Расширенный поиск

Постановление Губернатора Самарской области от 05.03.2013 № 52

 
                                                                                      

                              ГУБЕРНАТОР
                          САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 5 марта 2013 г. N 52


                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
       ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ

     В соответствии с Уставом Самарской области постановляю:
     1. Утвердить   прилагаемые   Основы   государственной   земельной
политики Самарской области на 2013 - 2015 годы.
     2. Министерству   имущественных   отношений   Самарской   области
(Степновой)  совместно  с  заинтересованными  органами  исполнительной
власти Самарской области:
     в срок до 15.03.2013  разработать план мероприятий,  направленных
на  реализацию  Основ  государственной  земельной  политики  Самарской
области на 2013 - 2015 годы;
     в срок до 01.06.2013 разработать проекты изменений в  нормативные
правовые  акты  в  целях реализации  Основ  государственной  земельной
политики Самарской области на 2013 - 2015 годы.
     3. Опубликовать  настоящее  Постановление  в  средствах  массовой
информации.
     4. Настоящее   Постановление  вступает   в   силу  со   дня   его
официального опубликования.



        Губернатор
     Самарской области                                   Н.И.МЕРКУШКИН





                                                    Утверждены
                                            постановлением Губернатора
                                                 Самарской области
                                              от 5 марта 2013 г. N 52


                                ОСНОВЫ
                  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
                САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ

                          I. Общие положения


     Государственная земельная политика  Самарской области  направлена
на создание и совершенствование правовых, экономических, социальных  и
организационных условий для развития земельных отношений на территории
Самарской области. Настоящий документ определяет основные цели, задачи
и направления реализации  государственной политики в сфере  управления
земельными отношениями на территории Самарской области.
     

         II. Цели и задачи государственной земельной политики
                          Самарской области


     Целями государственной  земельной   политики  Самарской   области
являются  повышение  эффективности  управления  земельными  ресурсами,
рациональное  использование земель,  охрана  земель для  максимального
удовлетворения текущих и будущих потребностей общества и граждан.
     Основными задачами государственной  земельной политики  Самарской
области являются:
     создание условий  для  максимально рационального  и  эффективного
использования  земель  в  интересах   общества  и  граждан  с   учетом
общественных  и   отраслевых   потребностей,  требований   устойчивого
развития  и   повышения  инвестиционной  привлекательности   Самарской
области, а также соблюдения прав участников земельных отношений;
     создание единого   геоинформационного   пространства    Самарской
области;
     обеспечение охраны природы и окружающей среды, в том числе охраны
земель и сохранения объектов культурного наследия;
     сохранение статуса  особо  охраняемых  природных  территорий  как
особо охраняемых земель в составе земельного фонда;
     обеспечение условий  для  повышения  эффективности   гражданского
оборота земельных участков, в том числе направленных на защиту прав на
недвижимое имущество, а также для снижения административных барьеров и
обеспечения налогообложения недвижимости.


     III. Основные направления государственной земельной политики
                          Самарской области

                1. Общедоступность сведений о составе,
                 видах и иных характеристиках земель
                   на территории Самарской области


     Реализация указанного   направления   государственной   земельной
политики  Самарской   области  предполагает  создание   общедоступного
информационного  ресурса, содержащего  полные  сведения о  фактическом
использовании земельных участков, планируемых вариантах  использования
земель, ограничениях и  обременениях в  использовании земель, а  также
создание механизма  обратной  связи между  уполномоченными органами  и
жителями Самарской  области по  вопросам использования  земель, в  том
числе в области земельного контроля.
     Формирование общедоступного    ресурса    позволит     обеспечить
прозрачность земельных  отношений, обеспечит повышение  инвестиционной
привлекательности Самарской области.


       2. Разграничение государственной собственности на землю.
         Вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот


     В настоящее время значительные площади земель относятся к землям,
государственная собственность на  которые не разграничена.  Отсутствие
государственной  регистрации права  собственности  на такие  земельные
участки  приводит  к  неисполнению функций  по  управлению  указанными
земельными  участками,  созданию   условий  для  роста   коррупционных
проявлений,  нарушению  прав заинтересованных  в  использовании  таких
земельных участков  лиц,  неуплате налогов  и  арендных платежей,  что
негативным образом отражается  на возможности реализации  государством
возложенных на него задач в области социальной политики.
Необходима реализация следующих мер:
     создание режима наибольшего благоприятствования для лиц,  готовых
оформить   земельные   участки,   на   которых   расположены   объекты
недвижимости, в собственность или аренду;
     нормативное установление ответственности для лиц, уклоняющихся от
оформления прав   на  земельные   участки,   на  которых   расположены
принадлежащие таким лицам объекты недвижимости;
     осуществление мероприятий по формированию земельных участков  под
многоквартирными  домами.  При  этом  в  первую  очередь  должны  быть
сформированы земельные участки  под многоквартирными домами, в  состав
которых входят  нежилые помещения,  предназначенные для  осуществления
коммерческой деятельности;
     проведение работы по регистрации прав Самарской области, а  также
муниципальных образований Самарской области на неразграниченные земли.


            3. Формирование фонда земель Самарской области


     В рамках    решения    задачи    разграничения    государственной
собственности  на  землю  и формирования  земельного  фонда  Самарской
области,  в   структуру   которого  входят   все   земли  в   пределах
территориальных границ Самарской  области, необходимо учитывать  также
ряд стратегических  задач, стоящих  перед Самарской  областью в  сфере
жилищного  и  промышленного  строительства,  дорожного  строительства,
создания спортивной  и социальной  инфраструктуры региона,  а также  в
рамках подготовки к проведению матчей чемпионата мира по футболу  2018
года на территории Самарской области.
     Реализация данных  проектов  требует  значительных   материальных
ресурсов, в том числе и земельных. Для предотвращения  злоупотреблений
со   стороны   правообладателей  земельных   участков,   максимального
упрощения процедуры принятия  решений о строительстве необходимых  для
Самарской области объектов,  а также с  целью создания пула  земельных
активов, необходимых  для  повышения инвестиционной  привлекательности
региона (земельного  банка Самарской  области), необходима  реализация
следующих мер:
     консолидация значительного   количества  земельных   ресурсов   в
собственности  субъекта   Российской  Федерации   и  в   собственности
муниципальных  образований.  Реализация  данных  мер  возможна  как  с
использованием    механизма   разграничения    прав    государственной
собственности и  оформления  прав на  субъект  Российской Федерации  -
Самарскую  область,  так  и  с  использованием  механизма   реализации
преимущественного  права  на   выкуп  земельных  участков  из   земель
сельскохозяйственного  назначения   при   их  продаже   собственниками
указанных земельных участков;
     проведение работы по  стимулированию осуществления  хозяйственной
деятельности предприятий  на неиспользуемых землях  либо вовлечению  в
хозяйственный оборот указанных земельных участков путем  безвозмездной
передачи неиспользуемых земельных  участков в собственность  Самарской
области.


                   4. Активизация процесса передачи
                 в собственность либо в распоряжение
         Самарской области неиспользуемых федеральных земель


     В настоящее  время  на   территории  Самарской  области   имеется
значительное количество земельных участков, находящихся в  федеральной
собственности,   однако  не   используемых   в  интересах   Российской
Федерации. Кроме  того, значительная часть  данных земельных  участков
необходима для реализации региональных либо муниципальных задач.
     В целях  вовлечения  указанных участков  в  хозяйственный  оборот
необходимо активизировать  передачу неиспользуемых земельных  участков
из  федеральной  собственности   в  собственность  либо   распоряжение
Самарской области.


               5. Переход от точечного освоения земель
                  к комплексному развитию территорий


     В настоящее  время  на территории  Самарской  области  существует
практика предоставления земельных участков в границах уже  сложившихся
землепользований. Комплексный подход к освоению территорий практически
не используется. Это приводит к нерациональному использованию  земель,
возникновению земельных споров и  т.п. При отводе указанных  земельных
участков не  решается  вопрос о  создании необходимой  инфраструктуры.
Указанная  ситуация в  конечном  счете  отражается на  качестве  жизни
людей. На необходимость перехода  к комплексному освоению земель  было
прямо указано Президентом Российской Федерации на заседании Президиума
Госсовета 09.10.2012.
В этих целях необходима реализация следующих мер:
     переход к определению органами, уполномоченными в сфере земельных
отношений, месторасположения   земельных   участков,   которые   будут
предоставляться для тех или иных целей;
     ужесточение условий  для   точечного   освоения  уже   выделенных
участков   в   границах   сложившихся   землепользований   с    учетом
экологических  рисков,  социальной  необходимости,   градостроительных
правил и  норм, а  также  с учетом  архитектурного облика  населенного
пункта;
     нормативное закрепление возможности  предоставления участков  для
точечного освоения в исключительных случаях, определение перечня таких
участков, а также порядка их предоставления.


     6. Упрощение процедуры оформления прав на земельные участки


     В настоящее время процедура оформления прав на земельные  участки
на территории Самарской области является сложной и длительной.
Необходима реализация следующего комплекса мер:
     централизация процесса  управления  земельными  участками   путем
закрепления  максимального  объема полномочий  в  сфере  использования
земель за единым исполнительным органом государственной власти;
сокращение сроков предоставления земельных участков;
     сокращение перечня  документов,  необходимых  для  предоставления
земельных участков;
     предоставление государственных  и  муниципальных  услуг  в  сфере
земельных отношений в электронной форме.


                  7. Оптимизация процесса оформления
          земельных участков в садоводческих, огороднических
             и дачных некоммерческих объединениях граждан


     Большинство существующих   на   территории   Самарской    области
садоводческих,  огороднических  и  дачных  некоммерческих  объединений
граждан сформированы в советский период. В настоящее время члены таких
товариществ сталкиваются с проблемой оформления прав на свои земельные
участки по  причине  отсутствия документов  за  давностью лет.  Данная
ситуация  способствует   росту  различного   рода  злоупотреблений   и
нарушению прав членов  садоводческих товариществ,  а также приводит  к
недополучению налогов в местные бюджеты.
Необходима реализация следующего комплекса мер:
     проведение анализа документов  по отводу  земельных участков  под
садоводческие товарищества;
     разработка механизма  контроля  количественного  и  персонального
состава  садоводческих  товариществ с  целью  предотвращения  подделки
документов об отводе земельных участков и искусственного  растягивания
границ земельного участка товарищества;
     определение точных границ отведенных садоводческим  товариществам
земельных участков;
     создание детальной карты  территорий садоводческих товариществ  в
целях последующего оформления прав на земельные участки;
     усиление контроля за созданием новых садоводческих товариществ  в
порядке,  предусмотренном   Федеральным   законом  "О   садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".


           8. Разработка и утверждение порядка бесплатного
          предоставления земельных участков в собственность
          граждан и юридических лиц в исключительных случаях


     Статьей 28  Земельного  кодекса Российской  Федерации  установлен
принцип    предоставления    земельных   участков,    находящихся    в
государственной  или  муниципальной  собственности,  в   собственность
граждан и юридических лиц за плату.
     Вместе с  тем   на  территории   Самарской  области   возможность
предоставления   земельных   участков   в   собственность    бесплатно
практически  не  ограничена  (статья 9  Закона  Самарской  области  "О
земле").
     В целях  упорядочения  отвода земельных  участков,  нивелирования
коррупционных рисков необходима реализация следующих мер:
     разработка и   внедрение   механизма   предоставления   земельных
участков   в   собственность  бесплатно,   основанного   на   принципе
исключительности случаев такого предоставления;
     четкая регламентация   исключительных   случаев    предоставления
земельных участков в  собственность бесплатно, категорий лиц,  которые
будут обладать этим правом;
     разработка пошагового регламента бесплатного предоставления таких
земельных участков,  дающего   возможность   тщательного  контроля   и
пресечения  коррупционных  проявлений  при  бесплатном  предоставлении
земельных участков. Указанный  механизм должен быть  сбалансированным,
не  содержать  норм,  делающих  легальное  бесплатное   предоставление
земельных участков фактически невыполнимым.


     9. Установление исчерпывающего перечня случаев и разработка
        механизма льготного предоставления земельных участков,
        в том числе без проведения торгов, в целях реализации
             первоочередных социально-экономических задач


     Реализация данного направления государственной земельной политики
Самарской области имеет своей  целью поддержку социально  незащищенных
слоев населения, а также решение особо важных государственных задач.


                  10. Установление льготных условий
                   приобретения земельных участков,
            занимаемых зданиями, строениями, сооружениями


     С 01.07.2012 на федеральном  уровне ограничено применение  нормы,
предусматривающей  льготный   размер   выкупной  стоимости   земельных
участков,  занимаемых  объектами   недвижимого  имущества  (статья   2
Федерального  закона  "О   введении  в  действие  Земельного   кодекса
Российской Федерации").
     Самарская область  как субъект  Российской  Федерации обладает  и
намерена воспользоваться правом установки льготных условий для  выкупа
земельных   участков   из  земель,   находящихся   в   государственной
собственности   Самарской    области,   и   земель,    государственная
собственность  на  которые   не  разграничена,  занимаемых   зданиями,
строениями. Предполагаемый срок установления льготного срока выкупа  -
до 01.01.2015.
Для реализации этого права необходимо осуществить ряд мер:
     установление дифференцированного  подхода к  определению  размера
выкупной стоимости земельных участков;
     определение категорий  лиц,  которым  будет  предоставлено  право
льготного выкупа земельных участков;
разработка и внедрение прозрачного порядка и формулы расчета  выкупной
цены.


             11. Совершенствование порядка предоставления
               земельных участков по результатам торгов


     В целях  повышения  прозрачности  проведения  торгов,  исключения
необоснованного  завышения  цен,  итогом  которого  является   большое
количество неиспользуемых земельных участков и недополучение средств в
бюджеты разных уровней, необходимо реформировать методику  организации
и проведения торгов, для чего необходима реализация следующих мер:
     совершенствование механизма предоставления земельных участков  по
результатам прозрачных конкурсов и аукционов;
     закрепление функций  организатора  либо  координатора  торгов  за
органом, уполномоченным на предоставление земельных участков.


           12. Дифференциация размера платы за пользование
          земельными участками и срока такого использования
       в зависимости от цели предоставления земельных участков,
            в том числе для размещения линейных объектов,
                      временных объектов и т.п.


     В целях  достижения  максимальной  прозрачности  формулы  расчета
размера арендной платы за землю необходима реализация следующих мер:
     определение размера  арендной платы  в  процентах от  кадастровой
стоимости земельного  участка с учетом  цели использования  земельного
участка;
     нормативная регламентация сроков,  на  которые земельные  участки
предоставляются  в  пользование,   в  зависимости  от  вида   объекта,
размещаемого на земельном участке (временный или капитальный).


      13. Регламентация условий использования земельных участков
                  для размещения временных объектов


     В настоящее  время  процесс размещения  объектов,  для  установки
которых не  требуется  получение разрешения  на  строительство, в  том
числе  временных   объектов,  недостаточно  урегулирован.   Размещение
объектов осуществляется  без учета  архитектурного облика  населенного
пункта, норм пожарной безопасности и иных правил.
     Для упорядочения работы по  размещению временных объектов, в  том
числе объектов потребительского рынка, необходима реализация следующих
мер:
     инвентаризация временных   объектов   (в   том   числе   объектов
потребительского рынка), размещенных на территории Самарской области;
     разработка расчетной модели размещения временных объектов, в  том
числе  объектов потребительского  рынка,  с учетом  прогнозного  плана
развития    территорий,   демографической    ситуации,    соответствия
установленным  федеральным   нормативам,  инфраструктурного   развития
территорий и прочих необходимых показателей;
     разработка и типизация видов временных объектов для  разрешенного
размещения  в   соответствии  с   целевым  назначением   и  с   учетом
архитектурного облика территорий;
     разработка и  внедрение   упрощенного  механизма   предоставления
альтернативного земельного участка в случае необходимости демонтажа  и
переноса временного  объекта, размещенного на  законных основаниях,  а
также  в  случае  одностороннего  отказа  арендодателя  от  исполнения
договора;
     разработка и внедрение механизма демонтажа, эвакуации, хранения и
утилизации незаконно размещенных временных объектов.


                14. Снижение числа посреднических схем
               в сфере использования земельных участков


     Анализ сделок  с  земельными участками  на  территории  Самарской
области   выявил   значительное   количество   сделок   по   льготному
приобретению  земельных  участков  с  целью  последующей   немедленной
переуступки   указанных   участков    третьим   лицам,   зачастую    с
использованием коррупционных схем.
     С целью  снижения  количества   посредников  в  обороте   земель,
повышения прозрачности  земельных отношений  необходимо разработать  и
законодательно   закрепить    механизм,   способствующий    исключению
возможности реализации посреднических и коррупционных схем.


                     15. Максимальное вовлечение
           в оборот земель сельскохозяйственного назначения


     В целях  обеспечения  продовольственной  безопасности   Самарской
области,  а  также  повышения  доли  потребления  продукции   местного
производства необходима реализация следующих мер:
     усиление контроля  за   переводом  земель   сельскохозяйственного
назначения в земли иных категорий;
     осуществление постоянного  контроля  за  целевым   использованием
земель сельскохозяйственного назначения;
     усовершенствование механизма изъятия земельных участков у лиц, не
использующих земельные участки либо использующих земельные участки  не
по целевому назначению.


            16. Совершенствование оборота лесных участков


     В целях сохранения лесного фонда, поддержания баланса  экосистемы
Самарской области, а также упорядочения пользования лесными  участками
необходима реализация следующих мер:
определение точных границ лесов в Самарской области;
     установка режима  использования   лесов   в  Самарской   области,
исключающего   возможность   их   нерационального   использования    и
уничтожения;
     разработка и   внедрение   механизма   легализации    исторически
сложившегося землепользования  в  случае невозможности  восстановления
лесов на соответствующей территории.


              IV. Меры по осуществлению государственной
                 земельной политики Самарской области


     Государственная земельная     политика     Самарской      области
осуществляется посредством реализации следующих мероприятий:
     разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на
совершенствование земельно-имущественных  отношений в  соответствии  с
направлениями земельной политики;
     разработка и    осуществление   программ    по    соответствующим
направлениям земельной политики;
     контроль и  надзор  за деятельностью  уполномоченных  органов  по
реализации земельной политики.





Информация по документу
Читайте также