Расширенный поиск

Постановление Губернатора Пермской области от 24.07.1996 № 270

                                      Утратил силу - Указ Губернатора
                                            Пермской области
                                          от 31.03.2005 г. N 52


                                                            00022119
                                                            0200210
                                                            1157401372


      А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я  П Е Р М С К О Й  О Б Л А С Т И


                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


24.07.96                                          N 270

+-                          -+
 О концепции и программе
 лекарственного обеспечения
 в области


     С целью  наиболее  полного  удовлетворения  потребности населения
области в медицинской продукции,  поддержания  качества  лекарственной
помощи   на  должном  уровне,  обеспечения  доступности  лекарственных
средств для социально незащищенных групп населения
     ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1 Утвердить  концепцию   лекарственного   обеспечения   населения
области (приложение 1).
     2 Утвердить   областную    целевую    программу    лекарственного
обеспечения населения области на 1996-1997 гг. (приложение 2).
     3 Финансовому     управлению,     управлению     здравоохранения,
фармацевтическому  управлению  администрации  области при формировании
областного   бюджета   предусматривать   финансирование    мероприятий
областной   целевой  программы  лекарственного  обеспечения  населения
области на 1996-1997 гг.
     4 Рекомендовать  главам местного самоуправления городов и районов
области разработать в рамках целевой программы конкретные  мероприятия
по   улучшению  лекарственного  обеспечения  населения  и  организации
фармацевтической деятельности.
     5 Координацию  действий  программы  и  ее выполнение возложить на
управление здравоохранения и фармацевтическое управление администрации
области.
     6 Контроль за выполнением постановления возложить на  заместителя
губернатора области Боева В.С.


     И.о.губернатора области          И.Н.Шубин

40035

                                       Приложение 1
                                       к постановлению
                                       губернатора области
                                       24.07.96 N 270

                          К О Н Ц Е П Ц И Я

             лекарственного обеспечения населения области

          1 СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

     Новые организационные   и  экономические  условия,  в  которых  в
настоящее  время  идет  формирование  рыночных  отношений  в  области,
оказывают  большое  влияние  на  здравоохранение и,  прежде всего,  на
состояние системы лекарственного обеспечения. Жесткая централизованная
система производства, закупок и распределения лекарств, поддерживавшая
определенный      уровень      функционирования       государственного
здравоохранения, оказалась разрушенной.
     Сокращение государственного    финансирования    здравоохранения,
отмена  государственных  дотаций  на  закупаемую медицинскую продукцию
привели  к  повышению  цен  и  снижению  покупательской   способности.
Разгосударствление    системы    дистрибуции   и   розничной   продажи
лекарственных  средств,  снижение  уровня  управления  и  контроля  за
деятельностью  промышленных предприятий,  системой обращения лекарств,
отсутствие новой  законодательной  базы  явились  основными  причинами
снижения  качества  лекарственного  обеспечения.  Аптечная  система не
смогла обеспечить учреждения здравоохранения и население лекарствами в
необходимом ассортименте и объемах.
     В результате потребность области в лекарствах удовлетворяется  на
65%, в том числе по отечественной продукции - на 30%, по лекарственным
средствам, закупаемым по импорту, - на 35%.

                      2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

     Цель концепции - формирование политики в  области  лекарственного
обеспечения населения, принятие исчерпывающих мер по совершенствованию
деятельности государственной, муниципальной и частной аптечной службы,
повышению  ее  эффективности,  улучшению качества лекарственной помощи
населению.
     Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:
     управление и    обеспечение    контроля    за    фармацевтической
деятельностью аптечных учреждений и предприятий;
     обеспечение доступности лекарственной помощи для населения, в том
числе для лиц, имеющих право на льготы;
     повышение эффективности использования бюджетных средств;
     координация деятельности  оптовых  и  розничных  фармацевтических
предприятий на фармацевтическом рынке;
     гарантирование качества  реализуемых  лекарств  в  соответствии с
требованиями нормативно-технической документации;
     лицензирование и аккредитация аптечных учреждений и предприятий;
     изыскание возможности производства лекарственных средств с учетом
использования  местных  сырьевых  и природных ресурсов на промышленных
предприятиях области;
     реализация кадровой политики,  направленной на подготовку кадров,
способных эффективно работать в рыночных условиях;
     формирование единого   информационного   пространства  на  основе
использования современных информационных технологий и средств связи;
     разработка мер,     обеспечивающих     реальное     осуществление
лекарственного   обеспечения   населения   в   условиях   медицинского
страхования;
     совершенствование системы взаимодействия научно-исследовательской
деятельности с практической фармацией.
     Для практической  реализации  концепции  потребуется   разработка
конкретной     программы     действий,    согласованной    со    всеми
заинтересованными ведомствами.

          3 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
                         В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

     Для решения задач в соответствии с концепцией определены основные
принципы лекарственного обеспечения населения области:
     качество, доступность и безопасность лекарственной помощи;
     выделение в структуре  фармацевтического  рынка  государственного
сектора и сектора свободной торговли;
     разумное сочетание  процессов  централизации  и   децентрализации
управления аптечной службой;
     равноправие в   осуществлении    фармацевтической    деятельности
организаций    государственной,   муниципальной   и   частной   систем
здравоохранения на конкурсной основе;
     дифференциация аптечных      учреждений      по     экономической
жизнеспособности,  обусловленной месторасположением аптек  (городские,
сельские),    выполнением   производственных   функций,   участием   в
государственных программах;
     устранение противоречий    между    социальной    значимостью   и
доступностью лекарственной помощи и прибыльностью аптек;
     сочетание рыночных  механизмов и государственного регулирования в
сфере лекарственного обращения;
     выделение приоритетов  в организации лекарственного обеспечения и
финансирования;
     научная обоснованность реформирования фармацевтической службы.
     Реализация концепции   в   совокупности   со   своевременными   и
адекватными  мерами  государственного  управления  и контроля позволит
осуществлять  наиболее  полное  удовлетворение  потребности  населения
области в медицинской продукции,  обеспечить доступность лекарственных
средств  для  социально  незащищенных  групп   населения,   поддержать
качество   лекарственной  помощи  на  должном  уровне  и  сформировать
цивилизованный фармацевтический рынок, а также систему управления им.

                4 ЛЕКАРСТВЕННЫЙ РЫНОК ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

     Лекарственнный рынок области представлен тремя звеньями:
     производственным;
     оптовым;
     розничным.
     4.1 Производственное     звено     -     это     два     основных
предприятия-изготовителя  (НПО  "Биомед"  и  галеново-фармацевтическое
производство  ГОП  "Пермфармация")  и  ряд  промышленных   предприятий
области (Сорбент,  НПО имени С.М.Кирова, АО "Уралкалий", АО "Бератон",
АО  "Сода",   АО   "Азот"),   выпускающих   около   150   наименований
лекарственных   препаратов,   что   составляет  примерно  4%  от  всей
номенклатуры    лекарственных    средств,     зарегистрированных     в
Государственном реестре.
     Особое значение в условиях спада производства в целом  по  России
приобретает  проблема  поддержки  местных  производителей  медицинской
продукции.
     Для этого необходимо:
     выделение отдельной  строкой  в  областном  бюджете  средств  для
финансирования  увеличения  выпуска  лекарственных препаратов,  крайне
необходимых лечебно-профилактическим учреждениям и населению области;
     привлечение инвестиций   для  освоения  на  предприятиях  области
выпуска новых лекарств и внедрения новых технологий;
     привлечение научных      и      производственных      лабораторий
Фармацевтической  академии,  НИИ  полимерных   материалов,   Института
технологической  химии  для  разработки  технологий  и  мелкосерийного
производства лекарственных препаратов по согласованной номенклатуре;
     привлечение предприятий  местной  промышленности  к  производству
продукции медицинского назначения;
     введение льгот  по оплате энергоресурсов,  тепло- и водоснабжения
для  предприятий,  выпускающих  лекарственные  препараты,   и   аптек,
занимающихся изготовлением лекарств;
     создание системы  экспертиз   для   оценки   проектов   в   целях
привлечения инвестиций в местную фармацевтическую промышленность.
     4.2 Оптовое звено -  это  государственное  областное  предприятие
"Пермфармация"    и    около    150   оптово-посреднических   структур
негосударственной формы собственности.
     Появление на  фармацевтическом  рынке такого количества оптовиков
позволяет аптекам иметь практически полный ассортимент медикаментов по
всем   фармакологическим   группам,  включая  самые  высокоэффективные
препараты, которые раньше не закупались. Конкуренция среди них сыграла
положительную роль в выравнивании оптовых цен и приближении их к ценам
изготовителя.
     К мерам,   регулирующим   деятельность  оптового  звена,  следует
отнести:
     единые требования    к   оптовым   предприятиям   независимо   от
организационно-правовой формы и формы собственности;
     сохранение в   государственной   собственности   государственного
областного предприятия "Пермфармация" как  основного  оптового  звена,
обеспечивающего  реализацию  федеральных  и  областных программ охраны
здоровья населения области.
     4.3 Розничное  звено  -  это  аптечные  учреждения  и предприятия
государственной,  муниципальной и частной  форм  собственности.  Их  в
области функционирует 311.
     Аптеки в большинстве - экономически  самостоятельные,  многие  из
них имеют мелкорозничную сеть.  В настоящее время все городские аптеки
рентабельны,  среди них нет банкротов,  хотя финансовое  положение  их
достаточно  сложное.  Хуже  обстоят  дела  сельских  аптек,  многие из
которых убыточны или имеют минимальную рентабельность.
     Особое место  в  розничном  звене  занимают коммерческие аптечные
киоски, созданные оптовыми коммерческими фирмами.
     Анализ ситуации  показывает,  что  меры  регулирования розничного
звена должны быть нацелены на:
     определение нормативов и принципов рационального размещения аптек
и мелкорозничной сети с учетом особенностей Пермской области;
     организацию лекарственного обеспечения сельского населения;
     регулирование деятельности   государственных   и    муниципальных
аптечных   предприятий   на   основе  контракта,  заключаемого  ими  с
учредителем   (или   органом,   осуществляющим   финансирование),   по
обеспечению государственных нужд;
     сохранение в  государственной   и   муниципальной   собственности
аптечных  учреждений,  имеющих  особое  значение для государственной и
муниципальной систем здравоохранения  и  осуществляющих  лекарственное
обеспечение в рамках государственных нужд;
     организация оптово-розничных  предприятий,  создаваемых  на  базе
нерентабельных аптек и крупных фармацевтических оптовых фирм.
     Расширение частного сектора розничного  звена  за  счет  открытия
новых частных аптек.

             5 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

     5.1 Обеспечение медикаментами льготных категорий граждан.
     Наибольшее социальное напряжение  вызывает  проблема  обеспечения
медикаментами  граждан,  имеющих право на льготы.  Система обеспечения
медикаментами этих категорий граждан строится с  учетом  постановления
Правительства  Российской  Федерации  от  17.07.95  N 710 "О порядке и
нормах льготного обеспечения  лекарственными  средствами  и  изделиями
медицинского назначения инвалидов Великой Отечественной войны и других
групп населения в соответствии с Федеральным законом "О  ветеранах"  и
реальных финансовых возможностей местного бюджета.
     Существующая в настоящее время система  не  оправдала  надежд  ни
больных, ни специалистов.
     Несвоевременное погашение аптечным предприятиям задолженности  по
льготному  отпуску  ограничивает  их  возможность  обеспечить  наличие
необходимых  жизненно  важных  лекарств  и  препаратов   обязательного
ассортимента.
     Средства на оплату лекарств гражданам,  имеющим право на  льготы,
должны   предусматриваться   в   бюджетах   всех   уровней   и  фондов
обязательного  медицинского  страхования  и  фиксироваться   отдельной
защищенной строкой.
     В программе  льготного  обеспечения  участвуют  все  аптеки   вне
зависимости от форм собственности, с учетом их посещаемости.
     Выписка медикаментов больному  осуществляется  в  соответствии  с
утвержденным  перечнем препаратов,  что не лишает врача права в случае
жизненной необходимости назначить препарат, не вошедший в перечень.
     Предоплату аптекам за отпускаемые медикаменты производят органы и
учреждения здравоохранения в соответствии с выставляемым счетом.
     Закуп медикаментов,   подлежащих   отпуску   льготным  категориям
больных,  имеют право осуществлять все оптовые предприятия, работающие
на лекарственном рынке г.Перми и области.
     Ежемесячно объявляется тендер  на  закуп  у  оптовых  предприятий
медикаментов для льготного отпуска.
     Основа тендера   -   компьютерная   база   данных   о   состоянии
лекарственного    рынка    г.Перми    и    области    и    прайс-листы
заводов-изготовителей и различных фирм.
     Тендер проходит в 2 этапа:
     первый этап  -  среди  оптовых  предприятий,  имеющих   в   своем
ассортименте медикаменты согласно перечню.  Функция проведения первого
этапа тендера возлагается на тендерную комиссию;
     второй этап - среди оптовых предприятий, готовых закупить на свои
собственные оборотные  средства  отсутствующие  в  г.Перми  и  области
медикаменты.
     Эта функция   возлагается    на    фармацевтическое    управление
администрации области при участии тендерной комиссии.
     5.2 Гарантирование качества реализуемых лекарств в соответствии с
требованиями нормативно-технической документации.
     В настоящее  время  контролем  качества  лекарственных   средств,
ввозимых   в   область,  занимаются  инспекция  по  контролю  качества
лекарственных   средств   в   составе   фармацевтического   управления
администрации  области,  отдел  контроля качества ГОП "Пермфармация" и
региональный  испытательный  центр  "Фарматест"  при  фармацевтической
академии.   В  основе  сложившейся  системы  контроля  качества  лежит
посерийный контроль медикаментов всеми оптовыми предприятиями,  что не
исключает  возможности  многократной  проверки  одной  и  той же серии
препарата.  При этом затраты на проведение  анализов  закладываются  в
стоимость лекарств, что повышает их цену.
     Для обеспечения контроля за соблюдением установленных  требований
к   качеству  и  безопасности  продаваемых  и  применяемых  в  области
лекарственных средств необходимы:
     государственный надзор за производственной деятельностью аптечных
учреждений и  предприятий  независимо  от  их  организационно-правовой
формы и формы собственности;
     государственный контроль    качества    лекарственных    средств,
поступающих   на   оптовые   и   розничные  предприятия,  и  лекарств,
изготовляемых в аптеках различных организационно-правовых форм;
     создание единой  информационной системы,  охватывающей все органы
контроля лекарственных средств на территории всей области;
     координация деятельности    инспекции    по   контролю   качества
лекарственных  средств,  отдела   контроля   качества   лекарств   ГОП
"Пермфармация"  и  регионального  испытательного  центра "Фарматест" в
целях обеспечения надежности системы контроля  качества  лекарственных
средств,   единых  подходов  к  организации  контроля  и  формированию
стоимости анализов;
     сертификация лекарственных средств.
     5.3 Лицензирование   и   аккредитация   аптечных   учреждений   и
предприятий.
     Лицензирование фармацевтической   деятельности    учреждений    и
предприятий    является    государственной    формой    контроля    за
фармацевтической деятельностью и обеспечением защиты прав потребителей
лекарственных   средств,  изделий  медицинского  назначения  и  услуг,
оказываемых    фармацевтическими    организациями.     Лицензированием
фармацевтической  деятельности  и  аккредитацией аптечных учреждений и
предприятий области занимается отдел по лицензированию и  аккредитации
фармацевтического управления администрации области.
     Лицензирование и  аккредитация  осуществляются   по   результатам
тщательной  проверки  соответствия объекта требованиям,  предъявляемым
для обеспечения должного уровня фармацевтической деятельности.
     5.4 Информационное обеспечение фармацевтической службы.
     В настоящее время организации, решающие проблемы здравоохранения,
разобщены  между  собой,  не  имеют  никакой информации о перспективах
развития друг друга:
     учреждения, занимающиеся  лечебно-профилактической деятельностью,
имеющие    потенциальные    возможности    использовать    современные
высокоэффективные   методики   медикаментозного  лечения,  принятые  в
мировой  медицинской  практике,  не  могут   их   использовать   из-за
отсутствия необходимых препаратов или не имеют информации о наличии их
в области;
     фармацевтические оптовые   и   розничные   учреждения,  с  другой
стороны,  не имеют  информации  о  потребности  в  этих  препаратах  и
руководствуются   при  составлении  заявок  на  поставки  результатами
реализации  медикаментов  конкретными  предприятиями   за   предыдущий
период;
     фирмы-производители не имеют возможности внедрить новые препараты
и не могут прогнозировать потребности производимых препаратов на рынке
- это ведет к нерегулярности поставок.
     В лечебно-профилактических   учреждениях   не  проводится  анализ
статистических данных по эффективности лечения больных,  что  ведет  к
увеличению   сроков   лечения  и  увеличению  количества  используемых
медикаментов, нерационально используются средства Пермского областного
фонда обязательного медицинского страхования, страховых компаний.
     Контролирующие органы также не имеют  оперативных  и  достоверных
статистических   данных,   характеризующих   состояние  лекарственного
обеспечения,  что затрудняет  контроль  за  деятельностью  учреждений,
связанных с медициной.
     Для улучшения  обеспечения  лекарственными  средствами  населения
г.Перми  и  области  необходимо создать единую информационную систему,
которая должна обеспечить взаимодействие всех  структур,  связанных  с
обращением   лекарств,   в   том   числе   потребителей,  поставщиков,
изготовителей,  и устранить дефицит, повысить их доступность, качество
и безопасность лечения.
     Для создания единой информационной системы необходимо:
     проанализировать имеющиеся    технические   возможности   будущих
абонентов      (аптеки,      оптовые      фармацевтические      фирмы,
лечебно-профилактические учреждения,  государственные административные
структуры,  производители лекарств) и максимально использовать их  при
создании системы;
     подготовить постановку задач для создания необходимых программных
документов;
     создать и  отработать  имеющиеся  базы  данных,  необходимые  для
функционирования системы.
     Постоянная обработка оперативной  информации  по  ассортименту  и
ценам  фармацевтического  рынка  в  конечном  итоге  может  привести к
оптимальному ассортименту,  необходимому для  эффективного  лечения  в
лечебно-профилактических   учреждениях,   к  снижению  цен,  свести  к
минимуму торговые наценки, что приведет к оптимизации числа участников
фармацевтического  рынка,  нецелесообразности  дальнейшей деятельности
мелких оптовых и розничных фармацевтических фирм и учреждений.
     Создание единой информационной системы даст возможность населению
получать бесплатную информацию о лекарственных препаратах и наличии их
в   аптеках  области  и  г.Перми,  врачам  -  информацию  о  свойствах
препаратов и наличии их,  аптекам -  рационально  закупать  и  успешно
реализовать  медицинские  товары.  Страховым компаниям - рационально и
эффективно использовать финансовые средства.
     Областные исполнительные  и контролирующие органы смогут получать
оперативную статистику о потребности,  социальной стабильности жителей
г.Перми   и   области,   что   позволит   им  оперативно,  тактично  и
стратегически правильно оказывать влияние  на  процессы,  связанные  с
улучшением здоровья населения.
     5.5 Ценообразование.
     Политика ценообразования  на  медикаменты  и изделия медицинского
назначения строится в  соответствии  с  Указом  Президента  Российской
Федерации  от  28  февраля  1995  г.  N  221  "О мерах по упорядочению
государственного  регулирования  цен   (тарифов)"   и   постановлением
Правительства  Российской Федерации от 7 марта 1995 г.  N 239 "О мерах
по  упорядочению  госдисциплины  цен  и  тарифов",  в  соответствии  с
которыми  государственное  регулирование  цен на медицинские товары на
внутреннем   рынке   Российской    Федерации    осуществляют    органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     Для стабилизации  цен  на   медикаменты   в   целях   обеспечения
доступности  лекарственной помощи населению и сохранения экономической
жизнеспособности аптек необходимо:
     дифференцировать торговые  надбавки к свободным оптовым ценам для
лекарственных средств:
     по группе  жизненно важных лекарственных средств и для неосновных
лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
     по лекарственным   средствам,   направленным   на  удовлетворение
государственных  нужд  (для  стационарных  больных  и   по   льготному
отпуску);
     считать установленные предельные торговые надбавки  обязательными
для     всех     учреждений     и     предприятий     независимо    от
организационно-правовой формы и формы собственности;
     ввести для  учреждений  и предприятий,  действующих на территории
области,  независимо от форм собственности единый  порядок  оформления
документов по ценообразованию;
     установить жесткий   контроль   за    правильностью    применения
предельных торговых надбавок и формирования цен;
     ввести порядок   применения   штрафных   санкций   за   нарушение
госдисциплины цен.
     5.6 Управление и контроль за фармацевтической деятельностью.
     Органом управления  на областном уровне является фармацевтическое
управление как самостоятельное структурное подразделение администрации
области,  обеспечивающее  осуществление  государственной  политики  по
фармацевтической деятельности с учетом региональных особенностей.
     Финансовая деятельность  всех  субъектов  фармацевтического рынка
контролируется финансовыми и налоговыми органами.

      6 РЕАЛИЗАЦИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОДГОТОВКУ
      КАДРОВ, СПОСОБНЫХ ЭФФЕКТИВНО РАБОТАТЬ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

     Усиление коммерческих  функций  аптечных  предприятий  в условиях
перехода   к   фармацевтическому   рынку,   получение    экономической
самостоятельности,  насыщение  рынка  новыми  и впервые закупаемыми по
импорту   лекарственными   средствами,    необходимость    прохождения
лицензирования и сертификации,  а также появление конкуренции на рынке
занятости   обуславливают   новые,   более   высокие   требования    к
профессиональному  уровню  фармацевтических  работников.  Это  требует
совершенствования  системы  подготовки,   стажировки,   аттестации   и
повышения квалификации аптечных работников.
     В связи с этим в области кадровой политики необходимо  проведение
следующих мероприятий:
     разработка комплексной программы и плана подготовки,  стажировки,
аттестации   и   повышения  квалификации  фармацевтических  работников
государственных учреждений и организаций г.Перми и Пермской области на
анализе фактического состояния;
     разработка образовательных программ с учетом поэтапного  обучения
специалистов;
     разработка критериев   объективных    методов    оценки    уровня
квалификации специалистов;
     расширение возможностей  прохождения  повышения  квалификации  на
базе  образовательных  учреждений  за  счет  очной,  очно-заочной форм
обучения.

       7 РАЗРАБОТКА МЕР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛЬНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
           ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
        ОБЯЗАТЕЛЬНОГО И ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

     В связи  с  введением  обязательного   медицинского   страхования
первоочередными мерами в области лекарственного обеспечения являются:
     разработка стандартов лечения по нозологиям;
     конкретизация медико-экономических     стандартов     в     части
фармакотерапии;
     расчет стоимости  фармакотерапии  как составной части медицинских
услуг в  соответствии  с  медико-экономическими  стандартами  в  сфере
обязательного медицинского страхования;
     подготовка провизоров-экспертов  и  участие   их   в   проведении
экспертизы качества медицинских услуг по вопросам оценки рационального
применения лекарственных средств;
     включение фармацевтических   организаций   в  программу  введения
обязательного и добровольного медицинского страхования;
     разработка механизма взаимодействия: фармацевтическое предприятие
- медицинское учреждение - медицинская страховая организация.

          8 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУЧНО-
            ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРАКТИЧЕСКОЙ
                              ФАРМАЦИЕЙ

     В современных   условиях   необходимость    более    обоснованной
разработки    и    проведения    мероприятий    по   совершенствованию
лекарственного  обеспечения   населения   увеличивает   роль   научных
исследований  в  области организации и экономики фармации,  технологии
лекарств, фармацевтического анализа, ресурсоведения.
     Для повышения эффективности инновационной политики необходимо:
     более широкое привлечение медицинской и фармацевтической академий
к решению вопросов практического здравоохранения;
     координация деятельности научно-исследовательских  коллективов  и
практических  работников  на  этапе планирования научных исследований,
направленных   на   решение   первоочередных   задач    лекарственного
обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений.

                9 ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Финансирование программы предполагается из нескольких источников.
     1 Финансирование   развития   государственных   и   муниципальных
фармацевтических   предприятий,   выпускающих  медицинскую  продукцию,
производится по отдельной статье областного и местных бюджетов и будет
уточняться  и  корректироваться  при формировании проектов бюджетов на
соответствующий период.
     2 Бюджетные   средства,   выделенные   на   оплату  медикаментов,
отпущенных по льготным рецептам,  и зафиксированные в отдельной строке
бюджетов,   выделяются   органам   здравоохранения   для  последующего
возмещения аптекам.
     3 Все     взаимоотношения     государственных     (муниципальных)
лечебно-профилактических учреждений, аптечных учреждений и предприятий
независимо   от   их   организационно-правовой  формы  по  организации
обеспечения больных лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения на льготных условиях оформляются договорами.
     4 Лечебно-профилактические   учреждения   перечисляют   аптечному
учреждению в качестве предоплаты не менее 50% прогнозируемой стоимости
лекарственных средств и изделий медицинского  назначения,  отпускаемых
по льготным рецептам и по требованиям стационара.
     Окончательные расчеты производятся не позднее 10 числа следующего
месяца по факту предъявленных счетов.
     5 Часть   бюджетных   средств   направляется   для   формирования
необходимого запаса иммуно-биологических препаратов,  средств борьбы с
эпидемиями,  создания и поддержания неприкосновенных запасов  жизненно
необходимых лекарственных средств.
     6 Дополнительными источниками финансирования являются:
     льготы по  арендной  плате  для  производственных аптек и крупных
производств;
     средства районных и городских органов самоуправления;
     благотворительные взносы;
     средства медицинского страхования;
     льготные банковские кредиты и инвестиции (в том числе на развитие
фармацевтических предприятий).
     При разработке концепции рабочей группой был  использован  проект
Концепции лекарственного обеспечения населения России,  подготовленной
группой экспертов городов Москвы и Санкт-Петербурга.

     Разработчики:
     Фармацевтическое управление администрации области
     Управление здравоохранения администрации области
     Пермская фармацевтическая академия
     Пермский областной фонд обязательного медицинского страхования
     Пермское отделение фармацевтической ассоциации

                                       Приложение 2
                                       к постановлению
                                       губернатора области
                                       24.07.96 N 270

                     ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
             ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ
                          НА 1996-1997 ГОДЫ

                               г.Пермь

                       1 ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

     За период 1992-1995 гг.,  связанный с демонополизацией экономики,
либерализацией   цен   и   реорганизацией  аптечной  службы,  качество
лекарственного   обеспечения   значительно   ухудшилось:    сократился
ассортимент  отечественных  лекарственных  средств,  снизился  уровень
обеспечения ими населения и  лечебно-профилактических  учреждений.  На
фармацевтическом  рынке  области  преобладают  импортные лекарственные
препараты (примерно 65% всей номенклатуры).
     В целом     состояние     лекарственного     обеспечения    можно
охарактеризовать   как   малодоступное   в   связи   с    ограниченным
ассортиментом  жизненно  необходимых  лекарств,  особенно в сельских и
отдаленных населенных пунктах, высокими ценами на медикаменты и низкой
платежеспособностью населения и лечебно-профилактических учреждений.
     Процесс товароснабжения     оптовыми     предприятиями      аптек
осуществляется   в   условиях   постоянной   задолженности  учреждений
здравоохранения за полученные медикаменты.
     Имеют место факты злоупотребления и нерационального использования
ассигнований,   выделяемых   муниципальным    лечебно-профилактическим
учреждениям  на  приобретение  медикаментов,  а  также  закупки  более
дорогостоящих лекарств, нарушение ценообразования, правил сертификации
и безлицензионной деятельности отдельными структурами аптечной сети.
     Значительно возрос   брак   медикаментов.   В   1995   году    по
отечественным препаратам он составил 2,32%,  по импортным - 1,94%  (то
есть в сравнении с 1993 годом брак увеличился в 4 раза).
     Основными причинами     ухудшения     состояния    лекарственного
обеспечения явились:
     резкое снижение экономического потенциала аптечных предприятий по
причине недостатка оборотных средств и взаимонеплатежей;
     отсутствие эффективного  механизма государственного регулирования
в  сфере  лекарственного   обеспечения   и   недостаточного   контроля
финансовой  деятельности  муниципальных  учреждений  здравоохранения и
предприятий аптечной сети со стороны собственника;
     несоответствие технического      уровня     контроля     качества
лекарственной продукции современным требованиям.

                           2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

     Основной целью программы является  стабилизация  фармацевтической
деятельности по предоставлению доступной, бесперебойной и качественной
лекарственной  помощи  населению  в  условиях  рыночной  экономики   и
устойчивое    снабжение    учреждений   здравоохранения   в   условиях
обязательного медицинского страхования.
     Основными задачами являются:
     1 Планомерное снабжение учреждений здравоохранения лекарственными
средствами  для лечения и профилактики социально значимых заболеваний;
жизненно важными  и  включенными  в  областные  целевые  программы  по
оказанию специализированной медицинской помощи.
     2 Обеспечение   закладки   обязательных   резервов   медикаментов
управления здравоохранения для использования их в особых условиях.
     3 Упорядочение  процесса  лекарственного  обеспечения   отдельных
категорий   граждан,   пользующихся   правом   получения  медикаментов
бесплатно и на льготных условиях.
     4 Гарантия качества реализуемых лекарственных средств.
     5 Улучшение   информационного   обеспечения    в    лекарственном
снабжении.
     6 Усиление государственного контроля за состоянием лекарственного
обеспечения населения.

             3 УПРАВЛЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Для реализации  программы  необходимо интегрирование деятельности
управления здравоохранения, фармацевтического управления администрации
области,  исполнительной дирекции территориального фонда обязательного
медицинского    страхования,    органов    местного    самоуправления,
направленной на реализацию государственных социальных гарантий в сфере
лекарственного обеспечения населения и устойчивую  работу  предприятий
аптечной   сети  в  соответствии  с  действующим  законодательством  и
нормативной базой.
     Эффективность реализации  программы будет зависеть от комплексной
оценки  хода  ее  выполнения  и  постоянного   контроля   со   стороны
фармацевтического управления администрации области.
     Общее руководство возлагается  на  управление  здравоохранения  и
фармацевтическое управление администрации области.

              4 МЕХАНИЗМ ГАРАНТИРОВАННОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО
                        ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

     Для управления   процессом   снабжения   и    повышения    уровня
медикаментозного  обеспечения  населения  и учреждений здравоохранения
устанавливается следующий механизм.
     1 На областном уровне.
     1.1 По резервам управления здравоохранения администрации области.
     Пересмотр и    ежегодное   утверждение   перечня   и   количества
лекарственных средств и изделий медицинского назначения  для  закладки
резервов на ГОП "Пермфармация".

------------------------------------------------------------------------
  N ¦     Наименование     ¦Суммарная     ¦              ¦Заказчик и
 п/п¦     резервов         ¦стоимость     ¦  Исполнитель ¦источник
    ¦     лекарственных    ¦в ценах       ¦              ¦финансирования
    ¦     средств          ¦на            ¦              ¦
    ¦                      ¦01.01.96      ¦              ¦
    ¦                      ¦(млн.рублей)  ¦              ¦
----+----------------------+--------------+--------------+--------------
 1  ¦          2           ¦      3       ¦       4      ¦       5
------------------------------------------------------------------------
  1  Используемых при           411,0      ГОП            Управление
     эпидемиях гриппа                      "Пермфармация" здравоохранения
                                                          администрации
                                                          области.
                                                          За счет
                                                          централизованных
                                                          средств
                                                          областного
                                                          бюджета

  2  Используемых при           106,0      Закупка,
     эпидемиях желудочно-                  закладка резервов.
     кишечных заболеваний                  Освежение
                                           резервов и отпуск
                                           по разнарядкам
                                           управления
                                           здравоохранения
                                           администрации
                                           области

     1.2 По резервам на случай чрезвычайных ситуаций.

         Заказчик                             Исполнитель

    Государственное учреждение           Государственное областное
    здравоохранения "Территориальный     предприятие "Пермфармация"
    центр медицины катастроф"

    Утверждает перечень и                Осуществляет закупку,
    объемы закупок лекарственных         хранение и доставку на
    средств и изделий медицинского       основании отдельного
    назначения. Финансирование           договора с территориальным
    закупок за счет средств              центром медицины катастроф
    областного бюджета                   и распоряжения
                                         ответственного лица этой
                                         службы

     1.3 По группам лекарственных средств для лечения  и  профилактики
социально значимых заболеваний и жизненно важных, включаемых в годовую
заявку управления здравоохранения администрации области.
     1.3.1 Формирование  и  контроль  за  исполнением  годовой  заявки
осуществляется на основании издаваемого совместного приказа управления
здравоохранения  и  фармацевтического управления администрации области
"О составе комиссии по  формированию  годовой  заявки",  утвержденного
Положения в соответствии со следующей схемой оперативного управления:

---------------------------------------------------------------------
ГОП "Пермфармация"          Фармацевтическое       Работа комиссии
                            управление,            по утверждению
                            управление             годовой заявки
                            здравоохранения
                            администрации
                            области (главные
                            специалисты, заявки
                            и обоснование ЛПУ,
                            аптек)
---------------------------------------------------------------------
Учет движения по каждой     Анализ использования    Представители:
позиции всего               на практике отдельных   управления
ассортимента групп          групп лекарственных     здравоохранения
лекарственных средств       средств в разрезе       администраций
                            районов, городов        области и
Анализ и динамика           области и отдельных     г.Перми; фонд
потребления в целом по      ЛПУ                     обязательного
области, в том числе по                             медицинского
районам и городам           Экспертная оценка       страхования;
                            эффективности новых     фармацевтическое
Расчеты и предложения       лекарственных           управление
по внедрению новых и        средств                 администрации
исключению малоэффективных                          области;
лекарственных               Корректировка годовой   ГОП "Пермфармация";
средств                     заявки по группам       руководители ЛПУ
                            лекарственных средств   и аптечных
Составления проекта         с учетом оценки         предприятий.
потребности по каждой       фармакологической       1 О состоянии
позиции годовой заявки      ценности                лекарственного
                                                    обеспечения
                            Утверждение перечней    (фармуправление)
                            фармацевтических групп
                            специфических,          2 Анализ применения
                            жизненно важных и       лекарственных
                            обязательного           средств (главные
                            ассортимента            специалисты)
                            лекарственных средств
                            и изделий медицинского  3 Об исполнении
                            назначения              годовой заявки
                                                    за предыдущий
                                                    период (ГОП
                                                    "Пермфармация")
                                                    ФОМС

                                                    4 Утверждение
                                                    перечней групп
                                                    лекарств (проект
                                                    фармацевтического
                                                    управления)

     1.3.2 Группы лекарственных средств  для  лечения  и  профилактики
социально значимых заболеваний.

---------------------------------------------------------------------
 N ¦                       ¦ Суммарная  ¦              ¦Заказчик.
п/п¦ Наименование перечней ¦ стоимость  ¦ Исполнитель  ¦Источник
   ¦                       ¦ в ценах    ¦              ¦финансирования
   ¦                       ¦ 1991 г.    ¦              ¦
   ¦                       ¦ млн.рублей ¦              ¦
   ¦                       ¦ ежегодно   ¦              ¦
---+-----------------------+------------+--------------+-------------
 1 ¦           2           ¦     3      ¦      4       ¦      5
---------------------------------------------------------------------

 1  Для лечения и              576,7     ГОП            Управление
    диагностики больных                  "Пермфармация" здравоохранения
    сахарным диабетом                                   администрации
                                                        области

 2  Для лечения                 82,5     Закупка и      Централизованные
    злокачественных                      хранение       средства
    новообразований                      перспективных  областного
                                         запасов;       бюджета (за счет
 3  Противотуберкулезные       156,2     распределение  средств,
    препараты                            по разнарядкам выделенных
                                         управления     учреждениям
 4  Иммунобиологические         99,5    здравоохранения здравоохранения
    препараты                            и расчетным    на приобретение
                                         схемам         медикаментов)
 5  Психотропные              1066,7     потребности,
    препараты                            утвержденным
                                         руководителями
                                         ЛПУ
 6  Наркотические и             56,0
    сильнодействующие,                   Снабжение ЛПУ   Расчеты с
    входящие в список                    на бесплатной   ГОП
    Комитета по наркотикам               основе по       "Пермфармация"
    МЗМП РФ                              учетным         на основе
                                         закупочным      отдельного
 7  Рентгено-контрастные        73,6     ценам           договора
    вещества

 8  Противоастматические       454,3
    препараты

    Всего                     2565,5


     1.3.3 Группа жизненно важных лекарственных средств.

---------------------------------------------------------------------
      Наименование           Исполнитель          Заказчик
---------------------------------------------------------------------
По перечням, утвержденным   ГОП "Пермфармация".  Аптечные и
федеральными органами       Закупка за счет      лечебно-
здравоохранения и           заемных, собственных профилактические
управлением здравоохранения оборотных            учреждения.
администрации области       средств и средств    Финансирование по
                            господдержки         аптечным - собственные
                            снабжения ЛПУ и      и заемные оборотные
                            предприятий аптечной средства. По ЛПУ -
                            сети на основе их    средства, выделяемые
                            плановых и разовых   на приобретение
                            заявок согласно      медикаментов
                            договорам

     1.4 По  группам  лекарственных  средств,  включенных  в   целевые
программы управления здравоохранения администрации области области, по
оказанию отдельных видов медицинской помощи.

---------------------------------------------------------------------
Перечень и наименование        Исполнители        Заказчик и порядок
целевых программ                                  финансирования
---------------------------------------------------------------------
1 По профилактике             ГОП "Пермфармация"  Управление
  заболеваний, передающихся   по отдельным        здравоохранения
  половым путем,              договорам           администрации области,
  на 1996-1998 гг.                                ответственные лица по
                                                  исполнению целевых
                                                  программ.
                                                  Финансирование из
                                                  областного бюджета

2 Дети Прикамья               ГОП "Пермфармация"  Управление
                              по отдельным        здравоохранения
                              договорам           администрации области,
                                                  ответственные лица по
                                                  исполнению целевых
                                                  программ.
                                                  Финансирование
                                                  из областного
                                                  бюджета

3 Вакцинопрофилактика         ГОП "Пермфармация"  Управление
                              по отдельным        здравоохранения
                              договорам           администрации
                                                  области,
                                                  ответственные
                                                  лица по
                                                  исполнению
                                                  целевых программ.
                                                  Финансирование из
                                                  областного
                                                  бюджета

4 Материнство и детство       ГОП "Пермфармация"  Управление
                              по отдельным        здравоохранения
                              договорам           администрации
                                                  области,
                                                  ответственные
                                                  лица по
                                                  исполнению
                                                  целевых программ.
                                                  Финансирование из
                                                  областного
                                                  бюджета

5 Предупреждение              ГОП "Пермфармация"  Управление
  заболеваний СПИД            по отдельным        здравоохранения
                              договорам           администрации
                                                  области,
                                                  ответственные
                                                  лица по
                                                  исполнению
                                                  целевых программ.
                                                  Финансирование из
                                                  областного
                                                  бюджета

6 Здоровье населения          ГОП "Пермфармация"  Управление
  Прикамья                    по отдельным        здравоохранения
                              договорам           администрации
                                                  области,
                                                  ответственные
                                                  лица по
                                                  исполнению
                                                  целевых программ.
                                                  Финансирование из
                                                  областного
                                                  бюджета

     2 На уровне органов самоуправления:
     2.1 При утверждении бюджетов городов и районов  области  в  общих
объемах  ассигнований  по отрасли здравоохранения в составе защищенных
статей текущих расходов бюджетов,  подлежащих финансированию в  полном
объеме,   отдельной   строкой   выделяются  средства  на  приобретение
медикаментов     и     изделий     медицинского     назначения     для
лечебно-профилактических  учреждений,  в  том  числе  для  обеспечения
амбулаторных больных, пользующихся правом бесплатного обеспечения и на
льготных условиях.
     2.2 Финансирование расходов по льготному  и  бесплатному  отпуску
лекарственных  средств  осуществляется  за  счет  средств,  выделяемых
учреждениям здравоохранения на приобретение  медикаментов,  и  средств
территориального  фонда  обязательного  медицинского страхования через
страховые медицинские организации.
     2.3 Основанием  для  выписки  рецептов на получение лекарственных
средств бесплатно или со скидкой 50%  служит  ассортиментный  перечень
жизненно  важных  и других необходимых лекарственных средств и изделий
медицинского    назначения,    утвержденных    приказом     управления
здравоохранения администрации области.
     2.4 Взаиморасчеты   между   аптеками,   лечебно-профилактическими
учреждениями  и страховой компанией осуществляются на основе договоров
с применением торговой наценки в соответствии с  решениями,  принятыми
органами местного самоуправления.
     2.5 Договоры  должны   предусматривать   авансирование   аптечных
учреждений  в  размере  не менее 50%  месячной потребности,  исходя из
фактического расхода отпущенных лекарственных  средств  за  предыдущий
месяц.
     Средства авансовых платежей не могут быть использованы аптекой на
закуп  лекарственных  препаратов  и  других  медицинских  товаров,  не
входящих в перечень жизненно важных и других необходимых лекарственных
средств и изделий медицинского назначения.
     2.6 Для  установления  контроля  за  рациональным  использованием
ассигнований,   выделяемых   на  лекарственное  обеспечение,  решением
органов  местного   самоуправления   создаются   комиссии   из   числа
представителей:      местных      финорганов,      субъектов      ОМС,
высококвалифицированных медицинских и фармацевтических работников.
     Ежегодно с привлечением специалистов фармацевтического управления
и  управления   здравоохранения   администрации   области   проводятся
выборочные  проверки  рациональности  использования бюджетных средств,
направленных на лекарственное обеспечение.
     Результаты проверок  рассматриваются  на  совещаниях глав органов
местного  самоуправления  и   оглашаются   через   средства   массовой
информации.

                        5 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     5.1 Гарантированное     бесперебойное     снабжение    учреждений
здравоохранения медикаментами для  лечения  и  профилактики  социально
значимых заболеваний.
     5.2 Повышение стабильности и уровня обеспечения жизненно  важными
лекарственными  средствами,  создание  необходимых резервов управления
здравоохранения администрации области.
     5.3 Улучшение  обеспечения  лекарственными  средствами  некоторых
групп населения,  имеющих право на  льготный  отпуск  медикаментов  по
рецептам врачей.
     5.4 Обеспечение сертификации и  контроля  качества  лекарственных
средств  на  всех  этапах их продвижения в соответствии с действующими
стандартами.
     5.5 Целевое  использование  государственных  финансовых  средств,
направляемых   на   лекарственное    обеспечение;    недопущение    их
использования  на  иные  цели,  соблюдение порядка учета,  сохранности
ресурсов  лекарственных  средств,  их  рационального  расходования   и
удешевления затрат на их приобретение.
     5.6 Формирование исходных данных,  создание  банка  информации  и
внедрение   системы  оценочных  показателей  состояния  лекарственного
обеспечения населения области.

                   6 ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ

     Управление здравоохранения администрации области.
     Фармацевтическое управление администрации области.
     Финансовое управление    администрации    области.Государственное
областное предприятие "Пермфармация".
     Исполнительная дирекция  территориального   фонда   обязательного
медицинского страхования.

           7 ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ
                              ПРОГРАММЫ

     Общие финансовые средства для реализации программы  просчитаны  в
ценах  1995  года и составляют 59141,3 млн.рублей,  из них по разделам
программы - за счет средств областного бюджета:

      Гарантированное лекарственное обеспечение     ежегодно
      за счет части средств, предусматриваемых      59000,0 млн.
      на приобретение медикаментов по отрасли       рублей
      "Здравоохранение"
      за счет спецсредств фармацевтического
      управления

    1 Совершенствование службы контроля             Всего 141,0 млн.
      качества лекарственной продукции              рублей, в т.ч.
                                                    1996 г. -
                                                    50,0 млн.рублей;
                                                    1997 г. -
                                                    58,0 млн.рублей

    2 Улучшение информационного обеспечения         Всего в 1997 г.
      в лекарственном снабжении                     33,3 млн.рублей

                                       Приложение 1
                                       к областной целевой программе
                                       лекарственного обеспечения
                                       населения области
                                       на 1996-1997 гг.

                            С И С Т Е М А

             оценки состояния лекарственного обеспечения
              населения и показателей работы предприятий
                            аптечной сети

---------------------------------------------------------------------
            Показатели                ¦ Характеристика и методика
                                      ¦              оценки
--------------------------------------+------------------------------
                1                     ¦               2
---------------------------------------------------------------------
                1 Качество лекарственного обеспечения

1.1 Наличие в обороте ассортимента
    лекарственных средств по перечням,
    утвержденным Минздравмедпромом
    России:
    жизненно важных;                    в процентах от перечня

    обязательного ассортимента для      в процентах от перечня
    продажи населению

1.2 Наличие необходимых запасов
    (резервов) групп лекарственных
    средств и изделий медицинского
    назначения по перечням,
    утвержденным управлением
    здравоохранения:

    на случай чрезвычайных ситуаций;    в процентах от перечня
                                        по ассортименту и
                                        наличие в тыс.рублей

    на случай возникновения эпидемий    в процентах от перечня
    опасных инфекционных заболеваний;   по ассортименту и
                                        наличие в тыс.рублей

    используемых при эпидемиях          в процентах от перечня
    гриппа и ОРЗ;                       по ассортименту и
                                        наличие в тыс.рублей

    используемых при желудочно-         в процентах от перечня
    кишечных заболеваниях               по ассортименту и
                                        наличие в тыс.рублей

             2 Качество реализуемых лекарственных средств
                  и изделий медицинского назначения

2.1 Выявленный брак продукции,
    изготовляемой аптечными
    учреждениями:

    лекарственные формы;                в процентах от количества
                                        проверенных лекформ

    корригирующие очки                  в процентах от количества
                                        проверенных очков

2.2 Уровень санитарного состояния       количество случаев и в %
    условий изготовления лекарственной  от числа проверенных проб
    продукции (брак по
    бактериологическим показателям):

    внутриаптечная лекарственная        количество случаев и в %
    продукция;                          от числа проверенных проб

    качество дистиллированной воды      количество случаев и в %
    и других исходных материалов        от числа проверенных проб

2.3 Соблюдение порядка закупа оптовых
    партий медтовара и соответствие
    их сертификатам качества

2.4 Соблюдение порядка хранения и
    реализации лекарственной
    продукции:

    списание по истечении сроков        в тыс.рублей и в % от
    годности;                           товарооборота

    списание по несоблюдению            в тыс.рублей и в % от
    условий хранения                    товарооборота

                  3 Качество обслуживания населения

3.1 Нарушение Типовых правил работы     количество случаев
    аптечных учреждений при
    обслуживании населения

3.2 Нарушение Правил торговли и прав    количество случаев
    потребителей

3.3 Необоснованные отказы населению     количество случаев и в %
    в приобретении лекарств             при контроле методом
                                        фотографирования и анализа
                                        удовлетворения требований
                                        ЛПУ

3.4 Снижение объемов и видов услуг      в количественных и объемных
    фармацевтической деятельности       показателях

3.5 Жалобы и обращения граждан          количество случаев

           4 Экономические показатели аптечных предприятий

4.1 Снижение уровня наценки на          в % уровня розничных цен к
реализуемые лекарственные средства и    оптовым
изделия медицинского назначения

4.2 Снижение уровня расходов:          в % к валовому доходу и товаро-
                                       обороту

    издержек обращения                       "            "

    материальных затрат                      "            "

4.3 Результаты торгово-финансовой       в сумме и в % к товарообороту
    деятельности:

    валовый доход                       в сумме и в % к товарообороту

    прибыль                             в сумме и в % к товарообороту

    уровень рентабельности              в % к товарообороту

4.4 Средства, направляемые на           в объемных показателях
    развитие аптечной сети              (тыс.рублей и в % к валовому
                                        доходу)

    новое строительство                 в объемных показателях
                                        (тыс.рублей и в % к валовому
                                        доходу)

    реконструкция и ремонт              в объемных показателях
    помещений                           (тыс.рублей и в % к валовому
                                        доходу)

    приобретение оборудования,          в объемных показателях
    инвентаря, автотранспорта           (тыс.рублей и в % к валовому
                                        доходу)

                                       Приложение 2
                                       к областной целевой программе
                                       лекарственного обеспечения
                                       населения области
                                       на 1996-1997 гг.

                 Создание банка информационных данных
        с применением компьютерной техники на государственном
                 областном предприятии "Пермфармация"

     1 В  целях  создания  достоверного  банка информационных данных о
лекарственном обеспечении и анализа его  состояния  разрабатываются  и
внедряются программы по следующим разделам:

---------------------------------------------------------------------
Наименование программы   ¦    Основные задачи   ¦Исходные базовые
                         ¦                      ¦      данные
-------------------------+----------------------+--------------------
            1            ¦           2          ¦         3
---------------------------------------------------------------------
                         Разработка перечней:

1 Банк информационного    препаратов, прошедших   Информационные
  блока "Лекарство"       регистрацию в           сообщения
                          Минздравмедпроме        Минздравмедпрома
                          России;                 России и предприятий
                          препаратов, исключенных отечественной
                          из номенклатуры;        фарминдустрии,
                                                  информации
                                                  зарубежных
                          лекарственных средств,  фирм-поставщиков
                          включенных в
                          перспективные планы
                          производства;

                          новых лекарственных
                          средств, внедренных в
                          медицинскую практику.

2 Оперативно-             Мониторинг регламентных Распорядительные
  информационный          перечней ассортимента   документы
  блок "Снабжение"        лекарственных средств   управления
                          и изделий медицинского  здравоохранения
                          назначения:             администрации
                                                  области

                          жизненно важных;

                          обязательного
                          ассортимента;

                          резервов, утвержденных
                          управлением
                          здравоохранения.

                          Определение перечня     Утвержденная
                          групп специфических     годовая заявка
                          лекарственных средств,
                          формирующихся по
                          годовой заявке

                          Создание                Прайс-листы
                          информационного банка   поставщиков
                          по ценам на медикаменты

3 Контроль и анализ       Удовлетворение          Акты контрольных
  состояния               требований аптек и ЛПУ  проверок аптек,
  лекарственного          по основным группам     ЛПУ
  обеспечения "Контроль"  лекарственных средств

4 Работа предприятий      Анализ основных         Государственная
  аптечной сети           экономических           статистическая
  "Аптека"                показателей предприятий отчетность
                          аптечной сети

                          Систематизация актов    Анализ требований
                          проверки состояния      ЛПУ и предприятий
                          лекарственного          аптечной сети
                          обеспечения

5 Информационный          Создание:               Материалы
  банк физических и       информационной          аккредитационной
  юридических лиц,        базы данных по          комиссии
  имеющих право на        всем показателям
  фармацевтическую        аккредитационной
  деятельность            системы предприятий на
  "Фармлицензия"          право фармацевтической
                          деятельности;


                          информационного банка   Материалы
                          кадров                  аккредитационной
                          фармспециалистов;       комиссии

                          оперативно-             Протоколы
                          контрольного банка      лицензий, предписания,
                          условий лицензий,       акты экспертизы
                          выдаваемых субъектам
                          лицензирования.


6 Контроль и управление   Обеспечение качества    Акты изъятия и
  качеством лекарственной лекарств:               протоколы анализов
  продукции
  "Качество"              изготовляемых в
                          аптечных условиях;

                          поступающих на          Акты изъятия и
                          снабжение от            протоколы анализов
                          предприятий
                          фармацевтической
                          индустрии и поставщиков
                          оптовой торговли.

                          Сертификация            Сопроводительная
                          лекарственных средств и документация
                          изделий медицинского
                          назначения

                          Создание банка          Нормативно-
                          информации по           техническая
                          материалам анализа      документация
                          при контроле качества
                          лекарственных средств

     2 Перечень необходимой оргтехники и  оборудования  для  внедрения
компьютерных программ в сфере лекарственного обеспечения:

---------------------------------------------------------------------
Наименование    Кол-во   Стоимость                 Источники
оборудования    единиц   в ценах         Сумма     финансирования
                         1995 г.       (млн.руб.)
                         (млн.руб.)
---------------------------------------------------------------------
1 Компьютер       2          10            20      Областной бюджет,
                                                   средства,
2 Принтер         2           1,7           3,4    полученные от
                                                   аккредитации и
3 Процессор       2           0,4           0,8    лицензирования
                                                   фармацевтической
4 Дискеты        20           0,150         3,0    деятельности

5 Программное     6           1,0           6,0
  обеспечение

  Итого                                    33,3

                                       Приложение 3
                                       к областной целевой программе
                                       лекарственного обеспечения
                                       населения области
                                       на 1996-1997 гг.

                          П Р О Г Р А М М А

              совершенствования службы контроля качества
                       лекарственной продукции

---------------------------------------------------------------------
План мероприятий по    ¦                      ¦
совершенствованию      ¦  Решение задачи      ¦ Способ исполнения
-----------------------+----------------------+----------------------
           1           ¦          2           ¦          3
---------------------------------------------------------------------
1 Выполнение             1 Создание условий для Замена устаревшей
  регламентов,             производства         нормативно-
  установленных            анализов по          технической
  Минздравмедпромом        сертификации         документации на новую
  России, в части          лекарственных средств
  организации контроля
  качества               2 Аккредитация         Выполнение плана
  лекарственных средств    лаборатории и        технического
                           получение            оснащения
                           федеральной          лаборатории
                           лицензии

2 Управление качеством     Внедрение программы  1 Создание банка
  лекарственных средств    с использованием       информации:
                           компьютерной
                           техники                НТД (на импортные
                                                  и отечественные
                                                  лекарственные
                                                  средства);

                                                  методов и методик
                                                  анализа;

                                                  сроков годности
                                                  лекарственных
                                                  средств;

                                                  фармацевтических
                                                  несовместимостей;

                                                  лекарственных
                                                  средств,
                                                  зарегистрированных
                                                  Минздравмедпромом
                                                  России;

                                                  реактивов и
                                                  стандартов и пр.

                                                2 Распечатка
                                                  документов,
                                                  подтверждающих
                                                  качество
                                                  лекарственных
                                                  средств

3 Расширение методов       Создание
  контроля качества        информационного банка
  лекарственных            результатов
  средств в                исследований качества
  соответствии с новыми    лекарственных форм
  нормативными
  требованиями

4 Дооснащение инспекции    Обеспечение проведения Приобретение
  по контролю качества     анализов лекарственных нового
  лекарств современным     средств по всем        технологического
  оборудованием            показателям            оборудования для
                                                  контроля качества
                                                  лекарств
                                                  (перечень
                                                  прилагается)

                                       Приложение 4
                                       к областной целевой программе
                                       лекарственного обеспечения
                                       населения области
                                       на 1996-1997 гг.

                           П Е Р Е Ч Е Н Ь

        нового технологического оборудования для производства
               контроля качества лекарственных средств

---------------------------------------------------------------------
 N ¦                                      ¦ Стоимость ¦ Источник
п/п¦    Наименование оборудования         ¦ в ценах   ¦ финансирования
   ¦                                      ¦ 1995 г.   ¦
   ¦                                      ¦ (млн.руб.)¦
   ¦                                      ¦ без НДС   ¦
---------------------------------------------------------------------

 1  ИК 2-лучевой спектрофотометр модель        32,0    Спецсредства
    ИКС-40

 2  Инфракрасный анализатор                    26,0    Спецсредства
    спектраль-119

 3  Компьютер-486                              10,0    Спецсредства

 4  Малоценное оборудование на сумму           40,0    Спецсредства

    Итого                                     108,0


Информация по документу
Читайте также