Расширенный поиск
Постановление Губернатора Пермской области от 05.08.1996 № 29100022119 0200210 1157401372 А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я П Е Р М С К О Й О Б Л А С Т И П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 05.08.96 N 291 +- -+ О Программе содействия занятости населения Пермской области на 1996 год В целях активизации государственной политики содействия занятости населения и обеспечения социальной зашиты граждан на рынке труда в Пермской области ПОСТАНОВЛЯЮ: 1 Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Пермской области на 1996 год. 2 Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя губернатора области Сергеева В.Г. Губернатор области Г.В.Игумнов 40035 Утверждена постановлением губернатора области 05.08.96 N 291 П Р О Г Р А М М А содействия занятости населения Пермской области на 1996 год Пермь 1996 П А С П О Р Т Программы содействия занятости населения Пермской области на 1996 год Наименование Программа содействия занятости населения программы Пермской области на 1996 год Основание для Закон РСФСР "О занятости населения в разработки Российской Федерации" (ст. 26), постановление программы губернатора области от 18.10.95 N 323 Заказчик Администрация Пермской области Исполнитель и Областной центр занятости населения, управления и соисполнители комитеты администрации области Важнейшие Создание условий для быстрейшего трудоустройства целевые безработных граждан, эффективной целевой поддержки показатели лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы; сдерживание роста численности безработных путем реализации комплекса мер по организации переобучения и переподготовки персонала, социальной защиты работников предприятий и других организаций, находящихся на грани банкротства, увеличения масштабов общественных и временных работ, введения механизма финансовой поддержки работодателей, создающих новые рабочие места и осуществляющих профессиональную переподготовку персонала; реализация региональных мероприятий по поддержке занятости в территориях с напряженной ситуацией на рынке труда; Целевой ориентир Программы - сдерживание уровня безработицы в области не выше 8 процентов, сохранение доли хронической безработицы на уровне 18-20 процентов. Ожидаемые Реализация мероприятий программы позволит: конечные результаты оказать содействие в трудоустройстве - 55000 чел.; программы сохранить и создать рабочие места для - 4000 чел.; обеспечить временное трудоустройство - 20600 чел.; создать условия для участия в общественных работах - 6000 чел.; предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний - 5900 чел.; провести профориентационную работу - 28000 чел.; охватить программами компенсационных выплат - 3000 чел.; поддержать предпринимательскую инициативу и самостоятельную занятость - 350 чел.; поддержать доходы безработных граждан - 150000 чел.; Сроки В течение 1996 года реализации программы Объемы и Финансовые затраты на реализацию Программы из источники областного фонда занятости населения в 1996 году финансирования составят 209 млрд.рублей.* Контроль за Контроль за реализацией Программы осуществляют исполнением областной центр занятости населения совместно с программы заинтересованными органами исполнительной власти, а также сторонами-участниками трехстороннего соглашения -------------------- * Финансовые затраты на реализацию Программы могут быть уточнены в связи с предстоящим утверждением бюджета областного фонда занятости населения Законодательным Собранием 1 ВВЕДЕНИЕ Программа содействия занятости населения Пермской области на 1996 год (далее - Программа) разработана областным центром занятости населения совместно с заинтересованными отделами и управлениями администрации области на основании постановления губернатора области от 18.10.95 N 323 и является составной частью системы региональных целевых программ, направленных на реализацию экономической и социальной политики. Программа нацелена на защиту населения области от безработицы и охватывает прежде всего две группы граждан: работающих, но находящихся под угрозой увольнения; и безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (далее - служба занятости). Целевым ориентиром Программы является сдерживание уровня безработицы в области в экономически и социально допустимых пределах (не более 8%). Программа составлена на основе задач, изложенных в Федеральной программе содействия занятости населения в Российской Федерации, и обеспечивает преемственность областной Программы на 1994 - 1995 годы в части продолжения реализации целей и главных направлений государственной политики занятости, а также основных действий и целевых программ областной службы занятости населения. Приоритеты Программы определены на основе прогноза социально-экономического развития Прикамья на последующие годы, а также анализа и прогноза ситуации на рынке труда, подготовленного областным центром занятости населения с учетом данных, предоставленных областной администрацией. 2 ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА. ИТОГИ 1995 ГОДА В 1995 году на фоне тенденции к стабилизации экономики в социальной сфере Пермской области продолжалось ухудшение. Низкая деловая и инвестиционная активность, дефицит федерального и региональных бюджетов оставались основными факторами, вызывающими рост безработицы. Бюджетное недофинансирование, нерегулярность в выплате заработной платы принуждали работников добровольно оставлять рабочие места, а также приводили к скрытой безработице. В целом ситуацию на рынке труда области определяли следующие тенденции: ПРОДОЛЖЕНИЕ СБРОСА ИЗБЫТОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ За 1995 год численность высвобожденных с предприятий области составила 18,2 тыс.человек (1,3% от среднесписочной численности работающих) или 72% от соответствующего показателя за 1994 год. Более 60% высвобожденных-работники промышленных предприятий. Наибольший процент высвобождения отмечался в промышленности (2,5% от среднесписочной численности), строительстве (1,4%) и на транспорте (1,0%). Среди высвобожденных работников доля рабочих достигает 67%. При этом, как и в предыдущие годы, темпы высвобождения были значительно ниже темпов общего сокращения численности персонала. Среднесписочная численность работников в Пермской области сократилась за год почти на 115 тыс.человек или на 10%, из них обратилось в службу занятости 71,8тыс.человек - 62,8%, получили статус безработного 60,5 тыс.человек - 52,8%. СОХРАНЕНИЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ НЕПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ Наиболее широко режим неполной занятости использовался предприятиями легкой, лесной промышленности, машиностроения, транспорта и связи, в учреждениях науки и научного обслуживания. Ежемесячно только в промышленности останавливалось около 140 предприятий и производств. Учтенные потери рабочего времени составили за год не менее 6 млн.человеко-дней или 12% табельного времени простаивающих предприятий, на каждого работника промышленности приходилось около 20 дней простоев. Объем скрытой безработицы в области значительно превысил объем зарегистрированной безработицы: на 1 октября работало неполный рабочий день или неделю 62,2 тыс.человек, находилось в отпусках по инициативе администрации 35,6 тыс.человек, таким образом, скрытая безработица составила 97,8 тыс.человек или 6,5% к численности экономически активного населения (по Российской Федерации - 4,7%). К концу 1995 года общий потенциал безработицы в области (по оценке областного комитета статистики с учетом граждан, не полностью занятых на производстве, и безработных) составил 0,2 млн.человек или 14% экономически активного населения. ПРОДОЛЖАЮЩИЙСЯ ПЕРЕЛИВ РАБОЧЕЙ СИЛЫ МЕЖДУ ОТРАСЛЯМИ ЭКОНОМИКИ В отраслях с низким уровнем оплаты труда и продолжающимся спадом производства отмечалось существенное сокращение численности занятых. Наибольшим оно было в угольной отрасли - до 30% к уровню предыдущего года, а также на конверсионных предприятиях (13-15%). Высокими оставались темпы снижения численности работающих в легкой промышленности, машиностроении и металлообработке, черной металлургии (10-16%), а по другим отраслям экономики - в строительстве, торговле, науке и научном обслуживании (5-8%). С другой стороны, рост численности персонала отмечался в электроэнергетике, нефтепереработке, цветной металлургии и пищевой промышленности (на 2-3%). Продолжалось перераспределение занятых по секторам экономики, при этом доля занятых в государственном секторе сократилась почти до 30% от всей численности занятых в экономике. УСИЛЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА ОФИЦИАЛЬНО КОНТРОЛИРУЕМОМ РЫНКЕ ТРУДА Несмотря на то, что темпы роста уровня зарегистрированной безработицы в течение года (с октября 1994 года по октябрь 1995 года ) были такими же, как по всему Уральскому региону и по России в целом (1,6 раза), уровень безработицы на 1 декабря значительно превысил как среднереспубликанский, так и региональный показатель: Российская Федерация - 2,9%, Урал - 3,2%, Пермская область - 4,3% к численности экономически активного населения. Обострило напряжение на рынке труда и несоответствие между спросом и предложением рабочей силы. Если в среднем по России на 1 декабря на 1 свободное рабочее место претендовало 6 безработных, то в Пермской области - 19, а по отдельным территориям - более 100 безработных. Кроме того, на возможности трудоустройства ищущих работу граждан отрицательно влияло наличие профессионального, территориального и квалификационного дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы. УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ГОРОДОВ И РАЙОНОВ С КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИЕЙ К ним относятся территории области с моноэкономической структурой, где градоообразующими являются предприятия легкой, лесной, угольной, металлургической промышленности, машиностроения, а также сельскохозяйственные районы области. К концу 1995 года из 44 городов и районов области в 19-ти уровень безработицы составлял от 5 до 10%, по Ильинскому району - 11,4%, Усольскому - 11,6%, Чердынскому - 13,8%, Карагайскому 14,1%, по Гремячинску достиг 14,8% к численности экономически активного населения. ИЗМЕНЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ БЕЗРАБОТИЦЫ За 1995 год доля женщин в общей численности безработных незначительно уменьшилась и составляет в настоящее время около 60%, доля молодежи в возрасте 16-29 лет почти не изменилась (32%), а доля жителей сельской местности возросла до 30%. Заметно ухудшились показатели продолжительности безработицы: доля застойной безработицы (от 4 месяцев до 1 года) выросла с 42 до 50%, а хронической - с 8 до 14%. УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ОФИЦИАЛЬНО КОНТРОЛИРУЕМОГО РЫНКА ТРУДА За 9 месяцев текущего года в областную службу занятости обратилось по вопросу трудоустройства 86,3 тыс.человек (без Коми-Пермяцкого автономного округа), что на 14,2% больше, чем за соответствующий период прошлого года, из них 71,9 тыс.человек - не заняты трудовой деятельностью. С учетом обратившихся за консультациями (54,2 тыс.человек) за 9 месяцев текущего года в СЗН обратилось 140,5 тыс.человек или 9,3% экономически активного населения, то есть актуальность проблемы поиска работы для жителей области продолжала возрастать. По категориям рынка труда в структуре обратившихся в СЗН области незанятых граждан 53,7% составили лица, уволенные по причинам текучести кадров, 17% - лица, имеющие длительный (более года) перерыв в работе, 12,6% - высвобожденные работники, 11,5% - выпускники учебных заведений, впервые ищущие работу. До конца года по предварительной оценке число обратившихся в поисках работы в СЗН области (без Коми-Пермяцкого автономного округа) достигнет 102 тыс.человек, из них получили статус безработного 85 тыс.человек (83,6%). Это больше, чем в прошлом году, по числу обратившихся на 9%, безработных - на 23,5%. Было трудоустроено за год около 40 тыс.человек, что на 42,9% больше, чем в 1994 году, удельный вес трудоустроенных в общей численности ищущих работу составил 28,6% (в 1994 году 23,7%). Численность направленных на переобучение ориентировочно составила 4,8 тыс.человек (в 1994 году 4,6 тыс.человек), однако их удельный вес в общей численности ищущих работу был ниже, чем в прошлом году: 3,4 против 3,9%. Оформили на досрочную пенсию 0,8 тыс.человек - 0,6% (в 1994 году 0,9 тыс.человек или 0,8%). Общая численность жителей области, имевших в 1995 году статус безработного, составила около 132 тыс.человек - 155,5% к 1994 году, а число безработных, состоящих на учете на конец года, превысило 65 тыс.человек, что в 1,4 раза больше их численности на начало года. Уровень безработицы на 01.01.95 составлял 3,3% к численности экономически активного населения, а к концу года он достиг 4,7%, в том числе по г.Перми 2,5%, по городам области 4,9%, по сельским районам - 8,4%. Наибольшего значения уровень безработицы достиг в Гремячинске (16,8%),Карагайском (18,0%) Чердынском (14,9%) и Усольском (12,6%) районах. Таким образом, ситуация на рынке труда Пермской области к концу текущего года еще более ухудшилась. В целом ситуация на рынке труда области в 1995 году свидетельствовала о низкой интенсивности процессов структурной перестройки экономики, ее стихийном характере. Вместе с тем, спрос на рабочую силу оказался несколько больше ожидаемого, что с учетом повышения эффективности деятельности областной службы занятости по реализации программ трудоустройства ищущих работу граждан и сохранении значительных объемов скрытой безработицы обусловило относительную стабильность рынка труда и замедление темпов роста безработицы в области. 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАНЯТОСТИ В 1996 ГОДУ Прогноз рынка труда в области на 1996 год, как и ранее, разработан областным центром занятости населения на основе прогнозов ситуации на рынке труда городов и районов области в двух вариантах - минимальном (оптимистическом) и максимальном (пессимистическом). Прогноз-минимум основывался на сведениях предприятий области о планируемых на 1996 год объемах высвобождения работающих исходя из фактического и ожидаемого состояния их экономики, а также предусматривал достаточно широкие возможности трудоустройства для отдельных категорий населения, выходящих на рынок труда. Прогноз-максимум основывался на количественной оценке возможного высвобождения работающих из народного хозяйства области в связи с реализацией правительственных мер по стабилизации экономики с учетом объемов скрытой безработицы, вызванной фактическим и ожидаемым падением объемов производства в 1996 году, а также соответствующего ухудшения возможностей трудоустройства жителей области. В соответствии с расчетами общая численность населения в трудоспособном возрасте, выходящего на рынок труда (или нуждающегося в трудоустройстве и ищущего работу с использованием для этой цели различных путей получения информации о наличии подходящих им вакансий), может составить в 1996 году в целом по области от 263,5 тыс.человек по минимальному варианту до 303,5, по максимальному - выше, чем показывали прогнозные расчеты в предыдущие годы. Структура рынка труда по категориям населения, как показывают прогнозные расчеты, будет формироваться следующим образом: по причинам текучести кадров попадет на рынок труда от 152,4 до 161,3 тыс.человек - это, как и в предыдущие годы, самая большая категория, достигающая 57,8% - 53,1% всего рынка труда; таким образом, тенденция самостоятельного оттока работающих из депрессивных отраслей и с неэффективных рабочих мест сохранится и в следующем году; численность незанятого населения, ищущего работу (т.е. не работавших более года граждан, вынужденных начать поиски работы), составит 33,9 - 39,0 тыс.человек или соответственно 12,8% и 12,9%. Эта категория приобретет больший удельный вес на рынке труда по сравнению с предыдущими периодами и станет второй по значению; ожидаемая численность высвобождаемых работников составит от 24,2 до 44,4 тыс.человек или от 9,1% до 14,6% к общей численности рынка труда - численность этой категории и ее доля на рынке труда будет падать; молодежь, впервые ищущая работу (выпускники школ, средних специальных и высших учебных заведений, а также молодежь, отчисленная из учебных заведений) в связи с возрастающими трудностями в поступлении в учебные заведения и сокращением потребности предприятий в рабочей силе, составит по области от 25,6 до 28,4 тыс.человек или соответственно 9,7% и 9,4%; численность мигрантов, т.е. граждан, вынужденных искать работу в связи с переменой места жительства (по межрайонной, межобластной и межгосударственной миграции, включая беженцев и вынужденных переселенцев), в течение 1996 года может составить 12,4 - 13,7 тыс.человек или 4,7% - 4,5% от общей численности рынка труда; численность демобилизованных из рядов Вооруженных Сил, которые приступят к поискам работы в 1996 году, составит 8,9 - 9,5 тыс.человек или 3,4% - 3,1% от общей численности рынка труда; численность лиц, освобождающихся из мест отбытия наказания и также вынужденных приступить к поискам работы, по ориентировочным данным районных ОВД, составит в 1996 году 3,2 - 3,5 тыс.человек или соответственно 1,2%; женщины, выходящие на работу из отпуска по уходу за детьми, достигшими трехлетнего возраста, попадут на рынок труда пропорционально высвобождению работающих из народного хозяйства. Их численность составит 2,9 -3,6 тыс.человек или от 1,1% до 1,2% от общей численности рынка труда. Из всего населения, выходящего на рынок труда, трудоустроится самостоятельно 123,9 - 116,6 тыс.человек. Это соответствует 47,0% рынка труда по минимальному варианту и 38,4% по максимальному варианту, что существенно меньше объемов самостоятельного трудоустройства в предыдущий период (в 1995 году они ориентировочно составляли 53,5% - 40,6% от общей численности рынка труда). Обратится в службу занятости в 1996 году 111,0 тыс.человек при реализации прогноза-минимума и 155,6 тыс. человек при развитии ситуации по максимальному варианту. Учитывая, что на начало 1996 года на учете в службе занятости будет состоять от 74,4 до 77,7 тыс.человек, ищущих работу и не занятых трудовой деятельностью, общая численность жителей области, с которыми придется работать районным центрам занятости населения в течение года, достигнет 185,4 тыс.человек по минимальному варианту и 233,4 тыс.человек по максимальному (по прогнозу 1995 года соответственно 188 и 250 тыс.человек, а ожидаемое за 1995 год - 156 тыс.человек). По направлениям деятельности ЦЗН лица, ищущие работу при посредничестве службы занятости, распределятся следующим образом: будут трудоустроены 41,0 тыс.человек (22,2% от общего числа состоящих на учете в течение года) по минимальному варианту и 36,2тыс. человек (15,5%) по максимальному варианту прогноза; по абсолютной численности объем трудоустройства не уменьшится, а удельный вес в общем числе состоящих на учете снизится; будут направлены на профобучение от 5,4 тыс.человек до 6,7тыс. человек (2,9%); это больше, чем в предыдущие годы деятельности службы занятости; оформят на досрочную пенсию 0,5-0,6% состоящих на учете незанятых граждан - от 1,0 тыс.до 1,3 тыс.человек; будут состоять на учете в качестве безработных в течение года от 162,7 тыс.человек (87,7%) до 206,7 тыс.человек (87,8% - 88,6% от числа всех состоящих на учете, включая перешедших с прошлого года), из них около 80% будут получать пособие, что соответствует 129,2 тыс.человек по минимальному варианту и 166,5 тыс.человек по максимальному., т.е. общая численность безработных и получающих пособие вырастет в целом по области по сравнению с предыдущим периодом от 23% до 57%; утратят связь со службой занятости от 29,8 тыс.человек (16,1%) до 36,5 тыс.человек (15,6%), из них 21,6 тыс. (72,5%) по минимальному варианту и 27,4 тыс.(75,1%) по максимальному - безработные. (Ожидаемое за 1996 год - 36,6 тыс.человек ищущих работу и 23,4 тыс. (63,9%) безработных; останутся на учете в службе занятости на конец года по минимальному варианту 108,2 тысяч ищущих работу граждан, из них 99,2 тыс. безработных, в т.ч.75,6 тысяч получающих пособие. По максимальному варианту останутся на учете на конец года 152,6 тысяч ищущих работу, из них 140,5 тыс. безработных, в т.ч. 106,2 тыс. получающих пособие, т.е. число ищущих работу возрастет за год в 1,3-2 раза, безработных в 1,5-2 раза. Наибольший удельный вес в общей численности безработных будет у лиц, уволенных по текучести кадров - 51,3% по прогнозу-минимуму и 47,1% по прогнозу-максимуму. Следующая по величине категория - высвобожденные работники -соответственно 17,1% и 22,4%. Доля незанятого населения составит 14,1% -14,7%, хотя среди выходящих на рынок труда их значительно больше, чем высвобожденных. Выпускники учебных заведений и отсев из них составит около 11% от общего числа безработных. Удельный вес остальных категорий в общей численности безработных будет в пределах 1,1%- 1,6%. Уровень безработицы в целом по области по МИНИМАЛЬНОМУ ВАРИАНТУ возрастет за год с 4,7% к экономически активному населению до 6,9% (в 1,5 раза), в том числе по г. Перми в 1,4 раза (с 2,5% на 01.01.96 до 3,4% на 01.01.97), по городам области в 1,5 раза (с 4,9% до 7,1%), по сельским районам также в 1,5 раза (с 8,4% до 12,8%). Наибольший рост уровня безработицы в случае реализации минимального варианта предполагается в Александровске (в 2,2 раза), Чайковском (в 2,1 раза), Верещагинском (в 2 раза) и Пермском (в 2,4 раза) районах. Наибольшего значения уровень безработицы по минимальному варианту достигнет по г.Перми в Кировском районе (5,9%), по городам области в Добрянке (10,5%), Александровске (12,7%), Гремячинске (24,1%). Среди сельских районов превысят 10-процентный рубеж по этому показателю 17 районов, причем в Верещагинском районе уровень безработицы достигнет 21,8%, а в Карагайском - 23,0%. Наиболее благоприятная ситуация на рынке труда ожидается в г.Перми (уровень безработицы здесь к концу 1996 года составит 3,4%), в Березниках (3,9%), Губахе (3,7%), Горнозаводском (2,3%), Сивинском (5,1%) и Березовском (5,9%) районах. По абсолютному количеству наибольшее число безработных будет зарегистрировано на конец будущего года в Перми (20,0 тыс.человек или 20,2% от числа всех безработных ), Лысьве - 4,3 тыс., Березниках и Соликамске - по 3,7 тыс.человек; на селе в Пермском -5,6 тыс., Верещагинском - 4,5 тыс.человек и Нытвенском - 3,4 тыс.человек - районах. По МАКСИМАЛЬНОМУ ВАРИАНТУ уровень безработицы в целом по области возрастет в 2,0 раза и составит на 01.01.97 9,8%, причем темпы роста в г.Перми (2,7 раза) превысят темпы роста уровня безработицы по городам и районам области (1,8 раза). Среди районов г.Перми наибольший рост ожидается в Свердловском районе - в 4,9 раза, наименьший - в Дзержинском и Индустриальном районах - в 1,5 раза.Более чем вдвое вырастет уровень безработицы в Березниках, Губахе, Кизеле, Чайковском, Верещагинском, Горнозаводском, Куединском, Октябрьском, Оханском, Пермском и Сивинском районах, втрое - в Александровске. Наибольшего значения достигнет уровень безработицы по г.Перми в Свердловском (12,1%) и Кировском (11,1%) районах; в 6 городах области он превысит 10%, причем в Губахе, Добрянке, Краснокамске и Лысьве он будет в пределах 10-12%, в Александровске достигнет 18,7%, в Гремячинске - 26,8%, а в целом по городам 9,4%. Из 25 сельских районов в 14-ти уровень безработицы превысит 10%, а в 7 - 20%, достигнув наибольшего значения в Усольском (21,5%), Очерском (22,0%), Оханском (22,3%), Чердынском (23,1%), Карагайском(25,2%), Ильинском (26,2%) и Верещагинском (26,8%) районах, и только в 4 будет меньше 10%: Красновишерском (9,2%), Частинском (9,1%), Березовском (6,5%) и Горнозаводском (5,5%) районах. Всего по сельским районам уровень безработицы составит к концу 1996 года 16%. (К началу 1996 года он составит 8,8%, а в 11 районах превысит 10%). Наибольшее число безработных по прогнозу-максимуму к концу 1996 года ожидается в Перми - 39,2 тыс.человек, в т.ч. в Свердловском районе 15,0 тыс.человек, Березниках (6,2 тыс.человек), Кунгуре и Лысьве (по 4,9тыс. человек), Соликамске (4,6тыс.человек), Краснокамске (4,2 тыс.человек), Пермском (6,6 тыс.человек) и Верещагинском (5,5 тыс.человек) районах. В целом проведенные расчеты рынка труда в Пермской области на 1996 год показывают: ситуация на рынке труда области будет развиваться в направлении дальнейшего увеличения выхода населения на рынок труда и ухудшения возможностей самостоятельного трудоустройства ищущих работу граждан; в связи с увеличением притока ищущих работу в службу занятости в сочетании с ограниченными финансовыми возможностями службы по активному регулированию занятости населения зарегистрированная безработица в целом по области возрастет к концу 1996 года в 1,5 -2 раза и достигнет 6,9% - 9,8% от численности экономически активного населения, хотя прогнозируемые темпы нельзя назвать "обвальными" (в 1993 году уровень безработицы вырос в 1,9 раза, в 1994 - в 2,9 раза, в 1995 году ожидается рост в 1,4 раза); в территориальном аспекте ухудшение ситуации на рынке труда будет отмечаться практически во всех городах и районах области, однако наиболее быстрыми темпы роста безработицы могут быть в Свердловском районе и г.Перми в целом, в Александровске, Губахе, Кизеле,Чайковском, Верещагинском и Пермском районах; на территории области выделится целая группа городов и районов с критической ситуацией на рынке труда, где уровень безработицы к концу 1996 года может превысить 20%. При развитии ситуации по минимальному варианту прогноза к их числу будут относиться Гремячинск, Верещагинский, Карагайский районы; при развитии ситуации по максимальному варианту к ним добавятся Ильинский, Кишертский, Оханский, Очерский и Усольский районы. предварительный расчет затрат, необходимых для покрытия расходов из областного фонда занятости населения на реализацию даже минимального варианта прогноза рынка труда, показывает, что в 1996 году сложившийся в текущем году дефицит финансовых средств ГФЗН резко возрастет. Прогноз рынка труда по Пермской области на 1996 год в минимальном и максимальном вариантах представлен в таблицах 1 и 2. Таблица 1 ПРОГНОЗ РЫНКА ТРУДА ПО ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996 ГОД (без Коми-Пермяцкого автономного округа) --------------------------------------------------------------------- ¦ВАРИАНТЫ в тыс.чел. +----------------------- ¦минимум ¦ максимум ---------------------------------------------+--------+-------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 --------------------------------------------------------------------- I Предложение рабочей силы I-1 Высвобожденные работники 24.2 44.4 I-2 Молодежь (выпускники + отсев) 25.6 28.4 I-3 Женщины, выходящие из отпуска по уходу за детьми 2.9 3.6 I-4 Освобожденные из УИН 3.2 3.5 I-5 Демобилизованные из ВС 8.9 9.5 I-6 Уволенные по причинам текучести 152.4 161.3 I-7 Мигранты 12.4 13.7 I-8 Незанятое население (без пенсионеров) 33.9 39.0 I-0 ВСЕГО 263.5 303.5 II Спрос на рабочую силу II-0 Потребность в работниках ВСЕГО 173.4 160.1 в т.ч.:II-1. на замену выбывающих работников 158.6 147.6 II-2. на свободные рабочие места 11.3 9.4 II-3. на дополнительные рабочие места, предусмотренные к вводу 3.1 3.1 III Соотношение спроса и предложения на рабочую силу III-1 Превышение предложения над спросом (+) 90.1 143.4 III-2 Превышение спроса над предложением (-) IY Направления использования рабочей силы, попадающей на рынок труда 1 Уйдут из состава ЭАН 28.6 31.3 2 Трудоустроятся самостоятельно 123.9 116.6 3 Обратятся за содействием в трудоустройстве в службу занятости в прогнозный период 111.0 155.6 4 Будут состоять на учете на начало года 74.4 77.8 4. 1 в том числе безработных 67.5 70.6 4.1.1 из них с назначенным пособием 61.4 64.3 4.1.2 из них получающие пособие 49.9 52.1 5 Будут состоять на учете в 1996 г. ВСЕГО из строки 5: 185.4 233.4 5.1 будут трудоустроены 41.0 36.2 5.1.1 в т.ч. из безработных 35.6 30.8 5.2 будут направлены на переобучение 5.4 6.7 5.2.1 в т.ч.из безработных 5.3 6.6 5.3 будут оформлены на досрочную пенсию 1.0 1.3 Численность безработных: 5.4 получат статус безработного в 1996 г. 95.2 136.0 5.4.1 будет назначено пособие 87.9 123.4 5.5 будут состоять на учете в качестве безработных, ВСЕГО 162.7 206.7 5.5.1 из них с назначенным пособием 149.4 187.8 5.5.2 в т.ч. получающие пособие 129.2 166.5 5.6 Утратят связь со службой занятости 29.8 36.5 5.6.1 в т.ч. из безработных 21.6 27.4 6 Останутся на учете на конец года 108.2 152.6 6.1 в т.ч. из безработных 99.2 140.5 6.1.1 из них с назначенным пособием 90.1 125.5 6.1.2 в т.ч.получающие пособие 75.6 106.2 Прогнозный уровень безработицы (% к ЭАН): на 01.01.96 4.7 4.9 на 31.12.96 6.9 9.8 Таблица 2 ПРОГНОЗ РЫНКА ТРУДА ПО ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996 ГОД (с Коми-Пермяцким автономным округом) --------------------------------------------------------------------- ¦ ВАРИАНТЫ в тыс.человек +------------------------ ¦ минимум ¦ максимум --------------------------------------------+-------------+---------- 1 ¦ 2 ¦ 3 --------------------------------------------------------------------- I Предложение рабочей силы I-1 Высвобожденные работники 27.0 48.2 I-2 Молодежь (выпускники + отсев) 27.9 30.9 I-3 Женщины, выходящие из отпуска по уходу за детьми 3.2 4.0 I-4 Освобожденные из УИН 3.4 3.8 I-5 Демобилизованные из ВС 9.8 10.5 I-6 Уволенные по причинам текучести 159.0 168.1 I-7 Мигранты 13.8 15.3 I-8 Незанятое население (без пенсионеров) 39.0 15.3 I-0 ВСЕГО 283.1 325.5 II Спрос на рабочую силу II-0 Потребность в работниках ВСЕГО 182.9 169.0 в т.ч.:II-1 на замену выбывающих работников 167.9 156.2 II-2 на свободные рабочие места 11.4 9.5 II-3 на дополнительные рабочие места, предусмотренные к вводу 3.6 3.3 III Соотношение спроса и предложения на рабочую силу III-1 Превышение предложения над спросом (+) 100.2 156.5 III-2 Превышение спроса над предложением (-) IY Направления использования рабочей силы, попадающей на рынок труда 1 Уйдут из состава ЭАН 31.4 34.3 2 Трудоустроятся самостоятельно 129.9 122.4 3 Обратятся за содействием в трудоустройстве в службу занятости в прогнозный период 121.8 168.8 4 Будут состоять на учете на начало года 80.6 94.0 4.1 в том числе безработных 73.6 76.7 4.1.1 из них с назначенным пособием 67.2 70.1 4.1.2 из них получающие пособие 55.1 57.3 5 Будут состоять на учете в 1996 г. ВСЕГО из строки 5: 202.4 252.8 5.1 будут трудоустроены 44.5 39.3 5.1.1 в т.ч. из безработных 39.0 33.9 5.2 будут направлены на переобучение 6.1 7.6 5.2.1 в т.ч.из безработных 6.1 7.5 5.3 будут оформлены на досрочную пенсию 1.1 1.4 Численность безработных: 5.4 получат статус безработного в 1996 г. 105.4 148.6 5.4.1 будет назначено пособие 97.8 135.7 5.5 будут состоять на учете в качестве безработных, ВСЕГО 179.0 225.3 5.5.1 из них с назначенным пособием 165.1 205.8 5.5.2 в т.ч. получающие пособие 144.6 184.2 5.6 Утратят связь со службой занятости 32.9 40.0 5.6.1 в т.ч. из безработных 24.6 30.8 6 Останутся на учете на конец года 117.8 164.4 6.1 в т.ч. из безработных 108.2 151.6 6.1.1 из них с назначенным пособием 98.4 135.9 6.1.2 в т.ч.получающие пособие 83.1 115.7 Прогнозный уровень безработицы (% к ЭАН): на 01.01.96 4.9 5.1 на 31.12.96 7.2 10.1 4 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 1996 ГОД Основными задачами государственной политики содействия занятости населения в 1995 году являлись: сдерживание роста безработицы с учетом ограниченных экономических и финансовых возможностей; создание условий для скорейшего трудоустройства безработных граждан; обеспечение эффективной целевой поддержки граждан, потерявших работу; смягчение последствий долговременной безработицы. Наметившийся в 1995 году переход общеэкономического кризиса в структурный обусловливает выделение следующих приоритетных направлений государственной политики содействия занятости населения в 1996 году: профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения; профобучение и переподготовка безработных и незанятых граждан; расширение масштабов подготовки кадров и финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса; селективная поддержка и обеспечение занятости населения на градообразующих предприятиях; финансовая поддержка работодателей, создающих ученические и рабочие места для отдельных категорий граждан, а также осуществляющих профессиональную переподготовку персонала; увеличение масштабов общественных работ и временной занятости безработных граждан; социальная защита работников предприятий и организаций, к которым применяются процедуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). 5 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЮ 5.1 Экономическая поддержка занятости населения Ситуация на рынке труда в 1996 году обусловливает возрастание роли активных мер государственной политики содействия занятости населения. В условиях дальнейшего реформирования экономики важное значение приобретает реализация мер, направленных на снятие угрозы обвального роста открытой безработицы, сохранение экономически эффективных рабочих мест и кадрового потенциала, а также создание новых рабочих мест в перспективных отраслях и производствах. Решение этих задач предполагается осуществить путем: участия в реализации федеральных и региональных целевых инвестиционных программ; оказания материальной поддержки работникам, находящимся под угрозой увольнения, посредством компенсационных выплат, осуществляемых органами службы занятости; организации дополнительных рабочих мест, что позволит расширить возможности трудоустройства безработных граждан; субсидирования выплаты заработной платы отдельных категорий граждан, наименее конкурентоспособных на рынке труда, прежде всего инвалидов, длительно безработных, молодежи. ---------------------------------------------------------------------- Наименование действий, ¦Кол-во чел.,¦Планируемые¦ Основные ¦Сроки мероприятий ¦охваченных ¦расходы ¦исполнители¦внедрения ¦программами ¦млн.рублей ¦ ¦ ¦в 1996 году ¦ ¦ ¦ -----------------------+------------+-----------+-----------+--------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ---------------------------------------------------------------------- Меры государственного экономического регулирования занятости населения 5.1.1 Осуществить реализацию на территории области следующих программ, включающих в себя разделы мероприятий по занятости населения: программа АО Весь реструктуризации и "Кизелуголь", период социального развития АО терком "Кизелуголь" профсоюза вторая областная Главное Весь программа управление период государственной сводного поддержки малых социально- предприятий в Пермской экономического области на 1995-1996 планирования и гг. ресурсов администрации области областная программа Комитет по Весь "Молодежь Прикамья" на делам молодежи период 1995-1997 гг. администрации области областная программа Комитет Весь "Социальная защита социальной период инвалидов на 1996 год" защиты населения администрации области 5.1.2 В целях определения перспектив развития занятости населения в 1996-1997 гг. подготовить аналитические отчеты по следующим направлениям: прогноз Управление Первое демографического труда полугодие развития области администрации 1996 г. области прогноз формирования и Управление Первое распределения трудовых труда полугодие ресурсов области администрации 1996 г. области расчет балансов Пермский Ежегодно трудовых ресурсов в областной территориальном разрезе комитет государственной статистики определение масштабов Управление Первое скрытой безработицы труда полугодие администрации 1996 г. области, областной центр занятости населения 5.1.3 Проведение Управление Ежегодно социологического труда мониторинга на администрации территории области по области, проблемам рынка труда, областной занятости и безработицы центр занятости населения 5.1.4 Организация Управление Весь обучения руководителей труда, период малых предприятий по главное вопросам трудового управление законодательства и сводного социально- порядка заключения экономического коллективных и планирования и индивидуальных ресурсов договоров с работниками администрации области, обком профсоюза работников среднего и малого бизнеса 5.1.5 Проведение Управление Весь анализа выполнения труда период малыми предприятиями администрации требований области, законодательства по госинспекция охране труда и созданию труда, обком условий труда, профсоюза отвечающих работников санитарногигиеническим среднего и нормам малого бизнеса Создание и сохранение Областной, Весь рабочих мест 4 000 17 984* городские и период районные центры занятости населения, администрации городов и районов области 5.1.6 Организовать Областной, Весь выполнение мероприятий городские и период по созданию и районные сохранению рабочих центры мест, включенных в занятости территориальные населения, программы содействия администрации занятости населения на городов и 1996 год (приложение 1) районов области ---------------- * Обьем затрат может быть скорректирован в связи с предстоящим утверждением бюджета фонда занятости Законодательным Собранием 5.1.7 Продолжить работу Областной Весь по экспертизе проектов центр период на создание рабочих занятости мест совместно с населения, главным управлением администрация сводного области социально-экономического планирования и ресурсов администрации области 5.1.8 Направлять Областной Весь средства фонда центр период занятости на создание и занятости сохранение рабочих мест населения, на предприятиях, администрации вошедших в федеральные городов и программы районов конверсии,поддержки области, народных промыслов, обкомы легкой промышленности и профсоюзов другие отраслей Программа 3000 1306* компенсационных выплат 5.1.9 Продолжить Областной, Весь практику оказания городские и период материальной поддержки районные работникам,находящимся центры в вынужденных занятости отпусках,с целью населения сохранения кадрового потенциала предприятий, предотвращения массовых высвобождений 5.1.10 Производить 100 60 Городские Весь субсидирование и районные период заработной платы центры инвалидов и лиц, занятости освобожденных из мест населения исполнения наказания, направленных на общественно защищенные рабочие места --------------- * Объем затрат может быть скорректирован в связи с предстоящим утверждением бюджета фонда занятости Законодательным Собранием 5.2 Содействие в трудоустройстве В целях сокращения времени поиска гражданином работы и периода заполнения вакансий, усиления взаимодействия с работодателями по увеличению числа сообщаемых ими вакансий для граждан, ищущих работу, служба занятости будет продолжать оказывать следующие услуги: информирование граждан о возможностях трудоустройства; подбор подходящего места работы; подбор работников по запросу работодателя; интенсивное консультирование граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Будет продолжена практика взаимодействия с другими регионами по обмену трудовыми ресурсами на основе вахтового метода или оргнабора. ---------------------------------------------------------------------- Наименование действий, ¦Кол-во чел.,¦Планируемые¦ Основные ¦Сроки мероприятий ¦охваченных ¦расходы ¦исполнители¦внедрения ¦программами ¦млн.рублей ¦ ¦ ¦в 1996 году ¦ ¦ ¦ -----------------------+------------+-----------+-----------+--------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ---------------------------------------------------------------------- Посредничество Областной Весь в трудоустройстве 55 000 - центр период занятости населения 5.2.1 Уcовершенствовать Центры Весь механизм взаимодействия занятости период служб занятости с населения работодателями в плане городов обязательного и районов представления службе области занятости информации о вакансиях 5.2.3 Удовлетворять Центры Весь спрос на рабочую силу занятости период путем регулярного населения представления городов работодателям и районов информации о области профсоставе безработных. Создать банки данных о специалистах наиболее необходимых профессий 5.2.4 Обеспечить Областной, Весь ежеквартальную городские период организацию и районные специализированных центры аукционов рабочей силы занятости населения 5.2.5 Продолжить 12 000 15,0 Областной, Весь практику проведения городские период ярмарок вакансий для и районные безработных и всех центры заинтересованных в занятости трудоустройстве граждан населения, администрации городов области, облсовпроф 5.2.6 Создать в г.Перми Районные Ежемесячно единый компьютерный банк центры вакансий занятости г.Перми 5.2.7 Организовать Управление Весь лицензирование труда период деятельности администрации негосударственных области, предприятий, областной занимающихся оказанием центр платных услуг в занятости содействии занятости населения граждан Программа территориальной мобильности рабочей силы 500 5.2.8 В целях Областной Весь регулирования притока центр период иностранной рабочей занятости силы в область и выезда населения, для трудоустройства за миграционная границу принимать служба участие в Пермской лицензировании области предприятий, занимающихся этой деятельностью 5.2.9 Продолжить работу 200 Включены Областной, Весь по изысканию и в статьи городские период использованию расходов на и районные возможности занятости создание центры населения в порядке и сохранение занятости перераспределения с рабочих населения переездом в другую мест местность 20,0 5.2.10 Практиковать 300 Областной, Весь использование вахтового городские период метода для и районные трудоустройства ищущих центры работу на предприятиях занятости Западно-Сибирского населения региона и в Пермской области 5.2.11 Продолжить 1200 Областной, Весь работу по формированию городские период банка специалистов, и районные желающих центры трудоустроиться за занятости пределами области, для населения предложения работодателям 5.3. Целевое поощрение трудоустройства и реабилитация граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке Целевое поощрение трудоустройства ориентировано на дополнительное повышение шансов трудоустройства или предоставление альтернативных возможностей для занятости безработным гражданам в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики занятости, преодоление негативных последствий безработицы и содействие социальной адаптации граждан, являющихся длительное время безработными. В рамках данного направления службой занятости реализуются программы "Новый старт" и "Клуб ищущих работу", позволяющие формировать у безработных граждан необходимые навыки самостоятельного поиска работы, активно использовать полученные знания для трудоустройства, восстанавливать мотивацию к труду у лиц, длительное время не имеющих работы. Продолжится работа по расширению возможности трудоустройства у инвалидов и лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В этих целях будут осуществляться меры по квотированию рабочих мест для инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, а также по социальной адаптации, профессиональной подготовке и переподготовке лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Учитывая превышение спроса на рабочие места над возможностью постоянного трудоустройства, особое внимание будет уделяться реализации программы содействия временному трудоустройству, что позволит предоставить незанятым гражданам, в том числе безработным, возможности для временной занятости, обеспечить поддержание доходов граждан, осуществить адаптацию к труду лиц, имеющих длительный перерыв в работе. Для адаптации несовершеннолетних лиц к трудовой деятельности и получения профессиональных навыков продолжится реализация программы временной занятости учащихся-подростков. ---------------------------------------------------------------------- Наименование действий, ¦Кол-во чел.,¦Планируемые ¦ Основные ¦Сроки мероприятий ¦охваченных ¦расходы ¦исполнители¦внедрения ¦программами ¦млн. рублей ¦ ¦ ¦в 1996 году ¦ ¦ ¦ -----------------------+------------+------------+-----------+-------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ---------------------------------------------------------------------- Социальная адаптация 1050 652 * ищущих работу и безработных. 5.3.1 Организовать Городские Весь работу по созданию и и районные период функционированию клубов центры ищущих работу не менее занятости чем в 20 территориях населения области 5.3.2 Продолжить Городские Весь организационно- и районные период методическую и финансовую центры помощь "Клубу деловых занятости женщин" и другим населения формированиям, способствующим занятости женщин. Охватить этой работой не менее 30 территорий 5.3.3 Продолжить 150 30 Областной Весь организационно- ст.расходов центр период методическую и профобучения занятости финансовую помощь населения Западно-Уральскому региональному центру переподготовки и социальной адаптации военнослужащих "Ратник" 5.3.4 Открыть филиал 100 15 Областной Весь центра "Ратник" в ст. расходов центр период поселке Марково профобучения занятости Чайковского района населения, центр "Ратник" Программа содействия 20600 2589 * временному трудоустройству граждан 5.3.5 Создать банки 1600 Городские Весь данных о временных и районные период работах и работах на центры дому, в т.ч. для занятости несовершеннолетних населения граждан ---------------- * Обьем затрат может быть скорректирован в связи с предстоящим утверждением бюджета фонда занятости Законодательным Собранием 5.3.6 Организовать 19000 2589 Органы Каникулярное временные рабочие места народного время для несовершеннолетних образования, учащихся по договорам с областной, органами народного городские и образования районные подростковыми биржами. центры Продолжить практику 4000 занятости выезда населения, несовершеннолетних обком учащихся для работы в профсоюза южные регионы России в работников период летних каникул народного образования Программа 6000 1835 * общественных работ 5.3.7 Обеспечить Центры Весь формирование банка занятости, период данных по общественным администрации работам городов и районов области 5.3.8 Принять решения Администрации Весь об организации городов и период общественных работ, в районов которых определить области, приоритетные виды, центры объемы работ, занятости предприятия, где будут населения организованы работы, сроки проведения, источники финансирования 5.3.9 Организовать Центры Весь постоянную работу по занятости период подбору и направлению населения на общественные работы городов безработных граждан и районов области 5.3.10 Обеспечить Центры Весь частичное занятости период финансирование оплаты населения труда безработных городов граждан на общественных и районов работах области Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы 5.3.11 Продолжить 100 200 Областной Весь работу по обучению ст. расходов центр период безработных граждан профобучения занятости основам населения предпринимательства 5.3.12 Осуществлять 50 Областной Весь сотрудничество с центр период Уральским бизнес- занятости инкубатором по созданию населения благоприятных условий для безработных граждан, решивших начать собственное дело 5.3.13 Совместно с Областной Весь Уральским агентством центр период поддержки малых и занятости средних предприятий населения организовать оказание консультационных услуг начинающим предпринимателям из числа безработных граждан 5.3.14 Оказывать 150 180 Областной, Весь финансовую поддержку городские период гражданам из числа и районные безработных, решивших центры открыть собственное занятости дело населения Содействие занятости инвалидов 5.3.15 На основании Центры Весь Закона Российской занятости период Федерации "О социальной населения защите инвалидов в городов и Российской Федерации" районов принять в территориях области, законодательные акты об администрации установлении квоты для городов приема на работу и районов инвалидов для всех области организаций независимо от органиционно- правовых форм и форм собственности 5.3.16 Создать 250 100 Центры Весь инфраструктуру ст. расходов занятости период профориентации профобучения населения инвалидов в органах городов и службы занятости районов совместно с органами области, социальной защиты и органы органами социальной здравоохранения с защиты, учетом опыта органы научновнедренческой здравоохранения фирмы "Аспектус" г. Перми 5.3.17 Внедрить в Центры Весь работу центров занятости период занятости городов и населения районов создание городов специального банка и районов вакансий по рабочим области местам для инвалидов 5.3.18 Подготовить Комитет Первое документы в социальной полугодие Законодательное защиты Собрание по определению населения льготной администрации финансово-кредитной области политики в отношении спецпредприятий и организаций, использующих труд инвалидов 5.4 Повышение качества рабочей силы, предлагающей услуги на рынке труда Исходя из целей и задач организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан и незанятого населения с учетом конъюнктуры рынка труда в 1996 году, предполагаются следующие направления деятельности службы занятости: организация сети курсов и школ, предназначенных для профобучения граждан, подготовки их к самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности и надомному труду; использование учебных структур первичной профподготовки молодежи (профессиональных училищ, техникумов, вузов) для переобучения взрослого населения, при необходимости трансформирование отдельных образовательных заведений в специализированные центры по профобучению высвобождаемого взрослого населения с привлечением в случае необходимости средств государственного фонда занятости населения; организация программно - целевого обучения, ориентированного на различные социальные группы граждан, в т.ч. испытывающие особые затруднения с трудоустройством; усиление взаимодействия органов службы занятости с работодателями в части организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан под конкретные рабочие места; разработка и внедрение прогрессивных учебных технологий применительно к взрослому населению, позволяющих повысить качество его профобучения; широкое использование потенциала негосударственных и частных структур профессиональной подготовки кадров; проведение занятий в рамках программы "Новый старт" для лиц, изъявивших желание работать в сфере предпринимательства; создание в области социально - деловых центров для оказания консультационной помощи начинающим предпринимателям. ---------------------------------------------------------------------- Наименование действий,¦ Кол-во чел.,¦Планируемые ¦ Основные ¦Сроки мероприятий ¦ охваченных ¦расходы ¦исполнители¦внедрения ¦ программами ¦млн.рублей ¦ ¦ ¦ в 1996 году ¦ ¦ ¦ ----------------------+-------------+------------+-----------+-------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ---------------------------------------------------------------------- Профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения 5.4.1 Проводить в 100 Областной Весь центрах занятости и районные период населения центры социально-психологические занятости исследования на населения выявление мотивационной готовности безработных к труду 5.4.2 Осуществлять 1300 15 Областной Весь проведение и районные период профдиагностических центры исследований по занятости профотбору безработных населения для переобучения и обучения их новым профессиям, обращая особое внимание на длительно неработающих 5.4.3 В целях повышения 20 Областной эффективности центр профобучения занятости разработать комплекс населения программ для отбора на профессии, пользующиеся спросом на рынке труда 5.4.4. Проводить 1200 Областной Весь профотбор среди и районные период безработных в группы центры переобучения по заявкам занятости работодателей населения 5.4.5 Организовать 50000 Главное Весь работу по управление период профориентации образования школьников (уроки администрации профкарьеры, области консультирование силами школьных психологов и пр.) 5.4.6 Проведение Областной Весь социологических центр период исследований по занятости проблемам населения, профессиональных областной намерений, ценностных центр ориентаций и социальной профориентации направленности учащихся выпускных классов общеобразовательных школ 5.4.7 Содействовать Областной Весь организации в центрах и районные период занятости населения центры кабинетов занятости индивидуального населения консультирования и комнат релаксации. 5.4.8 Издавать Областной Второй справочники для центр квартал поступающих в занятости учреждения населения, профессионального областной образования центр профориентации, главное управление образования администрации области Профессиональное 5400 14910 * обучение безработных граждан и незанятого населения -------------------- * Обьем затрат может быть скорректирован в связи с предстоящим утверждением бюджета фонда занятости Законодательным Собранием 5.4.9 Организовать в Областной Весь рамках договора с главным центр период управлением образования занятости администрации области населения, работы: главное управление по перепрофилированию образования отдельных администрации профессиональных области, учебных заведений в профессиональные соответствии с училища требованиями рынка труда; по согласованию расчетных показателей и планов приема учащихся на новый учебный год 5.4.10 Увеличить объемы 900 2610 Областной Весь обучения граждан и районные период профессиям, центры предусматривающим их занятости дальнейшую населения, самозанятость главное управление образования администрации области, учреждения начального профобразования 5.4.11 Практиковать 1500 3600 Областной Весь организацию и районные период профобучения граждан центры под конкретные рабочие занятости места населения 5.4.12.Организовать Областной Весь работу с учебными учебный период заведениями по: центр, обучению преподавателей 20 30 учебные учебных заведений заведения методам работы со взрослым населением; организации обучения граждан новым профессиям (специальностям) 5.4.13 Провести Главное Весь практические семинары управление период по профессиональному образования обучению, переобучению администрации безработных области, областной институт повышения квалификации, областной центр занятости населения 5.4.14 Разработать и Областной Весь внедрить технологию и районные период работы центров центры занятости по занятости профессиональному населения обучению граждан с использованием АРМ инспектора отдела профобучения 5.4.15 Продолжить Областной Весь практику и районные период организации обучения: центры граждан из сельских 150 360 занятости районов, где нет населения, собственной учебной главное базы, с выездом управление преподавателей в места образования проживания слушателей; администрации области граждан, имеющих высшее 115 570 Областной Весь образование, с выдачей центр период им дипломов о втором занятости высшем образовании населения, Гуманитарно- технологический институт (по договору) 5.4.16 Продолжить 2365 7295 Областной Весь организацию обучения центр период граждан в учебных занятости заведениях области населения, массовым профессиям с главное большей вероятностью управление трудоустройства образования администрации области 5.4.17 Провести для 5000 150 Областной Второй выпускников школ и и районные квартал учебных заведений центры 1996 г. г.Перми городскую занятости ярмарку учебных мест населения, учебные заведения 5.4.18 Практиковать Областной Весь проведение аукционов центр период профессий для занятости выпускников населения, профессиональных главное учебных заведений, управление конкурсы образования профессионального администрации мастерства учащихся области, учреждений начального учебные профессионального заведения, образования студенческие профкомы 5.4.19 Провести Областной По итогам областной конкурс среди центр учебного профессиональных занятости года учебных заведений на населения, лучшее трудоустройство главное выпускников управление образования администрации области 5.4.20 Провести 40 Областной Первый международную ст.расходов центр квартал конференцию по обучению информацион. занятости 1996г. женщин деятельность населения, клуб деловых женщин 5.4.21 Организовать 100 500 Западно- Весь профессиональную Уральский период переподготовку региональный военнослужащих и членов центр их семей по различным "Ратник", программам, в т.ч. по центры программе "Основы занятости бизнеса", адаптированной для уволенных военнослужащих, участвовавших в военных действиях 5.4.22 Провести 16 Областной Третий межрегиональный семинар ст. расходов центр квартал "Проблемы организации информацион. занятости 1996г. переподготовки деятельность населения, служащих, уволенных в Западно- запас, и их адаптация к Уральский рыночным условиям" региональный центр "Ратник" 5.4.23 Организовать 270 395 Областной Весь обучение безработных центр период граждан на базе занятости областного учебного населения, центра областной учебный центр 5.4.24 Проводить расчет Областной Весь рынка профессий на центр период перспективу занятости населения, главное управление образования, управление труда администрации области 5.5 Поддержка доходов безработных граждан Данное направление предусматривает выплату пособий по безработице, оказание материальной и иной помощи за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, средств местных бюджетов безработным и членам семей безработных, находящимся на их иждивении. В области материальной поддержки безработных предполагается: упорядочить систему исчисления и выплаты пособий по безработице; создать унифицированную компьютерную систему регистрации и расчета выплат пособий по безработице; сочетать систему пособий по безработице с иными средствами социальной поддержки безработных и членов их семей; развивать программы поддержки граждан, потерявших право на пособия по безработице, а также нуждающихся в трудовой реабилитации; обеспечить постоянный контроль при проведении высвобождений за соблюдением законодательства и правильностью исчисления среднего заработка (особенно там, где имели место работа в режиме сокращенной недели или неполного рабочего времени и вынужденные отпуска). ----------------------------------------------------------------------- Наименование действий,¦ Кол-во чел.,¦Планируемые¦ Основные ¦ Сроки мероприятий ¦ охваченных ¦расходы ¦исполнители¦ внедрения ¦ программами ¦млн. рублей¦ ¦ ¦ в 1996 году ¦ ¦ ¦ ----------------------+-------------+-----------+-----------+---------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ----------------------------------------------------------------------- Обеспечение выплаты пособия по безработице 5.5.1 Выплачивать 150000 148456 * Центры Весь пособие по безработице занятости период в соответствии с населения действующим городов законодательством и районов области 5.5.2 Осуществлять Центры По выходу пересмотр и пересчет занятости законодательных минимального и населения актов максимального размера городов пособий по безработице и районов области 5.5.3 Разработать Центры региональные программы занятости обеспечения занятости и населения профессиональной городов реабилитации граждан, и районов особо нуждающихся в области социальной защите Обеспечение оказания материальной помощи 5.5.4 Обеспечить во 48000 Центры Весь всех районах области занятости период реализацию Положения об населения оказании материальной и городов иной помощи безработным и районов и членам их семей области 5.5.5 Оказывать 1500 Центры Ежегодно материальную помощь занятости инвалидам в период населения декадника, посвященного городов международному Дню и районов инвалидов области ---------------- * Обьем затрат может быть скорректирован в связи с предстоящим утверждением бюджета фонда занятости Законодательным Собранием 5.5.6 Оказывать Центры Ежегодно материальную помощь занятости безработным для населения организации отдыха и городов лечения их детей, и районов организации и области проведения новогодних и рождественских праздников 5.5.7 Содействовать 1300 3690 Центры Весь выходу безработных занятости период граждан на досрочную населения пенсию городов и районов области 5.6 Политика занятости населения в территориях с напряженной ситуацией на рынке труда Прогнозируемое возрастание численности безработных граждан в условиях ограниченности инвестиций обусловливает увеличение числа территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. В наиболее сложном положении окажутся, в соответствии с прогнозом, города Лысьва и Гремячинск, а также районы: Большесосновский, Верещагинский, Еловский, Ильинский, Карагайский, Усольский. В Программе предусматривается осуществление мер, направленных на смягчение ситуации в области занятости населения в этих районах, в частности, разработка специальных программ экономического подъема депрессивных территорий. ----------------------------------------------------------------------- Наименование действий,¦ Кол-во чел.,¦Планируемые ¦Основные ¦Сроки мероприятий ¦ охваченных ¦расходы ¦исполнители¦внедрения ¦ программами ¦млн. рублей ¦ ¦ ¦ в 1996 году ¦ ¦ ¦ ----------------------+-------------+------------+-----------+--------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ----------------------------------------------------------------------- Содействие занятости в территориях с напряженной ситуацией на рынке труда 20 500 5.6.1. Проводить Администрации Весь мониторинг ситуации на районов, период рынке труда территорий областной, городские и районные центры занятости населения 5.6.2 Подготовить для Управление Второй рассмотрения в труда квартал Законодательном администрации Собрании области области, предложения по областной упрощению порядка центр работы с клиентами и занятости работодателями населения территорий с критической ситуацией на рынке труда 5.6.3 Продолжить работу Городские Весь по предупреждению и районные период последствий массовых центры высвобождений на занятости предприятиях населения, (консультирование, профкомы анкетирование, предприятий переобучение, трудоустройство,участие в работе комиссий экстренной помощи и т.д.) 5.6.4 Проводить Комиссия по Весь независимую экспертизу предотвращению период экономической критической обоснованности ситуации на предстоящих массовых рынке труда, высвобождений на профкомы предприятиях любых форм предприятий собственности 5.6.5 Рассмотрение Комиссия по Весь запросов территорий на предотвращению период оказание целевой критической помощи, включая ситуации на финансовую, в условиях рынке труда критической ситуации на рынке труда 5.6.6 Обеспечить 3 170 Областной Весь вывыполнение Программы центр период реструктуризации и занятости социального развития населения, Кизеловского угольного АО бассейна, заключить "Кизелуголь", договор о терком сотрудничестве профсоюза областной службы работников занятости населения c угольной предприятиями компании промышленности "Росуголь" 5.6.7 Обеспечить Территориальное Весь участие службы агентство период занятости населения в федерального работе с предприятиями управления по в условиях применения к делам о ним организационных или несостоятельности ликвидационных процедур (банкротстве) (собрания кредиторов в Пермской при разработке планов области, проведения внешнего областной, управления имуществом, городские и ликвидационные районные комиссии) центры занятости населения 5.6.8 Шире использовать Управление Весь возможности областного труда период координационного администрации комитета содействия области, занятости и областной областной трехсторонней комиссии центр для смягчения ситуации занятости с занятостью как в населения, целом в Пермской профсоюзы области,так и на отдельных ее территориях 5.7 Развитие службы занятости Предполагаемый рост численности граждан, ищущих работу, диктует необходимость существенного укрепления и дальнейшего развития государственной службы занятости населения. В связи с этим предстоит решить следующие задачи: обеспечить развитие территориальных органов государственной службы занятости, оснащение их необходимым оборудованием, инвентарем, техническими средствами; продолжить создание единой автоматизированной системы информационного обеспечения службы занятости, разработку и повсеместное внедрение автоматизированного рабочего места; продолжить внедрение унифицированных стандартов, типовых процедур, современных технологий на основе общей нормативно-правовой базы; продолжить работу по созданию и организации модельного и базовых центров занятости; внедрить передовые технологии обработки информации на основе применения компьютерной техники и новейших средств телекоммуникаций; совершенствовать структуру государственной службы занятости, укреплять службу занятости высококвалифицированными кадрами, способствовать их профессиональной подготовке и переподготовке, созданию необходимых условий для непрерывного профессионального роста, изучения и распространения положительного опыта работы; активнее использовать все средства массовой информации, справочные материалы, собственные рекламные издания для информирования населения, работодателей, общественности по различным направлениям деятельности государственной службы занятости. Решение указанных задач предполагается выполнить без увеличения штатной численности службы занятости. В то же время существующие инфляционные процессы неизбежно повлекут увеличение объемов финансовых средств, направляемых на содержание службы занятости. ----------------------------------------------------------------------- Наименование действий,¦ Кол-во чел.,¦Планируемые ¦Основные ¦Сроки мероприятий ¦ охваченных ¦расходы ¦исполнители¦внедрения ¦ программами ¦млн. рублей ¦ ¦ ¦ в 1996 году ¦ ¦ ¦ ----------------------+-------------+------------+-----------+--------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ----------------------------------------------------------------------- Отработка новых технологий, программ, услуг, повышение качества работы центров занятости населения 4 625 * 5.7.1 Оснастить все 3 000 Областной Весь центры занятости центр период области необходимыми занятости техническими средствами населения ----------------- * Объем затрат может быть скорректирован в связи с предстоящим утверждением бюджета фонда занятости Законодательным Собранием 5.7.2 Организовать 500 Областной Весь глобальную компьютерную центр период сеть службы занятости занятости населения 5.7.3 Внедрить 1 000 Центры Весь автоматизированную занятости период систему трудовых населения ресурсов в работу всех городов центров занятости и районов области 5.7.4 Организовать 125 Областной Весь информационный обмен и Коми- период между Коми-Пермяцким Пермяцкий окружным центром окружной занятости и областной центры службой занятости занятости населения (по соглашению сторон) 5.7.5 Внедрить в Областной, Весь практику обмен опытом городские период работы с соседними и районные областями России центры занятости населения 5.7.6 С целью 100 Областной, II организации городские полугодие информационно- и районные 1996 г. методического центры обслуживания занятости территориальных ЦЗН населения создать при областном ЦЗН методический кабинет Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников органов службы занятости 1011 * 5.7.7 Продолжить работу Областной, Весь по комплектованию городские период службы занятости и районные городов и районов центры квалифицированными занятости специалистами населения ----------------- * Объем затрат может быть скорректирован в связи с предстоящим утверждением бюджета фонда занятости Законодательным Собранием 5.7.8 Разработать 450 900 Областной, Ежегодно годовой план повышения городские квалификации и районные специалистов областной центры службы занятости с занятости учетом широкого населения использования возможностей учебного центра областного центра занятости населения 5.7.9 Продолжить Областной, Весь практику проведения городские период семинаров-совещаний, и районные семинаров-практикумов центры для специалистов занятости областной службы населения занятости населения по основным направлениям деятельности 5.7.10 Отработать Областной, Весь механизм организации городские период стажировок вновь и районные принятых специалистов в центры базовых центрах занятости занятости населения населения 5.7.11 Регулярно Областной, Весь проводить аттестацию городские период специалистов всех и районные категорий областной центры службы занятости занятости населения, населения проработавших в должности более одного года Развитие материальной 15302 * базы службы занятости 5.7.12 В целях Областной, Весь реализации существующей городские период технологии по и районные выполнению Закона центры предусмотреть занятости финансовые затраты на населения приобретение, строительство или капитальный ремонт помещений 18 центров занятости населения ----------------- * Объем затрат может быть скорректирован в связи с предстоящим утверждением бюджета фонда занятости Законодательным Собранием Информационная 4150 поддержка Программы занятости 5.7.13 Обеспечить Областной, Весь полное и достоверное городские период освещение проблем и районные занятости и принимаемые центры службой занятости меры занятости на государственных и населения коммерческих каналах радио и телевидения и в других средствах массовой информации 5.7.14. Продолжить Областной, Весь выпуск собственных городские период периодических изданий, и районные производство внутренней центры (профессиональной) занятости информации, необходимой населения сотрудникам службы для выполнения профессиональных обязанностей, издание и распространение информационно-справочных, методических материалов по различным направлениям деятельности Государственной службы занятости 5.7.15 Разработать Областной, Весь методические городские период рекомендации и и районные организовать исполнение центры на территориях занятости информационно-справочных населения стендов, других материалов, способствующих более качественной работе с клиентами 6 ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств фонда занятости. Основные мероприятия Программы, оценка их обьемов и финансовых затрат определялись исходя из того, что по всем смежным направлениям социально-экономической политики произойдут положительные сдвиги без каких-либо резких изменений, выходящих за рамки прогноза развития экономики на 1996 год. Предполагается, что средства в Фонд занятости будут поступать регулярно согласно установленному нормативу отчислений в размере 1,5 % фонда оплаты труда. В силу различий в динамике безработицы по городам и районам области сложилась различная обеспеченность центров занятости финансовыми ресурсами. Количество территорий, нуждающихся в прямом дотировании из областной части фонда занятости, может достигнуть 25-30, что неизбежно потребует изменения порядка формирования фонда с целью централизации средств на региональном уровне. Это позволит производить перераспределение на покрытие дефицитных бюджетов в городах и районах с высоким уровнем безработицы, а также для финансирования мероприятий областной Программы содействия занятости. При возникновении максимально неблагоприятного варианта развития ситуации на рынке труда служба занятости вынуждена будет ограничить активные действия на рынке труда и усилить внимание к вопросам поддержки доходов безработных граждан, обеспечение им минимальных социальных гарантий. В этих условиях приоритеты действий службы занятости будут выстроены следующим образом: перераспределение средств Фонда занятости в пользу территорий, испытывающих дефицит собственных средств, для обеспечения гарантированных законодательством Российской Федерации в области занятости населения норм социальной поддержки безработных; обеспечение своевременной и в полном объеме выплаты пособий по безработице всем безработным гражданам, имеющим на это право; оказание службой занятости услуг населению в подборе рабочих мест и осуществление других обязательных функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области занятости населения; финансирование организации общественных работ и временной занятости; реализация программ профессионального обучения, включая выплату стипендий безработным гражданам; осуществление профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения; финансирование социальных программ, ориентированных на дополнительное расширение возможностей по трудоустройству категорий граждан, испытывающих особые трудности при поиске работы; осуществление временных компенсационных выплат работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы или работающим неполный рабочий день (неделю); реализация программ поддержки малого бизнеса и развития самозанятости, программ создания новых рабочих мест. В зависимости от степени приближенности реальной ситуации к максимально неблагоприятному варианту прогноза ситуации на рынке труда предлагается несколько возможных путей повышения дефицита бюджета фонда занятости за счет: усиления контроля за расходованием средств фонда занятости на основные целевые программы социальной поддержки безработных граждан в территориях; сокращение перечня предполагаемых действий, ориентации на преимущественное финансирование выплаты пособий по безработице и организацию общественных работ; В окончательном виде финансовые затраты на реализацию Программы будут уточнены после утверждения бюджета областного фонда занятости Законодательным Собранием. 7 УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ Управление Программой осуществляется областным координационным комитетом содействия занятости населения. Ежеквартально областной центр занятости населения готовит информацию о ходе выполнения Программы. Оперативная координация программных мероприятий проводится областным центром занятости населения и управлением труда администрации области. Результаты выполнения Программы представляются Законодательному Собранию, администрации области, трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений один раз в полугодие. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|