Расширенный поиск
Постановление Губернатора Пермской области от 20.12.1996 № 45000022119 0200210 1157401372 А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я П Е Р М С К О Й О Б Л А С Т И П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 20.12.96 N 450 +- -+ Об утверждении Программы защиты прав потребителей Пермской области на 1997-1998 годы (основные направления и первоочередные меры) Рассмотрев представленную рабочей группой Программу защиты прав потребителей Пермской области на 1997-1998 годы (основные направления и первоочередные меры), ПОСТАНОВЛЯЮ: 1 Утвердить Программу защиты прав потребителей Пермской области на 1997-1998 годы (основные направления и первоочередные меры) (далее - Программа). 2 Финансовому управлению, главному управлению сводного социально-экономического планирования и ресурсов совместно с инспекцией по защите прав потребителей администрации области и Пермским территориальным управлением Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур при формировании областного бюджета на 1998 год предусмотреть необходимое финансирование для реализации мероприятий Программы. 3 Рекомендовать органам местного самоуправления принять необходимые меры по реализации Программы. 4 Координацию работы по реализации мероприятий Программы возложить на инспекцию по защите прав потребителей администрации области, Пермское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Пермский региональный центр стандартизации и метрологии с предоставлением координаторам права оперативного внесения изменений и дополнений в план мероприятий по реализации Программы. 5 Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя губернатора области Щукина В.А. И.о.губернатора области И.Н.Шубин Приложение к постановлению губернатора области 20.12.96 N 450 П Р О Г Р А М М А ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ на 1997 - 1998 годы (основные направления и первоочередные меры) г.Пермь, 1996 год 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основная цель Программы - создание экономических, правовых, организационных условий по формированию эффективного механизма защиты прав потребителей в условиях рыночных отношений. Программа устанавливает цели, задачи и основные направления потребительской политики в общей системе мер по стабилизации экономики Пермской области и первоочередные меры по реализации поставленных задач, координации действий как государственных структур, так и общественных организаций в деле защиты прав потребителей в 1997-1998 годах. Программа подготовлена администрацией области совместно с Пермским территориальным управлением ГКАП России, Пермским центром стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России, управлением Госторгинспекции по Пермской области, областным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора и является обязательной к выполнению всеми органами власти и управления области, городов и районов, хозяйствующими субъектами в соответствии с их компетенцией, правами и обязанностями. При разработке основных направлений учтен опыт Свердловской, Нижегородской, Костромской, Курской областей и Приморского края Российской Федерации. 1.1 Основные понятия Для раскрытия сущности процессов по защите прав потребителей на территории Пермской области используются основные понятия, определенные действующим законодательством. Товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена. Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Изготовитель - организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям. Исполнитель - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги потребителям по возмездному договору. Продавец - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи. Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Недобросовестная конкуренция - любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара, работы, услуги. Существенный недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который делает невозможным или недоступным использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса восполнения работы (оказания услуги). Служба защиты прав потребителей - органы по защите прав потребителей, созданные в структурах администрации городов и районов области (инспекции, комитеты, бюро, агентства и др.). 1.2 Нормативно-законодательная база Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", от 9 января 1996 года N 2-ФЗ (далее - Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"), Законами Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", методическими рекомендациями ГКАП России по созданию региональных программ по защите прав потребителей, методическими рекомендациями Союза потребителей Российской Федерации по разработке комплексных региональных программ обеспечения прав потребителей, постановлением губернатора области от 11.07.96 N 253 "О разработке Программы защиты прав потребителей Пермской области" на 1997-1998 годы. 2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1 Социально-экономическое положение потребителей в области Пермская область является одной из трех наиболее крупных областей Урала, обладающих мощным многоотраслевым производственным комплексом, развитыми сельским хозяйством, сферой торговли и бытового обслуживания. В 1995 году промышленностью области произведено продукции в действующих ценах на сумму 26,9 трлн. рублей, что в 2,7 раза больше уровня 1994 года. Индекс физического объема производства в области составил 100,9% к уровню 1994 года. За 1995 год различных потребительских товаров выпущено на сумму 3734 млрд.рублей (83,1% к 1994 г.), из них на 1756 млрд.рублей произведено продовольственных товаров. За семь месяцев 1996 года (январь-июль) потребительских товаров в отпускных действующих ценах произведено на 2338 млрд.рублей, при этом индекс их физического объема составил 72,4%. Несмотря на некоторый рост физических объемов промышленной продукции в 1995 году в целом (100,9%), в ряде отраслей, в том числе работающих на потребительский рынок, произошел спад производства. Так, за 1995 год темпы производства продукции к соответствующему периоду 1994 года составили: в машиностроении и металлообработке - 71,9%, угольной - 67,3%, легкой промышленности - 68,9%, нефтехимической - 86%. Объем производства товаров народного потребления снизился в 1995 году по сравнению с 1994 годом на 16,9%, из них по продовольственным товарам - на 20,1%. Снижение объемов производства потребительских товаров наблюдается и в 1996 году. Так, индекс физического объема непродовольственных товаров за январь-июль 1996 года составил лишь 49%. При этом объемы производства в легкой промышленности сократились почти на треть к уровню 1995 года. Наиболее высокими темпами происходил спад и свертывание производства в швейной промышленности ( в июле 1996 года простаивало производство по пошиву плащей, курток, юбок, брюк, перчаток). Напряженным оставалось положение и с производством детских товаров: чулочно-носочных изделий, верхнего трикотажа, пальто и др. Сократилось производство и большинства товаров длительного пользования. В 1995 году по сравнению с 1994 годом выпуск мотоблоков и культиваторов уменьшился в 2,9 раза, электроутюгов - в 6 раз. За семь месяцев 1996 года по сравнению с этим же периодом 1995 года объем производства электроутюгов составил 40,2%, электропил - 53%, бензопил - 1,4%, телефонных аппаратов - 71,6%. Ряд предприятий из-за неконкурентоспособности своей продукции были вынуждены приостановить производство таких товаров длительного пользования, как стиральные машины, печи СВЧ, электрокофемолки, магнитофоны, электромясорубки, радиоприемные устройства. Наблюдался некоторый спад производства продуктов питания. Индекс физического объема по пищевым продуктам за 1 полугодие 1996 года по сравнению с этим же периодом 1995 года составил 93,8%. При этом из 55 видов продуктов питания, учтенных в отчетности за июнь 1996 года, снижение объемов произошло по 38 видам. Несбалансированность потребительского рынка, низкая конкурентоспособность производимой в регионе продукции, дефицит многих товаров и продуктов питания открыли широкий доступ на областной потребительский рынок ввозу товаров из других регионов России и из-за рубежа. Только за январь-июль 1996 года импортные поступления по сравнению с соответствующим периодом 1995 года увеличились на 20% и составили 275,8 млн. долларов США. Удельный вес продуктов питания в общей сумме импорта составляет 8,5%. Ввозятся в основном зерновые, овощи, цитрусовые, кондитерские и табачные изделия. Состояние и структура потребительского рынка, в части соотношения спроса и предложения, в значительной степени зависят от доходов и уровня жизни населения. На 01.01.96 в Прикамье проживало 3008,3 тыс. человек, из них 1,7 млн.человек - трудоспособное население. Средняя заработная плата в области в декабре 1995 года составила 696,6 тыс. рублей, в июне 1996 года - 811 тыс.рублей и обеспечила чуть более чем два прожиточных минимума (величина прожиточного минимума в среднем на одного жителя области составила 327,7 тыс.рублей). Усиливается имущественное расслоение и дифференциация населения по доходам. Если в январе-декабре 1995 года среднедушевой доход ниже прожиточного минимума имели 25,8% населения, то в I полугодии 1996 года - 35%. Более 60% потребителей (62,3% - в январе-декабре 1995 года, 65,6% - в январе-мае 1996 года) имеют среднедушевой доход ниже среднедушевого дохода в целом по области. Одним из показателей, характеризующих степень неравномерности распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения, является коэффициент концентрации доходов - индекс Джини. Его величина изменяется от 0 до 1. Чем выше значение этого показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Индекс Джини в 1 полугодии 1996 года в области составил 0,453 против 0,375 в аналогичном периоде 1995 года. Кроме того, следует отметить, что в доходах населения доля заработной платы неуклонно падает. Если в 1993 году она составляла 52%, в 1994 году - 44%, то в 1995 году - всего треть дохода, т.е. 34%. Доход части населения формируется за счет предпринимательской деятельности. В 1993 году на эту часть дохода приходилось лишь 24,4%, в 1995 году часть дохода от предпринимательской деятельности составила уже 52%. Несмотря на некоторое снижение темпов инфляции, продолжается рост цен на потребительские товары как в целом по России, так и по области. Сводный индекс потребительских цен на все товары и услуги за декабрь 1995 года к декабрю 1994 года по России составил 2,324, по Пермской области - 2,37; за июнь 1996 года к декабрю 1995 года по России - 1,156, по области - 1,195. При этом, если цены на продукты питания в области за 2 полугодие 1996 года увеличились на 19,4%, на промышленные товары - на 11,3%, то на платные услуги населению в среднем - на 30,1%. Самые высокие цены и тарифы сложились на такие виды услуг, как связь звуковая проводная (за январь-июль 1996 года - 250%), обслуживание туристов (211,6%), проезд теплоходом (234,6%), городским транспортом (166,7%). Инфляция и низкий уровень доходов населения существенно повлияли на объем и структуру потребления, а также на источник формирования и насыщения потребительского рынка. Так, за январь-декабрь 1995 года населению области через все каналы реализации продано потребительских товаров на сумму 10,2 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 10,5% меньше, чем за этот же период 1994 года. Рост в фактических ценах составил 2,5 раза. За семь месяцев 1996 года (январь-июль) объем розничного товарооборота составил 7874,9 млрд.рублей или 96,2% к соответствующему периоду 1996 г. При этом удельный вес продовольственных товаров в общем объеме товарооборота составил 50,6%, непродовольственных - 49,4%. В формировании потребительского рынка снижается роль государственного сектора. Доля предприятий негосударственных форм собственности, включая потребкооперацию, в общем объеме товарооборота в 1995 году составила 90%. Все большее значение в обеспечении населения приобретают продовольственные и непродовольственные рынки: в январе-июле 1996 года продажа на них товаров составила 2650,3 млрд. рублей, что в общем объеме товарооборота равняется 33,7%. Анализ социально-экономического положения потребителей области позволяет, во-первых, определить, что основой для выработки мер по их эффективной защите должен стать углубленный анализ состояния и структуры потребительского рынка; и, во-вторых, выделить наиболее значимые для населения рынки товаров, работ и услуг, которые должны стать объектом пристального внимания для разработки и реализации мероприятий всеми службами, отделами, инспекциями по защите прав потребителей области и органами, осуществляющими контроль за безопасностью и качеством этих товаров. В первую очередь, к таким рынкам следует отнести рынок продуктов питания, рынок изделий легкой промышленности, а также рынок услуг, оказываемых населению. 2.2 Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей В соответствии с полномочиями, определенными ст.40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей на территории Пермской области и в г.Перми, осуществляет федеральный антимонопольный орган - Пермское территориальное управление ГКАП России. В 1995 г. и 1 полугодии 1996 г. управлением рассмотрено 484 письменных и устных обращения граждан, в т.ч.: 1995 г. 1996 г. устных обращений 234 132 письменных 86 32 В ходе рассмотрения поступивших обращений (письменных и устных), а также проверок хозяйствующих субъектов выявлено 588 нарушений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в том числе: 1995 г. 1996 г. нарушений прав потребителей 104 74 на качество и безопасность товара, услуги, работы (ст.ст. 4-7 Закона) нарушений прав потребителей 42 40 на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце, товаре, услуге, работе (ст.ст. 8-10 Закона) нарушений прав потребителей 22 - на обмен некачественного товара (ст.ст. 18-22 Закона) нарушений прав потребителей 150 144 на соблюдение условий договора на работы, услуги (ст.ст. 27-36 Закона) других нарушений 2 10 ___________________ 320 268 По результатам рассмотрения данных обращений возбуждено 18 дел, (в 1995 г. - 9 дел, в 1996 г. - 9 дел); вынесено предписаний о прекращении нарушения прав потребителей - 10; исполнено предписаний - 5, остальные на контроле; переданы материалы дела в прокуратуру - 1; переданы материалы дела в ГКАП России - 1, прекращено дел - 4; достигнуто 2 мировых соглашения. Так 18.01.95 возбуждено дело N 002-з в защиту неопределенного круга потребителей в отношении АК "ЛМЗ" по признакам нарушения ст.4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при оказании коммунальных услуг потребителям г.Лысьвы АК "ЛМЗ", которая не обеспечила качество горячей воды и не предотвратила вынос сульфоугля в теплосеть г.Лысьвы. Согласно вынесенному предписанию от 14.04.95 N 002/5-з АК "ЛМЗ" очистила теплосеть г.Лысьвы от осевшего сульфоугля и внедрила технологию очистки горячей воды без его применения. Одной из эффективных форм государственного контроля стали организация и проведение проверок соблюдения законодательства о защите прав потребителей хозяйствующими субъектами при продаже товаров и оказании услуг. Пермское территориальное управление проводит эту работу по собственной инициативе, а также совместно с органами федеральной исполнительной власти и с органами местного самоуправления. Специалистами отдела защиты прав потребителей Пермского территориального управления ГКАП России в 1995 г. и 1 полугодии 1996 г. проведено 30 проверок соблюдения законодательства о защите прав потребителей хозяйствующими субъектами и органами исполнительной власти. В соответствии со ст.42 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" государственный контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) возлагается на территориальные органы стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора, государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и другие. По линии осуществления государственного надзора по выполнению требований стандартов, безопасности товаров и соблюдения правил сертификации специалистами Пермского центра стандартизации, метрологии и сертификации было проверено 103 предприятия и наложено штрафов в размере 137,9 млн.рублей, из которых 20,8 млн. рублей - на должностных лиц. Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Пермской области за 1995 год и 1 полугодие 1996 года проведено 3765 проверок предприятий торговли и общественного питания, в результате которых было установлено 2647 административных правонарушений: 1995 г. 1996 г. нарушения правил торговли 1090 827 (ст.146) обман потребителей (ст.150) 610 306 нарушения государственной 290 39 дисциплины цен (ст.146) незаконная торговля товарами, 8 9 свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст.146) продажа товаров без документов 16 17 (ст.146) продажа товаров без применения 36 17 ККМ (ст.146) продажа товаров ненадлежащего 612 541 качества (ст.146) В результате рассмотрения вышеуказанных дел к административной ответственности привлечено 2666 должностных лиц, на которых наложены штрафы в размере 1337,9 млн. рублей. Пермским ОЦГСЭН в 1995 году за различные нарушения санэпидрежима на пищевых объектах (предприятиях пищевой промышленности, предприятиях торговли, общественного питания) наложено 3692 штрафа, общая сумма которых составила 345661 тыс.рублей. По сравнению с 1994 годом количество штрафных санкций увеличилось на 20,9%. На 22,4% по сравнению с 1994 годом возросло количество объектов, эксплуатация которых приостановлена учреждениями госсанэпидслужбы. За 1995 год приостановилась эксплуатация 1049 объектов. Для координации действий органов государственной защиты прав потребителей в 1994 году создан областной координационный совет по защите прав потребителей под председательством губернатора области. В 1995 году на заседаниях совета были рассмотрены вопросы: организации работ по совершенствованию системы сертификационных услуг в Пермской области; рассмотрения гражданских дел, возбужденных по заявлениям вкладчиков в отношении финансовых компаний, не выполнивших своих обязательств; обеспечения качества лекарственных средств для потребителей области. Все это свидетельствует о том, что в Пермской области сложилась система государственной защиты прав потребителей. Вместе с тем не удалось обеспечить интенсивную работу областного координационного совета по защите прав потребителей, добиться активной правоприменительной практики по защите прав потребителей в Пермском территориальном антимонопольном управлении. Пермскому территориальному управлению ГКАП России, Пермскому центру по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственной торговой инспекции по Пермской области и другим территориальным органам федеральной исполнительной власти необходимо продолжить работу по формированию судебной практики в защиту неопределенного круга потребителей. 2.3 Деятельность органов местного самоуправления по организации защиты прав После принятия Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" областной администрацией серьезное внимание стало уделяться созданию служб по защите прав потребителей при местных администрациях и оказанию им организационно-методической помощи. На 01.06.96 в 47 администрациях городов и районов области созданы службы защиты прав потребителей. Данными службами за 1995 год и первое полугодие 1996 года рассмотрено 20356 заявлений и обращений граждан. Проведено 7620 проверок предприятий различных форм собственности, в ходе которых выявлено более тысячи случаев нарушений законодательства, из них около 85% нарушений устранены в добровольном порядке. В случаях, когда хозяйствующие субъекты отказывались добровольно выполнить требования потребителей, службы по защите прав потребителей при местных администрациях предъявляли в суды иски или оказывали помощь гражданам в их составлении. Только за 1 полугодие 1996 г. специалисты служб приняли участие в 706 судебных процессах. Службы защиты прав потребителей достаточно активно занимались информированием потребителей. За последние полтора года ими проведено около 15 тысяч консультаций для потребителей, организовано 78 выступлений на телевидении, 125 - на радио, более 200 встреч и выступлений в трудовых коллективах, напечатано 507 материалов в периодической печати. Учитывая большую социальную значимость проводимой работы службами по защите прав потребителей при местных администрациях, а также необходимость координации их деятельности и оказания организационно-методической помощи, в 1995 году была создана областная инспекция по защите прав потребителей. За год работы специалисты установили деловые контакты со всеми службами защиты прав потребителей городов и районов области, территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти, занимающимися общими вопросами. Проведены семинары-совещания, стажировки, консультации специалистов по защите прав потребителей, оказывалась методическая помощь на местах. Инспекция выступает инициатором массовых плановых проверок соблюдения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в различных сферах деятельности (транспорт, связь, ЖКХ и т.д.). Разрабатывает методические рекомендации службам по проверкам предприятий и учреждений, оказывающих туристические, фармацевтические, образовательные, медицинские, жилищно-коммунальные, бытовые услуги, организующих зрелищные мероприятия и т.д. Постоянная практическая помощь оказывается Пермскому региональному фонду обманутых вкладчиков и акционеров. Установлено тесное сотрудничество со средствами массовой информации области. Вместе с тем, для более полной реализации законодательства о защите прав потребителей необходимо совершенствовать работу служб по защите прав потребителей при местных администрациях. Анализ их деятельности за 1995 год и первое полугодие 1996 года вскрывает следующие проблемы: практически в 70% городов и районов области специалисты по защите прав потребителей выполняют в структурах администраций еще целый ряд функциональных обязанностей совершенно другого профиля: от работы в отделе торговли до специалистов по экономике. Такое "совмещение" не позволяет в полной мере осуществлять возложенные на них функции; для повышения квалификации специалистов служб по защите прав потребителей острой необходимостью является совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, оперативное обеспечение их необходимыми нормативными, аналитическими и методическими материалами. 2.4 Контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) На территории области контроль за качеством товаров (работ, услуг) осуществляет широкая сеть государственных и негосударственных органов, в том числе Пермский центр стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России, Пермский областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Пермской области, Пермское областное отделение Российской транспортной инспекции, управление Госсвязьнадзора по Пермской области, Государственная налоговая инспекция по Пермской области, Пермская таможня, Главное управление Центробанка Российской Федерации по Пермской области, лицензионные комиссии, созданные для исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности", органы по сертификации продукции и отдельных видов деятельности. Пермский центр стандартизации, метрологии и сертификации, исполняя Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", содействует потребителям в компетентном выборе товаров, экспорту и повышению конкурентоспособности товаров, защищает потребителей от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя), контролирует безопасность продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей, а также подтверждает показатели качества продукции, заявленной изготовителем. За 1995 год и I полугодие 1996 года в органах сертификации зарегистрировано 10467 обращений о выдаче сертификатов соответствия, отказано в выдаче в 269 случаях. Для координации действий контролирующих органов при Пермском центре стандартизации, метрологии и сертификации создан "Коллективный орган Пермской области по созданию, поддержанию и развитию сертификационных услуг", который регулярно решает текущие вопросы проведения сертификации. Учреждения госсанэпидслужбы области осуществляют контроль за качеством питания и товаров народного потребления по показателям безопасности для здоровья потребителей - это токсичные элементы, микотоксины, пестициды, антибиотики, микробиологические показатели, пищевые добавки и другие вредные компоненты. В области разработаны и функционируют: автоматизированная система мониторинга за качеством продукции детских молочных кухонь и молокоперерабатывающих предприятий; питьевой воды; автоматизированная система слежения за содержанием пестицидов в продовольственном сырье, продуктах питания и питьевой воде; гигиеническая сертификация продукции, представляющая систему регистрации и контроля качества продукции. Пермским ОЦГСЭН за 1995 год было зарегистрировано 1114 случаев забраковки пищевых продуктов территориальными ЦГСЭН объемом 474,849 тонн. Наиболее эпидемически опасными продуктами являются: масло на молокозаводах - 19,86% проб не соответствовало гигиеническим требованиям; сметана на молокозаводах - 11,48% (в 1994 г. - 13,1%); молочные продукты в торговой сети - 29,5% (26,8%); кондитерские изделия на предприятиях общепита - 17,4% (12%); кулинарные изделия на предприятиях общепита - 10,8% (9,4%). При осуществлении выборочного санитарно-гигиенического контроля за качеством производимой и реализуемой на территории области продукции в 1995 году лабораториями территориальных ЦГСЭН на все виды химических загрязнителей (токсичные элементы, ядохимикаты, микотоксины, нитриты) исследовано 37029 проб, из них не соответствовало нормативным требованиям 0,86% (в 1994 году - 0,8%). В то же время, несмотря на общую тенденцию улучшения качества производимых в области продуктов питания, ситуация остается тревожной. В 1995 году удельный вес проб по всем группам пищевых продуктов, не отвечающих требованиям по микробиологическим показателям, составил 11,3% (в 1994 году - 10,6 %) при среднереспубликанском показателе 8,9%. Наиболее высокий процент проб несоответствия нормативной документации отмечался на предприятиях торговли - 16,2% (в 1994 году - 12,86%), общественного питания - 7,14% (9,91%), молокоперерабатывающих предприятиях - 10,2% (10,3%). К объектам контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее задачами относятся предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, граждане-предприниматели, производящие и реализующие товары и оказывающие услуги. Основной задачей является контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, деятельностью по искоренению злоупотреблений в торговле и общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров. ГТИ осуществляет контроль за качеством более 75 групп товаров народного потребления и услуг в сфере торговли и общественного питания. В течение 1996 года инспекторами по качеству товаров проведено 3117 проверок, из них 2188 (70%) - проверки с забраковками. Предотвращено поступление на потребительский рынок области значительного количества опасных для здоровья населения продовольственных товаров. Несмотря на проводимую работу, продолжается появление сертификатов соответствия на продукцию, не содержащую необходимой информации о ее потребительских свойствах или условиях безопасности, а также фальсифицированных копий; отсутствуют меры экономического воздействия на недобросовестных хозяйствующих субъектов, работающих в сфере оптовой торговли. Несовершенная правовая база по изъятию и уничтожению (утилизации) забракованных товаров приводит к их миграции по региону. Становится настоятельной необходимостью создание межведомственной информационной системы, содержащей данные о качестве товаров, результатах сертификации, учета новых изделий. Многие важнейшие мероприятия проводятся узко в рамках ведомственных полномочий без должной координации, что значительно снижает их эффективность. Поэтому для повышения качества работы по этому направлению необходимо создать условия для более полной согласованности действий как и на уровне области, так и в каждом городе и районе. 2.5 Судебная защита прав потребителей Практика реализации в области Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" показывает его действенность в части формирования механизмов судебной защиты прав потребителей. Так значительно увеличилось количество рассмотренных судами дел. Если в 1994 г. было рассмотрено 1094 дела, то в 1995 г. - 19669 (из них 2405 дел о нарушениях в сфере торговли и услуг, а остальные в финансово-кредитной сфере). Девять дел из десяти решались в пользу потребителей. Вот один из примеров, подтверждающих это. В Мотовилихинский районный суд г.Перми поступило заявление от гражданина Авдеева о нарушении его прав АО "Прикамье-Лада", выразившееся в отказе продавца расторгнуть договор купли-продажи некачественного товара (автомобиль "Москвич-2141") (ст.18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей") в установленные Законом сроки. В итоге рассмотрения иска судом первой инстанции и кассационном порядке судебной коллегией по гражданским делам Пермского областного суда было принято решение о расторжении вышеуказанного договора. Товар возвращен продавцу. С ответчика в пользу Авдеева взыскана рыночная стоимость автомашины на день рассмотрения дела (п.3 ст.24 Закона) - 30,2 млн.рублей, неустойка за несвоевременное исполнение требований потребителя (п.1 ст.23) в размере 15 млн.рублей; моральный вред (ст.15) - 1 млн.рублей, а также начислено в возмещение расходов по оплате услуг представителя 1,5 млн.рублей, услуг специалиста - 240 тыс.рублей, услуг магазина по предоставлению справки о стоимости автомашины - 50 тыс.рублей. С продавца в доход государства взыскана пошлина в размере 1,496 млн.рублей. Пермским областным судом проведен анализ практики применения судами области Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и подготовлена справка для председателей районных народных судов. В результате данного анализа установлено, что дела, в основном, рассматриваются правильно. Вместе с тем были выявлены следующие недостатки: неправильное определение размера цены при взыскании штрафа в соответствующий бюджет за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя; отсутствие надлежащей мотивировки размера неустойки и морального вреда, взыскиваемых в пользу потребителя при удовлетворении его требований. Для повышения качества анализа судебной практики по защите прав потребителей становится необходимым формирование отчетности о работе судов области по рассмотрению дел по защите прав потребителей и исполнению их решений. 2.6 Реализация права потребителей на просвещение и информацию В статье 3 "Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей" Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" определено, что право потребителя на просвещение обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы. В 1995 году и I полугодии 1996 года совместно с главным управлением образования области определены опорные пункты для работы с общеобразовательными учреждениями: муниципальная гимназия N 1, школы N 114, 26, педучилище N 4, профессиональные лицеи N 15, 21, в средних специальных учебных заведениях - Пермский финансово-экономический колледж, в высших учебных заведениях - Пермский государственный университет имени А.М.Горького, Пермский государственный институт коммерции. На юридическом факультете ПГУ введены спецкурсы по изучению антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей. Пермское территориальное управление ГКАП России ввело в практику проведение постоянно действующих семинаров для преподавателей вузов, техникумов, колледжей, училищ. В помощь преподавателям учебных заведений разработан примерный учебный план к спецкурсу "Проблемы реализации законодательства о защите прав потребителей". За последние два года в управлении получили необходимые консультации и методические материалы, разработанные в ГКАП России, по проблемам преподавания потребительского права свыше 50 работников образования. Однако для обеспечения права потребителей на просвещение необходимо: осуществлять более тесное сотрудничество с базовыми учебными заведениями по отработке методик преподавания основ законодательства о защите прав потребителей; организовать регулярный выпуск нормативных, методических материалов в помощь преподавателям, студентам и школьникам по изучаемой проблеме; создать базу для прохождения производственной практики студентами, специализирующимися в области защиты прав потребителей, как в территориальных органах федеральной исполнительной власти, так и в органах по защите прав потребителей при местных администрациях; ввести в практику проведение конкурсов для учащихся общеобразовательных школ на знание Закона Российской Федерации"О защите прав потребителей". На начало 1995 года в Пермской области зарегистрировано около 18 тысяч малых предприятий, на которых работает 180 тысяч человек. Основными отраслями народного хозяйства, в которых малое предпринимательство получило значительное развитие, стали торговля и общественное питание. Привлечение большого числа людей, незнакомых с требованиями нормативных актов, регулирующих торговую деятельность, стандартов, ветеринарно-санитарных правил, а также резкое сокращение служб по контролю за качеством продукции являются серьезными причинами высокого уровня забраковок потребительских товаров. Решением этого вопроса может быть осуществление подготовки или переподготовки предпринимателей на факультете повышения квалификации Пермского государственного института коммерции по основам законодательства о защите прав потребителей, а также продолжение выпуска "Торгового справочника", содержащего необходимую информацию по осуществлению деятельности в области торговли и общественного питания. Право потребителя на получение достоверной информации при приобретении товара закреплено в статьях 8-11 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". В настоящее время необходимые сведения возможно получить в технических паспортах, сертификатах соответствия, лицензиях на возможность осуществления данного вида деятельности, договорах на выполнение работ (оказание услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания; на этикетках; упаковках, в прилагаемых к товарам аннотациях и т.д. В 1 полугодии 1996 года по инициативе Пермского территориального управления ГКАП России все органы по защите прав потребителей при местных администрациях провели проверку исполнения требования п.2 ст.8 о доведении информации при заключении договоров купли-продажи на русском языке. Проведенный анализ представленных отчетов (г.г.Добрянки, Красновишерска, Березники, Лысьвы, Карагайского, Усольского, Октябрьского районов Пермской области, Ленинского, Дзержинского районов г.Перми и других) подтверждает, что большинство товаров импортного производства (печенье, пиво, соки, конфеты, чай, какао, кофе, ликероводочные изделия, вино, шампанское, безалкогольные напитки) поставляется с сопроводительной документацией на иностранных языках, что делает невозможным их правильный выбор и использование. Для отечественных производителей характерно отсутствие в технических паспортах на сложнобытовую технику сроков службы изделий, гарантий обеспечения ремонта и технического обслуживания. Расширение сферы платных услуг для населения вызвало необходимость в оформлении договоров между потребителями и исполнителями. Вместе с тем многочисленные жалобы граждан свидетельствуют, что хозяйствующие субъекты в отдельных случаях включают в договорные документы пункты, ущемляющие права потребителей. Это в первую очередь относится к риэлторской, туристской, образовательной, медицинской деятельности. В жилищно-коммунальной отрасли отсутствует договорная система, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов". 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Анализ социально-экономического положения потребителей Пермской области показывает, что при всех трудностях, пережитых ими за последние 3 года, в жизни каждого из них произошли серьезные качественные изменения, которые проявляются в следующем: защита прав потребителей возведена в этот период в ранг долгосрочной государственной политики; в области созданы и работают все необходимые органы, обеспечивающие их государственную защиту; складывается правоприменительная практика досудебной и судебной защиты прав потребителей. Благодаря этому тысячи потребителей Прикамья смогли защитить свои права. Однако сегодня очевидны и слабые стороны в этой работе. Так, порой различные государственные структуры, обеспечивающие защиту прав потребителей, дублируют в работе с хозяйствующими субъектами друг друга. В условиях формирования рыночных отношений нет многих элементов, исключающих возможность ввоза на территорию области некачественной продукции. Несовершенна система анализа практики судебной защиты прав потребителей. Незначительна роль общественных организаций. Фрагментарна работа по просвещению потребителей. В реализации потребительской политики есть и трудности, связанные прежде всего с недостатками финансирования, технического, кадрового обеспечения. В данной программе основные направления деятельности по защите прав потребителей определяются исходя из реальных возможностей. В этой связи к основным направлениям отнесены: 1 Создание действенной системы защиты прав потребителей посредством реализации следующих задач: усиление со стороны областной администрации координации действий всех федеральных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами защиты прав потребителей, служб защиты прав потребителей органов местного самоуправления, общественных организаций; изучение состояния конкурентной среды на местных рынках продовольственных товаров и содействие развитию на них добросовестной конкуренции; обеспечение потребителям условий свободного выбора товара, работы, услуги и равной доступности к товарам, работам, услугам различных категорий потребителей; совершенствование условий, обеспечивающих эффективную реализацию судебной защиты прав потребителей; улучшение работы служб по защите прав потребителей при местных администрациях и общественных организаций. 2 Совершенствование системы контроля за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Реализация этого важнейшего аспекта защиты прав потребителей предполагает: выработку и реализацию комплекса мер по предотвращению доступа на региональный рынок опасных для здоровья людей некачественных товаров, работ, услуг; развитие системы сертификации; ужесточение контроля за производством сельскохозяйственной продукции, алкогольной продукции, пищевой продукции, выпускаемой предприятиями малой переработки; разработку правил торговли на вещевых и продовольственных рынках. 3 Создание системы правового просвещения и информирования потребителей о товарах (работах, услугах), включающей: разработку и внедрение учебных программ по основам законодательства о защите прав потребителей во всех высших, средних и общеобразовательных учебных заведениях; дальнейшее развитие пропаганды и информирования населения о действии Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" через средства массовой информации; создание системы оперативного анализа и информирования граждан, государственных и общественных организаций, занимающихся защитой прав потребителей; подготовку и публикацию сборников и иных материалов в помощь потребителю. Реализация этих направлений по защите прав потребителей позволит: организационно укрепить систему защиты прав потребителей в Пермской области; повысить действенность ее работы; улучшить взаимодействие органов исполнительной власти по конкретным направлениям потребительской политики; решить ряд вопросов, связанных с обеспечением безопасности и качества товаров (работ, услуг); создать необходимые условия для правового образования потребителей. 4 ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ по реализации основных направлений деятельности по защите прав потребителей области на 1997-1998 годы ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- N ¦ Содержание мероприятий ¦ Сроки ¦ Ответственные ¦Необходимые ¦ Источники п/п¦ ¦проведения¦ за выполнение ¦финансовые затраты¦ финансирования ---+-------------------------------+----------+-------------------------+------------------+--------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4.1 Создание действенной системы защиты прав потребителей 4.1.1 Продолжить работу областного 1 раз Инспекция по защите прав В рамках бюджетного координационного совета в квартал потребителей администрации финансирования по защите прав потребителей области 4.1.2 Провести анализ состояния 1997 - Пермское территориальное 1998 г.- Областной конкурентной среды на 1998 управление Государственного 20 млн.руб. бюджет товарных рынках продуктов комитета Российской питания, изделий легкой Федерации по антимонопольной промышленности, услуг политике и поддержке новых экономических структур 4.1.3 Провести работу по выявлению 1997 г. Пермское территориальное В рамках бюджетного экономических, административных управление Государственного финансирования и иных барьеров комитета Российской для выхода на вышеуказанные Федерации по антимонопольной товарные рынки новых политике и хозяйствующих субъектов и поддержке новых частных предпринимателей и экономических структур разработать рекомендации по их устранению 4.1.4 Содействовать организации Весь Пермское территориальное В рамках бюджетного добровольных союзов период управление Государственного финансирования изготовителей (исполнителей, комитета Российской продавцов), берущих на себя Федерации по антимонопольной обязательства по выпуску политике и доброкачественных товаров поддержке новых экономических и услуг и соблюдение структур, Пермский принципов добросовестной центр стандартизации, конкуренции метрологии и сертификации, Госторгинспекция, областной центр госсанэпиднадзора, администрация области, органы местного самоуправления 4.1.5 Разработать и направить I Инспекция по защите прав В рамках бюджетного рекомендации органам местного полугодие потребителей администрации финансирования самоуправления по созданию 1997 области общественных объединений года потребителей 4.1.6 Провести анализ эффективности 1 раз в Инспекция по защите прав 1998 г. - Областной работы служб по защите прав полугодие потребителей 25 млн.руб. бюджет потребителей органов местного администрации области самоуправления с последующим доведением его итогов до глав администраций 4.1.7 Ввести в практику подготовку К 1.04 Пермское территориальное 1998 г. - Областной и публикацию годового доклада ежегодно управление Государственного 5 млн.руб. бюджет по защите прав потребителей комитета Российской в области Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, инспекция по защите прав потребителей администрации области 4.1.8 Проработать вопрос о создании Инспекция по защите прав 1998 г. - Областной областного фонда защиты потребителей 700 млн.руб. бюджет прав потребителей администрации области 4.1.9 Организовать обучение Инспекция по защите прав 1997- Бюджет органов специалистов служб по защите потребителей -1998 гг. местного прав потребителей при администрации области самоуправления местных администрациях на базе Пермского государственного института коммерции и других высших учебных заведений 4.1.10 Предусмотреть, начиная с 4 1 раз в Управление юстиции В рамках бюджетного квартала 1996 года, полгода администрации области финансирования отчетность о рассмотрении судами Пермской области дел, связанных с защитой прав потребителей 4.2 Совершенствование системы контроля за безопасностью товаров (работ и услуг) 4.2.1 Продолжить работу 1 раз в Пермский центр стандартизации, коллективного органа квартал метрологии и сертификации Пермской области по созданию, поддержке и развитию сертификационных услуг 4.2.2 Распространить действие Весь Пермский центр стандартизации, системы сертификации на период метрологии и сертификации, сертификацию оборудования, органы по сертификации инструмента, изделий легкой промышленности и парфюмерно- косметических товаров и других изделий по мере их включения в обязательную сертификацию 4.2.3 Внедрить систему сертификации 1997 г. Пермский центр стандартизации, услуг общественного питания, метрологии и сертификации, услуг химической областной центр чистки и крашения одежды, госсанэпиднадзора, комитет туристических и гостиничных по торговле и услугам услуг, услуг по ремонту и администрации области обслуживанию радиоэлектронной аппаратуры 4.2.4 Создать при коллективном 1998 г. Пермский центр 5 млн.руб. Областной органе Пермской области по стандартизации, метрологии бюджет созданию, поддержке и и сертификации, развитию сертификационных Госторгинспекция услуг независимый Дегустационный Совет для решения вопросов по определению безопасности товаров 4.2.5 Сформировать при Пермском 1998 г. Пермский центр 10 млн.руб. Областной центре стандартизации, стандартизации, бюджет метрологии и сертификации метрологии и единый реестр сертифицированных сертификации и забракованных изделий всех органов сертификации 4.2.6 Расширить сеть аккредитованных Весь Пермский центр стандартизации, органов по сертификации период метрологии и сертификации и испытательных лабораторий для проверки товаров по обязательным требованиям стандартов, норм и правил 4.2.7 Усилить контроль за работой Весь Пермский центр автозаправочных станций период стандартизации, метрологии и сертификации 4.2.8 Рассмотреть вопрос о Весь Пермский центр создании органа по период стандартизации, сертификации метрологии и средств водоочистки сертификации 4.2.9 Подготовить проекты для 1997 г. Комитет по торговле и В рамках бюджетного утверждения на Законодательном услугам администрации финансирования Собрании области: области "Правил работы организаций, осуществляющих розничную торговую деятельность"; "Правил работы объектов мелкорозничной торговой сети"; "Правил торговли на вещевых и продовольственных рынках, на мини-рынках" 4.2.10 В целях производства В течение Департамент агропромышленного В рамках бюджетного экологически чистой всего комплекса и продовольствия финансирования сельскохозяйственной периода администрации области, продукции осуществлять Пермский центр контроль за содержанием стандартизации, метрологии нитратов в почве; и сертификации, областной за содержанием в почве центр госсанэпиднадзора тяжелых металлов; за содержанием токсичных элементов в грунтах тепличных хозяйств; за применением агрохимикатов при выращивании овощей 4.2.11 Регулярно проводить В течение Территориальные органы В рамках бюджетного комплексные целевые проверки всего федеральных органов финансирования качества: периода исполнительной власти, производства и оборота службы по защите прав алкогольной продукции; потребителей при местных заготовки заложенных на администрациях хранение овощей; пищевой продукции, выпускаемой предприятиями малой переработки и сельскохозяйственными предприятиями; обслуживания населения на железнодорожном, речном и воздушном транспорте; предоставления гостиничных, туристских услуг 4.2.12 Продолжить работу по В течение УВД Пермской области В рамках бюджетного выявлению и пресечению всего финансирования деятельности подпольных периода цехов по производству алкогольной продукции 4.2.13 В целях оперативного I Госторгинспекция 63 млн.руб. Госторгинспекция проведения экспресс-анализов полугодие продовольственных товаров 1998 года дооснастить оборудованием I Администрация области 150 млн.руб. Областной и аккредитовать пищевую полугодие бюджет лабораторию Госторгинспекции 1998 года 4.3 Создание системы правового просвещения и информирования потребителей 4.3.1 Обобщить и распространить Весь Главное управление В рамках бюджетного опыт работы по изучению период образования администрации финансирования основ законодательства о области, Пермский областной защите прав потребителей институт повышения опорных учебных заведений: квалификации работников муниципальной гимназии N 1, образования, Пермское школ N 114, 26, территориальное управление педучилища N 4, Государственного профессиональных лицеев комитета Российской N 15, 21. Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур 4.3.2 Оказать помощь образовательным Весь Главное управление 1998 г. - Областной учреждениям учебными период образования администрации 25 млн.руб. бюджет программами, методическими области, Пермское материалами по защите прав территориальное управление потребителей Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур 4.3.3 Провести конкурс на лучшую 1998 г. Главное управление 10 млн.руб. Областной программу и методическое образования администрации бюджет пособие по основам з области, Пермский областной законодательства о защите институт повышения прав потребителей квалификации работников образования, Пермское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур 4.3.4 Провести конкурс для учащихся 1998 г. Главное управление 20 млн.руб. Областной образовательных учебных образования администрации бюджет заведений на знание Закона "О области, Пермское защите прав потребителей" территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур 4.3.5 Создать для студентов вузов Весь Пермское территориальное В рамках бюджетного базу для проведения практики период управление Государственного финансирования по вопросам защиты прав комитета Российской потребителей Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Пермский центр стандартизации, метрологии и сертификации, Госторгинспекция, администрация области 4.3.6 Публиковать в средствах Весь Пермское территориальное массовой информации итоги период управление Государственного правоприменительной практики комитета Российской по защите прав потребителей с Федерации по антимонопольной перечислением организаций, политике и нарушивших данный Закон поддержке новых экономических структур 4.3.7 Издавать массовым тиражом Весь Пермское территориальное Областной сборник "В помощь период управление Государственного бюджет потребителю" комитета Российской 1998 г. - Федерации по 250 млн.руб. антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, инспекция по защите прав потребителей администрации области 4.3.8 Создание специальных 1997- ТО "Ермак" 1998 г. - Областной информационных программ: -1998 гг. 200 млн.руб. бюджет "Школа потребителя" (ПГТКРК "Т-7") - ежемесячно; "Школа потребителя" (Авторадио) - еженедельно 4.3.9 Создать постоянно действующий 1997 г. Инспекция по защите информационно- прав потребителей консультационный центр администрации области, для потребителей области гильдия добросовестных с организацией "прямой предприятий линии" 4.3.10 Проработать вопрос о 1997 г. Инспекция по защите В рамках бюджетного создании банка информации прав потребителей финансирования о нарушениях законодательства администрации области о защите прав потребителей с регулярным обновлением информации 4.3.11 Продолжить практику 1 раз в Администрация области Областной регулярного социологического полугодие бюджет мониторинга по проблемам защиты прав потребителей 4.3.12 Издавать "Торговый 1997- Комитет по торговле и В рамках бюджетного справочник", содержащий -1998 гг. услугам администрации финансирования основные нормативные области документы в сфере торговли ИТОГО 1420 млн.руб. Областной бюджет 5 УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ 1 В соответствии с постановлением губернатора области от 7 июля 1996 года N 253 и решением совещания рабочей группы от 2 декабря 1996 года координация работ по реализации программы по защите прав потребителей Пермской области на 1997-1998 годы возлагается на Пермское территориальное управление ГКАП России, Пермский центр стандартизации, метрологии и сертификации, инспекцию по защите прав потребителей областной администрации. Координатором программы предоставляется право оперативного внесения изменений и дополнений в мероприятия по реализации основных направлений защиты прав потребителей. 2 Инспекция по защите прав потребителей областной администрации, Пермское территориальное управление ГКАП России осуществляют общее руководство по вопросам: создания действенной системы защиты прав потребителей на территории области; правового просвещения и информирования потребителей; информационного обеспечения реализации мероприятий программы. 3 Пермский центр стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет координацию работ по совершенствованию системы контроля за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). 4 Меры по защите прав потребителей рекомендуются для включения в программу социально-экономического развития городов, районов области. 5 Для обеспечения выполнения программы могут привлекаться следующие финансовые источники: средства бюджета области, предназначаемые на целевые программы по поддержке потребительского движения, просвещения потребителей и обеспечения их прав на информацию; средства бюджетов органов местного самоуправления городов и районов области, предназначаемые на обучение и методическое обеспечение специалистов по защите прав потребителей и поддержку потребительского движения; внебюджетные отчисления за счет штрафов, наложенных федеральными исполнительными органами, судами, административными комиссиями и иными органами на хозяйствующих субъектов за несоблюдение требований законодательства по защите прав потребителей; спонсорские взносы и пожертвования; иные источники, не запрещенные действующим законодательством. Общие затраты на реализацию программы из областного бюджета оцениваются в 1420 млн.рублей. 6 Правовое обеспечение программы защиты прав потребителей Пермской области осуществляется в рамках Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Законодательного Собрания области. Разработчиками программы являются: Бабушкин В.С. - директор Пермского центра стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России (по согласованию) Десяткова В.В. - председатель комитета по торговле и услугам администрации области Лебедева Т.М. - главный государственный санитарный врач по Пермской области Левченко С.А. - начальник Пермского территориального управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, координатор рабочей группы Марасанова И.В. - заместитель начальника Пермского территориального управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, начальник отдела защиты прав потребителей Перевалов В.В. - заместитель начальника управления юстиции администрации области Платунов Н.Г. - начальник инспекции по защите прав потребителей администрации области, координатор рабочей группы Симонова Н.Ф. - доцент Пермского государственного университета (по согласованию) Соколов Л.А. - заместитель начальника главного управления образования администрации области Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|