦ). В настоящее время 166 средних общеобразовательных школ - ОЦ оснащены современным учебным и компьютерным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, мебелью за счет средств областного бюджета с привлечением средств займа Международного банка реконструкции и развития (в настоящее время более двух третей учащихся 10-11 классов ОУ, расположенных в сельских районах области, обучаются в ОЦ). С 2000 года в школы региона за счет средств областного бюджета производится поставка автобусов (всего с 2000 года более 350 штук), что позволило более чем в 2 раза (с 5 до 11%) увеличить охват детей, проживающих в сельской местности, организованным школьным подвозом. Такого рода деятельность позволяет решать на ином качественном уровне вопросы управления, методического обеспечения организации деятельности и образовательного процесса, повысить ответственность ОУ за результативность обучения, эффективно использовать имеющиеся финансовые, материально-технические, информационные и кадровые ресурсы. 2.4.2. Проблемы, стоящие перед региональной системой общего образования Несмотря на значительные достижения в плане создания новой, более совершенной структуры сети ОУ Самарской области остаются следующие проблемы обеспечения доступности качественного образования: проблема введения профильного обучения в старших классах как средства индивидуализации образовательного процесса в условиях, когда большинство городских школ имеет два-три класса в параллели, а большинство сельских - и того меньше, что значительно затрудняет предоставление достаточного спектра образовательных профилей в рамках отдельного ОУ; проблема доступности качественного образования (особенно в сельской местности) в связи с наличием школ, в которых учителя вынужденно (в силу малочисленности учащихся) преподают несколько (зачастую непрофильных своему основному профессиональному образованию, своей квалификации) учебных предметов; демографическая проблема: снижение общей численности учащихся будет происходить вплоть до 2009/2010 учебного года, кроме того, произойдет резкое (примерно на 30% к началу 2010 года) сокращение числа старшеклассников по сравнению с 2006 годом. Можно констатировать, что первая из вышеперечисленных проблем является наиболее сложной для разрешения ввиду негативных демографических прогнозов относительно численности старшеклассников. Фактическое значение численности учащихся и количества средних ОУ и прогноз до 2010/2011 учебного года представлены в нижеследующих таблицах. Фактическая численность учащихся общеобразовательных классов и прогноз до 2010/2011 учебного года |—————————————————————————|—————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————| | Класс, ОУ | Фактическое количество | Планируемое количество учащихся | | | учащихся по годам, человек | по годам, человек | | |——————————|——————————|——————————||—————————|——————————|——————————|————————————| | | 2004/2005| 2005/2006| 2006/2007| 2007/2008| 2008/2009| 2009/2010| 2010/2011 | |—————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| | 1 | 26143 | 26382 | 25510 | 25000 | 25000 | 28500 | 31500 | |—————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| | 2 | 26874 | 26162 | 26289 | 25500 | 25000 | 25000 | 28500 | |—————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| | 3 | 29155 | 26952 | 25986 | 26300 | 25500 | 25000 | 25000 | |—————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| | 4 | 31490 | 29232 | 26908 | 26000 | 26300 | 25500 | 25000 | |—————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| | 5 | 27273 | 31986 | 29538 | 27300 | 26300 | 26600 | 25800 | |—————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| | 6 | 24914 | 27215 | 32015 | 29500 | 27300 | 26300 | 26600 | |—————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| | 7 | 32460 | 25244 | 27202 | 32000 | 29500 | 27300 | 26300 | |—————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| | 8 | 34839 | 32220 | 24912 | 26900 | 31500 | 29100 | 27000 | |—————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| | 9 | 42124 | 33696 | 31195 | 24400 | 26000 | 31000 | 28500 | |—————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| | 10 | 27312 | 25049 | 19884 | 18700 | 15000 | 15500 | 19000 | |—————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| | 11 | 27499 | 25369 | 23311 | 19000 | 18000 | 14000 | 15000 | |—————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| | Всего | 330083 | 309507 | 292750 | 280600 | 275400 | 273800 | 278200 | | в общеобразовательных | | | | | | | | | классах | | | | | | | | |—————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| | Всего в коррекционных | 7694 | 6326 | 5747 | 5400 | 5000 | 4700 | 5000 | | ОУ и классах | | | | | | | | |—————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| | Всего в муниципальных | 337777 | 315833 | 298497 | 286000 | 280400 | 278500 | 283200 | | и государственных ОУ | | | | | | | | |—————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| Фактическое количество средних ОУ в Самарской области и прогноз до 2010/2011 учебного года |—————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————| | Фактическое количество ОУ | Планируемое количество ОУ по годам | | по годам | | |——————————|——————————|——————————||—————————|——————————|——————————|————————————| | 2004/2005| 2005/2006| 2006/2007| 2007/2008| 2008/2009| 2009/2010| 2010/2011 | |——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| | 665 | 641 | 619 | 585 | 550 | 510 | 480 | |——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————————| 2.4.3. Цели реструктуризации сети ОУ Самарской области Реструктуризация сети ОУ Самарской области проводится в целях: обеспечения полноты предоставляемых образовательных услуг с учетом их территориальной доступности; повышения адекватности образовательных услуг сетевых элементов потребностям учащихся разного возраста; рационализации использования ресурсов в сети ОУ. 2.4.4. Принципы реструктуризации сети ОУ Самарской области В 2001 году в Самарской области были разработаны организационные принципы проведения реструктуризации сети ОУ Самарской области, которые действуют и в настоящее время. Для городской системы общего образования Самарской области подобным принципом является создание ОУ различных ступеней общего образования или физически изолированных подразделений по ступеням общего образования в рамках одного ОУ, в том числе создание ОЦ в качестве школ старшей ступени общего образования. Также в настоящее время в области действуют следующие организационные принципы реструктуризации сети сельских школ: максимальное сохранение в малочисленных населенных пунктах начальных школ и развитие в сельских населенных пунктах дошкольного образования; функционирование ОЦ, оснащенных современным учебным и информационным оборудованием, учебно-методическими пособиями, в которых обучаются дети из близлежащих населенных пунктов; наличие в отдельных ОЦ интерната для проживания детей; расширение парка школьных автобусов, осуществляющих подвоз детей. 2.4.5. Требования к состоянию региональной сети ОУ на период до 2010 года 2.4.5.1. Обеспечение психофизической безопасности учащихся и комфортных условий образовательного процесса Требование обеспечения психофизической безопасности учащихся и комфортных условий образовательного процесса предусматривает обеспечение соответствующих возрасту безопасных санитарно-гигиенических условий образовательного процесса. Речь идет не просто об обеспечении соответствия деятельности ОУ лицензионным и санитарно-гигиеническим требованиям, поскольку сегодня при формальном обеспечении данных условий в школе обучающиеся зачастую не имеют комфортных (в соответствии с возрастом) условий обучения и воспитания. Реализация указанного требования возможна при условии проведения капитального ремонта в ОУ, при оснащении ОУ специальным оборудованием - спортивным оборудованием, инвентарем и оборудованием для столовых, а также при условии обучения детей разного возраста в отдельных ОУ или изолированных подразделениях одного учреждения. (В редакции Постановления Губернатора Самарской области от 25.07.2007 г. N 132) Первоочередные индикаторы реализации данного требования: достижение 70-процентной доли школьников, обучающихся в ОУ, полностью соответствующих требованиям СанПиНа (в настоящее время 44%); достижение 15-процентной доли городских ОУ, работающих в виде школ-ступеней или имеющих изолированные структурные подразделения по ступеням общего образования. 2.4.5.2. Обеспечение территориальной доступности услуг, предоставляемых сетью ОУ Начальная школа должна быть расположена таким образом, чтобы дети могли самостоятельно и безопасно добираться до нее. При переходе детей в старшие возрастные группы требование пространственной доступности может формулироваться как предоставление возможности учащемуся добраться до школы, оказывающей желаемую услугу, за разумное время. Первоочередные индикаторы реализации данного требования: общее снижение числа ОУ и их филиалов должно составить не более 10% (за исключением случаев слияния и присоединения ОУ); доля сельских учащихся, охваченных школьным подвозом, должна повыситься до 20% от их общего числа (по сравнению с 11% в настоящее время). 2.4.5.3. Обеспечение организации профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования посредством реализации возможности выбора индивидуальной образовательной траектории Сеть ОУ (в соответствии с Концепцией модернизации российского образования) обязана реализовывать систему специализированной подготовки (профильного обучения) в старших (10 - 11 (12) классах общеобразовательной школы. Иными словами, образование на старшей ступени должно быть достаточно индивидуализированным (в соответствии с образовательными перспективами юношей и девушек, а также потребностями рынка труда). Это может быть осуществлено без чрезмерных издержек только в школах, имеющих значительное количество старшеклассников. Первоочередные индикаторы реализации данного требования: снижение показателя "Создание для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами для качественной реализации соответствующих образовательных программ по каждому предмету и эффективного с точки зрения использования образовательных ресурсов" к 2010 году по сравнению с настоящим периодом должно быть не более чем на 12 единиц (69,8 - в 2006 году, 57,8 - в 2009 году), что потребует реорганизации в указанные годы более 100 средних общеобразовательных школ (18% от их общей численности в 2006 году) путем слияния, присоединения или придания им статуса основных общеобразовательных школ (при отсутствии изменений региональной сети ОУ данный показатель снизился бы более чем на 20 единиц); численность обучающихся в старших классах городских ОЦ должна быть не ниже 25% от общей численности обучающихся на старшей ступени общего образования в городских школах (в настоящее время 17%); численность обучающихся в старших классах сельских ОЦ должна быть не ниже 75% от общей численности обучающихся на старшей ступени общего образования в сельских школах (в настоящее время 65%); переход к профильному обучению учащихся на старшей ступени общего образования (за исключением универсального (общеобразовательного) профиля) более 66% средних ОУ в каждом из образовательных округов Самарской области. 2.4.5.4. Обеспечение необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов Сеть ОУ Самарской области должна отвечать требованию максимально эффективного использования человеческих, информационных, материальных, финансовых ресурсов. Это требование предполагает целевую концентрацию ресурсов одного типа в одной институциональной форме (например, в учреждениях одного вида), что должно предусматривать изменение сегодняшней структуры сети общего образования, характеризующейся недостаточной специализацией элементов сети. Первоочередные индикаторы реализации данного требования: увеличение доли школьников, обучающихся в ОУ, укомплектованных педагогическими кадрами, имеющими соответствующую квалификацию, по каждому из предметов базисного учебного плана до 90% (в настоящее время 84%); обеспечение полного охвата всех школ области высокоскоростным доступом в сеть Интернет; увеличение доли школьников, обучающихся в ОУ, укомплектованных оборудованием, соответствующим Перечню учебного и компьютерного оборудования для оснащения ОУ, до 70% (в настоящее время 33%); увеличение средней наполняемости классов в сельских школах по сравнению с 2006 годом с 12,4 до 14 учащихся к 2010 году и сохранение средней наполняемости классов в городских школах на уровне 25 учащихся, т.е. в рамках действующего СанПиНа. 2.4.6. Мероприятия по развитию сети общеобразовательных учреждений Самарской области В ходе реализации настоящего Проекта планируется осуществить капитальный ремонт зданий (помещений) общеобразовательных учреждений Самарской области и мероприятия согласно нижеследующей таблице. (В редакции Постановления Губернатора Самарской области от 25.07.2007 г. N 132) Мероприятия по развитию сети общеобразовательных учреждений Самарской области |——————————————————————————————|———————————————————————————|———————————————————————————————| | Наименование | Сроки проведения, | Дальнейшее использование | | мероприятия | количество | результатов | |——————————————————————————————|———————————————————————————|———————————————————————————————| | Закупка школьных автобусов | 2007 год - 30 ед. | Открытие более 100 новых | | за счет средств | 2008 год - 40 ед. | маршрутов с организацией | | федерального бюджета | 2009 год - 40 ед. | подвоза детей, как правило, | | | | в ОЦ | |——————————————————————————————|———————————————————————————|———————————————————————————————| | Закупка школьных автобусов | 2007 год - 106 ед. | | | за счет средств областного | 2008 год - 75 ед. | | | бюджета | 2009 год - 68 ед. | | |——————————————————————————————|———————————————————————————|———————————————————————————————| | Закупка учебного | 2007 год - 40 ед. | Создание 120 новых ОЦ, | | оборудования (комплекты | 2008 год - 40 ед. | в основном в городской | | "Физика", "Химия", | 2009 год - 40 ед. | местности (как правило, | | "Биология", компьютерное и | | школ-ступеней) | | медиа-оборудование, | | | | лингафонные кабинеты и | | | | т.д.) за счет средств | | | | федерального бюджета | | | |——————————————————————————————|———————————————————————————|———————————————————————————————| | Закупка школьной мебели | 2007 год - 100 ед. | Первоочередное оснащение | | (комплект для 5 учебных | 2008 год - 100 ед. | школ, имеющих проблемы | | классов) за счет средств | 2009 год - 100 ед. | с соблюдением СанПиНа | | федерального бюджета | | в части оснащения школьной | | | | мебелью | |——————————————————————————————|———————————————————————————|———————————————————————————————| | Организация переподготовки | 2007 год - 2000 человек, | Сокращение числа педагогов | | педагогических кадров, | 2008 год - 1000 человек, | (в основном, из сельской | | работающих не по основной | 2009 год - 1000 человек | местности), работающих | | специальности, по наиболее | | не по основной | | востребованным | | специальности, по наиболее | | специальностям за счет | | востребованным | | средств федерального | | специальностям | | бюджета | | | |——————————————————————————————|———————————————————————————|———————————————————————————————| 2.4.7. Планируемые результаты развития сети общеобразовательных учреждений Самарской области В результате развития сети ОУ Самарской области возрастет количество учащихся, имеющих возможность получения качественного образования в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса. Планируемые результаты развития сети ОУ Самарской области приведены в таблице. Планируемые результаты развития сети общеобразовательных учреждений Самарской области |——————————————————————————————————————|————————————|————————————————————| | Наименование показателя | Фактическое| Планируемое | | | значение | значение | | | показателя | показателя | | | в 2006 г. | по годам | | | |——————|——————|——————| | | | 2007 | 2008 | 2009 | |——————————————————————————————————————|————————————|——————|——————|——————| | Доля школьников, обучающихся | 33% | 45% | 55% | 70% | | в общеобразовательных учреждениях, | | | | | | отвечающих современным требованиям | | | | | | к условиям образовательного | | | | | | процесса, в % | | | | | |——————————————————————————————————————|————————————|——————|——————|——————| | Средняя наполняемость классов | 25 | 25 | 25 | 25 | | в общеобразовательных учреждениях, | | | | | | расположенных в городской | | | | | | местности, в пределах норм, | | | | | | установленных СанПиНом | | | | | |——————————————————————————————————————|————————————|——————|——————|——————| | Средняя наполняемость классов | 12,4 | 13 | 13,5 | 14 | | в общеобразовательных учреждениях, | | | | | | расположенных в сельской | | | | | | местности, в пределах норм, | | | | | | установленных СанПиНом | | | | | |——————————————————————————————————————|————————————|——————|——————|——————| | Создание для учащихся старшей | 69,8 | 64,4 | 60 | 57,8 | | ступени возможности выбора профиля | | | | | | обучения, обеспеченного | | | | | | необходимым оборудованием и | | | | | | высококвалифицированными кадрами | | | | | | для качественной реализации | | | | | | соответствующих образовательных | | | | | | программ по каждому предмету и | | | | | | эффективного с точки зрения | | | | | | использования образовательных | | | | | | ресурсов | | | | | |——————————————————————————————————————|————————————|——————|——————|——————| 2.5. Расширение общественного участия в управлении образованием В настоящее время в Самарской области осуществляется ряд мероприятий по расширению участия общественности в управлении образованием. В качестве основы для расширения общественного участия в управлении образованием будет использован имеющийся опыт. В Самарской области действует региональный общественный совет по реализации приоритетного национального проекта "Образование". В его функции входит: формирование областных конкурсных комиссий; согласование процедур и максимальных баллов конкурсов; согласование списков победителей; осуществление контроля за соблюдением процедур проведения конкурсов и критериев конкурсных отборов, проводимых в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование". В общеобразовательных учреждениях Самарской области в рамках реализации пилотного инновационного образовательного проекта "Достойные граждане великой страны" создаются попечительские советы - общественные органы управления ОУ. Целью создания попечительских советов является расширение общественного участия в управлении учреждением образования, координация его деятельности, оказание материальной поддержки. В состав попечительского совета ОУ входят представители общественных организаций, бизнеса, родители обучающихся, бывшие выпускники. На заседаниях обсуждаются вопросы материально-технического оснащения, проведения массовых мероприятий с обучающимися, принимаются решения об участии образовательного учреждения в проектах различного уровня (от межшкольного до федерального), решаются вопросы поощрения лучших учащихся и учителей. Ежегодный отчет о деятельности попечительского совета представляется на общешкольном родительском собрании. Представители общественности привлекаются к участию в процедурах лицензирования и аттестации ОУ, общественные наблюдатели присутствуют при проведении единого государственного экзамена. ОУ готовят отчеты о своей деятельности за год, часть ОУ имеет сайты в сети Интернет. В ходе реализации Проекта будет разработано примерное положение о публичном отчете ОУ. В рамках реализации Проекта будет продолжена работа по расширению общественного участия в управлении образованием. Планируемые результаты этой работы представлены в таблице. Планируемые результаты развития сети общеобразовательных учреждений Самарской области |——————————————————————————————————————————————————|———————————————|—————————————————————| | Наименование показателя | Фактическое | Планируемое | | | значение | значение показателя | | | показателя | по годам | | | в 2006 г. | | | | |——————|———————|——————| | | | 2007 | 2008 | 2009 | |——————————————————————————————————————————————————|———————————————|——————|———————|——————| | Доля общеобразовательных учреждений, | 30% | 60% | 90% | 100% | | в которых согласно зарегистрированному | | | | | | уставу создан и действует орган | | | | | | самоуправления, обеспечивающий | | | | | | демократический, государственно-общественный | | | | | | характер управления общеобразовательным | | | | | | учреждением, обладающий комплексом | | | | | | управленческих полномочий, в том числе | | | | | | по принятию решений о распределении средств | | | | | | стимулирующей части фонда оплаты труда | | | | | | общеобразовательного учреждения | | | | | |——————————————————————————————————————————————————|———————————————|——————|———————|——————| | Доля муниципальных образований, имеющих | 50% | 70% | 90% | 100% | | орган управления, обеспечивающий | | | | | | демократический, государственно-общественный | | | | | | характер управления образованием, | | | | | | ориентированный на его развитие, в том числе | | | | | | обладающий полномочиями по распределению | | | | | | фонда стимулирования руководителей | | | | | | общеобразовательных учреждений | | | | | |——————————————————————————————————————————————————|———————————————|——————|———————|——————| | Доля общеобразовательных учреждений, имеющих | 20% | 60% | 80% | 100% | | опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, | | | | | | в сети Интернет) публичный отчет | | | | | | об образовательной и финансово-хозяйственной | | | | | | деятельности | | | | | |——————————————————————————————————————————————————|———————————————|——————|———————|——————| | Доля общеобразовательных учреждений, имеющих | 20% | 40% | 60% | 80% | | свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) | | | | | | обновляемые сайты в сети Интернет | | | | | |——————————————————————————————————————————————————|———————————————|——————|———————|——————| | Отношение числа общественных наблюдателей | 1 к 10 | 1 к 5| 1 к 3 | 1 | | при проведении ЕГЭ к числу аудиторий, | | | | | | в которых проводится ЕГЭ | | | | | |——————————————————————————————————————————————————|———————————————|——————|———————|——————| | Доля общеобразовательных учреждений, | 15% | 40% | 70% | 100% | | лицензирование и аттестация которых | | | | | | проводятся комиссиями с привлечением | | | | | | представителей общественности из числа лиц, | | | | | | не являющихся работниками учреждений, | | | | | | подведомственных органам управления | | | | | | образованием | | | | | |——————————————————————————————————————————————————|———————————————|——————|———————|——————| 3. Организационное обеспечение реализации Проекта 3.1. Система специальной подготовки управленческих кадров к эффективной реализации настоящего Проекта Специальная подготовка управленческих кадров к эффективной реализации настоящего Проекта будет осуществляться по следующим направлениям: стратегия и тактика модернизации региональной системы образования; введение инновационных моделей финансирования ОУ; региональная система оценки качества образования; развитие общественно-государственной системы управления образованием; образовательный менеджмент в условиях модернизации федеральной и региональной систем образования; мониторинг в системе образования. Предусматривается повышение квалификации и подготовка управленческих кадров по программам "Рынок образовательных услуг", "Управление финансово-экономической деятельностью организации", "Фандрайзинг образовательного учреждения", "Мониторинг образовательной среды", "Участие местного сообщества в управлении образовательным учреждением", "Нормативно-правовое обеспечение системы образования", "Управление персоналом: управление мотивацией, кадровое делопроизводство, ведение переговоров и разрешение конфликтов при введении инноваций", "Мониторинг качества образования". В подготовке руководителей будут использоваться ресурсные возможности вузов и учреждений повышения квалификации Самарской области, а также в рамках Проекта предлагается шире использовать возможности федеральных и международных образовательных ресурсов. Всего планируется обучить 2500 специалистов органов управления образованием, руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных учреждений в течение 2007 - 2008 годов (по 1250 человек в год). Данное количество слушателей включает обучение всех директоров, а также обучение одного или двух заместителей директоров общеобразовательных учреждений Самарской области (в зависимости от величины ОУ). Обучение планируется в виде курсов повышения квалификации продолжительностью 72 академических часа с последующей выдачей свидетельства о повышении квалификации государственного образца. Каждый слушатель пройдет обучение по четырем программам. В рамках предлагаемого спектра программ повышения квалификации слушателям будет предоставлена возможность построения индивидуальной образовательной траектории за счет: выбора учебных программ в зависимости от индивидуальных потребностей; выбора формы обучения (очная, заочная, дистанционная). Подготовка управленческого корпуса по программе "Рынок образовательных услуг" предполагает к рассмотрению следующие темы: "Ближайшая среда образовательного учреждения"; "Динамика потребностей заказчиков образовательных услуг"; "Маркетинговая программа образовательного учреждения"; "Формирование позитивного имиджа организации". Программа "Управление финансово-экономической деятельностью организации" предполагает к рассмотрению: изменение системы оплаты труда учителей и иных работников общеобразовательных учреждений, рост их доходов, реализацию стимулирующих принципов оплаты за качество работы; изменение механизмов бюджетного финансирования ОУ; нормативное подушевое финансирование ОУ; реализацию стимулирующих принципов оплаты за качество труда. Программа "Фандрайзинг образовательного учреждения" предполагает обучение управленческих кадров поиску внебюджетных источников финансирования, повышению инвестиционной привлекательности ОУ, основам бренд-менеджмента. Программа "Нормативно-правовое обеспечение системы образования" предполагает к рассмотрению следующие темы: "Изменение законодательства, регламентирующего деятельность системы образования страны и региона"; "Нормативные акты Самарской области, регламентирующие переход на отраслевую систему оплаты труда"; "Инструктивно-методические документы, обеспечивающие введение новой системы оплаты труда". Программа "Управление персоналом при введении инноваций" предполагает к рассмотрению следующие темы: "Управление мотивацией"; "Кадровое делопроизводство"; "Ведение переговоров и разрешение конфликтов при введении инноваций". Программы "Мониторинг образовательной среды" и "Мониторинг качества образования" предполагают к рассмотрению следующие темы: "Выделение объектов мониторинга"; "Отбор адекватного инструментария"; "Формирование пакета диагностических методик"; "Создание базы данных мониторинга". Программа "Участие местного сообщества в управлении образовательным учреждением" предполагает к рассмотрению следующие темы: "Нормативно-правовые основы регистрации общественных организаций"; "Становление общественных советов по образованию на муниципальном и региональном уровнях"; "Практика информирования общественности в целях обсуждения содержания и процессов модернизации образования и повышения качества образования". Повышение квалификации, подготовка и переподготовка управленческих кадров системы образования Самарской области может осуществляться в том числе за счет средств федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством. (Дополнен - Постановление Губернатора Самарской области от 03.07.2009 г. N 71) 3.2. Система мониторинга реализации Проекта Мониторинг реализации Проекта проводится с целью оценки качества и эффективности проводимых изменений. Основные направления мониторинга: мониторинг эффективности НСОТ работников общего образования; мониторинг эффективности использования бюджетных средств в условиях нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений; мониторинг развития региональной системы оценки качества образования; мониторинг развития сети общеобразовательных учреждений региона; мониторинг расширения общественного участия в управлении образованием. Формирование содержательной базы системы мониторинга предполагает разработку целевых индикаторов и базовых показателей, подбор инструментария сбора полной и достоверной статистической и социологической информации, апробацию инструментария в пилотном режиме, проведение аналитических исследований, ориентированных на получение комплексных оценок экономического положения сферы образования Самарской области, необходимых для органов управления образованием и других заинтересованных пользователей. 3.2.1. Мониторинг эффективности НСОТ работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей Предлагаемые показатели мониторинга эффективности НСОТ педагогических работников: доля педагогов от общей численности персонала ОУ; доля фонда оплаты труда педагогов от общей величины фонда оплаты труда персонала ОУ (за счет средств областного бюджета); доля надтарифного фонда в фонде оплаты труда работников ОУ; доля учащихся в первую смену в учреждениях общего образования (отдельно по городской и сельской местности); доля педагогических работников ОУ округа, имеющих стаж работы более пяти лет; процент педагогов - мужчин ОУ, не достигших пенсионного возраста; процент педагогов - женщин ОУ, не достигших пенсионного возраста; процент мужчин среди педагогических работников ОУ; доля вакансий на начало учебного года от общего количества педагогических ставок; доля административно-хозяйственного персонала от общей численности персонала ОУ; доля надтарифного фонда в фонде оплаты труда работников ОУ; доля фонда оплаты труда административно-хозяйственного персонала от общей величины фонда оплаты труда персонала общеобразовательных учреждений (формируемого за счет средств областного бюджета), в том числе: административного персонала; вспомогательного персонала; обслуживающего персонала; процент "потери" учащихся 10 - 11 классов системой общего образования (разность между окончившими 11 класс в текущем году и поступившими в 10 класс в процентах от количества поступивших в соответствующем году); количество учащихся на одного педагога, состоящего в штате общеобразовательных учреждений (фактически работающих с учетом совместителей) отдельно для сельской и городской местности; доля затрат на учебные и хозяйственные расходы; соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников, исчисляемой по новой методике расчета, и прожиточного минимума; соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников, исчисляемой по ранее существовавшей методике расчета, и прожиточного минимума; соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников, исчисляемой по новой методике расчета, и минимального потребительского бюджета; соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников, исчисляемой по ранее существовавшей методике расчета, и минимального потребительского бюджета; соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников, исчисляемой по ранее существовавшей методике расчета, и бюджета высокого достатка; доля педагогов-совместителей в ОУ; средняя недельная учебная нагрузка педагога. 3.2.2. Мониторинг эффективности использования бюджетных средств в условиях нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений Итоги мониторинга эффективности использования бюджетных средств в условиях нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений позволят оценить: материальный потенциал системы образования; кадровый потенциал системы образования; контингент (контингенты) учащихся; объем финансовых ресурсов, поступающих в систему образования в разрезе различных источников. Мониторинг производится на основе следующих расчетных показателей: расходы на образование на одного учащегося; соотношение суммы привлеченных внебюджетных средств к сумме средств областного бюджета; количество ставок учителей; количество педагогических работников (из них административных работников, соотношение педагогов и учащихся, руководителей и педагогов) в ОУ; количество ставок воспитателей, вожатых, социальных педагогов, других педагогических работников; количество учителей, для которых данное учреждение является основным местом работы; количество воспитателей, вожатых, социальных педагогов, других педагогических работников, для которых данное учреждение является основным местом работы, и совместителей; количество учителей, имеющих учебную нагрузку до 14, 14 - 17, 18 - 22, 23 - 27, 28 - 36, свыше 36 часов по каждому предмету, из них работающих по совместительству; количество работников, имеющих профессиональное образование высшее, среднее специальное; количество работников, имеющих стаж педагогической работы до 3-х, от 3-х до 10, от 10 до 20, свыше 20 лет; количество работников, прошедших за последние пять лет повышение профессиональной квалификации 1, 2, 3 и более раз в объемах от 72 до 100 часов, свыше 100 часов, а также переподготовку. 3.2.3. Мониторинг развития региональной системы оценки качества образования Предлагаемые принципы осуществления мониторинга развития региональной системы оценки качества образования: уровень учета потребностей внешних пользователей; минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования; инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности); эффективность организационных структур, осуществляющих оценку качества образования; эффективность и открытость "обратной связи" региональной системы оценки качества образования с общественными организациями и объединениями. Уровень развития региональной системы качества образования определяется следующими показателями: наличие комплексной диагностики уровня организации и результативности учебно-воспитательного процесса; качество функционирования единой системы информационно-аналитических служб на всех уровнях управления образования; разработка методик интерпретации первичных данных о системе образования Самарской области и упорядочение информационно-аналитических потоков; предоставление результатов мониторингов в соответствующих формах и объемах различным категориям потребителей (учащимся, родителям, ОУ, органам управления образованием, общественности); сопоставимость системы показателей с федеральными и международными аналогами; качество рекомендаций по развитию региональной системы образования на основе выявленных проблем; создание и пополнение банка адекватных контрольно-измерительных материалов для проведения процедур тестирования; количество специалистов, обученных обработке и анализу статистики образования, проведению исследований уровня обученности учащихся, экспертизе при проведении процедур лицензирования и аттестации, управлению качеством образования. 3.2.4. Мониторинг развития сети общеобразовательных учреждений Самарской области Индикаторами развития сети общеобразовательных учреждений Самарской области являются: аттестация и успеваемость учащихся; результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9 - 11 классов; динамика развития персонала школ района, образовательного округа и отдельного ОУ; техническая оснащенность процесса обучения. 3.2.5. Мониторинг расширения общественного участия в управлении образованием Отдельное муниципальное образование не всегда располагает необходимыми ресурсами для обеспечения качественного и доступного образования, адекватного потребностям местного сообщества. В этом случае необходимо разработать и оценить эффективность механизмов, позволяющих привлекать общественность к соуправлению местной системой образования, привлекать государственные ресурсы для формирования современной материально-технической базы ОУ. Критериями оценки участия общественности в управлении образованием могут считаться: доля участия общественности в управлении образованием; эффективность и содержание взаимодействия органов управления образованием с общественностью; характеристика изменений, происходящих в системе образования под влиянием общественности в результате учета потребностей местных сообществ. 3.2.6. Мониторинг организационного обеспечения реализации настоящего Проекта Мониторинг организационного обеспечения реализации Проекта включает следующие основные мероприятия: определение соответствия планирования, организации и проведения мероприятий Проекта поставленным целям; контроль за осуществлением основных мероприятий Проекта в установленные сроки; определение соответствия содержательных аспектов проектных мероприятий (семинары, конференции, учебные курсы) его проблематике. Система мониторинга реализации Проекта предполагает использование автоматизированной системы управления региональной системой образования, функционально обеспечивающей полную автоматизацию процессов сбора, хранения и анализа различной статистической информации, а также позволит: минимизировать систему оценочных показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования; оптимизировать систему показателей эффективности реализации проекта в соответствии с возможностью их многократного использования и экономической обоснованности; оптимизировать кадровые ресурсы, используемые при проведении запланированных мероприятий; обеспечить региональные и муниципальные органы управления образованием актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией о состоянии и тенденциях развития системы образования в Самарской области; создать единую информационную базу, необходимую для анализа и прогноза развития образования; разработать систему электронного документооборота, позволяющую своевременно получать информацию о состоянии системы образования для оперативного принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях управления системой образования; адекватно оценивать меры по реформированию организационно-экономических механизмов управления в сфере образования; выявлять проблемные зоны в системе образования Самарской области; оперативно корректировать региональную образовательную политику. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|