Расширенный поиск
Постановление Губернатора Пермской области от 31.12.1997 № 47000022119 0200210 1157401372 А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я П Е Р М С К О Й О Б Л А С Т И П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 31.12.97 N 470 +- -+ О Программе поддержки и стимулирования экспорта предприятий Пермской области В целях ускорения решения проблем внешнеэкономической деятельности Пермской области, повышения ее эффективности и социальной направленности, стабилизации и стимулирования регионального экспорта продукции (товаров и услуг) ПОСТАНОВЛЯЮ: 1 Утвердить прилагаемую Программу поддержки и стимулирования экспорта предприятий Пермской области. 2 Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя губернатора области Белоусова Ю.В. Губернатор области Г.В.Игумнов 2818 Приложение к постановлению губернатора области 31.12.97 N 470 П Р О Г Р А М М А ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ Пермь 1997 П А С П О Р Т Программы поддержки и стимулирования экспорта предприятий Пермской области Наименование Программы Программа поддержки и стимулирования экспорта предприятий Пермской области Заказчик Программы Администрация Пермской области Основной разработчик Управление международных и проекта программы внешнеэкономических связей администрации области Исполнители мероприятий Главное управление экономики Программы администрации области Главное управление финансов и налоговой политики администрации области Комитет по промышленной политике администрации области Отдел транспорта и связи аппарата администрации области Цель Программы Разработка комплекса мероприятий по оптимизации процессов внешнеэкономической деятельности, определяющих долговременные перспективы участия региона в международном разделении труда, на основе обеспечения конкурентоспособности продукции Задачи Программы Поддержка усилий предприятий-экспортеров по сохранению и расширению внешних рынков сбыта Реструктуризация экспорта области для обеспечения выхода продукции региональных производителей на перспективные мировые рынки при одновременном снижении темпов роста производственных затрат и развитии ресурсосберегающих технологий Максимальное привлечение местных сырьевых и производственных ресурсов в экспортные производства и внешнеэкономические процессы Основные мероприятия Финансово-экономическое, инфраструктурное Программы и организационно-политическое обеспечение внешнеэкономической деятельности Пермской области Сроки реализации 1998-2001 гг. Программы Ожидаемые конечные Расширение объемов производства и сбыта результаты реализации экспортной продукции предприятий области Программы на традиционных рынках Выход на перспективные рынки наукоемких производств и передовых технологий Система контроля Контроль за выполнением Программы осуществляет первый заместитель губернатора области Белоусов Ю.В. ВВЕДЕНИЕ Программа поддержки и стимулирования экспорта предприятий Пермской области (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Концепцией развития внешнеэкономической деятельности Пермской области на период 1996-2000 гг., в развитие и конкретизацию заложенных в ней положений и идей. Необходимость разработки Программы обусловлена потребностью в создании актуальных механизмов организационного, юридического и финансового обеспечения и поддержки деятельности предприятий области на внешнем рынке и стимулирования развития перспективной структуры регионального экспорта. Изменение экономической ситуации в регионе и на внешних рынках, а также усилившееся в последнее время влияние внешнеторгового оборота на экономику области привели к необходимости разработки новых подходов к решению проблем внешнеэкономической деятельности предприятий-экспортеров и экономики области в целом. В настоящее время условия их деятельности и принципы реализации внешнеэкономических связей не отвечают интересам региона, в том числе вследствие "тяжелой" структуры экспорта (в основном его сырьевой направленности), замедления темпов роста объемов экспорта (а по отдельным отраслям и абсолютного падения), снижения финансовой эффективности внешнеторговых операций внешнеторгового оборота. Решение этих проблем может рассматриваться как одно из направлений стабилизации экономического положения области, что в целом совпадает с общемировыми тенденциями в экономической политике наиболее развитых государств. 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Основные цели и задачи Программы Программа поддержки и стимулирования экспорта предприятий Пермской области разработана в целях ускорения решения проблем внешнеэкономической деятельности области в интересах экспортноориентированных субъектов хозяйственной деятельности (СХД), эффективного проведения реформ в сфере внешнеэкономической деятельности в современных условиях и повышения ее социальной направленности. Основной целью Программы является разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих оптимизацию процессов внешнеэкономической деятельности на основе внешнеторговой стратегии области, определяющих перспективы участия региона в международном разделении труда и обеспечивающих конкурентоспособность продукции при одновременном расширении номенклатуры и объемов ее экспорта. Задачи Программы: поддержка действующих экспортноориентированных предприятий (ДЭП); стимулирование структурной перестройки экспорта области в целом для обеспечения выхода продукции региональных производителей на перспективные высокотехнологичные мировые рынки при снижении темпов роста производственных затрат и развитии ресурсосберегающих технологий; стимулирование создания новых ДЭП на базе действующих производств, а также создания новых экспортноориентированных производств на основе модернизируемой ресурсной и инфраструктурной базы (РИБ); максимальное привлечение местных сырьевых и производственных ресурсов в экспортноориентированные производства и внешнеэкономические процессы. В ходе выполнения Программы предусматривается: установление прямых функциональных и организационных связей администрации области с СХД региона, а также укрепление внешнеэкономических связей области с зарубежными субъектами внешнеэкономической деятельности; активная деятельность администрации области на первом этапе непосредственно как организационного и стимулирующего звена процесса реализации экспортного потенциала, а на втором - как гибко реагирующего, стимулирующего и регулирующего условия внешнеэкономической деятельности звена; прямое участие администрации области в организации локальных (по времени и месту) протекционистских мер с опорой на организационно-правовую базу, в том числе в виде соглашений с территориями зарубежных государств. 1.2 Методические основы Программы Разработка Программы и ее реализация предполагают выработку комплекса взаимосвязанных мер и проведение упорядоченных мероприятий по их практическому осуществлению. Данная работа строится на основе положений, учитывающих сложившиеся к настоящему времени региональные особенности территориально-производственного комплекса Пермской области, итоги и анализ внешнеэкономической деятельности за период 1991-1996 гг., теорию и практику международного маркетинга и государственной поддержки экспортеров, а также с учетом приоритетов и соподчиненности элементов внешнеэкономической деятельности при их взаимообусловленности и относительной независимости. В качестве отправных точек, позволяющих наметить подходы к решению проблем по поддержке и стимулированию экспорта области, выделены основные направления, и на их основе разработан комплекс взаимосвязанных мер по реализации целей и задач Программы. 2 ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛАСТИ Для понимания процессов внешнеэкономической деятельности области, влияющих на развитие экспорта, и оценки возможных перспектив необходимо с учетом факторного анализа обозначить основные составляющие (элементы), характеризующие эти процессы. С учетом достаточно полного освещения данного вопроса в соответствующих разделах Концепции целесообразно остановиться лишь на его ключевых моментах. 2.1 Основные составляющие экспорта области и состояние экспортного потенциала Экспорт области оказывает существенное влияние на ее экономику. Его объем в структуре внутреннего валового продукта составляет в настоящее время до 30% и с учетом тенденций развития экономической ситуации внутри страны его роль в ближайшем будущем будет возрастать. Сложившаяся промышленная специализация, несмотря на наличие в регионе значительного научно-технического потенциала, предопределила структурный "крен" экспорта области в сторону его сырьевой направленности. Основными составляющими структуры экспорта (за 1996 г.) являются: продукция нефтехимического комплекса - 43,93%; продукция топливноэнергетического комплекса - 21,35%; цветные и черные металлы и изделия из них - 15,69%; древесина и изделия из нее - 8,69%; машиностроительная продукция - 8,31%. В то же время экономическая ситуация на предприятиях этих отраслей характеризуется следующим: состояние основных производственных фондов (далее - ОПФ) оценивается как критическое: изношенность ОПФ предприятий-экспортеров составляет в среднем 65-79%, по отдельным предприятиям - до 90%; предприятия работают в условиях острого дефицита финансовых ресурсов, при котором становится проблематичным даже процесс поддержания простого воспроизводства; существует дефицит адаптированного к рыночным условиям квалифицированного персонала; низка производственная и технологическая культура на предприятиях; практически отсутствует реальная инвестиционная поддержка со стороны государства, в том числе и в виде системы мер по привлечению финансовых средств иностранных и отечественных инвесторов; инфраструктура внешнеэкономической деятельности характеризуется отсутствием единого координирующего начала применительно к целям развития экономики области, перманентным ростом цен на энергоносители и транспорт, неудовлетворительным состоянием организации обеспечения экспорта. 2.2 Перспективы развития экспорта и состояние мировых рынков Анализ состояния и тенденций развития экспортной базы региона, а также факторов, их обуславливающих, позволяет сделать ряд выводов: 1 В ближайшие 1-2 года производства, составляющие основу экспорта, исчерпают возможности для экстенсивного наращивания объемов. 2 Без принципиального изменения ситуации произойдет абсолютное падение объемов экспорта по всем основным направлениям. 3 Себестоимость экспортноориентированной продукции будет возрастать. 4 В связи с консолидацией транснациональных образований, усилением экономической экспансии новых индустриальных стран (НИС) и развивающихся стран, усилением государственной поддержки экспорта в зарубежных странах сохранится тенденция к ужесточению конкуренции на внешних рынках. В силу экономически сложившейся структуры региональные экспортные производства зависят от состояния мировых рынков, относящихся по своей природе к разряду нестабильных, подверженных внезапным и мало предсказуемым колебаниям. 2.3 Основные факторы, влияющие на перспективы развития внешнеторговой деятельности области К основным факторам, влияющим на перспективы развития внешнеторговой деятельности области, относятся: временной фактор, определяемый сроками и этапностью развития внешнеэкономической деятельности; наличие устойчивых многосторонних связей региона с зарубежными странами; состояние инвестиционной и предпринимательской активности в отраслях ДЭП и ПЭП; доля экспортноориентированных производств во внутреннем валовом продукте области; доля промышленности и масштабы научно технического потенциала в структуре экономики региона; географическое положение по отношению к рынкам основных потребителей и протяженность внешнеторговых коммуникаций; состояние экспортноориентированных производств; наличие и состояние альтернативных возможностей сбыта экспортной продукции на внутренних рынках; состояние экономики государства и его активность по поддержке экспортеров; состояние, особенности и динамика внешних рынков; наличие системы меры по поддержке и стимулированию регионального экспорта и целеустремленность по их реализации. 2.4 Выводы Исходя из анализа состояния и перспектив развития внешнеэкономической деятельности области, изложенных в том числе и в Концепции, и в настоящей Программе, можно сделать следующие выводы: 1 Регион обладает потенциально достаточной для стабилизации и расширения экспорта промышленной, научно-технической, инфраструктурной и природно-ресурсной базой. 2 Стабилизация экспорта и замедление темпов снижения его объемов возможны при: проведении единой и сбалансированной политики (на федеральном и региональном уровнях) по поддержке экспортеров; увеличении и рациональном использовании (на региональном уровне) объемов капитальных вложений в ДЭП; осуществлении прямого вмешательства в инвестиционные процессы в регионе в виде долгосрочной системы мер по привлечению и целевому размещению финансово-кредитных ресурсов; выработке и реализации системы мер по протекционистской региональной политике на внешних рынках; политике, направленной на укрепление и расширение международных связей, в том числе и за счет налаживания контактов с нетрадиционными для области партнерами; формировании инфраструктуры, подчиненной единым задачам и отвечающей существующим потребностям поддержки и стимулирования экспорта. 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНООРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОИЗВОДСТВ Исходя из конкретных целей и задач Программы необходимо выделить следующие основные направления: разработка комплекса мер, направленных на стабилизацию и увеличение объемов экспорта продукции ДЭП; реструктуризация и "облагораживание" (расширение) номенклатуры экспорта. Работа по указанным направлениям должна строиться на основе реализации соответствующих мер: +------------------+ +-------------------------+ ¦Меры, направленные¦ ¦Меры по реструктуризации ¦ ¦на стабилизацию и ¦ ¦и расширению номенклатуры¦ ¦ увеличение ¦ ¦ экспорта ¦ ¦объемов экспорта ¦ +-------------------------+ +------------------+ ¦ +-------------------------------------+ +---------------------------+ ¦ +---------------------------+ ¦ Привлечение инвестиций +-----+-----¦Повышение доли местной РИБ ¦ +---------------------------+ ¦ ¦ в производстве и экспорте ¦ +---------------------------+ ¦ ¦ продукции ДЭП и ПЭП ¦ ¦Выбор оптимальной налоговой¦ ¦ +---------------------------+ ¦ политики и механизма ее ¦ ¦ +---------------------------+ ¦ реализации +-----+-----¦ Преобразование ¦ +---------------------------+ ¦ ¦ инфраструктуры ¦ +---------------------------+ ¦ ¦ экспорта ¦ ¦ Снижение себестоимости +-----¦ +---------------------------+ ¦ продукции ¦ ¦ +---------------------------+ +---------------------------+ +-----¦Организационно-политическая¦ +--------------------------+ ¦ ¦ поддержка ¦ ¦Законодательное оформление+------+ +---------------------------+ ¦ организационно- ¦ ¦ экономических мер ¦ +--------------------------+ 3.1 Стратегия развития экспорта области Стратегия развития экспорта области определяется: 1 Общими условиями: состояние теоретической и практической разработки данного направления; последовательность целенаправленных действий администрации области по стимулированию и поддержке данного направления; состояние и перспективы экономического пространства (см.Концепцию), в котором реализуется внешнеэкономическая деятельность области; 2 Исходя из определяемой перспективы (сроков) реализации внешнеэкономической деятельности: ближайшая перспектива; ближайшая и среднесрочная перспектива; среднесрочная и долгосрочная перспектива. 3 Геополитическими ориентирами развития внешнеэкономической деятельности региона (по приоритетным направлениям). Выбор торговых приоритетов и геополитических ориентиров зависит от влияния основных долговременных факторов, определяющих состояние и перспективы экспорта области. Исходя из факторного анализа необходимо выделить следующие приоритетные экономико-географические направления развития внешнеэкономической деятельности региона: I Европа, Северная Америка: Европа: Германия, Великобритания, Италия, Франция, Финляндия, Венгрия, Польша, Латвия, Литва, Эстония и т.п. - 49,5% от общего объема экспорта (нефтепродукты, газ, химическая продукция, лесоматериалы, черные и цветные металлы, машинно-техническое и промышленное оборудование и продукция). Северная Америка (США, Канада) - 4,2% от общего объема экспорта (удобрения, лесоматериалы, ткани, промышленная продукция). Европейский рынок и рынок Северной Америки характеризуются сложившимися устойчивыми связями, наибольшим объемом потребления экспорта области и рассматриваются как приоритетные с точки зрения сохранения и расширения существующих объемов экспорта. Широкая номенклатура и значительные объемы экспорта позволяют предприятиям области на условиях взаимовыгодного обмена приобретать современное, высококачественное оборудование и получать доступ к перспективным технологиям. II Юг, Юго-Запад: Индия, Пакистан, Иран, Турция, Северная Африка и т.п. - 7,9% от общего объема экспорта области (химическая продукция, удобрения, лесоматериалы, бумага, картон, черный металл, машинно-техническая продукция). III Страны СНГ: Армения, Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан, Грузия, Украина, Молдова - 3,2% от общего объема экспорта (нефть и нефтепродукты, химические продукты, удобрения, лес, бумага, ткани, прокат черных металлов, машинно-техническая продукция). Предпочтительность рынка по указанным направлениям определяется: 1 сопоставимостью качественных характеристик и уровней экономического развития стран-партнеров; 2 наличием необходимого соответствующего местным стандартам набора качественных и потребительских характеристик у товаров, экспортируемых из области; 3 относительно небольшой удаленностью рынков сбыта продукции (по сравнению с другими регионами); 4 альтернативностью, многовариантностью транспортных схем, возможностью использования экономически более выгодных вариантов транспортировки грузов и снижения за счет этого себестоимости транспортных услуг; 5 влиянием геополитических факторов, выражающихся в отсутствии дискриминационной внешнеэкономической политики и большей, по сравнению с европейскими рынками, открытостью для экспортируемых областью товаров; 6 наличием традиционных связей (в первую очередь со странами СНГ) и рынков сбыта основных экспортосоставляющих товаров области. IV Юго-Восток: Китай, Южная Корея, Малайзия, Сингапур и т.д.) - 28,7% от общего объема экспорта области (удобрения, химическая продукция, бумага, картон, полуфабрикаты из железа, цветные металлы). V Южная и Центральная Америка: Аргентина, Бразилия, Венесуэла и т.д. - 2,2% от общего объема экспорта области (химическая продукция, удобрения). Рынки IV и V групп характеризуются значительной емкостью, перспективами дальнейшего расширения, ростом торговой активности стран Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Исходя из вышеуказанных предпосылок, существующие в настоящее время проблемы экспорта могут быть успешно разрешены, в том числе и за счет активизации внешнеэкономической деятельности администрации области путем задействования комплекса специальных мер стимулирующего характера, таких как: решение проблемы "транспортных коридоров" при активном участии самих СХД и организационной поддержке администрации области; финансовое регулирование посредством задействования бюджетных механизмов; заключение соглашений с территориями зарубежных государств в целях оказания организационно-политической поддержки экспортерам в конкретных регионах, зонах экономических интересов СХД и области в целом. Правильный выбор стратегии экспорта с учетом геополитических ориентиров сможет частично решить для СХД и самой области проблему инвестиций в промышленное производство за счет импорта необходимого оборудования, а также рационального замещения и дополнения регионального рынка товаров народного потребления и продуктов питания за счет импортной продукции. Разумное сочетание импорта и экспорта области позволит обеспечить сбалансированный внешнеторговый оборот и проведение гибкой экономической политики. 3.2 Меры по стабилизации и стимулированию развития экспорта Данный комплекс мер направлен на приостановление падения объемов экспорта области (в первую очередь), а затем на их последовательное наращивание. Осуществляются меры специально созданным для этой цели рабочим органом - экспертной комиссией, состоящей из представителей исполнительной и законодательной власти, наделенной необходимыми полномочиями для практической реализации целей и задач Программы и решения проблем в интересах стимулирования экспорта области на региональном и федеральном уровне. Деятельность комиссии строится на основе регламента, предусматривающего состав, численность, компетенцию, полномочия, цели и задачи самой комиссии и ее членов. Разработка регламента возлагается в первую очередь на управление международных и внешнеэкономических связей администрации области (далее - УМВЭС) и комитет по региональной политике и внешнеэкономическим связям Законодательного Собрания области (далее - комитет по региональной политике и внешнеэкономическим связям) с привлечением всех заинтересованных подразделений администрации области и Законодательного Собрания области. Проект регламента вносится на утверждение правительства области. Вся практическая работа по формированию и реализации комплекса мер стимулирования и поддержки экспорта осуществляется при непосредственном участии экспертной комиссии. 3.2.1 Меры по развитию ДЭП Меры предполагают формирование механизма прямой экономической заинтересованности ДЭП по наращиванию объемов суммарного экспорта и финансирование долгосрочных программ реинвестирования в ДЭП. В этой связи главному управлению экономики администрации области (далее - главное управление экономики), УМВЭС для введения режимов льготирования (поощрения) ДЭП необходимо разработать проект регламента экспертной комиссии с возложением на нее полномочий по экспертизе индивидуальных программ развития ДЭП и их утверждению. 3.2.1.1 выделение части доходов в региональном бюджете Данная мера призвана обеспечить прямую экономическую заинтересованность ДЭП в экстенсивном наращивании экспорта и является необходимым элементом реализации долгосрочной программы реинвестирования в ДЭП с целью дальнейшего расширения экспорта и повышения эффективности его производственной базы. Проведенные расчеты показывают, что увеличение предприятиями объемов экспорта на величину М = 75-150 млн.долларов (5-10%) при ежегодных объемах экспорта области на уровне - 1500 млн.долларов, при наличии льготы (на объем М) по налогообложению в региональный бюджет 11-16% (совокупный налог в региональный бюджет до 51%) и участии в работе части ДЭП (50%) может составить: 75 х 16% = 12 млн.долларов (72,0 млрд.рублей) - льготы для предприятий по налогообложению; 75 х 35% (51%-16%) = 26,25 млн.долларов (157,5 млрд.рублей) - дополнительные поступления в бюджет. Цель увеличения поступлений в бюджет доходов от экспорта - формирование источника финансирования проектов модернизации конкретных ДЭП как наиболее перспективных в данное время объектов вложения инвестиций. Задача поддержки и стимулирования экспорта посредством финансовых механизмов требует не только поиска дополнительных источников, но и создания специально предназначенного для этих целей механизма учета и распределения доходов, полученных от внешнеторговой деятельности. В этой связи необходимо: проработать с ДЭП вопрос об изменении учетной политики, позволяющей выделять налоговые платежи по результатам внешнеэкономической деятельности из общего объема платежей в областной бюджет; законодательно определить условия изменения уровней ставок налогообложения и порядок взаимоотношений с бюджетом в зависимости от заявляемых производителями программ и достижения конкретных результатов. Реализация данных мер позволит решить проблему формирования региональных источников инвестиций и их целевого использования, выявить наиболее жизнеспособные ДЭП, а также стимулировать поиск внутренних резервов предприятий-экспортеров. Расчетная величина дополнительных бюджетных поступлений в размере 20-25 млн.долларов позволит ежегодно обеспечивать реализацию 1-3 достаточно крупных (на региональном уровне) инвестиционных проектов. Конкретное содержание указанных мер сводится к следующему: УМВЭС сформировать перечень заинтересованных предприятий-экспортеров и совместно с предприятиями подготовить программы модернизации конкретных ДЭП, создания ПЭП; Главному управлению экономики, УМВЭС подготовить: предложения по задействованию механизма льготного налогообложения; необходимые расчетные данные по эффективности воздействия данной меры на увеличение дополнительных поступлений в бюджет, возможности формирования специальных бюджетных фондов финансирования проектов модернизации конкретных ДЭП, увеличению оборотных средств предприятий-экспортеров. Главному управлению экономики, главному управлению финансов и налоговой политики администрации области (далее - главное управление финансов и налоговой политики) определить порядок взаимоотношений с ДЭП, а также механизм формирования и использования бюджетных средств, направляемых на поддержку экспорта области; Экспертной комиссии организовать конкурсный отбор на основе заявленных программ ДЭП и ПЭП и обеспечить их включение в реализацию данного раздела Программы; 3.2.1.2 формирование механизма "замораживания" индустриальных инфраструктурных затрат ДЭП и ПЭП и применения налоговых льгот Введение данной меры обусловлено перманентным ростом тарифов естественных монополистов. Уже сейчас в зависимости от вида продукции транспортные расходы составляют до 100% ее стоимости, причем тенденция к росту стоимости инфраструктурных затрат сохраняется. В этой связи удорожание себестоимости экспортной продукции привело к потере части рынков сбыта и сокращению на 4% объемов экспорта области в 1 квартале 1997 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эти потери не компенсируются расширением внутренних рынков сбыта. Анализ поведения ДЭП показывает, что предприятиям удается поддерживать заданные объемы за счет снижения производственной себестоимости продукции либо экспорта заведомо убыточной продукции. Однако такие действия являются бесперспективными, поскольку внутренние резервы производителей могут быть исчерпаны уже до конца текущего года. Вышесказанное можно продемонстрировать на основе анализа структуры себестоимости и затрат при производстве и реализации продукции на условиях "ФОБ - граница Российской Федерации". S=D+E+F+K (1) где: S - цена реализации продукции; D - заводская себестоимость продукции (20-40%); E - транспортные расходы по доставке 10-50%D; F - закладываемая прибыль (10%); K - таможенные и прочие сборы (2-3%); В свою очередь: D=L+M+N+R+T (2) где: L - покупная стоимость сырья и материалов (30%-50%); M - стоимость переработки сырья и внутризаводские расходы (15%); N - зарплата основного персонала и отчисления (10%); R - общезаводские расходы (налоги, обслуживающий персонал - 15%); T - расходы на инфраструктуру (электроэнергия,тепло,связь и т.д.). В свою очередь: L=НДС+Fn+En+Ln (3) где: НДС - налог на добавленную стоимость (20%); Fn - закладываемая поставщиком в цену норма прибыли (~10%); En - транспортные и накладные расходы по доставке (~10-20%); Ln - себестоимость сырья (~50-60%). Ln=Mn+Nn+Rn+Tn (4) где: Mn - стоимость добычи сырья и амортизация оборудования (до 30%); Nn - зарплата основного персонала и отчисления (~10%); Rn - общезаводские расходы по добыче (налоги, содержание обслуживающего персонала, плата за ресурсы и пр. ~ 20)%; Tn - затраты на инфраструктуру (~50%). Из приведенных зависимостей (1-4) следует, что: 1 Рост транспортных расходов E (1) при S и F const вынуждает производителя снижать D. Однако в условиях инфляции происходит неизбежный рост: Nn, Rn, R и N при индексации зарплаты и среднесрочных расходов на 2-3%; Tn, Mn, Ln, En, T, M - вследствие постоянного среднемесячного роста тарифов на оплату производственных расходов до 3-4% происходит сокращение объема оборотных средств производителя на 1,5-2% в месяц. Исходя из этого при D = 30% через 12 - 18 месяцев произойдет полное исчерпание оборотных средств предприятия-экспортера. 2 Существенную долю в расходах производителя занимает выплата налогов, при этом: в местный региональный бюджет - до 50% от доходов S; в федеральный бюджет - до 38% от S, т.е. в сумме до 88%. Вследствие этого сохранение существующих объемов экспорта предопределяет необходимость принятия решения на уровне региона по "замораживанию" инфраструктурных тарифов и расценок, уровня отчислений в региональные фонды и сохранению тем самым существенных поступлений от экспорта в бюджет. В противном случае произойдет резкое сокращение таких поступлений в бюджет и, следовательно, поступлений от инфраструктурных предприятий. В сравнении со вторым сценарием развития ситуации "замораживание" инфраструктурных затрат явится менее "болезненным" для бюджета, поскольку не приведет к серьезному сокращению прямых поступлений, остановке предприятий-смежников, в том числе и инфраструктурных, поможет частично решить проблему взаимных неплатежей путем взаимозачета соответствующей ставки налоговых поступлений от инфраструктурных предприятий на соответствующую величину тарифных льгот для экспортеров, а также будет приостановлено "вымывание" оборотных средств предприятий. Реализация меры сводится к следующему: 1 главному управлению экономики, УМВЭС, главному управлению финансов и налоговой политики подготовить экономические обоснования по "замораживанию" затрат и введению налоговых льгот, включающих расчетную часть по производственным, инфраструктурным затратам, сравнительный анализ себестоимости продукции с мировыми ценами, а также их динамические характеристики на определенную перспективу и соответствующие выводы, расчеты по целесообразности и эффективности введения налоговых льгот; 2 Экспертной комиссии рассмотреть на конкурсной основе и утвердить индивидуальные программы для конкретных экспортеров. Смысл индивидуальной программы сводится к установлению предприятием обязательного объема продаж на внешнем рынке и предоставление с этим условием законодательно определенных льгот, распространяющихся на ДЭП в соответствии с заявленными и утвержденными программами. 3 Руководству администрации области и Законодательного Собрания области согласовать на федеральном уровне (Минфин России, Минэкономики России, Государственная налоговая инспекция Российской Федерации) вопросы обеспечения режимов применения налоговых льгот; 3.2.1.3 создание режимов переработки (изготовления) продукции в свободных таможенных зонах Предоставление предприятиям расширенных возможностей введения на территории собственных производств режима свободной таможенной зоны (СТЗ), позволяющего производить переработку продукции, начиная с момента ввоза сырья под переработку и заканчивая моментом вывоза за пределы таможенной границы Российской Федерации. Законодательством предусмотрено освобождение от уплаты таможенных пошлин товаров при их ввозе в СТЗ (~20% от декларируемой стоимости) и совершении производственных операций. При длительных технологических циклах переработки это позволяет экономить значительные денежные ресурсы предприятия. Введение данной меры позволит предприятиям, работающим на условиях толлинга, существенно снизить таможенные издержки и укрепить свое финансовое положение. Осуществление меры требует координации усилий властных структур федерального, регионального уровней и таможни. Практическая реализация данной меры сводится к следующему: УМВЭС подготовить аналитическую записку, содержащую выводы о необходимости и целесообразности введения данной меры с учетом произведенных расчетов и потенциальной готовности предприятий к участию в работе; проработать возможности введения режимов СТЗ на территории размещения конкретных ДЭП и оценить эффективность введения такой меры; совместно с Пермской таможней проработать вопрос и вынести предложение по созданию СТЗ на утверждение Государственного таможенного комитета Российской Федерации; экспертной комиссии на основе представленных материалов и заявок на участие - утвердить перечень ДЭП, на территории которых предполагается введение режима СТЗ; 3.2.1.4 решение проблемы "транспортных коридоров". Решение проблемы связано с тенденцией неуклонного роста транспортных тарифов (до 100% и более от себестоимости перевозимых грузов) и поиском резервов снижения себестоимости экспортной продукции в целом и ее транспортной составляющей в частности. Особенно остро данная проблема ощущается в связи с отсутствием для большинства предприятий возможности увеличения цены на производимую продукцию на внешних рынках и значительной протяженностью (2,5-6 тыс.км) основных внешнеторговых коммуникаций. Возможность использования предприятиями-экспортерами разветвленной речной сети, открывающей прямой выход к зарубежным рынкам на южном, юго-западном и северо-западном направлениях, позволяет конкретным экспортерам сократить стоимость транспортной составляющей до 20% и тем самым расширить возможности воздействия на ценовой фактор с целью поддержания на необходимом уровне конкурентоспособности экспортируемой продукции, повысить эффективность транспортных экспортных потоков области, сохранить или расширить объемы сбыта продукции на внешних рынках и, как следствие, объем поступлений в региональный бюджет. Суть решения проблемы сводится к следующему: 1 УМВЭС совместно с отделом транспорта и связи аппарата администрации области определяет перечень наиболее крупных предприятий-экспортеров основных экспортообразующих товаров и проводит анализ экспортных потоков по направлениям (рынкам сбыта), номенклатуре основных составляющих экспорта, основным транспортным схемам и видам транспорта. 2 УМВЭС проводит анализ эффективности работы экспортообеспечивающих видов транспорта и готовит предложения по повышению эффективности работы и снижению себестоимости транспортных расходов, проводит анализ потребностей и схем размещения портово-терминальных сооружений с точки зрения их оптимизации, а также проводит анализ существующих и выявление потенциальных рынков сбыта основных видов экспортной продукции на предмет: возможного замещения (комбинирования) используемых видов транспорта и транспортных схем с точки зрения оптимизации временных и финансовых затрат; возможного перераспределения транспортных потоков и организации новых рынков сбыта с учетом преимуществ использования речных путей сообщения; 3 УМВЭС готовит соглашения о взаимодействии заинтересованных предприятий и администрации области в практической реализации вопросов организации "транспортных коридоров"; проводит анализ и выбор принимающих портов на сопредельных территориях с точки зрения оптимизации экспортных транспортных потоков; готовит проекты соглашений с конкретными территориями, в т.ч. и в рамках развития связей дружественного партнерства, официальными и коммерческими структурами об использовании портовых сооружений и перевалочных баз на сопредельных территориях и вносит подготовленные проекты на подписание губернатору области. 4 Отдел транспорта и связи аппарата администрации области проводит изучение рынка услуг на речном транспорте и совместно с УМВЭС - предварительный выбор генерального перевозчика (перевозчиков). 5 На основе данных и выводов по результатам проработки указанных вопросов экспертная комиссия: разрабатывает программу развития транспортной инфраструктуры, включающей комплекс действий заинтересованных структурных подразделений администрации области по решению транспортных проблем и повышению эффективности использования инфраструктуры в интересах экспорта области; на конкурсной основе выбирает генерального перевозчика; готовит к подписанию и вносит на утверждение соглашения между администрацией области и конкретными ДЭП или их отраслевыми объединениями и генеральным перевозчиком; вносит на обсуждение и утверждение в администрацию области и Законодательное Собрание области решение вопросов бюджетного финансирования части инфраструктурных затрат на создание (модернизацию) перевалочных баз, терминальных сооружений, грузового фрахта; 3.2.1.6 расширение экспортных рынков Данные долговременные меры предусматривают развитие экономических взаимоотношений с административно-территориальными образованиями зарубежных государств на основе соответствующих соглашений, обеспечивающих взаимовыгодные условия в экспортно-импортном обмене как для области в целом, так и для конкретных субъектов хозяйственной деятельности; признание области в качестве равноправного партнера и повышение авторитета и известности во внешнеэкономических связях и прежде всего в нетрадиционных, но имеющих важное значение для развития экспорта области странах и регионах; создание системы плановых, стратегически обоснованных действий администрации области по координации и контролю внешнеэкономической деятельности региона. Практическая реализация данного мероприятия заключается в последовательном выполнении УМВЭС следующих действий: 1 Разработать и передать на рассмотрение и утверждение губернатора области программу развития прямых экономических связей с зарубежными партнерами, включающую: обоснование необходимости для области и СХД установления такого рода связей; анализ основных составляющих структуры экспорта и перспектив развития ДЭП, состояния и динамики внешних рынков, с учетом оптимизации экспортных транспортных потоков по основным действующим и предполагаемым направлениям; выводы об экономической эффективности, преимуществах и целесообразности развития связей с конкретными регионами, странами; перечень предполагаемых партнеров по территориям, с краткой информацией по каждой: потенциал и общие возможные направления и интересы торгово-экономического сотрудничества. 2 По действующим (готовящимся к подписанию) соглашениям с территорией на основе изучения и формирования предложений конкретных СХД с обеих сторон составить план мероприятий по практическому наполнению и реализации декларируемых намерений. Каждому соглашению соответствует индивидуальный план реализации с учетом особенностей и соответствующих экономико-политических условий и перспектив развития внешнеэкономических связей в конкретной стране, регионе. 3 УМВЭС, комитету по региональной политике и внешнеэкономическим связям обеспечить введение механизма гарантий СХД, действующих в рамках территориальных соглашений, предусмотреть меры стимулирования участников внешнеэкономической деятельности по их привлечению к реализации соглашений дружественного партнерства и разработать: положение о статусе официального представителя региона, действующего в рамках соглашения; программу действий по организации выставочно-презентационных мероприятий области и организации постоянно действующих торгово-экономических представительств за рубежом; программное положение по поддержке и активизации банковского и финансового обеспечения развития территориальных связей. 3.2.2 Меры стимулирования реструктуризации экспорта Данный блок мер тесным образом увязан с мерами по поддержке и развитию ДЭП. Введение мер обусловлено наличием в области значительного, в основном невостребованного научно-технического и машиностроительного потенциала, его критическим финансово-экономическим положением, устойчивым и постоянно растущим спросом на внешнем рынке (по сравнению с другими, прежде всего сырьевыми составляющими экспорта области). Реализация мер предусматривает решение проблемы за счет: 1 мер общеэкономического характера: экономического стимулирования и поддержки перспективных машиностроительных, металлургических, высокотехнологичных ДЭП и ПЭП, а также стимулирования создания РИБ; внедрения технологий прогрессивной и углубленной переработки экспортной продукции на ДЭП с преобладающей сырьевой направленностью; расширения существующих и поиска новых рынков сбыта производимой в области ДЭП и ПЭП машинно-технической продукции и технологий; 2 мер инвестиционной поддержки; 3.2.2.1 меры общеэкономического характера: Для реализации мер: 1 УМВЭС провести анализ состояния и перспектив экспорта продукции наукоемких и машинно-технических отраслей, а также сырьевых ДЭП и ПЭП (при наличии возможностей для внедрения технологий углубленной переработки продукции). 2 Экспертной комиссии: на основе заявленных индивидуальных программ ДЭП и ПЭП определить перспективные (оптимально сочетающие экономическую эффективность внедряемых мер, объемы помощи и ее качественное содержание, а также перспективность с точки зрения продолжительности "жизни" экспортного товара) ДЭП и ПЭП; определить порядок, объемы и содержание мер по поддержке реструктуризации экспорта в отношении каждого из них. 3 УМВЭС совместно с ассоциацией малых предприятий разработать программу мер по привлечению к экспортной деятельности субъектов малого предпринимательства и развитию экспортного потенциала малых предприятий и кустарного промысла; 3.2.2.3 меры по привлечению инвестиций УМВЭС разработать программу привлечения зарубежных и отечественных инвестиций к реализации программ, нацеленных на модернизацию ДЭП, создание ПЭП и формирование РИБ. С этой целью: сформировать пакет предложений наиболее привлекательных для инвестиций проектов и производств; разработать необходимую для привлечения инвестиций законодательную базу; сформировать пакет предложений по созданию в области инвестиционно привлекательного климата путем создания территориально-производственных зон (ТПЗ), предполагающих наличие локальных территорий, сочетающих в себе комплекс мер финансовой поддержки, налогового и таможенного регулирования и т.д. 3.2.3 Основные составляющие и этапы реализации Программы стимулирования экспорта. Практическая реализация Программы предполагает прохождение двух организационных этапов: первый этап - стабилизация экспорта (1998-1999 гг.); второй этап - реструктуризация экспорта (1999-2001 гг.), предполагающих организационно-правовые действия со стороны администрации области (на начальном этапе) с последующим смещением акцента стимулирования и поддержки непосредственно на организационно-практические действия самих ДЭП и ПЭП. Первый этап: носит организационный характер; рассчитан на использование имеющихся у региональных ДЭП конкурентных преимуществ; рассчитан на изменение в основном количественных показателей экспорта; является основой для формирования благоприятной экономической и правовой среды внешнеэкономической деятельности области и создания на этой основе благоприятных условий для расширения экспорта. Данный этап предполагает осуществление комплекса последовательных мероприятий в виде действий администрации области и Законодательного Собрания области, включающих: формирование необходимых источников финансовой поддержки за счет выделения части доходов в региональном бюджете в отдельный блок с последующим финансированием из него перспективных ДЭП, введения налоговых льгот, "замораживания" инфраструктурных тарифов, создания таможенных режимов переработки продукции, формирования необходимой экономической и правовой базы привлечения инвестиций; введение мер необходимой организационно-политической поддержки посредством решения проблемы "транспортных коридоров" и расширения экспортных рынков. Этап предполагает тесный контакт и взаимодействие с ДЭП по: их привлечению к реализации Программы, ее конкретных мероприятий; выделению адресатов первоочередных мер поддержки и стимулирования с точки зрения оптимизации размеров и содержания поддержки конкретных ДЭП и ПЭП и получения отдачи, то есть с учетом эффективности введения конкретных мер; анализу исходной информации, проведению организационной работы с конкретными ДЭП, определению конкретных адресатов поддержки и стимулирования; подготовке экономического обоснования по введению конкретных мер; подготовке планов мероприятий введения мер на конкретных ДЭП и ПЭП; формированию законодательной базы предлагаемых мероприятий по конкретным блокам вопросов, в том числе и на федеральном уровне; практической реализации предусмотренных Программой мер. Второй этап рассчитан на 1999-2001 гг. и предполагает расширение экспорта предприятий на основе сформированной законодательной базы и проведенных организационно-политических мероприятий. Состоит в реализации созданных первым этапом предпосылок. На данном этапе акцент усилий администрации области переносится на изменение качественных показателей экспорта за счет: реструктуризации экспорта путем переориентации ДЭП на более углубленную переработку; создания ПЭП и их перевода в разряд ДЭП; создания РИБ; поддержки наукоемких производств; расширения ассортимента экспортной продукции; привлечения инвестиций в наукоемкие отрасли. На втором этапе предполагается уже не только использование традиционных конкурентных преимуществ, но формирование новых за счет смещения усилий в сторону реструктуризации экспорта. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Предлагаемые Программой меры и их практическое наполнение не являются чем-то окончательным и сформировавшимся по форме и содержанию и в процессе реализации Программы в зависимости от изменений экономической, правовой и политической среды могут подвергаться корректировке, дополнениям и уточнениям. Реализация Программы позволит: систематизировать и оптимизировать процессы внешнеэкономической деятельности области, вывести их на новый качественный уровень, повысить эффективность деятельности самой администрации области и СХД; объединить усилия региональных производителей и администрации области по проведению долговременной региональной внешнеэкономической политики; поднять на более качественный и количественный уровень экспорт области; создать систему обеспечения конкурентоспособности продукции на среднесрочную и долгосрочную перспективу; решить социальные вопросы, поднять качество и уровень жизни работников предприятия; оказать тем самым реальное воздействие на происходящие в регионе процессы внешнеэкономической деятельности и оказать максимальную поддержку экспортерам с точки зрения возможностей региональной администрации. Решение предусмотренного Программой комплекса мероприятий потребует целенаправленной, последовательной работы заинтересованных подразделений администрации области, их взаимодействия, в т.ч. при решении вопросов на федеральном уровне. Приложение к Программе поддержки и стимулирования экспорта предприятий Пермской области ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по стимулированию и развитию экспорта Пермской области на 1998 год (план реализации Программы) -------------------------------------------------------------------------------------------------------- N ¦ Содержание мероприятия ¦Наименование мер и документов¦Срок исполнения¦Ответственные исполнители п/п¦ ¦ ¦ ¦ ---+----------------------------+-----------------------------+---------------+------------------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 -------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 Создание организационно-нормативных условий для реализации Программы 1.1 Принятие нормативных актов Проекты законов Пермской 2 квартал Управление международных по стимулированию развития области "О стимулировании 1998 г. и внешнеэкономических экспорта экспортноориентированного связей администрации производства продукции", "О области (далее - УМВЭС), стимулировании комитет по региональной реструктуризации экспорта" политике и внешнеэкономическим связям Законодательного Собрания области (далее - комитет по региональной политике и внешнеэкономическим связям) 1.2 Принятие комплекса Проект постановления 3 квартал УМВЭС, комитет по организационно-регулирующих губернатора области "О 1998 г. промышленной политике, мер по уровню регулировании цен и тарифов главное управление инфраструктурных затрат для предприятийэкспортеров" экономики администрации экспортеров области 1.3 Внедрение практики режимов Совместное решение 3 квартал УМВЭС, Пермская таможня, переработки (изготовления) администрации области и 1998 г. комитет по промышленной экспортной продукции в Пермской таможни о создании политике администрации свободных таможенных зонах режимов свободных таможенных области зон 1.4 Принятие программы Постановление губернатора 2 квартал УМВЭС, комитет по развития транспортной области "О развитии 1998 г. промышленной политике, инфраструктуры и инфраструктурных элементов главное управление "транспортных коридоров" региона" экономики администрации для экспорта продукции области Пермской области 1.5 Принятие программы Постановление губернатора 1 квартал УМВЭС развития прямых области "О развитии 1998 г. экономических связей с партнерских отношений зарубежными партнерами Пермской области на 1998-1999 гг." 1.6 Предусмотреть в проекте Проект закона Пермской 4 квартал Главное управление бюджета Пермской области области "О бюджете на 1999 1998 г. финансов и налоговой на 1999 год создание фонда год" политики администрации поддержки экспорта области 2 Координация и содействие развитию промышленного и товарного экспорта 2.1 Формирование процедуры Проект регламента 2 квартал УМВЭС, уполномоченный рассмотрения и организации экспертной экспортной 1998 г. МВЭС России по Пермской регулярной работы комиссии. Распоряжение области, Пермская экспертной комиссии по губернатора области о торгово-промышленная программам экспорта введении регламента палата, комитет по предприятий Пермской экспертной экспортной промышленной политике области комиссии администрации области 2.2 Обеспечение долгосрочных Программа развития внешней 2 квартал УМВЭС торгово-экономических торговли на 1998-1999 гг. 1998 г. интересов Пермской области в рамках развития на мировых рынках и партнерских отношений обеспечение расширения экспортных рынков 2.3 Принятие нормативных Проект закона Пермской 4 квартал УМВЭС, комитет по актов, обеспечивающих области "Об установлении 1998 г. региональной политике и регулирование участия долгосрочных отношений внешнеэкономическим предприятийэкспортеров в Пермской области с связям работе в рамках соглашений территориями зарубежных Пермской области с государств" зарубежными территориями 2.4 Содействие развитию Проект постановления 1 квартал УМВЭС представительности губернатора области "О 1998 г. предприятий за рубежом программе выставочно-ярмарочной деятельности Пермской области за рубежом и представительствах Пермской области" Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|