Расширенный поиск

Постановление Правительства Самарской области от 04.09.2015 № 555

 

 

 

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         от 04.09.2015 N 555

 

 

                       Об утверждении Концепции

       создания центра для одаренных детей в Самарской области

 

     В целях  выявления  и  поддержки одаренных  детей  и  обеспечения

условий для организации обучения, развития научной,  исследовательской

деятельности  и  творческих  способностей  одаренных  детей  на   базе

современной  инновационной   школы  Правительство  Самарской   области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания центра для  одаренных

детей в Самарской области.

     2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на

министерство образования и науки в Самарской области (Пылева).

     3. Опубликовать  настоящее  постановление  в  средствах  массовой

информации.

     4. Настоящее   постановление  вступает   в   силу  со   дня   его

официального опубликования.

 

 

         Первый

    вице-губернатор -

председатель Правительства

    Самарской области                                      А.П.Нефёдов

 

 

 

                                                   УТВЕРЖДЕНА

                                          постановлением Правительства

                                                Самарской области

                                               от 04.09.2015 N 555

 

 

 

                              Концепция

       создания центра для одаренных детей в Самарской области

 

                             I. Введение

 

     Современная экономика  все   больше  нуждается  в   специалистах,

обладающих  глубокими  знаниями  и способных  к  новаторству,  поэтому

работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на  лучшем

историческом  опыте и  наиболее  современных образцах,  -  необходимый

элемент модернизации экономики России.

     Реализованная возможность каждого  человека проявить и  применить

свой талант,  преуспеть в  своей профессии влияет  на качество  жизни,

обеспечивает   экономический   рост   и   прочность    демократических

институтов.

     Президентом Российской Федерации  Путиным В.В. поставлена  задача

создания  общенациональной  системы   выявления  и  развития   молодых

талантов.

     В настоящее  время в  мире  известно несколько  десятков  научных

концепций одаренности,  созданных в русле  самых разных  теоретических

направлений.  Многообразие   концепций   отражает  сложность   природы

одаренности,  невозможность  выработки  общих  эталонов  и   стратегий

развития для всех ее проявлений.

     Анализ имеющихся  теоретических  подходов  позволяет  в  качестве

отправного использовать следующее  понятие одаренности. Одаренность  -

это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных

результатов в одном или  нескольких видах деятельности по сравнению  с

другими людьми. Данный  подход к  пониманию одаренности означает,  что

при ее изучении  недопустимо ограничиваться лишь анализом  когнитивной

сферы,  необходимо  изучать  личность одаренного  ребенка  в  целом  и

способствовать ее развитию.

     В Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) прослеживаются три

основных подхода к работе с одаренными детьми:

     эксклюзивное образование   одаренных   детей,   когда   отдельное

внимание уделяется созданию  сети учреждений, работающих с  одаренными

детьми:  президентских   лицеев,  школ-интернатов  и   школ  на   базе

научно-исследовательских   центров,   ресурсных   центров.   Так,    в

Нижегородской области в  1997 году основано государственное  бюджетное

образовательное учреждение лицей-интернат  "Центр одаренных детей",  в

Республике Марий Эл в  2009 году открыт  Центр по работе с  одаренными

детьми  на   базе  государственного  бюджетного   общеобразовательного

учреждения  Республики Марий  Эл  "Многопрофильный лицей-интернат",  в

Республике  Мордовия в  2010  году создано  государственное  бюджетное

нетиповое   общеобразовательное    учреждение   Республики    Мордовия

"Республиканский  лицей Центр  для  одаренных детей",  в  Оренбургской

области с  2000 года существует  государственное бюджетное  учреждение

общеобразовательная  школа-интернат  "Губернаторский   многопрофильный

лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья", в Пензенской области с

2011 года -  государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Пензенской области "Губернский лицей - интернат для одаренных  детей",

в Республике Татарстан с 2012 года функционирует IT-лицей федерального

государственного  автономного   образовательного  учреждения   высшего

профессионального  образования  "Казанский  (Приволжский)  федеральный

университет";

     инклюзивное образование  в  условиях  общеобразовательной  школы:

такого подхода  придерживаются в  Республике Башкортостан,  Удмуртской

Республике, Чувашской Республике, Саратовской и Ульяновской областях;

     многоуровневая и  многофункциональная образовательная  среда  для

развития одаренных детей -  ведущее направление в Кировской области  и

Пермском  крае.  Здесь  работа  с  одаренными  детьми  ведется   через

разветвленную систему дополнительного образования.

     Интенсивно идет   в   ПФО   изучение   и   диссеминация   лучшего

национального  и  зарубежного   педагогического  опыта  по  работе   с

одаренными детьми, в частности  Республики Сингапур, связанные с  тем,

что  сингапурские школьники  показывают  лучшие  в мире  результаты  в

сравнительных международных  тестах знаний  математики и  естественных

наук.

     В Самарской  области   широко  используются  прошедшие   проверку

временем  формы   работы  с  одаренными   детьми:  осуществляют   свою

деятельность гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением  отдельных

предметов,   центры   дополнительного   образования   и   технического

творчества,  проводятся  интеллектуальные  и  творческие   состязания,

расширяется  сотрудничество   школ   с  университетами,   учреждениями

культуры  и науки,  организуются  занятия  в очно-заочных  школах  для

учащихся по  разным отраслям  знаний, проводятся  учебно-тренировочные

сборы по  подготовке к  участию в  заключительном этапе  всероссийской

олимпиады  школьников,  осуществляются  в  рамках  научно-практических

конференций  школьников  исследовательские  проекты  и   краеведческие

экспедиции.

     Однако в условиях  современных вызовов,  стоящих перед  регионом,

накопленный опыт в работе  с одаренными детьми нуждается в  дальнейшем

развитии.

     Самарская область   традиционно   является  регионом   с   мощным

экономическим  и  научным  потенциалом, в  котором  ведущими  являются

кластеры:     аэрокосмический,    автомобильный,     медицинских     и

фармацевтических технологий, перспективными сферами экономики -  химия

и нефтехимия,  IT-технологии, новые материалы,  лазерные технологии  и

другие.  Жизнеспособность  кластерной  структуры  Самарского   региона

определяет  наличие ведущего  для  кластера профильного  университета,

окруженного эффективной  научной  инфраструктурой, составляющего  ядро

научно-образовательного  каркаса  и  ориентированного  на  потребности

отраслевого   кластера.    Ярким    примером   является    федеральное

государственное   автономное   образовательное   учреждение    высшего

образования  "Самарский  государственный  аэрокосмический  университет

имени   академика   С.П.  Королева   (национальный   исследовательский

университет)" (далее - СГАУ), которое летом 2013 года вошло в число 15

ведущих вузов страны. Условием на право получения финансирования  СГАУ

для реализации мероприятий, способствующих продвижению в международных

рейтингах,  является  наличие  неотъемлемой  составляющей  профильного

университета - центра для одаренных детей.

     Эффективность работы   ведущих   кластеров   Самарской    области

определяет  развитое инновационное  поле  региона, в  рамках  которого

человеческий  капитал   становится  важнейшим  условием   производства

технологических инноваций. В  связи с  чем поддержка молодых  талантов

как способ  воспроизводства интеллектуальной  элиты -  это вложение  в

будущее региона.

     Губернатором Самарской  области   Меркушкиным  Н.И.  в   послании

депутатам  Самарской  Губернской  Думы и  жителям  региона  17.12.2014

поставлена задача создания образовательного учреждения  инновационного

типа - центра для одаренных детей.

     Целью создания центра  для  одаренных детей  в Самарской  области

(далее  - Центр)  является  выявление, развитие,  поддержка  одаренных

детей на  основе современных  научных методик  и технологий  обучения,

воспитания и развития личности.

     Задачи Центра:

     формирование инновационной       образовательно-исследовательской

платформы: "детский сад -  базовая школа - Центр  - вуз - технопарк  -

предприятие";

     расширение сети   инновационных    учреждений,   в   том    числе

специализированных, ведущих работу с одаренными детьми и молодежью;

     привлечение в   высшую   школу   региона   наиболее   талантливых

школьников, мотивированных к научно-инновационной деятельности;

     проектирование и внедрение новых  перспективных моделей работы  с

одаренными детьми и молодежью;

     выявление и   привлечение   талантливых   учащихся   из    других

территорий.

     Субъектами внешнего   взаимодействия  Центра   являются:   центры

молодежного инновационного творчества, центры одаренных детей регионов

Российской Федерации,  вузы Самарской области  и ведущие  университеты

России и  мира,  Совет работодателей  Самарской области,  промышленные

предприятия, научно-исследовательские центры.

 

                II. Структура и принципы работы Центра

 

     Последние исследования    современной    педагогической     науки

свидетельствуют о  том, что  необходимо создание  условий для  раннего

развития  детей  в  организациях  дошкольного  образования.   Наиболее

продуктивен  педагогический  путь, согласно  которому  одаренность  на

ранних  возрастных  этапах  (старший  дошкольный  и  младший  школьный

возраст),  рассматривается  и развивается  преимущественно  как  общая

универсальная  способность, а  с  возрастом  и развитием  ребенка  эта

способность все более  приобретает специфические черты и  определенную

предметную направленность. Главная педагогическая задача в этот период

смещается с развития общих  способностей к поиску адекватного  способа

реализации  личности  в  определенных видах  деятельности  в  условиях

организации среднего общего образования.

     Работа с  талантливыми детьми  начинается  с 5  -  6-х классов  в

базовых школах,  которые являются площадками  по отработке  технологий

моделей и методов работы с одаренными детьми. С восьмого класса лучшие

школьники образовательных организаций посредством единого  конкурсного

отбора зачисляются на постоянную учебу в Центр.

     Комплектование Центра осуществляется ежегодно в июле - августе. В

едином конкурсном   отборе    могут    принимать   участие    учащиеся

образовательных организаций Самарской  области, других регионов ПФО  и

России,   выразившие   желание   учиться   в   Центре,    направленные

образовательной организацией по рекомендации педагогов, преподавателей

вузов, научных руководителей.

     Вне конкурсного набора в  Центр зачисляются победители и  призеры

заключительного  этапа   всероссийской  олимпиады  школьников,   члены

сборных  команд Российской  Федерации,  участвовавших в  международных

олимпиадах по общеобразовательным предметам, на профильные направления

обучения соответствующие  профилю  всероссийской олимпиады  школьников

или международной олимпиады.  Соответствие профиля указанных  олимпиад

профильным направлениям обучения определяется Центром.

     Обучающимися Центра   являются   учащиеся  8   -   11-х   классов

образовательных организаций Самарской  области и других регионов  ПФО,

проявивших   способности    к    изучению   физико-математических    и

естественно-научных  дисциплин, изучающие  английский  язык и  успешно

прошедшие единый конкурсный отбор в Центр.

     Контингент обучающихся  Центра на  первом  этапе -  320  учащихся

старших  классов, в  том  числе учащиеся  образовательных  организаций

других регионов ПФО и России.

     В целях приглашения к обучению одаренных детей из других регионов

ПФО и России  при  поддержке Правительства  Самарской области  Центром

проводятся дни открытых  дверей, всероссийские конкурсные  мероприятия

интеллектуальной направленности,  учебно-тренировочные сборы и  летние

школы - на бесплатной основе для детей, прошедших конкурсный отбор, на

платной основе для всех  желающих повысить свой уровень подготовки  по

отдельным предметам или подготовиться к участию в олимпиадах.

     Подготовка обучающихся  в   Центре  ведется  с   8-го  класса   с

обязательным  углубленным  изучением  английского  языка  по   четырем

профильным направлениям:

     физико-математическое;

     химико-биологическое;

     инженерно-изобретательское и робототехническое;

     информационно-технологическое.

     По каждому профильному направлению в каждой возрастной  параллели

формируются  группы численностью  10  человек (по  2  группы в  каждой

возрастной параллели).

     Центр является  образовательной  организацией  с   круглосуточным

пребыванием обучающихся.

     Организация образовательного процесса  в Центре ориентирована  на

систему  обучения  в  высшей  школе.  Это  обеспечивает  непрерывность

образования  и   его  преемственность,  способствует   психологической

адаптации школьников к продолжению обучения в вузе.

     Основными формами организации  учебно-воспитательного процесса  в

Центре являются:

     лекционная система занятий по профильным дисциплинам (обучающиеся

на этих предметах объединяются по профильным направлениям);

     групповые формы  работы  при  выполнении  практических   занятий,

лабораторных   работ,   в   рамках   проектной   и   исследовательской

деятельности;

     система индивидуальной подготовки и консультаций.

     Неотъемлемой частью  учебно-воспитательного  процесса  в   Центре

является  прохождение  обучающимися  Центра практики  на  базе  вузов,

предприятий   -   кураторов,    выполнение   проектных   заданий    от

предприятия-куратора,  участие  в   совместных  проектах  с   центрами

молодежного  инновационного  творчества  (далее  -  ЦМИТ),  участие  в

конкурсных       состязаниях      (испытаниях)       интеллектуальной,

исследовательской  направленностей  регионального,  всероссийского   и

международного уровня.

     В Центре   образовательный   процесс  осуществляется   в   рамках

6-дневной рабочей недели. Учебный процесс первой половины дня  состоит

из  лекционных и  групповых  занятий.  Во  второй половине  дня  после

обеденного  перерыва  обучающиеся  Центра  занимаются   индивидуальной

подготовкой, спортивной и досуговой деятельностью.

     Работа с одаренными и высокомотивированными учащимися  направлена

на  развитие математического  и  инженерного мышления,  способности  к

инновационной  деятельности,  формирование  целостной  картины   мира,

подготовку к предметным олимпиадам и конференциям различного уровня, и

строится в тесном взаимодействии  с ведущими вузами региона,  советами

молодых  ученых,  ЦМИТами.  Особое  место  в  данной  работе  занимает

совершенствование  навыков публичного  представления  и защиты  своего

проекта,  формирование  умения  корректного  и  грамотного  общения  с

членами конкурсных комиссий на различных испытаниях и состязаниях.

     Раскрытие творческого   потенциала    учащихся,   повышение    их

интеллектуального  уровня,   формирование  навыков   исследовательской

деятельности  осуществляют  как  в   урочной,  так  и  во   внеурочной

деятельности.

     Обязательной составляющей   профильной   подготовки   обучающихся

Центра   и  научно-исследовательской   составляющей   образовательного

процесса   является   возможность    выездов   лучших   учащихся    на

учебно-тренировочные  сборы  за  пределы  региона  (за  счет   бюджета

региона) и организация дистанционного обучения преподавателями  высшей

школы российского и международного уровня.

     Большое внимание   в   Центре   планируется   уделять    развитию

олимпиадного  движения  и  подготовке к  олимпиадам  высокого  уровня.

Достижения  обучающихся в  олимпиадах  должны  быть одними  из  важных

показателей качества образования в Центре.

     В целях  поддержки  интенсивности  интеллектуальной  деятельности

ежемесячной стипендией за  счет средств областного бюджета  поощряются

обучающиеся Центра, которые продемонстрировали высокие результаты  при

выполнении   проектных   заданий,   исследовательских   работ,   стали

победителями и призерами  в конкурсных мероприятиях  интеллектуальной,

исследовательской  направленности   регионального,  всероссийского   и

международного уровня.  Размер вознаграждения варьируется  от 3000  до

5000 рублей в зависимости от уровня достижения.

     Кроме того ведущие производственные предприятия Самарской области

оказывают финансовую поддержку  обучающимся Центра через  персональные

стипендии и гранты  для учащихся, показавших  по итогам учебного  года

высокие результаты в учебной  деятельности, занявших призовые места  в

олимпиадах,    конференциях,    творческих    конкурсах    областного,

всероссийского и международного уровней.

     На базе Центра организуется работа очно-заочных школ по различным

профильным направлениям    для     всех    мотивированных     учащихся

общеобразовательных организаций Самарской области (с охватом детей  не

менее 200 человек  в год): на бесплатной  основе для детей,  прошедших

конкурсный отбор, на  платной основе для  всех желающих повысить  свой

уровень подготовки по отдельным предметам или подготовиться к  участию

в олимпиадах, в том числе для учащихся 7 и 8 классов.

     Заочный режим реализуется через дистанционное обучение, в  рамках

которого слушателям  будет  предоставлена возможность  выбора темпа  и

времени обучения в соответствии с выбранной программой курса и режимом

обучения.

 

               III. Кадровое обеспечение работы Центра

                 и материально-техническое оснащение

 

     В Центре и базовых школах работают учителя, прошедшие  конкурсный

отбор и  последующее повышение  квалификации по  направлению работы  с

одаренными детьми.

     Непосредственное руководство   Центром   осуществляет   директор,

который   имеет    трех   заместителей:   по    учебно-воспитательной,

научно-методической и административно-хозяйственной работе.

     Лекционную работу    и   руководство    научно-исследовательскими

проектами на договорной основе осуществляют преподаватели высшей школы

ведущих профильных  вузов  Самарской области,  Российской Федерации  и

ученые международного уровня.

     Коллективную и   индивидуальную  работу   учащихся   сопровождают

тьютеры и преподаватели-предметники, работающие в Центре на постоянной

основе.

     Для организации  воспитательной  работы, досуговой  и  спортивной

деятельности   обучающихся,  психолого-педагогического   сопровождения

одаренности, обеспечения работы интернатного учреждения в штат  Центра

включаются    воспитатели,   психологи,    педагоги    дополнительного

образования, IT-специалисты, обслуживающий персонал.

     Заработная плата преподавателей, работающих на постоянной  основе

в Центре, состоит из основной части (оплата за ежемесячную нагрузку) и

стимулирующих доплат, размер и период выплат которых зависит от уровня

достижений воспитанников, а также от степени участия самого педагога в

диссеминации  лучшего педагогического  опыта  по работе  с  одаренными

детьми.

     В Центре создаются необходимые  условия проживания и обучения,  в

том числе бесплатное пятиразовое питание.

     В нормативах финансового обеспечения деятельности Центра проведен

учет педагогического    сопровождения   одаренных    детей,    которое

осуществляется  по  индивидуально  ориентированным  учебным  планам  и

программам.

     Комплекс Центра включает:  учебные корпуса, здание  обсерватории,

гостиницу    для    детей    и    преподавателей,    школьное    кафе,

физкультурно-спортивную  и  рекреационную  зоны.  Все  зоны  комплекса

Центра соединены крытыми переходами.

     На въезде на территорию Центра оборудован пропускной пункт.

     Учебный корпус предусматривает не менее:

     двух лекционных  аудиторий  (на 80  человек  каждая),  оснащенных

современным   интерактивным   оборудованием,   позволяющим   проводить

онлайн-видеотрансляции;

     четырех учебных кабинетов  для  групповых занятий  на 10  человек

каждый   (все  кабинеты   оснащены   интерактивным  и   мультимедийным

оборудованием);

     двух кабинетов с  выделением в каждом  10 частично  изолированных

зон для индивидуальной работы (оснащенных компьютерным оборудованием с

подключением к высокоскоростному Интернету);

     двух лабораторий   по   химии,  двух   лабораторий   по   физике,

лаборатории по биологии и лаборатории по микробиологии;

     двух инженерных  лабораторий  и мастерской  по  экспериментальной

физике;

     одного кабинета психоэмоциональной разгрузки (сенсорной комнаты).

     Самостоятельным крылом   (башней)   учебного   корпуса   является

обсерватория, башня которой венчается  подвижным куполом. На первом  и

втором этажах обсерватории находятся две учебные комнаты для работы 10

человек.

     Образовательная среда  Центра  насыщена  современным  учебным   и

IT-оборудованием. Каждый обучающийся Центра и преподаватель  обеспечен

персональным компьютером (планшетом).

     Для проведения  теле-  и  видеоконференций  в  Центре  оборудован

конференц-зал на 420 мест, который может трансформироваться в  актовый

зал.

     Физкультурно-оздоровительный комплекс Центра состоит из:

     многозального спортивного корпуса:  спортивного зала для  игровых

видов спорта,  тренажерного зала  (для занятий 20  человек), зала  для

учебно-тренировочных занятий борьбой и восточными единоборствами.  Для

каждого зала  предусмотрено дополнительное  помещение для  расстановки

вспомогательного оборудования, медицинского кабинета (на 1 место);

     двух универсальных спортивных площадок на открытом воздухе.

     Гостиница Центра  предусматривает  размещение 240  обучающихся  с

двухместным проживанием и индивидуальное размещение 10 преподавателей.

     В гостинице имеются комнаты отдыха и приема пищи.

     В Центре предусмотрен медицинский блок, в который входит  кабинет

врача, процедурный, стоматологический кабинеты и изолятор на 6 мест.

     Школьное кафе  Центра  рассчитано   на  250  посадочных  мест   с

необходимым оборудованием и подсобными помещениями.

 

                      IV. Этапы создания Центра,

            прогнозируемые результаты и ожидаемые эффекты

 

     На первом этапе (2015 - 2016 годы) реализации настоящей Концепции

предполагается разработать  нормативно-правовую  базу,  обеспечивающую

деятельность  Центра,  механизм финансового  обеспечения  деятельности

Центра,    использовать     ресурсы    государственного     бюджетного

образовательного   учреждения   общеобразовательной    школы-интерната

среднего  (полного)   общего  образования   с  углубленным   изучением

отдельных  предметов  "Самарский областной  лицей-интернат"  (далее  -

Самарский  областной   лицей-интернат)  с   целью  выявления,   отбора

одаренных детей,  организации очно-заочных школ,  учебно-тренировочных

сборов, каникулярных профильных смен.

     Второй этап    2017  года)  реализации  Концепции  предполагает

практическое внедрение разработанных положений.

     Развитие системы  выявления   и  поддержки   одаренных  детей   в

Самарской области:

     формирование эффективной системы выявления и поддержки  одаренных

учащихся;

     обеспечение работы Центра в качестве ресурсного центра по  работе

с одаренными детьми;

     увеличение численности одаренных  детей  и талантливой  молодежи,

занимающих призовые места во всероссийских и международных конкурсах и

участвующих в  соревнованиях, олимпиадах,  конкурсных мероприятиях  по

различным направлениям деятельности;

     обобщение и диссеминация опыта работы коллектива Центра  позволит

обогатить деятельность педагогов региона;

     увеличение количества инновационных проектов с участием одаренных

детей и талантливой молодежи в общем количестве проектов,  реализуемых

на территории субъектов инновационной инфраструктуры;

     создание системы  сопровождения  индивидуальной   образовательной

траектории;

     сокращение оттока  одаренной  молодежи  из  региона   посредством

формирования индивидуальных  планов профессиональной самореализации  в

инновационных секторах экономики региона.


Информация по документу
Читайте также