Расширенный поиск

Указ Губернатора Пермского края от 28.04.2006 № 71

 





                               У К А З

          Г У Б Е Р Н А Т О Р А  П Е Р М С К О Г О  К Р А Я


           28.04.2006                           N 71



|—                             —|
 Об использовании методологии
 оценки риска в Пермском крае
                                                                         

     Во исполнение Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об
охране  окружающей  среды",  постановления  Главного  государственного
санитарного врача Российской  Федерации  и  Главного  государственного
инспектора Российской Федерации по охране природы от 10 ноября 1997 г.
N  03-19/24-3483  "Об  использовании  методологии  оценки  риска   для
управления   качеством   окружающей   среды  и  здоровья  населения  в
Российской Федерации" и в целях  оптимизации  принятия  управленческих
решений  в  области  охраны  здоровья  населения  и окружающей среды в
Пермском крае
ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Рекомендовать  проводить  учет  оценки  рисков  для   здоровья
населения и охраны окружающей среды при проведении работ:
     по разработке территориальных комплексных схем охраны  природы  и
природопользования,  схем  размещения  производительных  сил  региона,
отраслевых схем, генеральных планов городов, схем районной планировки,
программ хозяйственной и иной деятельности в регионе;
     санитарно-эпидемиологических экспертиз,            расследований,
обследований,      исследований,     испытаний,     токсикологических,
гигиенических и иных видов оценок;
     экологических экспертиз в части оценки экологической безопасности
населения;
     по разработке  проектов  расширения  и реконструкции промышленных
предприятий  (промузлов),   связанных   с   увеличением   выбросов   в
атмосферный воздух и сбросов сточных вод в водоемы;
     по разработке   проектов   предельно   допустимых   выбросов    и
санитарно-защитных  зон  для  предприятий  первого  и  второго классов
опасности;
     по обоснованию  сокращения  санитарно-защитных  зон  промышленных
предприятий всех классов опасности;
     по санитарно-эпидемиологическому аудиту;                            
     по определению территории как зоны  экологического  бедствия  или
чрезвычайной экологической ситуации;
     по разработке региональных гигиенических нормативов;                
     по обоснованию приоритетных природоохранных  мероприятий;           
     по разработке целевых региональных  и  муниципальных  программ  в
области охраны окружающей среды и здравоохранения.
     2. Рекомендовать главному государственному санитарному  врачу  по
Пермскому  краю  установить порядок применения процедуры оценки рисков
для здоровья  населения  при  проведении  санитарно-эпидемиологических
экспертиз,   расследований,   обследований,  исследований,  испытаний,
токсикологических,  гигиенических и иных видов оценок в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
     3. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия и информационного
обмена  в деятельности различных ведомств по оценке риска для здоровья
населения и охраны окружающей среды в Пермском крае.
     4. Рекомендовать   территориальным  органам  федеральных  органов
исполнительной власти,  юридическим и  физическим  лицам  представлять
информацию организациям,  осуществляющим оценку рисков, в соответствии
с Порядком, утвержденным п.3 настоящего указа, на безвозмездной основе
в объемах, определенных действующим законодательством.
     5. Возложить функции по координации информационного обмена  между
органами государственной власти,  юридическими и физическими лицами на
управление по охране окружающей среды Пермской области.
     6. Установить,  что проведение процедур оценки риска для здоровья
населения    осуществляется    организациями,    аккредитованными    в
установленном  порядке  в системе аккредитации органов по оценке риска
Министерства  здравоохранения  и   социального   развития   Российской
Федерации.
     7. Указ вступает в силу с момента его официального опубликования.   
     8. Контроль   за   исполнением  указа  возложить  на  заместителя
губернатора  области,   председателя   департамента   территориального
развития Папкова И.В.  и заместителя губернатора области, председателя
департамента развития человеческого потенциала Сухих В.А.


     И.о.губернатора края          Н.Ю.Бухвалов

                                               УТВЕРЖДЕН
                                               указом губернатора края
                                               от 28.04.2006 N 71

                                                                         
                            П О Р Я Д О К                                                       

               взаимодействия и информационного обмена                             
    в деятельности различных ведомств по оценке риска для здоровья
         населения и охраны окружающей среды в Пермском крае                 

                          1. Общие положения                                                  
                                                                         
     Настоящий документ   определяет    порядок    взаимодействия    и
информационного  обмена  между  основными организациями,  принимающими
участие в оценке риска для  здоровья  населения  и  охраны  окружающей
среды,     предназначен    для    использования    всеми    субъектами
социально-гигиенического   и   экологического   мониторинга   в   ходе
проведения  работ по оценке воздействия неблагоприятных факторов среды
обитания на здоровье человека.
                                                                         
               2. Принципы и способы обмена информацией                            
                                                                         
     2.1. Процедуры оценки риска для  здоровья  населения  выполняются
организациями,  аккредитованными  в  установленном  порядке  в системе
аккредитации органов по оценке риска  Министерства  здравоохранения  и
социального развития Российской Федерации.
     2.2. Органы по оценке риска безвозмездно,  в  объеме  и  порядке,
установленными  действующим  законодательством,  а  также на основании
специальных соглашений об обмене информацией  в  объеме,  определяемом
специальными  соглашениями,  получают необходимую для различных этапов
оценки риска информацию:
     2.2.1. От  научно-исследовательских  учреждений,  высших  учебных
заведений и специализированных центров:
     результаты научно-исследовательских  работ,  выполненных  за счет
средств бюджетов различных уровней и грантов;
     информацию, опубликованную в открытой печати;                       
     данные, полученные в ходе совместной деятельности  с  органами  и
экспертами  по оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей
среды;
     результаты научно-исследовательских    работ,    выполненных   на
договорной основе за счет средств организаций и ведомств.
     2.2.2. От  государственных  органов  и  учреждений,  работающих в
области охраны окружающей среды и здоровья населения:
     информацию, полученную  в  результате  выполнения государственных
функций;
     данные, представленные  от  организаций  в  ходе  исполнения  ими
лицензируемой деятельности;
     сведения, включенные     в     программу     экологического     и
социально-гигиенического мониторинга;
     данные, полученные  в  ходе  совместной деятельности с органами и
экспертами по оценке риска для здоровья населения и охраны  окружающей
среды;
     информацию, полученную  в   результате   выполнения   специальных
исследований,  не  включенных  в перечень обязательных государственных
функций;
     данные, полученные  в  ходе  выполнения организациями специальных
исследований и представленные им как заказчику работ.
     2.3. Распространение  информации о риске для здоровья населения.    
     2.3.1. Информация  о  результатах  оценки  риска   для   здоровья
населения представляется органом по оценке риска:
     заказчику работ  на  основаниях  и  в   объеме,   предусмотренном
договором или соглашением;
     органам и  лицам,   представившим   сведения,   необходимые   для
проведения   работ   по  оценке  риска,  -  на  основании  специальных
соглашений об обмене информацией в объеме,  определяемом  специальными
соглашениями;
     государственным органам,  осуществляющим контроль  за  состоянием
окружающей  среды  и здоровья населения,  - в объеме,  необходимом для
выполнения государственных функций.
     2.3.2. Распространение  информации о риске для здоровья населения
является   обязанностью   организаций,    являющихся    собственниками
информации.  Распространению подлежит только информация, полученная по
результатам работ аккредитованного в установленном порядке  органа  по
оценке риска.  Информация о риске должна быть специально подготовлена,
разъяснена и представлена для распространения и обсуждения в доступной
и понятной для населения форме.
                                                                         
               3. Взаимодействие и информационный обмен                            
                   на различных этапах оценки риска                                    
                                                                         
     3.1. Этап  идентификации  опасности  заключается  в  качественной
характеристике   возможных  неблагоприятных  эффектов  воздействия  на
организм   вредных   факторов,   загрязняющих   окружающую   среду   в
рассматриваемой   зоне,   городе,   регионе,   которые  могут  служить
потенциальным источником опасности  для  здоровья  проживающего  здесь
населения.
     3.1.1. Перечень организаций,  участвующих в обмене информацией на
этапе идентификации опасности:
                                                                         
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|    Организации и      |    Создаваемая информация для оценки риска     |
|     учреждения        |       на этапе идентификации опасности         |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Научно-                |Токсикологические базы данных и регистры опасных|
|исследовательские и    |для здоровья веществ и факторов среды обитания  |
|высшие учебные         |населения.                                      |
|учреждения             |Характеристика неблагоприятных факторов среды   |
|гигиенического профиля,|обитания населения, в том числе питьевой воды,  |
|специализированные     |продуктов питания, жилых и производственных     |
|учреждения Министерства|помещений, товаров народного потребления,       |
|здравоохранения и      |стройматериалов.                                |
|социального развития   |Характеристика возможных неблагоприятных        |
|Российской Федерации,  |эффектов рассматриваемого фактора для здоровья  |
|учреждения             |населения, полученных в экспериментальных,      |
|госсанэпидслужбы и     |клинических или эпидемиологических              |
|аккредитованные в      |исследованиях.                                  |
|установленном порядке  |Ранжирование вредных факторов риска для здоровья|
|органы по оценке риска |и источников загрязнения окружающей среды       |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Территориальные органы |Данные мониторинга объектов животного мира      |
|Министерства природных |и среды их обитания в пределах своей            |
|ресурсов Российской    |компетенции.                                    |
|Федерации и            |Сведения о гидротехнических сооружениях,        |
|лицензированные ими    |соблюдении ими правил и норм безопасности.      |
|организации,           |Данные мониторинга геологической среды          |
|предприятия и          |(включая подземные воды), поверхностных водных  |
|учреждения, субъекты   |объектов                                        |
|хозяйственной          |                                                |
|деятельности           |                                                |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Органы и учреждения    |Аналитические материалы по окружающей среде     |
|Федеральной службы по  |и гидрометеорологии в рассматриваемой           |
|гидрометеорологии и    |территории, необходимые для идентификации       |
|мониторингу окружающей |опасности вредных факторов для здоровья         |
|среды                  |населения                                       |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Органы и учреждения    |Информация о качестве среды обитания населения  |
|Федеральной службы по  |и источниках загрязнения окружающей среды.      |
|экологическому,        |Характеристика субъектов хозяйственной          |
|технологическому и     |деятельности и их воздействия на окружающую     |
|атомному надзору       |среду с учетом прогноза накопления и            |
|                       |распространения вредных факторов в окружающей   |
|                       |среде.                                          |
|                       |Данные Государственной системы экологического   |
|                       |мониторинга и специальных исследований,         |
|                       |характеризующих источники образования и         |
|                       |воздействия неблагоприятных факторов на         |
|                       |окружающую среду и население.                   |
|                       |Качественный и количественный состав            |
|                       |химических веществ, поступающих в окружающую    |
|                       |среду от стационарных и передвижных источников  |
|                       |загрязнения.                                    |
|                       |Качественный и количественный состав вредных    |
|                       |факторов в окружающей среде по данным           |
|                       |экологического мониторинга и специальных        |
|                       |исследований.                                   |
|                       |Сведения из государственного кадастра отходов,  |
|                       |сведения о физических и юридических лицах,      |
|                       |осуществляющих деятельность в области обращения |
|                       |с отходами.                                     |
|                       |Сведения из единой государственной              |
|                       |автоматизированной системы контроля радиационной|
|                       |обстановки на территории Российской Федерации   |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Органы и учреждения    |Характеристика состояния опасных объектов,      |
|Министерства Российской|обусловливающих потенциально высокий риск       |
|Федерации по делам     |экстремального загрязнения окружающей среды     |
|гражданской обороны,   |                                                |
|чрезвычайным ситуациям |                                                |
|и ликвидации           |                                                |
|последствий стихийных  |                                                |
|бедствий               |                                                |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Пермский областной     |Данные официальной государственной медицинской  |
|медицинский            |статистики в целом по Пермскому краю            |
|информационно-         |                                                |
|аналитический центр    |                                                |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Администрация Пермской |Сведения об объектах, оказывающих негативное    |
|области                |воздействие на окружающую среду и вредное       |
|                       |воздействие на атмосферный воздух.              |
|Территориальные органы |Данные официальной государственной медицинской  |
|управления             |статистики по конкретному муниципальному        |
|здравоохранением       |образованию                                     |
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
                                                                         
     3.1.2. Итоги этапа идентификации опасности вредных факторов.        
     На основании анализа и обобщения вышеперечисленной информации  на
этапе  идентификации опасности вредных факторов для здоровья населения
должны быть определены:
     перечень приоритетных    средовых   факторов,   которые   требуют
проведения первоочередной оценки риска для здоровья населения;
     теоретическое обоснование    возможной   опасности   приоритетных
факторов среды обитания для здоровья населения и их  токсикологическая
характеристика, включая:
     вероятные пути воздействия факторов риска на  здоровье  населения
(объекты окружающей среды, пути поступления);
     вероятные эффекты  воздействия,  в  том   числе   для   различных
контингентов населения;
     описание ситуаций,  в  которых  возможна   модификация   действия
факторов, изменяющая риск воздействия на здоровье населения;
     описание неопределенностей  исходной  информации  и   результатов
этапа идентификации опасности вредных факторов для здоровья населения,
которые необходимо учитывать при оценке риска.
     3.2. Этап  оценки  экспозиции  заключается  в  определении  того,
какими путями,  через какие  компоненты  окружающей  среды,  на  каком
количественном  уровне  (выраженном как концентрация в этом компоненте
и/или как доза),  в какое  время,  при  какой  периодичности  и  общей
продолжительности  имеет  место  реальное  или  ожидаемое  воздействие
конкретного вредного фактора на население с учетом его численности.
     3.2.1. Перечень организаций,  участвующих в обмене информацией на
этапе оценки экспозиции:
                                                                         
|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
|  Организации и   |   Создаваемая информация для оценки риска на этапе   |
|   учреждения     |                   оценки экспозиции                  |
|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
|Научно-           |Данные социально-гигиенического мониторинга и         |
|исследовательские |специальных исследований, в том числе биомониторинга и|
|и высшие учебные  |мониторинга экспозиций населения к вредным факторам,  |
|учреждения        |включая численность и демографические характеристики  |
|гигиенического    |населения, подверженного воздействию вредных факторов.|
|профиля,          |Аналитические материалы по ранжированию путей         |
|специализированные|поступления вредных факторов в организм различных     |
|учреждения        |групп населения из объектов окружающей среды.         |
|Министерства      |Характеристика реальных и прогнозируемых              |
|здравоохранения и |количественных уровней и длительности воздействия     |
|социального       |вредных факторов на изучаемые группы населения,       |
|развития          |включая характеристику физиологических параметров     |
|Российской        |потребления, социальной активности и поведения людей, |
|Федерации,        |необходимых для оценки экспозиции вредных факторов    |
|учреждения        |                                                      |
|госсанэпидслужбы и|                                                      |
|аккредитованные в |                                                      |
|установленном     |                                                      |
|порядке органы по |                                                      |
|оценке риска      |                                                      |
|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
|Все участники     |Данные мониторинга и специальных исследований по      |
|ведения           |реальной и прогнозируемой количественной и временной  |
|экологического    |характеристике уровней загрязнения объектов окружающей|
|мониторинга и     |среды и условиям, влияющих на интенсивность           |
|лицензированные на|воздействия вредных факторов на различные группы      |
|этот вид          |населения (метеорологическая и гидрогеологическая     |
|деятельности      |обстановка) в местах проведения работ по оценке риска |
|организации и     |                                                      |
|предприятия       |                                                      |
|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
|Пермский          |Данные официальной государственной медицинской        |
|областной         |статистики по Пермскому краю, необходимые для оценки  |
|медицинский       |экспозиции                                            |
|информационно-    |                                                      |
|аналитический     |                                                      |
|центр             |                                                      |
|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
|Администрация     |Статистические и картографические данные учета        |
|Пермской области  |объектов застройки населенных мест, функционального   |
|                  |зонирования территорий, численности и условий жизни и |
|                  |деятельности населения на территориях, где проводится |
|                  |оценка риска.                                         |
|Территориальные   |Статистические данные по медицинской демографии и     |
|органы управления |характеристики обслуживаемого населения территории,   |
|здравоохранением  |где проводится оценка риска                           |
|——————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
                                                                         
     3.2.2. Итоги этапа оценки экспозиции.
     На основании анализа и  обобщения  вышеперечисленной  информации,
включая  данные  и результаты оценки по этапу идентификации опасности,
на этапе оценки экспозиции населения к  воздействию  вредных  факторов
должны быть определены:
     уровни и время экспозиции различных групп населения к воздействию
вредных факторов изучаемых компонентов окружающей среды;
     оценка путей   экспозиции   и   их   ранжирование    уровням    и
продолжительности воздействия вредных факторов;
     социально-демографическая характеристика     различных      групп
населения,  включая  реальные и прогнозируемые сценарии их поведения и
потребления,  с оценкой  масштабов  воздействия  вредных  факторов  на
изучаемое население;
     описание неопределенностей  исходной  информации  и   результатов
этапа  оценки  экспозиции  изучаемых  групп  населения  к  воздействию
вредных факторов, которые необходимо учитывать при оценке риска.
     3.3. Этап   оценки  зависимости  "доза  (концентрация)  -  ответ"
заключается в установлении или прогнозировании связи между  дозой  или
концентрацией  вредного  фактора и относительным числом индивидуумов с
количественно  определенной  выраженностью  качественно  определенного
неблагоприятного эффекта.
     3.3.1. Перечень организаций,  участвующих в обмене информацией на
этапе оценки "доза (концентрация) - ответ".
                                                                         
|——————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
|    Организации и     |Создаваемая информация для оценки риска на  этапе|
|     учреждения       |оценки "доза (концентрация) - ответ"             |
|                      |                                                 |
|——————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
|Научно-               |Токсикологические базы данных и регистры вредных |
|исследовательские и   |факторов по характеристике зависимостей "доза    |
|высшие учебные        |(концентрация) - ответ", зарубежные и принятые   |
|учреждения            |российские аналоги безопасных доз и концентраций.|
|гигиенического и      |Характеристика неблагоприятных эффектов для      |
|эпидемиологического   |здоровья населения от воздействия рассматриваемых|
|профиля,              |факторов, полученных в экспериментальных,        |
|специализированные    |клинических или эпидемиологических исследованиях,|
|учреждения            |в том числе выполненных специально для оценки    |
|Министерства          |риска и реальных последствий воздействия         |
|здравоохранения и     |неблагоприятных факторов для здоровья населения  |
|социального развития  |                                                 |
|Российской Федерации, |                                                 |
|учреждения            |                                                 |
|госсанэпидслужбы и    |                                                 |
|аккредитованные в     |                                                 |
|установленном  порядке|                                                 |
|органы по оценке риска|                                                 |
|——————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
|Администрация Пермской|Данные медицинской статистики и первичного учета |
|области               |о случаях обращаемости за медицинской помощью,   |
|                      |заболеваемости и причин смертности, а также      |
|                      |материалы специальных медицинских обследований,  |
|                      |характеризующих состояние здоровья изучаемых     |
|                      |групп населения                                  |
|——————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
|Пермский     областной|Данные официальной государственной статистики    |
|медицинский           |по заболеваемости и смертности изучаемых групп   |
|информационно-        |населения по обобщенным показателям по           |
|аналитический центр   |административно-территориальным единицам (городам|
|                      |и районам)                                       |
|——————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
                                                                         
     3.3.2. Итоги  этапа  оценки  зависимости  "доза  (концентрация) -
ответ".
     На основании  анализа  и  обобщения вышеперечисленной информации,
включая данные и результаты работ по этапам идентификации опасности  и
оценки экспозиции,  на этапе оценки зависимости "доза (концентрация) -
ответ" должны быть определены:
     количественные параметры   зависимости   развития  патологических
реакций от уровня воздействия  факторов  риска  (факторы  наклона  для
различных видов ответов, уровней воздействия);
     параметры изменения    зависимости    "доза    -    ответ"    при
комбинированном,  комплексном  и  сочетанном действии факторов риска в
условиях реальной санитарно-эпидемиологической ситуации;
     выбранные критерии  и  безопасные  уровни  воздействия в виде доз
и/или концентраций химических веществ в окружающей среде  и  организме
человека;
     описание неопределенностей  исходной  информации  и   результатов
этапа  оценки  зависимости  "доза  (концентрация)  -  ответ",  которые
необходимо учитывать при оценке риска.
     3.4. На   этапе   характеристики   риска   синтезируются   данные
предыдущих трех  этапов  и  связанных  с  ними  неопределенностей  для
обоснования   выводов   в   количественной,   полуколичественной   или
описательной форме, которые должны быть переданы лицу или организации,
принимающим  решения  в  сфере  экологической  политики  и  управления
здоровьем населения,  либо  субъекту  хозяйственной  деятельности,  по
заказу которого проводилась оценка риска.
     3.4.1. Итогами этапа характеристики риска являются:                 
     результаты оценок предыдущих этапов оценки риска;                   
     уровни индивидуального и популяционного риска и их  сравнительный
анализ;
     группы населения, подвергающиеся наибольшему риску для здоровья;    
     ранжирование вредных  факторов  и  компонентов  окружающей среды,
обусловливающих наибольший риск для здоровья населения;
     характеристика источников  опасности  и  ранжирование  источников
воздействия на окружающую среду по уровню и масштабам создаваемого или
прогнозируемого   риска  для  здоровья  населения,  включая  возможные
социально-экономические,  санитарно-эпидемиологические и экологические
последствия;
     рекомендации по приоритетным направлениям охраны окружающей среды
и   здоровья   населения,   включая   обоснование  целесообразности  и
эффективности природоохранных и оздоровительных мероприятий.

Информация по документу
Читайте также