Расширенный поиск
Постановление Губернатора Пермской области от 05.09.1996 № 333Утратил силу - Указ Губернатора Пермского края от 29.02.2008 г. N 9 00022119 0200210 1157401372 А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я П Е Р М С К О Й О Б Л А С Т И П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 05.09.96 N 333 +- -+ Об областном социологическом мониторинге В целях обеспечения режима непрерывного (систематического) наблюдения за социальной ситуацией в Пермской области и создания условий для своевременного выявления, систематического анализа и прогнозирования происходящих изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для разработки и корректировки мероприятий по оптимизации социального развития региона ПОСТАНОВЛЯЮ: 1 Утвердить пакет следующих документов по организации областного социологического мониторинга: организационные основы социологического мониторинга в Пермской области (приложение 1); методику социологического мониторинга в Пермской области (приложение 2); систему показателей, характеризующих социологические аспекты социальной ситуации в режиме мониторинга (приложение 3); перечень показателей, характеризующих социальную ситуацию в режиме мониторинга (приложение 4). 2 Отделу социальных программ администрации области обеспечить применение утвержденных документов при организации областного социологического мониторинга. 3 Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя губернатора области Боева В.С. Губернатор области Г.В.Игумнов 40020 Приложение 1 к постановлению губернатора области 05.09.96 N 333 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ социологического мониторинга в Пермской области 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО Областной социологический мониторинг является составной частью областного социального мониторинга и выполняется силами сектора социологического мониторинга отдела социальных программ администрации области в соответствии с Положением о секторе социологического мониторинга отдела социальных программ администрации области, утвержденным постановлением губернатора области от 30.08.95 N 276. Организационно-методическое руководство областным социологическим мониторингом осуществляется заведующим сектором социологического мониторинга. План работы сектора представляется зав.сектором социологического мониторинга и утверждается начальником отдела социальных программ администрации области. Сроки и объемы работ по социологическому мониторингу, а также по другим социологическим исследованиям, проводимым сектором социологического мониторинга, согласовываются также с информационно-вычислительным центром администрации области. 2 СТРУКТУРА И ШТАТЫ Структура и штаты сектора социологического мониторинга отдела социальных программ администрации области в соответствии с Положением о секторе социологического мониторинга отдела социальных программ администрации области утверждаются губернатором области по представлению начальника отдела социальных программ администрации области. Для проведения опроса в городах и районах области сектором социологического мониторинга создаются временные творческие коллективы интервьюеров и кодировщиков, возглавляемые бригадиром (региональным менеджером). Для выполнения работ заключаются индивидуальные трудовые договоры. С целью обеспечения качественного научно-методического сопровождения социологического мониторинга возможно привлечение соответствующих специалистов и ученых на хозрасчетной основе. 3 ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЛАСТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА Финансирование работ по организации и проведению областного социологического мониторинга осуществляется на основании сметы расходов, которая представляется в финансовое управление администрации области начальником отдела социальных программ на основании расчетов, выполненных заведующим сектором. Финансирование ведется в пределах сумм, предусмотренных бюджетом области на текущий год, а также за счет доходов, полученных за дополнительно выполненные сторонние работы. 4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ СЛУЖБ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ В рамках проведения областного социологического мониторинга службы и подразделения администрации области получают аналитические записки по результатам периодического социологического опроса в форме стандартного отчета, утвержденного заведующим сектором социологического мониторинга. В случае необходимости службы и подразделения администрации области могут по согласованию с руководством сектора социологического мониторинга проводить в рамках областного социологического мониторинга социологический анализ отраслевых проблем. Проведение такого рода работ оформляется в форме стандартного бланка-заказа, предусматривающего выполнение необходимых работ как со стороны сектора социологического мониторинга, так и со стороны подразделения-заказчика. С целью исключения дублирования работ по социологическому обеспечению администрации области, а также всестороннего учета в ходе областного социологического мониторинга социологической информации, полученной от сторонних организаций, службы и подразделения администрации области обязаны согласовывать проведение такого рода работ с сектором социологического мониторинга, а также предоставлять в банк социологической информации, находящийся в секторе социологического мониторинга, результаты проведенных социологических исследований. Банк данных социологической информации размещается на сервере локальной вычислительной сети администрации области с целью обеспечения доступа к социологической информации в режиме "Чтение" служб и подразделений администрации области. Приложение 2 к постановлению губернатора области 05.09.96 N 333 М Е Т О Д И К А социологического мониторинга в Пермской области 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Областной социологический мониторинг является составной частью социального мониторинга, проводимого администрацией области в рамках реализации концепции социальной политики. Необходимость социологического мониторинга обусловлена требованием объективности оценки, характеризующей социальную ситуацию в Пермской области. Объективность такой оценки невозможна без сочетания данных статистической отчетности и данных опроса населения, проводимого на регулярной основе и отвечающего требованиям и условиям, предъявляемым к социологической информации. 2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОНИТОРИНГА Социальный мониторинг - специально организованное целевое непрерывное (систематическое) наблюдение за социальной ситуацией в области, ее анализ и краткосрочный прогноз для разработки и корректировки системы мероприятий по оптимизации социального развития области. Социальный мониторинг - сложно организованная система, состоящая из двух подсистем: статистического социального мониторинга, основывающегося на исходной информации государственной статистики, ведомств и управлений; социологического мониторинга, основывающегося на социологической информации, получаемой главным образом путем опроса взрослого населения. Социологический мониторинг - сбор социологической информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур и позволяющий отслеживать изменения этих показателей во времени. Социальная ситуация - совокупность внешних и внутренних условий и процессов жизнедеятельности территориальных общностей людей по состоянию в определенные моменты или периоды времени. Социально-экистическая ситуация - состояние материально-вещной среды поселений (застройка, благоустройство) и расселения (от греч. "экистика" - дом, жилище). Социально-валеологическая ситуация - совокупность условий, влияющих на здоровье населения, состояние его здоровья и жизнедеятельность и связанных с поддержанием и восстановлением здоровья (латинское слово "valeo" означает здравствовать, быть здоровым). Здоровье рассматривается физическое и социальное. Территориальная общность людей - совокупность людей на определенной территории, объединенная множеством экономических, социальных, политических, духовных и иных связей, возникающая благодаря пространственно-временному сочетанию объективных условий жизнедеятельности социальных групп и индивидов. Уровень жизни - обеспеченность населения материальными и другими благами, достигнутый уровень их потребления. Социальная напряженность - состояние общественного сознания и общественного бытия, формирующееся в результате противоречий между ценностями, интересами и потребностями субъектов общественной жизни и возможностями для их реализации. Социальное благополучие - состояние субъекта общественной жизни (индивиды, социумы, общество в целом), характеризующееся гармонией между ценностями, интересами, потребностями и возможностями для их удовлетворения и спокойной жизнью в довольстве и достатке. 3 ЦЕЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА Целью областного социологического мониторинга является своевременное отслеживание динамики социального самочувствия жителей области в рамках оценки эффективности социальной политики, проводимой как областными, так и федеральными органами власти. 4 ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА Областной социологический мониторинг создается для решения следующих задач: регулярное наблюдение за состоянием общественного мнения и настроениями различных социальных групп и всего населения области по строго определенному кругу показателей, оценка которых возможна лишь с использованием социологического инструментария; диагностирование состояния общественного мнения и настроений населения в терминах и определениях, понятных субъекту управления и используемых им в практической работе; прогнозирование динамики состояния общественного мнения и настроений населения области. В ходе социологического мониторинга сбор информации осуществляется по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, дающих на выходе оценку ситуаций и объектов преимущественно в стандартизированной форме. 5 ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА Объектом социологического мониторинга является взрослое (в возрасте 16 лет и старше) население Пермской области. В случае проведения специальных социологических опросов с целью получения дополнительной информации, не входящей в структуру социологического мониторинга, но дополняющей и уточняющей результаты мониторинговых опросов, в качестве объектов опроса могут быть определены специфические социальные слои и группы (руководители, работники сфер управления, эксперты, представители разных возрастных групп и т.д.). 6 ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА Предметом социологического мониторинга является состояние общественного мнения и настроений взрослого (в возрасте 16 лет и старше) населения Пермской области, выявляемое посредством системы социальных индикаторов (показателей). 7 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ Социологический мониторинг осуществляется в соответствии со следующими организационно-методическими требованиями: набор и форма показателей социологического мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени; показатели должны по возможности отражать такие феномены общественной жизни, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и апробированы практикой; в то же время в переходный период смены от одной социально-экономической формации к другой возможно использование показателей поискового, инновационного характера; эти показатели должны носить оценочный характер эффективности социальной политики, проводимой областными органами власти; периодически (но не чаще одного раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей. 8 МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ Областной социологический мониторинг базируется главным образом на опросах взрослого населения (в возрасте 16 лет и старше), мужчин и женщин, молодежи и стариков, занятых работой и безработных, рядовых работников и руководителей, представителей различных отраслей и сфер деятельности. Опросы проводятся по месту жительства методом стандартизированного интервью с заполнением анкеты. При необходимости в ходе проведения специальных социологических исследований опросы могут проводиться по месту работы. В ряде случаев результаты социологических опросов могут быть дополнены показателями официальной статистики, а также данными, полученными при использовании контент-анализа, метода "фокус-группы" и других методов сбора социологической информации. 9 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГОВОГО ОПРОСА Выборка респондентов, подлежащих опросу в рамках социологического мониторинга (половозрастной состав, образовательный уровень и т.д.), должна соответствовать параметрам генеральной совокупности (по данным Госкомстата России) с ошибкой не более +3%. При формировании выборки для опроса учитывается пропорциональное представительство (удельный вес) групп жителей каждой точки опроса. Точки опроса отбираются исходя из концепции о группировках городов и районов области, каждый из которых представляет собой определенную территориально-общественную систему (ТОС), в схожие по экономическим, социальным, политическим и другим параметрам группы или типы ТОСов. Согласно данному подходу все территориально-государственные образования области разбиваются в настоящее время на девять типов ТОСов. На первом этапе формирования исследуемой выборки общее количество анкет распределяется между девятью типами ТОСов пропорционально долям населения каждого типа населения Пермской области. Вторым этапом является распределение общего количества респондентов, приходящегося на каждый тип ТОСов, между стратами, соответствующим типам поселений. В качестве стратообразующих характеристик выбрана численность населения и административный статус (город-село). При этом устанавливается минимальное количество анкет для любой точки опроса - 25. Верхняя же граница числа анкет зависит не только от удельного веса населения, проживающего в данной точке опроса, но и от других условий (например, от необходимости иметь репрезентативную выборку в городе или районе). Выборка строится таким образом, чтобы в каждом типе ТОСов, было опрошено не менее 150 респондентов, что дает возможность отслеживать динамику настроений населения, проживающего в данном типе ТОСов с интервалом изменений не более +10 процентов при вероятности ошибки не более 5 процентов. В каждом типе ТОСов отбираются для опроса населенные пункты, которые представляют как городское, так и сельское население. С учетом этих условий, а также с целью обеспечения минимизации финансовых и организационных затрат на проведение мониторингового опроса общее число респондентов опрашиваемой выборки должно составлять не менее 1400 и не более 1700 человек. На третьем этапе проводится отбор домохозяйств (квартир) для опроса. При этом сначала по определенному "шагу", обусловленному долей жителей, проживающих в микрорайоне, методом случайной выборки отбираются те избирательные участки, в которых необходимо провести опрос. При этом учитываются социальные, экономические и территориальные особенности (социально-экономические типы) микрорайонов, а также их доступность в ходе проведения опроса. Затем в каждом отобранном избирательном участке описываются все расположенные в нем домохозяйства. После чего в соответствии с выбранным "шагом" (который определяется, исходя из задания на опрос для данной территории) отбирается для опроса нужное число домохозяйств. С учетом возможных отказов или недостижимости респондентов по тем или иным причинам общее число домохозяйств для опроса увеличивается на 50%. И, наконец, на четвертом этапе производится отбор конкретных респондентов для опроса с использованием так называемых карточек Киша, позволяющих обеспечить случайность отбора респондентов. Однако не исключается возможность применения и другого типа отбора респондентов (по спискам избирателей, по датам рождения, квотная выборка и т.д.). 10 МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ И НАКОПЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Обработка и накопление социологической информации, полученной в ходе мониторинга, проводится на базе информационно-вычислительного центра администрации области. Обработка этих данных в настоящее время проводится с использованием лицензионной программы "Детерминационный анализ" (ДА-анализ. Версия 3.0), а также программы графического построения данных линейного и парного распределений, полученных по программе "ДА-анализ". Для графического представления данных используются также электронные таблицы типа EXEL. В дальнейшем возможно применение и других программных продуктов и технических средств, позволяющих осуществлять более эффективную обработку и хранение социологических данных. Приложение 3 к постановлению губернатора области 05.09.96 N 333 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, характеризующих социологические аспекты социальной ситуации в режиме мониторинга 1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ Социальная ситуация в рамках областного социологического мониторинга рассматривается через оценки населением тех или иных аспектов жизнедеятельности, характеризующих эффективность социальной политики, проводимой федеральными, областными и местными органами власти. Основными направлениями, характеризующими социальную ситуацию в области, были выбраны следующие параметры, являющиеся основополагающими в той или иной сфере: 1 Социально-демографическая ситуация: демографические явления и процессы (отношение населения к проблеме рождаемости, проблемы пожилых людей и молодёжи). 2 Социально-экистическая ситуация: оценка населением условий проживания; застройка и благоустройство микрорайонов. 3 Социально-экономическая ситуация: отношение населения к проблеме занятости; доходы и расходы населения; оценка населением возможностей для проявления предпринимательской инициативы. 4 Социально-бытовая ситуация: оценка населением условий быта и отдыха; оценка населением уровня потребления благ и услуг; оценка населением соблюдения прав потребителей. 5 Социально-культурная ситуация: оценка населением условий формирования и развития личности; оценка населением уровней потребления духовных благ и услуг. 6 Социально-политическая ситуация: отношение населения к проводимым реформам; оценка населением стратегического направления развития страны; политические предпочтения населения. 7 Социально-экологическая ситуация: оценка населением состояния природной среды. 8 Социально-валеологическая ситуация: оценка населением собственного здоровья; оценка населением тех или иных условий, способствующих проявлению социальной патологии. 9 Уровень жизни населения и отдельных социальных групп: оценка населением динамики изменений условий и уровня жизни. 10 Уровень социальной напряженности: оценка социальных проблем, вызывающих наибольшую напряжённость; отношение населения к различным формам выражения своего недовольства. 11 Уровень социального благополучия населения: оценка населением состояния социального благополучия в целом; удовлетворенность населения своей жизнью в целом. 12 Качество работы органов власти: уровень доверия населения к органам власти и организациям, влияющим на общественное сознание; оценка населением усилий органов власти в различных отраслях жизнедеятельности населения; оценка населением уровня организации работы органов власти с населением; оценка населением степени эффективности различных форм контроля за работой органов власти. По мере необходимости при проведении конкретного мониторингового опроса по заявке руководства областной администрации или управлений и комитетов в опросный инструментарий могут быть включены также вопросы, позволяющие определить отношение населения к проблемам, возникшим ситуативно как результат решений, принятых федеральными или областными органами власти. Кроме того, на основании Положения о секторе социологического мониторинга (постановление губернатора области от 30.08.95 N 276) в целях обеспечения дополнительной финансовой поддержки областного социологического мониторинга в опросный инструментарий могут быть включены на хозрасчётной основе вопросы сторонних организаций, которые не входят в структуру государственных органов. 2 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА 2.1 Частные показатели Состояние отдельных сфер жизнедеятельности населения, уровень потребления материальных и духовных благ и услуг оценивается с помощью отчетно-статистической информации. Условно такую оценку социальной ситуации можно назвать объективной. В дополнение к ней существует субъективная оценка, которую дает социологический мониторинг и которая представляет собой восприятие населением условий жизни, образа жизни и самооценку своей жизнедеятельности. Все названные в разделе 1 компоненты социальной ситуации характеризуются множеством параметров, количественное выражение которых можно описать в виде доли респондентов взрослого населения, отнёсших себя к той или иной альтернативной группе. Возможно также составление расчетных показателей, аргументированных определенным образом. Частные социологические показатели должны отвечать требованиям: полноты, системности; достоверности; доступности; своевременности, регулярной обновляемости. Частные социологические показатели выражаются в относительной форме - в виде удельного веса (процентов ) от числа опрошенных респондентов. При этом, социологические показатели могут быть рассчитаны как от общего числа опрошенных респондентов (универсальный, общий контекст ), так и от числа той или иной социальной группы, входящей в опрошенную выборку, - например, жители г.Перми, пенсионеры, рабочие и т.д. (специальный, частный контекст ). Перечень частных показателей областного социологического мониторинга приведен в приложении 4. Для областных органов власти первостепенными по важности и оперативности являются частные показатели, оценивающие уровень жизни населения и отдельных социальных групп, уровень социальной напряженности, уровень социального благополучия населения, а также качество работы областных органов власти. В приложении 4 частные показатели, в той или иной степени отражающие отмеченные выше аспекты жизнедеятельности, обозначены соответственно аббревиатурами - УЖ, СН, УСБ, ОВ. 2.2 Агрегированные показатели Множество частных индикаторов может затруднить понимание и оценку социальной ситуации в целом. Они не могут дать однозначного количественного выражения ситуации, поэтому возникает необходимость в определенной агрегации частных индикаторов. Агрегирование предлагается проводить по двум уровням. Первый уровень представляет покомпонентную агрегацию (выделение по каждому направлению наиболее значимых частных показателей), второй - интегральную. Так, например, выделенные в приложении 4 частные показатели, которые отмечены аббревиатурами УЖ, СН, УСБ, ОВ, являются показателями первого уровня агрегирования. Второй уровень агрегации дает возможность получить интегральную оценку ситуации такими сложными категориями, как уровень жизни, социальная напряженность, социальное благополучие. 3 ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА Исходя из сложившейся практики оценки динамики социальных процессов, а также скорости устаревания информации и срочности информационной "обратной" связи между населением и областными органами власти, областной социологический мониторинг должен проводиться не реже одного раза в год. Оптимальной является периодичность 3-4 раза в год, т.к. она позволяет, с одной стороны, обеспечить ежегодность оценки по всем частным показателям, а с другой - избежать информационной "перегрузки" опросного инструментария в одном опросе (что чревато получением недостоверной информации). По агрегированным показателям первого уровня следует стремиться к получению оценок с большей периодичностью, чем один раз в год. Изучение специальных управленческих проблем более частного порядка может потребовать проведение отдельного социологического исследования или опроса вне рамок областного социологического мониторинга. 4 ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ Результаты очередного опроса, проведённого в рамках областного социологического мониторинга, представляются в виде двух основных частей (разделов): раздел 1 (общая оценка социально-экономических аспектов); раздел 2 (территориальный анализ данных мониторинговых опросов); Кроме этого, по заявке служб и подразделений областной администрации сектором социологического мониторинга могут быть составлены специальные аналитические записки по проблемам, интересующим эти службы или подразделения. Срок представления основных разделов не более 1-1,5 месяца после окончания опроса (в особых случаях срок может быть увеличен по согласованию с руководством отдела социальных программ). Срок представления аналитических записок согласовывается отдельно с руководством заинтересованной службы. Приложение 4 к постановлению губернатора области 05.09.96 N 333 ПОКАЗАТЕЛИ, характеризующие социальную ситуацию в режиме мониторинга А. БЛОК СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК) 1 Основное занятие респондента 01 Работающий по найму 02 Владелец собственного дела 03 Учащийся ( студент) 04 Пенсионер по возрасту 05 Работающий пенсионер 06 Инвалид 07 Работающий инвалид 08 Безработный 09 Домохозяйка 10 Временно не работающий ( декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком, беженцы) 2 Основное место работы респондента (то есть то место работы, на которой он занят большую часть рабочего времени) 01 Государственное промышленное предприятие 02 Кооператив 03 Частная фирма 04 Арендное предприятие (организация, фирма на аренде) 05 Совхоз 06 Колхоз 07 Государственное учреждение в сфере науки, образования, культуры или здравоохранения 08 Государственная организация в сфере органов власти 09 Индивидуальная трудовая деятельность 10 Предприятие, которое приватизируется в данный момент 11 Предприятие общественной организации 12 Акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью 13 Занимаюсь индивидуальной трудовой деятельностью 14 Что-то другое 3 Профиль предприятия (организации), которое для респондента является основным местом работы 01 Промышленное производство 02 Добыча полезных ископаемых 03 Сельскохозяйственное производство 04 Строительство 05 Транспорт, связь 06 Оптовая или розничная торговля, снабжение и сбыт 07 Сфера бытовых услуг 08 Здравоохранение 09 Образование, наука, культура, средства массовой информации 10 Охрана общественного порядка, военная служба 11 Финансы, страховое дело, банки 12 Органы госуправления, областные и местные органы власти (в т.ч. органы соцобеспечения) 13 Товарные, фондовые биржи, брокерские услуги, инвестиции, ценные бумаги 14 Общественные, профсоюзные, политические объединения и партии, благотворительные организации 15 Многоотраслевая деятельность 16 Другое 4 Кем работает респондент 01 Рабочий 02 Колхозник (сельскохозяйственный рабочий) 03 Служащий (учитель, врач, работник культуры) 04 Руководитель подразделения (начальник цеха, отдела, лаборатории, группы, бригады) 05 Специалист технического профиля 06 Руководитель предприятия, организации 07 Работник органов госуправления 08 Военнослужащий, работник органов внутренних дел 09 Коммерсант, предприниматель 10 Фермер 11 Другое 5 Доход на одного человека в семье респондента в предшествующем опросу месяце (ДЛЯ ПОДСЧЕТА ДОХОДА НАДО СЛОЖИТЬ ВСЕ ВИДЫ НАЧИСЛЕНИЙ: ЗАРПЛАТУ, ПЕНСИИ, ПОСОБИЯ, ПОДРАБОТКИ И ДРУГИЕ ДОХОДЫ ДО ВЫЧЕТА ПОДОХОДНОГО НАЛОГА И ПОДЕЛИТЬ ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ НА ЧИСЛО ЧЛЕНОВ СЕМЬИ) 6 Пол 01 Мужской 02 Женский 7 Возраст________________________лет (полных лет) 8 Национальность, к которой относит себя респондент 9 Образование 01 7 классов и ниже 04 Среднее специальное, техникумы 02 8-9 классов 05 Незаконченное высшее 03 Среднее общее, ПТУ 06 Высшее 10 Семейное положение респондента 01 Женат/замужем 02 Вдовец/вдова 03 Разведен/разведена 04 Холост/не замужем 05 Одинокая мать 11 С кем респондент проживает и совместно ведет хозяйство 01 Один/одна 02 С женой/мужем 03 С женой/мужем и детьми 04 С женой/мужем, родителями, родственниками 05 С женой/мужем, детьми, родителями и другими родственниками 06 С родителями и другими родственниками 07 С детьми 08 С детьми и родителями/одним из них 09 Другое 12-17 Если в семье есть дети младше 18 лет, то сколько из них : ----------------------------------------------------+ ¦ ¦ Количество детей ¦ -----+-----------------+----------------------------¦ 12 ¦ От 16 до 18 лет ¦ ¦ -----+-----------------+----------------------------¦ 13 ¦ От 11 до 16 лет ¦ ¦ -----+-----------------+----------------------------¦ 14 ¦ От 6 до 11 лет ¦ ¦ -----+-----------------+----------------------------¦ 15 ¦ От 3 до 6 лет ¦ ¦ -----+-----------------+----------------------------¦ 16 ¦ От 1 до 3 лет ¦ ¦ -----+-----------------+----------------------------¦ 17 ¦ Менее 1 года ¦ ¦ ----------------------------------------------------+ 18 Тип поселения 01 г. Пермь 02 Города области 03 Поселок городского типа ( или рабочий поселок) 04 Село 05 Деревня 19 (МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА)_____________________ (ТОЧНОЕ НАЗВАНИЕ ГОРОДА, РАЙОНА, СЕЛА, ДЕРЕВНИ ) 20 Тип территории (ТОС) В. БЛОК СОБСТВЕННО МОНИТОРИНГОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ОСНОВНОЙ БЛОК) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ Параметры ¦ Отчетно-оценочные ¦ Расчетные ¦Территориальный¦Периодичность¦ Формы ¦ ¦ показатели ¦ показатели ¦ разрез ¦ ¦ отчетности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---+----------------+--------------------+----------------------+---------------+-------------+--------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 Социально-демографическая ситуация 1 Отношение Удельный вес Пермская Ежегодно Динамические житетелей желающих иметь область, города ряды населения УЖ области к детей в ближайшие и районы, проблеме год-два сгруппированные воспроизводства в ТОСы населения 2 Оценка жителями Удельный вес Пермская Ежегодно Динамические области проблем, неудовлетворенных: область, города ряды населения связанных с 1) организацией и районы, воспитанием досуга и отдыха сгруппированные детей детей; в ТОСы 2) физкультурно- спортивным развитием; 3) трудовым воспитанием; 4) наличием детской одежды и обуви; 5) наличием жилья для семей с детьми; 6) медицинским обслуживанием; 7) возможностями для воспитания и образования; 8) питанием; 9) условиями для проведения досуга. 3 Оценка Удельный вес Пермская Ежегодно Динамические пенсионерами пенсионеров область, города ряды населения своих условий (работающих и и районы, жизни неработающих), сгруппированные считающих что в ТОСы условия их жизни ухудшились по сравнению с предыдущим годом 4 Оценка молодежью Удельный вес Пермская Ежегодно Динамические возможностей молодежи, считающей область, города ряды населения для реализации что возможности для и районы, своих знаний и реализации их знаний сгруппированные умений и умений ухудшились в ТОСы по сравнению с предыдущим годом 2 Социально-экистическая ситуация УСБ Оценка населением Удельный вес жителей, Пермская Ежегодно Динамические условий проживания в неудовлетворенных: область, города ряды населения своем регионе 1) размещением и районы, мест торговли; сгруппированные в ТОСы 2) размещением служб быта; 3) отсутствием необходимого общественного транспорта; 4) размещением мест для отдыха; 3 Социально-экономическая ситуация 1 Отношение Удельный вес Пермская Ежегодно Динамические Занятость жителей области взрослого населения, область, города ряды населения населения к проблеме считающего реальным и районы, безработицы для себя в ближайшее сгруппированные СН время: в ТОСы 1) потерю работы; 2) возможность найти работу самостоятельно 2 Оценка Удельный вес Пермская возможностей населения, область, города реализации считающего: и районы, своего трудового 1) трудовую сгруппированные потенциала занятость важной в ТОСы и необходимой для себя ценностью вне зависимости от оплаты; 2) трудовую занятость не первоятепенной жизненной ценностью; 3) трудовую занятость лишь источником средств для существования; 4) трудовую занятость досадной обязанностью 3 Отношение Удельный вес Пермская работоспособного работоспособного область, города населения к населения, и районы, необходимости считающего сгруппированные дополнительного необходимым для себя в ТОСы источника (своей семьи) поиск существования дополнительных источников существования 4 Установка Удельный вес лиц, Пермская Ежегодно Динамические населения на готовых открыть область, города ряды населения проявление собственное дело и районы, собственной (вести сгруппированные предпринимательской самостоятельное в ТОСы инициативы крестьянское хозяйство) 5 Удовлетворенность Доля работающего Пермская Ежегодно Динамические УСБ условиями населения, область, города ряды населения работы неудовлетворенного: и районы, 1) деловитостью и сгруппированные квалификацией в ТОСы руководства предприятия (учреждения); 2) возможностями влиять на принятие решений, касающихся деятельности предприятия (учреждения); 3) результатами работы предприятия (учреждения); 4) перспективами на будущее Доходы и 1 Среднедушевой Доля лиц (семей), Пермская Один раз Динамические расходы доход за имеющих область, города в полгода ряды населения населения последний месяц среднедушевой доход и районы, ниже прожиточного сгруппированные минимума в ТОСы УЖ 2 Оценка Удельный вес лиц Пермская Один раз Динамические СН населением (семей), оценивающих область, города в полгода ряды населения уровня свое материальное и районы, благосостояния положение сгруппированные своей семьи по как: в ТОСы сравнению с 1) бедное и ниже другими семьями бедного; 2) богатое и выше среднего достатка 3) у большинства 3 Намерения и Доля лиц: Пермская Один раз Динамические планы населения, 1) не имеющих такой область, города в полгода ряды населения направленные на проблемы; и районы, повышение сгруппированные материального 2) намеренных в ТОСы достатка семьи заняться собственным делом коммерцией); 3) растерявшихся в данной ситуации 4 Наличие у Удельный вес лиц, Пермская Ежегодно Динамические населения имеющих сбережения область, города ряды населения УЖ сбережений в той в форме: и районы, или иной форме 1) вкладов в банках; сгруппированные в ТОСы 2) акций и ценных бумаг в фондах, предприятиях и организациях; 3) недвижимости; 4) не имеющих никаких сбережений 5 Инвестиционные Удельный вес лиц, Пермская Ежегодно Динамические намерения собирающихся в область, города ряды населения населения течение года вложить и районы, свои сбережения в: сгруппированные 1) банки; в ТОСы 2) акции и ценные бумаги в фондах, предприятиях и организациях; 3) недвижимость 6 Потребность 1) Доля лиц, Пермская Один раз Динамические населения в нуждающихся в область, города в полгода ряды населения УСБ социальной социальной и районы, защите защите; сгруппированные в ТОСы 2) Удельный вес лиц, нуждающихся в различных формах социальной защиты. 4 Социально-бытовая ситуация 1 Доступность для Доля лиц, считающих, Пермская Ежегодно Динамические населения что по сравнению с область, города ряды населения УСБ различных форм предшествующим и районы, социально-бытового периодом стали сгруппированные обслуживания меньше пользоваться в ТОСы из-за финансовых трудностей: 1) бытовым обслуживанием; 2) торговым обслуживанием; 3) культурно-массовыми учреждениями; 4) жилищно-коммунальным обслуживанием 2 Оценка работы Доля лиц, Пермская Ежегодно Динамические различных сфер, неудовлетворенных область, города ряды населения связанных с работой: и районы, социально-бытовым 1) пассажирского сгруппированные обслуживанием транспорта; в ТОСы населения 2) почты и связи; 3) бытового обслуживания; 4) торгового обслуживания; 5) культурно-массовых учреждений; 6) жилищно-коммунального обслуживания. 3 Оценка населением 1) Удельный вес Пермская Ежегодно УСБ соблюдения прав жителей области, область, города потребителей которые отметили и районы, нарушение своих сгруппированные прав и интересов в ТОСы как потребителей за последний год 2) Рейтинг сфер потребления и услуг, в которых отмечалось нарушение прав потребителей за последний год 5 Социально-культурная ситуация 1 Потребность Удельный вес лиц, Пермская Один раз Динамические населения в посетивших за область, города в два-три ряды населения посещении последний год: и районы, года социально-культурных 1) кинотеатры сгруппированные учреждений 2) театры в ТОСы 3) музеи 4) филармонию 5) цирк 6) библиотеки 7) клубы, ДК 8) клубы по интересам, любительские объединения 9) дискотеки, танцзалы 10) уголки для игр в шахматы, домино и пр. 11) крытые стадионы, спортзалы, гимнастические залы и т.п. 12) крытые плавательные бассейны 13) кафе, пивные бары 14) рестораны 15) видеозалы 16) залы игровых автоматов, казино. 2 Отношение Удельный вес лиц: Пермская Один раз Динамические населения к 1) проявляющих область, города в два-три ряды населения религии активный интерес и районы, года к религии; сгруппированные в ТОСы 2) являющихся убежденными атеистами. 6 Социально-политическая ситуация 1 Отношение Удельный вес лиц, Пермская Ежегодно населения к считающих, что область, города СН проводимым реформы надо и районы, реформам прекратить сгруппированные в ТОСы 2 Оценка Удельный вес лиц, населением считающих, что СН стратегического страна и общество направления идут в неверном или развития тупиковом направлениях 3 Политические Удельный вес лиц, Пермская предпочтения отдающих область, города населения предпочтение и районы, общественно-политическим сгруппированные движениям: в ТОСы 1) левой ориентации; 2) правой ориентации; 3) центристской ориентации. 7 Социально-экологическая ситуация Отношение Удельный вес лиц, Пермская Ежегодно Динамические СН населения к считающих проблему область, города ряды населения проблемам загрязнения и районы, загрязнения окружающей среды сгруппированные окружающей среды важнейшей для себя и в ТОСы своей семьи 8 Социально-валеологическая ситуация 1 Оценка населением Удельный вес лиц, Пермская Ежегодно Динамические УСБ состояния считающих свое область, города ряды населения своего здоровья здоровье плохим или и районы, очень плохим сгруппированные в ТОСы 2 Оценка степени Удельный вес лиц, доступности считающих свое СН медицинской здоровье плохим или помощи очень плохим и не имеющих материальной возможности получить необходимую медицинскую помощь 3 Отношение Удельный вес лиц, Пермская Ежегодно населения к систематически область, города потреблению потребляющих: и районы, УСБ наркотических а) табак; сгруппированные веществ в ТОСы б) алкоголь; в) наркотики Удельный вес причин, Пермская побуждающих область, города население к и районы, систематическому сгруппированные потреблению: в ТОСы а) табака; б) алкоголя; в) наркотиков 4 Самооценка Удельный вес лиц, Ежегодно Динамические эмоционального считающих свое ряды состояния эмоциональное населения СН населения состояние угнетенным 5 Отношение Удельный вес лиц, Один раз населения к считающих рост в полгода нарушениям преступности общественного наиболее значимой порядка для себя проблемой 9 Уровень жизни населения и отдельных социальных групп Оценка населением Удельный вес лиц, Пермская Ежегодно Динамические динамики изменений считающих, что за область, города ряды населения условий жизни последний год и районы, УЖ ухудшились: сгруппированные 1) материальные в ТОСы условия; 2) питание; 3) возможности покупки одежды и обуви; 4) жилищные условия. 10 Уровень социальной напряженности 1 Оценка проблем, Удельный вес лиц, вызывающих считающих наиболее наибольшую значимыми для СН напряженность своей семьи пять проблем из предложенного списка: 1) вооруженные конфликты на границах России; 2) кризис в экономике, спад производства; 3) коррупция, взяточничество; 4) расслоение населения на богатых и бедных; 5) слабость, беспомощность государственной власти; 6) нехватка продуктов и товаров первой необходимости; 7) угроза безработицы; 8) рост преступности; 9) кризис морали, культуры, нравствен ности; 10) рост цен; 11) обострение национальных отношений; 12) ухудшение состояния окружающей среды; 13) распад экономических связей между республиками бывшего Советского Союза; 14) задержка выплаты зарплаты; 15) угроза военной диктатуры; 16) отсутствие уверенности в завтрашнем дне; 17) здоровье населения; 18) конфликты в руководстве страной; 19) угроза фашизма и экстремизма; 20) другие проблемы 2 Отношение Удельный вес лиц: Пермская Один раз Динамические населения к 1) поддерживающих область, в полгода ряды населения различным формам активные формы города и выражения своего проявления районы, СН недовольства недовольства; сгруппи- рованные 2) готовых принять в типы участие в ТОСов активных формах проявления недовольства 11 Уровень социального благополучия населения 1 Оценка Удельный вес лиц, Пермская Один раз Динамические населением считающих, что область, в полгода ряды населения общего состояния терпеть свое города и СН социального бедственное районы, благополучия положение они не сгруппиро- могут ванные в ТОСы 2 Удовлетворенность 1) индекс своей жизнью в неудовлетворенности целом (отношение числа респондентов, неудовлетворенных жизнью, к числу респондентов, удовлетворенных ею); 2) доля респондентов, затруднившихся определить свое социальное самочувствие 12 Качество работы городских органов власти 1 Уровень доверия Удельный вес лиц, населения к недоверяющих: органам власти 1) областной и организациям, администрации; влияющим на ОВ общественное 2) областному сознание Законодательному Собранию; 3) милиции; 4) службе государственной безопасности; 5) правовой системе: суду, прокуратуре; 6) прессе; 7) церкви; 8) местному радио и телевидению; 9) армии 2 Оценка Удельный вес лиц, Пермская Один раз Динамические населением не удовлетворенных область, в полгода ряды населения усилий областных работой областных города и органов власти в органов власти: районы, различных 1) в том, как сгруппиро- отраслях осуществляются ванные в реформы; ТОСы 2) в организации отдыха и досуга; 3) в обеспечении санитарно- эпидемиологического надзора; 4) в обеспечении социальной защиты больных и инвалидов; 5) в обеспечении населения нужными лекарствами; 6) в темпах жилищного и социального строительства; 7) в работе транспорта; 8) в работе торговли; 9) в работе мастерских бытового обслуживания; 10) в обеспечении общественного порядка; 11) в здравоохранении; 12) в благоустройстве территорий; 13) в работе коммунального хозяйства; 14) в системе образования; 15) в состоянии окружающей среды; 16) в работе связи и почты. 3 Оценка Удельный вес лиц, Пермская Ежегодно Динамические населением неудовлетворенных: область, ряды населения уровня 1) вниманием к их города и организации вопросам; районы, работы органов сгруппиро- власти с 2) четкостью ванные в населением разрешения ТОСы вопросов; 3) оперативностью разрешения проблем; 4) чувством долга и ответственности при разрешении проблем; 5) профессионализмом, компетентностью; 6) согласованностью в работе различных служб; 7) связью с населением; 8) знанием проблем населения. 4 Оценка Удельный вес лиц, Пермская Ежегодно населением предпочитающих область, степени осуществление города и эффективности контроля за работой районы, различных форм органов власти в сгруппиро- контроля за форме: ванные в работой органов 1) непостредственной ТОСы власти встречи с руководством; 2) выступления руководства в СМИ; 3) через общественно-политические движения; 4) выборов руководителей исполнительной и представительной власти населением; 5) проведения местных референдумов Приложение 5 к постановлению губернатора области М Е Т О Д И К А расчета агрегированных показателей (Разработка кандидата геграфических наук Коробейникова А.М.) Для интегральной оценки социальной ситуации в Пермской области нужны один или несколько интегральных показателей, которые также можно было бы количественно измерять. В существующей статистике такого показателя нет, поэтому его приходится конструировать с применением ряда теоретических гипотез и математико-статистических построений. Для оценки социальной ситуации прежде всего нужна статистическая база. В связи с этим целесообразна организация в области социального мониторинга, который должен опираться на репрезентативную социальную и территориальную выборку. Мониторинг должен давать возможность оценить параметры социальных процессов и особенности социальной ситуации как с объективной стороны (с использованием статистических показателей), так и с субъективной (с использованием данных социологических опросов). Отдельные компоненты социальной ситуации (социально-демографическая, социально-экономическая и др.) оцениваются по следующей формуле: n KSS = 1/n (СУММА)!ki ISSi, i где KSS - оценка компоненты социальной ситуации, усл. ед.; ISSi - значение стандартизированного i-го индикатора компоненты социальной ситуации, усл. ед.; ki - коэффициент значимости i-го индикатора компоненты социальной ситуации; i = 1, 2, ..., n; n - число индикаторов компоненты социальной ситуации. Оценка отдельных компонент социальной ситуации осуществляется как по статистическим данным, так и по данным социологических опросов, количественной оценке при этом подлежат следующие компоненты: социально-демографическая ситуация; социально-экономическая ситуация; социально-экистическая ситуация; социально-бытовая ситуация; социально-духовная ситуация; социально-политическая ситуация; социально-экологическая ситуация; социально-валеологическая ситуация. Для интегральной оценки социальной ситуации в области, а также эффективности областной социальной политики можно использовать такие показатели, как уровень жизни, уровень социальной напряженности и уровень социального благополучия. Интегральная оценка уровня жизни населения строится на основе статистической и социологической оценок: SL = 1/2 (SLst + SLso), где SL - интегральная оценка уровня жизни населения, усл. ед.; SLst - статистическая оценка уровня жизни населения, усл. ед.; SLso - социологическая оценка уровня жизни населения, усл. ед. Для расчета статистической оценки уровня жизни населения можно использовать аддитивное преобразование системы частных показателей с их взвешиванием: n SLst= 1/n(СУММА)!ki ISLst , i i где SLst - статистическая оценка уровня жизни населения, усл. ед.; ISLst - значение стандартизированного i-го статистического i индикатора уровня жизни населения, усл. ед.; ki - коэффициент значимости i-го статистического индикатора уровня жизни населения; i = 1, 2, ..., n; n - число статистических индикаторов уровня жизни населения. Для расчета социологической оценки уровня жизни населения целесообразно также использовать аддитивное преобразование системы частных показателей с их взвешиванием: n SLso= 1/n (СУММА)!ki ISLso , i i где SLso - социологическая оценка уровня жизни населения, усл. ед.; ISLst- значение стандартизированного i-го социологического i индикатора уровня жизни населения, усл. ед.; ki - коэффициент значимости i-го социологического индикатора уровня жизни населения; i = 1, 2, ..., n; n - число социологических индикаторов уровня жизни населения. Интегральная оценка уровня социальной напряженности строится на основе статистической и социологической оценок: SS = 1/2 (SSst + SSso) где SS - интегральная оценка уровня социальной напряженности, усл.ед.; SSst - статистическая оценка уровня социальной напряженности, усл.ед.; SSso - социологическая оценка уровня социальной напряженности, усл.ед. Для расчета статистической оценки уровня социальной напряженности можно использовать аддитивное преобразование системы частных показателей с их взвешиванием: n SSst= 1/n (СУММА)!ki ISSst , i i где SSst - статистическая оценка уровня социальной напряженности, усл.ед.; ISSst - значение стандартизированного i-го статистического i индикатора уровня социальной напряженности, усл.ед.; ki - коэффициент значимости i-го статистического индикатора уровня социальной напряженности; i = 1, 2, ..., n; n - число статистических индикаторов уровня социальной напряженности. Для расчета социологической оценки уровня социальной напряженности целесообразно также использовать аддитивное преобразование системы частных показателей с их взвешиванием: n SSso= 1/n (СУММА)!ki ISSso , n i i где SSso - социологическая оценка уровня социальной напряженности, усл.ед.; ISSso - значение стандартизированного i-го социологического i индикатора уровня социальной напряженности, усл. ед.; ki - коэффициент значимости i-го социологического индикатора уровня социальной напряженности; i = 1, 2, ..., n; n - число социологических индикаторов уровня социальной напряженности. Оценка уровня социального благополучия оценивается по следующей формуле: SW = SL/SS , где SW - интегральная оценка уровня социального благополучия, усл.ед.; SL - интегральная оценка уровня жизни населения, усл.ед.; SS - интегральная оценка уровня социальной напряженности, усл.ед. Стандартизация частных индикаторов при их агрегировании в интегральный показатель проводится по формуле: Zi = h Xi _____ baseXi где Zi - стандартизированное значение i-го индикатора; Xi - натуральное значение i-го индикатора; baseXi - базовое натуральное значение i-го индикатора; h - константа; h = 1 при стандартизации в диапазоне (0; 1); h = 100 при стандартизации в диапазоне (0; 100). Для оценки значимости частных индикаторов наиболее целесообразно использовать метод расстановки приоритетов путем попарных сравнений значимости всех частных индикаторов. Результаты попарных оценок вносятся в матрицу: --------------------------------------------------------------------+ i ¦ j ¦(aij¦ ki ¦ ----+-------------------------------------------------+----+--------¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ ... ¦ j ¦ ... ¦ m ¦ ¦ ¦ ----+-----+-------+----------+--------+-------+-------+----+--------¦ 1 ¦ - ¦ a12 ¦ ... ¦ a1j ¦ ... ¦ a1m ¦ ¦ ¦ ----+-----+-------+----------+--------+-------+-------+----+--------¦ 2 ¦ a21 ¦ - ¦ ... ¦ a1j ¦ ... ¦ a1m ¦ ¦ ¦ ----+-----+-------+----------+--------+-------+-------+----+--------¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ¦ ¦ ----+-----+-------+----------+--------+-------+-------+----+--------¦ i ¦ ai1 ¦ ai2 ¦ ... ¦ aij ¦ ... ¦ aim ¦ ¦ ¦ ----+-----+-------+----------+--------+-------+-------+----+--------¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ¦ ¦ ----+-----+-------+----------+--------+-------+-------+----+--------¦ m ¦ am1 ¦ a m2 ¦ ... ¦ a mj ¦ ... ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --------------------------------------------------------------------+ На пересечении строки и столбца эксперт проставляет оценку предпочтения aij i-го индикатора j-му. При этом: aij = 2, если i-й индикатор более значим, чем j-й; aij = 1, если значимость i-го и j-го индикаторов одинакова; aij = 0, если i-й индикатор менее значим, чем j-й. Количественная оценка значимости некоторого индикатора получается в виде соответствующей суммы aij. Далее, чтобы рассчитать коэффициенты значимости ki, эти оценки нормируются в интервале (0; 1), при этом их сумма должна составить единицу. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|