Расширенный поиск
Закон Самарской области от 12.12.2007 № 154-ГДЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Самарской области от 06.04.2009 г. N 50-ГД ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2015 ГОДЫ (В редакции Законов Самарской области от 21.07.2008 г. N 93-ГД; от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Принят Самарской Губернской Думой 27 ноября 2007 года Статья 1 Утвердить прилагаемую областную целевую программу развития инновационной деятельности в Самарской области на 2008 - 2015 годы. Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года. И.о. Губернатора Самарской области А.П.Нефёдов "12" декабря 2007 г. N 154-ГД ПРИЛОЖЕНИЕ к Закону Самарской области "Об утверждении областной целевой программы развития инновационной деятельности в Самарской области на 2008-2015 годы" ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2015 ГОДЫ (В редакции Законов Самарской области от 21.07.2008 г. N 93-ГД; от 31.12.2008 г. N 163-ГД) (далее - Программа) Паспорт Программы НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа развития ПРОГРАММЫ инновационной деятельности в Самарской области на 2008 - 2015 годы ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Правительство Самарской области ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ ГОЛОВНОЙ - министерство экономического развития, ИСПОЛНИТЕЛЬ инвестиций и торговли Самарской области ПРОГРАММЫ ИСПОЛНИТЕЛИ - министерство экономического развития, ПРОГРАММЫ инвестиций и торговли Самарской области, министерство промышленности и энергетики Самарской области, министерство нефтехимической и газовой промышленности Самарской области, министерство образования и науки Самарской области, некоммерческая организация "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" (далее - ИИФ) (по согласованию), некоммерческое партнерство "Региональный центр инноваций и трансфера технологий" (далее - НП "РЦИТТ") (по согласованию) (В редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) ОСНОВНЫЕ - министерство экономического развития, РАЗРАБОТЧИКИ инвестиций и торговли Самарской области, ПРОГРАММЫ министерство образования и науки Самарской области, министерство промышленности и энергетики Самарской области, советник Губернатора Самарской области по инновационной политике, вузы и иные научные организации (Самарский государственный экономический университет, Самарский государственный аэрокосмический университет, Самарский государственный технический университет, Самарский государственный медицинский университет, Самарский научный центр Российской академии наук, Самарский филиал Физического института им. П.Н. Лебедева Российской академии наук) ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - цели Программы: ПРОГРАММЫ - сохранение и развитие конкурентоспособности региона в прогнозируемой перспективе за счет существенного увеличения производимой продукции (работ, услуг) с высокой добавленной стоимостью; - обеспечение разработки, внедрения прорывных технологий; - формирование новых полюсов конкурентоспособности; - развитие научно-технологической базы территориально-производственных кластеров; - переход области на инновационный путь развития экономики. Основные задачи Программы: - формирование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая взаимодействие между инфраструктурными организациями; - создание институциональных и правовых условий для развития организаций, осуществляющих инновационную деятельность; - активизация системы формирования качественных хорошо проработанных инновационных проектов, перспективных и реализуемых с точки зрения инвесторов; - привлечение инвестиционных ресурсов в инновационную сферу; - обеспечение условий для формирования новых технологических платформ в экономике региона; - содействие ускоренному развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок; - формирование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности; - повышение уровня инновационного образования менеджеров высшего и среднего звена, формирование значимой группы менеджеров, способных инициировать, подготавливать и успешно реализовывать инновационные проекты СРОКИ - 2008 - 2015 годы РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЪЕМЫ И - 2 231 млн. рублей - за счет средств областного ИСТОЧНИКИ бюджета, в том числе по годам: ФИНАНСИРОВАНИЯ 2008 - 119 млн. рублей; ПРОГРАММЫ 2009 - 272 млн. рублей; 2010 - 309 млн. рублей; 2011 - 309 млн. рублей; 2012 - 303,5 млн. рублей; 2013 - 304,5 млн. рублей; 2014 - 306,5 млн. рублей; 2015 - 307,5 млн. рублей. Предусмотрено привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Программа устанавливает исключительно расходные обязательства Самарской области. Мероприятия Программы, финансирование которых предполагается осуществить за счет иных, помимо областного бюджета, источников, не являются расходными обязательствами Самарской области. (Раздел в редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) ОЖИДАЕМЫЕ - создание в Самарской области эффективно РЕЗУЛЬТАТЫ действующей региональной инновационной РЕАЛИЗАЦИИ инфраструктуры, обеспечивающей формирование ПРОГРАММЫ "цепочки" потребителей результатов инновационной деятельности на каждом ее этапе: идея - опытный образец (технология) - инвестиционный проект - внедрение; - повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) организаций Самарской области за счет использования передовых наукоемких технологий; - развитие научно-технологической базы промышленных предприятий; - укрепление материально-технологической базы исследований научных организаций, вузов; - повышение экономической эффективности инвестиций в инновационные проекты за счет создания условий качественной подготовки, отбора и сопровождения проектов; - обеспечение экономики Самарской области квалифицированными специалистами в сфере создания и управления инновационным бизнесом: к 2015 году не менее 600 человек, вовлечь не менее 4 образовательных учреждений в учебный процесс, связанный с подготовкой специалистов в сфере инновационной деятельности; - привлечение не менее 2,0 млрд. рублей из внебюджетных источников на реализацию инновационных проектов в интересах развития региона; - увеличение количества инновационных проектов, получивших бюджетную поддержку, до 120 к 2015 году; - увеличение объема научно-технических работ не менее чем на 10 процентов ежегодно СИСТЕМА - общее руководство и контроль за ходом ОРГАНИЗАЦИИ реализации Программы осуществляет КОНТРОЛЯ государственный заказчик - Правительство ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ Самарской области; ПРОГРАММЫ текущий контроль за ходом реализации Программы осуществляет головной исполнитель - министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом В целях обеспечения динамичного устойчивого роста экономики Самарской области принципиально важным является переход к инновационному типу ее развития, формированию экономики, основанной на знаниях. Конкурентоспособность Самарской области на рынке определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективностью инновационных процессов. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики, достижение которой является необходимой предпосылкой модернизации экономики и, в конечном счете, обеспечения конкурентоспособности отечественного производства. Самарская область как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса, превращения инновационной деятельности в основной долгосрочный источник повышения конкурентоспособности промышленности и сферы услуг. За период с 2000 по 2006 год значительно увеличился объем отгруженных инновационных товаров, выполненных работ и услуг инновационно-активными организациями - область занимает первое место в Приволжском федеральном округе по выпуску инновационной продукции. В 2006 году крупными и средними промышленными предприятиями отгружено инновационной продукции на 109,2 млрд. рублей. По уровню инновационной активности промышленных предприятий, внутренним затратам на исследования и разработки в процентах к валовому региональному продукту, численности персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 тысяч занятых в экономике Самарская область значительно превышает среднероссийские показатели в течение ряда лет. Дальнейшее развитие инновационной деятельности в Самарской области имеет в своей основе постоянно совершенствующуюся нормативную правовую базу: Закон Самарской области от 09.11.2005 N 198-ГД "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области", Закон Самарской области от 16.03.2006 N 19-ГД "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области", Закон Самарской области от 11.02.2004 N 10-ГД "Об основах промышленной политики в Самарской области", постановление Правительства Самарской области "О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года". Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года в качестве одного из приоритетных направлений устойчивого развития области определена инновационно-внедренческая деятельность и поставлен ряд целей, которые направлены на форсированное развитие инновационной деятельности в Самарской области: формирование и развитие инновационно-внедренческого кластера как структуры региональной инновационной системы; восстановление, эффективное использование и усиление имеющегося инновационного потенциала. Программа явится одним из инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года. Среди проблем, требующих программного решения на областном уровне, целесообразно выделить следующие: наличие разрывов в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) к коммерческим технологиям; отсутствие проектов, проработка которых достаточна для осуществления инвестирования в их реализацию; отсутствие квалифицированных кадров для инициации и реализации инновационных проектов; низкая согласованность в деятельности инфраструктурных организаций инновационной сферы; недостаточное развитие малого инновационного бизнеса - высокие стартовые и текущие расходы, увеличивающие период окупаемости проекта (срок кредитования и т.д.), административные и психологические барьеры; рост технологической отсталости основных отраслей экономики региона. Отбор этих проблем для программной разработки и их решения на областном уровне определяется необходимостью обеспечения инновационного развития российской экономики, наличием достаточно эффективных механизмов для решения этих проблем в рамках Программы, в том числе апробированных в рамках предыдущих областных целевых программ и обеспечивающих распространение прогрессивных научно-технических достижений. Программно-целевой подход необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы имеющиеся государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем в инновационной сфере, обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих задач, запустить механизмы саморазвития инновационной системы. Требуется масштабное вовлечение реального бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов инновационного развития. Роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов становится катализатором развития тех или иных направлений. В Программе должны быть учтены последние тенденции в развитии науки и инноваций, новые приоритетные задачи государственной научно-технической и инновационной политики на современном этапе, опыт и качественные результаты реализации предыдущих областных целевых программ. Для целей Программы в документе используются следующие понятия: инновационный цикл - период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования (цепочка: "фундаментальные исследования - прикладные исследования - конструкторские разработки - технологическое освоение - маркетинг - производство"); прорывные технологии - технологии, разработка и использование которых обеспечивает существенное (на порядок и более) повышение функциональных, экономических и технико-эксплуатационных параметров технических систем (изделий), либо создание принципиально новых систем (изделий), обладающих ранее не достижимыми возможностями; малое инновационное предприятие (далее - МИЛ) - осуществляющее инновационную деятельность предприятие, удовлетворяющее критериям Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"; инфраструктурные организации - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности, обслуживающие и обеспечивающие ее (центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, учебно-деловые центры и другие специализированные организации); полюс конкурентоспособности - совокупность промышленных предприятий, университетов, исследовательских центров, лабораторий, МИП, инфраструктурных организаций, специализирующихся на разработке и выпуске конкурентоспособной высокотехнологичной, наукоемкой инновационной продукции (работ, услуг), обеспечивающей высокие конкурентные позиции региона на внутреннем и внешнем рынках. Мероприятия Программы направлены на повышение результативности научных и конструкторских работ, масштабное внедрение их в реальном секторе экономики Самарской области и Российской Федерации. В рамках усиления инвестиционной и инновационной составляющей бюджетной политики Программа призвана занять важное место среди тех областных целевых программ, которые обеспечивают инновационный путь развития экономики России, изменяющий качественный характер экономического роста страны. 2. Цель, задачи и сроки реализации Программы Цель Программы состоит в формировании новых полюсов конкурентоспособности, развитии научно-технологической базы территориально-производственных кластеров, развитии конкурентоспособности экономики региона в прогнозируемой перспективе за счет разработки и внедрения инновационных технологий, обеспечивающих существенное увеличение производимой продукции (работ, услуг) с высокой добавленной стоимостью, обеспечении разработки и внедрения прорывных технологий и перехода области на инновационный путь развития экономики. Целью Программы является развитие региональной инновационной системы, которая рассматривается как рынок инноваций, где есть спрос на инновации и их предложение. Спрос предъявляется бизнесом, предложение обеспечивается наукой и тесно связано с системой образования. Формирование региональной инновационной системы требует решения следующих основных задач: формирование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая взаимодействие между инфраструктурными организациями; создание институциональных и правовых условий для развития организаций, осуществляющих инновационную деятельность; активизация системы формирования качественных хорошо проработанных инновационных проектов, перспективных и реализуемых с точки зрения инвесторов; привлечение инвестиционных ресурсов в инновационную сферу; обеспечение условий для формирования новых технологических платформ в экономике региона; содействие ускоренному развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок; формирование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности; повышение уровня инновационного образования менеджеров высшего и среднего звена, формирование значимой группы менеджеров, способных инициировать, подготавливать и успешно реализовывать инновационные проекты. Сроки реализации Программы - с 2008 по 2015 год. Для достижения указанных задач предусматривается решение следующих вопросов: создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства; обеспечение активного развития деятельности организаций, работающих в сфере коммерциализации технологий, на основе самоокупаемости; обеспечение эффективного государственно-частного партнерства; запуск основных элементов инновационной инфраструктуры. Система программных мероприятий приведена в приложении к Программе. 3. Система программных мероприятий 3.1. Развитие системы инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности и среды генерации знаний (В редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Основными задачами развития инновационной инфраструктуры являются: развитие действующих элементов инфраструктуры (центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, фонды и другие), создание недостающих звеньев и объектов инновационной инфраструктуры (достраивание "технологических коридоров"), обеспечивающих быстрое продвижение инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску промышленной продукции; создание территорий инновационного развития, обеспечивающих развитие новых прорывных технологических платформ, комплексное развитие инновационной инфраструктуры территорий с высокой концентрацией научного потенциала (г. Самара, г. Тольятти); формирование и ведение территориальной базы данных по законченным исследованиям, разработкам, технологиям, готовым к освоению в производстве, для использования их заинтересованными организациями, в том числе на коммерческой основе; аккумулирование сведений о потребностях в инновационной продукции (технологиях) и оперативное информирование о них высших учебных заведений и научных организаций; организационная и информационная поддержка взаимовыгодных связей в инновационной сфере деятельности между организациями на областном, межрегиональном, международном уровнях; развитие региональной информационной сети на базе современных телекоммуникационных технологий и обеспечение доступа к международным информационным ресурсам; создание единой региональной системы продвижения инновационного продукта Самарской области. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области до 2020 года, учитывая существующий научный и производственный потенциал Самарской области, реализация настоящей Программы направлена на развитие приоритетных секторов экономики и ключевых (крупнейших) территориально-производственных кластеров Самарской области: авиационно-космического, автомобильного, нефтехимического, агропромышленного, стройиндустрии, медицинских технологий; на выполнение приоритетных национальных проектов. ГУ "АИР" (Утратила силу - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) ИИФ Некоммерческая организация ИИФ является одним из финансовых инструментов Программы. (В редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) ИИФ в соответствии со своими учредительными документами обеспечивает отбор и финансирование инновационных проектов на всех стадиях инновационного процесса, содействует развитию организаций инновационной инфраструктуры на основе использования различных форм поддержки. Основными направлениями деятельности ИИФ в соответствии с его учредительными документами в рамках Программы являются: - организация проведения экспертизы и конкурсного отбора инновационных проектов, проектов развития инновационной инфраструктуры, претендующих на получение финансовых средств областного бюджета, предоставление целевого финансирования и иных форм поддержки для реализации указанных проектов; - выделение средств на осуществление НИОКР, создание инновационной продукции и внедрение ее в производство, а также на инновационные проекты, связанные с трансфером технологий на отечественные и зарубежные рынки; - создание и ведение единой базы данных об инновационных проектах, в том числе проектах, при подготовке и реализации которых использованы средства областного бюджета; (В редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) - проведение исследований в области инноваций, накопление, систематизация и анализ соответствующей информации, разработка мероприятий, направленных на оптимизацию и повышение эффективности механизмов поддержки инновационной деятельности; - предоставление организациям и разработчикам, реализующим инновационные и инвестиционные проекты на территории Самарской области, займов; - формирование и обновление портфеля инновационных проектов в разрезе территориально-производственных кластеров; - оказание организационной поддержки разработчикам проектов и производственным организациям по участию в федеральных, международных и иных конкурсах инновационных проектов, выставочных и презентационных мероприятиях; - мониторинг регионального, федерального, международного рынков инновационных технологий; - долевое участие в уставных капиталах юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, занимающихся коммерциализацией инновационных проектов, а также продвижением научно-технических разработок и инновационной продукции Самарской области на отечественные и зарубежные рынки; - подготовка предложений о совершенствовании областных и федеральных нормативных правовых актов, направленных на развитие и регулирование инновационной деятельности. Эффективность деятельности ИИФ по выводу инновационной продукции (работ, услуг) на соответствующие рынки во многом определяется наличием готовых к реализации инновационных проектов. С целью их подготовки ИИФ определяет на конкурсной основе организации, способные в установленные сроки провести совместно с разработчиками доработку проектов - авторизованных партнеров по технологической тематике. НП "РЦИТТ" (В редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) В успешно функционирующих инновационных системах действуют связующие структуры, обеспечивающие трансфер научно-технического продукта в производство и занимающие положение между разработчиками научно-технической продукции и производителями. Они способствуют: научным организациям в продвижении собственных разработок на рынок, поиске заказчиков НИОКР, проведении технологических, маркетинговых и патентных исследований; малым инновационным предприятиям в создании благоприятных условий для освоения научно-технических разработок, отработки новых технологий, создания пробного производства, внедрения инноваций в производство; производственным компаниям в формировании запросов на выявление прогрессивных технологий, имеющих коммерческий потенциал, проведении технологического аудита. Для выполнения обозначенных выше функций, методической и консультационной помощи создается организация в форме некоммерческого партнерства участников инновационного процесса - ведущих промышленных предприятий, университетов, научных учреждений - НП "РЦИТТ". Основными задачами НП "РЦИТТ" по развитию инновационной деятельности являются: выявление технологической проблематики конкурентоспособности продукции, работ и услуг ведущих территориально-производственных кластеров Самарской области и формирование на их основе аргументированных требований к поддерживаемым за счет средств областного бюджета технологиям и разработкам; работа с другими элементами инновационной инфраструктуры с целью формирования инновационных проектов в интересах организаций - членов некоммерческого партнерства; управленческий консалтинг, бизнес-планирование; информационная поддержка разработчиков и потребителей инноваций; выявление новых видов бизнеса, основанных на результатах приоритетных научных разработок. Функциями НП "РЦИТТ" в соответствии с его учредительными документами в рамках Программы являются: выявление (на основе проведения обследования предприятий) существующих технологических проблем ведущих территориально-отраслевых кластеров Самарской области, которые оказывают существенное влияние на конкурентоспособность продукции (работ, услуг); формирование и обновление банка технологических потребностей производственных компаний на научно-техническую и инновационную продукцию и услуги; обеспечение обоснования и формулирование требований к поддерживаемым за счет средств областного бюджета технологиям и разработкам с обоснованием инвестиционного и социального эффекта; формирование инновационных проектов в интересах организаций - членов некоммерческого партнерства (на основе софинансирования средствами областного бюджета и средствами указанных организаций); осуществление консультационной, методической и организационной помощи разработчикам инновационных проектов, в том числе по оформлению, регистрации, правовой охране и защите идей, аудиту в сфере интеллектуальной собственности и оценке объектов интеллектуальной собственности (далее - ОИС); содействие организациям по участию в федеральных конкурсах инновационных проектов. Средства областного бюджета выделяются НП "РЦИТТ" в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями. В указанных целях министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области заключает соглашение с НП "РЦИТТ" об оказании указанной организацией государственных услуг и формирует соответствующее государственное задание. (Дополнен - Закон Самарской области от 21.07.2008 г. N 93-ГД) Абзац. (Утратил силу - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Абзац. (Утратил силу - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Абзац. (Утратил силу - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Абзац. (Утратил силу - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Абзац. (Утратил силу - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Абзац. (Утратил силу - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Исходя из приоритетов социально-экономического развития Самарской области деятельность НП "РЦИТТ" должна быть сосредоточена на развитии ключевых и перспективных территориально-отраслевых кластеров Самарской области - автомобильного, авиационно-космического, нефтехимического, транспортно-логистического, туристско-рекреационного, сектора медицинских технологий, нанотехнологий, а также реализации приоритетных национальных проектов. (В редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) С целью создания условий для развития малых инновационных предприятий СОЦТТ взаимодействуют с другими объектами инновационной инфраструктуры - бизнес-инкубаторами, технопарками, фондами и т.д. Важным элементом развития инновационного процесса, формирования научно-технологической базы исследований и центров компетенции в интересах развития ведущих территориально-производственных кластеров Самарской области является разработка и реализация инновационных образовательных программ базовыми университетами области. Приоритет в поддержке средствами областного бюджета инновационных образовательных программ предоставляется образовательным учреждениям, являющимся победителями федеральных конкурсов, программы которых получают финансирование из средств федерального бюджета. Бизнес-инкубаторы Опорным элементом инновационной инфраструктуры, подлежащим развитию в Самарской области, является сеть технологических и офисных бизнес-инкубаторов, формируемая для обеспечения благоприятных условий инновационным проектам на самых ранних, рисковых стадиях их развития, когда еще сложно определить вероятность успеха. Бизнес-инкубаторы имеют штат квалифицированных специалистов - менеджеров, бухгалтеров, экономистов, юристов. Услуги бизнес-инкубаторов - аренда площадей, коммунальные услуги, консультации специалистов - предоставляются для инкубируемых малых инновационных компаний на льготных условиях. Абзац. (Утратил силу - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области В соответствии с учредительными документами Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области целью его деятельности является развитие на территории Самарской области инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере. Для достижения указанной цели приобретаются инвестиционные паи закрытого паевого инвестиционного фонда "Региональный фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области" (далее - ЗПИФ). ЗПИФ осуществляет деятельность на принципах частно-государственного партнерства: 50% его паев принадлежит государству в лице некоммерческой организации "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области" и представляют собой бюджетные средства в равных долях от областного и федерального бюджетов, а еще 50% привлекаются за счет частных инвесторов. Доверительное управление денежными средствами осуществляет отобранная по конкурсу управляющая компания ЗПИФ. Некоммерческая организация "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области" готовит предложения для формирования экономических механизмов для привлечения прямых инвестиций в организации высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для инвесторов. Межвузовский медиацентр Межвузовский медиацентр является по существу центром коллективного пользования, ключевой организацией, обеспечивающей публичный доступ к ведущим научным электронным информационным ресурсам. Технопарки Технопарки могут развиваться на базе крупнейших вузов области, образовываться в рамках работ по созданию и освоению новых технологических платформ. Самостоятельные технопарковые структуры могут создаваться также на базе прогрессивных промышленных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в целях ускорения продвижения новой технологии или нового продукта. Специализированные технопарки могут создаваться по определенной технологической тематике, например, производство автокомпонентов, медицинские технологии, обработка металлов. Основные задачи технопарков: активизация и интеграция интеллектуальных, информационных, материально-технических и финансовых ресурсов Самарской области; содействие освоению конкурентоспособной наукоемкой продукции, в том числе для импортозамещения и расширения экспортного потенциала региона; создание условий для сохранения и подготовки квалифицированных кадров. В настоящее время одним из крупномасштабных стратегических проектов является строительство регионального технопарка. Проект разработан на основе использования международного опыта и включает создание целостной технопарковой инфраструктуры - бизнес-инкубаторов, инновационно-технологического центра, выставочного зала с конгресс-холлом, гостиницы, а также социального жилья для молодых ученых, преподавателей и аспирантов, работающих в рамках технопарка. Финансирование проекта предполагается осуществить за счет средств федерального, областного бюджетов и бюджета городского округа Самара, а также внебюджетных источников. Технопарк обеспечивает комплексное предоставление услуг малым инновационным предприятиям, расположенным на его территории. Дня продвижения инновационных продукции (работ, услуг) и технологий на внешние рынки и привлечения инвестиций для реализации инновационных проектов обязательным условием является активное участие в международной и российской выставочной деятельности. Для достижения указанных целей необходимым является участие делегаций от Самарской области не менее чем в трех зарубежных и четырех-пяти внутренних инновационных и тематических выставках ежегодно. Для позиционирования Самарской области в качестве инновационного региона-лидера целесообразно системное проведение выставок, ярмарок, конференций, форумов и иных презентационно-информационных мероприятий инновационной тематики на территории Самарской области. Абзац. (Утратил силу - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Абзац. (Утратил силу - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) В рамках Программы осуществляется поддержка интеграции организаций инновационной инфраструктуры, инноваторов, инновационно-активных предприятий в существующие российские и международные сети трансфера технологий (RTTN, RFR, BRIN и другие). (Дополнен - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Важным аспектом развития среды генерации знаний является развитие сотрудничества по приоритетным направлениям инновационной деятельности с зарубежными организациями, развитие центров компетенции по международным рамочным научно-техническим и инновационным программам. (Дополнен - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) 3.2. Поддержка инновационных проектов и развитие научно-технологической базы территориально-производственных кластеров Самарской области Цель мероприятия - оказание государственной поддержки организациям области, разрабатывающим и внедряющим перспективные инновационные проекты. Поддержка инновационных проектов осуществляется на всех этапах инновационного процесса от стартовых вложений до венчурного и кредитного финансирования на завершающих стадиях: содействие в развитии и координации деятельности организаций, действующих в научно-технической сфере, для поддержки науки, прикладных исследований и разработок, выведения конкурентоспособной наукоемкой продукции на рынок и создания быстроразвивающихся высокотехнологичных компаний, способных стать привлекательным объектом инвестиций; создание условий для стимулирования кредитования и предоставления долгосрочных займов высокотехнологичным компаниям, включая долгосрочное кредитование коммерческими кредитными организациями, предоставление гарантий Самарской области по привлеченным кредитам, а также возмещение части процентных ставок по привлеченным кредитам за счет средств областного бюджета в случаях, предусмотренных законодательством; реализация и развитие в Самарской области механизма венчурного финансирования - специализированного вида инвестирования средств в новые высокотехнологичные компании для обеспечения их становления, роста и развития с целью получения прибыли в случае успешной реализации проекта. Основными задачами в сфере разработки механизмов государственного содействия реализации инновационных проектов являются: поддержка реализации инновационных проектов, направленных на развитие высокотехнологических территориально-производственных кластеров; стимулирование крупных и средних промышленных предприятий к внедрению инноваций, в том числе в форме образования специализированных научно-производственных комплексов и центров; обеспечение участия малых высокотехнологичных предприятий в федеральных, региональных, межведомственных и отраслевых программах и конкурсах для реализации различных инновационных проектов; развитие взаимодействия промышленных организаций, вузов в рамках территориально-производственных кластеров; формирование инновационно-технологического базиса ведущих предприятий кластеров, организация производственных процессов на новых технологических платформах. В рамках реализации Программы планируются: формирование государственного задания на прикладные исследования, разработку и реализацию приоритетных научно-технических (инновационных) программ и проектов; совместное финансирование проектов, имеющих общегосударственное значение, за счет средств федерального и областного бюджетов, в формах, предусмотренных законодательством. Расширение участия промышленных предприятий в федеральных целевых программах, конкурсах, проводимых федеральными органами исполнительной власти; оказание организациям, реализующим инновационные проекты, государственной поддержки в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством. Государственная поддержка оказывается из средств областного бюджета на конкурсной основе в установленном порядке. Организация проведения экспертизы и конкурсного отбора инновационных проектов, проектов развития инновационной инфраструктуры, претендующих на получение финансовых средств областного бюджета, предоставление финансовой и иных форм поддержки для реализации указанных проектов в рамках Программы осуществляется ИИФ (по согласованию) за счет средств областного бюджета. Юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям работ и услуг в сфере создания инновационной продукции и инновационных технологий, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, признанным победителями конкурсов, указанных в настоящем подразделе, могут предоставляться субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения понесенных указанными лицами затрат в связи с выполнением работ и оказанием услуг в сфере научных исследований, разработки новых изделий и новых технологий в части расходов на разработку и реализацию инновационных проектов, внедрение инновационной продукции и технологий. Критерии отбора указанных юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий, цели и условия предоставления субсидий, порядок предоставления и возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, определяются в соответствии с действующим бюджетным законодательством Правительством Самарской области. Предоставление указанных субсидий будет осуществляться ИИФ (по согласованию). В указанных целях министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области заключает соглашение с ИИФ на оказание государственных услуг юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям по предоставлению субсидий и формирует соответствующее государственное задание. (В редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД)(Дополнен - Закон Самарской области от 21.07.2008 г. N 93-ГД) Процесс создания нового инновационного продукта проходит несколько стадий, начиная с изыскания и выдвижения идеи на основе фундаментальных научных исследований и проведения научно-исследовательских работ (далее - НИР), воплощения идеи в реальность выполнением опытно-конструкторских работ (далее - ОКР) и разработкой прототипа продукта (в виде опытного образца или технологии), финансирование идей, их капитализация и коммерциализация, серийный промышленный выпуск продукции и продажа на рынке потребителю. В ходе выполнения этих этапов необходимо выявление патентоспособных решений для закрепления прав на ОИС, проведение патентных исследований, составление заявочных материалов на получение патента на изобретение, полезную модель и т.п., а также подача их в Роспатент, получение приоритетных справок. Конкурс "ИДЕЯ" Одним из способов активизации инновационной активности ученых и изобретателей по выявлению и поиску новых идей, привлечения их разработок для продвижения через СОЦТТ должен стать областной конкурс "ИДЕЯ". Основная цель конкурса - привлечение и содействие ученым, инженерно-техническим работникам, разработчикам, предложившим новые технические решения, на основе которых может быть создан конкурентоспособный товар или повышена конкурентоспособность существующего товара. Финансовая поддержка в формах, предусмотренных законодательством, в рамках данного конкурса предоставляется разработчикам - победителям конкурса для обеспечения процедур проверки представленного технического решения и оформления заявочных материалов на получение патентов. Конкурс "Опытный образец" Для доведения идей и проектов до стадии, достаточной для представления потенциальным инвесторам, в том числе в рамках выставочной деятельности, проводится областной конкурс "Опытный образец" на создание опытного (и/или выставочного) образца. Цель конкурса - отбор организаций для поддержки разработчиков в формах, предусмотренных законодательством, в доведении идей и проектов до стадии, достаточной для создания опытного образца, в том числе для выставочной деятельности. По конкурсу поддерживаются только заявки на коммерциализацию имеющихся у заявителя проектов, на основе которых создается новый опытный и конкурентоспособный образец. При этом предполагается, что для реализации этой задачи возможно образование наукоемкой компании. Областной конкурс "Промышленные технологии" Цель конкурса - отбор организаций для предоставления им мер поддержки при внедрении новых технологий в целях снижения рисков и материальных затрат за счет субсидирования процентной ставки по привлекаемым кредитам на реализацию инновационных проектов в соответствии с законодательством. Для поддержки малого инновационного бизнеса проводится конкурс среди малых предприятий и творческих коллективов на привлечение средств бюджета Самарской области и частных инвесторов к реализации инновационных проектов. В конкурсе могут принимать участие как существующие организации малого бизнеса, так и творческие коллективы, планирующие создание малого предприятия в случае победы их проекта на конкурсе. К конкурсу допускаются инновационные проекты, отвечающие следующим качественным критериям: привлекательность проекта с точки зрения социально-экономического развития Самарской области; реализуемость проекта; экономическая и бюджетная эффективность проекта. Кроме финансовой поддержки победителям конкурса (за счет средств Программы) оказывается организационная поддержка со стороны ИИФ и авторизированных партнеров по технологической тематике: доработка бизнес-идеи и бизнес-плана проекта; содействие формированию команды, способной успешно реализовать отобранный инновационный проект; оценка ОИС с привлечением независимых экспертных организаций; иные организационные меры, направленные на реализацию проекта. Финансовое участие в инновационном проекте, реализуемом малым предприятием, может осуществляться в одной из ниже приведенных форм: средства частного инвестора, привлекаемые на конкурсной основе; ссуда на реализацию проекта из средств ИИФ; долевое участие в проекте ИИФ; другие формы участия в финансировании проекта. Форма финансового участия в проекте избирается малым предприятием, реализующим проект, исходя из условий, предлагаемых ему со стороны конкретных инвесторов. Проведение отмеченного конкурса позволит существенно повысить качество инновационных проектов, реализуемых МИП, и тем самым повысить вероятность их успешной реализации, будет способствовать реальному увеличению производства конкурентоспособной наукоемкой продукции организациями малого бизнеса Самарской области. Развитие малого инновационного бизнеса, реализация им инновационных проектов невозможны без доступа МИП к дорогостоящему технологическому оборудованию (в частности к системам прототипирования и другим). Абзац. (Утратил силу - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Важным мероприятием, стимулирующим повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) организаций Самарской области, модернизации их технологической базы, развития взаимодействия научных организаций и промышленных компаний должен стать областной конкурс тематик проектов коммерциализации технологий, предлагаемых бизнес-сообществом. Основная задача конкурса - снижение рисков и материальных затрат производственных предприятий Самарской области на свое технологическое перевооружение за счет привлечения ресурсов федерального и областного бюджетов при обязательном соблюдении условия бюджетной эффективности проектов. Осуществление проектов коммерциализации технологий по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом, является составной частью федеральной целевой программы "Исследование и разработка по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы". В рамках указанного мероприятия из средств федеральной целевой программы оказывается финансовая поддержка проектам, предусматривающим выполнение ОКР и организацию промышленного выпуска инновационной продукции, обеспечивающей усиление конкурентных позиций отечественных производителей и прогрессивные сдвиги в производстве и потреблении наукоемкой продукции. Обязательным условием поддержки проекта со стороны государства являются существенные затраты (в денежном выражении) на реализацию проекта со стороны производственных организаций. Средства федерального бюджета направляются на реализацию части проекта, не связанной с инвестициями в основные средства. Компаниям-производителям, в интересах которых проводится конкурс, предоставляется возможность участвовать в формировании конкурсной документации и в экспертизе проектов. К федеральному конкурсу проектов коммерциализации по отобранной тематике не допускаются организации, представляющие компанию-заявителя данной тематики или ее дочерние структуры. Обязательным условием поддержки проектов коммерциализации технологий со стороны федерального бюджета является привлечение внебюджетных средств в пропорции 2:1 для реализации проектов. В рамках областного конкурса предлагается, исходя из интересов решения социально-экономических задач Самарской области, снизить долю внебюджетных средств, необходимых для привлечения организацией-заявителем тематики федерального конкурса, за счет финансового участия в проекте ИИФ (до 50% от необходимых внебюджетных средств). Бюджетные средства предоставляются ИИФ как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Областной конкурс проводится до объявления федерального конкурса. К областному конкурсу допускаются производственные организации Самарской области, заинтересованные в проведении НИОКР с целью внедрения ее результатов в развитие своей научно-технологической базы, повышения конкурентоспособности своей продукции (работ, услуг), снижения экологического воздействия производства на окружающую среду, планирующие подать заявку с необходимой тематикой на конкурс проектов коммерциализации технологий в рамках федеральной целевой программы "Исследование и разработка по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы". ИИФ осуществляет поддержку инновационных проектов, отобранных по конкурсу в рамках Программы, за счет средств областного бюджета в формах, предусмотренных законодательством. При поддержке проектов могут быть использованы собственные средства ИИФ и средства, привлеченные им из других источников. Результатом государственной поддержки должны быть заметные сдвиги в производстве и потреблении соответствующей продукции в пользу более эффективных и наукоемких ее видов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) организаций Самарской области, развитие научного потенциала и рост налогооблагаемой базы региона. В случае невхождения тематики, отобранной по конкурсу, в перечень тематик проектов коммерциализации, финансируемых в рамках федеральной целевой программы "Исследование и разработка по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы", может быть рассмотрен вопрос о финансировании данных проектов в установленном порядке. Исходя из значимости для социально-экономического развития Самарской области Программой предусматривается поддержка перспективной научно-технической базы исследований в сфере нанотехнологий, медицинских технологий, развития интегрированных геоинформационных ресурсов в интересах ведущих территориально-производственных кластеров. Приоритетной целью и важнейшим результатом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ является внедрение разработанных решений в реальное производство, организация трансфера технологий. (Дополнен - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) В целях стимулирования и поддержки работ по внедрению перспективных технологий в производство настоящей Программой предусмотрено обеспечение поддержки комплексных проектов трансфера технологий. (Дополнен - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Под комплексным проектом трансфера технологий для целей настоящей Программы понимается документация, включающая обоснование экономической целесообразности внедрения инновационной технологии, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оценку экономической эффективности для конкретного потребителя - организации, действующей на территории Самарской области, организационную схему практических действий, бизнес-план, документы по защите интеллектуальной собственности. (Дополнен - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Срок реализации комплексного проекта трансфера технологий составляет 1 - 2 года. Объем финансирования за счет средств областного бюджета не должен превышать 10 млн. рублей в год на один проект. (Дополнен - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Отбор проектов проводится на конкурсной основе среди организаций Самарской области. (Дополнен - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) В рамках Программы решается задача стимулирования предприятий к технологическому обновлению производственных процессов, повышению конкурентоспособности. (Дополнен - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Для этого Программой предусмотрена такая форма поддержки организаций Самарской области по внедрению инновационных технологических решений как предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, основная деятельность которых соответствует разделам C, D, E, I, F, O Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, в целях возмещения понесенных ими затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели внедрения инновационных технологий в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент заключения кредитного договора. (Дополнен - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) 3.3. Подготовка специалистов в сфере инновационной деятельности Для успешного выполнения задач, стоящих перед инновационными организациями, требуются высококвалифицированные специалисты в сфере инновационной деятельности, такие как: менеджеры по управлению инновационными и венчурными проектами, руководители малых инновационных фирм, специалисты по управлению качеством продукции и ее сертификации, специалисты по освоению новой техники и технологий, специалисты в сфере патентного права. В ближайшие два года общую потребность в специалистах можно оценить в 300 - 400 человек. В последующие три-четыре года потребность в специалистах может возрасти в 1,5 - 2 раза. Для удовлетворения потребностей экономики Самарской области в специалистах в сфере инновационной деятельности требуется развитие региональной системы дополнительного профессионального образования по данному направлению. В этой связи актуальным является решение следующих основных задач: создание условий функционирования системы; проведение в Самарской области единой политики в формировании государственного заказа на специалистов; содействие формированию устойчивого спроса на специалистов. Решение основных задач должно быть направлено на развитие следующих видов дополнительного профессионального образования специалистов в сфере инновационной деятельности: дополнительное высшее образование (длительность обучения - свыше 1000 часов, диплом о присвоении квалификации); профессиональная переподготовка (длительность обучения - 502 - 1000 часов, диплом о профессиональной переподготовке); повышение квалификации (длительность обучения - 72 - 100 часов или 102 - 500 часов, удостоверение или свидетельство о повышении квалификации); стажировка специалистов. Кроме того, слушателям должны предлагаться различные формы и методы обучения, а образовательные программы должны учитывать уровень начального (базового) образования целевой аудитории, загруженность слушателей по основному месту работы (учебы). Решение основных задач строится на реализации ряда программных мероприятий с обязательным условием проведения конкурса в рамках каждого мероприятия в установленном порядке. Для успешного функционирования региональной системы подготовки специалистов, расширения ее возможностей по предоставлению образовательных услуг на всей территории Самарской области требуется выполнение следующих кадровых и инфраструктурных программных мероприятий: проведение конкурса среди преподавателей, занимающихся обучением специалистов в сфере инновационной деятельности, на профессиональную переподготовку и повышение квалификации в ведущих инновационных центрах и вузах Российской Федерации; проведение конкурса среди организаций Самарской области на создание учебно-консалтингового центра в инновационной сфере, использующего дистанционные образовательные технологии. Развитие телекоммуникационной системы Самарской области, расширение ее географии, предоставление новых коммерческих интерактивных услуг создают необходимые условия для обеспечения доступности инновационного образования на всей ее территории. В этой связи актуальным является создание учебно-консалтингового центра, который на основе современных образовательных, информационных и телекоммуникационных технологий обеспечивал бы проведение единой государственной политики и реализацию инновационных стратегических программ развития региона в сфере подготовки кадров. Планируется, что создание учебно-консалтингового центра позволит не только оперативно и эффективно реализовывать программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов с учетом задач инновационного развития (на основе использования дистанционных образовательных технологий), но и проводить маркетинговый анализ состояния кадрового потенциала, выполнять консалтинговое сопровождение программ кадрового развития и инновационных проектов. Учебно-консалтинговый центр создается как некоммерческая организация. Привлечение к инновационной деятельности талантливой молодежи и кадровое обеспечение организаций инновационной инфраструктуры Самарской области невозможно осуществить в рамках региональной системы подготовки специалистов, действующей только на коммерческой (платной) основе. Для данной категории слушателей необходимо проведение в Самарской области единой политики в формировании государственного заказа по их профессиональной подготовке и переподготовке. Проводником такой политики должна стать губернаторская программа подготовки и переподготовки кадров в интересах инновационного развития экономики Самарской области (далее - Губернаторская программа). Прообразом ее может служить Президентская программа подготовки управленческих кадров для народного хозяйства. Губернаторская программа будет реализована по следующим направлениям: (В редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) обучение за счет средств областного бюджета студентов старших курсов по образовательной программе "Инновационный менеджмент наукоемких технологий"; (В редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) повышение квалификации специалистов для их последующей работы в действующих и создаваемых организациях инновационной инфраструктуры. (В редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) развитие детского и юношеского научно-технического творчества. (В редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Планируемый объем финансирования со стороны областного бюджета организаций - победителей конкурса составляет до 30% сметы затрат на проведение образовательных мероприятий с продолжительностью обучения 72 - 100 часов и до 50% - с продолжительностью обучения 102 - 500 часов. Это позволит за счет софинансирования снизить стоимость платы за обучение и вовлечь в образовательный процесс специалистов из производственных секторов экономики Самарской области. Общими индикаторными показателями данного раздела Программы являются: общее число подготовленных специалистов в сфере инновационной деятельности к концу 2011 года не менее 420 человек, в том числе по программам дополнительного к высшему образованию - не менее 100 человек; по программам профессиональной переподготовки - не менее 70 человек; по программам повышения квалификации - не менее 250 человек; вовлечение не менее 4 образовательных учреждений в учебный процесс, связанный с подготовкой специалистов в сфере инновационной деятельности. 3.4. (Утратил силу - Закон Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) 4. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы включает три основных блока (рис. 1). Блок 1. Разработка нормативных правовых актов и иных документов Эффективное развитие инновационной деятельности требует разработки и принятия соответствующих законодательных и подзаконных актов. В рамках указанного блока предполагается осуществить разработку проектов законов Самарской области, постановлений и распоряжений Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, предложений по проектам или изменению правовых актов Российской Федерации, иных документов, направленных на: - создание элементов инновационной инфраструктуры; - формирование правовой базы и документации для конкурсов, проводимых в рамках развития инновационной инфраструктуры, поддержки МИП и реализации инновационных проектов ведущих предприятий территориально-производственных кластеров Самарской области, кадрового обеспечения; - развитие правовой базы в сфере патентоведения и интеллектуальной собственности для осуществления эффективной коммерциализации технологий. Правовые акты охватывают всю цепочку инновационного процесса: генерирование новых знаний, технико-технологические разработки, производство и трансфер технологий. Блок 2. Система ресурсного обеспечения Программы В рамках данного блока реализация Программы предполагает концентрацию средств областного бюджета, привлечение внебюджетных средств, участие в реализации соответствующих федеральных целевых программ в порядке, установленном законодательством. Бюджетные средства предоставляются участникам Программы на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством. Блок 3. Система управления Программой Высшим органом, осуществляющим стратегическое управление Программой, является Правительство Самарской области. При Губернаторе Самарской области образуется совещательный орган - Инновационный совет Самарской области (далее - Совет). Совет создается для обсуждения и выработки согласованных решений и координации деятельности в сфере реализации инновационной политики Самарской области, стратегических вопросов развития инновационной сферы. В состав Совета входят Губернатор Самарской области, представители органов исполнительной власти, Самарской Губернской Думы, представители вузов, производственных и научных организаций, финансовых институтов и другие. Центром интеграции инновационных ресурсов Самарской области, а также координатором связей является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - головной исполнитель Программы. Головной исполнитель Программы осуществляет общий контроль, оперативное управление ходом и необходимую корректировку выполнения Программы. Головной исполнитель Программы координирует деятельность исполнителей Программы при реализации ее мероприятий, осуществляет мониторинг хода выполнения всех мероприятий Программы и Программы в целом; разрабатывает совместно с другими органами исполнительной власти Самарской области предложения по привлечению средств федерального бюджета и внебюджетных средств для реализации мероприятий Программы. В целях координации развития инновационной деятельности и учета позиций органов исполнительной власти Самарской области создается управляющий комитет. Управляющий комитет возглавляется министром экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Членами комитета являются представители отраслевых министерств, организаций инновационной инфраструктуры - исполнителей Программы: ИИФ, НП "РЦИТТ". (В редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) |————————————————————————————| | Механизм | | реализации Программы | |———————————————|————————————| |————————————————————————|—————————————————————| |——————————|———————————| |———————————————————| |——————|—————| | Блок 1 | | Блок 2 | | Блок 3 | | | | | | | |Разработка нормативных| |Система ресурсного | | Система | |правовых актов и иных | | обеспечения | | управления | | документов | | Программы | | Программой | |——————————————————————| |———————————————————| |————————————| Рис. 1 Механизм реализации Программы 5. Финансовое обеспечение Программы Учитывая ведущую роль государства в вопросах материально-технического обеспечения научных исследований и их финансовую емкость, построение политики и совершенствование финансово-экономических механизмов в данной сфере базируется на принципах: учета приоритетов социально-экономического развития Самарской области; эффективного управления государственной собственностью; интеграции источников формирования основных средств; конкурсного отбора проектов развития приоритетных направлений научных исследований за счет формирования материально-технической базы для их проведения. Система финансового обеспечения инновационной деятельности основывается на принципах и нормах, заложенных в федеральном и областном законодательстве, в частности, в Законе Самарской области "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области". Система финансового обеспечения инновационной деятельности предполагает (рис. 2): 1) обеспечение государственной поддержки проектов на всех стадиях инновационного цикла; 2) широкое использование механизма частно-государственного партнерства, принципа софинансирования, консолидации ресурсов в целях коммерциализации научно-технических разработок и реализации инновационных проектов. |—————————————| | Бизнес- | Промышленные |————| | инкубаторы, | образцы, |———————————| Массовое |Вузы| |————————————————| Макет | малые | малая серия | Крупные | производство |————| Идея | Офисы | |инновационные| | и средние | |———————| |НИИ |———————>|коммерциализации|—|——|—>| предприятия |—|—————————|——>|предприятия|———|——————————>|Прибыль| |————| /|\ |————————————————| | /|\ |—————————————| | /|\ |———————————| | |———————| | | | | | | | Доработка | | Доработка | | Доработка | |——————————|——————————| |—————————|————————| |—————————|—————————| | | | |———————————————|—————|—————| |—————|—————| |———|———| |Финансирование:|Государство| |Государство| |Частный| |———————————————|———————————| |———————————| |капитал| | Частный | |———————| | капитал | |———————————| | Венчурный | | капитал | |———————————| Рис. 2. Система финансового обеспечения инновационной деятельности Если иное не установлено законом Самарской области об областном бюджете, главным распорядителем средств областного бюджета по Программе является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Для достижения целей Программы предполагается привлечение различных источников: - средства федерального бюджета: участие Самарской области в реализации федеральных целевых и специальных программ и проектов поддержки инновационной деятельности, в том числе федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы", развитие национальных инновационных университетов, развитие технопарков, развитие промышленно-технологических парков и других, реализация крупных межрегиональных проектов национального значения; - средства областного бюджета: деятельность вновь созданных финансовых институтов - ИИФ и Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области, поддержка научных исследований и разработок, использование форм поддержки, предусмотренных законодательством Самарской области; - предоставление средств на софинансирование реализации федеральных целевых и специальных программ и проектов, налоговых льгот, налоговых кредитов, бюджетных кредитов, долевое участие в уставном капитале юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, подготовка кадров инновационных менеджеров и иных. Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составляет 2 231 млн. рублей, в том числе по годам: 2008 - 119,0 млн. рублей; 2009 - 272,0 млн. рублей; 2010 - 309,0 млн. рублей; 2011 - 309,0 млн. рублей; 2012 - 303,5 млн. рублей; 2013 - 304,5 млн. рублей; 2014 - 306,5 млн. рублей; 2015 - 307,5 млн. рублей. (Абзацы в редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) 6. Система организации контроля за исполнением Программы Общее руководство, контроль за ходом исполнения Программы, в том числе мониторинг реализации Программы, осуществляет Правительство Самарской области в лице министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Текущий контроль за ходом реализации Программы осуществляет головной исполнитель - министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Правительство Самарской области по данным систематического контроля и с учетом выделенных на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели, состав исполнителей и затраты по программным мероприятиям. Субъектами мониторинга развития инновационной деятельности в Самарской области выступают: Губернатор Самарской области в форме ежегодных отчетов министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области; министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в форме ежеквартальных (ежемесячные) отчетов инфраструктурных и инновационных организаций, получающих финансирование за счет средств областного бюджета, финансовых институтов, обеспечивающих финансирование инновационной деятельности (ИИФ, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области); органы исполнительной власти Самарской области в рамках своей компетенции. 7. Ожидаемые результаты реализации Программы Реализация Программы позволит: создать в Самарской области эффективно действующую региональную инновационную инфраструктуру, обеспечивающую формирование "цепочки" потребителей результатов инновационной деятельности на каждом ее этапе: идея - опытный образец (технология) - инвестиционный проект - внедрение; повысить конкурентоспособность продукции (работ, услуг) организаций Самарской области за счет использования передовых наукоемких технологий; обеспечить концентрацию материальных и интеллектуальных ресурсов на решении проблем ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики, снижение себестоимости проводимых научных исследований, повышение их конкурентоспособности по экономическим показателям; содействовать развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, укреплению материально-технологической базы исследований научных организаций, вузов; повысить экономическую эффективность инвестиций в инновационные проекты за счет создания условий качественной подготовки, отбора и сопровождения проектов; развить научно-технологическую базу основных промышленных предприятий; привлечь не менее 2,0 млрд. рублей из внебюджетных источников на реализацию инновационных проектов в интересах развития региона; обеспечить экономику Самарской области квалифицированными специалистами в сфере создания и управления инновационным бизнесом: к 2015 году не менее 600 человек, вовлечь не менее 4 образовательных учреждений в учебный процесс, связанный с подготовкой специалистов в сфере инновационной деятельности; увеличить объем научно-технических работ не менее чем на 10% ежегодно. Основные индикаторы реализации мероприятий Программы в 2008 - 2015 годах представлены в таблице N 1. Таблица N 1 Основные индикаторы реализации мероприятий Программы в 2008 - 2015 годах |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————————| | Индикатор | Годы | | |—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————| | | 2008| 2009| 2010| 2011| 2012| 2013| 2014| 2015| |——————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————| | Количество | 35 | 50 | 60 | 60 | 70 | 80 | 100 | 120 | | инновационных проектов, | | | | | | | | | | получивших бюджетную | | | | | | | | | | поддержку, единиц | | | | | | | | | |——————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————| | Количество заключенных | 8 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | | договоров на | | | | | | | | | | коммерциализацию | | | | | | | | | | инновационной | | | | | | | | | | продукции, единиц | | | | | | | | | |——————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————| | Общее количество | | 280 | 340 | 400 | 450 | 500 | 550 | 650 | | подготовленных | | | | | | | | | | специалистов в рамках | | | | | | | | | | повышения квалификации | | | | | | | | | | в сфере инновационной | | | | | | | | | | деятельности, человек | | | | | | | | | |——————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————| | Затраты на | 12 | 12,5| 12,5| 14 | 14 | 16,8| 18 | 20 | | технологические | | | | | | | | | | инновации, млрд. рублей | | | | | | | | | |——————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————| (В редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Основные индикаторы развития инновационной деятельности в Самарской области представлены в таблице N 2. Таблица N 2 Основные индикаторы развития инновационной деятельности в Самарской области |—————————————————————————|———————————————————————————————————————————————| | Индикатор | Годы | | |—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————| | | 2008| 2009| 2010| 2011| 2012| 2013| 2014| 2015| |—————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————| | Количество созданных | 30 | 35 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | | передовых технологий, | | | | | | | | | | не менее, единиц | | | | | | | | | |—————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————| | Объем выполненных | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | 26 | 26 | | научных исследований и | | | | | | | | | | разработок, | | | | | | | | | | млрд. рублей | | | | | | | | | |—————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————| | Объем продукции и | 1,2 | 1,4 | 1,7 | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | 4 | | услуг малых | | | | | | | | | | предприятий в сфере | | | | | | | | | | науки и научного | | | | | | | | | | обслуживания, | | | | | | | | | | млрд. рублей | | | | | | | | | |—————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————| | Доля инновационной | 27 | 28 | 30 | 32 | 34 | 36 | 38 | 40 | | продукции в общем | | | | | | | | | | объеме промышленной | | | | | | | | | | продукции, % | | | | | | | | | |—————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————| (В редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) Реализация Программы позволит позиционировать Самарскую область в качестве инновационного региона - лидера, сформировать имидж инновационно-привлекательной территории, ускорить достижение целей приоритетных национальных проектов, увеличить налогооблагаемую базу, повысить качество жизни населения за счет увеличения добавленной стоимости и ее доли в объеме готовой продукции (услуг) организаций Самарской области. Приложение к областной целевой программе развития инновационной деятельности в Самарской области на 2008 - 2015 годы ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2015 ГОДЫ (В редакции Закона Самарской области от 31.12.2008 г. N 163-ГД) |————|—————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————| | N | Наименование | Объем затрат по годам, млн. | Основные | | п/п| мероприятия | рублей | исполнители | | | |——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|—————|—| | | | | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Всего | | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | 1. Развитие нормативной правовой базы | |————|—————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————| | | Разработка проектов | В рамках текущей деятельности | Министерство | | | нормативных правовых | | экономического | | | актов, направленных на | | развития, | | | развитие и | | инвестиций и | | | регулирование | | торговли | | | инновационной | | Самарской | | | деятельности в | | области, | | | Самарской области | | министерство | | | | | промышленности, | | | | | энергетики и | | | | | технологий | | | | | Самарской | | | | | области, | | | | | министерство | | | | | образования и | | | | | науки Самарской | | | | | области, ИИФ | | | | | (по согласованию) | |————|—————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————| | 2. Развитие системы инфраструктурного обеспечения | | инновационной деятельности и среды генерации знаний | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | 2.1| Создание | | | | | | | | | | Промышленные | | | некоммерческого | | | | | | | | | | предприятия (по | | | партнерства | | | | | | | | | | согласованию), | | | "Региональный центр | | | | | | | | | | вузы Самарской | | | инноваций и трансфера | | | | | | | | | | области (по | | | технологий" (далее - | | | | | | | | | | согласованию), | | | НП "РЦИТТ") | | | | | | | | | | научные | | | | | | | | | | | | | организации | | | | | | | | | | | | | Самарской области| | | | | | | | | | | | | (по согласованию)| |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | 2.2| Предоставление | 11,0 | 12,0 | 13,0 | 13,0 | 15,0 | 15,0 | 16,0 | 17,0 | 112,0 | Министерство | | | субсидий НП "РЦИТТ" | | | | | | | | | | экономического | | | в связи с оказанием | | | | | | | | | | развития, | | | указанной организацией | | | | | | | | | | инвестиций и | | | государственных услуг | | | | | | | | | | торговли | | | | | | | | | | | | | Самарской | | | | | | | | | | | | | области, НП | | | | | | | | | | | | | "РЦИТТ" (по | | | | | | | | | | | | | согласованию) | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | 2.3| Проведение областных | | 4,0 | 4,0 | 4,7 | 5,0 | 6,0 | 8,0 | 8,0 | 39,7 | Министерство | | | межрегиональных | | | | | | | | | | экономического | | | форумов научно- | | | | | | | | | | развития, | | | практических | | | | | | | | | | инвестиций и | | | конференций, | | | | | | | | | | торговли | | | семинаров, заседаний | | | | | | | | | | Самарской | | | "круглых столов" по | | | | | | | | | | области, ИИФ (по | | | вопросам развития | | | | | | | | | | согласованию), НП| | | инновационной | | | | | | | | | | "РЦИТТ" (по | | | деятельности | | | | | | | | | | согласованию) | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | 2.4| Развитие | | 10,0 | 12,0 | 14,0 | 15,0 | 15,0 | 16,0 | 16,0 | 98,0 | Министерство | | | международного | | | | | | | | | | экономического | | | сотрудничества по | | | | | | | | | | развития, | | | приоритетным | | | | | | | | | | инвестиций и | | | направлениям | | | | | | | | | | торговли | | | инновационной | | | | | | | | | | Самарской | | | деятельности в | | | | | | | | | | области, НП | | | интересах развития | | | | | | | | | | "РЦИТТ" (по | | | ведущих сфер | | | | | | | | | | согласованию) | | | специализации | | | | | | | | | | | | | Самарской области | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | 2.5| Осуществление | | 4,0 | 4,0 | 4,7 | 5,0 | 5,0 | 6,0 | 6,0 | 34,7 | Министерство | | | информационной | | | | | | | | | | экономического | | | деятельности в | | | | | | | | | | развития, | | | средствах массовой | | | | | | | | | | инвестиций и | | | информации в целях | | | | | | | | | | торговли | | | формирования | | | | | | | | | | Самарской области| | | положительного | | | | | | | | | | | | | общественного мнения в | | | | | | | | | | | | | отношении инноваций | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | | Итого по разделу | 11,0 | 30,0 | 33,0 | 36,4 | 40,0 | 41,0 | 46,0 | 47,0 | 284,4 | | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | 3. Поддержка инновационных проектов и развитие | | научно-технологической базы территориально-производственных | | кластеров Самарской области | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | 3.1| Предоставление | 108,0| 129,0| 159,0| 159,0 | 160,0| 160,0| 165,0| 165,0| 1205,0| Министерство | | | субсидий юридическим | | | | | | | | | | экономического | | | лицам, индивидуальным | | | | | | | | | | развития, | | | предпринимателям - | | | | | | | | | | инвестиций и | | | производителям работ и | | | | | | | | | | торговли | | | услуг в сфере создания | | | | | | | | | | Самарской | | | инновационной | | | | | | | | | | области, | | | продукции и | | | | | | | | | | ИИФ (по | | | инновационных | | | | | | | | | | согласованию) | | | технологий, | | | | | | | | | | | | | осуществляющим свою | | | | | | | | | | | | | деятельность на | | | | | | | | | | | | | территории Самарской | | | | | | | | | | | | | области, в целях | | | | | | | | | | | | | возмещения понесенных | | | | | | | | | | | | | указанными лицами | | | | | | | | | | | | | затрат в связи с | | | | | | | | | | | | | выполнением работ и | | | | | | | | | | | | | оказанием услуг в | | | | | | | | | | | | | сфере научных | | | | | | | | | | | | | исследований, | | | | | | | | | | | | | разработки новых | | | | | | | | | | | | | изделий и новых | | | | | | | | | | | | | технологий в части | | | | | | | | | | | | | расходов на разработку | | | | | | | | | | | | | и реализацию | | | | | | | | | | | | | инновационных | | | | | | | | | | | | | проектов, внедрение | | | | | | | | | | | | | инновационной | | | | | | | | | | | | | продукции и технологий | | | | | | | | | | | | | по результатам | | | | | | | | | | | | | проведения: областного | | | | | | | | | | | | | конкурса "Идея"; | | | | | | | | | | | | | областного конкурса | | | | | | | | | | | | | "Опытный образец"; | | | | | | | | | | | | | областного конкурса на | | | | | | | | | | | | | внедрение | | | | | | | | | | | | | инновационных | | | | | | | | | | | | | технологий | | | | | | | | | | | | | "Промышленные | | | | | | | | | | | | | технологии"; | | | | | | | | | | | | | областного конкурса | | | | | | | | | | | | | среди малых | | | | | | | | | | | | | предприятий и | | | | | | | | | | | | | коллективов | | | | | | | | | | | | | разработчиков на | | | | | | | | | | | | | реализацию | | | | | | | | | | | | | инновационных | | | | | | | | | | | | | проектов; | | | | | | | | | | | | | областного конкурса | | | | | | | | | | | | | тематик проектов | | | | | | | | | | | | | коммерциализации | | | | | | | | | | | | | технологий; | | | | | | | | | | | | | конкурсного отбора | | | | | | | | | | | | | авторизованных | | | | | | | | | | | | | партнеров для | | | | | | | | | | | | | предынвестиционной | | | | | | | | | | | | | подготовки проектов, | | | | | | | | | | | | | предлагаемых | | | | | | | | | | | | | бизнес-сообществом | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | 3.2| Организация работы по | | 9,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 11,0 | 11,0 | 71,0 | Министерство | | | предоставлению | | | | | | | | | | экономического | | | субсидий | | | | | | | | | | развития, | | | | | | | | | | | | | инвестиций и | | | | | | | | | | | | | торговли | | | | | | | | | | | | | Самарской | | | | | | | | | | | | | области, ИИФ (по | | | | | | | | | | | | | согласованию) | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | 3.3| Поддержка комплексных | | 48,0 | 49,0 | 49,0 | 32,0 | 32,0 | 20,0 | 20,0 | 250,0 | Министерство | | | проектов трансфера | | | | | | | | | | экономического | | | технологий | | | | | | | | | | развития, | | | | | | | | | | | | | инвестиций и | | | | | | | | | | | | | торговли | | | | | | | | | | | | | Самарской | | | | | | | | | | | | | области, НП | | | | | | | | | | | | | "РЦИТТ" (по | | | | | | | | | | | | | согласованию) | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | 3.4| Предоставление | | 43,0 | 44,0 | 44,0 | 50,0 | 50,0 | 52,0 | 52,0 | 335,0 | Министерство | | | субсидий юридическим | | | | | | | | | | экономического | | | лицам - | | | | | | | | | | развития, | | | производителями | | | | | | | | | | инвестиций и | | | товаров, работ, услуг, | | | | | | | | | | торговли | | | основная деятельность | | | | | | | | | | Самарской | | | которых соответствует | | | | | | | | | | области, | | | разделам C, D, E, I, | | | | | | | | | | ИИФ (по | | | F, O Общероссийского | | | | | | | | | | согласованию) | | | классификатора видов | | | | | | | | | | | | | экономической | | | | | | | | | | | | | деятельности, в целях | | | | | | | | | | | | | возмещения понесенных | | | | | | | | | | | | | ими затрат на уплату | | | | | | | | | | | | | процентов по кредитам, | | | | | | | | | | | | | полученным в | | | | | | | | | | | | | российских кредитных | | | | | | | | | | | | | организациях | | | | | | | | | | | | | на цели внедрения | | | | | | | | | | | | | инновационных | | | | | | | | | | | | | технологий | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | | Итого по разделу | 108,0| 229,0| 262,0| 262,0 | 252,0| 252,0| 248,0| 248,0| 1861,0| | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | 4. Подготовка специалистов в сфере инновационной деятельности | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | 4.1| Разработка и | | 5,5 | 6,5 | 7,0 | 7,5 | 7,5 | 8 | 8 | 50,0 | Министерство | | | реализация | | | | | | | | | | экономического | | | губернаторской | | | | | | | | | | развития, | | | программы подготовки и | | | | | | | | | | инвестиций и | | | переподготовки кадров | | | | | | | | | | торговли | | | в интересах | | | | | | | | | | Самарской области| | | инновационного | | | | | | | | | | | | | развития экономики | | | | | | | | | | | | | Самарской области | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | 4.2| Развитие учебно- | | 4,0 | 4,0 | | | | | | 8,0 | Министерство | | | консалтингового центра | | | | | | | | | | экономического | | | в инновационной сфере, | | | | | | | | | | развития, | | | использующего | | | | | | | | | | инвестиций и | | | дистанционные | | | | | | | | | | торговли | | | образовательные | | | | | | | | | | Самарской области| | | технологии | | | | | | | | | | | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | 4.3| Проведение курсов, | | 3,5 | 3,5 | 3,6 | 4,0 | 4,0 | 4,5 | 4,5 | 27,6 | Министерство | | | семинаров по повышению | | | | | | | | | | экономического | | | квалификации | | | | | | | | | | развития, | | | специалистов в сфере | | | | | | | | | | инвестиций и | | | инновационной | | | | | | | | | | торговли | | | деятельности | | | | | | | | | | Самарской области| |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | | Итого по разделу | | 13,0 | 14,0 | 10,6 | 11,5 | 11,5 | 12,5 | 12,5 | 85,6 | | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| | | ВСЕГО | 119,0| 272,0| 309,0| 309,0 | 303,5| 304,5| 306,5| 307,5| 2231,0| | |————|—————————————————————————|——————|——————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|———————|——————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|